ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2004 г. N 873-П
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации
Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект
федерального закона "О внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации" (прилагается).
2. Направить проект федерального закона "О внесении изменений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" на
заключение в Правительство Российской Федерации.
3. Уполномочить члена Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации Шишкова Алексея Николаевича от имени
Законодательного Собрания Краснодарского края представлять данный
законопроект при его рассмотрении в Государственной Думе и Совете
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее постановление в законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную
инициативу Законодательного Собрания Краснодарского края.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
финансово-бюджетной и экономической политике.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 23 июня 2004 г. N 873-П
Вносится
Законодательным Собранием Краснодарского края
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Внести в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N
31, 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2002, N 1, ст.
2; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст.
2873; N 52, ст. 5037) следующие изменения:
1) подпункт 8 пункта 1 статьи 21 после слова "выездной"
дополнить словами "и оперативной";
2) пункт 1 статьи 36 после слова "выездных" дополнить словами
"и оперативных";
3) в статье 87:
часть первую после слова "камеральные" дополнить словом ",
оперативные";
часть вторую после слова "камеральных" дополнить словом ",
оперативных";
4) статью 88 дополнить частью шестой следующего содержания:
"По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган
обязан принять решение о целесообразности проведения оперативной
или выездной налоговой проверки налогоплательщика.";
5) дополнить статьей 88.1 следующего содержания:
"Статья 88.1. Оперативная налоговая проверка
Оперативная налоговая проверка проводится по месту нахождения
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и (или)
его обособленных подразделений.
Оперативная налоговая проверка проводится на основании решения
руководителя (его заместителя) налогового органа.
Целью проведения оперативной налоговой проверки является
контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-
кассовой техники и при осуществлении операций с подакцизными
товарами, указанными в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса,
состоянием налично-денежного обращения, а также выявление фактов
взаимозависимости налогоплательщиков (плательщиков сборов,
налоговых агентов), хозяйственных операций, совершенных
исключительно с целью снижения (сокрытия) налоговой базы, объектов
налогообложения.
Оперативная налоговая проверка может проводиться по одному или
нескольким налогам, видам (направлениям) деятельности, операциям и
другим основаниям. При наличии необходимости оперативная налоговая
проверка может проводиться в отношении нескольких
налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов).
Количество оперативных налоговых проверок, проводимых в
отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового
агента) в течение года, не может быть больше четырех.
Продолжительность оперативной налоговой проверки не может
составлять более семи дней. Руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа в исключительных случаях может
увеличить продолжительность оперативной налоговой проверки до
четырнадцати дней.
Срок проведения оперативной налоговой проверки включает в себя
время фактического нахождения проверяющих на территории
проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового
агента).
Налоговые органы вправе проверять филиалы, представительства и
иные обособленные подразделения налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента) независимо от проведения проверок самого
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых
органов, осуществляющие оперативную налоговую проверку, могут
производить осмотр (обследование) производственных, складских,
торговых и иных помещений и территорий, используемых
налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном
статьей 92 настоящего Кодекса.
При наличии у осуществляющих оперативную налоговую проверку
должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы,
свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка
этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего
Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте
о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и
приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик
(плательщик сбора, налоговый агент) имеет право при выемке
документов делать замечания, которые должны быть по его требованию
внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы,
прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента). В случае отказа
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) скрепить
печатью или подписью изымаемые документы об этом делается
специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается
налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту).
По результатам оперативной налоговой проверки составляется
справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее
проведения, а также обязательно указывается о необходимости
(отсутствии необходимости) проведения выездной налоговой проверки
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Формы решения руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа о проведении оперативной налоговой проверки и
справки о проведенной оперативной налоговой проверке
разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской
Федерации.";
6) пункт 1 статьи 91 после слова "выездной" дополнить словами
"или оперативной";
7) в статье 92:
пункт 1 после слова "выездную" дополнить словами "или
оперативную";
пункт 2 после слова "выездной" дополнить словами "или
оперативной";
8) пункт 1 статьи 94 после слова "выездную" дополнить словами
"или оперативную";
9) пункт 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:
"1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных
действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при
проведении выездных или оперативных налоговых проверок, в качестве
специалиста может быть привлечено любое лицо, обладающее
соответствующими знаниями и навыками по вопросам, подлежащим
налоговому контролю, и не заинтересованное в исходе дела.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
Москва, Кремль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Настоящий законопроект подготовлен с целью улучшения
администрирования налоговыми органами уплаты налогов и сборов.
Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым
органам право осуществлять контроль за правильностью исчисления и
уплаты налогов и сборов. Наиболее эффективным способом контроля
являются налоговые проверки. Налоговые органы имеют право
проводить камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральные налоговые проверки проводятся налоговыми органами
после сдачи налогоплательщиком отчетности. Целью камеральной
проверки является выявление ошибок в заполнении документов или
противоречий между сведениями в представленных документах. При
проведении камеральной проверки налоговый орган имеет право
запросить у налогоплательщика дополнительные сведения, получить
объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов. Камеральные проверки проводятся в
помещении налогового органа и возможности проверяющих сильно
ограничены (отсутствует право проверять первичные документы
налогоплательщика, проводить осмотры, инвентаризации, экспертизы и
другие мероприятия налогового контроля).
Выездная налоговая проверка предусматривает проведение проверки
на территории налогоплательщика. В ходе выездной проверки
налоговые органы имеют право проверять всю документацию
налогоплательщика, проводить осмотры, инвентаризацию имущества
налогоплательщика и другие мероприятия налогового контроля. Срок
проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух
месяцев. Выездная проверка может быть продлена вышестоящим
налоговым органом не более чем на один месяц. Не допускается
проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же
налогам за уже проверенный налоговый период, за исключением ряда
случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.
Выездные налоговые проверки являются очень трудоемкими и
требуют значительных затрат времени налоговых инспекторов.
Налоговые органы обязаны проводить выездные проверки всех
налогоплательщиков не реже одного раза в три года. На практике
налогоплательщики, своевременно сдающие налоговую отчетность, в
которой соблюдена взаимная увязка всех показателей, и не имеющие
недоимки, не попадают в сферу оперативного внимания налоговых
органов и не подвергаются выездной налоговой проверке.
В итоге нередки случаи, когда налогоплательщик может начать
деятельность, провести все необходимые операции, завершить свою
деятельность, вывести из предприятия без нарушения
законодательства все активы, и только после того, как он
перестанет сдавать отчетность, на него будет обращено внимание
налоговых органов.
В законопроекте предлагается предоставить налоговым органам
право проводить оперативные налоговые проверки. Целью проведения
оперативной налоговой проверки является выявление
налогоплательщиков, которые используют схемы (легальные и
нелегальные) уклонения от налогообложения, выявление хозяйственных
операций, совершенных исключительно с целью снижения (сокрытия)
налоговой базы, объектов налогообложения, контроль за оборотом
подакцизных товаров, контроль налично-денежного обращения и
соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике.
При проведении оперативной проверки налоговый орган получает
доступ к документации налогоплательщика и может сделать
обоснованный вывод о состоянии учета у налогоплательщика, об
особенностях ведения им хозяйственной деятельности,
пропорциональности уплачиваемых налогов характеристикам его
деятельности. Продолжительность оперативной налоговой проверки
предлагается ограничить семью днями. Количество оперативных
проверок, проводимых в отношении одного налогоплательщика в
течение года, не может быть больше четырех.
Оперативная налоговая проверка может использоваться в качестве
предварительной выездной проверки. По результатам оперативной
проверки налоговый орган сможет сделать обоснованный вывод о
целесообразности проведения выездной налоговой проверки. Налоговые
органы получат возможность сосредоточить свои усилия на
действительно проблемных предприятиях, которые укрывают большую
часть подлежащих уплате налогов.
С целью повышения эффективности и результативности налоговых
проверок законопроект предусматривает расширение перечня лиц,
привлекаемых в качестве специалистов для осуществления налогового
контроля.
Принятие данного законопроекта будет способствовать дальнейшему
повышению качества налогового администрирования, обеспечит
стабильные поступления налогов и сборов и сократит размер потерь,
связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими
налоговых обязанностей.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
|