Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

СООБЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МНС ПО КРАЮ ОТ 19.08.99 НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                         ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

                               СООБЩЕНИЕ
                        от 19 августа 1999 года

                   НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА
                             ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

       Для того чтобы разобраться в существе новых  правил  обложения
   налогом имущества  граждан,  обратимся  к  части первой Налогового
   кодекса РФ,  введенной в действие с  1  января  1999  г.,  т.к.  в
   соответствии с  его  ст.  1  Кодекс  устанавливает  общие принципы
   налогообложения в РФ,  определяет виды налогов и сборов, взимаемых
   в    РФ,   устанавливает   основания   возникновения   (изменения,
   прекращения) и порядок исполнения обязанностей по  уплате  налогов
   или сборов.  Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается
   установленным   лишь    в    том    случае,    когда    определены
   налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
       - объект налогообложения;
       - налоговая база;
       - налоговый период;
       - налоговая ставка;
       - порядок исчисления налога;
       - порядок и сроки уплаты налога.
       Кроме того,  Кодекс гласит,  что при установлении  конкретного
   налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их
   использования налогоплательщиком.  Рассмотрим,  что  изменилось  в
   новой редакции закона по перечисленным элементам. Прежде всего - о
   налогоплательщиках, т.е.  о  тех,  на  кого  по  закону  возложена
   обязанность уплачивать налоги на имущество физических лиц.
       Поправочным законом внесены редакционные изменения, а существо
   не изменилось - плательщиками налогов на имущество физических лиц,
   как и прежде, признаются физические лица - собственники имущества,
   признаваемого объектом  обложения,   при   этом   конкретизированы
   плательщики в  случаях,  когда  имущество,  признаваемое  объектом
   налогообложения, находится в совместной собственности, долевой или
   общей.
       Теперь в законе прямо указано:
       - если   имущество,   признаваемое  объектом  налогообложения,
   находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц,
   налогоплательщиком этого   имущества  признается  каждое  из  этих
   физических лиц  соразмерно  его   доле   в   этом   имуществе,   в
   аналогическом порядке  определяются налогоплательщики,  если такое
   имущество находится в общей долевой собственности физического лица
   и предприятия (организаций);
       - если  имущество,  признаваемое   объектом   налогообложения,
   находится в  общей  совместной собственности нескольких физических
   лиц, они несут равную ответственность по использованию  налогового
   обязательства, при  этом  плательщиком  налога  может быть одно из
   этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
       Об объектах   налогообложения.  Как  известно,  по  закону  "О
   налогах на имущество физических лиц" установлено  два  налога:  на
   строения и на  водно - воздушные транспортные средства.
       Объектами налогообложения   согласно    обновленному    закону
   являются  жилые  дома,  квартиры,  дачи,  гаражи,  иные  строения,
   помещения   и   сооружения    (к    примеру,    садовые    домики,
   приватизированные  объекты и т.п.),  а также самолеты,  вертолеты,
   теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно -
   воздушные  транспортные средства (за исключением весельных лодок).
   По сравнению с прежней редакцией закона по строениям изменений  не
   произошло,  а  вот перечень облагаемого налогом водно - воздушного
   транспортного средства уточнен.  Например, с учетом новой редакции
   статьи  3 закона конкретно указано,  что объектами налогообложения
   являются парусные суда,  несамоходные (буксирные)  суда,  водно  -
   воздушные транспортные  средства,  не   имеющие   двигателей   (за
   исключением весельных   лодок).   Кроме   того,   в  списке  ранее
   исключаемых из   обложения   транспортных   средств    отсутствуют
   велосипеды, т.е. теперь граждане - собственники водных велосипедов
   - должны платить налог.
       Обновленный закон   внес  принципиальные  изменения  в  ставки
   налога на жилые  дома,  квартиры,  дачи,  гаражи,  иные  строения,
   помещения и   сооружения.  Если  раньше  независимо  от  стоимости
   объекта собственник  уплачивал  не  более  0,1  процента  от   его
   стоимости в  год,  то  после  внесения  изменений  в закон прежняя
   ставка до 0,1 процента сохранена для имущества стоимостью  до  300
   тысяч рублей.  Для  более  дорогого (до 500 тыс.  рублей) - ставка
   налога установлена в пределах от 0,1  процента  до  0,3  процента.
   Ставки налога  на  дорогостоящие (свыше 500 тыс.  рублей) строения
   установлена Федеральным законом в пределах от 0,3 до 2,0 процента.
   Окончательное решение  о  размере ставок налога на строения должны
   принять представительные органы местного самоуправления, которые в
   городах  и  районах  края  имеют  разное  название (дума,  советы,
   собрание).  Чтобы разработать и  утвердить  местный  закон,  нужно
   проявить инициативу и районным,  и городским налоговым органам,  а
   финансовым   органам    местных    администраций    совместно    с
   соответствующими депутатскими комиссиями и комитетами и с участием
   налоговых органов активно подготовить соответствующие  предложения
   и  проекты  закона или решения.  Лишь после утверждения конкретных
   ставок на местном уровне (а они могут быть дифференцированы,  т.е.
   установлены   как   максимальные,  так  и  минимальные)  налоговые
   инспекции будут исчислять  налог  на  строения  по-новому.  Скорее
   всего,   в  текущем  году  семейные  бюджеты  владельцев  строений
   практически не пострадают,  т.е.  налогоплательщики заплатят  весь
   налог  за  1999  год  по-старому,  т.е.  по ставке 0,1 процента от
   инвентаризационной или страховой стоимости имущества.
       Ставки налога  на  водно  -  воздушные  транспортные  средства
   теперь также устанавливаются представительными  органами  местного
   самоуправления. Их   размеры   не   должны   превышать  предельных
   значений, установленных поправочным  законом,  а  они  практически
   равны ранее зафиксированным в старом законе.
       Обращаем внимание   читателей,   что   стоимостный    ориентир
   налогообложения сохранился,   т.е.   в   качестве  налоговой  базы
   используется инвентаризационная  стоимость.  Она  и  раньше   была
   установлена как  основная,  но  при  этом  законом  допускалось  в
   случаях, если она не определялась,  исчислять налог по  стоимости,
   определяемой по  обязательному  страхованию.  В  новой же редакции
   закона однозначно установлено,  что налог на строения, помещения и
   сооружения исчисляется  на  основании данных об инвентаризационной
   стоимости по состоянию на 1 января каждого  года.  Таким  образом,
   налоговые ставки  привязаны только к инвентаризационной стоимости,
   определяемой органами БТИ, а страховая, а также рыночная стоимость
   недвижимого имущества   для   целей   налогообложения   не   будет
   применяться. Налоговый период остался тем же - год.
       Порядок исчисления   и   сроки   уплаты  налога  на  имущество
   сохранились практически    неизменными.     Исчисление     налогов
   производится налоговыми  органами,  которые  официально уведомляют
   гражданина об уплате причитающегося с  него  налога  на  имущество
   путем вручения платежного извещения ежегодно не позднее 1 августа.
   Действующим законодательством    не    установлена     обязанность
   физических лиц  информировать  налоговые органы о принадлежащем им
   имуществе, за исключением некоторых категорий граждан (госслужащие
   в федеральных    органах   государственной   власти,   в   органах
   государственной власти  субъектов  РФ,  муниципальные   служащие),
   которые обязаны ежегодно представлять налоговым органам декларацию
   о своем имуществе.
       Информацию о   физических  лицах,  которые  должны  уплачивать
   налоги на имущество,  а также данные,  необходимые для  исчисления
   суммы налогов,  в  соответствии  с  законом обязаны представлять в
   налоговые инспекции органы,  осуществляющие  регистрацию  прав  на
   недвижимое имущество  и  сделок с ним,  а также органы технической
   инвентаризации (БТИ) и органы,  осуществляющие регистрацию водно -
   воздушных транспортных  средств.  Причем  в  закон  внесена важная
   поправка о  том,  что  указанные  сведения  должны  представляться
   ежегодно в  жестко установленный срок - до 1 марта по состоянию на
   1 января  текущего  года  и,  так  же,  как  и  ранее,  бесплатно.
   Одновременно с  отмеченными  конкретными требованиями федерального
   закона по налогу на имущество физических лиц действует  статья  85
   части первой   Налогового   кодекса   РФ,  в  которой  установлена
   обязанность упомянутых  органов,  а  также   загсов,   нотариусов,
   паспортно - визовых служб, органов опеки и попечительства и других
   органов представлять в срок не позднее 10 дней со дня регистрации,
   а по  нотариальному  удостоверению  прав на наследство и договоров
   дарения - в  срок  не  позднее  5  дней  со  дня  удостоверения  в
   налоговые органы  сведения  о  расположенном  на подведомственной
   территории недвижимом  имуществе  и  его  владельцах,   о   фактах
   рождения и смерти, регистрации по месту жительства физических лиц,
   об установлении опеки и попечительства и их изменениях.  В случаях
   непредставления в установленный срок в налоговые органы документов
   и (или) сведений,  предусмотренных Налоговым кодексом РФ  и  иными
   актами законодательства    о    налогах   и   сборах,   нарушители
   привлекаются к ответственности по статье 126 Кодекса.  Привлечение
   организации к    ответственности    за    совершение    налогового
   правонарушения не  освобождает  ее  должностных  лиц  при  наличии
   соответствующих оснований от административной,  уголовной или иной
   ответственности, предусмотренной законами РФ.  Из указанного  выше
   следует,  что владельцам домов,  квартир,  гаражей, иных строений,
   помещений и сооружений и водно -  воздушных  транспортных  средств
   необязательно, как  говорится,  побросав все свои дела,  спешить в
   налоговую инспекцию  в  связи  с  выходом   Федерального   закона,
   вносящего изменения  и  дополнения в Закон "О налогах на имущество
   физических лиц".      Функционирование      налоговой      системы
   предусматривает поступление  необходимых  сведений  для исчисления
   налога без  непосредственного  участия   собственника   имущества.
   Граждане обязаны лишь уплатить налог в сроки и порядке, которые не
   изменились, равными долями в два срока - не позднее 15 сентября  и
   15 ноября.
       И наконец - о льготах.  Поправочный закон не упразднил ни одну
   из ранее  существовавших  льгот  на все виды имущества (для Героев
   Советского Союза и Героев РФ,  инвалидов I и II групп, инвалидов с
   детства, участников войн,  лиц, пострадавших вследствие катастрофы
   на Чернобыльской АЭС,  военнослужащих и некоторых других категорий
   граждан) и  по налогу на строения для пенсионеров и иных указанных
   в прежней редакции закона лиц.  Более того ст. 4 Закона "Льготы по
   налогам" дополнена  новым  положением,  согласно которому налог на
   строения, помещения и сооружения не уплачивается  с  расположенных
   на участках  в  садоводческих и дачных некоммерческих объединениях
   граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных  метров  и
   хозяйственных строений   и   сооружений   общей   площадью  до  50
   квадратных метров.
       С другой    стороны,   не   изменилась   обязанность   граждан
   позаботиться о себе самостоятельно в  части  использования  льгот,
   предоставленных законом.   Как  и  прежде,  закон  диктует:  лица,
   имеющие право на льготы,  самостоятельно представляют  необходимые
   документы в  налоговые  органы.  Эту обязанность гражданам следует
   неукоснительно выполнять в собственных  интересах,  потому  что  в
   новой редакции  закона  уточняется,  что в случае несвоевременного
   обращения за предоставлением льгот перерасчет  сумм  налога  будет
   производится,  но  не  более  чем  за  три  года,  по  письменному
   заявлению  налогоплательщика.  Итак,  можно  сделать  вывод,   что
   напрасно  всполошились,  услышав  о  новом  Федеральном  законе по
   налогообложению имущества физических лиц,  пенсионеры и  владельцы
   обычных   жилых   домов,   приватизированных,   кооперативных  или
   выкупленных квартир,  гаражей,  садовых домиков,  других строений,
   помещений и сооружений, имеющих инвентаризационную стоимость (а не
   рыночную,  которая обычно  превышает  инвентаризационную  порой  в
   несколько  раз  и для целей налогообложения не применяется) до 300
   тыс.  рублей. Внесенные в закон поправки не ухудшили их положения,
   т.к. инвентаризационная стоимость абсолютного большинства учтенных
   в городских и  районных  налоговых  инспекциях  края  строений  не
   превышает   300  тыс.  рублей  и  облагается  по  нижнему  пределу
   дифференцированных ставок налогообложения,  т.е.,  как и ранее, по
   ставке до 0,1 процента (у нас в крае - 0,1 процента). Сумма налога
   с многих строений благодаря их "заслуженному" возрасту нередко  до
   смешного  мала  и  порой  не оправдывает даже почтовых расходов на
   переписку  налогового  органа  с  гражданином  по  уплате   налога
   (платежные извещения,  напоминания и т.п.). Введение прогрессивной
   шкалы ставок налогообложения имущества физических ли отвечает идее
   заставить   владельцев   дорогой   недвижимости   платить  налоги,
   соответствующие  стоимости  имущества.  К  сожалению,   социальная
   справедливость  не до конца реализована поправками в законе,  т.к.
   сегодня в нашем законодательстве не записаны меры  ответственности
   за  уход  от  уплаты  налогов  на  имущество путем неосуществления
   государственной регистрации  прав  собственности   на   недвижимое
   имущество,   уклонение   от   ввода   в   эксплуатацию  новых  или
   перестраиваемых   строений   и   сооружений   со    ссылками    на
   недостроенность.    Поэтому    тысячи    "недостроенных"   дворцов
   эксплуатируются по прямому назначению, а их владельцы безнаказанно
   не   платят   налоги.  В  связи  с  тем  что  законом  не  введено
   налогообложение таких объектов,  в Министерстве РФ  по  налогам  и
   сборам разрабатываются меры по компенсации таких потерь налогов на
   имущество физических лиц.  Например, принятием поправок о введении
   ответственности   за   нарушение   сроков   ввода  в  эксплуатацию
   строящихся объектов,  за отсутствие их регистрации в установленном
   порядке,  а также путем применения более высоких ставок земельного
   налога с участков,  на  которых  нарушен  установленные  сроки  их
   освоения по целевому назначению.
       И самое  последнее.  Налоги  на   имущество   физических   лиц
   зачисляются в  местный  бюджет  по  месту нахождения (регистрации)
   объекта налогообложения,  т.е. никаких отчислений ни в краевой, ни
   в федеральный  бюджеты не производится.  В связи с этим реализация
   нового Федерального закона,  внесшего поправки по  налогообложению
   имущества физических   лиц,   позволит  увеличить  доходную  часть
   местных бюджетов за счет дифференцированных ставок, которые должны
   принять местные   представительные   органы,   в   зависимости  от
   стоимости, типа использования строений и по  иным  критериям.  Так
   как налоговой  базой  налога  является  только  инвентаризационная
   стоимость имущества,  то  чтобы  избежать  потерь  бюджетов  из-за
   выпадания из  налогообложения  строений,  не  имеющих  оценки БТИ,
   главам местных самоуправлений  предстоит  разработать,  принять  и
   реализовать меры   по   своевременному  проведению  инвентаризации
   строений, определению их стоимости  и  представлению  в  налоговые
   органы сведений   об  оценке  и  других  данных,  необходимых  для
   исчисления налогов на имущество физических лиц.  Если глава органа
   местного самоуправления  и депутаты,  избранные народом района или
   города, не на словах,  а на деле  служат  своим  избирателям,  они
   сумеют найти   и   средства,   и   способ  реализовать  требования
   Федерального закона "О внесении изменений  и  дополнений  в  закон
   Российской Федерации  "О  налогах  на  имущество  физических лиц".
   Добросовестное выполнение своих  обязанностей  и  налоговиками,  и
   должностными лицами,  и  органами власти - необходимое условие для
   предъявления к гражданам требований ст.  57 Конституции РФ о  том,
   что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

                              Начальник отдела имущественных налогов,
                                   советник налоговой службы I ранга,
                                         заслуженный экономист Кубани
                                                            Е.А.ВЕРБА

                         Главный государственный налоговый инспектор,
                                  советник налоговой службы III ранга
                                                         М.А.ГОНЧАРОВ


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz