УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2004 г. N ВК-2.21-05/00004@/87@
Управление ФНС России по Краснодарскому краю для руководства и
использования в работе направляет обзор актуальных вопросов по
налогу на прибыль некоммерческих организаций.
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
В.А.КРАСНИЦКИЙ
ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Вопрос: Возникает ли у некоммерческих организаций объект
налогообложения при продаже транспортного средства?
Ответ: В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на
прибыль организаций признаются российские организации.
Статьей 247 НК РФ определено, что прибылью признаются
полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов,
которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 249 НК РФ в целях настоящей главы доходом от
реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг)
как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка
от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений,
связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или
имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной
формах.
В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с
пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 38 товаром для целей настоящего
Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 268 НК РФ при
реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе
уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость
амортизируемого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в
целях настоящей главы признается имущество, результаты
интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной
собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве
собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой),
используется им для извлечения дохода, и стоимость которых
погашается путем начисления износа. Амортизируемым имуществом
признается имущество со сроком полезного использования более 12
месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 257 под основными
средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества,
используемого в качестве средств труда для производства и
реализации (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, имущество некоммерческих организаций нельзя
отнести к амортизируемому, так как оно не используется в качестве
средств труда для производства и реализации товаров (выполнения
работ, оказания услуг), а используется в уставной деятельности
предприятия.
Учитывая изложенное, в целях налогообложения прибыли подлежит
включению вся сумма выручки, полученная от реализации прочего
имущества (транспортного средства), при этом остаточная стоимость
не уменьшает полученную выручку.
2. Вопрос: Подлежат ли налогообложению налогом на прибыль
получаемые учреждениями юстиции средства в виде платы за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах
на объекты недвижимого имущества с 01.01.2002?
Ответ: Учреждение юстиции по государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним согласно Примерному
положению об учреждении юстиции по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N
288, является государственным органом, обеспечивающим
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним. Имущество учреждений юстиции является собственностью
субъекта Российской Федерации и закрепляется за учреждениями
юстиции на праве оперативного управления, т.е. учреждения юстиции
по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним являются по своей организационно-правовой форме
государственными учреждениями.
Согласно указанному Примерному положению за государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и
предоставление информации о зарегистрированных правах на объекты
недвижимого имущества взимается плата.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 1 января 2002
года определяется налогоплательщиками в порядке, установленном
главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, и их перечень
является исчерпывающим.
Средства целевого финансирования, а также целевые поступления,
не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих
организаций, поступившие на их содержание и ведение уставной
деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических
лиц и использованные указанными получателями по назначению,
определены в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций
согласно статье 247 НК РФ является прибыль, определяемая как
доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов,
определенных в установленном Кодексом порядке.
Согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг
организацией или индивидуальным предпринимателем признается,
соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен
товарами, работами или услугами) права собственности на товары,
результатов выполненных работ одним лицом для другого лица,
возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Средства, получаемые учреждениями юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в виде
платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных
правах на объекты недвижимого имущества, являются выручкой,
полученной за оказанные услуги и, соответственно, учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
порядке, установленном Кодексом.
На территории городов и районов края учреждение юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним имеет обособленные подразделения, в связи с чем необходимо
учитывать имеющиеся особенности в порядке представления отчетности
и исчисления налога на прибыль организаций, имеющих обособленные
подразделения, установленные статьей 288 НК РФ.
3. Вопрос: Следует ли учитывать для целей налогообложения
прибыли средства, поступающие медицинскому учреждению от
арендаторов помещений в возмещение бюджетных расходов по
коммунальным платежам и услугам связи?
Ответ: Статьей 249 НК РФ определено, что выручка от реализации
определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за
реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права,
выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Медицинское учреждение - бюджетное учреждение, получает от
сторонних организаций суммы в уплату коммунальных услуг и услуг
связи на основании договоров аренды и выписанных счетов-фактур
арендаторам за коммунальные услуги и услуги связи. Полученные
учреждением указанные суммы (от сторонних организаций) являются
выручкой от оказания услуг и включаются в налогооблагаемую базу по
налогу на прибыль.
Согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщиками являются бюджетные
учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней,
государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и
расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных
источников.
Указанной статьей определены особенности ведения налогового
учета бюджетными учреждениями. Согласно п. 3 этой статьи если в
сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено
финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи,
транспортных расходов по обслуживанию административно-
управленческого персонала за счет двух источников, то в целях
налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов,
полученных от предпринимательской деятельности, производится
пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской
деятельности в общей сумме доходов, включая средства целевого
финансирования.
Исходя из вышеизложенного, если бюджетным учреждением-абонентом
заключены договоры с энергоснабжающей организацией на общий объем
потребленной энергии и при условии выделения ему лимитов бюджетных
обязательств на осуществление расходов на оплату услуг за
электроэнергию на все здание в целом, абонент полностью производит
указанную оплату со своего счета бюджетополучателя. Получая
средства от субабонента (арендатора) за услуги, отражает их как
выручку от реализации услуг (от предпринимательской деятельности).
По условиям, указанным в этой статье, распределяются расходы по
коммунальным услугам и услугам связи между бюджетной деятельностью
и предпринимательской. Суммы, превышающие расходы по смете
бюджетного финансирования по коммунальным услугам и услугам связи
и профинансированные из бюджета, перечисляются в соответствующий
бюджет.
4. Вопрос: Облагаются ли налогом на прибыль бюджетные средства,
поступающие медицинскому учреждению через управление
здравоохранения или через управление социальной защиты населения
за оказанные услуги (бесплатное зубопротезирование категорий
населения, пользующихся льготами)?
Ответ: В составе доходов и расходов бюджетных учреждений,
включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в
виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на
содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности,
финансируемой за счет этих средств. Перечень доходов, не
учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251
НК РФ. Перечень "закрытый" и расширенному толкованию не подлежит.
Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении
налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним относятся
целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые
поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими
уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других
организаций или физических лиц и использованные указанными
получателями по назначению. При этом налогоплательщик обязан вести
отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в
рамках целевых поступлений.
Если целевые бюджетные ассигнования выделяются на безвозмездной
основе, то у предприятия возникает только обязанность по их
целевому расходованию.
Не признается доходом для целей налогообложения имущество,
полученное в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251
НК РФ). При этом налогоплательщик, получивший средства целевого
финансирования, также должен вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных в рамках целевого финансирования.
Бюджетные средства, поступающие учреждению через управление
здравоохранения или через управление социальной защиты населения
за оказанные услуги (бесплатное зубопротезирование категорий
населения, пользующихся льготами), не подпадают под действие ст.
251 НК РФ.
Статьей 39 НК РФ определено, что в целях налогообложения
реализацией товаров (работ, услуг) организацией признается,
соответственно, передача на возмездной основе права собственности
на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого
лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Таким образом, если за счет бюджетных средств заказчику
оказываются услуги, то подлежащие получению из бюджета средства в
целях налогообложения следует признавать выручкой от реализации
работ, услуг.
5. Вопрос: Государственное образовательное учреждение
финансируется за счет средств бюджета, использует бюджетные
средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и
получает доходы от оказания платных образовательных услуг. В каком
порядке распределять расходы, относящиеся к таким видам
деятельности как: текущий ремонт основных средств, текущий ремонт
зданий, учебных классов и другие расходы, имеющие место при
осуществлении образовательного процесса и которые нельзя учесть
отдельно для бюджетной и для коммерческой деятельности?
Ответ: В данном случае учреждение получает доходы от
предпринимательской деятельности, ведет раздельный учет доходов и
расходов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного
учреждения, и средств, полученных от коммерческой деятельности. В
процессе образовательной деятельности в учреждении возникают
расходы, которые нельзя однозначно отнести либо на бюджетную
деятельность, либо на коммерческую.
Согласно пункту 3 статьи 321.1 НК РФ, если в сметах доходов и
расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование
расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и транспортных
расходов по обслуживанию АУП за счет двух источников, то есть
частично за счет бюджетного финансирования и частично за счет
коммерческой деятельности, то в целях налогообложения прибыли
указанные расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу
на прибыль в части коммерческой деятельности в размере,
рассчитанном пропорционально полученным целевым средствам и
доходам от коммерческой деятельности.
Исходя из данной формулировки, другие расходы, кроме указанных,
не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 01.01.2002
определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными
учреждениями, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, их перечень
является исчерпывающим.
Средства целевого финансирования, а также целевые поступления,
поступившие на содержание и ведение уставной деятельности
некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и
(или) физических лиц и использованные указанными получателями по
назначению, не учитываемые при определении налоговой базы
некоммерческих организаций, определены в подпункте 14 пункта 1 и
пункте 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели
средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны
вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых
поступлений.
Таким образом, согласно НК РФ учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и
целевых поступлений, ведется бюджетными учреждениями раздельно от
доходов (расходов), связанных с производством и реализацией, и
внереализационных доходов и расходов (распределению с 01.09.2002
подлежат только расходы, поименованные в пункте 3 статьи 321.1
Кодекса, в порядке, определенном в этой статье).
В связи с раздельным порядком учета в составе прочих расходов,
связанных с производством и реализацией, в порядке, определенном
статьей 260 НК РФ, учитываются расходы по ремонту основных
средств, приобретенных за счет средств, полученных от
предпринимательской деятельности и используемых для осуществления
этой деятельности.
Учитывая изложенное, расходы по капитальному и текущему ремонту
объектов основных средств, приобретенных бюджетными учреждениями
за счет бюджетных средств, не могут быть учтены при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих
расходов, связанных с производством и реализацией. Указанные
расходы покрываются за счет средств целевого финансирования,
предусмотренных в смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
При недостаточности финансирования названные расходы не должны
уменьшать налоговую базу учреждения по налогу на прибыль
организаций.
6. Вопрос: Возникает ли объект налогообложения по налогу на
прибыль у благотворительного фонда при получении денежных средств
от физических и юридических лиц на ведение уставной деятельности?
Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.95
N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной
деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и
юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных
условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в
том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ,
предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная
деятельность осуществляется в целях, поименованных в ст. 2
указанного выше Закона.
В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи
или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным,
воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим
аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным
учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры,
общественным и религиозным организациям, а также государству и
другим субъектам гражданского права.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
регулируется главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового
кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не
учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие
безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и
использованные указанными получателями по назначению. Перечень
целевых поступлений, приведенный в п. 2 ст. 251 НК РФ, включает:
осуществленные в соответствии с законодательством Российской
Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы,
членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые
профессиональные объединения, построенные на принципе
обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования,
признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации;
имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию
в порядке наследования;
суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление
уставной деятельности некоммерческих организаций;
средства и иное имущество, которые получены на осуществление
благотворительной деятельности.
При применении положений п. 2 ст. 251 НК РФ следует иметь в
виду, что целевые поступления не будут учитываться в доходах у
получателей этих поступлений только при соблюдении следующих
условий:
1) целевые поступления не должны относиться к подакцизным
товарам и подакцизному минеральному сырью (данные понятия
определены в ст. 181 НК РФ);
2) целевые поступления должны быть использованы по назначению
(использованы на осуществление благотворительной деятельности в
целях, поименованных в ст. 2 Закона N 135-ФЗ; на ведение
религиозными организациями уставной деятельности);
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений
обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевых поступлений.
При нарушении 1-го или 3-го условия полученные целевые
поступления будут признаваться внереализационным доходом на дату
их получения и, соответственно, учитываться при определении
налоговой базы. В случае нарушения 2-го условия, то есть
использования полученного имущества (денежных средств) не по
целевому назначению, согласно п. 14 ст. 250 НК РФ такие
поступления будут также включаться в состав внереализационных
доходов, но только на дату их фактического использования не по
целевому назначению. Кроме того, в соответствии с указанным
пунктом налогоплательщики, получившие имущество (в том числе
денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной
деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по
окончании налогового периода представляют в налоговые органы по
месту своего учета отчет о целевом использовании полученных
средств по форме, утверждаемой МНС России.
В НК РФ предусмотрено, что в налоговой декларации по налогу на
прибыль организаций должны отражаться не только данные,
относящиеся к коммерческой деятельности некоммерческих
организаций, но и данные о средствах, поступивших на их содержание
и ведение уставной деятельности, и сведения об их расходовании.
Во исполнение п. 14 ст. 250 НК РФ Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам Приказом от 11.11.2003 N БГ-3-02/614
(с учетом изменений и дополнений) утвердило лист 10 "Отчет о
целевом использовании имущества (в том числе денежных средств),
работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности,
целевых поступлений, целевого финансирования" Налоговой декларации
по налогу на прибыль организаций.
Представление налоговой декларации в таком объеме необходимо
для осуществления контроля за использованием по целевому
назначению целевых поступлений и других доходов, не учитываемых
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, объект налогообложения по налогу на прибыль у
некоммерческих организаций, в том числе у благотворительных
фондов, возникает при нецелевом использовании доходов, не
учитываемых при определении налоговой базы, перечень которых
приведен в ст. 251 НК РФ.
Для организаций, участвующих в благотворительной деятельности,
следует учитывать, что с вступлением в силу гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" НК РФ льготы отменены. Средства, направленные
на благотворительную деятельность, налогооблагаемую прибыль не
уменьшают, так как в соответствии с п. 34 ст. 270 НК РФ при
определении налоговой базы не учитываются расходы в виде целевых
отчислений, произведенных налогоплательщиком на содержание
некоммерческих благотворительных организаций и ведение ими
уставной деятельности.
7. Вопрос: Каков порядок налогообложения и представления
отчетности по налогу на прибыль религиозной организации?
Ответ: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.09.97
N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее -
Закон N 125-ФЗ) религиозной организацией признается добровольное
объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на
законных основаниях проживающих на территории Российской
Федерации, образованное в целях совместного исповедания и
распространения веры и в установленном законном порядке
зарегистрированное в качестве юридического лица.
ГК РФ религиозные организации отнесены к некоммерческим
организациям, то есть к юридическим лицам, не имеющим основной
целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим
полученную прибыль между участниками организации (ст. 117 ГК РФ).
В то же время согласно ст. 23 Закона N 125-ФЗ религиозные
организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и
создавать собственные предприятия в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Статьей же 117 ГК РФ
установлено, что религиозные организации вправе заниматься
предпринимательской деятельностью лишь для достижения целей, ради
которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Порядок исчисления, уплаты и представления отчетности по налогу
на прибыль для всех организаций регулируется главой 25 "Налог на
прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 14 статьи 250 НК РФ предусмотрено, что
налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные
средства), работы и услуги в рамках благотворительной
деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по
окончании налогового периода представляют в налоговые органы по
месту своего учета отчет о целевом использовании полученных
средств по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации
по налогам и сборам.
Доходы в виде использованных не по целевому назначению
имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые
получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в
виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых
поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных
средств, признаются внереализационными доходами (абзац первый
пункта 14 статьи 250 НК РФ) и, соответственно, указанные доходы
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Таким образом, при нецелевом использовании некоммерческими
организациями доходов, не учитываемых при определении налоговой
базы, перечень которых приведен в статье 251 НК РФ, у
некоммерческих организаций возникает объект налогообложения
налогом на прибыль организаций. (Содержание пункта 2 статьи 251 НК
РФ в отношении целевых поступлений на содержание некоммерческих
организаций и соблюдения условий их использования изложено в
ответе на вопрос N 6 настоящего обзора.)
Соответственно, в НК РФ предусмотрено, что в налоговой
декларации по налогу на прибыль организаций должны отражаться не
только данные, относящиеся к коммерческой деятельности
некоммерческих организаций, но и данные о средствах, поступивших
на их содержание и ведение уставной деятельности, и сведения об их
расходовании.
Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (с учетом
изменений и дополнений) утвержден лист 10 "Отчет о целевом
использовании имущества (в том числе денежных средств), работ,
услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых
поступлений, целевого финансирования" налоговой декларации по
налогу на прибыль организаций, который необходим для осуществления
контроля за использованием по целевому назначению целевых
поступлений и других доходов, не учитываемых согласно НК РФ при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Направление целевых поступлений религиозными организациями по
видам мероприятий в рамках осуществления их уставной деятельности
налоговыми органами не контролируется. Следовательно, во
внутреннюю деятельность религиозных организаций налоговые органы
не вмешиваются.
Согласно статье 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на
прибыль организаций признаются все российские организации, включая
религиозные организации. Пунктом 1 статьи 289 НК РФ установлено,
что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по
уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей
исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного
и налогового периода представлять в налоговые органы по месту
своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного
подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке,
определенном настоящей статьей.
Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на
прибыль установлена НК РФ. Это означает, что религиозные
организации в соответствии с указанной нормой также обязаны
представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от
того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.
Пунктом 2 статьи 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики
по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации
упрощенной формы. Некоммерческие организации (включая религиозные
организации), у которых не возникает обязательств по уплате
налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по
истечении налогового периода. Согласно статье 285 НК РФ налоговым
периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении
налогового периода представляют, в том числе, и религиозные
организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от
реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а
получившие только целевые поступления, указанные в статье 251 НК
РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 НК РФ доходы
в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных
прав, которые получены религиозной организацией в связи с
совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации
религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
В связи с этим денежные средства и другое имущество, полученные
религиозными организациями в связи с совершением религиозных
обрядов и церемоний, в том числе поминание усопших на полгода или
сорокоуст, при определении налоговой базы не учитываются и,
соответственно, не отражаются в Листе 10 налоговой декларации по
налогу на прибыль организаций.
Стоимость продуктов питания, положенных прихожанами на
панихидный столик для поминания усопших родственников, в Листе 10
налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не
отражается.
Лист 10 декларации заполняется религиозными организациями на
основании регистров бухгалтерского учета.
В Листе 10 декларации сделана сноска, в которой указано, какие
организации заполняют графы 4 и 6. Религиозные организации
названные графы заполняют в тех случаях, когда пожертвования на
осуществление деятельности от юридических и физических лиц ими
получены с указанием срока их использования. В других случаях
доходы и расходы, подлежащие отражению в Листе 10 декларации,
религиозные организации показывают в графах 5, 7 и 9.
В графе 5 религиозными организациями отражаются итоговые суммы
доходов за налоговый период по видам целевых поступлений. В графе
7 - итоговая сумма, использованная по целевому назначению в
налоговом периоде. Графа 9 заполняется в случае, если средства
использованы не по целевому назначению.
Исходя их изложенного, оснований для непредставления указанными
религиозными организациями налоговых деклараций по налогу на
прибыль организаций не имеется.
Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает
обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют
в налоговые органы декларацию по истечении налогового периода.
В состав этой декларации входят:
- титульный лист декларации;
- Лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций" (без
приложений);
- Лист 10 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе
денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках
благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого
финансирования".
Начальник отдела
налогообложения прибыли (дохода)
А.И.КОСТИНА
|