ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 18 сентября 1998 года
О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" предприятия, осуществляющие торговую
деятельность или оказывающие платные услуги населению, обязаны
применять контрольно-кассовые машины (далее по тексту - ККМ) для
учета наличных денежных средств при расчетах с населением в целях
своевременного сбора налоговых платежей, а также обеспечения
защиты прав потребителей.
Для производства наличных расчетов с населением предприятия
обязаны:
- регистрировать ККМ в налоговых органах и применять только те
кассовые аппараты, которые включены в Государственный реестр ККМ;
- использовать только исправные кассовые аппараты;
- выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после
оказания услуги) отпечатанный на ККМ чек за покупку (услугу);
- обеспечивать работникам налоговых органов центров
технического обслуживания и ремонта беспрепятственный доступ к
ККМ.
ККМ должны быть выставлены на видном месте, чтобы табло
находилось со стороны покупателя.
Ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые
услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим
объявленные цены и тарифы, должны вывешиваться в доступном для
покупателя (клиента) месте.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745 (с учетом
изменений и дополнений) определен перечень отдельных категорий
предприятий, которым в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения разрешено производить денежные
расчеты с населением без применения ККМ. К таким предприятиям, в
частности, относятся:
- предприятия, осуществляющие мелкорозничную торговлю
продовольственными и непродовольственными товарами несложного
ассортимента через специально оборудованные приспособления для
развозной и разносной торговли с ручных тележек, из цистерн (при
продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин,
вразвал овощами и бахчевыми культурами, а также при продаже газет
и журналов, торговле в киосках мороженным, безалкогольными
напитками в розлив, табачными изделиями, произведенными на
территории России;
- предприятия, расположенные в труднодоступной местности;
- учреждения почтовой связи в части реализации знаков почтовой
оплаты;
- выездные бригады бытового обслуживания, осуществляющие
мелкий ремонт;
- религиозные объединения в части реализации предметов культа;
- предприятия по реализации билетов и талонов для проезда в
общественном транспорте;
- предприятия, реализующие чайную продукцию в вагонах.
На практике часто встречается ситуация, когда предприятия, не
относящиеся к приведенному перечню, реализуют свою продукцию
населению, оформляя при этом приходный кассовый ордер, и ККМ не
применяют. В связи с тем что бланк приходного кассового ордера не
является бланком строгой отчетности, он не может служить
подтверждением приема денег по этой операции, даже если
предприятие относится к перечню. При выявлении такой операции в
ходе налоговой проверки к предприятию будут применены штрафные
санкции.
При осуществлении деятельности, не подпадающей под понятие
предпринимательской, т. е. не ставящей своей целью извлечения
прибыли (например, оказание нотариальных услуг), ККМ могут не
использоваться.
В соответствии с разъяснением Госналогслужбы России от
12.02.97 г. N ВК-4-16/6н от обязательного применения ККМ при
торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других
территориях, отведенных для осуществления торговли, освобождаются
предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
реализацию товаров с открытых прилавков, расположенных вне крытых
рыночных помещений, а также с открытых прилавков в крытых рыночных
помещениях при торговле продовольственными товарами.
При этом следует иметь в виду, что ранее допускавшаяся
торговля сельхозпродукцией без обязательного применения ККМ теперь
должна осуществляться с применением ККМ, если она ведется из
палатки, киоска, павильона и т. п.
Приводим толкование следующих понятий:
киоск, ларек - временное или постоянное помещение,
используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием
покупателя вне помещения;
павильон - временное или постоянное помещение, используемое
для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри
помещения;
палатка - временное помещение из ткани, пленки или других
материалов, используемое для торговли или оказания услуг;
помещение контейнерного типа - контейнер или иная емкость,
используемая для торговли или оказания услуг;
автофургон - грузовой автомобиль с крытым кузовом типа
фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой
автомобиль, микроавтобус или автобус, используемый для торговли
или оказания услуг;
прилавок - стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее
услугу) от покупателя (клиента) и используемый для показа и
отпуска товара.
На граждан - физических лиц, которые не зарегистрированы в
качестве предпринимателей без образования юридического лица,
осуществляющих торговлю и уплативших сбор за право торговли,
действие закона о применении ККМ не распространяется. Они могут
торговать на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на
других территориях, отведенных для торговли, без применения ККМ, и
меры ответственности к ним не применяются.
Наличные расчеты могут осуществляться без применения ККМ также
предприятиями, которые оказывают услуги населению с выдачей
квитанций, путевок, билетов, талонов или других приравненных к
чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным
Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной
экспертной комиссией по ККМ (ГМЭК).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ККМ
Предприятиям, осуществляющим расчеты с населением наличными
деньгами, предписано использовать кассовые аппараты. ГМЭК дано
право определять модели ККМ, допускаемые к использованию на
территории Российской Федерации, и вносить из названия в
Государственный реестр.
Информацию о моделях ККМ можно узнать из средств массовой
информации, а также в территориальной налоговой инспекции (ТГНИ)
по месту регистрации предприятия или в центрах технического
обслуживания и ремонта ККМ (ЦТО).
До 1 января 1999 года при денежных расчетах с покупателями
(клиентами) разрешено использовать ККМ без фискальной памяти
(электромеханические кассовые машины, электронные
контрольно-регистрирующие машины) и ККМ с фискальной памятью (ККМ
с буквой Ф или F в конце наименования).
Фискальная память позволяет фиксировать при помощи накопителей
все платежи, и хранить итоговую информацию в течение длительного
времени.
Хотелось бы особо отметить, что в фискальную память
записываются только итоговые данные за день или смену, которые
легко доступны пользователю из дневного или сменного отчета.
По состоянию на 1 января 1998 года в Государственный реестр
ККМ включены 96 моделей с фискальной памятью, предназначенных для
применения в торговле, такси, ресторанах и др.
Госналогслужбы России (письмо от 05.02.98 г. N ВК-6-15/84)
обязывает владельцев ККМ приобретать те модели ККМ, из числа
находящихся в Госреестре, которые согласно Классификатору ККМ и
Перечню моделей ККМ разрешены к применению в соответствующей
сфере.
Наряду с существующими моделями ККМ с фискальной памятью
рекомендуется применять также компактные ККМ с автономным
электропитанием (Постановление Правительства РФ от 06.01.97 г.
N 11).
Распоряжением Правительства РФ от 29.09.97 г. N 1402-р
определены сроки замены ККМ без фискальной памяти на ККМ с
фискальной памятью.
РЕГИСТРАЦИЯ ККМ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Законом РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" и изданными во исполнение нормативными документами
предусмотрено, что ККМ должны быть поставлены на учет в налоговых
органах и центрах технического обслуживания и ремонта кассовых
аппаратов.
Порядок регистрации ККМ в налоговых органах утвержден приказом
Госналогслужбы России от 22.06.95 г. N ВГ-3-14/36.
ККМ подлежит регистрации в налоговых органах по месту
нахождения предприятия - владельца аппаратов независимо от места
установки ККМ. Под местом нахождения налогоплательщика-предприятия
понимается адрес, указанный в учредительных документах (уставе,
договоре, положении) предприятия, а налогоплательщика -
физического лица - адрес места жительства.
Кассовые аппараты ставятся на учет в ЦТО при заключении
договора на сервисное обслуживание и ремонт. Специалист ЦТО
готовит ККМ для регистрации в налоговой инспекции (заполняет
технический паспорт, проверяет исправность, программирует операцию
печати на чеке названия предприятия-владельца ККМ, устанавливает
средства визуального контроля - голограммы и т. п.).
Для покупки подлежащей регистрации ККМ лучше всего обратиться
в один из ЦТО. Это во многом упростит процедуру регистрации и
дальнейшей эксплуатации ККМ.
Положение о порядке продажи, технического обслуживания и
ремонта ККМ в Российской Федерации предусматривает, что ЦТО
фиксируют совместно с налоговыми органами показания денежных и
операционных счетчиков ККМ при вводе в эксплуатацию, проводят
активизацию фискальной памяти, вводят пароль налогового
инспектора.
Очень часто из-за незнания порядка регистрации ККМ возникает
путаница, приводящая иногда к весьма крупным штрафам.
-------------------------------T-------------T------T------T-----¬
Год выпуска ККМ без фискальной ¦по 1993 год ¦ 1994 ¦ 1995 ¦1996 ¦
памяти ¦включительно ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------------------+-------------+------+------+-----+
Год завершения замены на ККМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
с фискальной памятью ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦2000 ¦
-------------------------------+-------------+------+------+------
Пресс-служба ГНИ по
Краснодарскому краю
|