УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 30 июля 2004 г. N ВК-2.21-15/00001
С наступлением 2004 года вступил в силу Федеральный закон от
11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу
26.1 части второй налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (за
исключением статьи 2 указанного Закона, которая вступила в силу со
дня официального опубликования Закона).
В связи с указанным изменением глава 26.1 "Система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской
Федерации изложена в новой редакции.
Введение в действие с 2004 года Закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ
внесло изменения не только в главу 26.1, но и в Закон РФ от
06.08.2003 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие
акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а
также о признании утратившими силу отдельных актов (положений
актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Внесенные изменения регулируют порядок налогообложения прибыли
сельскохозяйственных товаропроизводителей, как перешедших, так и
не перешедших с 2004 года на уплату ЕСХН.
Остановимся подробнее на изменениях в части налогообложения
прибыли, внесенных законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ.
Так, указанным Законом подтверждено действие льготы по налогу
на прибыль организаций для сельскохозяйственных
товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) до
01.01.2005.
С отменой льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей
для тех из них, кто не будет переходить на уплату ЕСХН,
предусмотрено сначала сохранение нулевой ставки, однако с течением
времени ставки будут повышаться.
В соответствии с Законами от 11.11.2003 N 147-ФЗ и от
06.08.2001 N 110-ФЗ (статьей 2.1 его) налоговая ставка по налогу
на прибыль организаций для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог) по деятельности, связанной с
реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а
также с реализацией произведенной и переработанной данными
организациями собственной сельскохозяйственной продукции,
устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 - 2005 годах - 0 процентов;
в 2006 - 2008 годах - 6 процентов;
в 2009 - 2011 годах - 12 процентов;
в 2012 - 2014 годах - 18 процентов;
начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284
Налогового кодекса Российской Федерации (т.е. по полной ставке).
Кроме того, статьей 2.1 Закона 110-ФЗ установлены ставки, по
которым сумма налога на прибыль для сельскохозяйственных
товаропроизводителей распределяется между бюджетами различных
уровней - федеральным и субъектов Российской Федерации.
Чтобы облегчить бухгалтеру работу по изучению налоговых
новшеств и обеспечить единый подход в применении перечисленных
Законов в отношении налогообложения прибыли сельскохозяйственных
товаропроизводителей, Управлением МНС России по Краснодарскому
краю подготовлен обзор наиболее часто встречающихся вопросов и
ответов.
1. Вопрос: В связи с тем, что с 01.01.2004 организация не
перешла на уплату ЕСХН, но занимается производством, переработкой
собственной сельскохозяйственной продукции, является ли она
плательщиком налога на прибыль от данного вида деятельности?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-
ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 346.2 НК
РФ установлено, что налогоплательщиками сельскохозяйственного
налога признаются организации и индивидуальные предприниматели,
отвечающие установленным требованиям настоящей главы.
Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного
налога организации, не отвечающие требованиям указанной статьи.
В этом случае предприятия, занимающиеся производством и
реализацией сельскохозяйственной продукции, подпадают под действие
главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, т.е. уплачивают
налог на прибыль от этого вида деятельности в общеустановленном
порядке.
Если сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие
критериям, установленным главой 26.1 НК РФ, не пожелали
осуществить переход на специальный налоговый режим в виде уплаты
ЕСХН, то налог на прибыль от этого вида деятельности уплачивается
в порядке, установленном статьей 2.1 Федерального закона от
06.08.2001 N 110-ФЗ (ред. от 08.12.2003).
2. Вопрос: Многие сельскохозяйственные предприятия имеют виды
деятельности, переведенные на систему налогообложения единым
налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при
этом доля дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции,
включая продукцию первичной переработки, в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70
процентов. Возможен ли переход такого предприятия на уплату ЕСХН?
Ответ: Статьей 346.2 главы 26.1 установлено, что не вправе
перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации
и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 "Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности" НК РФ. Согласно статье 346.26
указанной главы система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход применяется наряду с общей системой
налогообложения.
В связи с изложенным, такая категория налогоплательщиков не
может быть переведена на уплату ЕСХН и остается на общем режиме
налогообложения.
3. Вопрос: Имеют ли право налогоплательщики -
сельскохозяйственные товаропроизводители применять в 2004 - 2005
гг. ставку налога на прибыль в размере 0 процентов по прибыли,
полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной
продукции, если они не переведены на уплату единого сельхозналога
в силу имеющихся ограничений: имеют филиалы или точки розничной
торговли, переведенные на уплату единого налога на вмененный
доход?
Ответ: В соответствии со статьей 2.1 Закона РФ от 06.08.2003 N
110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также
о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для
сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на
систему налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по
деятельности, связанной с реализацией произведенной ими
сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией
произведенной и переработанной данными организациями собственной
сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих
порядке и размере:
в 2004 - 2005 годах - 0 процентов;
в 2006 - 2008 годах - 6 процентов;
в 2009 - 2011 годах - 12 процентов;
в 2012 - 2014 годах - 18 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными
товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные
предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и
(или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую
(промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или)
рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров
(работ, услуг) таких организаций или индивидуальных
предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими
сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы,
включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из
сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или)
выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
На основании вышеизложенного налогоплательщики, не переведенные
на уплату единого сельхозналога в силу имеющихся ограничений
(имеют филиалы или точки розничной торговли, переведенные на
уплату единого налога на вмененный доход), имеют право применять в
2004 - 2005 годах ставку по налогу на прибыль в размере 0
процентов по вышеуказанной деятельности только в случае, если они
являются сельскохозяйственными товаропроизводителями в
соответствии с приведенным в статье 346.2 Кодекса определением.
4. Вопрос: для определения возможности исчисления и уплаты
только квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль
организации, являющейся сельскохозяйственным товаропроизводителем,
но не перешедшей на уплату единого сельхозналога и применяющей по
данному виду деятельности ставку налога на прибыль в размере 0
процентов, следует ли учитывать весь доход (с учетом дохода от
реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции и (или)
выращенной ею рыбы, включая продукцию ее первичной переработки,
произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного
производства и (или) выращенной ею рыбы), или только доход по
видам деятельности, подпадающим под налогообложение по обычным
ставкам?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 286 НК РФ организации,
у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации,
определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не
превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, а
также бюджетные учреждения, иностранные организации,
осуществляющие деятельность в Российской Федерации через
постоянное представительство, некоммерческие организации, не
имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники
простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия
в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции
в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений,
выгодоприобретатели по договорам доверительного управления
уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам
отчетного периода.
При этом в соответствии со статьей 249 НК РФ в целях главы 25
НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации
товаров (работ, слуг) как собственного производства, так и ранее
приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений,
связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или
имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной
формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода
признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за
реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права,
признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271
или статьей 273 настоящего Кодекса.
Таким образом, при определении суммы дохода от реализации для
возможности применения пункта 3 статьи 286 НК РФ следует учитывать
все поступления, в том числе и от реализации произведенной
сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной
продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной
переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья
собственного производства и (или) выращенной ими рыбы.
Ответы на общие вопросы налогообложения прибыли
Вопрос: является ли плательщиком ежемесячных авансовых платежей
по налогу на прибыль бюджетная организация, осуществляющая
предпринимательскую деятельность, если размер доходов от этой
деятельности превысил три миллиона рублей в квартал?
Ответ: Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых
платежей определен статьей 286 НК РФ.
Согласно пункту 3 указанной статьи организации, у которых за
предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в
соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в
среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные
учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в
Российской Федерации через постоянное представительство,
некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации
товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении
доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах,
инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов,
полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели
по договорам доверительного управления уплачивают только
квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Определение бюджетного учреждения дано в Бюджетном кодексе
Российской федерации (далее - БК РФ). Бюджетным учреждением
является организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 главы 25 Кодекса
налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет
средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных
фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного
учреждения, и получающие доходы от источников, в целях
налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за
счет иных источников.
В целях настоящей главы иными источниками - доходами от
коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений,
получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации
товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные
доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница
между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных
работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без
учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически
осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой
деятельности.
При определении налоговой базы не учитываются доходы,
относящиеся в целях налогообложения прибыли в рамках статьи 251
Кодекса к целевым поступлениям и целевому финансированию, перечень
которых является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями
учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования,
целевых поступлений и других доходов, указанных в статье 251 НК
РФ, и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм
доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и
реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и
внереализационных доходов и расходов производится раздельно.
При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные
доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими
организациями не включаются доходы и расходы, связанные с
содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений
и организаций.
Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и
реализацией, и внереализационных доходов и расходов осуществляется
бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями в
соответствии с нормами, установленными Кодексом.
Таким образом, при наличии доходов от реализации (определяемых
в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса) от коммерческой
деятельности в бюджетных учреждениях в размерах, превышающих в
среднем три миллиона рублей за каждый квартал за предыдущие четыре
квартала, такие учреждения становятся плательщиками налога на
прибыль в общеустановленном порядке с обязательной уплатой
ежемесячных авансовых платежей.
Зам. начальника отдела
налогообложения прибыли дохода
В.В.КУЗНЕЦОВА
|