Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

СООБЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МНС ПО КРАЮ ОТ 15.02.2002 N ... "ВОЗИШЬ ЛЮДЕЙ СОБЛЮДАЙ ЗАКОН"

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РФ
                         ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
   
                               СООБЩЕНИЕ
                        от 15 февраля 2002 года
   
                     ВОЗИШЬ ЛЮДЕЙ - СОБЛЮДАЙ ЗАКОН
   
       Законом Российской  Федерации  от  18.06.93  г.  N  5215-1  "О
   применении контрольно - кассовых машин при осуществлении  денежных
   расчетов  с  населением"  предусмотрено,  что  оказание  услуг  на
   территории Российской Федерации производится  всеми  предприятиями
   (в     том     числе     физическими    лицами,    осуществляющими
   предпринимательскую  деятельность  без  образования   юридического
   лица)  с  обязательным  применением  контрольно  -  кассовых машин
   (далее - ККМ).  Правительство Российской Федерации  Постановлением
   от  30.07.93  г.  N  745  утвердило  "Перечень отдельных категорий
   предприятий  (в   том   числе   физических   лиц,   осуществляющих
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица,  в случае осуществления ими торговых операций (или  оказания
   услуг),  организаций и учреждений,  которые в силу специфики своей
   деятельности либо особенностей местонахождения могут  осуществлять
   денежные  расчеты  с  населением  без  применения  ККМ"  (далее  -
   Перечень).
       Согласно пункту  1  данного  Перечня (в редакции Постановления
   Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г.  N 917)  можно
   осуществлять  денежные  расчеты  без  применения  ККМ при оказании
   услуг населению по перевозке общественным  транспортом  с  выдачей
   документов строгой отчетности,  приравниваемых к чекам, по формам,
   утвержденным  Министерством  финансов  Российской   Федерации   по
   согласованию   с   Государственной   межведомственной   экспертной
   комиссией по ККМ,  за исключением услуг  по  перевозке  пассажиров
   такси, в том числе маршрутными.
       Исходя из вышеизложенного следует, что прием денег за оказание
   услуг  по перевозке в общественном транспорте может осуществляться
   с применением контрольно - кассовой машины или выдачей билетов  по
   форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по
   согласованию   с   Государственной   межведомственной   экспертной
   комиссией по ККМ,  в маршрутных такси должны использоваться ККМ, в
   таксомоторах - таксометры.
       Министерство финансов   Российской  Федерации  по  ходатайству
   Министерства транспорта Российской Федерации письмом  от  23.10.96
   г.   N   16-00-30-58   утвердило  билеты  на  проезд  в  трамваях,
   троллейбусах,  автобусах городского,  пригородного и внегородского
   сообщения,  которые применяются на всей территории края. Претензии
   у  налоговых  органов  края  возникают  к  такси   и   транспорту,
   работающему  в  режиме маршрутного такси,  владельцы которых всеми
   способами   пытаются   уклониться   от    выполнения    требования
   законодательства Российской Федерации.
       Они полагают,     что    осуществление    расчетов    водителя
   транспортного  средства  с  пассажирами   с   использованием   ККМ
   отвлекает   его  от  управления  транспортным  средством  и  может
   негативно   отразиться   на   безопасности   дорожного   движения.
   Возложение  на  водителя транспортного средства такой обязанности,
   по их мнению, противоречит ст. 8 Венской конвенции ООН от 08.11.68
   г.  "О  дорожном движении",  а также ст.  3 Федерального закона от
   10.12.95  г.  N  196-ФЗ  "О  безопасности   дорожного   движения",
   предусматривающих   приоритетность   жизни   и  здоровья  граждан,
   участвующих в дорожном движении,  над экономическими  результатами
   хозяйственной  деятельности.  Кроме того,  введение ККМ на такси и
   маршрутных  такси  и  освобождение  от  такой   обязанности   иных
   автотранспортных    средств   (автобусов)   ставит   хозяйствующие
   субъекты,  осуществляющие  свою  деятельность  в  сфере  перевозок
   пассажиров  автобусами,  в  неравное  положение,  что противоречит
   Закону  Российской  Федерации   "О   конкуренции   и   ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках".
       Верховный суд Российской Федерации на заседании 01.08.2001  г.
   рассмотрел   заявления   гражданина   Ключука   В.Ю.   и  ООО  АТП
   "Трансстройсервис" о признании недействительным пункта 1 Перечня в
   отношении  осуществления  перевозок  в  маршрутных такси,  которые
   основываются на аналогичных заявлениях.
       Верховный суд Российской Федерации считает,  что невключение в
   пункт 1 Перечня предприятий и физических лиц,  оказывающих  услуги
   по перевозке пассажиров в такси, включая и маршрутные, требованиям
   Закона Российской Федерации "О применении  контрольно  -  кассовых
   машин   при  осуществлении  денежных  расчетов  с  населением"  не
   противоречит и прав последних по сравнению с законом, не нарушает,
   поскольку  в  соответствии  с  названным  законом все предприятия,
   учреждения,  организации   и   физические   лица,   осуществляющие
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица, при  осуществлении  денежных  расчетов  с   населением   при
   оказании услуг обязаны применять ККМ. Из этого следует, что в силу
   приведенного закона перевозчики  пассажиров  на  маршрутных  такси
   обязаны  применять ККМ при денежных расчетах с ними.
       Не противоречит  данное  требование  Федеральному  закону   "О
   безопасности  дорожного  движения" и Венской конвенции,  поскольку
   при  правильной  эксплуатации  транспортного  средства  применение
   водителем  ККМ  при  расчетах  с  пассажирами  не  может влиять на
   безопасность дорожного движения.
       Нельзя признать обоснованным утверждение о том, что применение
   водителями  ККМ  может  негативно   отразиться   на   безопасности
   дорожного движения,  так как согласно п. 78 "Устава автомобильного
   транспорта РСФСР",  утвержденного постановлением Совета  Министров
   РСФСР  от  08.01.69  г.  N  12,  на проезд в автобусе и маршрутном
   таксомоторе, а также на провоз багажа каждый пассажир обязан иметь
   билет.
       Автотранспортное предприятие    или    организация     обязаны
   обеспечить   продажу   пассажиру   проездного  билета  в  порядке,
   предусмотренном   Правилами   перевозок   пассажиров   и    багажа
   автотранспортом в РСФСР.
       Правилами перевозок  пассажиров  и   багажа   (параграф   71),
   утвержденными  Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.87 г.  N 176,
   предусмотрено,  что билеты на  проезд  пассажиров  в  таксомоторах
   городских и пригородных маршрутов продаются шоферами через кассу -
   копилку,  а также в других пунктах через специально уполномоченных
   на  то лиц.  Продажа билетов в маршрутном таксомоторе производится
   шоферами  транспортного  средства  непосредственно   при   посадке
   пассажиров   в   транспортное   средство,   т.е.   до  отправления
   таксомоторного транспортного средства от остановочного пункта.
       Из этого  следует,  что  водитель  обязан  завершить расчеты с
   пассажирами за проезд  с  использованием  ККМ  до  отправления  от
   остановочного  пункта,  в  связи с чем использование водителем при
   расчетах с пассажирами ККМ не может каким - либо образом влиять на
   безопасность дорожного движения.
       В случае   использования   водителем   ККМ   при   расчетах  с
   пассажирами в процессе дорожного движения,  т.е. после отправления
   транспортного  средства  от  остановки,  им  допускается нарушение
   положений Венской конвенции ООН и требований  Федерального  закона
   "О безопасности дорожного движения", чего он не вправе делать.
       Не может суд принять во внимание также  и  довод  о  том,  что
   освобождение   перевозчика   от   применения   ККМ  при  перевозке
   пассажиров другими автотранспортными средствами нарушает равенство
   хозяйствующих  субъектов,  поскольку  никакого нарушения равенства
   прав в  данном  случае  не  допускается.  Как  те,  так  и  другие
   перевозчики не ограничиваются в праве перевозок пассажиров,  форма
   же расчетов с пассажирами за проезд,  включая и применение ККМ, не
   может быть, по мнению суда, расценена как нарушение равенства прав
   хозяйствующих субъектов по оказанию услуг, связанных с перевозками
   пассажиров.
       Суд при  этом принимает во внимание также и то обстоятельство,
   что названным  выше  законом  Правительству  Российской  Федерации
   предоставлено право утверждать Перечень предприятий и организаций,
   которые в силу специфики  своей  деятельности  могут  осуществлять
   расчеты   с  населением  без  применения  ККМ.  В  силу  специфики
   деятельности   организаций   (физических    лиц,    осуществляющих
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица)  по  перевозке  пассажиров  маршрутными  такси   (отсутствие
   фактически  какой  -  либо  возможности  установления действенного
   контроля за полученной выручкой) в отличие от перевозок пассажиров
   автобусами,  где  имеющийся  механизм  такого  контроля  позволяет
   обходиться без применения ККМ, Правительством Российской Федерации
   перевозчики  пассажиров  маршрутными  такси  и  не были включены в
   Перечень,  что  в   полной   мере   согласуется   с   требованиями
   вышеприведенного закона.
       Таким образом,    суд    признал    правомерным     требование
   законодательства   о  применении  ККМ  при  перевозках  пассажиров
   маршрутными такси.
       Перевозка пассажиров   на   территории   Краснодарского   края
   осуществляется в соответствии с  законом  Краснодарского  края  от
   07.07.99  г.  N  193-КЗ  "О  пассажирских перевозках автомобильным
   транспортом в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями от
   13.03.2001  г.).  В статье 3 данного закона дается понятие термина
   маршрутного таксомотора и маршрутных таксомоторных перевозок:
       - маршрутный  таксомотор  -  легковой  автомобиль  или автобус
   особо малой и малой вместимости,  используемый  для  осуществления
   маршрутных таксомоторных перевозок;
       - маршрутные таксомоторные перевозки - перевозки пассажиров по
   установленным маршрутам городского,  пригородного и междугородного
   сообщений  на  маршрутных  таксомоторах  с  целью   предоставления
   населению транспортных услуг повышенной комфортности,  в том числе
   перевозка пассажиров только на местах  для  сидения,  остановки  в
   пути  следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с
   соблюдением Правил дорожного движения.
       Таким образом,   если   осуществляются   услуги  по  перевозке
   пассажиров с соблюдением следующих критериев:
       - автобусы особо малой и малой вместимости;
       - остановки  осуществляются  по  требованию  в   любом   месте
   маршрута, а не строго на остановках;
       - перевозка  пассажиров  осуществляется   только   на   местах
   сидения, т.е. автобусами повышенной комфортности;
       - стоимость  проезда  значительно  выше,   чем   в   городских
   автобусах;
       - льготы   в   полном   объеме,    как    это    предусмотрено
   законодательством   в   городском   общественном   транспорте,  не
   предусмотрены,  -  то  данные  услуги  по   перевозке   пассажиров
   относятся к услугам на транспорте, работающем в режиме маршрутного
   такси,  так  как  понятие  "маршрутный"  характеризует  услугу  по
   перевозке пассажиров, а не транспортное средство само по себе.
       В IV квартале 2001  года  налоговыми  органами  Краснодарского
   края   было  проведено  694  проверки  порядка  соблюдения  Закона
   Российской федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
   осуществлении  денежных  расчетов с населением" при оказании услуг
   населению по перевозке общественным транспортом. В 391 случае было
   зафиксировано  неприменение  ККМ.  По  всем  выявленным нарушениям
   закона в соответствии со статьей 257 КоАП РФ  налоговыми  органами
   Краснодарского края наложены штрафные санкции.
       В случае несогласия с решениями налоговых органов  предприятия
   и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
   без образования юридического лица,  обращаются в арбитражные  суды
   Краснодарского  края  и  Северо - Кавказского округа.  Арбитражным
   судом Краснодарского края Северо - Кавказского  округа  на  данный
   момент  рассмотрено  16  дел  по  данному вопросу,  и все они были
   удовлетворены в пользу налоговых органов.
   
                                  Советник налоговой службы II ранга,
                                   УМНС России по Краснодарскому краю
                                                            А.ДЕРЮГИН
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz