УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 30 августа 2004 г. N СД-2.24-33/00149
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
"О ПРИМЕНЕНИИ ККТ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ"
Вопрос: Указывается ли в разделе "А" справки к товарно-
транспортной накладной федеральная или региональная марка
организацией производителем?
Ответ: Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1019
утвержден "Перечень документов, подтверждающих легальность
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на
территории РФ".
Настоящий Перечень определяет документы, удостоверяющие
легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной
продукции, что позволяет осуществить контроль за их прохождением и
движением от организации-производителя до потребителя на
территории РФ.
При отгрузке этилового спирта и алкогольной продукции
организация-производитель оформляет раздел "А" справки к товарно-
транспортной накладной.
На основании п. 5 письма Федеральной службы РФ по обеспечению
государственной монополии на алкогольную продукцию от 22.10.1997 N
4-10/2555 в строке "Маркировка специальными марками" необходимо
указать серию и код Госналогинспекции субъекта РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N
171-ФЗ (в ред. от 25.07.2002) федеральная специальная марка,
акцизная марка и региональная специальная марка являются
документами государственной отчетности, удостоверяющими законность
(легальность) производства и (или) оборота на территории
Российской Федерации алкогольной продукции и осуществление
контроля за уплатой налогов.
Региональная специальная марка, кроме того, является
подтверждением проведения субъектом Российской Федерации
специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и
безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной
продажи на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной
продукции на указанной территории.
Так как в Перечне не указано региональная специальная марка или
федеральная специальная марка, то организации-производителю
необходимо указывать обе марки в разделе "А" справки к товарно-
транспортной накладной.
Вопрос: Применяется ли ККМ при торговле с помещений
контейнерного типа?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника (Далее
- Закон о ККТ) включенная в Государственный реестр, применяется на
территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 2 Закона определены случаи, когда организации
и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут производить
наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на
других территориях, отведенных для осуществления торговли за
исключением магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок,
автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и
других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и
сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных
средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков
внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными
товарами.
Вопрос: Разрешено ли регистрировать ККМ модели Штрих ФР-Ф
отсутствующих в реестре? Обязательно ли страхование ККМ при
регистрации?
Ответ: В соответствии со статьей 3 закона о ККТ порядок ведения
Государственного реестра определяется Правительством Российской
Федерации.
Согласно письму N 33-0-11/1321@ от 06.02.2004 Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам разъяснило, что до
принятия соответствующих постановлений Правительства Российской
Федерации во исполнение Федерального закона налоговые органы
обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-
кассовой техники, включенной Государственной межведомственной
экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в
Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на
территории Российской Федерации, до принятия постановлений в
соответствии с Федеральным законом.
Таким образом, регистрацию ККМ модели Штрих ФР-Ф, в налоговом
органе, необходимо произвести по месту учета организации в
качестве налогоплательщика.
При регистрации контрольно-кассовой техники законодательством
Российской Федерации не предусмотрено обязательное страхование.
Следовательно, страхование может осуществляться только в
добровольном порядке.
Вопрос: Должны ли использовать ККМ адвокатские образования (в
том числе адвокатские кабинеты) и нотариусы при осуществлении
деятельности предусмотренной законодательством Российской
Федерации?
Ответ: Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской
Федерации (письмо Минфина России от 06.05.2004 N 04-01-14/2-59)
обязанность по применению контрольно-кассовой техники, согласно
статье 2 Закона о ККТ, возложена на организации и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг. К ответственности за
неприменение контрольно-кассовой техники при продаже товаров,
выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной статьей 14.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
могут привлекаться только организации торговли либо иные
организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы
либо оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в
качестве индивидуальных предпринимателей.
Между тем, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(далее - Закон об адвокатуре) и статьям 1 и 12 Основ
законодательства Российской Федерации о нотариате адвокатская и
нотариальная деятельность не являются предпринимательской. В
отличие от предпринимательской деятельности, которой граждане
вправе заниматься с момента его государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя, к осуществлению
адвокатской деятельности он вправе приступить с момента присвоения
статуса адвоката и регистрации территориальным органом юстиции, а
к деятельности нотариуса - с момента его назначения на должность
нотариуса органом юстиции. Целью адвокатской и нотариальной
деятельности является реализация предусмотренного статьей 48
Конституции Российской Федерации право каждого гражданина на
получение квалифицированной юридической помощи, то есть защита
прав, свобод и интересов юридических и физических лиц. Поэтому
результаты такой деятельности не могут рассматриваться как продажа
товаров, выполнение работ или оказание услуг с целью извлечения
прибыли.
В соответствии со статьей 20 Закона об адвокатуре адвокаты
осуществляют свою профессиональную деятельность в следующих формах
адвокатских образований: адвокатский кабинет - индивидуальная
форма адвокатской деятельности; коллегия адвокатов, адвокатское
бюро, юридическая консультация - коллективные формы организации
адвокатской деятельности.
Адвокатские образования, являющиеся некоммерческими
организациями, обеспечивают условия для осуществления
профессиональной деятельности своих членов-адвокатов. При этом в
соответствии с подпунктом пятым пункта 1 статьи 7 Закона об
адвокатуре, профессиональной обязанностью адвокатов - членов
указанных организаций является отчисление за счет полученного
вознаграждения средств в установленных размерах на содержание
соответствующего адвокатского образования. Для адвокатских
образований эти средства являются целевым финансированием, а не
платой за услуги, оказываемые адвокатам. При этом средства,
перечисляемые в обязательном порядке доверителями на банковский
счет или вносимые в кассу адвокатского образования, являются
платой за юридическую помощь, оказанную адвокатами, а не
адвокатским образованием.
За оказанную юридическую помощь адвокат получает вознаграждение
на условиях соглашения, заключенного между ним и доверителем.
Законодательство предусматривает также случаи оплаты его
деятельности из средств бюджета. С учетом публично-правового
статуса адвоката и особенностей его деятельности, действующее
законодательство предусматривает и ряд налоговых льгот.
Аналогичным образом определяют правовой статус нотариусов и их
положение в правовой системе государства Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате.
Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и нотариусы отнесены
Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2
статьи 11) к категории индивидуальных предпринимателей только для
целей Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации в своем определении от 6 июня 2002 г. N 116-О
отметил, что "данное в Налоговом кодексе Российской Федерации
определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-
терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 статьи 11
нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях
налогообложения. Самостоятельного регулятивного значения - как
норма прямого действия - абзац четвертый пункта 2 статьи 11
Налогового кодекса Российской Федерации не имеет.". Между тем,
Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники к
законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не
относится, поскольку предметом его регулирования являются не
налоговые отношения, а публично-правовые отношения, связанные с
осуществлением предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, адвокатские образования (в том числе
адвокатские кабинеты) и нотариусы при осуществлении деятельности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации, не
подпадают под сферу действия Федерального закона о применении
контрольно-кассовой техники и не должны использовать при
осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины.
Вопрос: Просим Вас дать разъяснение по применению ККМ в
страховых организациях. У нас имеется сеть страховых агентств по
краю?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона о ККТ
контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном
порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями
при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, могут
осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.1993 N 745 установлено, что бланки строгой
отчетности, приравненные к чекам, утверждаются Министерством
финансов Российской Федерации.
Минфин России письмом N 16-30-63 от 16.06.1994 утвердило бланки
строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам, для
осуществления денежных расчетов при оказании страховых услуг:
- Квитанция на получение страхового взноса (код формы по ОКУД
0796201);
- Квитанция о приеме платежей по государственному обязательному
страхованию (код формы по ОКУД 0796202);
- Квитанция о приеме взносов (платежей) по долгосрочным видам
страхования (код формы по ОКУД 0796203);
- Квитанция о приеме платежей по имущественным видам
страхования (код формы по ОКУД 0796204).
Таким образом, прием денежных средств от граждан может
производится с применением данных квитанций, а при наличных
расчетах с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
применять контрольно-кассовую технику.
Вопрос: Предприниматель осуществляет деятельность
"посреднические услуги на оформление заказов на обслуживание
автотранспортом, подпадающую под обложение единым налогом на
вмененный доход. Услуги оказываются предпринимателям-водителям.
Имеем ли мы право при расчетах с предпринимателями использовать
бланки строгой отчетности?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ
контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном
порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями
при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Также по пункту 2 статьи 2 Закона, организации и индивидуальные
предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт
без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг
населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой
отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ранее формы этих бланков для различных видов услуг утверждались
Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с
Государственной межведомственной экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам.
Однако до выхода соответствующих нормативных актов
Правительства Российской Федерации продолжают действовать все
ранее утвержденные формы бланков строгой отчетности.
На настоящий момент Министерство финансов Российской Федерации
не утверждало форму бланка для применения при расчетах
предпринимателей - водителей легковых такси с предпринимателем,
осуществляющим деятельность "посреднические услуги на оформление
заказов на обслуживание автотранспортом".
Таким образом, расчет за оказанные услуги можно осуществлять по
безналичному расчету, либо с применением контрольно-кассовой
техники.
Вопрос: Предприятие занимается оптовой торговлей
стройматериалами, операций с кассовым аппаратом не производит. На
побережье сезонно 2,5 месяца у нас функционирует база отдыха в
основном для своих сотрудников. Можно ли проводить реализацию
путевок на базу отдыха за наличный расчет по приходным ордерам и
счетам фактурам?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона о ККТ
контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном
порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями
при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, могут
осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.1993 N 745 установлено, что бланки строгой
отчетности, приравненные к чекам, утверждаются Министерством
финансов Российской Федерации.
Минфин России письмами N 16-30-65 от 16.06.1994, N 16-00-30-13
от 14.02.1995 и N 16-00-30-19 от 10.04.1996 утвердил в качестве
документа строгой отчетности форму бланка, которая может
использоваться при продаже путевок на базу отдыха за наличный
расчет сотрудникам (населению) для учета наличных денежных средств
без применения контрольно-кассовой техники, как бланки строгой
отчетности.
Таким образом, при продаже путевок на базу отдыха за наличный
расчет сотрудникам (населению) можно применять вышеуказанные
бланки строгой отчетности, а при продаже путевок за наличный
расчет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
применять контрольно-кассовую технику.
Одновременно сообщаем, что при удерживании денежных средств с
заработной платы сотрудника, согласно заявления, применение
контрольно-кассовой техники не обязательно.
Вопрос: Я зарегистрирован в качестве предпринимателя в одном
субъекте РФ а деятельность собираюсь вести в другом регионе. Где
мне ставить на учет кассовый аппарат?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона
контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в
налоговых органах по месту учета организации или индивидуального
предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Учитывая вышеизложенное, Вам необходимо зарегистрировать и
поставить на учет контрольно-кассовую технику в ИМНС по месту
Вашей регистрации в качестве предпринимателя.
Вопрос: Обязательна ли регистрация бланков строгой отчетности
(входные билеты на проведение мероприятий) в налоговых органах,
либо достаточно регистрации на предприятии?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о ККТ контрольно-
кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется
на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
При этом согласно п. 2 ст. 2 Закона организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, могут
осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг только населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Действующим российским законодательством обязанность по
регистрации бланков строгой отчетности в налоговых органах не
предусмотрена.
Начальник отдела
оперативного контроля и применения ККМ,
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
Г.Р.РАШИТОВ
|