Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

КОММЕНТАРИЙ ГНИ Г. КРАСНОДАРА ОТ 25.07.96 ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА
   
                              КОММЕНТАРИЙ
                          от 25 июля 1996 года
   
                  ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
   
       Государственная  налоговая  инспекция  по  городу   Краснодару
   считает целесообразным  прокомментировать  положения  Гражданского
   кодекса, связанные с вопросами ликвидации юридического лица.
       Знание этих положений позволит налогоплательщикам своевременно
   и юридически грамотно отстаивать свои права  и  законные  интересы
   как  кредиторов  по  обязательствам  перед  ними    ликвидируемого
   юридического лица. Ликвидация отличается от реорганизации тем, что
   она влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода
   его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
       Гражданский   кодекс    предусматривает    два    способа    и
   соответственно  порядка  ликвидации  юридических  лиц:  обычный  и
   принудительный.  Применительно  к  этим  способам  сформированы  и
   основания ликвидации юридических лиц.
       В случае ликвидации юридического лица в обычном порядке,
   т.е. по  решению  его  учредителей  (участников)    либо    органа
   юридического  лица,  уполномоченного  на  то  его   учредительными
   документами,  примерный  перечень  оснований  ликвидации  выглядит
   следующим образом:
       - истечение срока, на который создано юридическое лицо;
       - достижение цели,  которая  ставилась  учредителями  при  его
   создании;
       - признание судом  недействительной  регистрации  юридического
   лица.
       Следует  отметить,  что    перечень    оснований    ликвидации
   юридических лиц в обычном порядке  остается  открытым.  Учредители
   (участники) юридического лица вольны  его  ликвидировать  в  любой
   момент, когда посчитают нужным.
       Другое дело,  когда  речь  идет  о  принудительной  ликвидации
   юридических лиц. Основания  для  подобной  ликвидации  могут  быть
   установлены только Гражданским кодексом РФ (ст.61).
       Итак,  по  решению  суда  юридическое    лицо    может    быть
   ликвидировано в следующих случаях:
       - при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо  с
   иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
       - при  систематическом    осуществлении    общественной    или
   религиозной  организацией,  благотворительным  или  иным    фондом
   деятельности, которая противоречит его уставным целям;
       - в  иных  случаях,  предусмотренных   Гражданским    кодексом
   Российской Федерации.
       Решение  о  ликвидации  юридического    лица    при    наличии
   соответствующих  оснований  может  быть  принято  судом  по   иску
   государственного  органа  или  органа  местного    самоуправления,
   имеющего право на предъявление такого иска  по  закону.  Налоговым
   органам такое право предоставлено статьей 14  Закона  "Об  основах
   налоговой системы".
       Следует отметить, что  суд,  принявший  решение  о  ликвидации
   юридического  лица,  не  будет  заниматься  непосредственно    его
   ликвидацией,  поскольку  он  вправе  возложить   обязанность    по
   осуществлению  всех  действий,  необходимых    для    практической
   ликвидации юридического лица, на его учредителей (участников) либо
   орган,  уполномоченный  на  ликвидацию  юридического   лица    его
   учредительными документами.
       На  учредителей  (участников)  юридического  лица  или  орган,
   уполномоченный учредительными документами, которые приняли решение
   о  ликвидации  юридического   лица,    возлагаются    обязанности,
   выполнение    которых    позволит    внести    определенность    в
   гражданско-правовые отношения ликвидируемого юридического  лица  с
   его контрагентами.
       Во-первых, о своем решении ликвидировать юридическое лицо  они
   обязаны  незамедлительно    сообщить    органу,    осуществляющему
   регистрацию юридических лиц, для  внесения  сведений  о  том,  что
   юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
       Во-вторых,  принявшие  решение   о    ликвидации    учредители
   (участники)  юридического  лица   либо    орган,    уполномоченный
   учредительными  документами,  должны   назначить    ликвидационную
   комиссию  либо  ликвидатора,  предварительно  согласовав    состав
   комиссии либо кандидатуру ликвидатора  с  органом,  осуществляющим
   регистрацию юридических лиц.  Именно  на  ликвидационную  комиссию
   (ликвидатора) возлагаются все полномочия, связанные с поддержанием
   деятельности  юридического  лица  в  период  его   ликвидации    и
   управлением делами ликвидируемого юридического лица.
       Сам процесс ликвидации юридического лица может  быть  разделен
   на пять стадий, на  каждой  из  которых  ликвидационной  комиссией
   должны совершаться определенные действия, предусмотренные ГК РФ.
       На первой стадии ликвидационная комиссия  должна  поместить  в
   печати  объявление  о  ликвидации  юридического  лица.   В    этом
   объявлении  указываются  также  порядок  и    срок    предъявления
   кредиторами своих требований к ликвидируемому  юридическому  лицу.
   Срок на заявление таких требований не может быть менее 2  месяцев.
   Помимо  публикации  объявления  ликвидационная  комиссия   обязана
   провести  работу  по  выявлению  всех  кредиторов   ликвидируемого
   юридического лица и персонально уведомить их о ликвидации.
       На этой же стадии ликвидационная  комиссия  должна  определить
   всех должников этого юридического лица и принять необходимые меры,
   направленные на взыскание с них сумм задолженности, в том числе  и
   путем предъявления исков в суд.
       Вторая  стадия  ликвидации  юридического  лица  начинается   с
   момента  истечения  срока,   предоставленного    кредиторам    для
   предъявления своих требований к ликвидируемому юридическому лицу.
       К этому моменту  ликвидационная  комиссия  должна  располагать
   полными  сведениями,  с  одной  стороны,  о  составе  и  стоимости
   имущества ликвидируемого юридического  лица,  с  другой  обо  всех
   требованиях к этому юридическому лицу, заявленных его кредиторами.
   Кроме  того,  заявленные  кредиторами  требования   должны    быть
   рассмотрены ликвидационной комиссией.
       Главная же  задача  ликвидационной  комиссии  на  этой  стадии
   составить  промежуточный  баланс,  который  и  должен    содержать
   сведения о составе  имущества  ликвидируемого  юридического  лица,
   перечне предъявленных  кредиторами  требований  и  результатах  их
   рассмотрения.
       Промежуточный    ликвидационный    баланс       представляется
   ликвидационной комиссией на согласование  органу,  осуществляющему
   регистрацию юридических лиц, а затем на  утверждение  учредителями
   (участниками) юридического лица либо органу, принявшему решение  о
   его ликвидации.
       Утвержденный  промежуточный  ликвидационный  баланс   является
   основанием для фактической выплаты денежных сумм кредиторам по  их
   требованиям, признанным ликвидационной комиссией.
       На третьей стадии ликвидационная комиссия, исходя из сведений,
   содержащихся в утвержденном в установленном порядке  промежуточном
   ликвидационном  балансе,  при  недостаточности  у   ликвидируемого
   должностного лица денежных средств для  удовлетворения  требований
   кредиторов должна осуществить продажу с публичных торгов имущества
   юридического лица в  размере,  обеспечивающем  удостоверение  всех
   признанных требовании кредиторов.
       На четвертой стадии  главная  задача  ликвидационной  комиссии
   состоит в выплате кредиторам юридического лица денежных средств по
   признанным требованиям на основании Промежуточного ликвидационного
   баланса.
       Выплата указанных денежных сумм должна производиться в порядке
   очередности, установленном ст. 65 ГК РФ.
       Очередность  погашения  требований  кредиторов  ликвидируемого
   юридического лица выглядит следующим образом:
       - в первую очередь удовлетворяются требования  граждан,  перед
   которыми ликвидируемое юридическое лицо несет  ответственность  за
   причинение  вреда  жизни  или   здоровью    путем    капитализации
   соответствующих повременных платежей;
       - во вторую очередь производятся расчеты по  выплате  выходных
   пособий  и  оплате  труда  с  лицами,  работающими  по   трудовому
   договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
       - в третью очередь удовлетворяются  требования  кредиторов  по
   обязательствам,  обеспеченным  залогом  имущества   ликвидируемого
   юридического лица:
       - в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным
   платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
       - в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в
   соответствии с законом.
       Требования каждой очереди удовлетворяются лишь  после  полного
   удовлетворения требований предыдущей очереди.
       Требования  кредитора,  заявленные  после  истечения    срока,
   установленного  ликвидационной  комиссией  для  их   предъявления,
   удовлетворяются из  имущества  ликвидируемого  юридического  лица,
   оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных
   в срок.
       Требования    кредиторов,    не    удовлетворенные       из-за
   недостаточности  имущества  ликвидируемого   юридического    лица,
   считаются погашенными.
       Погашенными  считаются  также  требования    кредиторов,    не
   признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался  с
   иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением
   суда кредитору отказано.
       Пятая стадия  ликвидации  юридического  лица  наступает  после
   завершения расчетов с кредиторами. В  этот  период  ликвидационная
   комиссия должна составить  ликвидационный  баланс,  который  затем
   утверждается  собственником  имущества  юридического   лица    или
   органом,  принявшим  решение  о  ликвидации,  по  согласованию   с
   органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.
       Юридическое лицо  считается  ликвидированным,  а  процесс  его
   ликвидации завершенным с момента внесения об этом записи в  Единый
   государственный реестр юридических лиц (п.8 ст.63 ГК РФ).
       Исключение предприятий из  Госреестра  осуществляют  налоговые
   органы, на которые Положением о порядке  ведения  Государственного
   реестра  предприятий,  утвержденным   Государственной    налоговой
   службой Российской Федерации 12 апреля 1993 года по согласованию с
   Министерством финансов Российской Федерации, возложена обязанность
   ведения    Госреестра    предприятий    независимо    от        их
   организационно-правовых форм.
       Согласно  Временным  рекомендациям  о    порядке    исключения
   предприятий    из    Государственного    реестра,     утвержденным
   Государственной налоговой  инспекцией  по  Краснодарскому  краю  в
   соответствии  с  вышеназванным    Положением,    для    исключения
   предприятия  из  Госреестра  ликвидационная  комиссия  или  орган,
   уполномоченный ликвидировать предприятие, в  срок  до  10  дней  с
   момента  объявления  о  его  ликвидации  в   официальной    печати
   представляет в Госналогинспекцию по месту постановки на  налоговый
   учет:
       - документ, подтверждающий факт публикации в печати информации
   о ликвидации предприятия;
       - решение, постановление (приказ) о ликвидации предприятия;
       - акт сверки  (справку)  отдела  учета  налогового  органа  об
   отсутствии  задолженности  перед  бюджетом  на  момент    закрытия
   расчетного счета;
       - ликвидационный баланс;
       - справку банка о закрытии расчетного счета и других счетов;
       - документ, подтверждающий отсутствие задолженности и снятие с
   учета в государственных внебюджетных фондах;
       - информационное    письмо    статистики    об      исключении
   налогоплательщика из Единого государственного реестра  предприятий
   и организаций (ЕГРПО);
       - документ,  подтверждающий  сдачу  налогоплательщиком  печати
   (штампов) на уничтожение в органы внутренних дел;
       - подтверждение  аннулирования  государственной    регистрации
   налогоплательщика органом, осуществившим его регистрацию;
       - первый  экземпляр  карты  постановки  на  налоговый  учет  и
   включения  в  Госреестр,  информационное  письмо    о    включении
   предприятия в Госреестр (если такое выдавалось).
   
                                            Начальник Государственной
                                        налоговой инспекции по городу
                                       Краснодару, советник налоговой
                                                    службы 1-го ранга
                                                             В.ГРУДИН


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz