Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС ПО КРАЮ ОТ 26.06.2001 N 06-04-14-202 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                         ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

                                 ПИСЬМО
                   от 26 июня 2001 г. N 06-04-14-202

           ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

       Управление МНС   РФ   по   Краснодарскому   краю,  в  связи  с
   многочисленными запросами по порядку исчисления и  уплаты  единого
   социального налога, разъясняет.
       1. Предприятие  зарегистрировано   в   налоговом   органе   на
   территории Российской Федерации,  а выполняет работы на территории
   Украины. Работники  предприятия  являются  гражданами  Украины   и
   постоянно проживают   на   ее   территории,  заработная  плата  им
   выплачивается с  расчетного  счета  предприятия.   На   территории
   Украины налоги  не  уплачиваются.  Каков  порядок  уплаты  единого
   социального налога?
       В соответствии  с  пунктом  2 статьи 239 Налогового кодекса РФ
   освобождаются от     уплаты     единого     социального     налога
   налогоплательщики -   работодатели  с  подлежащих  налогообложению
   выплат и иных вознаграждений,  выплачиваемых в пользу  иностранных
   граждан и  лиц без гражданства,  в случае,  если такие иностранные
   граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством
   Российской Федерации  или  условиями  договора  с работодателем не
   обладают правом   на   государственное   пенсионное,    социальное
   обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за
   счет средств  Пенсионного  фонда   Российской   Федерации,   Фонда
   социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного
   медицинского страхования - в части,  зачисляемой в  тот  фонд,  на
   выплаты из  которого  данный  иностранный  гражданин  или лицо без
   гражданства не обладает правом.
       Вместе с тем, согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации
   иностранные  граждане  и  лица  без   гражданства   пользуются   в
   Российской   Федерации  правами  и  несут  обязанности  наравне  с
   гражданами  Российской  Федерации,  кроме  случаев,  установленных
   федеральным   законом   или   международным  договором  Российской
   Федерации.
       В соответствии  с законодательством Российской Федерации право
   граждан   на   пенсионное   обеспечение   неразрывно   связано   с
   обязанностью  производить  уплату  единого  социального  налога  в
   части,  зачисляемой  в  Пенсионный  фонд   Российской   Федерации.
   Работодатели,  осуществляющие  свою деятельность на территории РФ,
   независимо  от  форм  собственности,   могут   уплачивать   единый
   социальный  налог  в  части,  зачисляемый  в ПФ РФ,  только за тех
   иностранных граждан,  которые имеют статус постоянно проживающих в
   России.
       В соответствии со статьей 8 закона РФ от 28.07.91 г.  N 1499-1
   "О  медицинском  страховании  граждан  в РФ" иностранные граждане,
   постоянно проживающие в РФ,  имеют такие же права и обязанности  в
   области   медицинского  страхования,  как  и  граждане  Российской
   Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
       На выплаты,  производимые иностранным гражданам,  как временно
   пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации, и
   работающим  по договорам гражданско - правового характера, налог в
   Фонд социального страхования РФ не начисляется.
       Таким образом, на выплаты, производимые иностранным гражданам,
   не имеющим статус постоянно проживающих на  территории  Российской
   Федерации уплата единого социального налога в части, зачисляемой в
   Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
   Российской   Федерации   и   в   фонд  обязательного  медицинского
   страхования не производится.

       2. Начисляется  ли  единый социальный налог на сумму частичной
   компенсации  оплаты   труда,   выплачиваемой   службой   занятости
   организациям, на основании Приказа Минтруда РФ от 16.02.2001 г.  N
   21   "Об   утверждении   Положения  о  реализации  мероприятий  по
   содействию занятости населения и направлениях расходования средств
   Федерального бюджета" в пределах 4-х кратного минимального размера
   оплаты труда?
       В соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не
   подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные
   пособия,  выплачиваемые   в   соответствии   с   законодательством
   Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской
   Федерации,    решениями    представительных    органов    местного
   самоуправления,    в    том    числе    пособия    по    временной
   нетрудоспособности,  пособия по уходу за больным ребенком, пособия
   по безработице, беременности и родам.
       Выплаты частичной  компенсации  оплаты труда граждан,  которые
   трудоустроены на общественные  работы  по  направлению  органа  по
   вопросам   занятости   или   центра  занятости  и  не  превышающие
   4-кратного  минимального  размера  оплаты  труда,   установленного
   федеральным  законом,  не  облагаются  единым социальным налогом в
   случае,  если они выплачены за счет средств федерального бюджета и
   в пределах сумм,  направленных на финансирование целевой Программы
   о реализации мероприятий по содействию занятости населения.

       3. Агрокомпания    является    предприятием    с     замкнутым
   технологическим   циклом:   производство   посадочного   материала
   (саженцы винограда),  выращивание винограда, первичная переработка
   винограда (выработка виноматериалов), розлив виноградного вина. По
   какой ставке должен рассчитываться единый  социальный  налог:  как
   для   организаций   -   работодателей,   занятых   в  производстве
   сельскохозяйственной продукции (абз. 2 п. 1 ст. 241 НК РФ) или как
   для   организаций   -   работодателей  за  исключением  занятых  в
   производстве сельскохозяйственной продукции (абз.  1 п.  1 ст. 241
   НК РФ)?
       При рассмотрении вопроса об отнесении сельхозпроизводителей  к
   организациям,    занятым   в   производстве   сельскохозяйственной
   продукции следует руководствоваться статьей 1 Федерального  закона
   от  08.12.95  г.  N  195-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в
   редакции Законов N 47-ФЗ от 07.03.97,  N 34-ФЗ от  18.02.99),  где
   указано,   что   сельскохозяйственный  товаропроизводитель  -  это
   юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной
   продукции,  которая  составляет  в  стоимостном выражении более 50
   процентов общего объема производимой продукции.
       При отнесении   продукции   к   сельскохозяйственной   следует
   руководствоваться  Общероссийским  классификатором  продукции   ОК
   005-93,   утвержденным   постановлением  Правительства  Российской
   Федерации от  01.11.99  г.  N  1212  "О  развитии  единой  системы
   классификации  и  кодирования технико - экономической и социальной
   информации".
       Таким образом,     если     в     агрокомпании    производство
   сельскохозяйственной продукции составляет в стоимостном  выражении
   более 50%  общего объема производимой продукции, то ставка единого
   социального налога принимается согласно пункту 1 статьи 241 НК  РФ
   как  для организаций,  занятых в производстве сельскохозяйственной
   продукции.

       4. Предприятие  почтовой  связи  своему работнику - почтальону
   производит  ежемесячное   денежное   возмещение   износа   личного
   велосипеда,  используемого  для нужд предприятия.  Будут ли данные
   выплаты облагаться единым социальным налогом или в соответствии  с
   абз. 7 п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению?
       В соответствии с п.п. 2 п.  1 статьи 238 НК РФ компенсационные
   выплаты,   установленные  законодательством  РФ,  законодательными
   актами субъектов РФ,  решениями представительных органов  местного
   самоуправления,  связанные  с  возмещением иных расходов,  включая
   расходы  на  повышение  профессионального  уровня  работников,  не
   облагаются  единым  социальным налогом.  К иным расходам относится
   компенсация  за  износ  инструментов,  принадлежащих   работникам,
   предусмотренная  статьей  117  Кодекса  законов о труде Российской
   Федерации (ред. 18.01.2001 г.)
       Велосипед является  средством передвижения и к инструментам не
   относится. Порядок выплаты компенсации работникам за использование
   ими  легковых  автомобилей  в  служебных  целях  определен письмом
   Минфина РФ от 21.07.92 г.  N 57 "Об условиях  выплаты  компенсации
   работникам  за  использование  ими личных легковых автомобилей для
   служебных поездок".  Нормы компенсации установлены  постановлением
   Правительства  РФ  от  20.06.92 г.  N 414 "О нормах компенсации за
   использование личных легковых автомобилей  в  служебных  целях"  и
   приказом Минфина  РФ  от  04.02.2000  г.  N  16н  "Об   изменениях
   предельных  норм  компенсации  за  использование  личных  легковых
   автомобилей и мотоциклов для служебных поездок". Нормы компенсации
   установлены  для  автомобилей  и мотоциклов.  Законодательством не
   предусмотрена компенсация за использование  личных  велосипедов  в
   служебных целях.
       Таким образом, если выплаты в виде денежного возмещения износа
   личного  велосипеда  производятся  за  счет средств,  остающихся в
   распоряжении   организации   после   уплаты   налога   на   доходы
   организаций, то в соответствии с пунктом 4 статьи 236 части второй
   Налогового кодекса РФ они не признаются объектом  налогообложения.
   При этом следует иметь в виду, что освобождение от налогообложения
   таких выплат осуществляется только в том случае,  если они сделаны
   за  счет  нераспределенной  прибыли.  Если  же  у  предприятия  по
   результатам прошлого года убыток,  то все выплаты облагаются ЕСН в
   общеустановленном порядке.
       В других случаях выплаты в виде  денежного  возмещения  износа
   личного велосипеда почтальона облагаются единым социальным налогом
   и плательщиком налога является предприятие почтовой связи.

       5. Отдел  социальной защиты населения производит безвозмездные
   выплаты  в  виде  адресной  социальной  помощи  физическим   лицам
   - пенсионерам (ранее  не  работавшим  в  отделе  социальной защиты
   населения) и физическим лицам  из  числа  малоимущих  и  социально
   незащищенных   категорий   граждан,   кроме   того,   производятся
   безвозмездные выплаты,  не являющиеся адресной социальной помощью,
   физическим  лицам,  пенсионерам  и  инвалидам.  Облагаются  ли эти
   выплаты единым социальным налогом?
       В соответствии  с  Федеральным  законом  РФ  от 17.07.99 г.  N
   178-ФЗ   "О   государственной   социальной   помощи"   и   Законом
   Краснодарского  края  от  07.05.98  г.  N  125-КЗ  "О  прожиточном
   минимуме и Государственной социальной помощи в Краснодарском крае"
   (в ред.  Закона  от  23.01.2001  г.  N   340-КЗ)   государственная
   социальная  помощь  -  это  предоставление  малоимущим  семьям или
   малоимущим  одиноко  проживающим   гражданам   за   счет   средств
   соответствующих  бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий,
   субсидий,  компенсаций,  жизненно  необходимых  товаров.  Оказание
   государственной  социальной  помощи осуществляется в виде денежных
   выплат  (социальные  пособия,  субсидии,  компенсации   и   другие
   выплаты) и натуральной помощи (топливо,  продукты питания, одежда,
   обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
       В соответствии с п.п. 1 п.  1 статьи 238  НК  РФ  не  подлежат
   налогообложению    государственные    пособия,   выплачиваемые   в
   соответствии  с  законодательством  РФ,  законодательными   актами
   субъектов   РФ,   решениями   представительных   органов  местного
   самоуправления.
       Таким образом,   безвозмездные   выплаты   в   виде   адресной
   социальной помощи,  назначаемые решением органа социальной  защиты
   населения  малоимущим  семьям  и  малоимущим  одиноко  проживающим
   гражданам, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
       Адресная социальная  помощь,  оказываемая  физическим  лицам -
   пенсионерам и безвозмездные выплаты  в  виде  материальной  помощи
   физическим   лицам  пенсионерам  и  инвалидам,  не  относящимся  к
   малоимущим и не работавшим в отделе соцзащиты, согласно статье 236
   НК  РФ  является  объектом  налогообложения,  как  выплаты  в виде
   материальной  помощи  и  иные  безвозмездные  выплаты   в   пользу
   физических   лиц,   не  связанных  с  налогоплательщиком  трудовым
   договором,  либо  договором  гражданско  -  правового   характера,
   предметом  которого  является  выполнение  работ (оказание услуг),
   либо авторским или лицензионным договором.
       Пособия, выплачиваемые   не   в   соответствии  с  федеральным
   законодательством,    законами     субъектов     РФ,     решениями
   представительных    органов   местного   самоуправления   подлежат
   налогообложению в полном объеме на общих основаниях.

       6. Каков    порядок    исчисления    страховых    взносов    в
   государственные  внебюджетные   социальные   фонды   крестьянскими
   (фермерскими) хозяйствами,  имеющими, статус юридического лица, до
   и после введения в действие II части НК РФ?
       До введения  в  действие  части  второй  Налогового кодекса РФ
   основанием для отчислений во внебюджетные  фонды  являлись  доходы
   КФХ,  отраженные  в форме N 5-КФ Ведомости финансовых результатов.
   При этом необходимо учитывать, что сам порядок исчисления и уплаты
   страховых  взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
   до  01.01.2001  года  определялся  нормами  Федеральных   законов,
   принимаемых  на  очередной  финансовый  год,  "О тарифах страховых
   взносов в Пенсионный Фонд РФ,  Фонд  социального  страхования  РФ,
   Государственный  фонд занятости населения РФ и фонды обязательного
   медицинского страхования" и Постановлениями  Правительства  РФ  от
   11.10.93 г.  N 1020 и от 26.10.2000 г.  N 821  "О  порядке  уплаты
   крестьянскими   (фермерскими)   хозяйствами,  родовыми,  семейными
   общинами малочисленных народов Севера,  занимающихся традиционными
   отраслями  хозяйствования,  страховых  взносов  в  Пенсионный фонд
   Российской Федерации".
       В соответствии с письмом ГНС РФ от 01.07.97 г.  N  ВЗ-6-04/493
   (в  редакции  письма  МНС  РФ  от  22.02.2001  г.  N ВГ-6-03/158@)
   крестьянские (фермерские) хозяйства - работодатели, имеющие статус
   юридического   лица,   являются  плательщиками  страховых  взносов
   (платежей)  в  государственные  внебюджетные   социальные   фонды,
   которые с 1997 года начисляются:
       1) в  Пенсионный  фонд  РФ  -  в  размере  20,6%  на  выплаты,
   начисленные  в  пользу работников по всем основаниям независимо от
   источников финансирования,  включая  вознаграждения  по  договорам
   гражданско  -  правового  характера,  предметом,  которых является
   выполнение работ и оказание услуг (кроме  сумм,  выплачиваемых  по
   договорам,  заключенным  с  индивидуальными предпринимателями),  а
   также по авторским договорам;
       2) в  Фонд  обязательного медицинского страхования - в размере
   3,6% на сумму начисленной оплаты труда по всем основаниям, включая
   выполнение работ по договорам подряда и поручения;
       3) в Государственный фонд занятости населения  РФ  -  1,5%  по
   отношению  к начисленной оплате труда по всем основаниям,  включая
   выполнение работ по договорам подряда и поручения;
       4) в  Фонд  социального  страхования  РФ  - в размере 5,4%  по
   отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
       Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 26.10.00 года N
   821 установлено,  что крестьянские (фермерские) хозяйства  в  2000
   году  уплачивают  страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с выплат в
   денежной и (или) натуральной форме,  начисленных в  пользу  членов
   крестьянско - фермерских хозяйств по всем основаниям независимо от
   источников финансирования, за истекший календарный год.
       Выплаты, начисленные   и   полученные   в  натуральной  форме,
   учитываются по рыночным  ценам  (на  дату  начисления)  на  данный
   продукт (товар, услугу) в конкретной местности.
       С введением в действие с 01.01.2001 г. части второй Налогового
   кодекса  Российской  Федерации,  исчисление и перечисление единого
   социального налога производится в соответствии с положениями главы
   24 Кодекса.
       Как следует из содержания пункта 2 ст. 23 Гражданского кодекса
   РФ  и  пункта  1  ст.1  Закона  РСФСР  от  22.11.90 г.  N 348-1 "О
   крестьянском (фермерском)  хозяйстве",  крестьянское  (фермерское)
   хозяйство может быть представлено двумя организационно - правовыми
   формами:
       1) Глава   крестьянского   (фермерского)   хозяйства   -   как
   индивидуальный предприниматель;
       2) Крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо.
       В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего арбитражного
   суда  крестьянское  (фермерское)  хозяйство,  зарегистрированное в
   соответствии  с  Законом  РСФСР   "О   крестьянском   (фермерском)
   хозяйстве"  (в  редакции от 27.12.90 N 461-1),  приобретает статус
   юридического  лица  и  отчитывается  о  своей  производственной  и
   финансовой  деятельности в порядке,  установленном для юридических
   лиц,  имеет устав,  зарегистрированный  в  установленном  порядке,
   расчетный счет в банке.  Его глава осуществляет свои полномочия по
   управлению имуществом хозяйства и вступает в договорные  отношения
   с другими юридическими лицами от имени крестьянского хозяйства.
       Ставки налога   для   крестьянских   (фермерских)    хозяйств,
   выступающих в качестве работодателей,  определены пунктом 1 статьи
   241 Кодекса (таблица 2).
       В соответствии   с   пунктом   3   статьи  243  все  категории
   налогоплательщиков - работодателей не позднее 20-го числа  месяца,
   следующего  за  отчетным,  представляют в налоговый орган расчет с
   указанием данных  о  суммах  исчисленных  и  уплаченных  авансовых
   платежей по единому социальному налогу.
       Как следует из  содержания  пункта  1  статьи  236  Кодекса  -
   выплаты  в  натуральной  форме,  производимые сельскохозяйственной
   продукцией,  признаются объектом  налогообложения  в  части  сумм,
   превышающих   1000   рублей  в  расчете  на  одного  работника  за
   календарный месяц,  в котором производилось начисление  заработной
   платы,  в  том случае,  когда выплаты производятся работодателями,
   указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235.
       Если налогоплательщик   одновременно  относится  к  нескольким
   категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта
   1  статьи  235  Кодекса,  он (в соответствии с пунктом 2 настоящей
   статьи)  признается  отдельным   налогоплательщиком   по   каждому
   отдельно взятому основанию.
       В соответствии  с  пунктом  3  статьи  236  Кодекса   объектом
   налогообложения   для  глав  крестьянско  -  фермерских  хозяйств,
   имеющих статус предпринимателя без образования юридического  лица,
   признаются  доходы  от предпринимательской деятельности за вычетом
   расходов,  связанных с их извлечением.  Таким  образом,  положения
   пункта   1   статьи   236  на  данную  категорию  плательщиков  не
   распространяются.

