ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2000 г. N 648-П
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О КУЛЬТУРЕ"
Законодательное собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Краснодарского края
"О культуре", внесенный главой администрации Краснодарского края
(прилагается).
2. Комитету Законодательного собрания Краснодарского края по
вопросам образования, науки, культуры, делам молодежи и спорту
обобщить предложения, замечания субъектов законодательной
инициативы, с учетом поступивших поправок доработать указанный
законопроект и внести его на рассмотрение Законодательного
собрания Краснодарского края во втором чтении.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного собрания Краснодарского края по
вопросам образования, науки, культуры, делам молодежи и спорту.
Председатель
Законодательного собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Краснодар
28 июля 2000 года
N 648-П
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания Краснодарского края
от 28 июля 2000 г. N 648-П
Проект
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О КУЛЬТУРЕ
Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской
Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре,
в соответствии с Уставом Краснодарского края, федеральными
законами и законами Краснодарского края, регулирующими отношения в
области культуры.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
культурная деятельность - деятельность по сохранению,
созданию, распространению и освоению культурных ценностей;
культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы,
нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные
традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные
промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты
и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие
историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и
технологии, уникальные в историко - культурном отношении
территории и объекты;
культурные блага - условия и услуги, предоставляемые
организациями, другими юридическими и физическими лицами для
удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;
организации культуры - организации, создаваемые в
предусмотренных действующим законодательством организационно -
правовых формах и действующие в целях сохранения, создания,
распространения и освоения культурных ценностей;
творческая деятельность - создание культурных ценностей и их
интерпретация;
творческий работник - физическое лицо, которое создает или
интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую
деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует
признания в качестве творческого работника, независимо от того,
связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет
членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу
творческих работников относятся лица, причисленные к таковым
Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об
охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об
охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и
работников органов радиовещания);
культурное наследие народов, этнических групп, проживающих на
территории Краснодарского края, - материальные и духовные
ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко -
культурные территории и объекты, значимые для сохранения и
развития самобытности Краснодарского края и всех народов,
этнических групп, проживающих на его территории, их вклада в
российскую культуру и мировую цивилизацию;
культурное достояние Краснодарского края - совокупность
культурных ценностей, а также организации культуры, которые имеют
краевое значение и в силу этого безраздельно принадлежат
Российской Федерации и Краснодарскому краю без права их передачи
иным государствам;
культурные аспекты программ развития - перспективы социально -
экономических, научно - технических и других программ развития с
точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и
развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти
результаты;
краевая государственная культурная политика (государственная
политика в области культуры в Краснодарском крае) - совокупность
принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной
власти Краснодарского края в своей деятельности по сохранению,
развитию и распространению культуры, а также сама их деятельность
в области культуры.
Статья 2. Законодательство Краснодарского края о культуре
Законодательство Краснодарского края о культуре состоит из
настоящего Закона, законов Краснодарского края "Об охране и
использовании памятников истории и культуры на территории
Краснодарского края", "О библиотечном деле в Краснодарском крае",
"Об ограничении приватизации и перепрофилирования учреждений
культуры, искусства, кинематографии, памятников истории и культуры
в Краснодарском крае", "О государственной поддержке кинематографии
в Краснодарском крае" и иных нормативных правовых актов
Краснодарского края, регулирующих отношения в области культуры.
Статья 3. Область применения настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует культурную деятельность на
территории Краснодарского края в следующих областях:
выявление, изучение, охрана, реставрация и использование
памятников истории и культуры;
художественная литература, кинематография, сценическое,
пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн,
фотоискусство, другие виды искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народная культура
в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, говоры, фольклор,
обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
музейное дело и коллекционирование;
библиотечное дело;
телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части
создания и распространения культурных ценностей;
эстетическое воспитание, художественное образование,
педагогическая деятельность в этой области;
научные исследования в области культуры;
международные культурные обмены;
производство материалов, оборудования и других средств,
необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения
культурных ценностей;
иная не противоречащая законодательству деятельность, в
результате которой сохраняются, создаются, распространяются и
осваиваются культурные ценности.
Статья 4. Задачи законодательства Краснодарского края о
культуре
Задачами законодательства Краснодарского края о культуре
являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской
Федерации на культурную деятельность на территории Краснодарского
края;
создание правовых гарантий для свободной культурной
деятельности объединений граждан, этнических общностей
Краснодарского края;
обеспечение правовых гарантий доступа к культурным ценностям и
культурным благам различных категорий населения на территории
Краснодарского края.
Статья 5. Основные принципы и направления государственной
политики в области культуры в Краснодарском крае
Государственная политика в области культуры в Краснодарском
крае строится на принципах:
федерализма;
программно - целевого планирования и финансирования культурной
деятельности;
множественности источников финансирования культурной
деятельности;
гласности участия общественности в формировании и реализации
государственной политики в области культуры.
Основные направления государственной политики в области
культуры в Краснодарском крае:
обеспечение сохранения культурного достояния, преемственности
культурных традиций и воспроизводства культурного потенциала
Краснодарского края;
возрождение и сохранение культурного наследия народов и
этнических групп, проживающих на территории Краснодарского края,
признание его ценностей и проявление уважения к нему;
обеспечение права всех граждан на бесплатное получение
определенного перечня культурно - досуговых услуг,
гарантированного доступа к культурным ценностям и культурным
благам малообеспеченных групп населения;
развитие международных культурных связей, межрегиональной
культурной кооперации, культурных связей между муниципальными
образованиями;
деятельность по формированию нравственных ценностей общества;
социальная защита работников и деятелей культуры и искусства.
Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 6. Компетенция органов государственной власти
Краснодарского края
К ведению Законодательного собрания Краснодарского края в
области культуры относятся:
осуществление законодательного регулирования культурной
деятельности в Краснодарском крае;
осуществление контроля за исполнением законодательства
Российской Федерации и законодательства Краснодарского края о
культуре;
утверждение культурных программ социально - экономического
развития края, содержащих разделы по сохранению и развитию
культуры, контроль за их выполнением;
установление порядка охраны и использования объектов
исторического и культурного наследия краевого значения;
принятие решений об установлении льгот по краевым налогам,
сборам и другим обязательным платежам для организаций культуры;
осуществление иных полномочий в области культуры в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Краснодарского края.
К ведению администрации Краснодарского края в области культуры
относятся:
реализация федеральной политики в области культуры;
определение основных направлений государственной политики в
области культуры в Краснодарском крае;
разработка программ сохранения и развития культуры, их
реализация и материально - техническое обеспечение;
разработка нормативов финансирования краевых государственных
организаций культуры;
установление дополнительных к устанавливаемым федеральными
органами государственной власти льгот, видов и норм материального
и финансового обеспечения организаций культуры;
принятие решений об учреждении, реорганизации и ликвидации
краевых государственных организаций культуры в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством Краснодарского
края;
осуществление международных связей в области культуры;
установление почетных званий, наград, премий, именных
стипендий в области культуры на территории Краснодарского края;
осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством Краснодарского края в
области культуры.
Статья 7. Компетенция органа исполнительной власти
Краснодарского края в области культуры
К ведению органа исполнительной власти Краснодарского края в
области культуры относятся:
проведение государственной политики в области культуры в
Краснодарском крае;
разработка и реализация краевой программы сохранения и
развития отрасли культуры с учетом социально - экономических,
демографических, поселенческих и других специфических условий и
особенностей края;
осуществление управления краевыми государственными
организациями культуры;
внесение предложений об учреждении, реорганизации и ликвидации
в установленном порядке подведомственных организаций культуры;
координация деятельности творческих организаций и союзов;
координация гастрольно - концертной деятельности
государственных, муниципальных и частных театрально - зрелищных
организаций;
организация научно - методического, информационного
обеспечения отрасли культуры;
организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации
работников отрасли культуры края;
содействие в обеспечении функционирования краевой системы
специального профессионального образования в сфере культуры;
представление кандидатур на получение почетных званий, наград,
государственных премий, именных стипендий в области культуры
федерального и краевого значения;
участие в разработке нормативных правовых актов в области
культуры;
организация всех видов учета, обеспечивающих контроль за
финансово - хозяйственной и производственной деятельностью краевых
государственных организаций культуры;
содействие развитию международных социально - культурных
связей.
Глава III. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 8. Взаимоотношения организаций культуры с иными
организациями, физическими лицами
Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных
областей деятельности, физическими лицами регулируются
законодательством Российской Федерации, законодательством
Краснодарского края.
Использование собственной символики (официальные и другие
наименования, товарные знаки и эмблемы) в рекламной и иных видах
деятельности является исключительным правом организаций культуры
Краснодарского края. Другие юридические и физические лица могут
использовать символику организаций культуры Краснодарского края в
своей деятельности только с разрешения последних на договорной
основе.
Туристско - экскурсионная деятельность юридических и
физических лиц на объектах культуры Краснодарского края может
осуществляться только на основе договоров с соответствующими
органами и организациями культуры.
Статья 9. Приватизация в области культуры
Приватизация учреждений, организаций и предприятий культуры,
искусства, кинематографии, памятников истории и культуры в
Краснодарском крае осуществляется в порядке, определяемом
действующим законодательством Российской Федерации, Законом
Краснодарского края "Об ограничении приватизации и
перепрофилирования учреждений культуры, искусства, кинематографии,
памятников истории и культуры в Краснодарском крае",
соответствующими программами приватизации.
Статья 10. Финансирование культуры и финансовые ресурсы
организаций культуры
Организации культуры осуществляют свою творческую,
производственную, экономическую деятельность, социальное развитие
коллективов самостоятельно в пределах имеющихся творческих и
хозяйственных ресурсов и задач, предусмотренных учредительными
документами (уставами, положениями).
Размеры ежегодные ассигнований на культуру в краевом бюджете
определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на
очередной финансовый год.
Поступление средств из внебюджетных источников не является
основанием для сокращения бюджетных ассигнований на культуру.
Организации культуры покрывают свои расходы за счет средств
учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и из
иных не запрещенных законом источников.
Деятельность государственных организаций культуры
финансируется учредителем (учредителями) в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также договорами,
заключаемыми на основе социально - творческого заказа учредителей.
Право организации культуры на получение безвозмездных
пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных
юридических и физических лиц, международных организаций не
ограничивается.
Использование финансовых средств осуществляется в соответствии
с уставом организации культуры. Неиспользованные в отчетном
периоде средства не могут быть изъяты у организации культуры или
зачтены учредителем (учредителями) в объеме финансирования в
следующем году.
Статья 11. Предпринимательская деятельность государственных и
муниципальных организаций культуры
Государственные организации культуры вправе вести
предпринимательскую деятельность, предусмотренную действующим
законодательством и их уставами.
Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации
предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг
относится к предпринимательской лишь в той части, в которой
получаемый от этой деятельности доход не инвестируется в данной
организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования
основной уставной деятельности.
Учредитель или орган, зарегистрировавший организацию культуры,
вправе приостановить ее предпринимательскую деятельность, если она
наносит ущерб уставной деятельности, до решения суда по этому
вопросу.
Статья 12. Цены и ценообразование в области культуры
Цены (тарифы) на платные услуги, включая цены на билеты,
устанавливаются организацией культуры самостоятельно.
В случае выделения средств из краевого или местных бюджетов на
компенсацию затрат по предоставлению льгот для отдельных категорий
населения стоимость платных услуг, льготные цены на билеты
согласовываются с теми органами, которые непосредственно выделяют
средства на эти цели.
Перечень категорий граждан, размер и порядок предоставления им
льгот устанавливаются соответствующими органами государственной
власти и органами местного самоуправления края.
Глава IV. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
Статья 13. Трудовые отношения и принципы оплаты труда
работников культуры
Трудовые отношения работников в области культуры регулируются
действующим законодательством о труде.
Размер средней ставки и должностного оклада творческим
работникам и специалистам государственных организаций культуры
устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате
труда работников организаций бюджетной сферы.
Организации культуры в пределах имеющихся средств на оплату
труда имеют право самостоятельно устанавливать для своих
работников надбавки к ставкам и должностным окладам, применять
различные прогрессивные формы организации, оплаты и стимулирования
труда.
Размер авторского вознаграждения, порядок и сроки его оплаты
устанавливаются в авторском договоре.
Статья 14. Социальная защита работников культуры
Граждане, имеющие специальное образование в области культуры и
искусства, при прочих равных условиях пользуются преимущественным
правом трудоустройства по специальности.
Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие
общественные организации в целях социальной защиты творческих
работников имеют право создавать службы занятости, специальные
фонды для увеличения размера пособия по безработице и продления
сроков их выплаты. Средства в эти фонды могут вносить также
государственные и муниципальные органы.
Члены творческих союзов и ассоциаций, а также другие
творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов,
единственным источником доходов которых является авторское
вознаграждение, имеют право на государственную пенсию при условии
уплаты страховых взносов в пенсионный фонд.
Отдельным категориям работников отрасли культуры, проживающим
и работающим в сельской местности и рабочих поселках,
предоставляются льготы по коммунальным услугам.
Женщины, работающие в учреждениях культуры, расположенных в
сельской местности, имеют 36-часовую рабочую неделю, если меньшая
продолжительность рабочей недели не предусмотрена действующим
законодательством, при этом заработная плата выплачивается им в
том же размере, что и при полной рабочей неделе. Также
предусмотрен один дополнительный выходной день в месяц без
сохранения заработной платы.
Специалистам социально - культурной сферы, работающим в
сельских организациях культуры, устанавливаются повышенные на 25
процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками
специалистов, занимающихся этим видом деятельности в городских
условиях.
Глава V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Статья 15. Международные социально - культурные связи
Органы государственной власти Краснодарского края в пределах
полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством, имеют право на ведение переговоров
с субъектами иностранных государств, административно -
территориальными образованиями иностранных государств, а также на
заключение с ними соглашений об осуществлении международных
социально - культурных связей.
Органы государственной власти Краснодарского края:
содействуют пропаганде культуры народов, этнических групп,
проживающих на территории Краснодарского края, за рубежом,
установлению и развитию культурных связей Краснодарского края со
странами дальнего и ближнего зарубежья, зарубежными городами -
побратимами;
поддерживают связи с кубанскими казаками и их потомками,
проживающими в других странах, сотрудничая с землячествами
кубанских казаков и проводя совместные культурные мероприятия.
Приоритетными направлениями международных культурных обменов
Краснодарского края являются:
выставочная деятельность;
гастрольная деятельность профессиональных и самодеятельных
творческих коллективов, отдельных исполнителей;
подготовка и стажировка кадров работников культуры.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
|