МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МНС РФ N 4 ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
СООБЩЕНИЕ
от 22 февраля 2002 года
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ
Наименование инспекции изменилось
Близится к завершению реформирование налоговых органов России.
Оно ведется с целью создания наибольшего удобства для
налогоплательщиков, более точного соответствия задачам,
возлагаемым на инспекции Налоговым кодексом и другими нормативными
актами.
В этой связи Межрайонная инспекция МНС РФ по крупным и
проблемным налогоплательщикам и координации работы налоговых
органов г. Краснодара изменила свое наименование на новое.
Новое полное наименование: Межрайонная инспекция Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Краснодарскому
краю.
В структуре инспекции созданы и действуют следующие отделы:
общего обеспечения, информационно - аналитической работы, работы с
налогоплательщиками, контроля налогообложения физических лиц,
налогообложения юридических лиц.
Сколько в городе налогоплательщиков
На налоговом учете в г. Краснодаре по состоянию на 01.01.2002
г. состоит 37467 налогоплательщиков - организаций. Это на 2873
больше, чем в прошлом году. В том числе 30534 юридических лица
состоят по месту своего нахождения, а 2938 организаций - по месту
нахождения обособленных структурных подразделений.
Кроме того, в налоговых органах города дополнительно учтены:
1833 организации, состоящих на учете по месту нахождения
недвижимого имущества; 4047 организаций, состоящих по месту
нахождения транспортных средств.
В течение 2001 года поставлено на учет 2949 вновь созданных
организаций - налогоплательщиков, а снято с учета по различным
причинам 663 юридических лица.
Сорок три налогоплательщика нарушили 10-дневный срок
постановки на налоговый учет и в соответствии со ст. 116
Налогового кодекса РФ к ним предъявлены штрафные санкции на сумму
в 310 тысяч рублей. Двенадцать предприятий (действующих, но
вставших на учет в течение 90 дней) оштрафовано на 110 тысяч
рублей за уклонение от налогового учета.
За год произошли изменения в соотношении организационно -
правовых форм краснодарских налогоплательщиков и их численности:
----T------------------------------------T-----------T------------
| N | Организационно - правовая |На 1 января|На 1 января|
|п/п| форма | 2001 г. | 2002 г. |
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
| 1.|Хозяйственные товарищества и общест-| | |
| |ва | 20426 | 22327 |
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
| 2.|Производственные кооперативы | 418 | 562 |
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
| 3.|Государственные и муниципальные уни-| | |
| |тарные предприятия, учреждения | 882 | 911 |
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
| 4.|Индивидуальные (семейные) частные| | |
| |предприятия; другие организации | 3409 | 3465 |
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
| 5.|Некоммерческие организации | 2939 | 3269 |
L---+------------------------------------+-----------+------------
В городе насчитывается 7623 предприятия, которые не привели
свою организационно - правовую форму в соответствие требованиям
Гражданского кодекса РФ и не представляют налоговую отчетность. За
год налоговые инспекции подготовили 6309 материалов, передали в
Арбитражный суд Краснодарского края 5558 исков о ликвидации таких
предприятий. Суд удовлетворил 4150 исков, 749 находится на
рассмотрении.
К началу года в Краснодаре 467907 физических лиц получили
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), что составляет
103,7% к численности населения, находящегося в трудоспособном
возрасте. В том числе:
- индивидуальные предприниматели - 24504;
- нотариусы, детективы и охранники, занимающиеся частной
практикой, - 1615;
- главы крестьянских хозяйств - 122;
- получатели доходов, сведения о которых получены от
работодателей, - 192161.
За нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет 162
физическим лицам в соответствии со ст. 116 НК РФ по решению
налоговых органов начислены штрафные санкции на общую сумму 1,2
миллиона рублей.
Для обеспечения полноты учета налогоплательщиков, получения
необходимой информации налоговые органы осуществляют
взаимодействие с регистрирующими органами:
Регистрационной палатой администрации г. Краснодара;
Главным управлением Министерства юстиции РФ по Краснодарскому
краю;
департаментом по инвестициям и внешнеэкономическим связям по
Краснодарскому краю;
лицензионными палатами администраций Краснодарского края и
города Краснодара;
комитетом по землеустройству и земельным ресурсам;
подразделениями паспортно - визовой службы АО УВД г.
Краснодара;
органами управления социальной защиты населения г. Краснодара;
органами управления здравоохранением г. Краснодара;
Бюро технической инвентаризации;
МРЭО ГИБДД УВД г. Краснодара;
отделами лицензионно - разрешительной работы УВД г.
Краснодара;
Краснодарским территориальным фондом геологической информации
и др.
По сведениям, полученным от перечисленных служб, поставлено на
учет 718 предприятий и 229324 физических лица.
В свою очередь, сведения Единого государственного реестра
налогоплательщиков (ЕГРН) являются источником информации для
правоохранительных, судебных органов и других организаций, которые
ее получают в соответствии с действующим законодательством. В
течение 2001 г. налоговыми органами представлена информация из
ЕГРН по 5085 предприятиям.
В налоговых органах ведется учет контрольно - кассовых машин
(ККМ). В соответствии с журналами регистрации в городе учтено
13703 ККМ. В связи с окончанием срока применения моделей ККМ,
исключенных из Государственного реестра ККМ, предприятиям и
предпринимателям направлено 379 письменных предупреждений о том,
что дальнейшее использование старых моделей будет расцениваться
как неприменение ККМ.
Поступление налогов и платежей в бюджет
Налоговые органы Краснодара за 2001 год мобилизовали
государственных налогов и других обязательных платежей в бюджетную
систему с учетом произведенных безденежных зачетов и поступлений в
иностранной валюте 13,31 миллиарда рублей. По уровням бюджета эти
средства распределены следующим образом: в федеральный бюджет
поступило 7,5 миллиарда рублей; в краевой бюджет - 2,75; в
городской - 3,07 миллиарда рублей.
По сравнению с предыдущим 2000 годом налоговые поступления
выросли: в федеральный бюджет на 76,6%; в краевой - на 40%; в
городской - на 27,5%.
Поступления по шести основным видам налогов во все уровни
бюджетов за 2001 год составили 11832,1 миллиона рублей:
по НДС 4760,5 млн. руб.
по налогу на прибыль 2685,3 млн. руб.
подоходный налог 1627,2 млн. руб.
по акцизам 1631,9 млн. руб.
по налогу на имущество предприятий 508,4 млн. руб.
по платежам за пользование недрами
и природными ресурсами 618,8 млн. руб.
Из этих источников сформировано 88,9% доходных поступлений.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
устанавливает задания по мобилизации налогов и сборов и
контролирует их выполнение. Налоговые инспекции Краснодара
выполнили задание по мобилизации средств в федеральный бюджет на
106%. Доведенное задание по социальному налогу выполнено на 130%,
в том числе по пенсионному фонду на 129%. Перевыполнены также
задания по мобилизации средств в краевой и городской бюджеты.
Уменьшение задолженности по налоговым платежам
По состоянию на 01.01.2002 г. 5140 предприятий города имеют
недоимку по платежам, поступающим в доход государственного
бюджета, на общую сумму 444,7 миллиона рублей. В том числе они
задолжали федеральному бюджету - 282,4 миллиона рублей; краевому -
91,9; городскому бюджету - 70,5 миллиона рублей. За 2001 год
недоимка в консолидированный бюджет уменьшилась на 905,4 миллиона
рублей или на 67,1%.
Снижение недоимки за 2001 год в результате работы инспекций
города Краснодара по уровням бюджета характеризуется следующими
показателями (в тысячах рублей):
-------------------------------T----------------T-----------------
| Недоимка |на 01.01.2001 г.|на 01.01.2002 г.|
+------------------------------+----------------+----------------+
|в федеральный бюджет | 901238 | 282380 |
+------------------------------+----------------+----------------+
|в краевой бюджет | 223751 | 91846 |
+------------------------------+----------------+----------------+
|в городской бюджет | 225141 | 70478 |
+------------------------------+----------------+----------------+
|Всего | 1350130 | 444704 |
L------------------------------+----------------+-----------------
За 2001 год недоимка в консолидированный бюджет по видам
налогов сократилась (в миллионах рублей):
по НДС - на 572,2;
по налогу на прибыль - на 102,1;
по плате за пользование недрами
и природными ресурсами - на 12,6;
по акцизам на алкоголь - на 39,2;
по акцизам на нефть - на 12,7;
по остальным налогам и сборам - на 61,0.
Некоторые предприятия накопили недоимку, невозможную к
взысканию. По 1891 предприятию - недоимщику в сумме она составляет
134,2 миллиона рублей. В федеральный бюджет не поступит 79,4
миллиона рублей; в краевой - 32,9; в городской - 21,9 миллиона
рублей.
Предприятия в определенных законодательством случаях имеют
право на налоговую отсрочку или рассрочку. Сумма таких отсроченных
налоговых платежей к началу 2002 г. составила 452,8 миллиона
рублей.
