ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2005 г. N 1484-П
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
КРУГЛОГОДИЧНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И ПОЛНОЙ ЗАПОЛНЯЕМОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
САНАТОРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТСКОГО
КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
В 2004 году в организациях санаторно-курортного и туристского
комплекса Краснодарского края (далее - организации санаторно-
курортного и туристского комплекса) отдохнули и поправили свое
здоровье 7,1 млн. человек, что на 16,4 процента больше, чем в
предыдущем году (6,1 млн. человек), в том числе:
организованных отдыхающих (прибывающих по путевкам) - 2,6 млн.
человек, что на 8,3 процента больше по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года;
неорганизованных отдыхающих (прибывающих без путевок) - 4,5
млн. человек, что на 21,6 процента больше по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года.
Организациями санаторно-курортного и туристского комплекса в
2004 году оказано услуг на 21119000 тыс. рублей, что составило 110
процентов к 2003 году, в том числе: санаторно-курортными
организациями - на 11556000 тыс. рублей (113 процентов к 2003
году), туристскими организациями, включая услуги гостиниц, - на
9563000 тыс. рублей (107 процентов к 2003 году).
В консолидированный бюджет Краснодарского края поступило
2194000 тыс. рублей.
Вместе с тем работа организаций санаторно-курортного и
туристского комплекса продолжает характеризоваться ярко выраженной
сезонностью.
Из 1200 организаций санаторно-курортного и туристского
комплекса более 80 организаций вообще не осуществляют
хозяйственную деятельность, из 450 санаторно-курортных
организаций, материально-техническая база которых позволяет
функционировать круглогодично, работают в течение всего года
только 210.
Заполняемость организаций санаторно-курортного и туристского
комплекса в сезон (июнь - сентябрь) в целом по краю составляет
около 80 процентов, а в межсезонный период не превышает 40
процентов.
Основными причинами неполной круглогодичной заполняемости
организаций санаторно-курортного и туристского комплекса являются:
недостаточность бюджетного финансирования на федеральном уровне
и уровне субъектов Российской Федерации, а также по общероссийским
ведомствам;
значительное сокращение средств, выделяемых корпоративными
клиентами на приобретение санаторно-курортных путевок (особенно в
межсезонный период);
высокие цены на санаторно-курортные путевки, отсутствие гибкой
системы по снижению их стоимости в межсезонный период;
недостаточно эффективная работа санаторно-курортных организаций
с Фондом социального страхования Российской Федерации при
распределении санаторно-курортных путевок для льготной категории
граждан по регионам России;
неэффективность и несвоевременность рекламных кампаний по
пропаганде лечебных и туристско-рекреационных возможностей
курортов Краснодарского края;
отсутствие сотрудничества санаторно-курортных организаций с
лечебно-профилактическими учреждениями Краснодарского края по
вопросам пропаганды данными учреждениями лечения и профилактики
заболеваний в санаторно-курортных организациях;
постоянное увеличение стоимости проезда на курорты
Краснодарского края (ежегодно на 18 - 22 процентов);
недостаточность экскурсионных маршрутов и объектов,
предназначенных для развлечений в зимнее время, кроме Красной
Поляны, нет центров зимнего горнолыжного спорта, а возможности
Красной Поляны пока ограничены.
Факторами, ограничивающими количество отдыхающих в сезон,
являются:
недостаточное количество объектов транспортной инфрастуктуры
(авто- и железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских
пассажирских портов, автостоянок);
ограниченные возможности и неудовлетворительное техническое
состояние инженерной инфраструктуры курортов Краснодарского края;
состояние и пропускные возможности пляжей, ограничение прохода
на пляжи Черноморского побережья;
рост общего уровня цен на курортах Краснодарского края;
неразвитость экскурсионной деятельности, большинство объектов
туристского показа, расположенных на территории Краснодарского
края, нуждается в восстановлении, реконструкции, обустройстве
подъездных путей и смотровых площадок к ним;
недостаточность развлекательных мероприятий и объектов,
предназначенных для развлечений.
В крупных городах Российской Федерации до сих пор не созданы
туристско-информационные центры для организации рекламы, продажи
санаторно-курортных путевок и продвижения туристского продукта,
несмотря на то что указанные мероприятия были предусмотрены и
профинансированы краевой целевой программой "Развитие санаторно-
курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 -
2010 годы" (первый этап - 2003 - 2005 годы)", утвержденной
постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19
ноября 2003 года N 411-П.
Туристские фирмы (далее - турфирмы), находящиеся в других
регионах Российской Федерации, практически не сотрудничают в
межсезонный период с санаторно-курортными организациями в части
реализации санаторно-курортных путевок. Более того, в летнее время
ими приобретается малое количество санаторно-курортных путевок.
Данные турфирмы, имея возможность выбора сотрудничества с
санаторно-курортными организациями Подмосковья, Крыма, Кавказских
Минеральных Вод, Краснодарского края и зарубежными курортами, во
многом влияют на ценовую политику и заполняемость организаций
санаторно-курортного и туристского комплекса. Краевые турфирмы, не
имея достаточной поддержки и крупных финансовых средств, не могут
организовать свою разветвленную сеть по стране, обеспечить
здравницам необходимую предоплату за путевки, и поэтому они не
способны конкурировать с турфирмами, находящимися в других
регионах Российской Федерации. На территории Краснодарского края
зарегистрировано 820 турфирм, осуществляющих туроператорскую,
турагентскую деятельность и оказывающих экскурсионные услуги,
однако в 2004 году доля налоговых поступлений от туристско-
экскурсионной деятельности в общей структуре налогов, поступивших
в консолидированный бюджет Краснодарского края от санаторно-
курортного и туристского комплекса, составила лишь 3,5 процента.
Следует признать и недостаточную активность руководителей
органов местного самоуправления муниципальных районов (городских
округов), на территории которых расположены организации санаторно-
курортного и туристского комплекса, а также руководителей данных
организаций в проведении рекламных кампаний по пропаганде отдыха и
лечения на курортах Краснодарского края, поиске партнеров,
установлении тесных контактов с руководителями муниципальных
образований субъектов Российской Федерации с целью заключения
договоров (соглашений), направленных на круглогодичную
заполняемость организаций санаторно-курортного и туристского
комплекса.
Отсутствие в большинстве здравниц, включая общество с
ограниченной ответственностью "Бальнеологический курорт "Мацеста",
долей государственной собственности Краснодарского края привело к
значительной утрате органами государственной власти Краснодарского
края возможности реализации государственных интересов и оказания
государственного влияния в данной сфере.
Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая
гидроминеральная база, однако по-прежнему она используется
неэффективно. Имеет место тенденция к снижению использования в
санаторно-курортном лечении природных минеральных вод и лечебных
грязей, завышению цен на лечебные процедуры с их использованием.
На сегодняшний день состояние скважин и минералопроводов
неудовлетворительное, их износ составляет от 80 до 100 процентов.
Практически все сооружения, включая бюветы, нуждаются в
модернизации или полной замене. Сеть бюветов развита недостаточно.
Особыми проблемами являются неудовлетворительное санитарное
состояние акватории Черного и Азовского морей и слабая техническая
оснащенность пляжей. Число нарушений режима водоохранных зон за
последние годы увеличилось почти в 6 раз. Из 600 пляжей 129, или
22 процента, в 2004 году не прошли необходимое техническое
освидетельствование, в том числе: 51 пляж - в городе-курорте
Анапа, 37 пляжей - в городе-курорте Сочи, 33 пляжа - в городе
Ейске и Ейском районе, 8 пляжей - в Темрюкском районе. Больше
половины пляжей в Туапсинском районе не имеют необходимого
комплекса пляжных сооружений, не обеспечены водоснабжением и не
подключены к сетям канализации.
