Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС ПО КРАЮ ОТ 21.11.2001 N 06-04-14-387 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                         ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
   
                                 ПИСЬМО
                  от 21 ноября 2001 г. N 06-04-14-387
   
           ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
   
       Управление Министерства   России   по   налогам  и  сборам  по
   Краснодарского  края,  в  связи  с  многочисленными  запросами  по
   порядку   исчисления   и   уплаты   единого   социального  налога,
   разъясняет.
   
       1. Облагаются  ли  единым  социальным  налогом   надбавки   за
   разъездной  характер,  выплачиваемые  работникам  в соответствии с
   постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51?
       В соответствии  со  ст.  238  главы 24 части второй Налогового
   кодекса не  подлежат  налогообложению  единым  социальным  налогом
   компенсационные     выплаты,    установленные    законодательством
   Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской
   Федерации,    решениями    представительных    органов    местного
   самоуправления (в пределах норм,  установленных в  соответствии  с
   законодательством  Российской Федерации),  связанные с выполнением
   работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу  в
   другую местность и возмещение командировочных расходов).
       Расходы работника  при  командировках  и  переезде на работу в
   другую  местность  возмещаются  работодателем  в  соответствии  со
   ст. 116 Кодекса законов о труде (далее - КЗоТ).
       Статьей 116 КЗоТ определено,  что  работники  имеют  право  на
   возмещение  расходов  и  получение  ими  компенсации  в  связи  со
   служебными командировками,  переводом,  приемом или направлением в
   другую местность.
       В соответствии с постановлением Минтруда  России  от  29  июня
   1994  г.  N  51  работникам организаций,  находящимся в постоянных
   разъездах  для  выполнения   определенных   работ   (строительных,
   монтажных,  наладочных  и  др.)  выплачивается   надбавка   взамен
   суточных за разъездной характер работы.  Такие  надбавки  являются
   компенсационными  платежами,  связанными  с  выполнением  трудовых
   обязанностей, и не облагаются единым социальным налогом в пределах
   установленных указанным постановлением норм.
   
       2. Предприятие  заключило  договор аренды помещения под офис с
   физическим лицом,  не являющимся предпринимателем.  Облагаются  ли
   указанные выплаты единым социальным налогом?
       В соответствии с пунктом 1 статьи 236  Налогового  кодекса  РФ
   объектом   налогообложения   единым  социальным  налогом  являются
   выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу
   работников  по  всем  основаниям,  в  том  числе вознаграждения по
   договорам гражданско  -  правового  характера,  предметом  которых
   является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и
   лицензионным договорам и выплаты в виде материальной помощи и иные
   безвозмездные  выплаты  в  пользу  физических лиц,  не связанных с
   налогоплательщиками трудовым договором,  либо договором гражданско
   -  правового  характера,  предметом  которого  является выполнение
   работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
       В статье  38  части  I  Налогового кодекса РФ определено,  что
   услугой для   целей   налогообложения   признается   деятельность,
   результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и
   потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
       Статьей 39  НК РФ определено,  что реализацией товаров (работ,
   услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается
   соответственно  передача  на  возмездной основе (в том числе обмен
   товарами,  работами или услугами) права собственности  на  товары,
   результаты   выполненных  работ  одним  лицом  для  другого  лица,
   возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу,  а в  случаях,
   предусмотренных кодексом,  передача права собственности на товары,
   результатов  выполненных  работ  одним  лицом  для  другого  лица,
   оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
       Верховный Суд Российской Федерации решением от 24. 02. 99 г. N
   ГКПИ 98-808,  809  признал  сдачу  имущества  в  аренду возмездным
   оказанием услуг.
       Исходя из   вышеизложенного,  при  сдаче  в  аренду  имущества
   физическим  лицом  юридическому  лицу  налогоплательщиком  единого
   социального   налога  является  юридическое  лицо  с  сумм  выплат
   физическому лицу.
   
       3. Подлежат  ли  включению   в   налогооблагаемую   базу   для
   исчисления  единого  социального  налога  суммы оплаты за обучение
   сотрудников английскому языку?
       В соответствии с абзацем 7 подпункта 2 пункта 1 ст.  238 части
   второй    Налогового    кодекса    РФ    расходы    на   повышение
   профессионального  уровня  работников,   проводимые   в   порядке,
   предусмотренном   ст.  184  Кодекса  законов  о  труде  Российской
   Федерации (КЗоТ РФ), не подлежат налогообложению единым социальным
   налогом.   При   этом  из  содержания  ст.  237  следует,  что  из
   налогооблагаемой базы по единому  социальному  налогу  исключаются
   суммы,  указанные  в ст.  238 Кодекса,  только в том случае,  если
   физическое лицо,  в пользу которого производились выплаты, связано
   с  налогоплательщиком  -  работодателем  трудовым  договором  либо
   договором гражданско -  правового  характера,  предметом  которого
   является   выполнение   работ   (оказание  услуг),  авторским  или
   лицензионным договором.
       Вместе с  тем,  в  соответствии  с  пунктом 4 статьи 237 части
   второй Налогового  кодекса  РФ  (в  ред.  Федерального  закона  от
   29.12.2000 года   N   166-ФЗ),   при  определении  налоговой  базы
   учитывается материальная выгода,  получаемая  работником  и  (или)
   членами  его  семьи  за  счет  работодателя.  К такой материальной
   выгоде относится оплата  (полностью  или  частично)  работодателем
   приобретаемых для  работника  и  (или)  членов  его  семьи товаров
   (работ, услуг ) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания,
   отдыха, обучения в интересах работника.
       Материальная выгода не относится к непосредственным  выплатам,
   осуществляемым   работодателем  в  пользу  работника,  а  является
   косвенными  благами,  которые  предоставляет  работодатель  своему
   работнику.  На  сумму  материальной  выгоды  организация начисляет
   единый социальный налог.
       На основании   вышеизложенного,   если   обучение  сотрудников
   английскому   языку   входит   в   программу   подготовки   кадров
   организации,  осуществляется не по личной инициативе работников, а
   по решению  организации,  направляющей  работников  для  повышения
   квалификации  в  связи  с  производственной  необходимостью,  и не
   предусматривает  получение  высшего  или   среднего   специального
   образования,  а  также  обучение  смежным и вторым профессиям,  то
   стоимость обучения  не  включается  в  налогооблагаемую  базу  для
   исчисления единого социального налога.
   
       4. Можно  ли  производить  уплату единого социального налога и
   представлять  налоговые  декларации   централизованно   по   месту
   регистрации головного предприятия?
       В соответствии с пунктом 9 статьи 243 НК РФ  налогоплательщики
   - организация, в состав которой входят обособленные подразделения,
   уплачивают единый социальный налог по месту своего нахождения и по
   месту   каждого   из  обособленных  подразделений.  Сумма  налога,
   подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения,
   определяется  исходя  из  величины  налоговой базы,  относящейся к
   этому  обособленному  подразделению.  Указанные  налогоплательщики
   представляют  налоговые  декларации по месту своего нахождения,  а
   также по месту нахождения обособленных подразделений организации.
       В соответствии с совместным письмом МНС России,  ПФ РФ, ФСС РФ
   и ФФОМС  от  28.08.2001  г.  NN   БГ-6-05/658(а);   МЗ-16-25/7003;
   02-08/06-2065П  и  3205/80-1/И в целях упорядочения уплаты единого
   социального   налога   (взноса)    и    повышения    эффективности
   осуществления   контроля   за   поступлением   налога   в  бюджеты
   государственных   внебюджетных    фондов    налогоплательщики    -
   организации,  в  состав которых входят обособленные подразделения,
   не имеющие отдельного баланса,  расчетного счета,  не  начисляющие
   выплаты  и  иные  вознаграждения  в пользу работников и физических
   лиц,  могут производить уплату ЕСН централизованно по месту своего
   нахождения.
       При этом  сумма  ЕСН,  подлежащая  уплате  по месту нахождения
   организации,  определяется как разница между общей суммой  налога,
   подлежащей  уплате  организацией  в  целом,  включая сумму налога,
   подлежащую уплате по месту нахождения обособленных  подразделений,
   не  имеющих отдельного баланса,  расчетного счета,  не начисляющих
   выплаты и иные вознаграждения в  пользу  работников  и  физических
   лиц,  и суммой налога,  подлежащей уплате по месту нахождения иных
   обособленных подразделений организации.
       В этом   случае   организации,   в   состав   которых   входят
   обособленные  подразделения,  не   имеющие   отдельного   баланса,
   расчетного  счета,  не  начисляющие выплат и иных вознаграждений в
   пользу  работников  и  физических  лиц,   представляют   налоговые
   декларации  по ЕСН,  расчеты по авансовым платежам по месту своего
   нахождения.
       При этом  лицевые  счета  организаций  по   месту   нахождения
   обособленных  подразделений по единому социальному налогу (взносу)
   должны быть в двухнедельный срок закрыты  налоговыми  органами  по
   месту  нахождения обособленных подразделений.  В целях обеспечения
   полноты поступления единого социального налога налоговые органы по
   месту  нахождения обособленных подразделений одновременно с копией
   решения о  закрытии  лицевого  счета  обособленного  подразделения
   пересылают  в налоговый орган по месту постановки на учет головной
   организации   копии    авансовых    расчетов    (деклараций)    за
   соответствующие периоды.
       Обособленные подразделения,    имеющие    отдельный    баланс,
   расчетный  счет  и  начисляющие  выплаты  и  иные вознаграждения в
   пользу  работников  и  физических   лиц,   исполняют   обязанности
   организации   по   уплате  единого  социального  налога,  а  также
   представляют налоговые декларации,  расчеты по авансовым  платежам
   по месту своего нахождения.
   
       5. Как отражать в авансовом расчете возмещение,  полученное от
   исполнительного органа ФСС РФ?
       Приказом МНС   России  от  18.07.2001  N  БГ-3-05/243  внесены
   изменения и дополнения в расчеты по авансовым платежам по  единому
   социальному  налогу  (ранее  Приказ  МНС  России  от  29.12.2000 N
   БГ-3-07/469).  Порядок  заполнения  форм  расчетов  по   авансовым
   платежам по единому социальному налогу (взносу) с учетом внесенных
   изменений и дополнений определен письмом МНС России от  20.07.2001
   N  СА-6-05/564@.  Письмом  МНС России от 15.08.2001 N БГ-6-05/620@
   внесены изменения и дополнения в письмо МНС России от 30.03.2001 N
   БГ-6-09/254@    "О    порядке    отражения    в   лицевых   счетах
   налогоплательщиков и  налоговой  отчетности  сумм  начисленного  к
   уплате единого социального налога".
       В соответствии   с   вышеуказанными   изменениями   по   Фонду
   социального  страхования  Российской  Федерации  в  лицевых счетах
   налогоплательщиков в графе начислений отражается сумма исчисленных
   авансовых  платежей за отчетный месяц,  уменьшенных на фактическую
   сумму   произведенных   налогоплательщиком   расходов   на    цели
   государственного   социального   страхования  в  отчетном  месяце,
   скорректированную  на  сумму  возмещения  произведенных  расходов,
   полученную от исполнительного органа Фонда социального страхования
   РФ в отчетном месяце  (данные  графы  5  строки  810  расчетов  по
   авансовым платежам).
       В связи с  внесением  изменений  и  дополнений  в  расчеты  по
   авансовым платежам и порядок их  заполнения,  налогоплательщики  -
   работодатели  вправе  представить  уточненные расчеты по авансовым
   платежам по единому  социальному  налогу  за  предыдущие  отчетные
   периоды   текущего  года  по  формам,  утвержденным  вышеназванным
   приказом.
       После представления  налогоплательщиками  указанных  расчетов,
   доначисленные  (уменьшенные)  суммы  налога  и  пени  отражаются в
   лицевых счетах плательщиков в порядке,  установленном письмом  МНС
   России  от  12.09.2000  года N БГ-6-09/735@ "О порядке отражения в
   лицевых счетах налогоплательщиков  доначисленных  или  уменьшенных
   сумм налогов, пеней и штрафов".
       Данные строки 800 авансового расчета "Подлежит уплате в ФСС РФ
   нарастающим  итогом  с  начала  года" будут соответствовать данным
   суммам начисленного (уменьшенного) налога в ФСС по лицевому  счету
   за  каждый  отчетный  месяц  только после представления уточненных
   расчетов  за  предыдущие  отчетные  периоды.   Налоговым   органам
   необходимо      провести      разъяснительную     работу     среди
   налогоплательщиков  о   необходимости   представления   уточненных
   расчетов.  Возврат  (зачет)  переплат единого социального налога в
   Фонд социального страхования,  образовавшихся за  счет  превышения
   суммы  расходов  по  государственному  социальному страхованию над
   суммой  начисленного  единого  социального   налога,   подлежащего
   зачислению в ФСС, налоговыми органами не производится.
   
       6. Кто является плательщиком единого  социального  налога  при
   осуществлении   совместной   деятельности   по  договору  простого
   товарищества?
       Согласно подпункту   1   пункта  1  статьи  235  части  второй
   Налогового  кодекса  РФ  налогоплательщиками  единого  социального
   налога   признаются  работодатели,  производящие  выплаты  наемным
   работникам,  в том числе организации.  На  основании  подпункта  2
   пункта   1   статьи   235   Кодекса   налогоплательщиками  единого
   социального налога признаются индивидуальные предприниматели.
       В соответствии  с пунктом 1 статьи 236 части второй Налогового
   кодекса РФ объектом  налогообложения  для  организаций  признаются
   выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу
   работников по всем основаниям,  в  том  числе  вознаграждения  (за
   исключением     вознаграждений,    выплачиваемых    индивидуальным
   предпринимателям) по  договорам  гражданско - правового характера,
   предметом которых является выполнение работ  (оказание  услуг),  а
   также по авторским и лицензионным договорам.
       В соответствии  с пунктом 3 статьи 236 части второй Налогового
   кодекса   РФ   для   индивидуального   предпринимателя    объектом
   налогообложения  признаются  доходы  от предпринимательской,  либо
   иной профессиональной деятельности за вычетом расходов,  связанных
   с их извлечением.
       Согласно статьям 1041 и 1042 Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации  (далее  -  ГК  РФ)  по  договору  простого товарищества
   (договору  о  совместной  деятельности)  двое  или  несколько  лиц
   (товарищей)   обязуются   соединить   свои   вклады   и  совместно
   действовать  без  образования  юридического  лица  для  извлечения
   прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
       Сторонами договора  простого  товарищества,  заключенного  для
   осуществления предпринимательской деятельности,  могут быть только
   индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
       В соответствии   с   пунктом  2  статьи  1043  ГК  РФ  ведение
   бухгалтерского  учета  общего  имущества  товарищей   может   быть
   поручено ими одному из участников простого товарищества.
       В соответствии с  пунктами  3,  13  Указаний  по  отражению  в
   бухгалтерском учете операций,  связанных с осуществлением договора
   простого товарищества,  утвержденных приказом  Минфина  России  от
   24.12.98  N 68н,  данные отдельного баланса в баланс организации -
   товарища, ведущего общие дела, не включаются.
       Товарищ, ведущий   общие   дела,   составляет  и  представляет
   участникам договора простого товарищества информацию,  необходимую
   им  для  формирования  налоговой  и  иной документации в порядке и
   сроки, обусловленные договором.
       Согласно ст.   243   НК   РФ  уплата  авансовых  платежей  для
   налогоплательщиков - работодателей производится ежемесячно в срок,
   установленный  для  получения  средств  в банке на оплату труда за
   истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату
   труда  со  счетов  налогоплательщика  на счета работников,  или по
   поручению работников на счета третьих лиц,  но  не  позднее  15-го
   числа месяца, следующего за отчетным.
       Индивидуальные предприниматели  на  основании  статьи  244  НК
   уплачивают  авансовые  платежи на основании налоговых уведомлений:
   за январь  -  июнь  -  не  позднее 15 июля текущего года в размере
   половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не
   позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой
   суммы авансовых платежей;  за октябрь - декабрь -  не  позднее  15
   января следующего  года  в  размере  одной четвертой годовой суммы
   авансовых платежей.
       Учитывая изложенное,  каждый участник совместной  деятельности
   является   плательщиком  единого  социального  налога  (взноса)  с
   выплат,  начисленных в пользу  работников,  занятых  в  совместной
   деятельности,  если  иное  не предусмотрено договором о совместной
   деятельности.
   
       7. Особенности  исчисления  уплаты  единого социального налога
   профсоюзными организациями.
       При рассмотрении   вопроса   о  начислении  и  уплате  единого
   социального налога  (взноса)  профсоюзными  организациями  следует
   разграничивать  выплаты  и  вознаграждения,  производимые  за счет
   членских  взносов  в   пользу   лиц,   связанных   с   профсоюзной
   организацией   трудовыми   и   иными   отношениями,   от   выплат,
   производимых членам профсоюза.
       Профсоюзные организации  (как  первичные,  так и вышестоящие),
   являющиеся юридическими  лицами,  обязаны,  как  работодатели,  на
   основании статей 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации
   (далее   Кодекс)   начислять   и   уплачивать  налог  с  выплат  и
   вознаграждений,  начисленных пользу работников по всем  основаниям
   как в денежной,  так и в натуральной форме, а также с материальной
   помощи и иных безвозмездных выплат в  пользу  физических  лиц,  не
   связанных  с  налогоплательщиком  трудовым договором (контрактом),
   договором гражданско -  правового  характера,  предметом  которого
   является  выполнение  работ  или  оказание  услуг,  авторским либо
   лицензионным договором.
       При этом к выплатам и вознаграждениям,  как в денежной так и в
   натуральной форме,  начисленным в пользу работников, относятся все
   виды  основной и дополнительной заработной платы,  различного рода
   премии,  подарки,  оказанная материальная помощь (в том  числе  на
   лечение), другие выплаты и вознаграждения, включая вознаграждения,
   выплачиваемые по  договорам  гражданско  -  правового   характера,
   предметом  которых  является  выполнение работ или оказание услуг,
   авторским или лицензионным договорам.
       Кроме того,  в соответствии с пунктом 4 статьи 237 Кодекса при
   расчете налоговой базы учитывается материальная выгода, полученная
   работниками и (или) членами его семьи.
       Таким образом,  все  вышеуказанные  выплаты  и вознаграждения,
   производимые  в  пользу  работников,  а   также   полученная   ими
   материальная выгода, подлежат налогообложению, несмотря на то, что
   источником их являются членские профсоюзные взносы.
       При этом,  если  работник  является  инвалидом  I,  II или III
   группы,  то  в  отношении  выплат,  произведенных  в  его  пользу,
   применяется  льгота,  предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи
   239 Кодекса.
       Подпунктом 13 пункта 1 статьи 238 Кодекса установлено,  что не
   подлежат налогообложению выплаты,  осуществляемые за счет членских
   профсоюзных  взносов  каждому  члену профсоюза,  при условии,  что
   данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и  не
   превышают 10000 рублей в год.
       Указанная норма  распространяется  на  выплаты,   производимые
   членам профсоюза  как  в  денежной,  так  и  в  натуральной  форме
   (оказание материальной помощи,  выдача премий,  подарков, призов и
   т.д.).
       Таким образом,  материальная помощь,  подарок,  премия, другие
   выплаты, производимые как первичной, так и вышестоящей профсоюзной
   организацией члену профсоюза,  не состоящему в трудовых отношениях
   с профсоюзной организацией,  по любому поводу,  в том  числе  и  в
   связи с  юбилейными  датами  (50,  55,  60-летие),  не  облагаются
   налогом,  при условии,  что их размер в совокупности не  превышает
   10000 рублей и выданы они не чаще одного раза в три месяца.
       Аналогичным образом не подлежат налогообложению указанные выше
   выплаты,  производимые физическому лицу,  состоящему в трудовых  и
   иных  отношениях  с профсоюзной организацией,  как члену профсоюза
   при условии,  что их размер  в  совокупности  не  превышает  10000
   рублей и выданы они не чаще одного раза в три месяца.
   
