УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 16 августа 2004 г. N 18-15/6011
ОБ ОТКРЫТИИ СЧЕТОВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ
Управление федерального казначейства Минфина России по
Краснодарскому краю, в связи с установлением фактов
необоснованного открытия в органах федерального казначейства
лицевых счетов получателей средств централизованным бухгалтериям,
сообщает следующее.
Осуществляя исполнение федерального бюджета, а также
обеспечение кассового исполнения бюджетов субъектов и местных
бюджетов в части средств, выделенных из федерального бюджета в
виде финансовой помощи, органы федерального казначейства открывают
лицевые счета получателей средств централизованным бухгалтериям
ввиду отсутствия у фактических распорядителей средств (органов
исполнительной власти субъекта - Управления социальной защиты
населения, департамент здравоохранения и т.д.) собственных
бухгалтерских служб.
В качестве основания для открытия лицевых счетов получателей
средств централизованным бухгалтериям рассматриваются
представляемые в органы казначейства соглашения, предусматривающие
возложение на централизованные бухгалтерии функций по организации
и ведению бухгалтерского учета.
Однако, наличие соглашения свидетельствует лишь о централизации
бухгалтерского учета в части полученных из федерального бюджета
средств и не означает делегирования прав получателя средств,
поскольку это не предусмотрено бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 60 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004
год", операции со средствами, выделенными из федерального бюджета
в виде финансовой помощи, в рамках исполнения бюджетов субъектов
Российской Федерации и бюджетов закрытых административно-
территориальных образований, осуществляются в порядке,
установленном для получателей средств федерального бюджета, на
счетах по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов, открытых в органах федерального казначейства.
Согласно положениям Приказа 142н, регулирующим порядок открытия
и ведения лицевых счетов для бюджетополучателей федерального
бюджета, лицевые счета в органах федерального казначейства
открываются лишь главным распорядителям, распорядителям и
получателям средств, а в рассматриваемом случае, получателям
средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде финансовой
помощи бюджету субъекта.
Согласно вышеупомянутому приказу, получателем средств является
орган государственной власти Российской Федерации или организация,
находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя
средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и
принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств
федерального бюджета.
Следовательно, поскольку централизованные бухгалтерии не
являются получателями целевых средств с лицевого счета
департамента по финансам, бюджету и контролю, основания для
открытия им лицевых счетов в органах федерального казначейства
отсутствуют.
Также при открытии лицевых счетов централизованным
бухгалтериям, а не получателям бюджетных средств, возникает вопрос
о возложении ответственности получателей за их использование, а
также выполнение органами федерального казначейства требований
Приказа Минфина N 142н по уведомлению налоговых органов об
открытии счетов не получателям - налогоплательщикам, а
организациям, выполняющим по их поручению функции бухгалтерского
учета. В данном случае, невозможным становится и выполнение
требований нормативных актов, регулирующих порядок осуществления
взыскания средств с получателей средств федерального бюджета по
исполнительным листам судебных органов.
Вместе с тем, делегирование функций организации и ведения
бухгалтерского учета централизованным бухгалтериям в случае
отсутствия бухгалтерских служб полностью соответствует нормам
гражданского и не противоречит нормам бюджетного законодательства.
На основании вышеизложенного, в случаях централизации
бухгалтерского учета на основании соглашений между получателями
соответствующих средств и централизованными бухгалтериями, лицевые
счета открываются главным распорядителям, распорядителям и
получателям средств на основании оформленных в установленном
порядке заявлений (без подписи главного бухгалтера).
Операции с указанными средствами производятся на основании
платежно-расчетных документов за подписями лиц (представителей
централизованных бухгалтерий), указанных в карточках образцов
подписей к лицевому счету получателя средств.
На основании изложенного, органам федерального казначейства
необходимо произвести инвентаризацию лицевых счетов получателей и
распорядителей средств федерального и краевого бюджетов с целью
устранения нарушений порядка открытия и ведения лицевых счетов в
органах федерального казначейства.
Руководитель управления
С.Б.ГУРАЛЬНИКОВ
|