Вопрос: Предприятие с 1 января 2003 года переведено на
упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем на предприятии
предусмотрены выплаты материальной помощи (к отпуску и юбилейным
датам) за счет чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов.
Согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации
такие выплаты не облагаются пенсионными взносами. В праве ли
предприятие не начислять пенсионные страховые взносы на названные
выплаты после уплаты единого налога по упрощенной системе "доходы
минус расходы"? Если нет, тогда можно ли уплаченные страховые
взносы в Пенсионный фонд России с подобных выплат ставить в
уменьшение единого налога по указанной упрощенной системе? Если
это невозможно, тогда выплаты материальной помощи фактически
становятся для предприятия экономически нецелесообразными... Как
быть в этой ситуации?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 23 июня 2004 г. N ВГ-2.11-10/00063
Отдел работы с налогоплательщиками разъясняет следующее.
Пунктом 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) установлено, что применение упрощенной системы
налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога
на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого
социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый
период. Организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на
добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную
стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом
при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления
страховых взносов в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона
от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" являются объект налогообложения и налоговая
база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24
НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому
социальному налогу для налогоплательщиков-работодателей являются
выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а
также по авторским договорам. При этом на основании п. 3 ст. 236
НК РФ указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом
налогообложения по единому социальному налогу, если у
налогоплательщика-организации такие выплаты не отнесены к
расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль
организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Следует
учитывать, что положения п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяются на
организации, не являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль,
в том числе и на организации, перешедшие на упрощенную систему
налогообложения.
Учитывая изложенное, на суммы поощрений, выплаченные в 2003 г.
из чистой прибыли сотрудникам организации, применяющей с 2003 г.
упрощенную систему налогообложения, взносы на обязательное
пенсионное страхование начисляются в общеустановленном порядке.
Порядок определения расходов при исчислении налоговой базы для
единого налога, связанного с применением упрощенной системы
налогообложения, определен статьей 346.16 НК РФ.
В частности, пунктом 7 ст. 346.16 НК РФ установлено, что при
определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на расходы на обязательное страхование
работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Начальник отдела
работы с налогоплательщиками
И.В.ГОНЧАРОВ
|