       7. Освобождается  ли  от  уплаты  единого  социального  налога
   общественная  организация   -   физкультурно   -   оздоровительный
   спортивный   клуб,   созданный   для   достижения  физкультурно  -
   спортивных и оздоровительных целей?
       В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Налогового кодекса РФ от
   уплаты  единого   социального   налога   освобождаются   следующие
   категории работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений,  не
   превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на  каждого
   отдельного работника:
       общественные организации инвалидов (в том числе созданные  как
   союзы  общественных  организаций инвалидов),  среди членов которых
   инвалиды и  их  законные  представители  составляют  не  менее  80
   процентов, их региональные и местные отделения;
       организации, уставный капитал  которых  полностью  состоит  из
   вкладов   общественных   организаций   инвалидов   и   в   которых
   среднесписочная  численность  инвалидов  составляет  не  менее  50
   процентов,  а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда
   составляет не менее 25 процентов;
       учреждения, созданные    для    достижения    образовательных,
   культурных,  лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных,
   научных,  информационных  и  иных  социальных  целей,  а также для
   оказания правовой и иной помощи инвалидам,  детям - инвалидам и их
   родителям, единственными собственниками имущества которых являются
   указанные общественные организации инвалидов.
       Указанные льготы  по  исчислению  и уплате единого социального
   налога  на  физкультурно  -  оздоровительный  спортивный  клуб  не
   распространяются.

       8. Включаются  ли   в   налогооблагаемую   базу   по   единому
   социальному  налогу  выплаты  в  виде  материальной  помощи  своим
   работникам,  которые организация  осуществляет  за  счет  средств,
   оставшихся  в  ее  распоряжении,  после  уплаты  налога  на доходы
   организаций?
       Согласно п.п. 1, 4 ст. 236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения
   начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям и
   выплачиваемые   работодателем   за   счет  средств,  оставшихся  в
   распоряжении  предприятия  после  уплаты  налога  на  доходы,   не
   являются  объектом  налогообложения по единому социальному налогу.
   Выплата в виде  материальной  помощи  своим  работникам  не  будет
   облагаться единым социальным налогом.
       9. Является ли индивидуальный предприниматель  -  работодатель
   плательщиком в фонд социального страхования с выплат работникам по
   договорам гражданско - правового характера?
       В соответствии с п.  3 статьи 238 НК РФ в  налоговую  базу  (в
   части  суммы  налога,  подлежащей  зачислению  в  Фонд социального
   страхования РФ) не включаются любые вознаграждения,  выплачиваемые
   работникам   по   договорам   гражданско  -  правового  характера,
   авторским и лицензионным договорам.

       10. Облагаются  ли  единым  социальным  налогом  безвозмездные
   выплаты на медицинское обслуживание в пользу физического  лица  не
   связанного с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором
   гражданско - правового характера,  на лечение работников,  выплаты
   работникам  связанные с обслуживанием личного пейджера,  стоимость
   переданной в собственность своему  работнику  квартиры,  если  они
   производятся   за   счет   средств,   остающихся   в  распоряжении
   организации после уплаты налога на  доходы  организаций  (за  счет
   нераспределенной прибыли)?
       В соответствии  с пунктом 4 статьи 236 части второй Налогового
   кодекса РФ безвозмездные  выплаты  в  пользу  физических  лиц,  не
   связанных с налогоплательщиком трудовым договором,  либо договором
   гражданско -  правового  характера,  предметом  которого  является
   выполнение   работ   (оказание   услуг),  не  признаются  объектом
   налогообложения единым социальным налогом,  если они  производятся
   за  счет  средств,  остающихся  в  распоряжении  организации после
   уплаты налога на  доходы  организаций  (за  счет  нераспределенной
   прибыли).  На основании вышеизложенного,  безвозмездные выплаты на
   медицинское обслуживание в пользу физического лица не связанного с
   налогоплательщиком     трудовым    договором,    либо    договором
   гражданско - правового характера,  предметом   которого   является
   выполнение  работ  (оказание  услуг),  а  также выплаты на лечение
   работников  не  будут  являться  объектом  налогообложения  единым
   социальным   налогом,  если  они  производятся  за  счет  средств,
   остающихся в  распоряжении  организации  после  уплаты  налога  на
   доходы организаций.
       Безвозмездные выплаты,  производимые за счет  прибыли  прошлых
   лет, оставшейся после уплаты налога на прибыль, выплаты работникам
   связанные с обслуживанием личного пейджера, стоимость переданной в
   собственность своему работнику квартиры,  не поименованы в п.п. 1,
   2 статьи 236 НК РФ и на них не распространяется действие пункта  4
   статьи  236  НК  РФ.  Таким  образом,  вышеуказанные безвозмездные
   выплаты считаются материальной выгодой и подлежат обложению единым
   социальным налогом.

       11. По какой ставке в 1997 -  1999 г.г.  уплачивают  страховые
   взносы   в   Пенсионный   фонд   нотариусы,  занимающиеся  частной
   практикой?
       Федеральными законами   "О   тарифах   страховых   взносов   в
   Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
   Российской  Федерации,  Государственный  фонд занятости Российской
   Федерации,  и фонды  обязательного  медицинского  страхования"  от
   05.02.1997 N 26-ФЗ, от 08.01.1998 N 9-ФЗ, от 04.01.2001 N 1-ФЗ, от
   20.11.1999 N 197-ФЗ  для занимающихся частной практикой нотариусов
   в  Пенсионный Фонд РФ были установлены следующие размеры страховых
   взносов:
       1997 - 98 годы - 28 процентов от дохода от их деятельности;
       1999 - 2000 годы - 20,6 процента дохода от предпринимательской
   либо  иной  деятельности  за  вычетом  расходов,  связанных  с его
   извлечением.
       Отдельные положения  статей  данных  Федеральных  законов были
   рассмотрены Конституционным Судом РФ.
       В соответствии  с  постановлениями Конституционного Суда РФ от
   24.02.1998 N 7-П и от 23.12.1999 N 18-П в периоды с 1 января по 10
   февраля  1997  года  и  с  25  августа  по  31  декабря  1998 года
   индивидуальные  предприниматели,  занимающиеся  частной  практикой
   нотариусы,  адвокаты  не  должны уплачивать страховые взносы из-за
   отсутствия правового регулирования.
       После 24    февраля    1998   года   -   даты   провозглашения
   вышеназванного  Постановления  Конституционного  Суда   Российской
   Федерации  -  при  исчислении  сумм страховых взносов в Пенсионный
   фонд   Российской   Федерации   индивидуальных   предпринимателей,
   занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф
   в размере 28 процентов от сумм их  заработка  (дохода)  не  должен
   применяться.  Суммы  указанных  страховых  взносов  за  1997  год,
   которые до 24  февраля  1998  года  не  были  внесены,  не  должны
   взыскиваться. Внесенные же после этой даты суммы подлежат зачету в
   счет текущих и будущих платежей.
       До установления  законодателем  нового правового регулирования
   индивидуальные  предприниматели,  занимающиеся  частной  практикой
   нотариусы,  главы  крестьянских  (фермерских)  хозяйств и адвокаты
   уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы
   за  1999  и  2000  годы в установленном Федеральными законами от 4
   января 1999 года "О тарифах страховых взносов  в  Пенсионный  фонд
   Российской  Федерации,  Фонд  социального  страхования  Российской
   Федерации,  Государственный фонд  занятости  населения  Российской
   Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999
   год" и от 20 ноября 1999  года  "О  тарифах  страховых  взносов  в
   Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
   Российской Федерации,  Государственный  фонд  занятости  населения
   Российской   Федерации   и   в  фонды  обязательного  медицинского
   страхования на 2000 год" в  размере  20,6  процента  от  заработка
   (дохода).

       12. Являются   ли   объектом   налогообложения   по    единому
   социальному налогу выигрыши по лотерейным билетам?
       Статья 236   НК    РФ    устанавливает    перечень    объектов
   налогообложения   для  различных  категорий  плательщиков  единого
   социального налога. При этом объектом налогообложения являются:
       - выплаты  и вознаграждения различного характера,  начисляемые
   работодателями  в  пользу  работников,  либо  физических  лиц,  не
   связанных   с  работодателем  трудовыми  отношениями  при  условии
   безвозмездного характера;
       - доходы  от  предпринимательской  либо  иной профессиональной
   деятельности, за вычетом необходимых расходов.
       В соответствии   со   статьей   1063  ГК  РФ  отношения  между
   организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске
   игр,  т.е.  отношения  между  РФ,  субъектами  РФ,  муниципальными
   образованиями,    лицами,    получившими    от     уполномоченного
   государственными или муниципальными органами разрешения (лицензии)
   и участниками игр основаны на договоре. В случаях, предусмотренных
   правилами   организации   игр,   договор   между  организациями  и
   участником игр оформляется выдачей лотерейного  билета,  квитанции
   или иного документа. Следовательно, выигрыши по лотерейным билетам
   не являются объектом  налогообложения,  так  как  не  являются  ни
   выплатами   работодателями   в   пользу  работников,  ни  доходами
   предпринимателей.

       13. Облагается   ли  единым,  социальным  налогом  расходы  на
   повышение профессионального уровня работников организации в  связи
   с производственной необходимостью?
       В соответствии с абзацем 7 подпункта 2 пункта 1 ст.  238 части
   второй    Налогового    кодекса    РФ    расходы    на   повышение
   профессионального уровня работников  не  подлежат  налогообложению
   единым социальным налогом. При этом из содержания ст. 237 следует,
   что  из  налогооблагаемой  базы  по  единому  социальному   налогу
   исключаются  суммы,  указанные  в  ст.  238 Кодекса,  только в том
   случае,  если физическое лицо,  в  пользу  которого  производились
   выплаты,  связано  с налогоплательщиком - работодателем трудовым -
   договором  либо  договором  гражданско  -   правового   характера,
   предметом  которого  является  выполнение  работ (оказание услуг),
   авторским или лицензионным договором.
       Таким образом,  если оплата за профессиональную переподготовку
   работника производится организацией,  связанной  с  ним  трудовыми
   отношениями,   то   данные  расходы  не  будут  облагаться  единым
   социальным налогом.
       Если же   расходы   по   повышению   профессионального  уровня
   работника берет на себя третье лицо,  не  связанное  с  физическим
   лицом  трудовым  договором  либо  договором гражданско - правового
   характера,  предметом которого является выполнение работ (оказание
   услуг), авторским или лицензионным договором, то оно (третье лицо)
   является  плательщиком   единого   социального   налога   с   сумм
   произведенных расходов.

       14. Облагаются  ли  единым  социальным  налогом  безвозмездные
   выплаты,   как  в  денежной,  так  и  натуральной  форме  (премии,
   стипендии,  стоимость наград или призов) в пользу физических  лиц,
   не  связанных  с налогоплательщиком трудовым договором,  договором
   гражданско  -  правового  характера,  авторским  или  лицензионным
   договором?
       В соответствии с пунктом 1 статьи 236 части второй  Налогового
   кодекса  (в  редакции  Федерального  закона  от  29.12.2000 года N
   166-ФЗ) объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных
   в абзаце втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего
   Кодекса,  признаются выплаты в виде  материальной  помощи  и  иные
   безвозмездные  выплаты  в  пользу  физических лиц,  не связанных с
   налогоплательщиком    трудовым    договором,    либо     договором
   гражданско - правового  характера,  предметом   которого  является
   выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным
   договорам.
       В соответствии с пунктом 4 статьи 237 Кодекса РФ  при  расчете
   налоговой   базы  выплаты  и  иные  вознаграждения,  полученные  в
   натуральной форме в виде товаров (работ,  услуг),  учитываются как
   стоимость  этих  товаров  (работ,  услуг),  на  день их получения,
   исчисленная исходя из их рыночных цен  (тарифов),  определенных  с
   учетом  положений статьи 40 части первой Налогового кодекса РФ,  а
   при государственном регулировании  цен  (тарифов)  на  эти  товары
   (работы,   услуги)   -   исходя  из  государственных  регулируемых
   розничных цен.
       На основании  Приказа  МНС РФ от 29.12.2000 года N БГ-3-07/465
   "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления  и
   уплаты    единого    социального    налога    (взноса)"   подлежат
   налогообложению безвозмездные выплаты,  как в денежной,  так  и  в
   натуральной форме (премии, стипендии, стоимость наград или призов,
   и т.д.),  осуществляемые налогоплательщиками  -  работодателями  в
   пользу физических лиц, не связанных с ним трудовым договором, либо
   договором гражданско  -  правового  характера,  предметом  которых
   является  выполнение работ или оказание услуг,  либо авторским или
   лицензионным договором.

       15. Должны   ли   уплачивать  единый  социальный  налог  главы
   крестьянско - фермерских хозяйств - работодатели,  имеющие  статус
   юридического лица, при отсутствии фактических выплат?
       В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего арбитражного
   суда от 11.11.97 г.  NN 3917/97; 3976/97 крестьянское (фермерское)
   хозяйство,  зарегистрированное в соответствии с Законом  РСФСР  "О
   крестьянском   (фермерском)   хозяйстве"  (в  редакции  Закона  от
   27.12.90  N.  461-1),  приобретает  статус  юридического  лица   и
   отчитывается  о своей производственной и финансовой деятельности в
   порядке,  установленном  для   юридических   лиц,   имеет   устав,
   зарегистрированный  в  установленном  порядке,  расчетный  счет  в
   банке.  Его  глава  осуществляет  свои  полномочия  по  управлению
   имуществом  хозяйства  и вступает в договорные отношения с другими
   юридическими лицами от имени крестьянского хозяйства,  являясь при
   этом наемным работником по отношению к данному хозяйству.
       Уплата единого    социального    налога    таким    хозяйством
   производится в порядке,  определенном  пунктом  1  ст.  235  части
   второй  Налогового кодекса для налогоплательщиков - работодателей.
   При этом объектом налогообложения,  в  соответствии  с  пунктом  1
   статьи  236  Кодекса,  признаются  выплаты  и иные вознаграждения,
   начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
   Отсутствие выплат,  как главе крестьянско - фермерского хозяйства,
   так   и   работникам,   связанным   с    работодателем    трудовым
   (коллективным) договором,  является нарушением ст.  37 Конституции
   РФ и ст.  78 Кодекса законов о  труде  РФ,  гарантирующих  каждому
   работнику  оплату труда в месяц не ниже установленного Федеральным
   законом минимального размера,  а также  нарушением  ст.  96  КЗоТ,
   обязывающей работодателей выплачивать заработную плату не реже чем
   каждые полмесяца.
       Принимая во внимание вышеизложенное,  налоговые инспекции  при
   проведении  налогового  контроля,  вправе производить доначисление
   единого социального налога.
       Учитывая то,  что  в  соответствии  с   пунктом   2   ст.   23
   Гражданского кодекса РФ и пунктом 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.90
   г.  N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве",  крестьянское
   (фермерское)    хозяйство    может    быть    представлено   двумя
   организационно   -   правовыми   формами:   глава    крестьянского
   (фермерского)  хозяйства  -  как  индивидуальный предприниматель и
   крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо,  - для
   решения  проблемы  исчисления  и уплаты единого социального налога
   при  отсутствии  выплат  членам  крестьянского   хозяйства   главе
   крестьянско   -   фермерского   хозяйства  целесообразно  изменить
   правовой статус и зарегистрироваться  в  качестве  индивидуального
   предпринимателя   без  образования  юридического  лица.  В  данном
   случае,  при  отсутствии  выплат  наемным   работникам,   объектом
   налогообложения  будут  признаваться доходы от предпринимательской
   деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

       16. Коллегия адвокатов, расположенная в одном из районов края,
   направила в соответствии с приложением  8  к  Приказу  МНС  РФ  от
   29.12.2000 г.  N  БГ-3-07/469  расчет  по  авансовым  платежам  по
   единому  социальному налогу в территориальную инспекцию МНС России
   по месту жительства адвоката.  Адвокат  не  состоит  на  налоговом
   учете  в  инспекции по месту своего жительства.  Должен ли адвокат
   зарегистрироваться   в   налоговом   органе   как   индивидуальный
   предприниматель?
       В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР,  утвержденным
   Законом РСФСР от 20.11.80 г.  для организации работы адвокатов  по
   оказанию  юридической  помощи гражданам и организациям президиумом
   коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах создаются
   юридические консультации.
       Коллегии адвокатов являются юридическими лицами,  в полномочия
   которых    входят    распределение    адвокатов   по   юридическим
   консультациям, решение вопроса их перевода из одной консультации в
   другую, а также отчисление их из членов коллегии.
       Созданные президиумом    коллегии    адвокатов     юридические
   консультации  подпадают  под  признаки обособленного подразделения
   коллегии  (юридического  лица),  данные  в  статье  11  Налогового
   кодекса РФ.  Труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших в
   юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную  им
   юридическую помощь.
       В силу изложенного,  адвокаты  являются  штатными  работниками
   юридической  консультации  и  не  подлежат  регистрации в качестве
   индивидуального предпринимателя.

       17. Облагаются   ли   единым   социальным  налогом  стипендии,
   выплачиваемые за счет средств краевого бюджета,  детям  -  сиротам
   (утв.  Постановлением  Главы  администрации Краснодарского края от
   23.03.98 г.  N 139),  студентам и аспирантам (утв.  Постановлением
   Главы  администрации  Краснодарского  края  от 26.10.93 г.  N 390)
   лицам,  обучающимся  в  докторантуре  (утв.  Постановлением  Главы
   администрации Краснодарского края от 15.05.97 г. N 187)?
       В соответствии с пунктом 1 статьи 236 части второй  Налогового
   Кодекса  (в  редакции  Федерального  закона  от  29.12.2000 года N
   166-ФЗ) объектом налогообложения по единому социальному налогу для
   налогоплательщиков,  указанных в абзаце втором - пятом подпункта 1
   пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса,  признаются выплаты в виде
   материальной   помощи   и  иные  безвозмездные  выплаты  в  пользу
   физических  лиц,  не  связанных  с   налогоплательщиком   трудовым
   договором,    либо   договором   гражданско - правового характера,
   предметом которого является  выполнение  работ  (оказание  услуг),
   либо авторским или лицензионным договором.
       В тоже время, согласно пп. 1 п. 1 статьи 238 НК РФ не подлежат
   налогообложению    государственные    пособия,   выплачиваемые   в
   соответствии  с  законодательством  РФ,  законодательными   актами
   субъектов   РФ,   решениями   представительных   органов  местного
   самоуправления.  Так,  пособия,  выплачиваемые не в соответствии с
   федеральным  законодательством,  законами субъектов РФ,  решениями
   представительных   органов   местного   самоуправления    подлежат
   налогообложению в полном объеме.
       Статьей 5 Закона Краснодарского края от 06.06.95 г.  N 7-КЗ "О
   правотворчестве  и нормативных правовых актах Краснодарского края"
   (ред.  Законов от 07.08.96 г.  N 42-КЗ;  06.04.99  г.   N  168-КЗ)
   определено,  что  нормативные  правовые акты края образуют в своей
   совокупности единую,  целостную и  дифференцированную  нормативную
   правовую  систему  -  законодательство  края,  включающее законы и
   нормативно  -  правовые  акты  администрации   края.   Нормативный
   правовой   акт   администрации   края   -   акт,  принятый  главой
   администрации края или органом  управления  администрации  края  в
   рамках   их   компетенции   и  содержащий  правовые  нормы.  Глава
   администрации края издает постановления и распоряжения.
       В соответствии  с  Законом  РФ  от  21.03.91  г.   N  943-1 "О
   налоговых  органах  Российской   Федерации"   (с   изменениями   и
   дополнениями)  и  Налоговым  Кодексом  РФ налоговые органы в своей
   деятельности руководствуются Конституцией  РФ,  постановлениями  и
   распоряжениями  Правительства  РФ,  а также нормативными правовыми
   актами органов  государственной  власти  субъектов  РФ  и  органов
   местного самоуправления.
       Понятие пособия и стипендии дано в  Большом  энциклопедическом
   словаре под редакцией А.М. Прохорова (М., 1997 г.): пособие - одна
   из  форм  материального  обеспечения  граждан,  а  стипендия - это
   денежное пособие,  регулярно  выдаваемое  обучающимся  на  дневных
   отделениях (факультетах) учебных заведений.
       С учетом  вышеизложенного,  стипендии,  выплачиваемые  за счет
   средств краевого бюджета,  детям -  сиротам  (Постановление  Главы
   администрации Краснодарского края от 23.03.98 г. N 139), студентам
   и аспирантам  (Постановление  Главы  администрации  Краснодарского
   края от 26.10.93 г.  N 390),  лицам,  обучающимся  в  докторантуре
   (Постановление Главы администрации Краснодарского края от 15.05.97
   г.  N 187) с учетом пункта 1 статьи 238 НК РФ не облагаются единым
   социальным  налогом  как государственные пособия,  выплачиваемые в
   соответствии с законодательными актами субъекта РФ.

       18. Бюджетная организация оказала материальную помощь за  счет
   бюджетных  средств  и  за  счет средств от оказания платных услуг.
   Облагаются ли данные выплаты единым социальным налогом?
       Статьей 238  НК  РФ  определены  суммы  выплат,  не подлежащие
   налогообложению при исчислении единого социального налога. Так, не
   подлежат    налогообложению    выплаты   работникам   организаций,
   финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей
   на  одно  физическое  лицо  за  налоговый  период  по  каждому  из
   следующих оснований (в ред.  Федерального закона от  29.12.2000  N
   166-ФЗ):
       - суммы материальной помощи,  оказываемой работодателями своим
   работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с
   выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
       - суммы   возмещения   (оплата)  работодателями  своим  бывшим
   работникам (пенсионерам по возрасту и  (или)  инвалидам)  и  (или)
   членам   их   семей   стоимости   приобретенных   ими   (для  них)
   медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
       С учетом  вышеизложенного,  не  облагаются  единым  социальным
   налогом   суммы   выплат   вышеуказанной   материальной    помощи,
   предусмотренной сметой, независимо от источников ее образования.

       19. Какие выплаты не  включаются  в  строку  100  расчетов  по
   авансовым  платежам  по  единому социальному налогу,  утвержденных
   Приказом МНС РФ от 29.12.2000 г.  N  БГ-3-07/469  "Об  утверждении
   форм расчетов по авансовым платежам и Порядков их заполнения"?
       Согласно Порядку заполнения  расчетов  по  авансовым  платежам
   строка  100  "Объект  налогообложения  нарастающим итогом с начала
   года" заполняется в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса
   РФ.
       Для налогоплательщиков - работодателей в строку 100 включаются
   выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу
   работников по всем основаниям,  в том  числе:  вознаграждения  (за
   исключением     вознаграждений,    выплачиваемых    индивидуальным
   предпринимателям) по договорам гражданско -  правового  характера,
   предметом  которых  является выполнение работ (оказание услуг),  а
   также по  авторским  и  лицензионным  договорам;  выплаты  в  виде
   материальной   помощи   и  иные  безвозмездные  выплаты  в  пользу
   физических  лиц,  не  связанных  с   налогоплательщиком   трудовым
   договором,   либо  договором  гражданско  -  правового  характера,
   предметом которого является  выполнение  работ  (оказание  услуг),
   либо авторским или лицензионным договором.
       Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной
   продукцией   и  (или)  товарами  для  детей,  признаются  объектом
   налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на
   одного работника за календарный месяц.
       Таким образом,  в расчете по авансовым платежам в  строку  100
   "Объект налогообложения нарастающим итогом с начала года" ставится
   сумма всех произведенных выплат за исключением выплат, указанных в
   пункте  4 статьи 236 НК РФ,  т.е.  осуществляемых за счет средств,
   остающихся в  распоряжении  организации  после  уплаты  налога  на
   доходы   организаций,   или  средств,  оставшихся  в  распоряжении
   индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты
   налога  на  доходы  физических  лиц  и выплат в натуральной форме,
   производимых сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами  для
   детей в части сумм, не превышающих 1000 рублей в расчете на одного
   работника за календарей месяц.
       20. Порядок   применения   штрафных   санкций  при  проведении
   выездных налоговых проверок  по  вопросу  правильности  исчисления
   единого социального налога в 2001 году.
       С 01.01.2001 г.  на территории  РФ  введен  единый  социальный
   налог (взнос).  Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого
   социального налога налогоплательщиками - работодателями определены
   статьей  243  Налогового  кодекса  РФ.  Сумма налога исчисляется и
   уплачивается  налогоплательщиками  отдельно  в  отношении  каждого
   фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой
   базы.  Налогооблагаемая база  исчисляется  с  начала  календарного
   года, включая последний отчетный период.
       Порядок проведения  выездной  налоговой   проверки   определен
   статьей   89   Налогового   кодекса   Российской   Федерации.   По
   установленным  выездной  налоговой  проверкой  фактам   допущенных
   налогоплательщиком     налоговых    правонарушений    производится
   исчисление неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм  налогов  и
   сборов, подлежащих уплате в бюджет и пени.
       В соответствии со статьей 122 Налогового кодекса  РФ  неуплата
   или  неполная  уплата сумм налога в результате занижения налоговой
   базы,   иного   неправильного   исчисления   налога   или   других
   неправомерных  действий  (бездействия)  влечет  взыскание штрафа в
   размере  20  процентов  от  неуплаченной  суммы  налога.   Деяния,
   совершенные  умышленно,  влекут  штрафы  в размере 40 процентов от
   неуплаченных сумм  налога.  Вышеназванные  финансовые  санкции,  с
   учетом  пунктов  3 и 4 статьи 5 НК РФ,  применяются при проведении
   выездной налоговой проверки  по  вопросу  правильности  исчисления
   единого социального налога.

                                        Зам. руководителя Управления,
                                             Государственный советник
                                           налоговой службы III ранга
                                                          П.В.ФИСЕНКО



<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz