ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2004 г. N 1134-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА 2005 ГОД
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края
от 29.06.2005 N 1575-П)
Заслушав и обсудив проект краевой целевой программы
гармонизации межнациональных отношений и развития национальных
культур в Краснодарском крае на 2005 год, внесенный главой
администрации Краснодарского края, Законодательное Собрание
Краснодарского края постановляет:
1. Утвердить краевую целевую программу гармонизации
межнациональных отношений и развития национальных культур в
Краснодарском крае на 2005 год (прилагается).
2. Администрации Краснодарского края:
осуществлять финансирование расходов на реализацию указанной
программы в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на
эти цели;
представлять в Законодательное Собрание Краснодарского края
отчет об использовании средств краевого бюджета, выделенных на
реализацию данной программы, один раз в полугодие.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с
общественными объединениями.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 8 декабря 2004 г. N 1134-П
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
НА 2005 ГОД
Паспорт
краевой целевой программы
гармонизации межнациональных отношений
и развития национальных культур
в Краснодарском крае
на 2005 год
Наименование программы краевая целевая программа
гармонизации межнациональных
отношений и развития национальных
культур в Краснодарском крае на 2005
год (далее - Программа)
Основания для разработки Федеральный закон от 19 мая 1995
Программы года N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях"
Федеральный закон от 31 июля 1998
года N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс
Российской Федерации"
Федеральный закон от 12 января 1996
года N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях"
Закон Краснодарского края от
26 ноября 2003 года N 627-КЗ
"О взаимодействии органов
государственной власти Краснодарского
края и общественных объединений"
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Разработчик Программы управление по взаимодействию
с общественными объединениями,
религиозными организациями и
мониторингу миграционных процессов
администрации Краснодарского края
Основные исполнители управление по взаимодействию
Программы с общественными объединениями,
религиозными организациями и
мониторингу миграционных процессов
администрации Краснодарского края
Цель Программы обеспечение развития национальных
культур народов, проживающих в крае
Ожидаемые результаты гармонизация межнациональных
реализации Программы отношений, консолидация национально-
культурных объединений на
конструктивных, стабилизирующих
общество позициях и привлечение их к
участию в реализации программ по
социально-экономическому развитию
Краснодарского края
Сроки реализации Программы 2005 год
Объем и источники общий объем финансирования Программы
финансирования Программы - 3452 тычячи рублей, в том числе:
из средств краевого бюджета - 2700
тысяч рублей;
за счет средств дополнительных
источников планируется привлечь 752
тысячи рублей
(абзац в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 29.06.2005
N 1575-П)
Организация контроля за контроль за исполнением Программы
исполнением Программы осуществляют администрация
Краснодарского края и Законодательное
Собрание Краснодарского края
1. Введение в Программу
Реформирование общества в течение последних 10 - 15 лет, смена
экономической и политической системы в стране, изменение
этносоциальной и политической ситуации в связи с появлением
беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Закавказья,
Украины и Казахстана создали в Краснодарском крае ряд
этносоциальных проблем.
Возникли места компактного проживания этнических групп
численностью, превышающей пятнадцатипроцентный предел
конфликтности по отношению к местному населению, появились
представители народов, ранее в крае не проживавших (турки-
месхетинцы, курды, езиды, хемшилы). Увеличилась незаконная
миграция. На фоне этого в последнее время резко возросли угрозы
экстремизма и терроризма.
Геополитические проблемы Кавказа в настоящее время обусловили
необходимость координации усилий общества и органов
государственной власти самого разного уровня в борьбе с этими
проявлениями.
В условиях кризиса общегражданской, общероссийской идентичности
этнический фактор становится субъектом политики и играет
компенсаторную роль. Диалог и социальное партнерство общественных
объединений и органов государственной власти приведут к
консолидации в обществе, мобилизации интеллектуальных сил для
достижения духовного единства и межнационального согласия.
Принятая в 1996 году Концепция государственной национальной
политики Российской Федерации определяет основные направления
национальной политики, но не учитывает специфику субъектов
Российской Федерации.
Краевая целевая программа гармонизации межнациональных
отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае
(далее - Программа) представляет собой систему мер по формированию
нормативно-правовой базы, оказанию финансовой поддержки
национально-культурным объединениям, созданию благоприятных
условий и возможностей для осуществления эффективного
стратегического управления и реализации государственной
национальной политики.
Программа направлена на обеспечение содружества и духовного
взаимообогащения народов, проживающих на территории края,
бережного отношения к культуре, традициям, обычаям каждого народа,
а также общим ценностям Российского государства, достижение мира и
гражданского согласия, сохранение целостности Российской
Федерации, противодействие этническому сепаратизму, экстремизму и
ксенофобии.
2. Геополитическое положение Краснодарского края
Краснодарский край, Южный регион России, имеет административную
границу с Ростовской областью и Ставропольским краем. Республикой
Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой. По территории
Краснодарского края проходит государственная граница Российской
Федерации с Турцией, Украиной и Грузией общей протяженностью более
1000 км.
Население Краснодарского края по состоянию на 1 июня 2003 года
составляет 5130200 человек. Его отличает высокая степень
этнокультурного многообразия, здесь проживают представители более
120 национальностей. Средняя плотность населения - 66 человек на
один квадратный километр, что в 8 раз превышает среднюю плотность
по России.
Краснодарский край имеет богатый природно-ресурсный потенциал,
развитую промышленность и благоприятные условия для
сельскохозяйственного производства. Значительная роль принадлежит
краю как главной хлебной базе и курортно-рекреационной зоне
Российской Федерации.
В общей хозяйственной специализации Краснодарский край
представляет собой крупный аграрно-индустриальный комплекс, в
котором развиты оба сектора экономики. Здесь широко представлена
система транспортных коммуникаций: морские порты, в том числе
международного значения, аэропорты, сеть автомобильных, железных
дорог.
Агропромышленный комплекс Краснодарского края является
крупнейшим в России производителем и поставщиком
сельскохозяйственной продукции и сырья, имеет развитую сеть
предприятий и учреждений переработки, хранения и торговли. Он в
существенной мере определяет экономику края, занятость населения и
уровень его благосостояния.
Особенность Северо-Кавказского региона состоит в том, что он
исторически является естественным мостом между Европой и Азией,
контактной зоной исламской и христианской цивилизаций, а также
объектом столкновений интересов мировых держав.
Начиная с первых веков российской государственности и на
протяжении всей ее истории отсюда неоднократно исходила угроза ее
безопасности.
Новое геополитическое положение приобрел Краснодарский край
после распада СССР. Наличие в крае пяти морских портов делают его
единственным южным выходом России к теплым морям. Только через
Новороссийский порт, главный порт России на Черном море,
транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят
основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и
газа за рубеж.
В настоящее время возросла роль Краснодарского края в решении
важнейших государственных задач по обеспечению национальной
безопасности страны, защите жизненных интересов России.
Прозрачность границ с государствами СНГ, близость
Краснодарского края к очагам межнациональных конфликтов и
вооруженным действиям в Чеченской Республике дестабилизируют
социально-политическую обстановку, оказывают существенное влияние
на криминогенную ситуацию.
Террористические акты, рост преступности, контрабанда оружия,
наркотиков, похищение людей, религиозный и политический экстремизм
стали реальностью сегодняшнего дня на Северном Кавказе.
3. Современная этнополитическая ситуация в крае
В Краснодарском крае проживают представители более 120
национальностей, которые в результате длительного исторического
взаимодействия в рамках единого государства обладают общностью
культурных черт и демонстрируют достаточно высокую степень
толерантности и гражданского согласия. Наиболее многочисленные
народы Кубани - русские, армяне, украинцы, белорусы, адыги, греки,
татары, немцы, грузины и азербайджанцы. Остальные народы
представлены незначительно.
Важной характеристикой этнической структуры края является
стремление национальных общин к компактному проживанию, которое
оказывает существенное влияние на социально-политическую
обстановку в регионе. Такая специфика проживания этнических групп
свидетельствует о наличии объективных предпосылок межэтнической
напряженности, когда практически любое проявление недовольства
населения может быть перенесено в плоскость межнациональных
отношений.
Межэтнические отношения все более идеологизируются. В крае
действуют общественные объединения зачастую на узкой этнической и
религиозной основе. Некоторые стремятся оказывать влияние на
политическую жизнь в крае, пытаются брать на себя функции власти
или диктовать условия органам государственной власти
Краснодарского края, вынашивают идеи этнического сепаратизма.
Заметно активизировалась в крае деятельность эмиссаров
исламских религиозных организаций, представителей
ультрарадикального религиозного течения - ваххабизма, сторонники
которого ставят своей целью создание единого исламского
государства на Северном Кавказе.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция к сокращению
численности коренного населения: русских, адыгов, а также
представителей других национальностей, в том числе украинцев,
белорусов, немцев и других старожильческих этнических групп.
Существенный фактор в национальных отношениях - появление в
границах края новых нехарактерных для территории этнических групп.
Уже в 1980-е годы в крае расселились крымские татары, затем турки-
месхетинцы, курды, армяне-хемшилы и другие.
Прибывающие в край представители этнических групп стремятся
селиться компактно. Значительная их часть (армяне, грузины,
азербайджанцы, курды, езиды, крымские татары, турки-месхетинцы и
другие) оседает в наиболее важных в стратегическом отношении
районах - вблизи границы и на Черноморском побережье. Это приводит
к нарушению в крае исторически сложившегося этнодемографического
баланса.
Многие из вновь прибывших мигрантов занимают доминирующее
положение в экономической сфере и особенно в коммерческой
деятельности. Местное население в силу различных причин оказалось
в менее выгодных условиях и воспринимает мигрантов как угрозу
своему благополучию.
Кроме того, они объединены негласными правилами и
договоренностями в формировании собственной ценовой и иной
протекционистской политики.
Существенные средства отчисляются ими на идеологическое
обеспечение закрепления диаспор на территории края. Создаются
новые культовые учреждения, а под флагом национально-культурных
объединений активно работают по сути политические организации,
зачастую реализующие интересы диаспор или их наиболее
предприимчивой и организованной части (лидеров, актива).
Предприниматели и производители товаров из числа местного
населения не имеют поддержки государства, фондов стимулирования
отечественного предпринимательства, как правило, действуют в
одиночку.
Таким образом, в крае возникает непримиримое социальное
соперничество в сфере распоряжения местными экономическими и
природными ресурсами между местным населением и некоренными
представителями этнических групп.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации
по Краснодарскому краю зарегистрировано 104 национально-культурных
общественных объединения.
31 национально-культурное общественное объединение является
коллективным членом Краснодарской краевой общественной организации
"Центр национальных культур" (работает с 1992 года). Центры
национальных культур функционируют также в городе Новороссийске,
Лазаревском районе города-курорта Сочи, в городе-курорте Анапе.
Национальные движения интересны тем, что представляют собой
своеобразный этнополитический полигон, где сталкиваются тенденции
к глобализации и регионализму, этничность и гражданственность,
политические мифы и социально-экономические реалии.
Изменения последнего десятилетия существенно повлияли на
этнополитические и этносоциальные процессы в крае. Значение
этнического фактора стало одной из отличительных черт
современности.
Складывающиеся после трагических событий в Республике Северная
Осетия - Алания особенности социально-политической ситуации на
Северном Кавказе, необходимость формирования эффективных
механизмов общественного контроля, компактное расселение
этнических групп в крае требуют новых подходов в реализации
национальной политики в Краснодарском крае.
4. Основные цели и задачи Программы
Программа представляет собой первоочередные задачи
исполнительных органов государственной власти Краснодарского края
и иных гражданских институтов общества в сфере межнациональных
отношений, учитывающие современную политическую реальность и весь
комплекс культурных, этнополитических и религиозных особенностей
народов края.
Основной целью Программы является обеспечение условий для
полноправного национально-культурного развития всех народов,
проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданской и духовно-
нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека,
гражданина и признания их высшей ценностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
в политической и государственно-правовой сферах:
разработка и внесение законодательных инициатив, направленных
на дальнейшее развитие и совершенствование федерального и краевого
законодательства в сфере межнациональных отношений;
обеспечение взаимодействия исполнительных органов
государственной власти Краснодарского края, органов местного
самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных
объединений, направленного на стабилизацию этнополитической
ситуации в крае, профилактику экстремизма и терроризма;
защита конституционных прав граждан и народов, проживающих на
территории Краснодарского края;
в духовной сфере:
поддержка и распространение идей духовного единства,
межнационального согласия с учетом местных особенностей и
традиций, укрепление мира и дружбы народов;
сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, родного
языка, распространение знаний об истории народов, проживающих в
крае.
5. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию программных мероприятий предусматриваются
ассигнования из средств краевого бюджета в размере 2700 тысяч
рублей.
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 29.06.2005 N 1575-
П)
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации государственной национальной политики в
Краснодарском крае предусматривает взаимодействие органов
государственной власти Краснодарского края, органов местного
самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных
объединений.
Организацию работы в сфере межнациональных отношений
осуществляет управление по взаимодействию с общественными
объединениями, религиозными организациями и мониторингу
миграционных процессов администрации Краснодарского края.
Управление по взаимодействию с общественными объединениями,
религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов
администрации Краснодарского края осуществляет изучение, анализ и
прогнозирование этнополитических процессов, предупреждение и
урегулирование конфликтов в национальной среде, взаимодействие с
национально-культурными объединениями и представителями различных
этнических групп.
Для мониторинга межнациональных отношений, а также выработки
рекомендаций органам государственной власти Краснодарского края
при управлении по взаимодействию с общественными объединениями,
религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов
администрации Краснодарского края создается совет (или группа)
экспертов и консультантов, в состав которого входят ученые-
этнографы, историки, социологи, этнопсихологи, политологи и
практики. Совет экспертов и консультантов осуществляет научно-
методическое обеспечение Программы, проводит этносоциологические и
социологические исследования, научно-практические конференции по
данной проблеме.
Муниципальные образования проводят работу, направленную на
осуществление постоянного диалога с национальными диаспорами. При
органах местного самоуправления в Краснодарском крае могут
образовываться координационные советы руководителей национально-
культурных объединений или центры национальных культур, главная
задача которых - достижение межнационального согласия, утверждение
принципа равноправия граждан различных национальностей,
формирование толерантности, а также содействие развитию
национальных культур и сохранению родного языка.
Для организации воспитательной и профилактической работы
рекомендуется задействовать в полном объеме возможности
общеобразовательных учреждений, учреждений культуры,
правоохранительных органов (участковые уполномоченные милиции),
организаций различных форм собственности, казачьих и других
общественных организаций.
Граждане активно привлекаются по месту их жительства к
проведению различных праздников и массовых зрелищных мероприятий
досугового характера, а также всевозможных акций по
благоустройству микрорайонов, улиц, дворов, озеленению жилых
кварталов.
7. Организация контроля за ходом исполнения Программы
Управление по взаимодействию с общественными объединениями,
религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов
администрации Краснодарского края обобщает материалы по выполнению
основных мероприятий Программы и представляет информационно-
аналитический отчет о проделанной работе по выполнению Программы в
департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края,
заместителю главы администрации края по вопросам внутренней
политики, в Законодательное Собрание Краснодарского края.
8. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2005 год.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
НА 2005 ГОД
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края
от 29.06.2005 N 1575-П)
-----T------------------------T--------T--------T----------------¬
¦ ¦Наименование мероприятия¦Объем ¦Источник¦Государственный ¦
¦ N ¦ ¦финанси-¦финанси-¦заказчик, ¦
¦п/п ¦ ¦рования ¦рования ¦исполнитель ¦
¦ ¦ ¦(тыс. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦рублей) ¦ ¦ ¦
+----+------------------------+--------+--------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L----+------------------------+--------+--------+-----------------
1. Проведение ежегодного краевой администрация
краевого фестиваля наци- бюджет Краснодарского
ональных культур "Венок края
дружбы народов Кубани" 300
2. Проведение семинаров краевой администрация
для представителей орга- бюджет Краснодарского
нов местного самоуправ- края
ления по вопросам взаи-
модействия с националь-
но-культурными объеди-
нениями 100
3. Проведение фольклорных краевой администрация
праздников национальных бюджет Краснодарского
культур 300 края
4. Совместные мероприятия дополни- администрация
администрации Краснодар- тельные Краснодарского
ского края с Центром источни- края
межнационального сотруд- ки
ничества города Москвы 752
в том числе:
микропроект "Сотрудниче-
ство органов власти, МВД
и общественных национа-
льных объединений края" 108,09
создание ресурсного Ин-
тернет-центра в Центре
национальных культур
города Краснодара 176,55
проведение конференций 467,36
5. Сохранение и защита ис- 2000 краевой
конной среды обитания и бюджет
традиционного образа жи-
зни коренных малочислен-
ных народов (причерномор-
ских адыгов-шапсугов):
в Лазаревском районе,
всего 1000 администрация
в том числе: Лазаревского
материально-техническое района города
оснащение учреждений Сочи
образования 400
материально-техническое
оснащение учреждений
культуры 300
культурные мероприятия 200
спортивные мероприятия 100
в Туапсинском районе,
всего 1000 администрация
в том числе: Туапсинского
материально-техническое района
оснащение учреждений
образования 250
материально-техническое
оснащение учреждений
культуры 350
создание Адыгского куль-
турного центра в городе
Туапсе 400
ИТОГО 3452
__________________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------
|