Сумма отсроченных платежей в связи с реструктуризацией
задолженности на основании Постановления Правительства РФ от
3.09.99 г. N 1002 (в редакции Постановления Правительства N 410 от
23.05.2001 г.) составляет 445,9 миллиона рублей.
Из 5140 налоговых должников города задолженность свыше 1
миллиона имеют 68 предприятий на сумму 340,4 миллиона рублей или
76,5% к общей сумме недоимки.
Для сокращения задолженности плательщиков перед бюджетом
налоговые органы города применяют весь комплекс мер,
предусмотренный законодательством.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ за год
подготовлено и направлено должникам 26,9 тысячи требований о
погашении недоимки, после чего задолженность уменьшена на 5,9
миллиарда рублей.
На основании ст. 46 Налогового кодекса РФ инспекциями принято
13,9 тысячи решений о взыскании недоимки путем обращения ее на
денежные средства недоимщиков. Путем выставления инкассовых
распоряжений к расчетным счетам налоговых должников в бюджет
возвращено 464,5 миллиона рублей. С валютных счетов недоимщиков
принудительно взыскана 231 тысяча рублей.
Проведена работа по реструктурированию задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в
соответствии с постановлением правительства N 1102. Принято 258
положительных решений о предоставлении права на такую
реструктуризацию.
Принято 12 положительных решений о реструктуризации
задолженности сельскохозяйственных предприятий в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 8.06.2001 г. N 458 на сумму
62,7 миллиона рублей.
Федеральные унитарные предприятия на основании Постановления
Правительства РФ N 765 от 06.11.2001 г. реструктурировали
задолженность на сумму 46,8 миллиона рублей. Организации
федерального железнодорожного транспорта в соответствии с
Постановлением Правительства РФ N 890 от 25.12.2001 г. смогли
реструктурировать 8,1 миллиона рублей задолженности.
Всего в ходе работы по реструктуризации задолженности
предприятий принято 274 решения на сумму 1,6 миллиарда рублей, в
том числе по налогам на сумму 551,2 миллиона рублей и по пеням на
сумму 1081 миллион рублей.
На основании статьи 77 Налогового кодекса РФ (арест имущества
должников с санкции прокурора) за год произведено 19 арестов на
сумму 57,9 миллиона рублей.
Подготовлено и передано в Службу судебных приставов 614
постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество
предприятий - должников на сумму 745,9 миллиона рублей. Еще до
возбуждения исполнительного производства 18 предприятий погасили
задолженность на сумму 8,7 миллиона рублей; 151 предприятие
погасило задолженность на общую сумму 113,3 миллиона рублей до
начала реализации имущества. Судебными приставами реализовано
имущество 10 должников на сумму 689 тысяч рублей.
В соответствии с Законом РФ N 6-ФЗ от 08.01.98 г. "О
несостоятельности (банкротстве)" в Арбитражный суд переданы
материалы по 144 предприятиям; банкротами на сумму 56,6 миллиона
рублей признано 91 предприятие.
За год инспекции города проверили состояние платежной
дисциплины на 287 предприятиях, за выявленные нарушения
предъявлено санкций на сумму 3,9 миллиона рублей. В 42 банках
проведено 307 проверок по вопросу своевременности списания
денежных средств по налоговым платежам в бюджет с расчетных счетов
предприятий, установлен 41 случай несвоевременного списания
платежей в бюджет.
Подготовлены материалы для проведения в администрациях округов
города 194 заседаний комиссий по неплатежам, на которых заслушано
1186 предприятий - недоимщиков.
В результате комплексной работы, проведенной налоговыми
инспекциями города Краснодара, в погашение недоимки за 2001 год
поступило 6,5 миллиарда рублей, что составляет 49% от общей суммы
поступлений в консолидированный бюджет.
Контрольная работа инспекций
Отделы приема, обработки и камеральной проверки отчетности
предприятий налоговых инспекций города Краснодара проверили более
56,3 тысячи отчетов и 819,5 тысячи расчетов.
В результате арифметического и логического контроля
дополнительно доначислено платежей в бюджет на сумму 281,2
миллиона рублей, из них взыскано 268,1 миллиона рублей.
Проведено 3520 выездных налоговых проверок юридических лиц,
более 80% из них вскрыли налоговые нарушения. По их результатам за
2001 год доначислено налоговых платежей, включая санкции и пени во
все уровни бюджета и государственные внебюджетные фонды - 337,5
миллиона рублей. По сравнению с предыдущим годом сумма
доначислений выросла в 2,6 раза, а объем доначисленных платежей на
1 выездную налоговую проверку составил 100,3 тыс. руб., что почти
в два раза выше показателя предыдущего года. Из общей суммы
дополнительно начисленных в доход бюджета уже поступило 253,7
миллиона рублей.
Часть выездных проверок налоговые инспекции проводили
совместно с территориальными органами налоговой полиции, к платежу
в бюджет за год допричислено 232,2 миллиона рублей.
Разъяснение налогового законодательства
Информационная поддержка налогоплательщиков является важной и
эффективной составляющей частью мобилизационной работы налоговых
органов. Известно, что до 15% прироста всех налоговых поступлений
в России обеспечивается именно такой деятельностью.
Информационные потребности практического налогообложения
достаточно высоки. Именно это обстоятельство предопределило то,
что в ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)"
Налогового кодекса РФ первыми следуют вопросы права
налогоплательщиков на получение от налоговых органов информации о
действующих налогах и сборах.
Сведения, которыми пользуется большинство налогоплательщиков,
должны быть максимально адаптированы к конкретным ситуациям.
Необходимо достичь органичного сочетания корректности отражения
основных положений нормативных документов и простоты их изложения.
В налоговых инспекциях планируется и ведется постоянная работа
по наращиванию присутствия налоговых материалов в городских СМИ.
Вот уже ряд лет "Банковская газета" печатает для краснодарских
плательщиков актуальную налоговую информацию, а с началом 2002
года она дается в специализированном четырехполосном вкладыше
"Краснодарские налоговые ведомости". Растет популярность
еженедельного журнала "Налоговые известия Кубани".
Администрация города Краснодара, ее пресс - служба и
Управление информационно - аналитической работы создали режим
наибольшего благоприятствования налоговому информированию
населения. С сентября 1999 года налогоплательщики города
пользуются информацией рубрики "Все о налогах" сервера городской
Думы и администрации г. Краснодара www.krd.ru.
При поддержке городской администрации НТЦ "Spider group"
разработал и сопровождает официальный сайт Межрайонной инспекции
МНС России N 4 по Краснодарскому краю www.nalog.krd.ru. Его
пополнение осуществляется непосредственно из налоговой инспекции.
Новые нормативные акты в области налогообложения незамедлительно
становятся доступны налогоплательщикам, что, несомненно,
способствует увеличению налоговых поступлений в городской бюджет.
Непосредственно из сайта www.nalog.krd.ru можно войти в сервер
Министерства России по налогам и сборам, а также просмотреть
материалы 58 налоговых управлений субъектов Российской Федерации,
в разделе "Интернет - ресурсы для налогоплательщиков" получить
доступ к информации органов государственной власти министерств и
ведомств, комитетов и комиссий. В "Новостях прессы" можно почитать
ежедневные обзоры российских СМИ на темы налогообложения,
электронные версии газет "Кубанские новости", "Краснодарские
известия", "Краснодар", другие ресурсы и материалы.
Поисковая система содержит полный перечень недействительных
ИНН, отмененных за все время существования Единого
государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) юридических лиц
г. Краснодара, то есть, начиная с 01.07.1993 г.
Каждая налоговая инспекция города имеет на сайте
www.nalog.krd.ru свой раздел, в котором может информировать
налогоплательщиков, состоящих у них на учете. Близится к
завершению введение системы ответов на запросы налогоплательщиков,
направленных ими в инспекции по электронной почте. Для этого на
сервере администрации города созданы почтовые ящики,
осуществляется их пробная эксплуатация.
В пресс - центре подготавливаются и рассылаются в
информационные службы газет, теле- радиокомпаний краткие сообщения
об изменениях в налоговом законодательстве, практике налогового
администрирования, о динамике поступлений. Оказывается
консультационная помощь журналистам, готовящим материалы по
налоговой и экономической тематике.
Специалисты налоговых инспекций регулярно выступают на
телевидении и радио. Всего с участием налоговиков г. Краснодара за
12 месяцев 2001 года подготовлено 253 печатных и 247 электронных
публикаций в Интернете, 84 сообщения на радио, 84 выступления и
сообщения на телевидении.
Опыт такой работы обобщен, в сотрудничестве с издательским
домом "Краснодарские известия" издано учебное пособие для пресс -
секретарей "Информационная поддержка налогоплательщиков.
Подразделения МНС России для взаимодействия со СМИ и
общественностью".
Выражаем свою благодарность руководителям СМИ города,
журналистам за понимание социальной значимости налоговой
информации, объективно способствующей росту налоговых поступлений
в бюджет Краснодара, Кубани и России, благодарим за сотрудничество
и поддержку.
Руководитель Межрайонной инспекции
МНС РФ N 4 по Краснодарскому краю,
советник налоговой службы 1-го ранга
В.В.ГРУДИН
|