       8. Каков  порядок   взаимодействия   налоговых   органов   при
   взыскании  с  плательщиков страховых взносов сумм задолженности по
   штрафным санкциям?
       В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Распоряжения Правительства
   РФ от 16.10.2000 г.  N 1462-р,  в случае необходимости, по запросу
   налоговых органов, если это связано с проверками своевременности и
   правильности   уплаты   страховых    взносов    плательщиками    в
   государственные   социальные   внебюджетные  фонды,  фонды  должны
   представлять   налоговым   органам   необходимую   информацию   по
   конкретным налогоплательщикам.
       Территориальные отделения фондов  в  городах  и  районах  края
   совместно с налоговыми органами осуществляют подготовку материалов
   в судебные органы  и  выступают  в  качестве  соистца  в  судебных
   разбирательствах  по  взысканию  с  плательщиков страховых взносов
   сумм задолженности,  переданной фондами по состоянию на  1  января
   2001  года  (в  том  числе  по задолженности,  переданной по актам
   сверки, не  содержащим  подписи  плательщика  взносов,  -  тип 3).
   Краснодарским   региональным    отделением    Фонда    социального
   страхования    РФ,    Исполнительной    дирекцией   Краснодарского
   территориального фонда обязательного  медицинского  страхования  и
   отделением   Пенсионного   фонда  России  по  Краснодарскому  краю
   направлены соответствующие указания  в  территориальные  отделения
   фондов.
   
       9. Благотворительный общественный фонд оказывает  материальную
   помощь    малообеспеченным    пенсионерам    в    соответствии   с
   благотворительной программой, составляемой и утверждаемой ежегодно
   общим  собранием  учредителей.  Фонд  не  занимается  коммерческой
   деятельностью и финансируется за счет  благотворительных  взносов.
   Уплачивается   ли   ЕСН   с   материальной   помощи,   оказываемой
   малообеспеченным  пенсионерам   -   участникам   благотворительной
   деятельности фонда?
       В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы  24  части  второй
   Налогового  кодекса  Российской Федерации "Единый социальный налог
   (взнос)" объектом обложения  единым  социальным  налогом  являются
   выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу
   работников по всем основаниям, в том числе:
       вознаграждения по  договорам гражданско - правового характера,
   предметом которых является выполнение работ  (оказание  услуг),  а
   также по авторским и лицензионным договорам;
       выплаты в   виде  материальной  помощи  и  иные  безвозмездные
   выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком
   трудовым договором   либо   договором   гражданско   -   правового
   характера,  предметом которого является выполнение работ (оказание
   услуг), авторским или лицензионным договором.
       Таким образом,   благотворительный   фонд,  как  работодатель,
   безусловно,  является плательщиком единого  социального  налога  в
   отношении  всех  выплат,  производимых  в  пользу своих работников
   (штатных и привлекаемых на условиях договоров или  без  договоров)
   за выполнение каких-либо работ.
       В соответствии с Федеральным  законом  РФ  от  17.07.99  г.  N
   178-ФЗ "О    государственной    социальной   помощи"   и   Законом
   Краснодарского края  от  07.05.98  г.  N  125-КЗ  "О   прожиточном
   минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае"
   (в ред.  Закона от 23.01.2001 N 340-КЗ) государственная социальная
   помощь  -  это  предоставление  малоимущим  семьям  или малоимущим
   одиноко проживающим  гражданам  за  счет  средств  соответствующих
   бюджетов   бюджетной  системы  РФ  социальных  пособий,  субсидий,
   компенсаций,    жизненно     необходимых     товаров.     Оказание
   государственной  социальной  помощи осуществляется в виде денежных
   выплат  (социальные  пособия,  субсидии,  компенсации   и   другие
   выплаты) и  натуральной  помощи  (топливо,  медикаменты,  продукты
   питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи).
       Таким образом,  если благотворительный фонд производит выплаты
   в  рамках  субсидий или компенсационных выплат малоимущим семьям и
   малоимущим  одиноко  проживающим  гражданам,  в   соответствии   с
   федеральными    законами,    законодательными   актами   субъектов
   Российской Федерации,  решениями представительных органов местного
   самоуправления, то данная сумма (в пределах норм,  установленных в
   соответствии с Законодательством Российской Федерации) не подлежит
   налогообложению единым социальным налогом.
   
       10. Адвокаты   юридической   консультации  приняли  решение  о
   добровольной уплате единого  социального  налога,  зачисляемого  в
   ФСС.  Представляют  расчеты  с  начислением  4%.  Каковы  действия
   налоговой инспекции?
       В соответствии  с  пунктом 3 статьи 236 и пунктом 4 статьи 241
   Налогового кодекса РФ адвокаты  не  уплачивают  единый  социальный
   налог  в  части суммы,  зачисляемой в Фонд социального страхования
   Российской Федерации.
       Таким образом, до внесения соответствующих изменений во вторую
   часть  Налогового  кодекса  РФ,  у  налоговых  органов отсутствует
   основание для приема от юридических  консультаций,  осуществляющих
   уплату единого социального налога за адвокатов, расчетов авансовых
   платежей по налогу с начислением 4% в ФСС. Соответствующие платежи
   должны  возвращаться налогоплательщику в порядке,  предусмотренном
   статьей 78 Налогового кодекса РФ.
   
       11. Как     рассчитывать     удельный     вес     производимой
   сельскохозяйственной продукции в  общем  объеме  производства  при
   рассмотрении     вопроса     об     отнесении     организации    к
   сельхозпроизводителю при исчислении единого социального налога?
       При рассмотрении  вопроса об отнесении сельхозпроизводителей к
   организациям,   занятым   в   производстве    сельскохозяйственной
   продукции, следует руководствоваться статьей 1 Федерального закона
   от 08.12.95 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
       При этом следует иметь  ввиду,  что  отнесение  организации  к
   сельхозпроизводителю  осуществляется  по удельному весу выручки от
   реализации произведенной сельскохозяйственной  продукции  в  общем
   объеме  выручки.  Расчет  удельного веса производится на основании
   показателей формы   7-АПК   "Реализация  продукции",  утвержденной
   приказом Министерства  сельского  хозяйства  Российской  Федерации
   21.09.2000 г.  N  774.  Удельный  вес  определяется  как отношение
   выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции
   к   общей  сумме  выручки.  Выручка  от  реализации  произведенной
   сельскохозяйственной продукции определяется  как  сумма  разностей
   выручки  от реализации продукции растениеводства и животноводства,
   определенных в следующем порядке:  из стр.  220 графа 3 "Продукция
   растениеводства" вычитается  стр.  210  графа 3 "в т.ч.  стоимость
   переработки",  из стр.  450  графа  3  "Продукция  животноводства"
   вычитается стр. 390 графа 3 "в т.ч. стоимость переработки".
       Удельный вес исчисляется:  (стр. 220 - стр. 210) + (стр. 450 -
   - стр. 390) / стр. 510.
       До получения  разъяснений  от  МНС России рекомендуем удельный
   вес  выручки  от  реализации  произведенной   сельскохозяйственной
   продукции  в общем объеме выручки определять по результатам работы
   за прошедший год :
       - если  за  прошедший  год  удельный  вес  составил  более  50
   процентов,  то в текущем году единый социальный налог уплачивается
   по ставкам согласно пункту 1 статьи 241 НК РФ как для организаций,
   занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,  но если по
   результатам работы текущего года у организаций удельный вес  будет
   менее 50 процентов, то налогоплательщику следует пересчитать сумму
   налога  по  ставкам  для  организаций,  выступающих   в   качестве
   работодателей -   несельхозпроизводителей   и  произвести  доплату
   налога за текущий год с начисленной пеней;
       - если  за  прошедший  год  удельный  вес  составил  менее  50
   процентов или организация образована в текущем году,  то в текущем
   году  единый  социальный  налог  уплачивается  по ставкам согласно
   пункту 1 статьи 241 НК  РФ  как  для  организаций,  выступающих  в
   качестве   работодателей  -  несельхозпроизводителей.
       Организации следует осуществлять помесячный  расчет  удельного
   веса (при  этом выручка берется с начала года нарастающим итогом),
   и если в течение года  удельный  вес  будет  составлять  более  50
   процентов,  то  организация  переходит на уплату налога по ставкам
   как для организаций,  занятых в производстве  сельскохозяйственной
   продукции.  Излишне  уплаченные  налогоплательщиком  суммы  налога
   зачитываются  налоговым  органом  в  счет   будущих   платежей   в
   соответствии со статьей 78 НК РФ.
       В реализацию текущего года включается продукция, произведенная
   в прошлом году.
       При сдаче авансовых расчетов  по  единому  социальному  налогу
   организации,    занятые    в   производстве   сельскохозяйственной
   продукции и применяющие ставки налога согласно пункту 1 статьи 241
   НК РФ как организации, занятые в производстве сельскохозяйственной
   продукции,  прилагают к авансовому расчету расчет удельного  веса,
   т.е.    документы,   подтверждающие    отнесение   организации   к
   сельхозпроизводителю.
       При определении   цены  продукции,  в  целях  налогообложения,
   применяются положения статьи 40 НК РФ.
   
       12. Необходимо  ли уплачивать единый социальный налог (взнос),
   если  работодатель  (физическое   лицо)   выплачивает   работникам
   заработную плату продукцией собственного производства?
       В соответствии с подпунктом 1 пункта 1  статьи  235  НК  РФ  к
   плательщикам  единого  социального  налога (взноса) отнесены в том
   числе физические лица, выступающие в качестве работодателей.
       Согласно п.   2  ст.  236  НК  РФ  объектом  обложения  единым
   социальным налогом (взносом) для физических  лиц  -  работодателей
   признаются  выплаты и иные вознаграждения,  включая вознаграждения
   по  договорам  гражданско  -  правового  характера,  выплачиваемые
   работодателями в пользу работников по всем основаниям.
       В соответствии  с  пунктом  1  статьи  236  НК  РФ  выплаты  в
   натуральной форме,  производимые сельскохозяйственной продукцией и
   (или) товарами для детей,  признаются объектом  налогообложения  в
   части сумм,  превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника
   за календарный месяц, для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 -
   5 подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ.
       Учитывая, что в  указанных  выше  абзацах  статьи  235  НК  РФ
   физические лица - работодатели не указаны,  выплаты (независимо от
   размера) наемным работникам физическими лицами - работодателями  в
   натуральной  форме  сельскохозяйственной  продукцией  собственного
   производства  подлежат   обложению   единым   социальным   налогом
   (взносом) для данной категории налогоплательщиков.
   
       13. Можно     ли    засчитывать    перерасход    средств    по
   государственному социальному страхованию  в  счет  уплаты  единого
   социального налога?
       Согласно действующему порядку заполнения расчетов по авансовым
   платежам,  утвержденному  Приказом  МНС  России  от  29.12.2000  N
   БГ-3-07/469 "Об утверждении форм расчетов по авансовым платежам  и
   порядков  их  заполнения",  налоговые  органы засчитывали расходы,
   произведенные   налогоплательщиком   на   цели    государственного
   социального   страхования,   в  пределах  начисленного  авансового
   платежа по единому социальному налогу (взносу).
       Следует отметить,  что Приказом МНС  России  от  18.07.2001  N
   БГ-3-05/243  внесены  изменения в вышеназванный Приказ МНС России,
   которые,  в частности, предусматривают уменьшение сумм начисленных
   авансовых  платежей по единому социальному налогу (взносу) в доле,
   причитающейся Фонду социального страхования Российской  Федерации,
   на  всю  сумму  произведенных  налогоплательщиком расходов на цели
   государственного социального страхования в отчетном периоде,  а не
   только на их сумму в пределах начисленных авансовых платежей.
       В расчет по авансовым платежам по единому  социальному  налогу
   (взносу)  введен  показатель возмещения исполнительным органом ФСС
   РФ расходов на цели государственного социального страхования сверх
   начисленной  суммы  авансовых  платежей  с  начала года по 30 (31)
   число отчетного месяца,  которое отражается в  том  месяце,  когда
   возмещение   было  получено,  независимо  от  периода,  в  котором
   произошел перерасход средств на цели государственного  социального
   страхования.
       В этой связи сумма, подлежащая уплате в ФСС РФ, рассчитывается
   как  сумма  начисленных  авансовых  платежей минус расходы на цели
   государственного   социального   страхования   плюс    возмещенные
   исполнительным  органом  ФСС  РФ  расходы на цели государственного
   социального страхования.
       Если она  оказывается  со  знаком  "минус",  т.е.  когда сумма
   расходов,     произведенных     налогоплательщиком     на     цели
   государственного  социального  страхования  с  учетом  возмещения,
   полученного  от   исполнительного   органа   ФСС   РФ,   превышает
   начисленную сумму налога,  то возврат перерасхода по средствам ФСС
   РФ  осуществляется  исполнительным   органом   ФСС   РФ   согласно
   Инструкции ФСС РФ от 09.02.2001 N 11.
       Налоговые органы могут зачесть суммы перерасхода по  средствам
   ФСС РФ в счет предстоящих авансовых платежей по налогу в части ФСС
   РФ.
   
       14. Начисляются  ли  пени  за   несвоевременное   перечисление
   единого социального налога за отчетный период?
       Сумма начисленных авансовых платежей  по  единому  социальному
   налогу  (взносу)  является  реальной  суммой  налога  за  отчетный
   период,  и исчисление пени за несвоевременную уплату налога должно
   производиться  в  соответствии  с положениями статьи 75 Налогового
   кодекса Российской Федерации.  Пени  должны  начисляться  со  дня,
   следующего  за  датой,  установленной налогоплательщику для уплаты
   налога в соответствии с пунктом  1  статьи  243  Кодекса  (в  ред.
   Федерального  закона  от  29.12.2000  N  166-ФЗ).  Взыскание  пени
   производится в соответствии  с  пунктом  6  статьи  75  Кодекса  в
   общеустановленном порядке.
   
       15. Как применять положения ст.  243 НК РФ в условиях  выплаты
   заработной платы через карточные счета, открытые клиентами банка?
       В соответствии со ст. 241 НК РФ банк не вправе выдавать своему
   клиенту   -  налогоплательщику  средства  на  оплату  труда,  если
   последний  не  представил  платежных  поручений  на   перечисление
   налога.
       Перечисление заработной  платы  на   карточные   счета   может
   рассматриваться как    одна    из    форм    выдачи    клиенту   -
   налогоплательщику средств на оплату  труда.  Поэтому  банк  вправе
   осуществить  перечисление средств в счет оплаты труда на карточные
   счета работников налогоплательщика,  являющегося  клиентом  банка,
   только  после  представления  последним  платежного  поручения  на
   уплату единого социального налога.
       При этом,  если  клиент обслуживается в другом банке с помощью
   электронной системы "клиент - банк",  таким  подтверждением  может
   служить  выписка  по  счету из другого банка,  подтверждающая факт
   осуществления списания денежных средств со счета налогоплательщика
   в уплату единого социального налога.
   
       16. Как будет начисляться единый социальный налог при  расчете
   сельхозпредприятий натуроплатой, производимой в конце года?
       Порядок исчисления и сроки уплаты единого  социального  налога
   для   налогоплательщиков   -   работодателей   и   не  являющимися
   работодателями определен статьями 243 и 244 НК РФ.
       В соответствии с пунктом 1 статьи 237 части второй  Налогового
   кодекса РФ   определено,   что   выплаты   в   натуральной  форме,
   производимые сельскохозяйственной   продукцией,    включаются    в
   налогооблагаемую базу по ЕСН в части сумм, превышающих 1000 рублей
   в расчете на одного работника за календарный месяц. В соответствии
   со  статьей  240  НК  РФ налоговым периодом признается календарный
   год. Согласно пункта 2 статьи 237 налогоплательщики - работодатели
   определяют  налоговую  базу отдельно по каждому работнику с начала
   налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
       Следовательно, если  в течении года доходы в натуральной форме
   не начислялись,  а выплачены в декабре месяце в суммовом выражении
   за  12  месяцев,  то  налогооблагаемой  базой по ЕСН в декабре для
   каждого работника будет вся выплаченная  сумма,  за  минусом  1000
   рублей. В    данном    случае    рекомендуется   налогоплательщику
   производить начисление доходов ежемесячно.
   
       17. Обязан ли индивидуальный  предприниматель,  применяющий  в
   соответствии  с  Федеральным  законом  от  29.12.1995 N 222-ФЗ "Об
   упрощенной  системе  учета  и  отчетности  для  субъектов   малого
   предпринимательства"     упрощенную    систему    налогообложения,
   уплачивать единый социальный налог (взнос) с  выплат,  начисленных
   наемным работникам?
       В соответствии с пунктом 3  статьи  236  части  второй  НК  РФ
   индивидуальные   предприниматели,  применяющие  в  соответствии  с
   Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной  системе
   учета  и  отчетности  для  субъектов  малого  предпринимательства"
   упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками единого
   социального  налога  с  дохода,  определяемого исходя из стоимости
   патента.
       Кроме того,  подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 главы 24  НК  РФ
   определено,  что  индивидуальные  предприниматели,  выступающие  в
   качестве работодателей, являются плательщиками единого социального
   налога.
       Вместе с тем пунктом 2 статьи 235 главы 24 НК  РФ  определено,
   что если  налогоплательщик  одновременно  относится  к  нескольким
   категориям    налогоплательщиков,    он    признается    отдельным
   налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
       Например, индивидуальный предприниматель  нанял  по  трудовому
   договору  работника.  В  данном случае он как работодатель (статья
   243  НК  РФ)  должен  уплачивать  налог  с   выплат,   начисленных
   работнику, а  также  с  собственных  доходов  (статья  244 НК РФ),
   полученных от предпринимательской деятельности.
       В налоговый  орган  по  месту  постановки  на  учет  он должен
   представлять ежемесячно расчеты по авансовым платежам по выплатам,
   начисленным  наемным  работникам,  и  по  итогам  года - налоговую
   декларацию как работодатель,  а  также  налоговую  декларацию  как
   индивидуальный  предприниматель  по  уплате  налога  с собственных
   доходов.
   
                                             Государственный советник
                                           налоговой службы III ранга
                                                          П.В.ФИСЕНКО
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz