ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 18 октября 2004 г. N 03-13/79
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
С вступлением в силу с 01.01.2004 положений Федеральных законов
от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации" о назначении пенсий по инвалидности с
учетом способности к трудовой деятельности, учреждения медико-
социальной экспертизы с 01.01.2004 одновременно с установлением
гражданам группы инвалидности определяют и степень ограничения их
способности к трудовой деятельности.
Учреждения медико-социальной экспертизы при оценке степени
ограничения способности к трудовой деятельности до утверждения
постоянных критериев установления инвалидности руководствуются
Классификациями и временными критериями, используемыми при
осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными
Постановлением Минтруда и социального развития РФ и Минздрава РФ
от 29.01.97 N 1/30.
В совместном письме Минтруда России и Пенсионного фонда
Российской Федерации от 18.12.2003 N 9575-АО/ЛЧ-09-23/13281,
направленном в органы социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации и отделения пенсионного фонда Российской
Федерации, обращено внимание на то, что переосвидетельствование
инвалидов ранее установленных сроков очередного
освидетельствования и инвалидов, группа инвалидности которым
установлена бессрочно, независимо от их способности к трудовой
деятельности, для вынесения заключения о степени ограничения
способности к трудовой деятельности не производится, кроме как по
их личному заявлению или заявлению их законных представителей, при
этом направление на медико-социальную экспертизу осуществляется
лечебным учреждением в соответствии с порядком, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 965 "О порядке
признания граждан инвалидами".
Несмотря на это, участились случаи обращения в учреждения МСЭ
лиц пенсионного возраста и длительно не работающих, инвалидность
которым установлена до 01.01.2004 бессрочно, для определения
степени ограничения способности к трудовой деятельности без
направлений учреждений здравоохранения или с направлениями,
оформленными с нарушением установленного порядка, определенного
Инструкцией от 15.12.99 N 16-23/6-20 "О порядке заполнения учетной
формы N 088/у-97 "направления на медико-социальную экспертизу",
утвержденной приказом Минздрава России от 14.05.97 N 141 "О
введении учетной формы "Направление на медико-социальную
экспертизу".
Кроме того, анализ результатов деятельности учреждений МСЭ в
первом полугодии 2004 года показал увеличение числа впервые
освидетельствованных лиц старше трудоспособного возраста на 11% по
сравнению с аналогичным периодом 2003 года, в то же время
показатель необоснованных направлений на медико-социальную
экспертизу составляет 6,8%.
В связи с изложенным предлагаем принять к сведению следующее.
Учреждения здравоохранения перед направлением на медико-
социальную экспертизу лиц пожилого возраста должны проводить
всестороннее их обследование, в необходимых случаях - в условиях
стационара.
Направление лиц пожилого возраста на медико-социальную
экспертизу должно осуществляться в соответствии с порядком
направления на медико-социальную экспертизу, определенным
"Положением о признании лица инвалидом", утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 965.
При освидетельствовании и вынесении экспертного решения бюро
МСЭ руководствуются общими принципами и критериями определения
состояния трудоспособности.
При этом необходимо учитывать, что в стареющем организме
происходят характерные изменения, ведущие к нарушению обмена,
функций опорно-двигательной системы, зрительного и слухового
анализаторов, сердечно-сосудистой, эндокринной систем и нервно-
психической сферы.
Так называемая физиологическая старость, не сопровождающаяся
выраженными нарушениями со стороны органов и систем организма,
обычно не приводит к полной утрате трудоспособности.
Многие из числа лиц, прекративших профессиональную деятельность
в связи с выходом на пенсию по старости, без ограничений выполняют
посильный труд другого рода (по сравнению с допенсионным периодом)
в обычных или специально созданных производственных условиях или
домашнем хозяйстве, что обусловлено медленным развитием процесса
биологического старения организма, а также стойким сохранением
профессиональных навыков и социальных связей. Данное
обстоятельство учитывается при определении способности к трудовой
деятельности.
При проведении медико-социальной экспертизы лиц пожилого
возраста следует исходить из того, что в рамках действующего
законодательства сам по себе пожилой или старческий возраст не
может служить основанием для определения инвалидности и
ограничения способности к трудовой деятельности.
В сложных случаях экспертизы лиц пожилого и старческого
возраста, особенно при определении I и II групп инвалидности,
специалисты бюро МСЭ должны располагать данными социальной
диагностики, включая данные социально-бытового обследования
пенсионера, его активности в быту, способности к самообслуживанию,
зависимости от других лиц, а также данные профессионально-трудовой
диагностики.
Установление степени ограничения способности к трудовой
деятельности (ОСТ) следует проводить в соответствии с
"Классификациями и временными критериями, используемыми при
осуществлении медико-социальной экспертизы", утвержденными
Постановлением Минтруда и социального развития РФ и Минздрава РФ
от 29.01.97 N 1/30, а также методическими рекомендациями по
применению. Следует иметь в виду, что III степень ОСТ определяется
при неспособности или невозможности (противопоказанности) трудовой
деятельности ("Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в
учреждениях МСЭ", Метод. Рекомендации, ЦБНТИ, вып. 49, Москва,
2001 г.).
С целью стабилизации ситуации, связанной с обращениями граждан
пенсионного возраста в учреждения медико-социальной экспертизы для
установления инвалидности и степени ограничения способности к
трудовой деятельности, предлагаем:
1. Председателям клинико-экспертных комиссий лечебных
учреждений, руководителям бюро медико-социальной экспертизы:
- в своей работе неукоснительно руководствоваться
законодательными и нормативными актами, регламентирующими порядок
направления и проведения медико-социальной экспертизы.
2. Руководителям органов управления и учреждений
здравоохранения муниципальных образований края, руководителям бюро
медико-социальной экспертизы:
- обеспечить взаимодействие учреждений здравоохранения
и медико-социальной экспертизы на основе преемственности в
работе в целях предупреждения необоснованных направлений
пенсионеров на медико-социальную экспертизу и выработки единых
подходов к решению вопросов определения инвалидности, связанных с
возрастным фактором;
- организовать проведение разъяснительной работы с пациентами о
порядке направления на медико-социальную экспертизу граждан, в
т.ч. пенсионного возраста или длительно неработающих; о критериях
определения инвалидности и установления степени ограничения
способности к трудовой деятельности;
- принять меры по дополнительной подготовке специалистов
учреждений здравоохранения и медико-социальной экспертизы по
вопросам медико-социальной экспертизы;
- в срок до 01.12.2004 провести совместные семинары по вопросам
медико-социальной экспертизы, особое внимание обратив на порядок
направления и оформление медицинских документов (ф. 088/у-97),
критерии определения инвалидности и установления степени
ограничения способности к трудовой деятельности;
- информацию о принятых мерах представить в департамент
здравоохранения края и департамент социальной защиты населения
Краснодарского края в срок до 10.12.2004.
Руководитель
департамента здравоохранения
Краснодарского края
Э.А.АСЛАНЯН
Руководитель департамента
социальной защиты населения
Краснодарского края
Л.Н.ЕГОРОВА
|