Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ ГНИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 14.06.96 О ВЫПЛАТЕ НАЛОГОВЫХ ДОЛГОВ

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад

     ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
   
                              РАЗЪЯСНЕНИЕ
                          от 14 июня 1996 года
   
                       О ВЫПЛАТЕ НАЛОГОВЫХ ДОЛГОВ
   
                      ОБЩАЯ КАРТИНА ЗАДОЛЖЕННОСТИ
   
       Задача обеспечения  поступления  платежей  в  бюджет  является
   одной из  главных  в  деятельности  налоговых  органов.  Состояние
   уплачиваемости налогов и других  обязательных  платежей  оставляет
   желать лучшего. Проиллюстрируем ситуацию цифрами: на  1  мая  1996
   года задолженность предприятий, или, как мы ее называем, недоимка,
   составила 837,4 миллиарда рублей. И это только  та  задолженность,
   которая возникла по представленным расчетам. Расчеты есть, а денег
   не поступило.
       Помимо этого существуют большие суммы задолженности по  уплате
   штрафов, примененных нами по результатам  документальных  проверок
   предприятий.  Только  за  4  месяца  текущего  года  таких  долгов
   накопилось на сумму 204 миллиарда рублей.
       Образовались значительные суммы пени за несвоевременную уплату
   налогов. На сегодняшний день они составляют около  260  миллиардов
   рублей по платежам во все уровни бюджетов.
   
                                ПРИЧИНЫ
   
       Сложившаяся  ситуация  обусловлена  рядом   причин.    Вначале
   остановимся на объективных.
       В первую очередь они связаны с  общим  состоянием  расчетов  в
   народном  хозяйстве.  По  состоянию  на  1  апреля    кредиторская
   задолженность промышленных,  сельскохозяйственных  и  строительных
   предприятий в целом по краю составила 7028  миллиардов  рублей.  В
   том числе просроченная - 2984 миллиарда рублей.
       Высок уровень дебиторской задолженности. На указанную дату  ее
   общая сумма достигла 4807 миллиардов рублей, включая просроченную
   -  1805  миллиардов.  Тенденция  к  росту  неплатежей   продолжает
   сохраняться.
       Все  это,  безусловно,  сказывается  на  динамике  поступления
   платежей в бюджет. Несвоевременные расчеты между  предприятиями  и
   организациями приводят к тому, что на сроки уплаты многие  из  них
   не имеют достаточного количества денежных ресурсов для того, чтобы
   своевременно рассчитаться с бюджетом.
       К субъективным причинам я бы  отнес  намеренное  уклонение  от
   уплаты  налогов.  В  условиях  затрудненного  денежного  обращения
   предприятия  прибегают  к  совершению  товарообменных  операций  -
   бартеру,  зачастую  многоступенчатому.  Обмен  товара  на    товар
   позволяет осуществлять предприятиям  нормальную  деятельность,  но
   средства на расчетные счета не поступают и налоги уплачиваются ими
   с опозданием. При этом безденежные операции зачастую не  полностью
   отражаются в отчетности, чем занижается налогооблагаемая база.
       Широкую практику получили расчеты наличными деньгами: денежные
   средства в уплату за продукцию, работы и услуги  поступают  не  на
   расчетный счет в  банке,  а  в  кассу  предприятий.  Эти  суммы  в
   нарушение установленного порядка в учреждения банков не сдаются, а
   тут же используются для  расчетов  и  тем  самым  уводятся  из-под
   налогообложения.
       Перечень уловок можно продолжить, между тем вопрос обеспечения
   уплаты налогов в бюджет стоит очень остро.  Значительная  недоимка
   предприятий   прямым    образом    влияет    на    своевременность
   финансирования программ, предусмотренных и федеральным бюджетом, и
   бюджетом  края.  Из-за  несвоевременного    поступления    средств
   бюджетные расходы финансируются не в полном  объеме,  что  в  ряде
   случаев приводит к задержкам выплаты заработной  платы  работникам
   бюджетной сферы и пенсий: такая ситуация нетерпима.
   
                             НАШИ ДЕЙСТВИЯ
   
       Налоговые  органы  предпринимают  самые    экстренные    меры,
   предусмотренные  действующим  законодательством  с   тем,    чтобы
   мобилизовать платежи в бюджет  своевременно  и  в  полном  объеме.
   Существующие меры по характеру воздействия следует подразделять на
   стимулирующие и принудительные.
       К  первым  относится  Указ  Президента  РФ  "О  предоставлении
   предприятиям и организациям отсрочки по  уплате  задолженности  по
   налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства,
   образовавшейся до 1 января 1996 г". Он был принят 19  апреля  1996
   года за  N  65.  Налоговыми  инспекциями  и  финансовыми  органами
   проделана значительная работа по реализации  данного  указа:  были
   предоставлены отсрочки по налоговым  долгам  на  общую  сумму  456
   миллиардов рублей для 713 предприятий.
       Указ предоставил возможность получения  отсрочки  и  в  то  же
   время  побуждает  предприятия  обеспечивать  своевременную  уплату
   текущих платежей  в  бюджет  по  наступившим  срокам  уплаты.  Как
   показала  практика,  ряд  предприятий,  получивших  отсрочку,   не
   справился  с  условием  -  не  обеспечил  своевременное   внесение
   платежей по срокам уплаты, возникшим в 1996 году. Сейчас налоговые
   инспекции направляют в финансовые органы представления  на  отмену
   ранее предоставленных отсрочек. Налоговые долги будут взыскиваться
   в полном объеме.
       Другим   документом    стимулирующего    характера    является
   Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 года N 1245. Оно
   предусматривало  предоставление  отсрочки    предприятиям    сферы
   материального производства, имеющим недоимку  по  состоянию  на  1
   марта  1996  года.   Условие:    соблюдать    графики    погашения
   задолженности. Целый ряд организаций обратился за  предоставлением
   такой отсрочки, и она  предоставлена  департаментом  по  финансам,
   бюджету и контролю  администрации  края.  Общая  сумма  отложенных
   таким образом долгов составляет 157,4 миллиарда рублей.
   
                    КОГДА УБЕЖДЕНИЕ НЕ ДЕЙСТВУЕТ...
   
       Помимо  описанных  мер,   для    обеспечения    своевременного
   поступления  платежей  в  бюджет  действующим    законодательством
   налоговым  органам   предоставлены    значительные    права    для
   принудительного взыскания задолженности.
       Этими правами нам приходится пользоваться чаще,  чем  хотелось
   бы. С дебиторов предприятий - недоимщиков  за  4  месяца  текущего
   года мы взыскали в бюджет 55,6 миллиарда рублей.
       Принимаются меры по обеспечению  платежей  в  бюджет  за  счет
   имущества  должников.  Эта  процедура   регламентируется    Указом
   Президента РФ от 14 февраля 1996 года N 199 и осуществляется  нами
   совместно с налоговой полицией. Органам налоговой полиции в  целом
   по  краю  нами  направлено  299  постановлений  на   осуществление
   административного  ареста  имущества  налогоплательщиков,  имеющих
   задолженность перед бюджетом.
       Уже    после    выдачи    постановлений       недобросовестные
   налогоплательщики добровольно  погасили  недоимку  на  сумму  62,7
   миллиарда  рублей.  Налоговая  полиция  арестовала  имущество   65
   предприятий на  сумму  в  43,6  миллиарда  рублей.  Это  имущество
   реализуется, и к  настоящему  времени  таким  способом  внесено  в
   бюджет 2 миллиарда рублей.
       Помимо  этого  из  касс  должников  изъято  наличных  денежных
   средств в погашение задолженности на сумму 1,3 миллиарда рублей.
       Надо сказать, что такие  действия  являются  крайней  мерой  и
   применяются  исключительно  к  злостным  нарушителям    налогового
   законодательства, скрывающим доходы, запутывающим отчетность.
       По-прежнему  острой  остается  проблема,  осложняющая    жизнь
   налогопослушных предприятий. Целый ряд коммерческих банков в  крае
   не имеет средств на корреспондентских счетах в РКП и удерживают на
   расчетных счетах доверенные им деньги клиентов.  Налогоплательщики
   своевременно перечисляют налоги и платежи, но они  не  доходят  до
   цели, а оседают в банках.  Только  за  январь  -  апрель  1996  г.
   задержки  платежей,  направленных  предприятиями  в    федеральный
   бюджет, составили 38 миллиардов рублей.
       Мы отслеживаем ситуацию. По результатам проверок  коммерческим
   банкам за несвоевременное зачисление средств клиентов  предъявлено
   пени на сумму 12,3 миллиарда рублей.
   
                НАЛОГОВОЕ ДАВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКО ОСЛАБЕВАЕТ
   
       Существует  возможность  расчета   с    бюджетом    налоговыми
   освобождениями,    которая    предоставлена    для    предприятий,
   финансируемых  из  бюджета,  и  хотя  она  несколько    ограничена
   Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1996 года N  481,  тем
   не менее целый ряд плательщиков может ею воспользоваться.
       Министерством  финансов  установлена  конкретная    предельная
   сумма, на которую могут быть выданы налоговые освобождения в части
   федерального бюджета. На 1996  год  она  составляет  9  триллионов
   рублей.
       Помимо  расчетов  налоговыми  освобождениями  с    федеральным
   бюджетом существует  возможность  расчетов  по  платежам,  которые
   зачисляются в краевой бюджет и в бюджеты городов и районов края.
       Предприятия  бюджетной  сферы,  в  то  же  время    являющиеся
   налогоплательщиками,    могут    при    недостаточном    бюджетном
   финансировании  осуществлять    платежи    путем    взаимозачетов.
   Использование  данного  механизма  облегчит  их  положение,   даст
   возможность осуществить платежи в  бюджет  и  избежать  начисления
   пени. Эта возможность используется, и за 4 месяца текущего года по
   налоговым освобождениям зачтено в федеральный бюджет  104,7  млрд.
   руб., в бюджеты территорий - 215,1 млрд. руб.
       Президент РФ подписал Указ от  8  мая  1996  года  N  685  "Об
   основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению
   платежной и финансовой дисциплины".
       Учитывая  значительные  суммы  пени,  которые  начислены    за
   несвоевременную уплату платежей в бюджет, и то обстоятельство, что
   это  крайне  негативно  сказалось    на    финансовом    состоянии
   предприятий,  решено:  с  20  мая  текущего  года   ставка    пени
   существенно снижена - с 0,7 до О,3%.
       Помимо этого, данным указом  предусмотрено,  что  суммы  пени,
   которые образовались как следствие несвоевременной уплаты  налогов
   в федеральный бюджет, начисленные до 20 мая 1996 года, фиксируются
   в  специальной  отчетности  и  в  настоящее  время  в  бюджет   не
   взыскиваются. Подчеркиваю, что это касается только пеней,  которые
   начислены по платежам в  федеральный  бюджет.  Что  касается  сумм
   пени, возникших по платежам, зачисляемых в краевой бюджет, а также
   городов  и  районов  края,  -  на  них  вот  это,   скажем    так,
   "замораживание" не распространяется.
   
                                        Начальник управления анализа,
                                            учета и отчетности ГНИ по
                                        Краснодарскому краю, советник
                                             налоговом службы 1 ранга
                                                           А.КУРЬЯНОВ


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz