Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО ГНИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 31.03.97 N 02.02-21 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СЧЕТОВ ФАКТУР

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад

     ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                                 ПИСЬМО
                     от 31 марта 1997 г. N 02.02-21

                  О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СЧЕТОВ - ФАКТУР

                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       С 1  января  1997  года  во  исполнение Указа Президента РФ от
   08.05.96 N 685  "Об  основных  направлениях  налоговой  реформы  в
   Российской Федерации  и  мерах по укреплению налоговой и платежной
   дисциплины" введены  изменения  в   действующий   механизм   учета
   хозяйствующими субъектами   налога   на   добавленную   стоимость.
   Постановлением   Правительства  РФ  от  29.07.96  г.   N 914   "Об
   утверждении Порядка   ведения   журналов  учета  счетов  -  фактур
   при расчетах по налогу на  добавленную стоимость"  введен  Порядок
   ведения журналов  учета  счетов - фактур при расчетах по налогу на
   добавленную стоимость (далее Порядок).
       В соответствии   с   данным  Порядком  плательщики  налога  на
   добавленную стоимость (НДС)  с  1  января  1997  г.  при  отгрузке
   товаров (выполнении работ, оказании услуг) как облагаемых НДС, так
   и  не  облагаемых   налогом, составляют  счета - фактуры  и  ведут
   журналы учета  счетов - фактур, книгу  продаж  и  книгу покупок по
   установленным Порядком формам.
       Составление и   ведение  вышеперечисленных документов являются
   обязательным условием для  всех  хозяйствующих   субъектов  РФ. На
   основании этих    документов    производятся    расчеты    НДС   и
   осуществляется контроль  налоговых  органов  за  правильностью   и
   полнотой налога в бюджет.
       Следует отметить, что   Постановлением  Правительства  РФ   от
   29.07.96 г.   N 914   не  отменены  все  ранее  действующие  формы
   расчетных и первичных документов, поэтому вводимые налоговые счета
   - фактуры  не  изменяют общего порядка начисления  и уплаты НДС, а
   являются инструментом дополнительного контроля  налоговых  органов
   за правильностью исчисления и уплаты налога в бюджет.
       В  целях   разъяснения    порядка   выписки   счетов - фактур,
   правильности определения   объекта  налогообложения  и  увеличения
   поступления в бюджет НДС, в настоящем письме рассмотрены некоторые
   особенности применения положений Постановления Правительства РФ от
   29.07.96 г. N 914 предприятиями (организациями) различных отраслей
   и   сфер   деятельности, которыми   следует   руководствоваться  в
   практической работе до  получения  соответствующих  разъяснений  и
   рекомендаций от ГНС РФ и МФ РФ.

            2. ПОРЯДОК ВЫПИСКИ СЧЕТОВ - ФАКТУР ПРЕДПРИЯТИЯМИ
               (ОРГАНИЗАЦИЯМИ), ИМЕЮЩИМИ В СВОЕМ СОСТАВЕ
              ФИЛИАЛЫ И ДРУГИЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

       Основными требованиями   порядка     выписки  счетов - фактур,
   ведения книг покупок  и   продаж, предусмотренного  Постановлением
   Правительства РФ от 29.07.96 г. N 914, являются:
       1) ведение единого журнала учета счетов - фактур;
       2) ведение единой книги продаж;
       3) обеспечение единой нумерации счетов - фактур;
       4) наличие  на   счетах - фактурах подписей руководителя и гл.
   бухгалтера, а также печати предприятия (организации) - продавца;
       Если предприятия  (организации) имеют в своем составе филиалы,
   отделения, и   другие    обособленные    подразделения, являющиеся
   плательщиками   НДС  в  соответствии  с  п. 1  ст. 2  Закона РФ от
   06.12.91 г.  N 1992-1, то реализация (отгрузка) последними товаров
   (работ, услуг)  осуществляется  с  составлением налоговых счетов -
   фактур,   ведением    книг   продаж  и покупок в общеустановленном
   порядке.
       Если филиалы, отделения и другие обособленные подразделения не
   являются   самостоятельными   плательщиками  НДС, т.е.  реализацию
   товаров   (работ, услуг)     осуществляют   от   имени   головного
   предприятия, не имеют своего расчетного счета, то выписку счетов -
   фактур  и  ведение  книг  продаж  и  покупок осуществляют головные
   предприятия - плательщики НДС.
       В этих  целях, на  основании  применяемых  филиалами на отпуск
   товаров   (работ, услуг)     первичных     документов     (счетов,
   товарно-транспортных  накладных, требований   и  др.)  оформленных
   надлежащим образом, представляемых  в головное предприятие не реже
   одного  раза  в  10 дней, на  головном предприятии централизованно
   выписываются счета - фактуры, которые подписываются руководителем,
   главным   бухгалтером, скрепляются   печатью  и  регистрируются  в
   журнале  учета  и  книге  продаж   в   установленном   порядке   и
   направляются покупателям.
       При этом особое  внимание  следует  обратить  на  включение  в
   журнал  учета  всех выписанных счетов - фактур и отражению в книге
   продаж всех облагаемых оборотов отчетного периода.
       Если из-за  дальности  расстояния  местонахождения структурных
   подразделений отсутствует  возможность   систематической   выписки
   централизованно на   головном   предприятии, до  особых   указаний
   допускается выписка  счетов - фактур   и  ведение  журналов  учета
   непосредственно на  структурном  подразделении при условии наличия
   приказа руководителя головного предприятия о предоставлении  права
   подписи      руководителю      и       главному         бухгалтеру
   структурного   подразделения, наличия     гербовой    печати     у
   структурного подразделения,  удостоверяющей   отпуск  продукции, а
   также присвоение соответствующих порядковых номеров (символов) для
   нумерации счетов - фактур каждого подразделения.
       По истечении  отчетного  периода  (до  составления   налоговых
   расчетов) журналы   учета  счетов  -  фактур  за  отчетный  период
   передаются в  головное  предприятие, где   на   основании   данных
   журналов определяется   налогооблагаемая   база.  Если  реализация
   определяется по мере  отгрузки, то данные журналов  переносятся  в
   книгу продаж  в  хронологическом порядке и определяется облагаемый
   оборот по налогу на добавленную стоимость за отчетный период.  При
   определении реализации по мере оплаты - в книгу продаж переносятся
   в хронологическом  порядке  оплаченные  счета  и, в    результате,
   определяется налогооблагаемая база по НДС.

            3. ВЫПИСКА И УЧЕТ СЧЕТОВ - ФАКТУР ПРЕДПРИЯТИЯМИ
              (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ РАСЧЕТОВ
               ЗА РЕАЛИЗУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)

       Предприятия   (ПГЭС)  "Краснодарэлектро", МУП "Водоканал", ООО
   "Краснодарэнерго" и др.), работающие в режиме непрерывного отпуска
   продукции, выполнения  работ, оказания   услуг большому количеству
   покупателей, расчеты за  реализуемую  продукцию   (работы, услуги)
   осуществляют  в  особом  порядке, предусмотренным   ведомственными
   инструкциями, правилами и другими нормативными актами.
       Периоды (даты)  отпуска  продукции покупателям не совпадают по
   времени с датами расчетов, т.к.  контроль  показаний находящихся у
   потребителей     счетчиков, равно   как  и  получение  сведений  о
   потреблении, расчет  стоимости потребленной продукции  в  условиях
   применения    различных    тарифов    по   группам   потребителей,
   необходимость  проведения  расчетов   по   различным   тарифам   и
   фактическому  потреблению  требуют  длительного  времени (для ПГЭС
   "Краснодарэлектро" расчетный период составляет не менее 20  дней).
   Длительный расчетный период обусловлен технологическими причинами,
   и его сокращение приведет  к  искажению  себестоимости  и  объемов
   поставки продукции.
       В связи с этим, в целях исключения нарушений в порядке ведения
   учета объемов  реализованной  продукции  (работ, услуг) исключения
   снижения налогооблагаемой базы и  налоговых   платежей, впредь, до
   особых указаний  ГНС РФ и МФ РФ, следует  сохранить действующий на
   вышеназванных предприятиях   порядок   расчетов   за   реализуемую
   потребителям продукцию (работы, услуги).
       В этих  целях  выписку счетов -  фактур  на  отпуск  продукции
   (работ, услуг)   допускается   производить   на  основании  данных
   аналитического учета расчетов с потребителями за  отчетный  период
   не реже  одного  раза  в  месяц.  Первый экземпляр счета - фактуры
   должен быть представлен покупателю не  позднее  20  числа  месяца,
   следующего за отчетным.
       Все  счета - фактуры, выписанные  на  реализуемую  в  отчетном
   периоде продукцию  (работы, услуги)   подлежат  отражению  в книге
   продаж по моменту отпуска или оплаты  продукции, в  зависимости от
   принятого на предприятии метода учетной политики.
       Итоговые (за  отчетный  период)  данные  книги  продаж  должны
   соответствовать объемам выручки, учтенным в бухгалтерском учете на
   счетах   реализации  (счет  46, 47, 48)  и  служат  основанием для
   составления налоговой декларации.
       Предприятия    и   организации,     реализующие      ежедневно
   (круглосуточно) большое  количество продукции и товаров небольшими
   (штучными) партиями  (хлебокомбинаты, молзаводы  и   др.)   другим
   предприятиям и организациям - постоянным покупателям (организациям
   оптовой и  розничной   торговли), для   упрощения расчетов   могут
   применять положения  Постановления Правительства N 914 в следующем
   порядке.
       Поскольку ежедневная  отгрузка своей продукции предприятиями -
   поставщиками оформляется   отпускными   накладными   с   указанием
   ассортимента и    стоимости   продукции   (товаров)   по   каждому
   покупателю, то в целях соблюдения  п. 12 Порядка налоговые счета -
   фактуры могут  составляться  с  периодичностью не реже 1 раза в 10
   дней с момента первой отгрузки по каждому покупателю. Например, по
   продукции, отгруженной  (отпущенной)   с  1  по  10  числа  месяца
   конкретному покупателю, должен быть составлен  один счет - фактура
   (в двух  экземплярах)  не  позднее  10  числа  того  же  месяца  с
   обязательной регистрацией в журнале учета счетов - фактур.
       В счете  - фактуре должны указываться наименование отгруженной
   продукции    (по  видам), ее количество, стоимость, цена, ставка и
   сумма НДС  по  каждому  виду продукции, а  также общая стоимость с
   НДС. При  этом  в счете - фактуре  следует  обязательно  указывать
   номера и  даты  накладных, по  которым произведен отпуск в течение
   этих дней.
       Регистрация  счетов - фактур  в  книге  продаж производится  в
   зависимости от принятой  на предприятии учетной политики, либо  по
   мере отгрузки, либо по мере ее оплаты.
       При оплате   покупателями   продукции   плановыми    платежами
   (авансами)  на суммы поступающих платежей предприятия - поставщики
   выписывают счета - фактуры и  учитывают  суммы  налога  по  ним  в
   общеустановленном порядке.
       Следует иметь  в виду, что при выписке счетов - фактур не реже
   одного  раза  в 10 дней стоимость реализованных в отчетном периоде
   товаров  (с  учетом  НДС), отраженная   в   книге   продаж, должна
   соответствовать   кредитовым  оборотам  по  счету  46  "Реализация
   продукции (работ, услуг) за отчетный период.

            4. ПОРЯДОК УЧЕТА И ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПО ПОЛУЧЕННЫМ
          ПРЕДПРИЯТИЯМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) ПРЕДОПЛАТАМ (АВАНСАМ)

       В соответствии с  п. 13 Порядка получение денежных  средств  в
   виде предоплаты  (аванса)  в  счет  предстоящих  поставок  товаров
   (выполнение   работ, оказание   услуг)   оформляется   поставщиком
   составлением счетов  -  фактур и соответствующими записями в книге
   продаж.
       При  этом  счет  -  фактура  на  полученную предоплату (аванс)
   составляется  в   одном   экземпляре, если     нумерация    счетов
   производится по мере их выписки, и в двух экземплярах, если бланки
   счетов - фактур пронумерованы поставщиком заранее.  Основанием для
   учета в  книге продаж полученных предоплат (авансов) может служить
   только один (первый) экземпляр счета - фактуры.
       Документы (договоры на  поставку, счета формы N 868 и  N 868а,
   требования  и  др.), служащие   основанием   для   получения    от
   покупателей предоплаты  (аванса),  в  единой  нумерации  счетов  -
   фактур не участвуют и в книге продаж не регистрируются.
       При  отгрузке   товаров  (выполнении  работ, оказании  услуг),
   оплачиваемых путем предоплаты  (аванса), налоговый  счет - фактура
   выписывается поставщиком в двух экземплярах с теми же реквизитами,
   что и  счет  -  фактура, составленный  при  получении  предоплаты.
   Первый экземпляр счета - фактуры предоставляется покупателю товара
   (работ, услуг)  не  позднее  10  дней  с  даты   отгрузки   товара
   (выполнении   работ, оказании   услуг)  и  служит  основанием  для
   отражения в книге покупок последнего.
       Согласно  п. 13  Порядка при отгрузке товаров поставщик делает
   запись в книге продаж, уменьшающую сумму ранее оформленного НДС по
   этой предоплате  (авансу)  с соответствующими изменениями итоговой
   суммы налога за отчетный  период, в котором произведена  отгрузка.
   Затем в  соответствии  с настоящим Порядком отражаются операции по
   фактической отгрузке  товаров (выполнению  работ, оказанию  услуг)
   под полученную предоплату (аванс).
       На примере порядок учета и отражения в книге продаж полученных
   предоплат (авансов) будет выглядеть следующим образом:

   -------------------------------------T--------------T-----T------¬
   ¦                                    ¦              ¦     ¦(т.р.)¦
   ¦                                    ¦    Сумма     ¦ НДС ¦ Всего¦
   +------------------------------------+--------------+-----+------+
   ¦ 1. Выписан счет - фактура на       ¦ 120.0  в т.ч.¦20.0 ¦120.0 ¦
   ¦    полученную предоплату (аванс)   ¦              ¦     ¦      ¦
   ¦    на сумму                        ¦              ¦     ¦      ¦
   +------------------------------------+--------------+-----+------+
   ¦ 2. Выписан счет - фактура на отгру-¦  80.0        ¦ 16.0¦  96.0¦
   ¦    женную продукцию на сумму       ¦              ¦     ¦      ¦
   +------------------------------------+--------------+-----+------+
   ¦ 3. При отгрузке сделана уменьшающая¦  96.0  в т.ч.¦ 16.0¦  96.0¦
   ¦    запись (сторно) на сумму        ¦              ¦     ¦      ¦
   +------------------------------------+--------------+-----+------+
   ¦ 4. Определен налог по книге продаж ¦              ¦     ¦      ¦
   ¦    за отчетный период по НДС       ¦              ¦     ¦      ¦
   ¦    (20.0 - 16.0 + 16.0)            ¦              ¦     ¦  20.0¦
   L------------------------------------+--------------+-----+-------

       В случае, если  суммы полученных предоплат (авансов) превышают
   стоимость отгруженных  данным  покупателям  товаров   (выполненных
   работ, оказанных услуг), то уменьшающая запись  в части  предоплат
   производится в пределах сумм отгрузки,  если же объем  отгруженных
   товаров  (выполненных    работ, оказанных   услуг)   больше  суммы
   полученных   предоплат, то сторнировочные  записи  производятся  в
   пределах суммы предоплаты.
       Поскольку порядок учета сумм НДС в книге продаж по  полученным
   и зачтенным  предоплатам (авансам), предусмотренный Постановлением
   Правительства РФ от 29.07.96 г. N 914, не  соответствует  порядку,
   изложенному   в п. 50  Инструкции  ГНС РФ от 11.10.95 г.  N 39, то
   в целях исключения нарушений в порядке исчисления  и  уплаты   НДС
   при составлении   налогоплательщиком  расчета  по  НДС  (налоговой
   декларации) за отчетный  период  пункт  4  "Сумма  НДС, подлежащая
   внесению в   бюджет, по   авансам  и  предоплатам, поступившим   в
   отчетном периоде" и пункт 5 "Исключается сумма НДС, исчисленная  с
   авансов и  предоплат, засчитываемая при реализации товаров (работ,
   услуг) в отчетном периоде" налоговой  декларацией  заполняться  не
   должны.
       Сумма НДС по  поступившим предоплатам (авансам), числящаяся  у
   поставщика  на  конец  отчетного  периода  (по которым отгрузка не
   произведена) и учтенная в книге продаж, подлежит отражению в гр. 5
   "Сумма  НДС"  пункта  3  "Стоимость  реализуемых  товаров  (работ,
   услуг)..." налоговой декларации вместе с суммой НДС по  реализации
   товаров   (работ, услуг).     В   аналогичном    порядке, в  части
   соответствующих   показателей, заполняется  гр. 3  "Оборот"   п. 3
   налогового расчета.

        5. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КНИГ ПОКУПОК И ПРОДАЖ В ПРЕДПРИЯТИЯХ
                      РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

       В соответствии с   п. 9  Порядка  при  реализации  товаров  за
   наличный расчет  предприятиями  розничной торговли и общественного
   питания покупателю выдаётся  кассовый   чек, содержащий  следующие
   реквизиты:
       - наименование организации - продавца;
       - номер кассового аппарата;
       - номер и дата выдачи чека;
       - стоимость (цена) продаваемого товара с НДС.
       Пунктом 11  Порядка  предусмотрено, что   ленты  ККМ  подлежат
   регистрации в книге продаж продавца.
       Учитывая, что ленты ККМ могут находиться в кассовых  аппаратах
   длительное время  и  период  их  изъятия  не  совпадает (дольше) с
   отчетным периодом, то  организации   розничной    торговли   могут
   учитывать дневную  выручку  на основании итогового кассового чека,
   который регистрируется в книге продаж записью  по гр. 1  "Итоговый
   чек" с  указанием  номера  и  даты, а  по гр.  4 указывается сумма
   итогового чека (дневная выручка).
       Поскольку организации  розничной  торговли исчисление и уплату
   налога производят по действующим расчетным, либо средним расчетным
   ставкам   с   сумм  реализованного  торгового   наложения, поэтому
   выделение сумм налога с объема продаж  не производится, и  гр. 5а,
   56, 6а и 66 не заполняются.
       При замене ленты кассового аппарата её итоговая  сумма  должна
   совпадать  с общей суммой ежедневных итоговых чеков этого периода,
   отраженных в книге продаж.
       Итоговые кассовые чеки (ленты ККМ) подлежат учету и хранению в
   специально заводимых для этих  целей  журналах  учета  в  порядке,
   предусмотренном п. 5 Порядка.
       В книге  покупок  организации розничной  торговли регистрируют
   счета - фактуры поставщиков  товаров (работ, услуг),  относимых на
   издержки  обращения, по которым выделенные  отдельной   строкой  и
   оплаченные   суммы    НДС  подлежат зачету (возмещению) в отчетном
   периоде  по  моменту  оплаты  и  оприходования  указанных  товаров
   (работ, услуг).
       Счета - фактуры по приобретенным для продажи товарам  в  книге
   покупок не регистрируются, а отражаются только полученных счетов -
   фактур для организации учета этих  товаров  и  исчисления  средних
   расчетных  ставок  налога.  Учет приобретенных для продажи товаров
   вместе  с   суммами   выделенного   НДС   производится   в   ранее
   действовавшем  порядке на счете 41 "Товары".  Обороты по стоимости
   поступающих и оприходованных  товаров  группируются  в  журнале  -
   ордере по счету 41 "Товары" на основании полученных от поставщиков
   счетов  -  фактур  и  счетов  типовой  формы   N 868,  в   которых
   номенклатура поступаемых  товаров, их стоимость, а также суммы НДС
   должны совпадать.
       В случае, когда   торгующие  предприятия  наряду  с  розничной
   торговлей  осуществляют  продажу  товаров   по   опту,   в   целях
   правильного  исчисления и уплаты НДС, а кроме того   и правильного
   порядка  применения  Постановления Правительства РФ от 29.07.96 г.
   N 914 следует руководствоваться следующим.
       В  соответствии  с  письмами  Росналогслужбы  от  20.12.95  г.
   N 05-4-09/41  и   от 25.04.96  г. N ПВ-14-13/41н и для определения
   розничного  товарооборота  следует  руководствоваться  положениями
   Инструкции  по определению розничного  товарооборота, утвержденной
   Постановлением Госкомстата РФ от 01.04.96 г. N 25.
       Согласно п. 1   данной  инструкции   розничным  товарооборотом
   является продажа товаров за наличный расчет населению.
       В розничный  товарооборот  включается  также  продажа  товаров
   юридическим лицам, их   обособленным  подразделениям  за  наличный
   расчет.  Таким  образом, в случае, если  в  соответствии с уставом
   торгующая организация занимается продажей   товаров  в  розницу, и
   наряду   с   реализацией   товаров  населению (физическим  лицам),
   осуществляет реализацию товаров  за  наличный  расчет  юридическим
   лицам, то исчисление  и уплату в бюджет НДС она производит в обоих
   случаях с сумм своих доходов в   порядке, предусмотренном разделом
   XIII Инструкции N 39 как организация розничной торговли.
       Причем, если  при  реализации  товаров  за   наличный   расчет
   физическим  лицам  документом, подтверждающим  факт продажи товара
   является кассовый   чек, то  при  реализации  за  наличный  расчет
   юридическим  лицам  в  соответствии  с п. 1  Порядка организация -
   поставщик (продавец) должна  составить и предъявить  организации -
   покупателю  налоговый  счет  -  фактуру  с  отражением его в книге
   продаж в установленном порядке.
       Причем, если   при   реализации  товаров  за  наличный  расчет
   физическим лицам документом, подтверждающим  факт  продажи  товара
   является  кассовый  чек, то   при  реализации  за  наличный расчет
   юридическим лицам в  соответствии с  п. 1  Порядка  организация  -
   поставщик  (продавец)  должна составить и предъявить организации -
   покупателю налоговый счет -  фактуру  с  отражением  его  в  книге
   продаж в установленном порядке.
       Вместе с тем, как уже отмечалось выше, поскольку у организации
   розничной торговли  облагаемым НДС оборотом является разница между
   продажной и покупной стоимостью  товаров  (реализованное  торговое
   наложение), то  составление налоговых счетов - фактур производится
   с указанием полных реквизитов поставщика и продавца и  заполнением
   гр. 1, 3, 5 и 11 счета - фактуры.
       Следует иметь  в  виду, что в соответствии  с п. 20 Инструкции
   N 39 по   товарам, приобретенным   для   производственных  нужд  у
   организаций розничной  торговли  и  населения,  суммы  уплаченного
   поставщикам НДС  к  зачету  (возмещению)  не  принимаются, поэтому
   предприятия - покупатели счета - фактуры, полученные  от продавцов
   - организаций  розничной  торговли, отражают  в  книге покупок без
   выделения из них НДС.
       В  соответствии  с  письмом Росгосналогслужбы   от 20.12.95 г.
   N 05-4-09/41 в состав  оптового  товарооборота  включаются  объемы
   продажи       товаров, продукции        предприятиям, учреждениям,
   снабженческо-сбытовым, посредническим и  другим  организациям  (за
   исключением населения)   для   дальнейшего   их   использования  в
   производстве и для перепродажи.
       В связи  с  этим, при   поставке  продукции,  товаров  в адрес
   предприятий (организаций) - покупателей как за  наличный, так и по
   безналичному   расчету, оптовые  организации  -  продавцы  обязаны
   выставлять налоговые счета -  фактуры  с  отражением  их  в  книге
   продаж в общеустановленном порядке.
       При  продаже товаров заготовительными, снабженческо-сбытовыми,
   оптовыми и   другими    предприятиями, занимающимися   продажей  и
   перепродажей товаров непосредственно населению с  расчетами  через
   кассу торговой организации (с использованием ККМ),  т.е.  в режиме
   розничной  торговли, налоговые счета - фактуры  не выставляются, а
   заполнение книги  продаж  производится  на основании лент кассовых
   аппаратов в соответствии с п. 11 Порядка.

          6. РАСЧЕТЫ С ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ ГОСУДАРСТВ -
                             УЧАСТНИКОВ СНГ

       В соответствии  с  Постановлением   Верховного  Совета РФ   от
   29.01.93 г.   N 4407-1  "О  применении  Закона  РФ  "О  налоге  на
   добавленную  стоимость"   расчеты за реализованные товары (работы,
   услуги) между  хозяйствующими  субъектами  РФ  и  государствами  -
   участниками СНГ производятся с НДС.
       Порядок исчисления НДС и  размеры  применяемых  ставок  налога
   доведены письмами  ГНС  РФ  от  01.03.93  г.  N BЗ-46-05/23н,   от
   14.04.93 г.   N ВЗ-4-05/55н,  от  22.09.93 г.  N ВЗ-4-15/149н,  от
   02.02.94 г. N ВЗ-4/18н (телеграмма), от 21.06.94 г. N ВЗ-6-05/218,
   от 20.07.94 г. N ВЗ-4-05/84н (телеграмма).
       С 01.01.97  г.  все  хозяйствующие  субъекты  РФ  при отгрузке
   продукции, товаров    (выполнении    работ,    оказании     услуг)
   хозяйствующим субъектам  государств  -  участников  СНГ выписывают
   счета - фактуры в соответствии с Порядком ведения  журналов  учета
   счетов - фактур при расчетах по НДС.
       Поскольку Постановление Правительства РФ от 29.07.96 г.  N 914
   распространяет  свое  действие  только  на  территории  Российской
   Федерации,    то    оприходованные    российскими    предприятиями
   (организациями)  ввозимых  товаров  (выполненных работ,  оказанных
   услуг) из стран участников СНГ,  используемых  в  производственных
   целях,  производится  на  основании  первичных  учетных документов
   (счета,  товарно-транспортные накладные и др.) поставщиков в ранее
   действовавшем  порядке,  с  последующей  регистрацией  их  в книге
   покупок по моменту оплаты.

         7. ПОРЯДОК УЧЕТА НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРИОБРЕТЕНИИ ГСМ

       При реализации предприятиями (организациями)  горюче-смазочных
   материалов, которые  в  соответствии  с  законом  РФ "О налогах  в
   дорожные фонды" облагаются налогом на реализацию  горюче-смазочных
   материалов (НГСМ)   следует   принять   во   внимание,  что  форма
   налогового    счета - фактуры,   приведенная  в   приложении N 1 к
   Порядку, не  предусматривает   включение  в  счет - фактуру других
   налогов (в т.ч. НГСМ), взимаемых сверх стоимости ГСМ.
       Поэтому снабженческо-сбытовые,  оптовые  и  другие предприятия
   (организации),  занимающиеся перепродажей ГСМ  по  гр.  7  "Сумма"
   выписываемого  покупателю  счета  -  фактуры,  указывают отпускную
   стоимость реализуемых покупателю материалов (гр.  4 "Количество" х
   гр.5  "Цена")  без  учета  НДС  и НГСМ.  Тогда расчет суммы НДС по
   реализации (гр.  10 "Сумма  НДС")  производится  как  произведение
   отпускной стоимости поставки и НДС по ставке 20% (гр.7  "Сумма"  х
   гр. 9 "Ставка НДС"), что не противоречит законодательству по НДС и
   условиям  Порядка.  Для  приведения  в   соответствие    стоимости
   отгруженных  ГСМ  с  оборотами  по  реализации  (Кт.  счета    46)
   предприятия (организации) - поставщики по гр.  11  "Всего  с  НДС"
   счета - фактуры  указывают  продажную  стоимость  горюче-смазочных
   материалов НДС и НГСМ, определяемую как сумму показателей  гр.  7,
   гр. 10 и налога на реализацию ГСМ по установленной ставке.
       В отношении   ГСМ,  приобретаемых  для  производственных  нужд
   предприятий (организаций) за наличный  расчет  через  АЗС, следует
   отметить следующее.
       В  соответствии с п. 19 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 г. N 39,
   с  учетом  внесенных  в нее изменений и дополнений при определении
   сумм   НДС,   подлежащих   взносу   в бюджет  по  горюче-смазочным
   материалам, приобретенным за  наличный расчет через АЗС, к  зачету
   принимаются суммы  налога  в  размере  13,79%  от  стоимости  этих
   материалов.
       Поскольку документом,   подтверждающим   факт  приобретения  и
   оплаты ГСМ за наличный  расчет  в данном случае  является кассовый
   чек АЗС,  заполняемый в соответствии с требованиями п.  9 Порядка,
   то предприятия - покупатели  на основании таких  чеков  производят
   записи в книге покупок с заполнением соответствующих граф. В гр. 6
   книги покупок указывается  полная стоимость ГСМ с  НДС, в   гр. 7а
   отражается стоимость  ГСМ  без  учета НДС, исчисленного  по ставке
   13,79%,  а  по  гр.  76  отражается  сумма  НДС,  определенная  по
   вышеуказанной ставке.
       Предприятия   и   организации,   осуществляющие  в    основном
   транспортные  услуги  (ПАТП, ПАХ, автоколонны, таксопарки  и др.),
   имеющие большие транспортные парки и ежедневно  приобретающие  ГСМ
   для производственных нужд в больших количествах за наличный расчет
   через  АЗС, для  упрощения  ведения  налогового  учета  могут   на
   основании полученных  кассовых чеков АЗС, составлять реестры чеков
   с указанием даты  и   номера  чеков,  номера  кассового аппарата и
   оплаченной  суммы  ГСМ.  Если  кассовые  чеки учитываются вместе с
   авансовыми отчетами водителей,  то в реестре напротив каждого чека
   делается отметка с указанием номера сшива и места хранения данного
   чека.
       Реестры  подлежат   соответствующей   нумерации, подписываются
   руководителем и главным бухгалтером предприятия,  регистрируются в
   журнале учета    счетов    -    фактур    и     записываются     в
   соответствующем   отчетном   периоде  в  книгу покупок предприятия
   с указанием номера  реестра, наименования  товара  (ГСМ), итоговой
   оплаты, соответствующей  сумме  оплат  по всем указанным в реестре
   чекам и суммы НДС, исчисленной по ставке 13,79% от итоговой  суммы
   оплаты.
       При этом следует иметь в виду,  что записи в книге  покупок  и
   возмещение НДС   производится   в   том  отчетном  периоде,  когда
   приобретенные сырье  и  материалы  оплачены  и   оприходованы   на
   предприятии. Поэтому,  если  ГСМ  (другие ТМЦ) приобретены за счет
   собственных наличных средств водителей  (работников)  предприятий,
   то до  момента  возмещения работнику стоимости ГСМ (других ТМЦ) за
   счет   средств   предприятия  на основании предъявленных авансовых
   отчетов, включение кассовых чеков (реестров)  в   книгу   покупок,
   а  следовательно,  и  предъявление  НДС  к  зачету (возмещению) из
   бюджета предприятием не производится.
       В таком же порядке в книге покупок могут учитываться  и  суммы
   НДС, оплаченные при  возмещении  (в пределах норм) командировочных
   расходов (оплата  стоимости  проживания  и  проездных  билетов)  в
   соответствии с п. 19 Инструкции от 11.10.95 г. N 39.

                                            Государственный советник,
                                            зам. начальника инспекции
                                           налоговой службы III ранга
                                                        Л.А.КАБАКЧЕЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz