АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
СООБЩЕНИЕ
от 10 марта 2000 года
ПЕНСИИ ИСЧИСЛЯЮТСЯ СТРОГО ПО ЗАКОНУ
После вступления в силу Закона Российской Федерации "О порядке
исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21.07.97 г.
N 113-ФЗ не утихают споры вокруг вопроса: к какому же показателю
относится ограничение 0,7 - к индивидуальному коэффициенту
пенсионера (ИКП) или к отношению заработков.
В чем же суть проблемы?
В части IV ст. 1 Закона РФ от 21.07.97 г. закреплено, что
отношение заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в
стране учитывается в размере не свыше 1,2.
Однако статья 4-я того же закона дополнительно прописывает,
что с 01.02.98 г. индивидуальный коэффициент пенсионера,
определенный ч. IV ст. 1, ограничивающий отношение заработков,
устанавливается в размере 0,7.
Формулировка названной ст. 4 Закона РФ от 21.07.97 г.
N 113-ФЗ, хотя и небезупречна, не вызывает у специалистов
сомнений - о каком же коэффициенте идет речь, т.к. в части IV ст.
1 говорится об отношении заработков, а в самой ст. 4 однозначно
определяется подлежащее ограничению понятие "ограничивающий
отношение заработков".
На основании изложенного, в строгом соответствии с названными
нормами закона, органы соцзащиты населения края с 01.02.98 г.
рассчитывают пенсии с индивидуальным коэффициентом, используя
ограничение заработков 0,7.
В связи с применением коэффициента 0,7 часто упоминается
решение Верховного суда от 18.06.98 г. Однако в этом решении
вопрос о применении ограничения 0,7 вообще не затрагивался.
Верховный суд отменил Рекомендации Минтруда России и Пенсионного
фонда Российской Федерации по реализации Федерального закона от
21.07.97 г. N 113-ФЗ, после чего органы соцзащиты населения не
используют их в практической работе, вынося свои решения в строгом
соответствии с законом.
Нередки ссылки и на Постановление Госдумы РФ от 17.03.99 г.
N 3763-II ГД "О реализации Федерального закона "О порядке
исчисления и увеличения государственных пенсий". Однако вопросы,
связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями положений
федеральных законов, подлежат урегулированию в порядке,
предусмотренном для принятия федеральных законов. Такое решение
было принято Конституционным судом РФ 17.11.97 г. при проверке
конституционности конкретных постановлений Госдумы.
Постановление Минтруда России от 29.12.99 г. N 54,
зарегистрированное в Министерстве юстиции России 31.12.99 г.
N 2083 и опубликованное в "Российской газете" от 2 февраля 2000
года, полностью подтверждает правомерность и соответствие закону
действий органов соцзащиты населения по расчету пенсий с
индивидуальным коэффициентом исходя из предельного соотношения
заработков 0,7.
Нормативные правовые акты, изданные Минтрудом России по
вопросам пенсионного обеспечения с соблюдением установленных
требований (регистрация в Минюсте России, публикация в средствах
массовой информации и т.п.) подлежат обязательному исполнению
органами исполнительной власти субъектов российской федерации.
Таким образом, органы соцзащиты населения администрации края
исчисляют пенсии с индивидуальным коэффициентом пенсионера в
строгом соответствии с действующим законодательством.
Законодатель вправе изменить действующую редакцию ст. 4
Федерального закона от 21.07.97 г. N 113-ФЗ, только издав новый
Федеральный закон. Так, 23 февраля текущего года Государственная
Дума в очередной раз рассмотрела законопроект о внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации от 21.07.97 г. N 113-ФЗ,
однако положительного решения принято не было.
Начальник правового отдела
по пенсиям и пособиям департамента
по социальной защите населения
администрации края
И.В.ШУТЕНКО
|