УПРАВЛЕНИЕ ФНС РОССИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2005 г. N 14-14-04/18936
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НОВЫЕ ПРАВИЛА
В Управлении ФНС России по Краснодарскому краю прошло
совещание, на котором обсудили два главных вопроса: "О ходе
мероприятий по введению земельного налога в соответствии с главой
31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации"; "О
ходе реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" на территории Южного федерального округа".
В его работе приняли участие представители Аппарата
полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном
федеральном округе, Федеральной налоговой службы Российской
Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости
Российской Федерации, Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Южному федеральному округу, Управления
федерального агентства кадастра объектов недвижимости по
Ростовской области, Межрегиональной инспекции ФНС Российской
Федерации по Южному федеральному округу, Управлений ФНС России по
субъектам Южного федерального округа.
Земельный налог - главный источник доходов
Вопросы эти логически связаны: в процессе реформирования
местного самоуправления значительно увеличилось число
муниципальных бюджетов - к федеральному, региональному, бюджетам
городов и районов добавились бюджеты сельских поселений. Только в
Краснодарском крае вместо 48 с нового года предстоит формировать
427. А основным их доходным источником является земельный налог,
который согласно главе 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2005
года, отнесен к разряду местных. При этом налоговая база по
земельному налогу, в отличие от ранее действовавшего Закона РФ "О
плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1, будет определяться в
отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость
(оценка).
Приоритет - информационному взаимодействию
Очень важные аспекты обсуждаемых проблем обозначил заместитель
руководителя Федеральной налоговой службы России И.Ф. Голиков:
между территориальными органами Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости, Главного управления Федеральной
регистрационной службы и налоговыми органами должен действовать
четкий механизм обмена информацией. Во-первых, сведения о
земельных участках, признаваемых объектами налогообложения по
земельному налогу, должны предоставляться в электронном виде.
Поэтому совместным приказом между Федеральной налоговой службой и
Роснедвижимостью утвержден порядок представления сведений в
электронном виде о земельных участках, признаваемых объектами
налогообложения по земельному налогу. Указанным порядком
определены сроки, форматы, регламент представления сведений в
электронном виде о земельных участках.
В соответствии с планом информатизации на 2005 г., утвержденным
приказом Федеральной налоговой службы, разработан соответствующий
программный продукт. Его опытная эксплуатация уже проведена в ряде
регионов России, в течение декабря программное обеспечение будет
установлено во всех налоговых органах.
Во-вторых, на основании сведений, поданных в регистрирующие
органы, будет осуществляться идентификация налогоплательщиков -
правообладателей земельных участков. В-третьих, данные о земельных
участках, признаваемых объектами налогообложения, должны содержать
информацию о соответствии номера кадастрового квартала коду ОКАТО.
А поскольку в большинстве случаев границы вновь образованных
муниципальных образований проходят через кадастровые кварталы и в
отдельных случаях не совпадают с границами земельных участков,
определение кода ОКАТО каждого конкретного земельного участка
приобретает особую актуальность. Работа с такими земельными
участками должна строиться во взаимодействии с конкретными
муниципалитетами. Именно последние должны представить в налоговые
органы сведения об отнесении таких земельных участков к
конкретному муниципальному образованию.
Базы данных должны быть полными
- Всеми ведомствами, участвующими в формировании
налогооблагаемой базы по земельному налогу, проделана значительная
работа, - отметил, в свою очередь, заместитель руководителя
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости В.А.
Самолетов. - Одним из главных результатов заключенных соглашений о
взаимном сотрудничестве между нашими ведомствами явилось
определение технологических форм взаимодействия, то есть
использования современных информационных, так называемых,
безбумажных технологий.
Почему именно техническая сторона приобретает сегодня
наибольшую остроту? В свое время указом Президента РФ гражданам
была предоставлена возможность получения земельных участков в
собственность. Их формированием, выдачей свидетельств на право
пользования этими участками занимались земельные комитеты, они же
предоставляли информацию в налоговые органы.
После 1999 г. в процессы формирования субъектов права
включились органы регистрации. И теперь для того, чтобы определить
налогоплательщика, налоговым органам нужно получить информацию и
из территориальных органов оценки объектов недвижимости
федерального агентства кадастра объектов недвижимости
(Роснедвижимости), и из субъектовых органов регистрации
(Росрегистрации).
Ситуация сложилась так, что на начало 2005г. лишь 15% земельных
участков были внесены в Единый государственный реестр земли
(ЕГРЗ). Все остальные земельные участки, документы на которые были
выданы до 1999 г., находились за пределами нашей базы данных.
Поэтому в течение 2005 г. нами проделана колоссальная динамическая
работа по внесению в ЕГРЗ сведений о ранее выданных в
собственность гражданам земельных участках с одновременным
действием по их кадастровой оценке.
Южный федеральный округ не является передовым в проведении
данных работ: есть субъекты, которые вряд ли завершат процесс
инвентаризации земельных участков и их кадастровой оценки до 1
декабря 2005 г.
Утвержденный регламент надо выполнять
Какой же регламент должен быть соблюден на местах для введения
в действие нового земельного налога на территории Российской
Федерации с 1 января 2006 года?
Как отметил на совещании начальник Управления оценки объектов
недвижимости ФГУП "ФКЦ "Земля" О.А. Скуфинский, он должен быть
следующим:
- органы исполнительной власти субъектов РФ должны были
утвердить результаты кадастровой оценки земель до 1 ноября 2005
года;
- исполнители работ по подготовке сведений для целей исчисления
земельного налога должны определить кадастровую стоимость для
каждого земельного участка и передать органам кадастрового учета
до 15 декабря 2005 года;
- органы кадастрового учета должны внести кадастровую стоимость
каждого земельного участка в ГЗК до 1 января 2006 года:
- органы кадастрового учета должны передать органам ФНС России
сведения обо всех земельных участках, необходимые для исчисления
земельного налога, до 1 февраля 2006 года;
- органы ФНС России должны начислить земельный налог
налогоплательщикам до 1 марта 2006 года.
Таким образом, государственная кадастровая оценка земель, цель
которой определить кадастровую стоимость или удельный показатель
кадастровой стоимости для соответствующих категорий земель,
оказывает непосредственное влияние на процесс подготовки сведений
для перечисления земельного налога на основе кадастровой стоимости
земельных участков. И в тех субъектах Российской Федерации, в том
числе Южного федерального округа, где до сих пор не утверждены
результаты государственной кадастровой оценки земель, необходимо
сделать это как можно более оперативно. Иначе существует риск
нарушения определенного регламентом временного срока, а именно от
реализации вышеперечисленных мероприятий в установленный срок
зависит наполнение бюджетов муниципальных образований в 2006 году.
Разумеется, это не единственная составляющая, от которой в
прямой зависимости жизнеобеспечение вновь образуемых
муниципалитетов: представительные органы должны принять
соответствующие нормативно-правовые акты о введении с 1 января
2006 г. земельного налога. И вот здесь-то в Южном федеральном
округе весьма далеко до идеала: на день проведения совещания лишь
около 20% муниципальных образований были обеспечены ими. Ни одного
законодательного решения не принято в Республиках Адыгея,
Ингушетия, Чеченской Республике, в Краснодарском крае. В то время
как в Астраханской области, Карачаево-Черкесской Республике,
например, такая работа проведена в полном объеме.
Каковы прогнозы по поступлениям земельного налога? В целом по
Российской Федерации в 2005 г. они составят 51,3 млрд. рублей, в
2006 г. ожидается увеличение на 15,9 млрд. рублей. По Южному
федеральному округу в 2005 г. ожидается поступление земельного
налога в сумме 5,7 млрд. рублей, с увеличением в 2006 г. почти на
3 млрд. рублей. Это существенная прибавка для местных бюджетов.
Юстиция обещает налоговикам поддержку
Выступивший на совещании руководитель Главного управления
Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному
округу С.И. Адамов подчеркнул: труднее всех при введении нового
земельного налога придется налоговым органам - с них на следующий
год начнут уже жестко спрашивать.
Что касается кадастровой стоимости земли, то она, безусловно,
будет разной в региональном разрезе: она просто не может быть
одинаковой, к примеру, на Сахалине и в Краснодарском крае.
- Я думаю, органы исполнительной власти местного самоуправления
поставят самые высшие ставки земельного налога, - выразил он свое
мнение. - Это понятно: местные бюджеты крайне скудны. Но в связи с
этим возникнет масса проблем, возможны споры, судебные тяжбы...
Тем не менее, законы приняты, задачи поставлены, их надо
решать. Могу только пообещать поддержку со стороны органов
юстиции.
Программные продукты дают сбой
Руководитель Управления ФНС России по Краснодарскому краю Г.В.
Черных подробнее остановился на тех проблемах, которые предстоит
решать налоговым органам с введением с 1 января 2006 г. нового
земельного налога.
Налоговая служба имеет практически полный арсенал необходимых
директивных правительственных документов, требующих определенных
действий. Сегодня наиболее актуален вопрос: готова ли
законодательная база муниципальных образований Краснодарского края
для реализации программы по введению нового земельного налога?
После прошедших выборов в местные органы самоуправления мы вправе
ожидать оперативного принятия соответствующих законов, которые,
очевидно, предусмотрят максимальные ставки налогообложения по
земельному налогу для того, чтобы наполнить местные бюджеты.
Да, основная нагрузка придется на налоговых инспекторов -
именно им предстоит определять собственников земельных участков,
предъявлять им к уплате земельный налог. При этом не исключается
возможность, что придет налогоплательщик и скажет: это не мой
участок, я там не живу, налог платить не буду и т.д.
Поэтому налоговикам как воздух необходим совершенный
технический инструментарий, позволяющий соединить два мощных
информационных потока: из Роснедвижимости (где определяется объект
налогообложения - дается оценка земельного участка, его адрес) и
из Росрегистрации (где определяется субъект налогообложения -
фамилия, имя, отчество, право пользования и т.д.).
Не менее важные проблемы - несовпадение границ кадастровых
кварталов (здесь, очевидно, потребуется помощь административных
органов, Законодательного собрания края), форматов ОКАТО, что
затрудняет идентификацию налогоплательщиков.
- Мы все заинтересованы в оперативном решении поставленных
задач, - подчеркнул Г.В. Черных. - Потому что их конечный
результат - бюджетные средства, которые должны поступить и
поддержать муниципальные образования.
Для чего нужен земельный кадастр?
Каковы же ожидаемые результаты ведения государственного
земельного кадастра?
Информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов
станет основой для обеспечения ведения государственного земельного
кадастра на современном техническом и технологическом уровне,
наличие достоверной и полной информации о земельных ресурсах будет
способствовать увеличению поступления платежей за землю,
функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости,
защите прав граждан и юридических лиц на землю. Накопленная
кадастровая информация позволит внести существенные изменения в
налоговую систему, повысить ее стимулирующую роль в развитии
производства, а также обосновать установление правового режима
пользования земельными участками, что должно привести к
нормализации социальных проблем в области земельно-имущественных
отношений, даст возможность развиваться рынку земли и другой
недвижимости.
Одним из положительных направлений в совершенствовании системы
земельных отношений является введение в действие Федерального
закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном
кадастре". Законом, в частности, установлено, что государственный
кадастровый учет земельных участков проводится по месту их
нахождения и в обязательном порядке на всей территории Российской
Федерации по единой методике. Для проведения государственного
кадастрового учета земельных участков органы государственной
власти, органы местного самоуправления, заинтересованные
правообладатели земельных участков или уполномоченные
правообладателями земельных участков лица подают в органы,
осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного
кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные
участки и документы о межевании земельных участков. Проведение
государственного кадастрового учета земельных участков включает
проверку представленных заявителями документов, составление
описаний земельных участков в Едином государственном реестре
земель (ЕГРЗ), присвоение кадастровых номеров земельным участкам,
изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и
формирование кадастровых дел. По результатам проведения
государственного кадастрового учета земельных участков заявителям
выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты
(планы) земельных участков.
Факторы кадастровой оценки
Для кадастровой оценки стоимости земель анализируются следующие
факторы: доступность областного центра или крупного города,
районного центра, других благоустроенных населенных пунктов;
природно-рекреационная ценность территории; состояние окружающей
среды; уровень развития сети местных дорог и автобусного
сообщения, качество почвы, грунтов, гидрология.
На основе перечисленных факторов формируются предварительные
оценочные зоны, по каждой из которых определяется коэффициент
относительной стоимости территории. Зональная стоимость земли
устанавливается в виде показателей ее стоимости в расчете на 1 га,
на 0,01 га, на 1 кв. м. При этом определение абсолютных значений
стоимости земли на какой-либо части территории района из
выделенных для оценки групп земельных участков - основная цель
установления зональной стоимости земли.
В районах, где сформировался достаточно интенсивный рынок
(купля-продажа земельных участков, жилых домов, дач, аренда земли
гражданами и т.д.), показатели зональной стоимости земли
устанавливаются на основе данных о стоимости земли в сделках купли-
продажи незастроенных земельных участков либо по данным рынка
застроенных участков с использованием остаточного метода для
определения стоимости земли.
Оценка кадастровой стоимости земельных участков основывается на
учете индивидуальных характеристик земельного участка. Для каждого
участка принимается показатель зональной стоимости земли, который
затем трансформируется в кадастровую стоимость путем применения
индексов, учитывающих влияние на стоимость различных характеристик
конкретного участка. Количество и вид таких характеристик обычно
определяются местными особенностями и реакцией на них рынка.
В итоге кадастровая стоимость земельного участка определяется
путем умножения показателя зональной стоимости земли той зоны, где
находится участок, на его площадь и на индексы, связанные с
характеристиками участка и условиями его локального
местоположения.
Применение сведений о земельных участках позволит обеспечить
эффективность и действенность механизмов сбора налогов и платежей
за землю посредством предоставления подробной информации о ней,
функционирование земельного рынка и контроль за земельными
сделками, охрану государственных и муниципальных земель,
совершенствование городского планирования и развития
инфраструктуры, поддержку рационального использования земельных
ресурсов, гарантии государства по защите прав на землю,
стимулирующие к более эффективному производству.
Что нужно знать плательщику земельного налога
Глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ, вступившая в
законную силу с 1 января 2005 г., определяет налогоплательщиков,
объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые льготы, а также
ставки нового земельного налога.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица
в отношении земельных участков, находящихся у них на праве
безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки,
расположенные в пределах муниципального образования, на территории
которого введен налог.
Глава 31 содержит информацию о земельных участках, которые не
признаются объектами налогообложения, определяет критерии
уменьшения налоговой базы, ставки земельного налога. Что касается
налоговых ставок, то четко прописано, что они будут установлены
нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образования и не смогут превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям
сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых
для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и
объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок,
приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к
объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
|