Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ОТ 15.10.92 N 936-Р О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ СЕМЬИ

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад

             ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                     от 15 октября 1992 г. N 936-р

                  О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ
               ПО ПОДГОТОВКЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ СЕМЬИ

       В соответствии    с    распоряжением    главы    администрации
   Краснодарского  края  от 07.04.92 года N 353-р "О краевой комиссии
   по  подготовке  и   проведению   Международного   года   семьи   в
   Краснодарском  крае"  разработан план действий администрации края,
   который  одобрен  на  заседании  краевой   постоянно   действующей
   комиссии   по  социально-психологической  и  медико-педагогической
   помощи семье и детям.  Рассмотрены  также  временные  положения  о
   службе  социально-психологической  и  медико-педагогической помощи
   семье и межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних.
       Придавая исключительно  важное  значение  улучшению  положения
   семьи в    обществе,    эффективной   работе   по   подготовке   к
   Международному году семьи:
       1. Утвердить  план действий администрации края по подготовке к
   Международному году семьи (приложение 1).
       2. Согласиться   с    временными    положениями    о    службе
   социально-психологической и   медико-педагогической  помощи  семье
   (приложение 2),  а  также  о  межведомственной комиссии  по  делам
   несовершеннолетних (приложение 3).
       3. Направить  главам  администраций  городов  и  районов  план
   действий администрации  края  по  подготовке к Международному году
   семьи, временные положения о  службе  социально-психологической  и
   медико-педагогической помощи  семье  и о межведомственной комиссии
   по делам несовершеннолетних для использования в работе.
       4. Контроль  за  выполнением данного распоряжения возложить на
   заместителя главы   администрации   края   по   социальной   сфере
   Крупецкого С.Л.

                                                  Глава администрации
                                                  Краснодарского края
                                                         В.Н.ДЬЯКОНОВ





                                                       Приложение N 1
                                                 к распоряжению Главы
                                    администрации Краснодарского края
                                        от 15 октября 1992 г. N 936-р

                                  ПЛАН
               ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
               ПО ПОДГОТОВКЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ СЕМЬИ
                         (В ДАЛЬНЕЙШЕМ "ПЛАН")

       I. Введение
      II. Конкретные меры по подготовке к Международному году семьи
       1. Охрана здоровья семьи
       2. Продовольствие и питание
       3. Роль женщины, здоровье матери и планирование семьи
       4. Роль семьи
       5. Базовое образование и грамотность
       6. Дети, находящиеся в особо трудных условиях
       7. Защита детей во время вооруженных конфликтов
       8. Дети и окружающая среда
       9. Снижение уровня нищеты и оживление экономического роста
     III. Последующие меры и контроль

                               I. Введение

       1. Предполагается,  что этот план действий станет руководством
   для администраций городов и районов края, общественных организаций
   при разработке их собственных  программ  действий  по  обеспечению
   подготовки и проведению Международного года семьи.
       2. Проблемы семьи стали  в  80-е  годы  предметом  повышенного
   внимания Организации  Объединенных  наций.  В  декабре  1989  года
   Генеральная Ассамблея  ООН  провозгласила  1994  г.  Международным
   годом семьи, руководствуясь  при этом соответствующими положениями
   Всеобщей декларации  прав  человека,   Международного   пакта   об
   экономических, социальных и культурных правах,  а также декларации
   социального прогресса   и   развития,   согласно   которым   семье
   необходимо предоставить максимальную защиту и помощь.
       3. Со 2 сентября 1990 года вступила в силу Конвенция о  правах
   ребенка. На  встрече  в  Нью-Йорке  31  января 1992 года Президент
   Российской Федерации Б.Н.  Ельцин подписал Всемирную декларацию об
   обеспечения выживания,  защиты и развития детей, в которой большая
   роль в мировом сообществе отводится в семье.
       4. Тема   Международного   года   семьи:   "Семья:  ресурсы  и
   ответственность в  изменяющемся  мире".  Подготовка  и  проведение
   Международного  года  должны  стать  уникальной  возможностью  для
   привлечения внимания к проблемам  семьи,  к  углублению  понимания
   общественностью,   государством  ее  функций.  1992  и  1993  годы
   рекомендовано правительствам,  государственным и  местным  органам
   власти использовать для разработки и принятия конкретных программ,
   связанных с проблемами семьи.  1994 год -  этап  непосредственного
   осуществления мероприятий и программ.
       5. Основной целью всех мероприятий,  связанных с подготовкой и
   проведением Международного   года   семьи,  является  выработка  и
   утверждение нового  подхода  к  семейной  политике.   Государство,
   рассматривая и   оценивая  роль  семьи  как  одного  из  важнейших
   социальных институтов  общества,  должно  постоянно  создавать  ей
   условия для саморазвития. Прежде всего путем учета интересов семьи
   при принятии   законодательных   актов,   регулирующих    основные
   экономические и общественные отношения.
       Семья - основополагающая ячейка общества,  велика  ее  роль  в
   решении социально-экономических функций государства.
       Несмотря на  многочисленные  перемены  в   обществе,   которые
   неминуемо приводят   к   изменению   роли  и  функций  семьи,  она
   обеспечивает естественную среду  для  эмоциональной, финансовой  и
   материальной поддержки своих членов,  особенно детей и подростков,
   престарелых, инвалидов и немощных.
       Семья остается   важнейшей   средой   сохранения   и  передачи
   культурных ценностей.  Она выступает в качестве важнейшего ресурса
   для развития  общества  в  целом.  В  контексте социальных проблем
   семья должна  стать  не  только  инструментом  формирования  новых
   ценностей, но  и  гарантом стабилизации демографической ситуации в
   Российской Федерации, крае.
       6. По переписи населения 1989 года в крае насчитывалось 1 млн.
   387057 семей.  Семья в настоящее время переживает кризис,  который
   связан с  глубокими  социально-экономическими  изменениями и имеет
   ряд характерных признаков:  массовое распространение малодетности,
   нестабильных браков,  низкая  культура  семейных  взаимоотношений,
   самоустранение родителей от  воспитания  детей,  результатом  чего
   стали небывалые   масштабы   сиротства,  безотцовщины, рост  числа
   правонарушений среди подростков.
       Для края  наиболее характерны семьи,  состоящие из двух - трех
   человек, они составляют 62% всех семей в крае. Большая часть семей
   имеют  всего  одного ребенка.  С 1988 года установилась устойчивая
   тенденция сокращения рождаемости.  Только за период 1988 - 90 г.г.
   ее уровень снизился более чем на 22% по сравнению c 1985 - 87 г.г.
   Число родившихся уменьшилось на  8756,  тогда  как  число  умерших
   только  на  2660.  Таким  образом,  естественный прирост населения
   сокращается.
       По расчетам   демографов,   численность   населения   в   крае
   уменьшится вдвое при одном ребенке - за  25  лет,  при  1,5-детной
   семье - за 53 года.
       Сегодня необходима новая политика в отношении семьи.
       Подготовка и проведение Международного года семьи представляет
   широкую возможность на национальном  и  местном  уровнях  привлечь
   внимание государства  и  всех  структур  управления к современному
   состоянию проблем.
       7. Разработка  программ  должна  быть  направлена  на оказание
   помощи семьям в реализации ими своих функций, принятые меры должны
   быть адекватны  новым  экономическим  и социальным переменам.  Они
   должны содействовать укреплению присущих  семьям  сильных  сторон,
   включая огромный  потенциал  в  плане самообеспеченности.  Краевая
   комиссия по подготовке  и  проведению  Международного  года  семьи
   рекомендует при  разработке  программ  и  мероприятий  на  местном
   уровне исходить из ряда основополагающих принципов.
       В частности:
       - создать городские,  районные комиссии (советы) по подготовке
   и проведению Международного года семьи;
       - определить     источники      финансирования      проведения
   Международного года семьи;
       - разработать  систему  мер  поддержки  молодых,  неполных   и
   многодетных семей,       имеющих       инвалидов,      престарелых
   людей. Целесообразно в   этих    целях    провести     специальные
   благотворительные мероприятия для пополнения фондов соцзащиты;
       - укрепить государственную службу семьи;
       - подготовить  аналитические  справочные  материалы  с  полной
   характеристикой типов семей, о положении женщин, детей в регионе в
   соответствии со статистическими данными;
       - создать и развить службу планирования семьи и так далее.
       К подготовке  и  проведению  Международного  года семьи должны
   быть привлечены  общественные  и  благотворительные   организации,
   коммерческие структуры,   ассоциации   и  фонды.  Ведущую  роль  в
   пропаганде мероприятий и  целей  года  призваны  сыграть  средства
   массовой информации. Проводимые мероприятия позволят акцентировать
   внимание широких кругов общественности к проблемам женщин,  детей,
   престарелых и инвалидов, молодых семей.

                   II. Конкретные меры по подготовке
                      к Международному году семьи

       1. В   контексте   этих   целей   открываются  возможности  по
   искоренению заболеваний, которые приносили ущерб здоровью десяткам
   миллионов детей в течение столетий,  и по повышению качества жизни
   будущих поколений.  С тем,  чтобы использовать эти  возможности  в
   интересах семьи,    краевая    комиссия   рекомендует   конкретную
   деятельность в следующей области:

                      II.1. Охрана здоровья семьи

        II.1.1. Поддающиеся    профилактике    детские    заболевания
   (полиомиелит,  столбняк,  туберкулез,  коклюш,  дифтерит),  против
   которых разработаны эффективные вакцины, а также пневмония, другие
   острые  респираторные инфекционные заболевания,  которые поддаются
   профилактике  и  лечению при помощи  относительно  недорогостоящих
   средств   -   в   настоящее   время   представляют  собой  причину
   подавляющего числа случаев смерти и инвалидности детей в  возрасте
   до   5   лет.   В   целях  борьбы  с  этими  заболеваниями  должны
   предприниматься  эффективные  меры  на  основе   укрепления   сети
   первичного  медико-санаторного обслуживания и основных медицинских
   услуг в городах, районах, поселках, станицах края.
        II.1.2. Над детьми сегодня нависла новая угроза,  связанная с
   пандемией    синдрома    приобретенного   иммунодефицита   (СПИД).
   Последствия ВИЧ (СПИД)  выходят  далеко  за  пределы  страданий  и
   гибели  инфицированных  детей.  В их число входит риск заболевания
   родителей,  родных братьев и сестер,  позор  для  семей,  а  также
   трагедия  "сирот  СПИДА".  Крайне  необходимо,  чтобы программа по
   профилактике  СПИДА,  а  также  информирование  и  просвещение   в
   регионах края получало первоочередное внимание.
        II.1.3. Кубанскому   мединституту  включить  в  план  научных
   исследований проблему "Здоровье семьи" по разделам:
       - оздоровление   часто   болеющих   детей,  членов  их  семей,
   сотрудников дошкольных   учреждений.   Разработка    методического
   пособия для  семейного  врача. Организация хозрасчетного отделения
   реабилитации часто  болеющих   детей.   Разработка   и   внедрение
   эффективных методов закаливания;
        - семейный тонзиллит и его лечение;
        - астматический   бронхит   и  бронхиальная  астма  (семейная
   патология);
        - семейная патология желудочно-кишечного тракта;
        - психическое здоровье семьи.
        II.1.4. Краснодарскому          краевому         клиническому
   научно-методическому Центру   матери   и    ребенка    разработать
   региональную программу   "Здоровая  мать  -  здоровый  ребенок"  с
   последующей реализацией, включив:
        - внедрение  комплексной  системы  прогнозирования  течения и
   исхода беременности, родов для матери и плода;
        - создание  системы  непрерывного  мониторинга  за состоянием
   здоровья женщин и детей (девочка - девушка - женщина - девочка);
        - оценку  действия  экосистемы  и своевременного оздоровления
   беременных и  детей,  женщин  детородного  возраста;   организацию
   системы полноценного   "экологически"   чистого   питания   детей,
   беременных и кормящих  грудью  женщин;  эффективное  использование
   курортных факторов  Кубани  для повышения уровня здоровья женщин и
   детей.

                     II.2. Продовольствие и питание

       II.2.1. Различные формы недоедания являются причиной  примерно
   половины случаев  болезней детей и анемии женщин.  Для младенцев и
   беременных женщин наиболее важным является: обеспечение адекватным
   питанием в  период  беременности  и кормления;  поддержка практики
   кормления грудью   и   дополнительного   питания;   контроль    за
   увеличением веса.  Для  детей  старшего  возраста  и для взрослого
   населения в  целом  очевидным  приоритетом  является   обеспечение
   калорийным питанием  с достаточным количеством белков,  витаминов,
   йода. Для  удовлетворения  этих  потребностей  следует  продолжить
   практику работы  управлений  (отделов) социальной защиты населения
   городов, районов по осуществлению  адресной  помощи  беременным  и
   кормящим женщинам, детям из малоимущих семей, одиноким престарелым
   гражданам.
       II.2.2. Поддержать инициативу краевого  комитета  и  отделения
   Российского  фонда  мира  по  открытию в г.  Краснодаре столовой с
   бесплатными обедами и  подготовке  продовольственных  пакетов  для
   малообеспеченных    семей.    Рекомендовать   расширение   системы
   "Благотворительных" (бесплатных,  частично оплачиваемых) обедов на
   всей  территории края (за счет внебюджетных,  спонсорских средств,
   территориальных фондов защиты населения).

        II.3. Роль женщины, здоровье матери и планирование семьи

       II.3.1. Женщины,  занимающиеся различной деятельностью, играют
   ключевую роль   в   обеспечении  благосостояния  детей.  Улучшение
   положения женщин и обеспечение их равного доступа  к  образованию,
   подготовке кадров,   кредитам   и   другим  услугам  по  повышению
   квалификации представляют    собой    значительный     вклад     в
   социально-экономическое развитие страны.
       Охрана здоровья матери,  достаточное  питание,  образование  -
   важные моменты для благосостояния самих женщин,  а также их детей.
   Поэтому в каждом регионе края необходимо уделять  особое  внимание
   медицинскому обеспечению, питанию и образованию женщин.
       II.3.2. Все семейные пары должны иметь  доступ  к  информации,
   показывающей важность ответственного планирования размеров семьи и
   многие достоинства  регулирования  деторождения  для  того,  чтобы
   избегать слишком ранних, слишком многочисленных или слишком частых
   беременностей, что снизит коэффициенты смертности.
       II.3.3. Отделу    ЗАГС    администрации   края   совместно   с
   медицинскими учреждениями  организовать  в   городах   и   районах
   кабинеты психогигиены семейных отношений.

                            II.4. Роль семьи

       II.4.1. Семья  несет  основную  ответственность за обеспечение
   питания и защиту детей с младенческого до подросткового  возраста.
   В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам
   общества.  Для всестороннего и гармоничного развития личности дети
   должны  расти  в семейных условиях,  в атмосфере счастья,  любви и
   понимания.  Соответственно, все учреждения общества должны уважать
   и  поддерживать  усилия  родителей  и  других опекунов в том,  что
   касается обеспечения детей питанием и проявления заботы  к  ним  в
   условиях семьи.
       II.4.2. Поддерживать  инициативу   департамента   культуры   и
   туризма администрации края:
       - по подготовке инструкторов - организаторов семейного  досуга
   населения;
       - по созданию в клубных  учреждениях  творческих  объединений,
   мастерских "Хозяюшка",  "Сделай сам",  "Молодая семья", с пунктами
   проката технического инвентаря,  в  целях  реализации  творческого
   потенциала, пополнения семейного бюджета;
       - по  проведению   краевого   смотра   -   конкурса   семейных
   музыкальных ансамблей: "Папа, мама, я - музыкальная семья";
       - по комплектации из  фондов  художественного  музея  выставок
   произведений  советских    художников,    посвященных    семье   и
   материнству;
       - по  подготовке  выставки  детского творчества "Мой дом,  моя
   семья";
       по открытию  в  художественном  музее лектория для родителей с
   детьми "В мире прекрасного";
       - по    проведению    краевого    заключительного    праздника
   Международного года семьи в г. Кропоткине.
       II.4.3. Создание  единой  системы  социально-психологической и
   медико-педагогической помощи семье и детям к  концу  1995  года  -
   одна из   главных  задач  комитета  по  социальной  защите  семьи,
   материнства, детства и делам молодежи департамента  по  социальной
   защите населения,   а   также   управлений,  отделов  соц.  защиты
   населения администрации городов и районов края.
       II.4.4. Кроме   этого,  комитет  планирует  при  подготовке  и
   проведении Международного года семьи:
       - организацию  телефонной  экстренной  психологической  помощи
   (телефон "доверия") в г.г.  Краснодаре,  Новороссийске,  Армавире,
   Анапе, Ейске, Сочи;
       - организацию социально-психологических  консультаций  в  г.г.
   Краснодаре, Армавире;
       - подготовку  специалистов  для  районных  и  городских  служб
   социальной защиты   семьи,   материнства   и   детства   на   базе
   спецфакультета Кубанского университета;
       - профессиональное      обучение      выпускников      средних
   общеобразовательных школ  из  малоимущих  семей  в   Краснодарском
   учебно-производственном комбинате ТПО "Краснодаркрайбыт" с оплатой
   обучения за счет городских и  районных  фондов  социальной  защиты
   населения;
       - организацию консультативной работы психолога -  практика  по
   проблемам семьи,    материнства,    детства   и   делам   молодежи
   департамента   по   социальной защите населения администрации края
   (2 дня в неделю по адресу: ул. Красная,42);
       - открытие в 1993 году при комитете социальной  защиты  семьи,
   материнства, детства   и  делам  молодежи  клуба  единомышленников
   "Жирафы", готовых по зову души оказать помощь людям, нуждающимся в
   ней;
       - организацию   адресной   материальной   помощи   малоимущим,
   многодетным и неполным семьям, детским домам семейного типа.

                II.5. Базовое образование и грамотность

       II.5.1. Прогресс  в  области  образования  и грамотности имеет
   реальную ценность  для  развития  человека  и  улучшение  качества
   жизни, он также может внести значительный вклад в улучшение охраны
   здоровья матери и ребенка,  в охрану окружающей среды.  В связи  с
   этим необходимо  уделять  первоочередное  внимание  инвестициям  в
   базовое образование.
       II.5.2. Обеспечение доступа к базовому образованию и получению
   грамотности, расширение деятельности в  области  раннего  развития
   детей - над этими задачами следует работать на местах.
       II.5.3. Поддержать предложения департамента по  образованию  и
   науке:
       - об  обеспечении  льготами  по  приобретению  одежды,  обуви,
   питания,  мягкого инвентаря детей из малообеспеченных, многодетных
   семей, семейных детских домов, школ - интернатов, детских домов;
       - о  недопущении  сокращения  числа  мест в детских дошкольных
   учреждениях ;
       - о  выделении долгосрочных кредитов на приобретение жилья для
   молодых семей.

          II.6. Дети, находящиеся в особенно трудных условиях

       II.6.1. Сироты,  бездомные  дети,  беженцы,  жертвы  стихийных
   бедствий, антропогенных  катастроф,  различных  форм эксплуатации,
   дети - инвалиды и малолетние преступники живут в особенно  трудных
   условиях и  нуждаются  в  особом  внимании,  защите и помощи.  Они
   должны быть объектом усилий служб социальной защиты  администраций
   городов, районов а также общественных организаций.
       II.6.2. Поддержать инициативу семейных детских домов:
       - о  создании  необходимой  материально-технической  базы  для
   организации летнего отдыха детей из детских домов  семейного  типа
   на побережье   Черного   моря   (семья  Погосян,  село  Лермонтово
   Туапсинского района),    для     чего    поручить    администрации
   Туапсинского района   рассмотреть   возможность  выделения  одного
   гектара земли на территории автостоянки  N 2  села  Лермонтово,  а
   краевому фонду  социальной  защиты  населения - денежных средств в
   сумме один миллион рублей для обустройства этой территории;
       - о    закреплении   земельных   участков   за   крестьянскими
   (фермерскими) хозяйствами  семейных  детских  домов  (Северский  и
   Успенский районы),  выделений льготных кредитов, оказании помощи в
   приобретении необходимой техники, транспорта и оборудования.
       II.6.3. Открыть  в  1992  -1993  годах  центры  реабилитации и
   адаптации для детей и  подростков  в  г.г.  Краснодаре,  Лабинске,
   Геленджике, Кущевском,  Красноармейском  и других районных центрах
   края.
       II.6.4. Злоупотребление  наркотическими средствами,  табачными
   изделиями и алкоголем стало всеобщей угрозой  для  большого  числа
   молодых людей  и  для  постоянно  растущего числа детей,  здоровью
   которых наносится непоправимый урон на пренатальном  этапе  жизни.
   Для предотвращения этой трагедии необходимы согласованные действия
   государственных служб и общественных организаций.

           II.7. Защита детей во время вооруженных конфликтов

       II.7.1. Во  время  вооруженных  конфликтов  женщины   и   дети
   нуждаются в  особой  защите.  В  связи  с  этим  отделы социальной
   защиты населения городов, районов, комитет  по  социальной  защите
   семьи, материнства  и  детства  и  делам  молодежи департамента по
   социальной защите населения администрации края готовы  к  принятию
   детей из  горячих СНГ на оздоровление в детских учреждениях края в
   летнее время.

                     II.8. Дети и окружающая среда

       Для детей  защита   окружающей   среды   и   ее   рациональное
   использование в  интересах  устойчивого  развития играют важнейшую
   роль, поскольку  от  этого  зависит  их  выживание   и   развитие,
   конкретные планы  действий  городов  и  районов должны побуждать к
   совершенствованию социальных    услуг,     более     рациональному
   использованию природных  ресурсов  и,  в  конечном итоге,  разрыву
   порочного круга нищеты и экологической деградации.  Для содействия
   удовлетворению потребностей    выживания   малоимущего   населения
   необходимы меры по изменению  расточительных  моделей  потребления
   ресурсов.

                      II.9. Снижение уровня нищеты
                    и оживление экономического роста

       II.9.1 Достижение связанных с положением женщин,  детей, целей
   в  области здравоохранения,  питания,  образования и т.д.  будет в
   значительной   степени   способствовать    ослабление    острейших
   проявлений  бедности.  Однако  предстоит  гораздо  более  обширную
   работу  для  обеспечения  создания  прочной  экономической   базы,
   необходимой   для   достижения   целей   в  области  долгосрочного
   выживания,  защиты и  развития  детей.  Будучи  наиболее  уязвимой
   частью   общества,   дети  особенно  заинтересованы  в  устойчивом
   экономическом росте и борьбе с бедностью,  без  которых  не  может
   быть обеспечено их благосостояние.
       II.9.2. Во  всех  усилиях  по модернизации экономики приоритет
   следует отдавать  удовлетворению  основных   потребностей   детей.
   Необходимо изучить  все возможные пути обеспечения защиты программ
   в интересах  детей,  женщин  и  других  уязвимых  групп  в  период
   структурной перестройки и других экономических преобразований. При
   сокращении военных расходов,  переоценке оборудования,  материалов
   большая часть  высвобождаемых  средств должна направляться на цели
   программ в  интересах  социально-экономического  развития,  особое
   внимание должно   уделяться   интересам  детей,  женщин  и  других
   уязвимых групп  в  период   структурной   перестройки   и   других
   экономических преобразований.  При  сокращении  военных  расходов,
   переоценке оборудования,  материалов большая часть  высвобождаемых
   средств должна   направляться   на   цели   программ  в  интересах
   социально-экономического развития,    особое    внимание    должно
   уделяться интересам детей.

                    III. Последующие меры и контроль

       III.1. Для  эффективного  осуществления данного плана действий
   потребуются согласованные усилия всех заинтересованных организаций
   на местах, а также более конкретизированные планы мероприятий, при
   составлении которых надо руководствоваться  принципом  "главное  -
   детям", состоящим   в   том,   что   основным  потребностям  детей
   необходимо отдавать  приоритет  при  выделении  ресурсов   как   в
   тяжелые, так  и  в  благоприятные  периоды на краевом,  городском,
   районном уровнях, а также на уровне семьи.
       III.2. Крайне  важно,  чтобы  предлагаемые  меры  в  интересах
   семьи,    детей    принимались    в    рамках    более     широких
   социально-экономических   программ,  сочетающих  в  себе  цели  по
   оживлению  экономического  роста,  ослаблению   проблемы   нищеты,
   развитию   людских  ресурсов  и  защите  окружающей  среды.  Такие
   программы  должны  также  содействовать   воспитанию   гражданской
   ответственности, бережного  отношения  к  культурному  наследию  и
   социальным ценностям,  способствующим  прогрессу,  не  приводя   к
   отчужденности молодого поколения.
       III.3. Всем  департаментам  администрации  края,  общественным
   формированиям, администрациям  городов и районов края предлагается
   подготовить до конца 1992 года свои собственные программы действий
   по проведению    Международного    года    семьи,   способствующие
   осуществлению задач, содержащихся в настоящем плане действий.
       Поощряется активная   роль   семей,  общин,  местных  органов,
   социальных, культурных,  религиозных, деловых и других учреждений,
   включая средства   массовой   информации,   в   поддержке   целей,
   намеченных в настоящем плане действий.
       Каждый регион   должен   создать   надлежащие   механизмы  для
   регулярного и своевременного сбора,  анализа и публикации  данных,
   необходимых для наблюдения,  оперативного вмешательства и оказания
   помощи семье (смертность новорожденных, младенцев, уровни питания,
   заболеваемость, число учащихся и выпускников и так далее).
       Отделу координации социальной инфраструктуры  при  заместителе
   Главы администрации  края по социальной сфере предлагается создать
   соответствующие механизмы контроля  за  осуществлением  настоящего
   плана, используя    существующий    научно-технический   потенциал
   краевого управления статистики,  учреждений и организаций, не реже
   одного раза  в  полугодие представлять информацию об осуществлении
   настоящего плана на заседании постоянно  действующей  комиссии  по
   социально-психологической и  медико-педагогической  помощи семье и
   детям, а при необходимости и в средствах массовой информации.
       III.4. Указанные  в  настоящем  плане цели носят далеко идущий
   характер, и для их осуществления  потребуются  последовательные  и
   напряженные усилия всех заинтересованных сторон. Наиболее важное -
   обеспечение семей необходимой информацией и  услугами  для  защиты
   своих детей.  Нет  другой  задачи,  которая  заслуживает  большего
   приоритета, чем  защита  и  развитие  детей,  от  которых  зависит
   выживание, стабильность и прогресс страны и даже всей человеческой
   цивилизации. Поэтому,  вопросу  осуществления   в  полном   объеме
   настоящего плана   действий,  необходимо   уделять  первостепенное
   внимание.

                                     Управляющий делами администрации
                                                  Краснодарского края
                                                       Н.Ф.БОНДАРЕНКО




                                                       Приложение N 2
                                                 к распоряжению главы
                                    администрации Краснодарского края
                                          от 15 октября 1992 г. N 936

                          ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                   О СЛУЖБЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
                  И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

                          1. Общие положения

       1.1. Семья  является  субъектом  права,  сохраняется законом и
   находится под  защитой  общества  и   государства   (постановление
   Верховного Совета   Российской   Федерации   "Об   охране   семьи,
   материнства, отцовства и детства" от 3 июня 1992 года N 2906 - 1).
       1.2. Недопустимо необоснованное  вмешательство  во  внутренний
   мир семьи. Семья должна рассчитывать, прежде всего, на свои силы и
   возможности и,  лишь в дополнение к ним,  на  помощь  и  поддержку
   государства и общества.
       Служба социально-психологической    помощи    (в    дальнейшем
   "служба") является  одной  из  структур,  позволяющих осуществлять
   государственную политику в отношении семьи.
       1.3. Целью службы является:
       - содействие    укрепление    стабильности     семьи     путем
   социально-психологической помощи  в   решении   внутрисемейных   и
   внутриличностных проблем,  в  устранении  источников   конфликтов,
   психической напряженности;
       - повышение  эффективности  семьи  как   основного   института
   социализации ребенка  путем  оказания  социально-психологической и
   медико-психологической помощи    в    сфере    детско-родительских
   отношений, формирования, развития и коррекции личности и поведения
   ребенка;
       - в     основе     деятельности    службы    лежит    оказание
   социально-психологических услуг      профессиональной      группой
   психологов и  социальных работников клиентам,  которые нуждаются в
   помощи и просят с ней.
       1.4. Служба  работает  во  взаимодействии  с государственными,
   общественными, частными  структурами  и  организациями,  а   также
   отдельными гражданами,  деятельность которых затрагивает различные
   стороны семейной жизни  и  способствует  достижению  вышеназванных
   целей.
       Служба имеет право привлекать квалифицированных специалистов в
   области права, медицины, педагогики и других.
       1.5. Служба является самостоятельным  хозяйственным  субъектом
   (юридическим лицом)  с  государственной,  смешанной  либо  частной
   формой собственности,  содержится за счет средств, предусмотренных
   на социальную  помощь  семье  и  детям  по  бюджету (на договорных
   началах), собственных доходов от оказания платных услуг  и  других
   источников;
       - имеет   собственное   имущество,   самостоятельный   баланс,
   расчетный счет в банке, печать, штампы и фирменные бланки;
       - службе  выделяются  в  установленном   порядке   специальные
   помещения, располагающие      всеми      видами      коммунального
   благоустройства;
       - служба,   в   деятельности   которой   преобладает  оказание
   социально-психологической помощи   населению,   освобождается   от
   арендной платы,  подлежит  льготному налогообложению (освобождению
   от налогов).
       1.6. Служба   оказывает   помощь   семьям  и  отдельным людям,
   независимо от места проживания, возраста, материального положения,
   без предъявления  документов, удостоверяющих личность.
       Оказание социально-психологической   и   медико-педагогической
   помощи проводится в допущении,  что клиент -  психически  здоровый
   человек,   изначально   ответственный   за   себя,  свои  семейные
   отношения, воспитание своих детей.

                2. Научно-методологические основы службы

       2.1. Деятельность     службы     направлена     на     решение
   общегосударственных задач,  связанных  с   укреплением   семьи   и
   повышением эффективности  семейного  воспитания,  оказанием помощи
   людям, попавшим в сложную социально-психологическую ситуацию.
       Деятельность службы     ориентирована    преимущественно    на
   индивидуальный подход к конкретным семьям и  отдельным  гражданам.
   Акцент при   этом   делается  на  профилактике  и  устранении  тех
   индивидуальных, социально-психологических и  медико-педагогических
   причин, которые   приводят  к  распаду  семьи,  глубоким  семейным
   дисгармониям, снижению качества семейного  воспитания и  нарушению
   в поведении и развитии детей, социальной дезадаптации.
       Деятельность службы направлена на устранение конкретных причин
   индивидуально-личностного,   социально-психологического   порядка,
   которые препятствуют гармоничной  семейной  жизни  и  эффективному
   воспитанию детей в данной семье,  а также на профилактику семейных
   нарушений в конкретных случаях.  Работа службы  будет  эффективной
   только   в   том  случае,  если  ее  сотрудники  будут  не  просто
   разъяснять, как надо строить  семейные  отношения,  но  и  активно
   помогать строить эти отношения.
       Сотрудники службы    обязаны    стремиться     к     выяснению
   индивидуальных причин семейных проблем,  так как за одними и  теми
   же,  по  своему содержанию,  жалобами могут лежать разные причины:
   специфика семейной ситуации в целом,  характер общения и различные
   трудности в контактах членов семьи, неудачно сложившиеся отношения
   в   коллективе,   соматические   или   психические    заболевания,
   особенности    темперамента   ребенка,   особенности   воспитания,
   особенности личности родителей.  Сотрудники  службы  должны  уметь
   определить  природу  тех  или  иных  нарушений  и  оказать помощь,
   адекватную этой природе.
       Деятельность службы преимущественно ориентирована на работу  с
   семьями и  членами  семей,  которые  не  только  объективно,  но и
   субъективно испытывают трудности в семейном  общении,  воспитании,
   во взаимодействии  с  социальной  средой и обществом и добровольно
   обращаются за помощью.
       Психологические методы     воздействия     и    другие    виды
   социально-психологической помощи будут  эффективны  только  в  том
   случае, если   члены   семьи  имеют  внутреннюю  мотивацию  на  ее
   получение.
       В том   случае,   если   члены   семьи  пытаются  решить  свои
   проблемы своими силами и не желают вмешательства посторонних,  или
   в том   случае,   когда   неблагополучие   кроется  не  столько  в
   межличностных отношениях или психологических  особенностях  членов
   семьи, сколько   в   конфликтных  отношениях  семьи  с  обществом,
   психологические методы малоэффективны.
       В этом    случае    служба    должна   использовать    систему
   взаимодействия с  органами   народного   образования,   защиты   и
   правопорядка, медицинскими   организациями  (путем  привлечения  к
   сотрудничеству специалистов,  в  чью  компетенцию  входит  решение
   возникших у семьи и ее членов проблем).
       2.2. Деятельность    службы    осуществляется   специалистами,
   получившими профессиональную подготовку в области  индивидуального
   и семейного консультирования, психологии личности, семьи, ребенка,
   общепсихологическую подготовку (выпускники факультетов психологии,
   спецфакультетов переподготовки      кадров     по     направлениям
   "практическая психология", "Социальная педагогика").
       Сотрудники службы    (не   психологи)   -   врачи,   педагоги,
   дефектологи,  юристы и  так  далее  должны  иметь  соответствующую
   специальности подготовку, а также общеконсультативную подготовку.
       В настоящее  время   распространена   практика   использования
   сотрудников, не   обладающих   навыками   и   знаниями  в  области
   индивидуального консультирования, которые   полагаются   на   свой
   жизненный опыт, часто очень ограниченный, профессиональные знания,
   не относящиеся к психологии,  и доброе отношение к клиенту. Однако
   было бы    нецелесообразно    организовывать    службу,    которая
   ограничивалась бы советами, основанными на здравом смысле и добром
   отношении.
       Здравый смысл  и  доброе  отношение  к  клиенту  - необходимые
   профессиональные качества сотрудника службы,  но свои действия  он
   должен основывать на профессиональных знаниях в области психологии
   человеческих отношений и  опыте  профессиональной  деятельности  в
   области социально-психологической   помощи   семье   и  отдельному
   человеку.

                            3. Задачи службы

       Служба социально-психологической    и    медико-педагогической
   помощи создается   для   развития   трех   основных  типов  задач:
   консультативно-коррекционных,           профилактических         и
   научно-методических.
       3.1. Консультативно-коррекционные задачи службы:
       - сотрудники  службы  решают  задачи,  которые определяются из
   ориентации на устранение  конкретных  причин  нарушений  семейного
   общения, семейного  воспитания социально-психологической адаптации
   в обществе;
       - объектами  консультационной  и коррекционной работы являются
   семьи в  целом,  супруги,  родители,  дети,  подростки,  а   также
   сотрудники учреждений,  служб и организаций (учителя, воспитатели,
   социальные работники,  юристы),  с которыми  семья  или  ее  члены
   вступают во взаимодействие;
       - осуществлять  коррекцию   супружеских   отношений,   помогая
   супругам найти причины конфликтов и пути их устранения;
       - проводить коррекцию общения в семье в  целом,  включая  всех
   совместно проживающих членов;
       - консультировать  родителей,   воспитателей,   учителей,   по
   проблемам, касающимся как воспитателей, так и их воспитанников;
       - осуществлять коррекцию  личностных  особенностей  родителей,
   таких, как   неадекватные   родительские   установки  (сверхопека,
   сверхконтроль, попустительство и т.п.),  родительская тревожность,
   которые препятствуют   развитию   ребенка,   семейной  гармонии  и
   оптимальному выполнению родительских функций;
       - проводить    индивидуальные   консультации   подростков   по
   вопросам, связанным с половым созреванием и  половым  воспитанием,
   проблемам самоопределения, личностного развития, взаимоотношений с
   окружающими;
       - осуществлять   коррекцию   отклонений  в  развитии  личности
   ребенка или подростка,  если эти отклонения не являются следствием
   грубого органического  поражения  центральной  нервной системы или
   тяжелого психического   заболевания   (психозы,   психопатии    на
   органической основе);
       - осуществлять коррекцию взаимоотношений ребенка в коллективе,
   если    они   являются   причиной   социальной   или   психической
   дезадаптации;
       - оказывать услуги семье и детям по проблемам, которые лежат в
   медицинской, педагогической, юридической и других областях;
       - участвовать в социально-психологической реабилитации семей и
   отдельных граждан,  временно  оказывающихся  в  сложной  жизненной
   ситуации.
       3.2. Психопрофилактические задачи.
       Сотрудники ведут   социально-психологическую  профилактическую
   работу, направленную на предотвращение распада семьи, отклонений в
   психическом развитии  и  развитии  личности  ребенка  и подростка,
   решают следующие профилактические задачи:
       - консультируют лиц,  испытывающих трудности в создании семьи,
   с целью выявления и устранения причин,  препятствующих образованию
   семьи, а    также    с   целью   прогноза   успешности   брака   и
   профилактики распада вновь создаваемой семьи;
       - совместно   с   государственными  органами  и  общественными
   организациями проводят  мероприятия,  направленные  на   повышение
   социально-психологической культуры   (индивидуальные  и  групповые
   консультации, лекции, встречи,  выступления в  средствах  массовой
   информации).
       3.3. Научно-методические задачи.
       Научно-методические задачи   службы   определяются  исходя  из
   необходимости совершенствования качества социально-психологической
   и медико-педагогической помощи,  повышения уровня профессиональной
   подготовки сотрудников службы.  Решение данных задач  предполагает
   существование научно-методических координационных устройств,  роль
   которых могут   выполнять   факультеты    подготовки    социальных
   работников и   психологов   -  практиков,  комитет  защиты  семьи,
   общество психологов и другие формирования.
       Научно-методические задачи низовых звеньев службы:
       - сбор и первичный  анализ  информации,  передачи  сведений  в
   научно-методические центры, участие в подготовке научных обобщений
   и методических рекомендаций;
       - внедрение    рекомендуемых   научно-методическими   центрами
   методов работы,  по вопросам центров  давать  оценку эффективности
   методических рекомендаций и методов работы;
       - выявление потребностей семьи и детей  в  различных  видах  и
   формах социально-психологической помощи;
       - комплексное изучение и анализ проблем неблагополучных  семей
   и детей;
       - прогнозирование  потребности   в   социально-психологической
   помощи у различных категорий населения;
       - подготовка    нормативных    документов,    регламентирующих
   деятельность службы;
       - подготовка, переподготовка кадров - сотрудников службы.
       Наряду с    вышеперечисленными    задачами   служба   проводит
   социальную  и  психологическую   экспертизу   семейной   ситуации,
   психического состояния и т.д.  по запросам народных судов, органов
   опеки и попечительства,  комиссий по  делам  несовершеннолетних  с
   целью вынесения соответствующими инстанциями наиболее обоснованных
   решений.

                       4. Общая структура службы

       4.1. В структуре  службы  могут  быть  созданы  подразделения,
   оказывающие  научно-методическую,  консультативную  и практическую
   помощь, в том числе стационарную:
       - социально-психологическая  консультация  по вопросам семьи и
   брака;
       - социально-психологическая     (не    медицинская)    клиника
   (лечебница) по вопросам внутрисемейных и внутриличностных проблем;
        - социальная помощь семье на дому;
        - социальная гостиница (приют).
       Служба может   включать   в   себя   другие   подразделения  в
   зависимости от местных условий.
       Служба может быть единым хозяйственным субъектом,  учредителем
   которого является администрация (района,  города,  области, края),
   либо   состоять   из   одного   или   нескольких   самостоятельных
   хозяйственных    субъектов,    осуществляющих    деятельность    в
   соответствии с органами местного самоуправления.
       Служба является органом,  координирующим  усилия  государства,
   общественных   организаций,   коммерческих  структур  и  отдельных
   граждан в сфере оказания социально-психологической помощи семье на
   местах;
       4.2. Координацию деятельности служб  городов  и  районов  края
   осуществляет  комитет  по  социальной  защите семьи,  материнства,
   детства, и делам молодежи департамента социальной защиты населения
   администрации края.
       Комитет совместно с обществом  психологов  края,  факультетами
   подготовки психологов    и    социальных   работников   организует
   подготовку, переподготовку,  повышение  квалификации   сотрудников
   службы, осуществляет   лицензирование   деятельности   сотрудников
   службы. Оказывает   методическую   и   практическую   помощь    по
   организации и деятельности службы.
       4.3. Компетенция и права сотрудников службы (пункт 8, стр. 3 -
   4 данного Временного положения).
       4.4. Организация и управление работой службы (пункт 3,  стр. 1
   данного Временного положения).
       На работу  принимаются  лица,  имеющие   высшее   образование,
   прошедшие подготовку     (переподготовку)     по    специальностям
   "Социальная работа",   "Социальная   педагогика",    "Практическая
   психология", а   также   специалисты,   необходимые  для  оказания
   консультативных услуг (юристы, врачи и так далее).
       Разрешается прием   специалистов  на  контрактной,  договорной
   основе, на условиях почасовой оплаты.
       Служба в    соответствии   с   уставными   документами   ведет
   собственную хозяйственную  деятельность;  устанавливает   перечень
   бесплатных и платных услуг,  определяет дифференцированные цены на
   платные услуги; организует выставки - продажи, лотереи, аукционы и
   другие коммерческие   мероприятия;   создает   малые  предприятия,
   осуществляет иную хозяйственную  деятельность,  не  противоречащую
   задачам службы.     Средства,    полученные    от    хозяйственной
   деятельности, расходуются на реализацию задач и  развитие  службы,
   материальное поощрение    сотрудников,    повышение   квалификации
   специалистов.
       Руководство деятельностью    службы   осуществляет   директор,
   который назначается учредителем (вышестоящей организацией ).
       В своей   деятельности   директор   руководствуется  уставными
   документами и заключенным контрактом.

            5. Проект социально-психологической консультации
                       по вопросам семьи и брака

       5.1. В  задачи  семейной  консультации входит непосредственное
   оказание консультативно-коррекционной   и    психопрофилактической
   помощи семьям,   супругам,   родителям,   прародителям,   детям  и
   подросткам, воспитателям и учителям,  молодым людям,  вступающим в
   брак, социальным работникам.
       Также задачей        консультации       является       ведение
   научно-методической работы,  проведение  социально-психологической
   экспертизы по запросам соответствующих организаций.
       5.2. Услугами консультации могут пользоваться:
       - лица, добровольно и самостоятельно обратившиеся за помощью в
   консультацию;
       - лица,   направляемые   в    консультацию    соответствующими
   организациями (отделами    ЗАГС,    народными   судами,   службами
   знакомств, школами и др. учреждениями) и добровольно согласившиеся
   на обращение и консультацию;
       - организации,  заинтересованные  в  обобщенных  рекомендациях
   специалистов консультации;
       - организации, обращающиеся для проведения экспертизы семейных
   отношений, психического состояния и условий развития ребенка.
       Консультация предоставляет  платные  услуги,  за   исключением
   категорий населения,  оплата услуг которым производится из средств
   органов местного самоуправления,  в соответствии с  договором  это
   могут быть многодетные семьи, матери - одиночки и другие.
       5.3. Виды работ и консультативной помощи.
       Вспомогательная, предварительная работа:
       - запись  на  первичный   прием   осуществляет   секретарь   -
   регистратор и   назначает   встречу   в  зависимости  от  нагрузки
   консультации.
       Запись производится по телефону, либо лично.
       Первичный (диспетчерский)  прием   осуществляет   психолог   -
   консультант с       целью       дифференциации       случая      с
   социально-психологической проблематикой   от   случаев   с    явно
   выраженным психическим  расстройством,  органическими  нарушениями
   (умственно-отсталые дети     или     родители)      и      другими
   противопоказаниями и   психологической,  коррекционной  работе,  а
   также случаев,  когда проблема лежит в области деятельности других
   специалистов. В  таких случаях консультант может направить клиента
   к соответствующим специалистам службы (юристу,  врачу,  психиатру,
   сексопатологу и так далее).
       На первичном  приеме   психолог   -   консультант   определяет
   приблизительный характер   проблемы   и   совместно   с   клиентом
   определяет график и стратегию работы,  назначает  время  следующей
   встречи. Продолжительность  первичного приема 30 минут.  В случае,
   когда, по   мнению   консультанта,    объект    требует    разовой
   консультации и  психолог может ее оказать,  психолог проводит ее в
   течение 45 - 60 минут;
       - вспомогательная     медицинская     и    патопсихологическая
   диагностика проводится врачами (психиатр,  сексолог,  и другие) по
   направлению консультанта;
       - стандартная психодиагностика проводится  с  целью  выявления
   причин возникших нарушений и обоснованности жалоб (на супруга,  на
   семейную ситуацию в целом, на ребенка, его поведение, особенности,
   на собственные  недостатки,  особенности  поведения).  Диагностика
   проводится психологом   -   консультантом   либо   лаборантом   по
   методикам, утвержденным обществом психологов края;
       - психодиагностика  в  ходе  консультирования   проводится   в
   возникающих спонтанно или специально создаваемых ситуациях с целью
   получения информации  о  личностных    особенностях   и   способах
   поведения клиента в различных ситуациях.
       5.4. Разовые  консультации   проводятся   в   случаях,   когда
   продолжительная работа  с  клиентом  или семьей в целом признается
   нецелесообразной. Ее целью может быть:
       - убеждение в необходимости обратиться к врачу;
       - поддержка принятого клиентом решения;
       - снятие эмоционального напряжения;
       - информация по  проблемам,  которыми  занимаются  специалисты
   консультации.
       5.5. Краткое консультирование.
       3 - 4 встречи проводятся для молодых людей, вступающих в брак,
   одиноких, испытывающих трудности в организации  семьи,  родителей,
   не умеющих   найти  индивидуальный  подход  к  ребенку,  родителей
   новорожденных детей по поводу возможных трудностей в семье в связи
   с появлением  ребенка,  взрослых  и подростков по поводу проблем в
   общении, сомнений в правильности своего поведения.
       Консультирование проводится  на  основе  психодиагностического
   обследования.
       5.6. Среднедлительное   консультирование   и   психологическая
   коррекция     предполагает  10 - 15   встреч   с   предварительным
   стандартным  психодиагностическим обследованием.  Используется при
   коррекции внутрисемейных отношений, супружеских проблем, отношений
   родитель - ребенок.
       5.7. Длительная психологическая коррекция.
       Этот тип  психологической  помощи  используется для  коррекции
   глубоких нарушений в супружеских  отношениях,  при  индивидуальной
   работе с личностными проблемами.
       Продолжительность встреч до 12 месяцев по  1  разу  в  неделю.
   Сюда же можно отнести групповую игровую психологическую коррекцию,
   ориентированную на детей 5  -  12  лет  с  различными  нарушениями
   поведения (сверхактивность,  заторможенность, страхи и так далее).
   Продолжительность 3 -  4  месяца  по  1 - 2  занятия  в  неделю  с
   одновременной работой  с родителями, группы по 8 - 10 человек.
       Групповая психокоррекционная     работа      со      взрослыми
   продолжительностью до  40  и  более  часов  с интенсивностью 1 - 2
   встречи в неделю в течение 1,5 - 2 недель. Применяется при решении
   личностных проблем, развитии компетентности в общении.
       5.8. Особым видом  социально-психологической  помощи  является
   экстренная социально-психологическая  помощь.  Для  оказания этого
   вида помощи в структуре консультации  может  создаваться  "телефон
   доверия", основной     задачей    которого    является    оказание
   эмоциональной поддержки человеку,  попавшему в  трудную  жизненную
   ситуацию.
       5.9. Примерный  штатный   состав   социально   психологической
   консультации по вопросам семьи и брака:
       - заведующий консультацией,  психолог,  специалист  в  области
   семейного консультирования;
       - заместитель  заведующего  по  оказанию   экстренной   помощи
   (телефон доверия);
       - психолог - консультант,  специалист в области супружеских  и
   семейных отношений;
       - психолог - консультант,   специалист  в  области  психологии
   подростка и психологии детства;
       - социальный работник;
       - врач - психиатр;
       - врач - сексопатолог;
       - секретарь - регистратор;
       - бухгалтер;
       - уборщица;
       - техник - лаборант
       Штатное расписание может определяться в зависимости от местных
   условий, объема   работы,   источника   финансирования,    наличия
   помещений, пригодных     для    работы,    наличия    специалистов
   соответствующего профиля и квалификации.
       5.10. Обязанности консультанта.
       Психолог -  консультант  должен  знать  и  учитывать   границы
   собственной компетенции,  не  должен браться за решение задач,  не
   выполнимых с точки зрения современной науки и  практики,  а  также
   задач, находящихся в компетенции специалистов других профессий.
       Психолог - консультант  должен   быть   в   курсе   достижений
   психологической науки   и  практики   в   целом   и  в  его  узкой
   специализации, постоянно повышать свой профессиональный уровень. В
   случае затруднений  в  своей  консультативной  работе  с  клиентом
   обязан обращаться за помощью  к  коллегам  и  оказывать  посильную
   помощь при обращении со стороны коллег.
       Психолог - консультант  обязан  хранить  в  тайне  сведения  о
   клиенте, сам  факт  обращения в консультацию,  а также служебную и
   профессиональную тайну   (служебные    инструкции,    методические
   материалы, диагностические методики и так далее).
       Допускать сообщать некоторые сведения родителям о детях, детям
   о родителях,    одному    супругу   о   другом,   воспитателям   о
   воспитанниках, если  лица,  о  которых   сообщают   сведения,   не
   возражают против сообщения и,  если это необходимо в коррекционных
   консультативных целях.  Допускается  передача  анонимных  сведений
   статистического характера   в   форме,  исключающей  идентификацию
   личности клиента.
       Психолог -  консультант  обязан сообщать сведения о клиенте по
   решению суда и в случаях,  когда  необходимо  защитить  жизнь  или
   интересы клиента (сведения о суицидальной попытке).
       При этом  необходимо   быть   уверенным,   что   человек   или
   организация, которым передаются сведения, надежны в плане хранения
   информации.
       Любая передача конфиденциальной информации,  осуществляемая не
   в ходе консультационной работы,  а также сведения,  представляющие
   служебную или  профессиональную  тайну,  происходит  в официальном
   порядке через заведующего консультацией.
       К сфере конкретных производственных обязанностей  психолога  -
   консультанта относится:
       - формирование    конкретных    целей    консультирования    и
   психологической коррекции  с  учетом  индивидуальности  клиента  и
   ситуации, выбор адекватных методов работы;
       - создание и поддержка мотивации клиента на решение проблем  и
   сотрудничество с консультантом;
       - проведение углубленной психологической диагностики характера
   проблем, когда  это  необходимо, для  определения  круга  проблем,
   постановки задач - выбора методов работы;
       - проведение консультативной и психокоррекционной работы;
       - направление    клиента    для    консультирования    другими
   специалистами консультации,     а    также    через    заведующего
   консультацией в другие подразделения службы  (семейную  клинику  и
   др.) и в интересах клиента;
       - запись   и   регистрация   хода   результатов   работы    по
   установленной форме.
       Основные права психолога - консультанта
       - изменять  первоначальный  план  работы с клиентом,  прервать
   работу и ставить вопрос об отказе от дальнейшего консультирования,
   если это необходимо в интересах клиента;
       - через  заведующего  консультацией   и   с   ведома   клиента
   обращаться с  ходатайствами  в  различные организации по вопросам,
   повышающим эффективность  психологической   помощи   (о   переводе
   ребенка в  другую  школу,  об изменении графика работы родителей и
   т.д.).
       5.11. Права и обязанности прочих специалистов службы.
   На  всех  специалистов  распространяется  принцип "не навреди" как
   руководство к любой деятельности,  затрагивающей интересы клиента,
   а также  требования  к  профессиональной  компетенции,  сохранению
   конфиденциальных сведений, профессиональной и служебной тайны.
       Социальный работник - по рекомендации психолога - консультанта
   и согласия  клиента  содействует  проведению в жизнь рекомендаций,
   обследует условия  семейной  жизни,  учебы  детей  и   подростков,
   вступает в    контакт    с    государственными   и   общественными
   организациями, воспитателями,    ориентирует    их     на     учет
   индивидуальных особенностей детей и подростков.
       Психиатр по   запросу   психолога   -   консультанта  проводит
   диагностику и выносит заключение о возможности  или  невозможности
   проведения  психологического консультирования и коррекции с данным
   клиентом.  Осуществляет  медицинское  вмешательство  в  ситуациях,
   когда   те   или   иные   болезненные  симптомы  возникли  в  ходе
   психологической коррекции или в связи с семейными проблемами. Дает
   медицинские    рекомендации   клиентам   консультаций   в   случае
   необходимости,  а также рекомендации психологам - консультантам по
   проведению консультирования и коррекции.  Проводит медикаментозную
   терапию и психотерапию в  случаях,  когда  наряду  с  психическими
   нарушениями   наблюдаются   отдельные   функциональные  нарушения,
   входящие в компетенцию психиатра.  Запрашивает выписки из  истории
   болезни и направляет на консультацию в медицинские учреждения.
       Сексопатолог по  запросу  психолога  -  консультанта  проводит
   диагностику сексуальных нарушений,  определяет их причины и вносит
   заключение о  необходимости  психологической коррекции сексуальных
   расстройств, дает  медицинские  рекомендации  клиентам,  а   также
   психологам -   консультантам   по  ведению  коррекционной  работы,
   проводит терапию   сексуальных    расстройств,    направляет    на
   консультацию в медицинские учреждения.
       Секретарь - регистратор проводит запись на прием и регистрацию
   клиентов,  взимает плату  за  консультативные  услуги,  следит  за
   хранением  и  использованием рабочей документации,  подготавливает
   материалы  для  отчета  и  справок,  выполняет  иную  секретарскую
   работу.
       Заведующий консультацией руководит,  организует и обеспечивает
   работу  коллектива  консультации,  следит  за  выполнением штатных
   обязанностей,  планирует  и  распределяет  загрузку   специалистов
   работой,    обеспечивает   повышение   квалификации   сотрудников,
   представляет интересы консультации в отношениях с государственными
   и общественными организациями и другими юридическими и физическими
   лицами.
       5.12. Требования к помещению.
       Консультация должна  быть расположена в легко доступном месте,
   иметь  вывеску  с  названием,  расписание   работы   специалистов,
   перечень оказываемых услуг.
       Занимаемая площадь в  количестве   помещений   определяются  в
   зависимости от местных условий.
       Для обеспечения наиболее эффективной работы желательно иметь:
       - комнату записи и регистрации клиентов;
       - кабинет заведующего консультацией;
       - кабинет для индивидуальных консультаций (первичного приема);
       - кабинет    для    оказания    индивидуальной   и   групповой
   консультативной и коррекционной  социально-психологической  помощи
   (не менее 25 кв. м);
       - отдельное, специально оборудованное изолированное помещение,
   в случае, если при консультации действует "телефон доверия";
       - аппаратную  комнату  для  установки  звуко-видеозаписывающей
   аппаратуры, хранения   документации,  методических  и   справочных
   материалов;
       - все виды коммунального благоустройства.
       Интерьер консультации  должен  быть  современным,  эстетичным,
   удобным. В  комнате  записи  и регистрации должно быть достаточное
   количество удобных стульев для клиентов.
       В консультативных  кабинетах  не  должно  быть  лишней мебели.
   Необходимо иметь  журнальный  столик,  удобные  стулья   (кресла),
   книжный шкаф    с    материалами,    используемыми    в   процессе
   консультирования и  коррекции  (специальная  литература,   бумага,
   ручки, цветные карандаши и т.д.).  В помещениях должно быть мягкое
   равномерное освещение.
       5.13. Образцы   регистрационных   документов  (диагностических
   карт).

                              КАРТА ПРИЕМА

       1. Имя и отчество клиента
       2. Год рождения
       3. Пол
       4. Образование
       5. Профессия
       6. Должность
       7. Семейное положение
       8. Состав семьи
       9. Источник информации о консультации
       10. Дата первичного приема
       11. Краткое содержание жалобы клиента (что и когда  случилось,
   с кем) ___________________________________________________________
   __________________________________________________________________
   __________________________________________________________________

       12. Наличие стенограммы или магнитофонной записи
       13. Общее впечатление о клиенте
       14. Анализ жалобы

          Явный уровень                           Скрытый уровень
       (То, что видит и о чем        (Заполняется, если явно выражен.
        говорит клиент)               То, чего клиент не видит, не
                                      понимает)
                                      15. Субъективный  локус  жалобы
                                          (на кого жалуется)
                                      16. Объективный  локус   жалобы
                                          (на что жалуется)
                                      17. Проблема (в  чем испытывает
                                          затруднения  "хочу сделать,
                                          быть..., но не могу")
                                      18. Самодиагноз (как клиент сам
                                          объясняет           причину
                                          затруднений)
                                      19. Запрос (какой  помощи  ждет
                                          "научите",   "посоветуйте",
                                          "повлияйте")
                                      20. Эмоционально   -  целостное
                                          отношение к    лицу,     на
                                          которое жалуется     клиент
                                          (терминах консультанта)
       21. Отношение к консультации, консультанту
       22. Характер консультации (нужное подчеркнуть):
       а) общая эмоциональная поддержка;
       б) поддержка принятого решения;
       в) анализ и обсуждение жизненной ситуации и альтернативы;
       г) информирование  направления   в   другие   учреждения   (не
   психиатрические);
       д) мотивирование на принятие психиатрической помощи;
       е) информация о супружеских отношениях;
       ж) о сексуальных отношениях;
       з) о возрастных особенностях детей;
       и) рекомендации в  области  семейных  отношений,  отношений  с
   детьми, сексуальных отношений, личных проблем;
       к) прочее (указать).
       23. Удовлетворенность   клиента   консультацией   (по   оценке
   консультанта):
       5б) - абсолютно удовлетворен;
       4б) - скорее удовлетворен;
       3б) - трудно сказать;
       2б) - скорее неудовлетворен;
       1б) - неудовлетворен
       24. Случай   относится    к    разряду    острых,    требующих
   незамедлительной помощи (да, нет).
       25. Несет в себе суицидальную опасность (попытку самоубийства)
   (да, нет).
       26. Случай требует дополнительных встреч (да, нет).
       27. Случай требует других видов диагностики (указать каких).
       28. Необходимость запросов в медицинские учреждения.
       29. Случай обсуждался на совещании консультантов (да, нет).
       30. Рекомендации консультанту для дальнейшей работы;
       ______________________________________________________________
       ______________________________________________________________

       31. Случай ведет консультант Ф.И.О. __________________________
       32. Примечания
       33. Дальнейшая работа с клиентом (заполняется консультантом)

   ----------T------------------------------------------------------¬
   ¦  дата   ¦               Основное содержание работы             ¦
   L---------+-------------------------------------------------------

       34. Итог работы в терминах консультанта, прогноз состояния

                            ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

                         Отчетная карта вызова

       Абонент: ребенок                N ______________
                взрослый               Дата:
                                       Время начала разговора _______
   Имя консультанта _________________________________________________
   Имя абонента _____________________________________________________
   Возраст __________________      Пол ______________________________
   Семейный статус: холост, разведен, женат, вдов, неизвестно
   Частота обращений: первичный, повторный, регулярный
   Содержание разговора: ____________________________________________
   __________________________________________________________________
   Комментарий консультанта: ________________________________________
   __________________________________________________________________
   Оценка эффективности: ____________________________________________

   Оказана помощь (беседа,  эмоциональная поддержка, информация о ...
   и так далее)
   Направлен к ______________________________________________________
   __________________________________________________________________

   Другие виды помощи  ______________________________________________


       6. Положение  о  службе  экстренной  социально-психологической
   помощи (Телефон доверия)

                            Общие положения

       1. Служба экстренной социально-психологической  помощи  (далее
   Т.Д.) является  звеном  службы  социально-психологической помощи и
   входит в структуру консультаций "Семья и брак".
       2. Телефон    доверия   создается   с   целью   предоставления
   экстренной, квалифицированной, анонимной психологической помощи по
   телефону различным категориям граждан.
       3. Деятельность Т.Д. осуществляется на основе общечеловеческих
   ценностей и  этических  норм,  научно-обоснованных закономерностей
   оказания психологической помощи.

                         Основные задачи службы

       1. Обеспечить доступность и своевременность  квалифицированной
   психологической помощи,  независимо от социального статуса и места
   жительства.
       2. Помочь  абонентам пережить психотравмирующие  ситуации иные
   конфликты.
       3. Содействовать  расширению у абонентов социально и личностно
   приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем.
       4. Помочь      абонентам      актуализировать      творческие,
   интеллектуальные, личностные,  физические ресурсы  для  выхода  из
   кризисных состояний.
       5. Способствовать  укреплению  самоуважения  абонентов  и   их
   уверенности в себе.
       6. Стимулировать   обращение   населения    за    помощью    к
   профессиональным психологам.
       7. Реализация целей  и  задач  Т.Д.  обеспечивается  созданием
   оптимальных условий    для    профессиональной    деятельности   и
   самосовершенствования.
       8. Адресовать   абонентов   к   иным   службам,  организациям,
   учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и
   квалифицированно.
       9. Проводить   анализ   причин   и   источников   психического
   напряжения для различных возрастных и социальных групп населения и
   на основе полученных данных стимулировать принятие мер по снижению
   уровня психологического дискомфорта.
       10. Телефон    доверия    финансируется   за   счет   средств,
   предусмотренных в соответствующих бюджетах на целевые программы по
   оказанию  социальной  и психологической помощи населению,  а также
   может иметь дополнительно любые другие  источники  финансирования,
   не противоречащие закону.
       11. Создать Т.Д. возможно при наличии отдельного канала связи,
   помещение должно  иметь  повышенную  защищенность  от   источников
   посторонних шумов,  иметь место для отдыха (диван,  мягкие кресла,
   чайный столик, холодильник). Иметь технические средства для записи
   и воспроизведения беседы.

                 Руководство и организация деятельности

       12. Персонал Т.Д. включает в себя:
       - руководителя (зам. заведующего консультацией),
       - телефонных консультантов,
       - технический и обслуживающий персонал.
       Штаты Т.Д. формируются с учетом местных условий.
       Телефонные консультанты принимаются на работу  на  контрактной
   основе, проходят  обязательную переподготовку в центрах подготовки
   телефонных консультантов (если не  имеют  лицензии,  дающей  право
   работы телефонным  консультантом)  не  позднее  2-х  месяцев после
   заключения контракта.
       13. Руководитель телефона назначается заведующим консультацией
   (либо руководителем той структуры, при которой учрежден Т.Д.).
   Не допускается назначение руководителя, не имеющего лицензии,
       14. Руководитель Т.Д.:
       - определяет   необходимые   потребности   в   финансировании,
   материально-технических и  иных  ресурсах,  на  основании  которых
   осуществляется бюджетное финансирование;
       - устанавливает режим и другие условия работы Т.Д.;
       - осуществляет отбор и расстановку кадров;
       - имеет иные права и обязанности в соответствии с  заключенным
   им контрактом.
       15. Размер   заработной   платы   руководителя    определяется
   контрактом, но не может быть менее 2,5 минимальных заработных плат
   при круглосуточной работе Т.Д.
       Размер заработной  платы  телефонного  консультанта  не должен
   быть ниже 2-х минимальных заработных плат.
       16. Права  и обязанности телефонного консультанта определяются
   заключенным контрактом,  но  не  должны  противоречить  настоящему
   положению.

                                     Управляющий делами администрации
                                                  Краснодарского края
                                                       Н.Ф.БОНДАРЕНКО





                                                       Приложение N 3
                                                 к распоряжению главы
                                    администрации Краснодарского края
                                          от 15 октября 1992 г. N 936

                          ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
        О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

       1. Общие положения:
       - комиссия  создается  временно   до   принятия   федерального
   законодательства об   организации   профилактики    безнадзорности
   правонарушений несовершеннолетних,    в     своей     деятельности
   руководствуется принципами   Положения   о   комиссиях   по  делам
   несовершеннолетних, утвержденного Указом ПВС СССР   от   03.06.67,
   не противоречащих   законодательству   России   (Закон  Российской
   Федерации от 14.07.92  N 3293 - 1),
       комиссия создается в целях:
       - координации    работы    государственных     структур     по
   предупреждению безнадзорности,  правонарушений несовершеннолетних,
   охране прав и законных интересов подростков;
       - рассмотрения материалов о правонарушениях несовершеннолетних
   в пределах действующего законодательства России;
       - осуществления   контроля   за  исполнением  государственными
   органами, предприятиями    и    учреждениями    по    профилактике
   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
       - содействия  трудоустройству,  бытовому  устройству  лиц,  не
   достигших 16 лет;
       - решения вопросов о  распределении  среди  несовершеннолетних
   государственной помощи;
       - решения  комиссии  обязательны  к  исполнению  гражданами  и
   должностными лицами.
       2. Состав комиссии:
       - председателем  комиссии  является  заместитель главы местной
   администрации по социальным вопросам;
       - в  состав  комиссии  входят  ответственные работники органов
   народного образования,   культуры,   здравоохранения,   социальной
   защиты, внутренних   дел,   служб   занятости  и  других  служб  и
   организаций по усмотрению местной администрации;
       - один из членов комиссии исполняет обязанности секретаря,  на
   него возлагается ведение делопроизводства,  подготовка  заседаний,
   контроль за исполнением решений;
       - состав комиссии утверждается  главой  администрации  города,
   района.
       3. Периодичность   заседаний    комиссии    определяется    ее
   председателем, но не реже 2 раз в месяц.
       4. Подведомственность комиссии:
       - материалы о правонарушениях несовершеннолетних;
       - материалы  о  фактах  уклонения  родителей   от   выполнения
   обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
       - ходатайства   о   направлении    подростков    в    закрытые
   воспитательные учреждения (до 01.01.93);
       - представления об отмене отсрочки исполнения приговора;
       - представления  об  устранении  причин  и  условий совершения
   преступлений и правонарушений несовершеннолетними;
       - представления  о  фактах нарушений прав и законных интересов
   несовершеннолетних;
       - материалы об устройстве несовершеннолетних;
       - письма и жалобы граждан, касающиеся несовершеннолетних.
       5. В  необходимых  случаях  комиссия  рассматривает  состояние
   работы государственных органов,  учебных заведений,  учреждений  и
   предприятий в   части,   касающейся   воспитания,   предупреждения
   безнадзорности и  правонарушений  подростков,  соблюдения  законов
   Российской Федерации     о    правах    и    законных    интересах
   несовершеннолетних.
       6. При  рассмотрении  материалов  о  правонарушениях  комиссия
   руководствуется:
       - Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
       - Положением о комиссии по делам несовершеннолетних.
       7. Контроль   за  деятельностью  комиссии  осуществляет  глава
   местной администрации.
       8. Формы  депутатского  контроля   за  деятельностью  комиссии
   определяются соответствующими Советами народных депутатов.
       9. Комиссия  вправе  рассматривать материалы о правонарушениях
   несовершеннолетних в отсутствие  правонарушителей  и  их  законных
   представителей, в  случае  их  повторной неявки   без уважительных
   причин, на заседание комиссии.
       10. Обеспечение  явки несовершеннолетних и их руководителей на
   заседание комиссии,    рассматривающей     материалы     об     их
   правонарушениях, направление в закрытые воспитательные учреждения,
   возлагается на подразделения органов внутренних дел.

                                     Управляющий делами администрации
                                                  Краснодарского края
                                                       Н.Ф.БОНДАРЕНКО





<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz