ПРОКУРОР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
НА ЗАКОН "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
В РЕДАКЦИИ ОТ 13.08.99 Г.
Председателю
Законодательного собрания Краснодарского края
Бекетову В.А.
Ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ
отнесено установление общих принципов организации местного
самоуправления. Природа совместной компетенции отражена в ст. 76
Конституции РФ и состоит в обязанности субъектов РФ осуществлять
правовое регулирование в соответствии с федеральными законами.
Поэтому понятия и термины, изложенные в ст. 1 и по всему тексту
закона, необходимо привести в соответствие со ст. 1 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ" (далее - ФЗ).
Согласно ст. 7 и ст. 8 ФЗ законы субъектов РФ, регулирующие
вопросы местного самоуправления, должны соответствовать
Конституции РФ и федеральным законам. Обязательным требованием к
уставам муниципальных образований также является их соответствие
Конституции РФ, федеральному и краевому законодательствам. В
нарушение этих требований ст. 4 закона края устанавливает
приоритет лишь его норм над положениями уставов.
Важнейшей гарантией самостоятельности населения в
осуществлении местного самоуправления является предоставление ему
ст. 8 и ст. 14 ФЗ права определять структуру органов местного
самоуправления, которая наряду с порядком их формирования
закрепляется в уставе муниципального образования. Федеральный
законодатель допускает также наличие в муниципальном образовании в
соответствии с его уставом выборной должности главы муниципального
образования, иных органов и должностных лиц местного
самоуправления.
В нарушение названных норм законом края в императивной форме
определена структура органов местного самоуправления, включающая
Совет местного самоуправления, его исполнительный комитет, их
структурные подразделения и другие органы, образуемые в
соответствии с уставом муниципального образования ст. 9),
установлена компетенция сельских округов и их глав (глава 7).
При этом право образования иных органов местного
самоуправления носит лишь формальный характер, поскольку по п. 4
ст. 15 закона края всей полнотой полномочий, не отнесенных к
ведению Совета, обладает его исполком.
Ограничение законных прав населения избирать главу
муниципального образования, иных выборных должностных лиц следует
и из ст. 57 закона края, предусмотревшей избрание посредством
выборов лишь депутатов.
Неправомерное закрепление законом края единой структуры
органов местного самоуправления повлекло ущемление прав и законных
интересов населения муниципальных образований.
Так, граждане наделены правом обращения не во все органы
местного самоуправления и к должностным лицам, а лишь в Совет
местного самоуправления (п. 4 ст. 2 закона края), ответственность
перед населением и государством предусмотрена лишь для Совета
местного самоуправления (п. 5 и п. 8 ст. 3 закона края).
Законом края ограничены и другие права населения,
предоставленные ему ФЗ (п. 2 ст. 6, ст. 8).
Закрепленная в законе края "многослойная" структура органов
местного самоуправления, при которой из депутатов формируются
Совет местного самоуправления, исполком, их структурные
подразделения, избирается председатель исполкома, не соответствует
ст. 1 ФЗ, по которой представительный орган наделен правом
принимать решения, а исполнением их занимается другой орган
местного самоуправления, должностные лица.
Совмещение одним органом функций принятия решений, их
исполнения и контроля за исполнением способствует возникновению
коррупции и злоупотреблений.
Одной из конституционных основ местного самоуправления,
получившей развитие в ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ", является самостоятельность местного
самоуправления, его отделение от системы органов государственной
власти.
В нарушение данной нормы закон края устанавливает перечень
вопросов, находящихся в совместном ведении органов госвласти и
местного самоуправления, наделяет главу администрации края правом
предложения кандидатуры и инициирования освобождения от занимаемой
должности председателя исполкома (п. 2 и п. 11 ст. 16).
По этим же основаниям неправомерно закреплена в п.п. 2 ст. 17
обязательность согласования с администрацией края кандидатур на
должности муниципальных служащих.
В нарушение вышеназванного принципа и ст. 4 закона края от
04.08.96 N 12-КЗ "О статусе депутата представительного органа
местного самоуправления в Краснодарском крае", п. 5 ст. 10
допускает совмещение одним лицом статусов депутата органа местного
самоуправления и органа государственной власти края.
П. 1 ст. 5 подлежит приведению в соответствие со ст. 6 ФЗ в
части определения круга вопросов, которые могут быть приняты к
рассмотрению муниципальными образованиями, конкретизации механизма
разграничения предметов ведения, объектов муниципальной
собственности и источников доходов муниципальных образований.
Превысив свои полномочия, представительный орган власти края в
законе урегулировал вопросы, отнесенные к ведению муниципального
образования.
В нарушение п. 2 ст. 15 ФЗ о праве муниципального образования
определить и закрепить в уставе численный состав представительного
органа п. 3 и п. 4 ст. 10 краевого закона установлены такие
нормативы. Указанное нарушение существенно ограничивает и
имущественные права населения, поскольку содержание муниципальных
органов осуществляется за счет средств местного бюджета.
Противоречит ст. 15 ФЗ о закреплении полномочий
представительных органов в уставах муниципальных образований и
ст. 11 закона края, установившая компетенцию Совета местного
самоуправления.
Круг вопросов местного значения, решение которых относится к
компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления,
определен статьей 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления". Однако статьями 18 - 27 закона края
продублированы положения Закона "О местном самоуправлении в РФ" от
06.07.91 N 1550-1 без учета изменений действующего
законодательства. В результате органы местного самоуправления
наделены правом решения вопросов, не входящих в их компетенцию
(п.п. 18 ст. 17, п.п. "м" ст. 22, п.п. "е" ст. 27, п.п. "л" ст.
23, п.п. 6 п. 1 ст. 11).
В нарушение ст. 44 ФЗ, по которой отменить решения органов и
должностных лиц местного самоуправления могут лишь они сами или
суд, п. 6 ст. 15 закона края предусматривает право исполкома
отменять решения сельских (поселковых), городских округов, а также
право Совета местного самоуправления отменять решения исполкома.
Закон края содержит нормы, противоречащие и Федеральному
закону "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"
(п.п. 17 ст. 17, п. 2 ст. 34, п. 10 ст. 50, ст. 55).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации",
прошу:
Закон Краснодарского края "О местном самоуправлении в
Краснодарском крае" в редакции Закона края от 13.08.99 N 202-КЗ
привести в соответствие с действующим федеральным
законодательством.
Рассмотреть протест на ближайшей сессии Законодательного
собрания Краснодарского края и о результатах сообщить в
прокуратуру края.
Прокурор Краснодарского края
А.ШКРЕБЕЦ
------------------------------------------------------------------
|