Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС ПО КРАЮ ОТ 18.12.2003 N 2.18-18-445@ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ)

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


            УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                        ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
                                   
                                ПИСЬМО
                 от 18 декабря 2003 г. N 2.18-18-445@
   
       Управление  МНС  России по Краснодарскому краю  направляет  для
   использования  в  работе  вопросы -  ответы  к  семинару-совещанию,
   проведенного  со  специалистами  налоговых  органов  края,  отделом
   прочих налоговых и неналоговых поступлений 19.11.2003.
   
                   1. Налог на имущество предприятий
   
       Вопрос: В 2001 году предприятие пользовалось льготой по  налогу
   на  имущество, имея среднесписочную численность более  50%  и  фонд
   оплаты  труда более 25%, - подпункт "и" статьи 4 Закона  "О  налоге
   на имущество предприятий".
       С  2002 года предприятие не работает, однако имеются остатки по
   бухгалтерским счетам. Численность работников: 1 - руководитель и  1
   - инвалид-секретарь. Фонд оплаты труда составляет более 50%.
       Начисляется  ли  налог  на имущество  за  данный  период,  если
   предприятие не работает?
       Ответ:  В соответствии с пунктом "и" статьи 4 Закона Российской
   Федерации   от   13.12.1991  N  2030-1  "О  налоге   на   имущество
   предприятий"   (с  учетом  изменений  и  дополнений)   налогом   на
   имущество   предприятий   не  облагается   имущество   общественных
   организаций  инвалидов,  а  также  других  организаций,  в  которых
   инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.
       При  этом  подпунктом  "и" пункта 5 Инструкции  Государственной
   налоговой  службы  Российской  Федерации  от  08.06.1995  N  33  "О
   порядке   исчисления  и  уплаты  в  бюджет  налога   на   имущество
   предприятий",   изданной   на   основании   указанного   Закона   и
   зарегистрированной   Минюстом   России   от   29.06.1995   N   890,
   определено,   что   под   общим   числом   работников    понимается
   среднесписочная  численность  организации,  в  которую   включаются
   работники,   состоящие   в   штате,  а  также   совместители   (без
   внутренних) и работники, выполняющие работу по договору  подряда  и
   другим  договорам гражданско-правового характера, предметом которых
   является выполнение работ, оказание услуг.
       При  определении  права на получение указанной  льготы  следует
   исходить  из  среднесписочной численности организации,  исчисленной
   за  тот  период, за который составляется расчет налога на имущество
   предприятий.
       Таким  образом, если в отчетном периоде численность  инвалидов,
   исчисленная  нарастающим  итогом,  составила  не  менее   50%,   то
   организация  вправе воспользоваться льготой по налогу на  имущество
   независимо   от   того,   осуществляет   она   в   данном   периоде
   хозяйственную деятельность или нет.
   
       Вопрос:   Как   будут   учитываться  расходы   организации   по
   незавершенному   строительству,  по  которому  превышены   плановые
   сроки, при расчете налога на имущество? В каких случаях может  быть
   продлен   срок   строительства  и  каков  порядок   документального
   оформления?
       Ответ:  Согласно  статье  2  Закона  Российской  Федерации   от
   13.12.1991  N  2030-1  "О  налоге  на  имущество  предприятий"   (с
   изменениями  и  дополнениями)  данным налогом  облагаются  основные
   средства,  нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся  на
   балансе налогоплательщика.
       При  этом  в  соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Инструкции
   Государственной   налоговой   службы   Российской   Федерации    от
   08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет  налога  на
   имущество  предприятий" затраты организации, являющейся заказчиком-
   застройщиком  капитального  строительства,  учтенные  на  счете  08
   "Вложения  во внеоборотные активы", на период ведения строительства
   не  облагаются  налогом на имущество организаций и учитываются  для
   целей    налогообложения   после   окончания   нормативного   срока
   строительства  (монтажа оборудования), определяемого  на  основании
   строительных  правил и нормативов, проектно-сметной документации  и
   сроков   на   строительство  (монтаж  оборудования),  установленных
   соответствующими договорами подряда.
       Срок строительства (монтажа оборудования) может продлеваться  в
   установленном   законодательством  порядке,  например,   в   случае
   проведения    непредвиденных   работ,   требующих   дополнительного
   соглашения  к  договору  и финансирования проведения  таких  работ.
   Документом,  продлевающим нормативный срок  строительства  объекта,
   является  дополнительное  соглашение к  договору  подряда.  В  этом
   случае   капитальные  вложения  (затраты)  подлежат   включению   в
   налоговую  базу  по окончании установленного договором  подряда  на
   строительство     (монтаж    оборудования)    уточненного     срока
   строительства  (раздел  2  Разъяснений по  применению  Изменений  и
   дополнений  N 5 в Инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.1995  N
   33  "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий"
   -  Письмо  МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350). Самостоятельное
   продление  срока строительства (например, приказом по организации),
   не   связанное   с  изменениями  проектно-сметной  документации   и
   договора  подряда,  не является основанием для невключения  затрат,
   отраженных  по  счету  08  "Вложения  во  внеоборотные  активы",  в
   налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
       Таким   образом,   если   плановые   сроки   строительства   не
   продлевались  и  при  этом  строительство  не  завершено  (то  есть
   затраты   продолжают  числиться  на  субсчете  08-3  "Строительство
   объектов   основных   средств"),  то  расходы   по   незавершенному
   строительству  подлежат включению в расчет среднегодовой  стоимости
   имущества  организации по состоянию на 1-е число  месяца  квартала,
   следующего    за   истечением   установленного   планового    срока
   строительства.
   
       Вопрос:  Должно ли предприятие при расчете налога на  имущество
   предприятий  по  месту  нахождения филиалов учитывать  в  налоговой
   базе  филиала  сальдо по счетам 08, 20, 40, числящееся  по  балансу
   филиала,  или сальдо по данным счетам должно включаться в налоговую
   базу головной организации?
       Ответ:  В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации
   от  13.12.1991  N  2030-1  "О налоге на имущество  предприятий"  (с
   изменениями  и  дополнениями) организации, в состав которых  входят
   территориально  обособленные подразделения, не  имеющие  отдельного
   баланса   и  расчетного  (текущего)  счета,  а  также  обособленные
   подразделения,   имеющие  отдельный  баланс   и   расчетный   счет,
   зачисляют   налог  на  имущество  предприятий  в  доходы   бюджетов
   субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов   по   месту
   нахождения  указанных  подразделений  в  сумме,  определяемой   как
   произведение  налоговой ставки, действующей на территории  субъекта
   Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения,  на
   стоимость    основных    средств,    материалов,    малоценных    и
   быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
       Таким  образом,  при исчислении налоговой  базы  по  налогу  на
   имущество  предприятий по филиалам, входящим в состав  организации,
   в  соответствии  с  пунктом 4 Инструкции Госналогслужбы  России  от
   08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет  налога  на
   имущество  предприятий" (далее - Инструкция N 33) в нее  включаются
   остатки  по  следующим счетам бухгалтерского  учета:  01  "Основные
   средства";  03  "Доходные  вложения в  материальные  ценности"  (за
   минусом  амортизационных отчислений); 10 "Материалы"; 41  "Товары";
   43 "Готовая продукция"; 45 "Товары отгруженные".
       Налог  на  имущество предприятий по обособленным подразделениям
   рассчитывается по форме 1152002 (приложение 2 к Инструкции N 33).
       Стоимость  иного имущества, фактически находящегося в указанных
   обособленных  подразделениях, в том числе нематериальные  активы  и
   затраты    (включая    расходы    на   производство,    капитальное
   строительство,  расходы будущих периодов и  иные  затраты),  должна
   учитываться  при  расчете налоговой базы  по  налогу  на  имущество
   предприятий  организации (в целом по организации)  и  отражаться  в
   форме 1152001 (Приложение N 1 к Инструкции N 33).
   
       Вопрос:  Организация использует льготу в соответствии с пунктом
   "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1  "О
   налоге на имущество предприятий".
       Основным   видом  деятельности  организации  является  оказание
   санаторно-курортных и оздоровительных услуг.
       К объектам социально-культурной сферы предприятие относит:
       а)  отдельно  стоящее здание столовой, находящееся  на  балансе
   предприятия,  у  которого  имеется сертификат  для  оказания  услуг
   общественного питания. Питание входит в стоимость путевки;
       б) телефонно-офисное оборудование.
       Организации  был произведен доступ в телефонную сеть  связи  по
   тарифам  ООО "Кубтелеком". Оплата услуг связи не входит в стоимость
   путевки  и  производится  отдыхающими за наличный  расчет  в  кассу
   пансионата.
       Относится ли телефонно-офисное оборудование к объектам жилищно-
   коммунальной и социальной сферы и льготируется ли в соответствии  с
   пунктом "а" статьи 5 вышеуказанного Закона?
       Относится  ли  здание  столовой к объектам социально-культурной
   сферы  и  льготируется  ли в соответствии с пунктом  "а"  статьи  5
   вышеуказанного Закона?
       Ответ: Согласно пункту "а" статьи 5 Закона Российской Федерации
   от  13.12.1991  N  2030-1  "О налоге на имущество  предприятий"  (с
   изменениями   и  дополнениями)  стоимость  имущества   предприятия,
   исчисленная  для целей налогообложения, уменьшается  на  балансовую
   (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и  социально-
   культурной  сферы,  полностью или частично находящихся  на  балансе
   налогоплательщика.
       Перечень  объектов  жилищно-коммунальной и социально-культурной
   сферы,  исключаемых  из налоговой базы, приведен  в  подпункте  "а"
   пункта  6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995  N  33  "О
   порядке   исчисления  и  уплаты  в  бюджет  налога   на   имущество
   предприятий", изданной на основании Закона, и разработан  с  учетом
   Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства N 1-75-
   018   (ОКОНХ).  К  объектам  социально-культурной  сферы  относятся
   объекты  культуры и искусства, образования, физкультуры  и  спорта,
   здравоохранения,   социального  обеспечения  и   непроизводственных
   видов бытового обслуживания населения.
       Что  касается  столовых  и пищеблоков, то  согласно  ОКОНХ  они
   отнесены  к отрасли "Торговля и общественное питание" (код  71311),
   за   исключением   имущества  столовых  санаториев,   используемого
   исключительно  для  лечебно-диетического  питания  (включая  запасы
   продуктов  питания),  при  условии  ведения  раздельного  учета   и
   использования данного имущества по назначению.
       Таким образом, столовые (за исключением имущества столовых  для
   лечебного  питания) и иные имущественные объекты,  не  связанные  с
   обслуживанием  отдыхающих и не относящиеся согласно  Классификатору
   (ОКОНХ)  к  объектам  жилищно-коммунальной  и  социально-культурной
   сферы   (такие,   как  телефонно-офисное  оборудование),   подлежат
   налогообложению в общеустановленном порядке.
   
       Вопрос:  Каков  порядок уплаты налога на имущество  предприятий
   некоммерческими  организациями,  созданными  в  форме  общественных
   организаций?
       Ответ:  согласно  статье  4  Закона  Российской  Федерации   от
   13.12.1991  N  2030-1  "О  налоге  на  имущество  предприятий"   (с
   изменениями   и   дополнениями)  от   уплаты   налога   освобождены
   общественные   объединения   и  ассоциации,   осуществляющие   свою
   деятельность   за  счет  целевых  взносов  граждан   и   отчислений
   предприятий  и  организаций из оставшейся в их  распоряжении  после
   уплаты   налогов   и  других  обязательных  платежей   прибыли   на
   содержание  указанных  общественных объединений,  ассоциаций,  если
   они не осуществляют предпринимательскую деятельность.
       Статьей  7  Федерального  закона  от  19.05.1995  N  82-ФЗ  "Об
   общественных объединениях" определено, что одной из организационно-
   правовых   форм  общественных  объединений  являются   общественные
   организации.
       В  соответствии  со  статьей  21 Федерального  закона  N  82-ФЗ
   предусмотрена государственная регистрация общественных  организаций
   в органах юстиции.
       Таким  образом, общественная организация, зарегистрированная  в
   органах   юстиции  в  соответствии  с  Законом  N   82-ФЗ,   вправе
   воспользоваться   указанной  льготой,  если   она   не   занимается
   предпринимательской деятельностью.
       Вместе   с   тем   общественные   организации,   осуществляющие
   предпринимательскую   деятельность,  в   том   числе   по   ведению
   приносящих  доход внереализационных операций, таких,  как  сдача  в
   аренду  имущества  или  хранение средств  на  депозитных  счетах  в
   банках,    являются   плательщиками   налога   на    имущество    в
   общеустановленном  порядке. Уплата налога  производится  за  период
   осуществления предпринимательской деятельности.
       Под  периодом  осуществления  предпринимательской  деятельности
   понимается  количество дней для осуществления такой деятельности  в
   отчетном     периоде.     При     этом     период     осуществления
   предпринимательской  деятельности может быть  определен  исходя  из
   заключенных   договоров   гражданско-правового   характера,    даты
   поступления  выручки  от  реализации продукции  (работ,  услуг)  на
   расчетный   счет   и  других  документов,  позволяющих   определить
   указанный период.
       Подлежащая  уплате  сумма  налога на имущество  предприятий  за
   период  осуществления предпринимательской деятельности определяется
   как  отношение  исчисленной  суммы налога  за  отчетный  период  на
   количество  дней в отчетном периоде, умноженное на количество  дней
   осуществления предпринимательской деятельности в отчетном периоде.
   
               2. Плата за пользование водными объектами
   
       Вопрос:  Должны  ли  сельскохозяйственные  товаропроизводители,
   перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога,  платить
   за пользование водными объектами?
       Ответ:    Пунктом   4   статьи   346.1   главы   26.1   "Единый
   сельскохозяйственный   налог"   Налогового    кодекса    Российской
   Федерации   определен   перечень   налогов   и   сборов,    которые
   уплачиваются     организациями,     крестьянскими     (фермерскими)
   хозяйствами  и индивидуальными предпринимателями, переведенными  на
   уплату  единого  сельскохозяйственного налога  (далее  -  ЕСХН).  К
   таким  налогам и сборам относятся НДС, акцизы, плата за загрязнение
   окружающей  природной  среды, государственная  пошлина,  таможенная
   пошлина,   налог  на  имущество  физических  лиц  (в  части   жилых
   строений,  помещений  и  сооружений,  находящихся  в  собственности
   индивидуальных  предпринимателей), налог с имущества,  переходящего
   в  порядке  наследования  или дарения;  лицензионные  сборы.  Кроме
   того,  в  соответствии с законодательством Российской  Федерации  о
   пенсионном   обеспечении  организации,  крестьянские   (фермерские)
   хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на  уплату
   ЕСХН,   уплачивают  страховые  взносы  на  обязательное  пенсионное
   страхование.
       Вместе  с  тем  переход организаций, крестьянских  (фермерских)
   хозяйств   и   индивидуальных  предпринимателей  на   уплату   ЕСХН
   освобождает   их   от   уплаты  большинства   налогов   и   сборов,
   предусмотренных  статьями 13 - 15 части первой  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации, среди которых плата за  пользование  водными
   объектами.  Данное  положение действует  до  внесения  изменений  в
   главу  26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового  кодекса
   Российской Федерации.
   
       Вопрос:  Платят  ли  за  сброс сточных  вод  и  за  пользование
   акваторией организации, занимающиеся товарным рыборазведением?
       Ответ:  Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской  Федерации
   от  06.05.1998  N 71-ФЗ "О плате за пользование водными  объектами"
   осуществление  сброса  сточных  вод  в  водные  объекты  признается
   объектом  налогообложения платой за пользование водными  объектами,
   в  том  числе для товарного рыборазведения и воспроизводства водных
   биологических ресурсов.
       Вместе  с тем в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского
   края  от  27.02.2002 N 445-КЗ "О внесении изменения и дополнения  в
   Закон   Краснодарского  края  "О  плате  за   пользование   водными
   объектами    в    Краснодарском   крае"    предприятия    товарного
   рыборазведения  и  воспроизводства  водных  биологических  ресурсов
   освобождаются  от  платы  за  сброс воды  в  части,  зачисляемой  в
   краевой  бюджет,  если качество воды по заключению территориального
   органа  Министерства  природных  ресурсов  Российской  Федерации  в
   процессе использования не ухудшается.
       Не   является  объектом  налогообложения  изменение   в   целях
   рыборазведения  уровня  воды в водоемах,  являющихся  частью  реки,
   водохранилища  или  другого  водного  объекта.  В   то   же   время
   организации, индивидуальные предприниматели, занимающиеся  товарным
   рыборазведением  и воспроизводством водных биологических  ресурсов,
   кроме  платы  за  сброс  вносят платежи за  пользование  акваторией
   водного  объекта  в  соответствии  с  пунктом  1  статьи  2  Закона
   Российской  Федерации от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование
   водными  объектами"  исходя  из  объема  акватории,  отраженного  в
   лицензии на водопользование.
   
       Вопрос:  Кто является плательщиком платы за пользование водными
   объектами   при  передаче  водозаборных  сооружений  и  технических
   средств в аренду третьим лицам?
       Ответ: В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О плате
   за   пользование   водными  объектами"  N   71-ФЗ   от   06.05.1998
   плательщиками  платы  за пользование водными  объектами  признаются
   организации   и   индивидуальные  предприниматели,  непосредственно
   осуществляющие   пользование  водными   объектами   с   применением
   сооружений,   технических   средств   или   устройств,   подлежащее
   лицензированию    в    порядке,   установленном   законодательством
   Российской Федерации.
       При  передаче водозаборных сооружений, технических средств  или
   устройств  в  аренду третьим лицам обязанность по уплате  в  бюджет
   платы   за  пользование  водными  объектами  возлагается  на  лицо,
   которому  выдана  лицензия на водопользование и  в  соответствии  с
   которой предоставлено право пользования водным объектом.
       Организации,   использующие   соответствующие   сооружения   на
   основании договора аренды, являются плательщиками платы только  при
   получении   лицензии  на  водопользование.  В   случае   отсутствия
   лицензии  на  водопользование  и у  арендодателя,  и  у  арендатора
   налогоплательщиком является непосредственный владелец  водозаборных
   сооружений,  технических  средств  или  устройств.   При   этом   в
   соответствии  со  статьей  4  Федерального  закона  "О   плате   за
   пользование   водными  объектами"  при  отсутствии  у   плательщика
   лицензии  на  водопользование ставки платы за  пользование  водными
   объектами увеличиваются в пять раз.
   
       Вопрос:   Можно   ли  применять  льготу  в   размере   80%   от
   установленной  ставки  платы  за пользование  водными  объектами  в
   части,  зачисляемой в краевой бюджет, согласно Закону N 581-КЗ,  по
   другим    налогоплательщикам,   кроме   предприятий   коммунального
   хозяйства, если они отпускают воду населению?
       Ответ:  Согласно разъяснению Управления экономики МПР России  к
   забору  воды  для  водоснабжения  населения  относится  забор  воды
   только  для водоснабжения городского, сельского, поселкового жилого
   фонда.   При   водоснабжении  населения  не   самим   плательщиком-
   водопользователем,  а  через  третьих лиц  льгота  не  применяется,
   налогообложение производится по общеустановленным ставкам.
       Вместе с тем если водоснабжение населения осуществляется  через
   третьих   лиц,   при  этом  в  лимитной  карточке  водопользователя
   добывающей   организации  определено,  что  целью   водопользования
   является    водоснабжение    населения,    коммунально-бытовых    и
   промышленных  предприятий,  установлены лимиты  водопотребления  по
   субабонентам,  то  налоговые ставки платы  за  пользование  водными
   объектами распространяются на данного налогоплательщика только  при
   наличии  подтверждающих  документов  об  объемах  воды,  фактически
   потребляемых каждым абонентом.
       При  отсутствии в организации-водопользователе соответствующего
   абонентского  отдела,  ведущего  учет  водопотребления  в   разрезе
   субабонентов,  налогообложение  производится  по  общеустановленным
   налоговым законодательством ставкам.
   
       Вопрос:  В  связи с изменениями в законодательстве в 2003  году
   просим  разъяснить  порядок  расчета и  величину  ставки  платы  за
   пользование водными объектами за воду, реализуемую населению.
       Ответ: Принятым Законом Краснодарского края от 03.06.2003 N 581-
   КЗ  "О плате за пользование водными объектами в Краснодарском крае"
   с  01.01.2003  устанавливается  льгота  в  размере  80%  от  ставок
   пользования  водными  объектами организациям, осуществляющим  забор
   воды для водоснабжения населения.
       При  этом необходимо учитывать, что льгота применяется к полным
   ставкам   платы,  установленным  Законом  Краснодарского  края   от
   06.04.99  N  167-КЗ  "О плате за пользование  водными  объектами  в
   Краснодарском  крае"  (в  редакции Закона  Краснодарского  края  от
   27.03.2002  N 445-КЗ), имея в виду, что в соответствии  с  Приказом
   Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 N  352  "О
   перечнях  налогов (сборов), подлежащих учету и распределению  между
   уровнями  бюджетной системы Российской Федерации на  счета  органов
   Федерального  казначейства  в  2003  году",  плата  за  пользование
   водными  объектами  в  2003  году  в  размере  100%  зачисляется  в
   консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
   
                3. Налог на добычу полезных ископаемых
   
       Вопрос:   Организация  осуществляет  добычу   известняка.   Что
   является  объектом  налогообложения:  объем  добытого  минерального
   сырья   или   объем   известняка   (технологического   камня    для
   производства  извести),  извлеченного из  минерального  сырья  и  в
   каких   случаях   расчетная   стоимость  (себестоимость)   является
   налогооблагаемой базой?
       Ответ:  Согласно  п.  1 ст. 337 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей
   промышленности  и  разработки карьеров (если иное не  предусмотрено
   п.   3   указанной  статьи),  содержащаяся  в  фактически   добытом
   (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье  (породе,
   жидкости  и  иной смеси), первая по своему качеству соответствующая
   государственному   стандарту   Российской   Федерации,    стандарту
   отрасли,  региональному стандарту, международному  стандарту,  а  в
   случае  отсутствия  указанных стандартов  для  отдельного  добытого
   полезного ископаемого - стандарту организации.
       В  соответствии  с  п.  3 ст. 339 НК РФ, если  налогоплательщик
   применяет  прямой  метод определения количества добытого  полезного
   ископаемого,    количество    добытого    полезного     ископаемого
   определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
       Фактическими потерями полезного ископаемого признается  разница
   между  расчетным  количеством  полезного  ископаемого,  на  которое
   уменьшаются  запасы  полезного ископаемого (то есть  погашенными  в
   недрах  запасами  полезных  ископаемых), и  количеством  фактически
   добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении  полного
   технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
       Таким   образом,   налог   на  добычу   полезного   ископаемого
   исчисляется  в  отношении всего количества известняка,  на  которое
   уменьшаются  его  запасы, т.е. с учетом фактических  потерь.  Объем
   известняка  в  виде отсева при дроблении не исключается  из  общего
   количества.
       Положения  п. 4 ст. 340 Кодекса, предусматривающие  возможность
   применения  способа  оценки стоимости добытых  полезных  ископаемых
   исходя  из  расчетной  стоимости  с применением  налогоплательщиком
   того  порядка  признания доходов и расходов, который  он  применяет
   для  определения  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций,
   применяются   только   в  случае  отсутствия  у   налогоплательщика
   реализации добытого полезного ископаемого.
   
       Вопрос: Организация осуществляет добычу подземной, пресной воды
   и  использует ее для хозяйственно-бытовых нужд, а также  направляет
   на  технологические нужды (в котельной организации). Должна ли  она
   уплачивать налог на добычу полезных ископаемых?
       Ответ:  Согласно  ст.  337 НК РФ к добытым полезным  ископаемым
   относятся  подземные воды, содержащие полезные ископаемые  и  (или)
   природные  лечебные  ресурсы (минеральные воды)  либо  используемые
   для  получения тепловой энергии. Иные подземные воды в соответствии
   с  главой  26  "Налог  на  добычу полезных  ископаемых"  НК  РФ  не
   отнесены  к  полезным  ископаемым, а  следовательно  их  добыча  не
   подлежит налогообложению данным налогом.
   
       Вопрос: Организация имеет лицензию на право пользование недрами
   с  целевым  назначением поиск и разведка нефти и газа. С 1999  года
   работы  по  поиску и разведки на данном месторождении  не  ведутся.
   Должна   ли   она  уплачивать  регулярные  платежи  за  пользование
   недрами?
       Ответ:  В  соответствии со статьей 43 Закона РФ от  21.02.92  N
   2395-1  "О недрах" (в редакции Федерального закона от 08.08.2001  N
   126-ФЗ)   регулярные  платежи  за  пользование  недрами   в   целях
   геологического  изучения,  оценки  пригодности  участков  недр  для
   строительства  и  эксплуатации сооружений, не связанных  с  добычей
   полезных  ископаемых,  поиска  и оценки  месторождений,  а  так  же
   разведки  полезных  ископаемых, взимаются за площадь  лицензионного
   участка,  предоставленного недропользователю,  за  вычетом  площади
   возвращенной части лицензионного участка.
       Регулярные   платежи  уплачиваются  за  весь  период   действия
   лицензии  на соответствующий вид пользования недрами независимо  от
   фактического  проведения работ, связанных с  соответствующим  видом
   пользования недрами. Если на лицензионном участке завершены поиско-
   разведочные  работы, то недропользователь обязан утвердить  границы
   горного   отвода.  При  этом  за  площадь  лицензионного   участка,
   имеющего  статус горного отвода, регулярные платежи  не  взимаются.
   Если   же   границы  горного  отвода  не  установлены   и   площадь
   лицензируемого  участка  не возращена полностью  или  частично,  то
   регулярные  платежи,  начиная с 01.01.2002  уплачиваются  на  общих
   основаниях.
   
       Вопрос:  Организация просит разъяснить, следует ли представлять
   налоговую  декларацию  по налогу на добычу  полезных  ископаемых  в
   налоговые  органы  по месту нахождения налогоплательщика,  а  также
   где  уплачивается  налог на добычу полезных  ископаемых:  по  месту
   нахождения  организации  или  по  месту  нахождения  участка  недр,
   предоставленного налогоплательщику в пользование?
       Ответ:  В соответствии со статьей 345 НК РФ и п. 1.2 Инструкции
   по  заполнению  налоговой декларации по налогу на  добычу  полезных
   ископаемых  (утверждена Приказом МНС России от 13.08.2002  N  БГ-3-
   21/433   "Об   утверждении  инструкции  по   заполнению   налоговой
   декларации  по налогу на добычу полезных ископаемых")  установлено,
   что   налоговая  декларация  представляется  налогоплательщиком   в
   налоговые   органы   по   месту   нахождения   (месту   жительства)
   налогоплательщика.
       Статьей  343  НК  РФ определено, что налог на  добычу  полезных
   ископаемых  подлежит  уплате  по месту нахождения  каждого  участка
   недр,   предоставленного   налогоплательщику   в   пользование    в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       На  основании  вышеизложенного организация должна  представлять
   налоговые  декларации  по налогу на добычу  полезных  ископаемых  в
   налоговый  орган  по  месту  своего  нахождения  (регистрации),   а
   уплачивать   налог  по  месту  нахождения  каждого  участка   недр,
   предоставленного организации в пользование.
   
                           4. Налог на землю
   
       Вопрос:  Уплачивает  ли  земельный налог (под  производственной
   базой в черте города) лесхоз Министерства сельского хозяйства?
       Ответ:  Уполномоченные органы управления лесным  хозяйством,  к
   которым   относится  лесхоз,  освобождаются  от  уплаты  земельного
   налога  на  основании статьи 12 Закона РФ "О плате за  землю",  как
   природоохранные  органы, за земельные участки, находящиеся  под  их
   объектами и содержащиеся у них на балансе.
       За  земли  лесного  фонда, переданные в ведение  уполномоченных
   органов  управления, уплачивается земельный налог с  момента  и  на
   период  лесопользования  по основаниям,  установленным  статьей  11
   названного Закона.
   
       Вопрос:    Какие   ставки   налога   следует   применять    при
   налогообложении     земельных     участков     под      постройками
   сельскохозяйственного назначения юридических  лиц,  находящимися  в
   черте сельских населенных пунктов?
       Ответ: Статьей 6 Закона РФ "О плате за землю" установлен размер
   налога   за   земельные   участки,  предоставленные   гражданам   и
   юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов  для  иных
   целей,   т.е.   за  исключением  участков,  которые   предоставлены
   гражданам  для  ведения личного подсобного хозяйства,  садоводства,
   огородничества,  животноводства,  сенокошения  и  выпаса  скота.  К
   землям  для  иных  целей  могут относиться земельные  участки:  под
   складами  для  хранения продукции, занятые зданиями и  сооружениями
   сельскохозяйственного  назначения. За эти земельные  участки  налог
   взимался  в соответствии с указанной выше статьей Закона в  размере
   пяти  рублей  за  один  квадратный  метр  в  1994  году.  С  учетом
   проводимых  в  1995  -  1997 г.г. и в 1999 - 2000  г.г.  индексаций
   ставок размер налога в 2000 - 2001 г.г. составлял 7,2 коп./кв. м.
       В  2002  году введенный коэффициент индексации увеличил  размер
   налога  за  земли,  предоставленные в границах сельских  населенных
   пунктов  для  иных целей, в два раза, т.е. размер налога  составлял
   14,4 коп./кв. м.
       С  введением коэффициента индексации в 2003 году, размер налога
   увеличился в 1,8 раза и составил 25,92 коп./кв. м.
   
       Вопрос: По постановлению главы администрации города организации
   выделен  земельный участок для строительства жилого дома.  Согласно
   договору  временного пользования земельным участком,  составленному
   между  организацией и администрацией города совместно  с  комитетом
   по  земельным  ресурсам и землеустройству, сумма земельного  налога
   рассчитана  по  ставке для земель, занятых жилищным  фондом.  После
   окончания    срока   действия   договора   временного   пользования
   организацией  налог  на землю не исчислялся и  не  уплачивался.  По
   какой  ставке  налоговая  инспекция  должна  произвести  начисление
   налога  при проведении выездной налоговой проверки, если на  момент
   проверки дом не сдан в эксплуатацию?
       Ответ: В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю"
   налог   за   земли,   занятые  жилищным  фондом   (государственным,
   муниципальным,   общественным,  кооперативным,  индивидуальным)   в
   границах  городской (поселковой) черты, взимается со  всей  площади
   земельного  участка в размере трех процентов от  ставок  земельного
   налога, установленных в городах и поселках городского типа.
       До   признания  объекта,  находящегося  на  земельном   участке
   объектом  жилищного фонда необходимо руководствоваться  положениями
   Жилищного   кодекса  РСФСР  и  Гражданского  кодекса  РФ.   Понятие
   жилищного  фонда  дано  в  статье  4  Жилищного  кодекса  РСФСР.  В
   соответствии с указанным определением жилищный фонд образуют  жилые
   дома,  а также жилые помещения в других строениях. Поэтому жилищное
   строительство  до  момента  окончания  строительства,   регистрации
   права  собственности  на создаваемое недвижимое  имущество  (статья
   219  ГК РФ) и включения вновь построенного жилого строения в состав
   жилищного    фонда    организациями   технической    инвентаризации
   (Положение  о  государственном учете жилищного фонда  в  Российской
   Федерации,   утвержденное  Постановлением   Правительства   РФ   от
   13.10.97 N 1301), не может рассматриваться как жилищный фонд.
       Учитывая   изложенное,   земельные  участки,   выделенные   для
   строительства  жилых  домов, до момента окончания  строительства  и
   приема  в  эксплуатацию  жилого дома, подлежат  налогообложению  по
   полной   ставке  в  общеустановленном  порядке  с  учетом   Законов
   Краснодарского  края о предоставлении льгот по платежам  в  краевой
   бюджет отдельным категориям налогоплательщиков на 2002 - 2003  г.г.
   от 01.03.2002 N 447-КЗ и от 03.06.2003 N 579-КЗ.
   
       Вопрос:   На  земельном  участке  ликвидированного  предприятия
   зарегистрировано новое юридическое лицо, которое не имеет  на  этот
   участок  правоудостоверяющих документов. Кто является  плательщиком
   земельного налога?
       Ответ: Статьей 15 Закона РФ "О плате за землю" определено,  что
   основанием  для  установления  платы за  землю  является  документ,
   удостоверяющий   право  собственности,  владения  или   пользования
   (аренды)   земельным  участком  (Госакт,  свидетельство  на   право
   собственности, договор аренды).
       Исходя   из   изложенного  следует,  что  используя   землю   в
   хозяйственных целях, землепользователь обязан получить  документ  о
   праве пользования землей.
       Однако   отсутствие  документа  о  праве  пользования   землей,
   получение  которого зависит исключительно от волеизъявления  самого
   пользователя, не может служить основанием для освобождения  его  от
   уплаты  налога  на  землю,  как одной, из  установленных  земельным
   законодательством,  формы  платы за землю,  поскольку  не  заключен
   договор аренды на эту площадь.
       Данная  норма  подтверждена Постановлением  Президиума  Высшего
   Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 N 7486/01.
       Иное  толкование  статьи  15  Закона  РФ  "О  плате  за  землю"
   позволило    бы    землепользователю   уклоняться   от    получения
   правоудостоверяющих    документов   и    осуществлять    бесплатное
   землепользование.
       Таким   образом,   при   отсутствии  вышеназванных   документов
   производится  исчисление  налога  в  соответствии  с   данными   по
   фактически занимаемым землям новым юридическим лицом, на  основании
   справки   комитета   по  земельным  ресурсам   и   землеустройству,
   подтверждающих факт пользования.
   
       Вопрос:  Кто является плательщиком земельного налога  в  период
   переоформления  права  собственности на  недвижимость  по  договору
   купли-продажи  другому  лицу  за земельный  участок,  занятый  этой
   недвижимостью?
       Ответ: В целях приведения в соответствие Инструкции МНС  РФ  от
   21.02.2000  N  56  "По применению Закона РФ "О плате  за  землю"  с
   Земельным  кодексом РФ, Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197
   внесены изменения и дополнения N 2.
       Так, пункт 4 Инструкции дополнен абзацем следующего содержания:
   "При  переходе права собственности на здание, строение, сооружение,
   находящиеся  на  чужом  земельном  участке,  к  другому  лицу   оно
   приобретает   право   на   использование   соответствующей    части
   земельного  участка,  занятой  зданием,  строением,  сооружением  и
   необходимой для их использования, на тех же условиях  и  в  том  же
   объеме,  что  и  прежний их собственник (п.  1  ст.  35  Земельного
   кодекса).
       Из   изложенного  следует,  что  содержание  и   объем   права,
   переходящего  приобретателю  недвижимости,  должны  соответствовать
   содержанию   и   объему  прав,  принадлежащих  лицу,   отчуждающему
   недвижимость.   Другими   словами,   если   лицу,   передающему   в
   собственность  строение, сооружение земельный  участок  принадлежал
   на  праве  постоянного (бессрочного) пользования, то  приобретателю
   недвижимости  не  может  перейти  иное  право,  кроме   как   право
   постоянного   (бессрочного)  пользования,  поскольку  иным   правом
   прежний собственник недвижимости не обладал.
       Также  сообщаем,  что моментом перехода права собственности  на
   недвижимость   по  договору  купли-продажи  признается   дата   его
   государственной  регистрации  о  праве  собственности   в   органах
   юстиции  по  регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок  с
   ним.
   
       Вопрос:  КФХ,  арендует  землю у пайщика  -  физического  лица.
   Согласно  договору  аренды  на  земельный  участок  обязанность  по
   уплате   земельного  налога  возложена  на  КФХ.   Арендодатель   -
   физическое лицо является инвалидом 2 группы и в соответствии  с  п.
   7  ст.  12  Закона РФ "О плате за землю" имеет льготу по земельному
   налогу.   Сохраняется   ли  данная  льгота  за  налогоплательщиком,
   передавшим свою землю в пользование КФХ?
       Ответ:  Статьей 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О  плате  за
   землю",   установлено,   что   с   юридических   лиц   и   граждан,
   освобожденных  от  уплаты  земельного  налога,  при  передаче   ими
   земельных  участков  в  аренду  (пользование)  взимается  земельный
   налог с площади, переданной в аренду.
       Таким  образом, если крестьянское (фермерское) хозяйство, имеет
   в  аренде  земельный пай, то на основании договора  аренды,  должно
   вносить  в  бюджет  земельный  налог  за  собственника  этого  пая,
   поскольку  за  ним  закреплена эта обязанность, с отражением  суммы
   начисленной   и  уплаченной  в  лицевой  карточке  арендодателя   -
   физического лица.
   
       Вопрос:   Земельные   паи,  находящиеся  в  коллективно-долевой
   собственности  и не выделенные в натуре физическим лицам,  переданы
   в   аренду  акционерному  обществу,  перешедшему  на  уплату  ЕСХН.
   Уплачивают   ли   земельный  налог  участники   коллективно-долевой
   собственности, и по какой ставке, или уплату производит  арендатор?
   Если  уплачивают физические лица, то учитывается ли при  исчислении
   земельного налога рента по местоположению?
       Ответ:  В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1
   "О  плате  за  землю" основанием для установления налога  на  землю
   является  документ,  удостоверяющий право  собственности,  владения
   или  пользования земельным участком. При налогообложении  земельных
   участков,    находящихся   в   долевой   собственности,    объектом
   налогообложения  является земельный участок,  налогоплательщиком  -
   собственник  (собственники), а налог должен исчисляться  исходя  из
   доли  собственности на земельный участок. Ни Налоговый  кодекс,  ни
   земельное  законодательство  не  ставят  налогообложение  земельных
   участков  в  зависимость  от  выделения  в  натуре  земельной  доли
   каждого собственника (налогоплательщика).
       Таким образом, свидетельства о праве собственности на земельную
   долю,  выданные  до  вступления  в  силу  Федерального  закона   от
   21.07.97   N   122-ФЗ  "О  государственной  регистрации   прав   на
   недвижимое  имущество  и  сделок с  ним"  являются  основанием  для
   взимания  земельного  налога, поскольку  имеют  равную  юридическую
   силу   с   записями  в  Едином  государственном  реестре  прав   на
   недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 18 ФЗ от 24.07.2002 N 101-
   ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
       Статьями  44  и  45 части первой Налогового кодекса  Российской
   Федерации   установлено,  что  обязанность  по  уплате  конкретного
   налога    возлагается   на   налогоплательщика,   который    обязан
   самостоятельно  исполнить обязанность по уплате налога,  если  иное
   не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
       Указом  Президента Российской Федерации от 07.03.96  N  337  "О
   реализации конституционных прав граждан на землю" установлено,  что
   при  передаче  земельной доли в аренду или в пользование  земельный
   налог  по  договору с собственником может выплачиваться арендатором
   или пользователем.
       Следовательно,  в  договорах с собственниками земельных  долей,
   заключенных  в  соответствии с требованиями  данного  Указа,  может
   быть     предусмотрена     обязанность    внесения     арендаторами
   (сельскохозяйственными   организациями)   земельного   налога    за
   соответствующих  физических  лиц  из  средств,  подлежащих  выплате
   указанным физическим лицам - собственникам земельных долей.
       При  отсутствии  в  договорах условий об  обязанности  внесения
   арендаторами  земельного налога за собственников  земельных  долей,
   каждый   собственник   земельной  доли   самостоятельно   исполняет
   обязанность по уплате земельного налога.
       Организации,  удовлетворяющие требованиям  статьи  346.2  главы
   26.1  части  второй  НК РФ, переводятся на систему  налогообложения
   для    сельскохозяйственных    товаропроизводителей    (ЕСХН).    В
   соответствии  со  ст. 346.3 указанной главы Кодекса,  при  переходе
   организации  на  уплату  ЕСХН, объектом налогообложения  признаются
   сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности,  владении
   и  (или)  пользовании. При этом уплата ЕСХН предусматривает  замену
   для организации совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате  в
   соответствии  со  статьями  13, 14,  15,  Кодекса,  за  исключением
   налогов и сборов, указанных в пункте 4 ст. 346.1 Кодекса.
       Кроме  того,  пунктом 5 ст. 346.1 Кодекса прямо  предусмотрено,
   что  организации, переведенные на уплату ЕСХН, не освобождаются  от
   обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
       В  соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ и ст. 606 ГК РФ
   по  договору аренды земельный участок предоставляется во  временное
   владение и (или) пользование.
       Следовательно,   сельскохозяйственные  угодья,  предоставленные
   организации    на    праве   аренды,   будут   являться    объектом
   налогообложения  ЕСХН в соответствии со ст. 346.3  гл.  26.1  части
   второй НК РФ.
       Таким   образом,  организация,  переведенная  на  уплату  ЕСХН,
   уплачивает  его  в  общеустановленном  порядке  независимо  от   ее
   обязанностей  по исполнению договора аренды земли с  собственниками
   земельных долей.
       Для исчисления земельного налога за земли сельскохозяйственного
   назначения  применяются ставки, установленные постановлением  главы
   администрации   Краснодарского  края  от   07.09.94   N   498   "Об
   утверждении  ставок  земельного  налога  1994  год"  с  учетом   их
   последующих  индексаций,  проводимых в соответствии  с  федеральным
   законодательством.  Кроме того, статьей 5 Закона  РФ  "О  плате  за
   землю"  определено,  что  земельный налог  на  сельскохозяйственные
   угодья  устанавливается  с  учетом  состава  угодий,  их  качества,
   площади и местоположения.
       В  случае,  если  физическое лицо -  пайщик  самостоятельно  не
   осуществляет   производство  сельскохозяйственной   продукции,   то
   исчисление   земельного   налога   производится   без   ренты    по
   местоположению.
   
                                          Зам. руководителя Управления
                                             Советник налоговой службы
                                          Российской Федерации I ранга
                                                        В.А.КРАСНИЦКИЙ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz