ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2004 г. N 996-П
О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА"
Заслушав информацию о ходе исполнения Закона Краснодарского
края "Об организации и деятельности органов опеки и
попечительства", Законодательное Собрание Краснодарского края
отмечает, что исполнительными органами государственной власти
Краснодарского края и органами местного самоуправления проделана
определенная работа по выполнению Закона Краснодарского края "Об
организации и деятельности органов опеки и попечительства в
Краснодарском крае": выявляются дети, оставшиеся без попечения
родителей, и ведется их учет; осуществляется подбор граждан,
способных к выполнению обязанностей опекуна и попечителя,
осуществляется контроль за условиями содержания и воспитания
подопечных; создаются условия для развития сети учреждений
социального обслуживания населения, ведется контроль за их
деятельностью, оказывается правовая, организационная и
методическая помощь; выполняются специальные функции по опеке и
попечительству муниципальными учреждениями социальной защиты
населения, муниципальными учреждениями здравоохранения.
Во всех муниципальных органах управления образованием введены
ставки инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства. В
городах Кропоткине, Новороссийске, Славянске-на-Кубани созданы
межведомственные отделы по опеке и попечительству.
В соответствии с Законом Краснодарского края "Об организации и
деятельности органов опеки и попечительства в Краснодарском крае"
департамент образования и науки Краснодарского края в целях
контроля за осуществлением функций по опеке и попечительству
муниципальными органами управления образованием проводит проверки
их деятельности по исполнению данного Закона.
Вместе с тем органами опеки и попечительства зачастую не
выполняются требования статьи 11 названного Закона. В соответствии
с вышеуказанной нормой в органах опеки и попечительства должно
работать 224 инспектора (специалиста) школ по охране прав детства,
однако фактически работает 117. В органах опеки и попечительства
Абинского, Северского, Темрюкского, Мостовского районов работает
по одному инспектору (специалисту) школ по охране прав детства
вместо четверых специалистов по норме. В городе Краснодаре вместо
положенных 32 инспекторов (специалистов) школ по охране прав
детства работают лишь 13.
В городе Тихорецке, Староминском, Усть-Лабинском и Павловском
районах на инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства
дополнительно возложены обязанности уполномоченного по правам
ребенка, что названным Законом не предусмотрено и, соответственно,
создает сложности в выполнении ими своих прямых обязанностей.
В городе Анапе, Усть-Лабинском и Северском районах назначение
на должности инспекторов (специалистов) школ по охране прав
детства производится без учета наличия у кандидатов необходимой
профессиональной подготовки, профессионального и жизненного опыта.
В Отрадненском и Мостовском районах не соблюдаются критерии
качественного подбора кандидатур опекунов и попечителей, что
приводит к недобросовестному выполнению ими своих обязанностей.
Согласно вышеуказанному Закону функции по опеке и
попечительству могут возлагаться органами местного самоуправления
на муниципальные органы управления образованием, муниципальные
органы управления здравоохранением и муниципальные органы
социальной защиты населения. Контроль за осуществлением органами
местного самоуправления функций по опеке и попечительству возложен
на органы исполнительной власти Краснодарского края (департамент
образования и науки Краснодарского края, департамент
здравоохранения Краснодарского края и департамент социальной
защиты населения Краснодарского края).
Недостаточный уровень взаимодействия в работе органов опеки и
попечительства и органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приводит к
несвоевременному информированию органов опеки и попечительства о
ситуациях в неблагополучных семьях, в которых необходимо решение
вопроса об изъятии детей, и росту числа безнадзорных детей и
несовершеннолетних правонарушителей. Такая ситуация сложилась в
городах Сочи, Туапсе, Армавире, Белореченске и Крымске, Западном
округе города Краснодара.
Разобщенность в работе между органами опеки и попечительства и
учреждениями, занимающимися детьми, оставшимися без попечения
родителей, не позволяет должным образом решать вопросы
жизнеустройства этих детей, своевременно и в полном объеме
выплачивать положенные им пособия, обеспечивать их жильем. По
данным департамента образования Краснодарского края на конец 2003
года нуждающимися в предоставлении жилых помещений признаны 543
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. В 2004 году не было выделено средств из местных
бюджетов на приобретение жилья для детей-сирот, за исключением
Тихорецкого, Новопокровского, Щербиновского районов.
В Новокубанском, Усть-Лабинском, Отрадненском районах
интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, недостаточно финансируются за счет средств
местных бюджетов.
В настоящее время в региональный банк данных о детях-сиротах и
детях, оставшихся без попечения родителей, внесены сведения о 4690
детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, их число
по сравнению с 2003 годом увеличилось на 60 человек.
В крае были и остаются приоритетными такие формы устройства
детей в семью, как усыновление и передача под опеку
(попечительство). По данным департамента образования и науки
Краснодарского края на 1 января 2004 года в семьях граждан на
территории Краснодарского края воспитывается более 14 тысяч детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 39
учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, проживает 3700 детей. Таким образом, 79,2 процента
выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, находят новую семью и 20,8 процента направляются в
специализированные государственные учреждения.
Получили развитие такие формы жизнеустройства детей-сирот, как
приемная семья, а также временная форма их жизнеустройства -
семейная группа. При учреждениях социальной защиты создано 33
семейных воспитательных группы, где проживает 60
несовершеннолетних.
В шести Домах ребенка (из которых пять являются
специализированными для детей с поражением центральной нервной
системы и нарушениями психики) в течение 2003 года воспитывались и
получали реабилитационную помощь 584 ребенка. За истекший год в
Дома ребенка осуществлен прием 228 детей, 91 процент из них -
дети, оставшиеся без попечения родителей.
Анализ деятельности органов опеки и попечительства по
исполнению Закона Краснодарского края "Об организации и
деятельности органов опеки и попечительства" показал, что принятые
меры по совершенствованию деятельности органов опеки и
попечительства принесли определенный положительный результат, что
позволило активизировать формы семейного устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Однако принятие
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" требует приведения в соответствие с федеральным
законодательством законодательства Краснодарского края по вопросам
охраны и защиты прав детства.
На основании изложенного Законодательное Собрание
Краснодарского края постановляет:
1. Принять информацию о ходе исполнения Закона Краснодарского
края "Об организации деятельности органов опеки и попечительства"
к сведению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в
Краснодарском крае:
укомплектовать органы опеки и попечительства необходимым
количеством инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства
в соответствии с установленным нормативом, обратить внимание на
качественный подбор специалистов по опеке и попечительству;
изучить возможность образования самостоятельного органа
местного самоуправления для реализации полномочий по опеке и
попечительству;
развивать институт приемных семей, патронатную форму
организации воспитания детей, семейные группы;
создать необходимые условия для постинтернатной адаптации и
социализации выпускников детских домов и школ-интернатов, в том
числе через организацию социальных гостиниц;
принять необходимые меры по обеспечению соблюдения
законодательства в области обеспечения прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на получение и сохранение за
ними жилых помещений.
3. Предложить администрации Краснодарского края:
усилить контроль за реализацией органами местного
самоуправления полномочий по опеке и попечительству;
разработать проекты законов Краснодарского края по вопросам
определения краевых стандартов организации работы органов опеки и
попечительства, дополнительных гарантий социальной защиты детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском
крае и обеспечения основных гарантий прав ребенка в Краснодарском
крае и внести их на рассмотрение Законодательного Собрания
Краснодарского края не позднее 1 квартала 2005 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
|