ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2004 г. N 908-П
ОБ ИТОГАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПАССАЖИРОПОТОКА В ПРИГОРОДНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
СООБЩЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПРИГОРОДНОГО
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
В соответствии с распоряжением председателя Законодательного
Собрания Краснодарского края В.А. Бекетова от 16 апреля 2004 года
N 387-р комиссией по обследованию пассажиропотока в пригородном
железнодорожном транспорте на территории Краснодарского края
совместно с региональной энергетической комиссией - департаментом
цен и тарифов Краснодарского края с привлечением независимой
организации PR&M Group было проведено обследование качественного и
количественного состава пассажиропотока и средней дальности
поездки пассажиров в пригородном электротранспорте.
Обследование проводилось в периоды с 18 по 28 апреля и с 23 по
28 мая 2004 года.
В апреле обследование проводилось по 36 маршрутам в будние и
выходные дни в разное время суток, включая ночь. Обследование
охватило все направления пригородного железнодорожного сообщения
Краснодарского края (Тимашевское, Тихорецкое, Новороссийское,
Кавказское, Туапсинское, Сочинское), а также пограничные с другими
регионами пригородные маршруты (Кавказская - Минеральные Воды,
Староминская - Ростов, Тихорецкая - Ростов, Кавказская -
Ставрополь, Белореченская - Хаджох). Были обследованы такие
отдаленные маршруты, как Староминская - Ейск, Кавказская - Армавир
и маршрут Туапсе - Адлер. Всего обследовано 4929 человек в 65
вагонах. В обследовании приняли участие депутаты Законодательного
Собрания Краснодарского края: С.А. Тимченко, И.И. Мельников, Г.И.
Зезюлин, Г.Д. Шабунин, Н.И. Осадчий, С.Н. Ярышев.
Для проверки маршрутов, проходящих по территории
Ставропольского края и Ростовской области, региональной
энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов
Краснодарского края было инициировано обращение к руководству
Управления пригородными пассажирскими перевозками открытого
акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО
"РЖД"), от которого была получена поддержка по всем вопросам.
Обследование проводилось с ведома руководства Краснодарского,
Ростовского, Минераловодского отделений структурных подразделений
Северо-Кавказской железной дороги (далее - СКЖД) - филиалов ОАО
"РЖД" согласно графику.
По итогам обследования в апреле текущего года 36 маршрутов
пригородной железнодорожной сети получены следующие результаты:
1. Установлена структура пассажиропотока:
----T------------------------------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Категория пассажиров ¦Количество ¦
¦п/п¦ ¦пассажиров ¦
¦ ¦ ¦(процентов)¦
L---+------------------------------------------------+------------
1. Взрослые пассажиры, оплачивающие полную стои- 36,0
мость проезда
2. Дети 3,1
3. Пассажиры, пользующиеся 50-процентными льготами 43,3
4. Пассажиры, пользующиеся 100-процентными льготами 17,6
__________________________________________________________________
2. Выявлен объем пассажиров, не имеющих на момент проверки
проездных документов. Из общего количества (4580 человек, кроме
железнодорожников, имеющих служебные формы N 3 и N 4)
обследованных пассажиров 1728 пассажиров на момент обследования не
имели проездных документов, или 37,7 процента.
К количеству пассажиров, следующих по проездным документам,
пассажиры, не имеющие на момент проверки проездного документа,
составили 60,6 процента, в том числе по категориям:
----T---------------------------------T--------------------------¬
¦ N ¦ Категория пассажиров ¦Количество безбилетных па-¦
¦п/п¦ ¦ссажиров на момент провер-¦
¦ ¦ ¦ки к пассажирам, следующим¦
¦ ¦ ¦по билетам (в процентном¦
¦ ¦ ¦соотношении) ¦
¦ ¦ +---------T----------------+
¦ ¦ ¦по данным¦по данным Крас-¦
¦ ¦ ¦проведен-¦нодарского отде-¦
¦ ¦ ¦ной про-¦ления СКЖД (обс-¦
¦ ¦ ¦верки ¦ледование в фев-¦
¦ ¦ ¦ ¦рале 2003 года) ¦
L---+---------------------------------+---------+-----------------
1. Взрослые пассажиры, оплачивающие
полную стоимость проезда 50,5 20,0
2. Дети 86,6 20,0
3. Пассажиры, пользующиеся 100-про
центными льготами, в том числе:
по Закону "О ветеранах" 45,7 -
по Закону "О социальной защите
инвалидов" 55,7 -
прочие (военнослужащие Минобороны
России, сотрудники МВД России,
ФСБ России) 94,7 -
4. Пассажиры, пользующиеся 50-про
центными льготами, в том числе:
студенты и школьники 71,3 -
по Закону "О ветеранах" 58,1 -
5. По всем категориям 60,6 -
__________________________________________________________________
В результате обследования установлено, что процентное отношение
пассажиров, не имеющих на момент проверки проездных документов, к
пассажирам, следующим по билетам, в разрезе маршрутов следования
зависело в первую очередь от вида тяги: в поездах на локомотивной
тяге, где в каждом вагоне имеется проводник, безбилетных
пассажиров было значительно меньше, чем в электричках. Средний
процент безбилетных пассажиров в поездах на локомотивной тяге
составил - 20,5 процента, в электричках - 85,9 процента, в том
числе на маршрутах, пограничных с другими регионами, на
локомотивной тяге - 64,1 процента (Кавказская - Ставрополь), в
электричках - 130,2 процента (Кавказская - Минеральные Воды,
Староминская - Ростов, Тихорецкая - Ростов).
В пригородных поездах на локомотивной тяге реализация билетов в
пути производится кассиром в первом вагоне. Пассажиров, вошедших в
обследуемый вагон и проходящих далее в первый вагон для
приобретения билетов, регистраторы не фиксировали как пассажиров,
не имеющих проездного документа. Регистрировали только тех
пассажиров, которые оставались в вагоне до конца следования и не
приобретали проездные билеты.
В электричках реализация билетов в пути производится
разъездными кассирами. Как правило, это бригада из двух кассиров,
которая в течение пути следования проходит по составу, проверяет
наличие билета и в случае его отсутствия реализует билеты на
месте. Количество проходов кассиров из одного конца поезда в
другой зависит от количества вагонов, длины маршрута и
загруженности вагонов. Количество вагонов в составе колеблется от
двух (Староминская - Ейск) до десяти (Туапсе - Адлер),
протяженность маршрута колеблется от 7 зон (Белореченск - Хаджох)
до 29 зон (Кавказская - Минеральные Воды), загруженность одного
вагона на маршруте Староминская - Ейск составляла 10 человек, а на
маршруте Староминская - Тимашевская - Краснодар - 200 человек.
Порою бригада в десятивагонном составе с большой загруженностью
вагонов может сделать не более одного прохода. Отсюда большое
количество пассажиров, которых разъездные кассиры вовремя не
обслужили.
Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и
тарифов Краснодарского края неоднократно обращалась к руководству
Краснодарского отделения структурного подразделения СКЖД - филиала
ОАО "РЖД" (далее - Краснодарское отделение СКЖД) с просьбой
предоставить для уточнения количества безбилетных пассажиров
информацию за соответствующие периоды о количестве и стоимости
реализованных разъездными кассирами билетов, о сумме штрафов,
наложенных ревизорами-контролерами, о штатной численности
ревизоров и кассиров и установленных для них планах сбора.
В настоящее время представлены не подтвержденные документально
данные о количестве реализованных разъездными кассирами билетов по
пяти маршрутам. Средний процент обслуженных кассирами пассажиров
от общего количества пассажиров, не имеющих на момент обследования
проездных документов, по представленным пяти маршрутам составляет
только 33,1 процента. Отсюда следует, что около 70 процентов от
общего количества пассажиров, не имеющих при обследовании
проездных документов, так и не приобретают их.
3. В результате обследования получен материал по средней
дальности поездки пассажиров с билетами и безбилетных пассажиров
(со слов) в разрезе категорий пассажиров по каждому обследуемому
направлению.
Средняя дальность поездки в зонах по всем направлениям по
пассажирам с билетами составила - 7,0 зоны, по пассажирам, не
имеющим на момент обследования проездных документов, - 6,8 зоны.
По итогам собранных и обработанных материалов по обследованию
на трех этапах проверки получены следующие результаты:
1. Рассчитана структура категорий пассажиров, следующих в
пригородных электропоездах, в пересчете на полный взрослый билет.
Данные о занижении со стороны Краснодарского отделения СКЖД
количества пассажиров, следующих по платным билетам, следующие:
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ Категория пассажиров ¦Структура пассажиропо-¦
¦п/п¦ ¦тока (процентов) ¦
¦ ¦ +---------T------------+
¦ ¦ ¦по данным¦по данным¦
¦ ¦ ¦независи-¦Краснодарс- ¦
¦ ¦ ¦мой орга-¦кого отделе-¦
¦ ¦ ¦низации ¦ния СКЖД (за¦
¦ ¦ ¦ ¦9 месяцев¦
¦ ¦ ¦ ¦2003 года) ¦
L---+-------------------------------------+---------+-------------
1. Пассажиры, следующие по полным взрос
лым билетам (взрослые, детские, 50-
процентные в пересчете на полные би- 63,33 43,94
леты)
2. Пассажиры, следующие по полным взрос
лым бесплатным билетам (100-процент
ным и 50-процентным льготам в перес
чете на полные билеты) 36,67 56,06
__________________________________________________________________
2. Рассчитана по трем этапам структура категорий пассажиров, не
имеющих на момент проверки проездного документа (в процентах к
пассажирам этой же категории, следующих по проездным документам):
----T-----------------------------T------------------------------¬
¦ N ¦ Категория пассажиров ¦Количество безбилетных пасса-¦
¦п/п¦ ¦жиров на момент проверки к па-¦
¦ ¦ ¦ссажирам, следующим по билетам¦
¦ ¦ ¦(в процент-ном соотношении) ¦
¦ ¦ +---------T--------------------+
¦ ¦ ¦по данным¦по данным Краснодар-¦
¦ ¦ ¦трех эта-¦кого отделения СКЖД¦
¦ ¦ ¦пов про-¦(обследование в фев-¦
¦ ¦ ¦верки ¦рале 2003 года) ¦
L---+-----------------------------+---------+---------------------
1. Взрослые пассажиры, оплачива
ющие полную стоимость проезда 71,00 20,0
2. Дети 79,46 20,0
3. Пассажиры, пользующиеся 100-
процентными льготами, в том
числе:
по Закону "О ветеранах" 52,04 -
по Закону "О социальной защи
те инвалидов" 63,72 -
железнодорожники по талонам 80,45 -
прочие (военнослужащие Мин
обороны России, сотрудники
МВД России, ФСБ России) 130,39 -
4. Пассажиры, пользующиеся 50-
процентными льготами, в том
числе:
студенты и школьники 105,3 -
по Закону "О ветеранах" 58,63 -
5. По всем категориям 82,06 -
__________________________________________________________________
На третьем этапе обследования процент пассажиров, следующих на
момент проверки без проездных документов, к пассажирам, следующим
по билетам (60,6 процента), значительно ниже, чем в среднем по
итогам трех этапов обследования (82,06 процента). Одновременно с
этим на третьем этапе процент безбилетных пассажиров на маршрутах
Краснодарского края и маршрутах Республики Адыгея ниже, чем на
пограничных с другими регионами маршрутах (на локомотивной тяге -
20,5 процента по сравнению с 64,1 процента, в электричках - 85,9
процента по сравнению с 130,2 процента). Это объясняется мерами,
которые дирекция по перевозке пассажиров в пригородном сообщении
Краснодарского отделения СКЖД предприняла после проведения двух
этапов обследования пассажиропотока в связи с принципиальной и
последовательной позицией региональной энергетической комиссии -
департамента цен и тарифов Краснодарского края по вопросам борьбы
с безбилетными пассажирами и экономии краевого бюджета.
Предпринятые Краснодарским отделением СКЖД меры являются еще одним
положительным результатом проведенного обследования.
Изучение, анализ и дальнейшее применение результатов трех
этапов обследования пассажиропотока в пригородном железнодорожном
транспорте в Краснодарском крае, республике Адыгея и на
пограничных с Краснодарским краем маршрутах в Ростовской области и
Ставропольском крае позволили:
1. Снизить уровень экономически обоснованного тарифа.
Основной задачей обследования на первых двух этапах являлся
расчет объема и структуры скрытого пассажирооборота (пассажиров,
следующих на момент проверки без билетов), используемый для
определения реального пассажирооборота пригородных железнодорожных
перевозок.
В настоящее время (с 1 апреля 2004 года) на проезд в
электропоездах установлен тариф в размере 4 рубля за 10 пас/км, в
то время как Краснодарское отделение СКЖД представляло в
региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов
Краснодарского края при регулировании следующие расчетные тарифы:
на 2003 год - в размере 10 рублей;
на 2004 год - в размере 7 рублей 40 копеек.
Разница в тарифах должна покрываться из краевого бюджета.
При установлении тарифа на 2003 год в размере 3 рублей 20
копеек региональной энергетической комиссией - департаментом цен и
тарифов Краснодарского края за счет снижения затрат и изменения
методики расчета тарифа снижен уровень экономически обоснованного
тарифа с 10 рублей до 6,01 рубля.
При установлении тарифа на 2004 год региональной энергетической
комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края за
счет включения в общий пассажирооборот доли безбилетных пассажиров
по итогам двух этапов обследования снижен уровень экономически
обоснованного тарифа с 7 рублей 40 копеек до 4 рублей 85 копеек.
2. Уменьшить в связи со снижением экономически обоснованного
тарифа с 7 рублей 40 копеек до 4 рублей 85 копеек на 167,74 млн.
рублей расчетную сумму выпадающих доходов на 2004 год, возникающих
вследствие межтарифной разницы, в том числе по пассажирам,
оплачивающим проезд, - на 102,1 млн. рублей.
(млн. рублей)
---------------------------------T----------T-----------T--------¬
¦ Категории пассажиров ¦Сумма меж-¦Сумма меж-¦Экономия¦
¦ ¦тарифной ¦тарифной ¦краевого¦
¦ ¦разницы ¦разницы при¦бюджета ¦
¦ ¦при тарифе¦тарифе 4,85¦ ¦
¦ ¦7,40 руб-¦рубля, рас-¦ ¦
¦ ¦ля, пред-¦считанном ¦ ¦
¦ ¦лагаемом ¦региональ- ¦ ¦
¦ ¦Краснодар-¦ной комис-¦ ¦
¦ ¦ским отде-¦сией - де-¦ ¦
¦ ¦лением ¦партаментом¦ ¦
¦ ¦СКЖД ¦цен и тари-¦ ¦
¦ ¦ ¦фов Красно-¦ ¦
¦ ¦ ¦дарского ¦ ¦
¦ ¦ ¦края ¦ ¦
L--------------------------------+----------+-----------+---------
Пассажиры, оплачивающие проезд 169,04 66,94 102,10
Пассажиры, имеющие льготы 102,30 36,66 65,64
Всего 271,34 103,60 167,74
__________________________________________________________________
3. Рассчитать, используя выявленные в результате двух этапов
обследования данные по доле пассажиров, оплачивающих проезд, и
объему нелегального пассажирооборота величину недополученного
дохода за 2003 год.
Руководством СКЖД Краснодарскому отделению СКЖД были доведены
доходы по Краснодарскому краю от пригородных пассажирских
перевозок за 2003 год в сумме 73,72 млн. рублей. По расчетным
данным региональной энергетической комиссии - департамента цен и
тарифов Краснодарского края доход за 2003 год должен был составить
251,99 млн. рублей, в том числе за счет увеличения доли
пассажиров, оплачивающих проезд, - на 47,55 млн. рублей, за счет
включения в общий пассажирооборот нелегального пассажирооборота -
на 92,9 млн. рублей.
В расчет экономически обоснованного тарифа, экономии выпадающих
доходов и недополученных доходов положены:
пассажирооборот Краснодарского отделения СКЖД по пригородным
пассажирским перевозкам за 2003 год в объеме 826,3 млн. пас/км;
фактические затраты, отнесенные на пригородные перевозки в
Краснодарском крае в 2003 году, в размере 590,54 млн. рублей;
процент пассажиров, не имеющих на момент проверки проездных
документов, к пассажирам, следующим по билетам каждой категории,
уменьшенный на 30 процентов с учетом работы разъездных кассиров.
Вторым важным фактором, снижающим уровень экономически
обоснованного тарифа, а следовательно, и размер дотаций из
краевого бюджета, является сумма расходов, относимая на
пригородные пассажирские перевозки в Краснодарском крае.
(млн. рублей)
-------------------T-----T-----T-----T------T------------------------¬
¦ Показатели ¦ 2000¦ 2001¦ 2002¦ 2003 ¦В процентном соотношении¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год +-----T-----T-----T------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2001¦ 2002¦ 2003¦ 2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к ¦ к ¦ к ¦ к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000¦ 2001¦ 2002¦ 2000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году¦ году¦ году¦ году ¦
L------------------+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----+-------
Расходы, относимые
на пригородные же
лезнодорожные пе
ревозки 240,2 346,2 557,6 590,54 144,1 161,1 105,0 245,0
______________________________________________________________________
Бесконтрольность и полная непрозрачность расходов, относимых на
пригородные перевозки в Краснодарском крае, привели к обвальному
росту затрат, относимых на пригородные перевозки (за три года
затраты выросли в 2,5 раза, в том числе по предприятиям дорожного
подчинения - в 5,4 раза), что, в свою очередь, резко увеличило
уровень планово-экономического тарифа и сумму межтарифной разницы,
подлежащую возмещению из краевого бюджета.
По предприятиям дорожного подчинения сумма затрат, отнесенная
на пригород в 2003 году, составила 342,76 млн. рублей, это больше
половины общих затрат по пригородным перевозкам в Краснодарском
отделении СКЖД (54,0 процента).
Действующая в настоящее время методика для расчетов возмещения
убытков с субъектами полностью исключает механизм анализа затрат,
относимых на пригородные железнодорожные перевозки, в том числе
затрат предприятий дорожного подчинения. С чем, естественно,
согласиться нельзя.
Именно поэтому тариф в размере 4,0 рубля на проезд в
пригородном железнодорожном транспорте установлен с 1 апреля 2004
года при взятых на себя обязательствах Краснодарским отделением
СКЖД о представлении материалов, раскрывающих затраты предприятий
дорожного подчинения, согласно протоколу согласования условий
расчета экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров
по Краснодарскому краю пригородным железнодорожным транспортом
между региональной энергетической комиссией - департаментом цен и
тарифов Краснодарского края и Краснодарским отделением СКЖД от 21
января 2004 года. То есть тариф, рассчитанный региональной
энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов
Краснодарского края в размере 4 рублей 85 копеек, будет признан
экономически обоснованным только после раскрытия и подтверждения
экономической обоснованности затрат предприятий дорожного
подчинения.
В случае невыполнения со стороны Краснодарского отделения СКЖД
условий вышеуказанного протокола тариф в размере 4 рублей 85
копеек в качестве экономически обоснованного приниматься не будет
и, следовательно, сумма выпадающих доходов на 2004 год,
возникающая вследствие межтарифной разницы, не сможет быть
рассчитана и предъявлена со стороны Краснодарского отделения СКЖД
в адрес администрации Краснодарского края.
Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и
тарифов Краснодарского края осуществляет регулирование тарифов на
пригородные железнодорожные перевозки в соответствии с пунктом 3
статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995
года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)".
Право вводить государственное регулирование тарифов на
перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом
предоставляется субъекту Российской Федерации при условии
возмещения убытков, возникающих от межтарифной разницы по
количеству перевезенных пассажиров, за счет средств собственного
бюджета.
Однако в последнее время ОАО "РЖД" усиленно насаждается мнение
о необходимости покрытия всех убытков от перевозки пассажиров
пригородным транспортом из бюджетов субъектов, в то время как
субъект отвечает только за межтарифную разницу от регулирования
тарифов на пригородные перевозки. В ситуации, когда убыточные
дирекции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении будут
выделены в самостоятельные компании и одновременно лишены
поддержки от перекрестного субсидирования за счет
высокорентабельных грузовых перевозок, ОАО "РЖД" решило переложить
бремя всех убытков на субъект и закрепить это документально. При
этом дополнительная прибыль от грузовых перевозок будет оставаться
в распоряжении ОАО "РЖД".
Так, уже пунктом 8 Постановления Правительства Российской
Федерации от 18 мая 2001 года N 384 "О программе структурной
реформы на железнодорожном транспорте" органам законодательной
(представительной) и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации рекомендуется обеспечить полную компенсацию убытков от
перевозок пассажиров в пригородном сообщении на федеральном
железнодорожном транспорте.
В проекте концепции "О построении тарифов на перевозку
пассажиров в пригородном сообщении" в разделе "О дальнейших
действиях по разработке и введению новой методики построения
тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении"
перевозчикам, осуществляющим пригородные перевозки, указывается на
целесообразность совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, рассмотрения графика поэтапной
ликвидации убыточности перевозок пассажиров в пригородном
сообщении по каждому субъекту Российской Федерации.
В проекте генерального соглашения между ОАО "РЖД" и субъектами
Российской Федерации о взаимодействии и сотрудничестве будущее
участие администрации Краснодарского края в создаваемой компании
по перевозке пассажиров в пригородном сообщении в качестве
соучредителя рассматривается как гарантия безубыточной
деятельности компании.
При этом речь идет о покрытии убытков в несколько сотен
миллионов рублей. Так, за 2003 год убытки от перевозки пассажиров
в пригородном железнодорожном транспорте в Краснодарском крае
составили 516,8 млн. рублей.
В соответствии с соглашением о взаимодействии между
администрацией Краснодарского края и ОАО "РЖД" на 2004 год
перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении
должны осуществляться на основе социального заказа, формируемого
администрацией Краснодарского края в соответствии с техническими
возможностями СКЖД. При этом указанным выше соглашением определены
обязательства администрации Краснодарского края по возмещению
убытков от выпадающих доходов, возникших в результате
регулирования тарифа, в рамках выполнения социального заказа на
пригородные перевозки.
Учитывая наличие в Краснодарском крае разветвленной
автотранспортной сети и других видов транспорта, руководство края
уже сегодня ставит перед собой задачу регулирования деятельности
пригородного транспорта на основе разумного сочетания бюджетной и
транспортной политики. Можно повышать эффективность использования
и развития разных видов транспорта с учетом их провозной
способности, капиталоемкости, экологических факторов. Перед краем
открываются альтернативные пути решения крупной социальной задачи.
Администрация края будет вынуждена выбирать, в какие виды
транспорта инвестировать бюджетные средства, и устанавливать
договорные отношения с транспортными предприятиями, оговаривая
качество обслуживания.
Другими словами, в крае должна быть выработана стратегия
развития пригородного транспорта с привлечением всех
заинтересованных организаций и государственных органов, а также
краевой науки и российской науки в целом.
В отношении пригородного железнодорожного транспорта для
решения поставленных задач прежде всего необходим анализ доходов,
расходов, перспектив развития по каждому маршруту движения
пригородных поездов.
Учитывая большую социальную значимость пригородных пассажирских
перевозок для населения края, предстоящее выделение в
самостоятельную дочернюю компанию дирекции по перевозкам
пассажиров в пригородном сообщении с предполагаемым
соучредительством в ней администрации Краснодарского края, переход
взаимоотношений между администрацией Краснодарского края и ОАО
"РЖД" на договорную основу в целях максимально полного и
качественного удовлетворения спроса населения края в пригородных
железнодорожных перевозках в условиях ограниченности краевого
бюджета Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать результаты, полученные в процессе проведения трех
этапов обследования пассажиропотока в пригородном железнодорожном
транспорте в 2003 - 2004 годах, объективными, а проведение самого
обследования своевременным и необходимым.
2. Рекомендовать региональной энергетической комиссии -
департаменту цен и тарифов Краснодарского края (С.Н. Милованов):
1) использовать результаты, полученные при обследовании
пригородного железнодорожного транспорта, для расчета экономически
обоснованного тарифа и объема выпадающих доходов, возникающих от
межтарифной разницы;
2) разработать план проверок расходов Краснодарского отделения
СКЖД, отнесенных на пригородные перевозки в Краснодарском крае, до
1 января 2005 года.
3. Предложить департаменту по транспорту и связи Краснодарского
края (А.А. Евсюков):
1) поэтапно (2004 - 2005 годы) разработать стратегию развития и
использования пригородного железнодорожного транспорта на основе
оптимального сочетания бюджетной и транспортной политики;
2) при заключении договора об организации пригородных
железнодорожных перевозок между ОАО "РЖД" и администрацией
Краснодарского края на 2005 год определить перечень пригородных
маршрутов для включения в договор, подкрепленный бюджетным
финансированием.
4. Предложить департаменту по финансам, бюджету и контролю
Краснодарского края (С.В. Гостев) при формировании краевого
бюджета на 2005 год рассчитать до 1 ноября 2004 года сумму
компенсации, подлежащую возмещению из краевого бюджета в связи с
регулированием тарифа по маршрутам, включаемым в договор об
организации пригородных железнодорожных перевозок между ОАО "РЖД"
и администрацией Краснодарского края на 2005 год.
5. Рекомендовать СКЖД (В.Б. Воробьев):
1) отменить рекомендации, имеющие для структурных подразделений
СКЖД обязательный характер, по применению методики распределения
расходов, доходов и убытков от пригородных пассажирских перевозок
по субъектам Российской Федерации как противоречащие:
Федеральному закону от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и постановлению
правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О
мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)";
принципам бюджетной независимости субъектов Российской
Федерации;
положениям, определенным программой структурной реформы на
железнодорожном транспорте, о достижении прозрачности деятельности
предприятий железнодорожного транспорта и сокращении
эксплуатационных затрат;
2) учитывая, что действующая в настоящее время номенклатура
расходов по основной деятельности железных дорог не обеспечивает
прозрачности затрат, относимых на пригородные железнодорожные
перевозки в рамках края, в том числе по отдельным маршрутам,
обеспечить до 1 января 2005 года введение учета:
по распределяемым расходам в рамках субъектов;
в разрезе пригородных маршрутов и отдельных рейсов;
по расходам на основе договоров;
3) для анализа рентабельности или убыточности каждого
пригородного маршрута и отдельного рейса с учетом возможности
возникновения разных собственников внедрить до 1 декабря 2004 года
систему учета реализации билетов по категориям в разрезе каждого
маршрута и рейса на всем пути следования, включая другие регионы
по пограничным маршрутам;
4) для рассмотрения возможности участия администрации
Краснодарского края в качестве соучредителя во вновь создаваемой
пригородной дочерней компании представить до 1 ноября 2004 года в
администрацию Краснодарского края бизнес-план создания совместной
компании по обслуживанию пассажиров в пригородном железнодорожном
сообщении в Краснодарском крае;
5) разработать проект программы мероприятий, направленной на
снижение количества безбилетных пассажиров, и представить в
департамент по транспорту и связи Краснодарского края для
согласования до 1 декабря 2004 года.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
|