Вопрос: В 1999 году была приобретена квартира в рассрочку с
выплатой ее стоимости в течение 20 лет. Договор купли-продажи, как
требовалось на тот момент, зарегистрирован в органах БТИ. При
обращении в местную налоговую инспекцию по поводу налогового
вычета на часть уплаченной стоимости был получен отказ на
основании того, что отсутствует свидетельство о праве
собственности (такая регистрация появилась позднее), которое можно
получить только после выплаты всей стоимости квартиры. В связи с
этим интересует вопрос: каким образом можно получить налоговый
вычет (после 20 лет), ведь требуется подтверждение дохода,
собирать справки о заработной плате сейчас или через 20 лет?
Второй вопрос касается налога на имущество, который начисляется на
основании договора, зарегистрированного в БТИ. Получается, что для
налогового вычета физическое лицо собственником не является, так
как отсутствует свидетельство о праве собственности, а для уплаты
налога на имущество физическое лицо им является на основании
договора купли продажи.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 19 июля 2004 г. N ВГ-2.11-10/00080
Отдел работы с налогоплательщиками разъясняет следующее.
В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее
- НК РФ) при определении размера налоговой базы по налогу на
доходы физических лиц, налогоплательщик имеет право на получение
имущественных налоговых вычетов в сумме, израсходованной им на
новое строительство либо приобретение на территории Российской
Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически
произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение
процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в
банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на
новое строительство либо приобретение на территории Российской
Федерации жилого дома или квартиры.
В данной статье НК РФ указано, что имущественный налоговый
вычет предоставляется налогоплательщику на основании его
письменного заявления и документов, подтверждающих право
собственности на приобретенную квартиру, а также оформленных в
установленном порядке платежных документов, подтверждающих факт
уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным
ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со
счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты
о закупке материалов у физических лиц с указанием адресных и
паспортных данных продавца и другие документы).
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная
регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество
удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Таким образом, представление свидетельства о государственной
регистрации прав, или иного документа, устанавливающего право
собственности на квартиру на момент заявления льготы (подачи
декларации), является обязательным условием предоставления льготы
налогоплательщику.
Статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до
момента вступления в силу названного закона, признаются юридически
действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их
обладателей.
Также следует отметить, что во исполнение п. 2 Постановления
Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении правил
ведения единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним", главой администрации края принято
постановление от 29.04.1998 N 230 "О мерах по реализации
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ на территории
Краснодарского края", пунктом 9 которого установлено, что до
создания на местах филиалов Краснодарского краевого учреждения
юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним действующий порядок оформления прав на
недвижимое имущество и сделок с ним сохраняется за органами
технической инвентаризации, жилищными органами и комитетами по
земельным ресурсам и землеустройству.
Так, в соответствии с указанным постановлением организация
работы филиалов учреждений юстиции по регистрации прав в
Туапсинском районе произведена в апреле - июне 1999 года.
Учитывая вышеизложенное, имущественный вычет, установленный ст.
220 НК РФ, может быть предоставлен в части уплаченных в
соответствующем налоговом периоде денежных средств, на которые,
соответственно, имеются подтверждающие документы. Подтверждающими
документами, в том числе и в части удостоверения прав на
недвижимое имущество, могут служить: договор купли-продажи,
зарегистрированный в установленном порядке в органах БТИ (при
оформлении сделки купли-продажи в 1999 году, ввиду становления
системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество
через учреждения юстиции, допускается отсутствие свидетельства
государственной регистрации), документы, подтверждающие фактически
понесенные расходы на приобретение недвижимого имущества
(квартиры).
Более полный перечень документов, необходимых для получения
имущественного налогового вычета, можно получить в отделе работы с
налогоплательщиками ИМНС России по Туапсинскому району.
Начальник отдела
работы с налогоплательщиками
И.В.ГОНЧАРОВ
|