Бессистемная застройка курортов края создала на действующие
инженерные сети (газовые, водопроводные и канализационные)
многократную нагрузку, приводящую к перебоям в водо-, тепло- и
газоснабжении курортов. Нерешенной остается проблема переработки и
полной утилизации твердых бытовых отходов. Медленно решаются
вопросы снабжения курортов качественной питьевой водой,
строительства и реконструкции очистных сооружений Азово-
Черноморского побережья, находящихся в аварийном состоянии.
Ограничен свободный доступ отдыхающих на пляжи города-курорта Сочи
и других курортов Краснодарского края.
Не выполняется задача по увеличению налоговых поступлений в
консолидированный бюджет Краснодарского края от деятельности мини-
гостиниц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по
временному проживанию в жилых помещениях. В настоящее время
емкость малых средств размещения стала сопоставима с емкостью
организаций санаторно-курортного и туристского комплекса (200
тысяч койко-мест), однако в общем объеме налоговых поступлений их
доля составляет около 3 процентов.
В целях повышения привлекательности курортов Краснодарского
края, эффективности использования природных лечебных ресурсов,
обеспечения круглогодичного функционирования, полной заполняемости
организаций санаторно-курортного и туристского комплекса и роста
налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского
края Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма (М.Е. Миленин)
во взаимодействии с департаментом комплексного развития курортов и
туризма Краснодарского края (А.Н. Пахомов):
1) в течение второго квартала 2005 года разработать и внести на
сессию Законодательного Собрания Краснодарского края проект закона
Краснодарского края "О государственной поддержке санаторно-
курортного и туристского комплекса Краснодарского края";
2) в срок до 1 июля 2005 года обратиться в Правительство
Российской Федерации с предложением об увеличении стоимости одного
дня пребывания в санаторно-курортной организации лиц, имеющих
право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления
им путевки на санаторно-курортное лечение, до 600 - 650 рублей, а
также об увеличении объема путевок в санаторно-курортные
организации Краснодарского края, закупаемых Фондом социального
страхования Российской Федерации;
3) в течение 2005 года обратиться в Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации по
вопросу обеспечения эффективного функционирования научно-
исследовательского центра курортологии и реабилитации (г-к. Сочи)
Черноморского зонального управления специальных санаториев.
2. Рекомендовать департаменту комплексного развития курортов и
туризма Краснодарского края (А.Н. Пахомов):
1) в срок до 1 октября 2005 года разработать комплекс мер по
развитию гидроминеральной базы курортов Краснодарского края,
внести предложения по созданию сети бюветов на курортах
Краснодарского края для включения их в план мероприятий краевой
целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского
комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы" (второй этап -
2006 - 2007 годы)";
2) в срок до 1 октября 2005 года разработать и представить в
Законодательное Собрание Краснодарского края проект мероприятий
второго этапа (2006 - 2007 годы) краевой целевой программы
"Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса
Краснодарского края на 2003 - 2010 годы";
3) постоянно и своевременно проводить рекламную кампанию по
пропаганде отдыха и лечения на курортах Краснодарского края
(особенно в межсезонный период) с участием в ней организаций
санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и
органов местного самоуправления муниципальных районов (городских
округов), на территории которых расположены данные организации,
предусмотрев привлечение средств участников рекламной кампании;
4) в срок до 1 октября 2005 года разработать и представить в
Законодательное Собрание Краснодарского края проект рекламной
кампании по пропаганде лечебных и рекреационных возможностей
курортов Краснодарского края для увеличения заполняемости
санаторно-курортных организаций в межсезонные периоды 2005 и 2006
годов;
5) в течение второго и третьего кварталов 2005 года подготовить
и провести презентации лечебных и рекреационных возможностей
Краснодарского края в регионах Российской Федерации;
6) в течение 2005 года провести мониторинг популярности
курортов Краснодарского края в различных регионах Российской
Федерации, определить субъекты Российской Федерации, жители
которых составляют большинство приезжающих на курорты
Краснодарского края, и на основании этих данных:
сформировать на их территории систему туристско-информационных
центров для организации рекламы, продажи санаторно-курортных
путевок и продвижения туристского продукта;
подготовить соглашения о сотрудничестве с исполнительными
органами государственной власти данных субъектов Российской
Федерации по вопросам оздоровления их жителей;
7) в течение 2005 года провести анализ причин низкой
популярности курортов Краснодарского края в различных регионах
Российской Федерации и разработать меры по продаже санаторно-
курортных путевок, продвижению туристского продукта и
активизировать рекламу лечебных и туристско-рекреационных
возможностей курортов Краснодарского края в этих регионах;
8) в срок до 1 ноября 2005 года организовать работу с
организациями санаторно-курортного и туристского комплекса
Краснодарского края по защите ими бизнес-планов и прохождению
сертификации в добровольном порядке с целью определения перечня
организаций санаторно-курортного и туристского комплекса
Краснодарского края, которым будет оказана государственная
поддержка;
9) в срок до 1 июля 2005 года изучить вопрос и внести
предложения в Законодательное Собрание Краснодарского края о
создании системы учета неорганизованных отдыхающих;
10) в течение 2005 года разработать нормативные правовые акты,
регламентирующие порядок организации работы по размещению
отдыхающих, приезжающих на курорты Краснодарского края без
путевок;
11) в течение 2005 года в соответствии с действующим
законодательством создать краевую информационную базу реестров
(реестра природных лечебных ресурсов, реестра лечебно-
оздоровительных местностей, реестра курортов, реестра санаторно-
курортных организаций и организаций отдыха, реестра субъектов
туристской индустрии, реестра туристских ресурсов);
12) в течение второго квартала 2005 года разработать комплекс
мер, направленных на обеспечение свободного доступа к пляжным
территориям и улучшение их состояния, с началом их реализации с 1
июля 2005 года;
13) в течение 2005 года разработать комплекс мер по обеспечению
рационального и эффективного использования объектов туристского
показа;
14) в срок до 1 октября 2005 года разработать правила
организации и проведения экскурсий на территории Краснодарского
края;
15) поддерживать организации, созданные с целью реализации
санаторно-курортных путевок и продвижения туристского продукта по
сниженным ценам в межсезонный период;
16) совместно с департаментом здравоохранения Краснодарского
края (С.Н. Алексеенко) постоянно проводить мероприятия по
ознакомлению врачей лечебно-профилактических учреждений
Краснодарского края с рекомендациями по лечению и профилактике
заболеваний жителей Краснодарского края в санаторно-курортных
организациях Краснодарского края;
17) в течение 2005 года совместно с департаментом биологических
ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского
края (А.Н. Болотенко) и департаментом по чрезвычайным ситуациям и
государственному экологическому контролю Краснодарского края (В.И.
Терсенов) разработать краевую целевую программу по улучшению
экологической обстановки на курортах Краснодарского края.
3. Рекомендовать департаменту социальной защиты населения
Краснодарского края (Л.Н. Егорова) совместно с департаментом
здравоохранения Краснодарского края (С.Н. Алексеенко) и
департаментом комплексного развития курортов и туризма
Краснодарского края (А.Н. Пахомов) в срок до 1 октября 2005 года
разработать краевую целевую программу по оздоровлению в
межсезонный период детей, работников бюджетной сферы и сельского
хозяйства в санаторно-курортных организациях Краснодарского края и
внести ее на рассмотрение в Законодательное Собрание
Краснодарского края.
4. Рекомендовать управлению Федеральной налоговой службы по
Краснодарскому краю совместно с главным управлением внутренних дел
Краснодарского края (С.А. Кучерук), заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти, органами местного самоуправления
муниципальных районов (городских округов), на территории которых
расположены организации санаторно-курортного и туристского
комплекса Краснодарского края, активизировать работу по выявлению
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся
оказанием услуг по временному проживанию, не состоящих на
налоговом учете или занижающих налогооблагаемую базу.
5. Предложить департаменту по транспорту и связи Краснодарского
края (Г.Н. Минаев) совместно с департаментом комплексного развития
курортов и туризма Краснодарского края (А.Н. Пахомов):
1) в течение второго квартала 2005 года обратиться в открытое
акционерное общество "Российские железные дороги" по вопросу
предоставления скидок на действующий тариф на проезд граждан,
направляющихся на лечение в санаторно-курортные организации
Краснодарского края и обратно;
2) рассмотреть возможность введения дополнительных авиа- и
железнодорожных рейсов на курорты Краснодарского края в связи с
сезонным увеличением пассажиропотока.
6. Предложить департаменту имущественных отношений
Краснодарского края (В.И. Кондратьев):
1) в течение второго квартала 2005 года обратиться в Федерацию
независимых профсоюзов Российской Федерации для заключения
соглашения о совместном проведении инвентаризации санаторно-
курортных организаций, находящихся в ее собственности;
2) совместно с Федерацией независимых профсоюзов Российской
Федерации рассмотреть вопрос о передаче общества с ограниченной
ответственностью "Бальнеологический курорт "Мацеста" в
государственную собственность Краснодарского края или в совместную
долевую собственность.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных
районов (городских округов), на территории которых расположены
организации санаторно-курортного и туристского комплекса:
1) принять меры в законодательно установленном порядке к
неэффективно работающим организациям санаторно-курортного и
туристского комплекса Краснодарского края, допустившим снижение
объемов оказываемых услуг и налогооблагаемой базы, в том числе
путем внесения предложений по смене их руководителей;
2) заключить договоры (соглашения) с министерствами и
ведомствами, имеющими в своем ведении санаторно-курортные
организации на территории Краснодарского края, о заполняемости
данных организаций в межсезонный период;
3) проводить работу по заключению договоров (соглашений) с
муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации,
направленных на круглогодичную заполняемость организаций санаторно-
курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
4) увеличить средства, выделяемые из местного бюджета на
организацию рекламных кампаний, добиваться консолидации средств и
формирования единой рекламной политики с организациями санаторно-
курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
5) разработать программы развития курортов Краснодарского края,
предусматривающие мероприятия по улучшению их экологического
состояния, развитию бальнеологической базы и строительству
бюветов, обустройству пляжей, и выделить на их реализацию средства
из местных бюджетов;
6) принять меры по устранению административных барьеров,
препятствующих взятию в аренду и приобретению в собственность
земельных участков под строительство объектов курортного
назначения и оформлению правоустанавливающих документов на
построенные объекты недвижимости курортного назначения, а также
меры, способствующие оформлению владельцами объектов недвижимости
курортного назначения, в том числе частных гостиниц,
соответствующих правоустанавливающих документов;
7) организовать работу по инвентаризации незавершенных
строительством объектов недвижимости курортного назначения
(долгостроев);
8) рассмотреть вопрос о возложении на первого заместителя главы
администрации муниципального района (городского округа) функций по
координации вопросов развития санаторно-курортного и туристского
комплекса;
9) обеспечить необходимое количество специалистов в структуре
администрации муниципального района (городского округа) для
решения вопросов развития санаторно-курортного и туристского
комплекса.
8. Рекомендовать органам местного самоуправления города-курорта
Сочи проводить работу в рамках своих полномочий по завершению
ввода в эксплуатацию морского порта и аэропорта в целях увеличения
туристского потока.
9. Рекомендовать руководителям санаторно-курортных организаций
в межсезонный период при определении стоимости путевок (лечебных
процедур) применять предельный уровень рентабельности в размере
пяти процентов.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
|