ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2004 года
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО САНАТОРНО-КУРОРТНОМУ
ЛЕЧЕНИЮ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И
ЛЕТНЕМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
Коллегия департамента здравоохранения отмечает: в Краснодарском
крае создана уникальная система санаторно-курортного лечения и
оздоровления. Это единственная территория в Российской Федерации,
где функционирует более тысячи санаторно-курортных и туристских
организаций.
В Краснодарском крае 223 организации санаторно-курортного
комплекса имеют лицензию на осуществление медицинской
деятельности. В 2003 году департаментом здравоохранения
Краснодарского края было предоставлено 32 лицензии на медицинскую
деятельность организациям санаторно-курортного комплекса, в 1
квартале 2004 г. - 13 лицензий.
В 2003 году департаментом здравоохранения проведено 17
внеплановых проверок учреждений санаторно-курортного комплекса. По
результатам этих проверок было приостановлено действие лицензий
санаторию "Анапа-Нептун" (г. Анапа), санаторию "Лаба" (г.
Лабинск), санаторию "Мацестинская Долина" (г. Сочи), ЛОК
"Горизонт" (г. Геленджик). После устранения нарушений лицензионных
требований и условий возобновлено действие лицензий санаторию
"Анапа-Нептун" и санаторию "Лаба".
Анализ эффективности санаторно-курортного лечения у различных
категорий больных показывает, что утрата временной
нетрудоспособности сокращается в 3 раза; число рецидивов и
обострений заболеваний уменьшается в 2,5 раза; пребывание пациента
на больничной койке при обострении основного заболевания
сокращается на 15 - 18 дней в году; период ремиссии удлиняется в
два раза (вторичная профилактика); замедляется прогрессирование
основного заболевания; экономический эффект от 6 до 25 тысяч
рублей в год на одного пациента (в зависимости от стадии
заболевания, нозологической формы и возраста).
Неоспорима высокая эффективность санаторно-курортного лечения
больных, страдающих туберкулезом, детским церебральным параличем,
урологическими заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного
аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем, органов
пищеварения, дыхания.
Утвержденной Министерством здравоохранения РФ статистической
отчетностью предусмотрена отчетность о получении санаторно-
курортного лечения только инвалидами, участниками ВОВ и воинами
интернационалистами.
В 2003 году получили санаторно-курортное лечение 3476 (или
9,3%) участников и 1676 (или 9,9%) инвалидов Великой Отечественной
войны, 360 (или 3,8%) воинов-интернационалистов, 312 участников
боевых действий.
Безотказно получают путевки на санаторно-курортное лечение
больные из контингента лиц, принимавших участие в ликвидации
аварии на ЧАЭС. В 2003 году их оздоровлено в санаториях и
реабилитационных центрах Министерства здравоохранения 1510 человек
(или 17,7%), в том числе 240 человек по путевкам в федеральных
реабилитационных центрах Министерства здравоохранения РФ в
санаториях Ставропольского края - "Луч" в г. Кисловодске, "им.
Кирова" в г. Пятигорске, "Горный воздух" в г. Железноводске.
Вместе с тем многие "ликвидаторы" предпочитают получать
компенсацию за путевку, в результате чего имеет место возврат
"чернобыльских" путевок даже в летние месяцы. Это говорит о
необходимости проведения разъяснительной работы среди данного
контингента о показанности санаторно-курортного лечения.
За счет средств социального страхования в отделения долечивания
санаториев "Предгорье Кавказа", "Горячий Ключ" и "ДиЛуч" в
прошедшем году было направлено 585 больных, перенесших операции на
желудочно-кишечном тракте, 695 больных после перенесенного
инфаркта миокарда и кардиохирургических операций, 476 - после
острого нарушения мозгового кровообращения. Активно направляют
больных из Калининского, Каневского, Северского, Мостовского
районов. В учреждениях здравоохранения г.г. Горячий Ключ,
Геленджик, Анапа, Сочи, Новороссийск недостаточно проводится
работа по направлению показанных больных в отделения долечивания.
Имеют право на санаторно-курортное лечение за счет средств
социального страхования также пострадавшие в результате
несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания. По данным Краснодарского регионального отделения
Фонда социального страхования РФ, страховые выплаты получают 6800
человек с последствиями производственных травм и 844 человека с
профессиональными заболеваниями. В 2003 г. путевки за счет средств
социального страхования получили только 437 таких больных, в
основном в Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ на
базе санатория "Кристалл" города-курорта "Анапа".
Эффективность санаторно-курортного и амбулаторно-курортного
лечения, длительность и стойкость его результатов в значительной
степени зависят от правильного медицинского отбора. Больным с
профессиональными заболеваниями и последствиями производственных
травм "справка для получения путевки" выдается при наличии
индивидуальной программы пострадавшего (ИПП), больным, имеющим
группу инвалидности и получающим путевки в учреждениях социальной
защиты - при наличии индивидуальной программы реабилитации (ИПР),
которые разрабатываются учреждениями медико-социальной экспертизы
совместно с учреждениями здравоохранения.
Отбор больных на санаторно-курортное лечение регламентируется
"Методическими показаниями и противопоказаниями для санаторно-
курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных
туберкулезом)", утвержденными Министерством здравоохранения РФ от
22 декабря 1999 года N 99\227. При этом отмечается у врачей
недостаток информации об условиях и возможностях курортов края и
их здравниц.
Порядок направления пациентов на санаторно-курортное и
амбулаторно-курортное лечение взрослых, детей и подростков (кроме
больных туберкулезом) определен приказом Министерства
здравоохранения РФ от 14 июня 2001 г. N 215 "О направлении больных
на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение". Приказом
утверждены новые формы 070\у "Справка для получения путевки" и
072\у "Санаторно-курортная карта", определен объем обязательного
обследования больного перед оформлением санаторно-курортной карты.
Новая форма санаторно-курортной карты, в отличие от ранее
утвержденной, имеет отрывной талон, который содержит информацию о
проведенном в санаторно-курортном учреждении лечении и подлежит
возврату в лечебное учреждение.
Данный приказ доведен до сведения руководителей муниципальных
учреждений здравоохранения с предложением обеспечить врачей на
амбулаторном приеме новыми формами справок, однако до настоящего
времени во многих территориях используются бланки старого образца,
что нарушает взаимодействие и преемственность между лечебно-
профилактическими учреждениями и санаторно-курортными
организациями.
Проверка, проведенная Министерством здравоохранения Российской
Федерации, выявила ряд нарушений при отборе больных и оформлении
медицинских документов для санаторно-курортного лечения, что
снижает его эффективность, а в ряде случаев приводит к ухудшению
состояния здоровья больных. Так, в ряде случаев в справках не
указывались диагноз заболевания, профиль и сезон рекомендуемого
санаторно-курортного лечения, санаторно-курортная карта выдавалась
одновременно со справкой для получения путевки, отмечено также,
что лечащие врачи выдавали санаторно-курортные карты лицам, не
прошедшим необходимые диагностические исследования и консультации
специалистов; в отдельных учреждениях отсутствовали необходимые
нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы отбора и
направления на санаторно-курортное лечение граждан, в том числе
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний.
В организации отдыха, оздоровления и занятости детей и
подростков закреплены положительные тенденции предыдущих лет.
Особенностью оздоровительной кампании стали усиление ее
социальной направленности и круглогодичность оздоровления детей,
нуждающихся в особой заботе государства, межведомственная
координация, программный подход в организации работы
оздоровительных организаций, повышение роли органов исполнительной
власти в организации детской оздоровительной кампании.
Оздоровление детей Краснодарского края в 2003 году проводилось
в соответствии с постановлением главы администрации края N 1465 от
30.12.2002 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей
в 2003 году".
В территориях края приняты меры по подбору квалифицированного
медицинского персонала для работы в летних оздоровительных
учреждениях. Совместно с органами Госсанэпиднадзора проведена
подготовка медицинского персонала по вопросам санитарно-
эпидемиологического благополучия в этих учреждениях и их
медицинского обслуживания детей.
Организована обязательная санация детей и подростков с
хроническими очагами инфекции и дегельминтизация перед
направлением в оздоровительные учреждения. До сведения
руководителей и медицинских работников каждого оздоровительного
учреждения доведен порядок представления информации о каждом
случае инфекционного заболевания, пищевого отравления или
несчастного случая среди детей и подростков.
По краевой целевой программе "Лето-2003" лечебно-
профилактические учреждения края профинансированы из краевого
бюджета в сумме 7 млн. 180 тыс. руб. В 2003 г. из краевого бюджета
на закупку санаторно-курортных путевок было выделено 4 млн.
рублей, в 2004 году - 5 млн. руб.
Всего оздоровлено в 2003 г. 66223 ребенка. Из них было
оздоровлено детей, нуждающихся в особой заботе государства - 33731
ребенок, что составляет 51% от числа оздоровленных на базе всех
лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и на 4700
детей больше, чем в 2002 году.
В 2003 году было оздоровлено 7837 детей подросткового возраста
от 15 до 17 лет, что составило 12% от общего числа оздоровленных.
Наиболее активно работали в этом направлении следующие территории
и учреждения: г.г. Ейск, Краснодар, Кропоткин; ГУЗ "Детский
диагностический центр", ГУЗ "Детская клиническая больница",
Белореченский, Павловский, Динской, Красноармейский, Крымский,
Гулькевичский районы.
Однако из-за отсутствия краевых и федеральных санаториев для
детей подросткового возраста только 28 подростков получили
санаторно-курортное лечение.
В санаториях федерального и краевого подчинения на территории
края и за его пределами по путевкам Минздрава РФ и департамента
здравоохранения получили оздоровление 2936 детей с
пульмонологическими, кардиологическими, гастроэнтерологическими,
неврологическими, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и
др., в т.ч. по путевкам, закупленным за счет целевого
финансирования по программе "Лето-2003" из краевого бюджета - 469
детей.
С 2003 года департаментом здравоохранения впервые проводится
мониторинг заболеваемости детей, травм, отравлений и несчастных
случаев в летних оздоровительных учреждениях. В 2003 году в
реанимационных отделениях муниципальных больниц курортных городов
и отделении экстренной и плановой консультативной медицинской
помощи детской краевой больницы была оказана помощь 153
иногородним детям, поступившим из курортных здравниц: с
хронической патологией - 33% детей, с различными травмами - 26%.
инфекционными заболеваниями - 21%.
Травматизм, алкогольные и наркотические отравления также имеют
место в летних оздоровительных учреждениях. Недостаточный контроль
и слабая работа воспитательно-педагогического звена в здравницах
зарегистрирована в г. Сочи, Туапсинском р-не, г. Анапе.
Наибольшее количество детей, нуждавшихся в специализированной
помощи, находилось в г-к. Анапа - 57%, 20% - в Туапсе и
Туапсинском районе, 13% в г. Сочи.
По г-к. Анапа преобладала хирургическая патология - 44%, 21% -
травмы и 18% - инфекционные заболевания. По г. Туапсе и
Туапсинскому району на первом месте - травмы - 34%, на втором
месте - хирургическая патология - 28%, на третьем месте -
инфекционная заболеваемость - 10%. По г. Сочи 40% составил
травматизм, хирургическая патология - 10% .
Обращает внимание ряд серьезных замечаний, характерных для всех
типов оздоровительных организаций (включая санатории): в
оздоровительных организациях с детьми работают врачи и средний
медицинский персонал, не имеющие подготовку по педиатрии, при
госпитализации ребенка из оздоровительной организации в
муниципальное учреждение здравоохранения отсутствуют наблюдение и
контроль со стороны медицинского персонала и администрации
здравницы за пребыванием ребенка в больнице; при приеме ребенка на
оздоровление не учитывается отсутствие в санаторно-курортной карте
сведений о прививках, перенесенных заболеваниях, наличие "Д"
группы, что приводит к случаям завоза менингококковой инфекции,
тяжелой хронической и врожденной патологии, туберкулеза с распадом
легочной ткани, госпитализации детей, длительно употребляющих
психоактивные и наркотические средства в анамнезе.
В целях улучшения работы по отбору больных при направлении на
санаторно-курортное лечение, по оздоровлению детей в летний период
и дальнейшему взаимодействию с департаментом комплексного развития
курортов и туризма Краснодарского края коллегия решает:
1. Считать целесообразным дальнейшее межведомственное
взаимодействие в вопросах лицензирования санаторно-курортных
организаций, оздоровления детей, лечения и реабилитации пациентов
(за счет средств фонда социального страхования), больных в
отделениях долечивания санаториев, а также пострадавших в
результате несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания.
2. Первому заместителю руководителя департамента
здравоохранения по организации и развитию медицинской помощи
Скопец В.В., начальнику управления организации медицинской помощи
женщинам и детям Четвериковой Е.Б.:
2.1. Обеспечить участие медицинских специалистов в научно-
практических конференциях, выставках, ярмарках, инфотурах и других
мероприятиях, проводимых департаментом комплексного развития
курортов и туризма Краснодарского края, организациями санаторно-
курортного комплекса края.
2.2. Провести в рамках 5-го курортного медицинского форума
совместное краевое совещание медицинских работников санаторно-
курортных организаций и учреждений здравоохранения Краснодарского
края. Срок: ноябрь 2004 г.
2.3. Совместно со специалистами департамента комплексного
развития курортов и туризма Краснодарского края подготовить
информационное письмо по направлению больных - взрослых и детей -
в санатории на курортах Краснодарского края и довести эту
информацию до сведения медицинских работников государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения края. Срок: 4-й квартал
2004 года.
3. Первому заместителю руководителя департамента
здравоохранения по организации и развитию медицинской помощи
Скопец В.В.:
3.1. Обеспечить участие департамента здравоохранения в работе
по включению санаторно-курортных организаций края в список
здравниц, занимающихся лечением больных с профессиональной
патологией и последствиями несчастных случаев на производстве, с
целью определения соответствия заявленных условий имеющимся.
3.2. Осуществлять консультативно-методическую помощь санаторно-
курортным организациям по оснащению их медицинским оборудованием.
4. Начальнику управления организации медицинской помощи
женщинам и детям департамента здравоохранения Четвериковой Е.Б.:
4.1. Подготовить предложения в департамент комплексного
развития курортов и туризма Краснодарского края о закреплении
базовых санаторно-курортных организаций края для оздоровления
детей подросткового возраста и детей с хронической патологией.
Срок: до 10 июня 2004 г.
4.2. Совместно с начальником финансово-экономического
управления департамента здравоохранения Худовец Н.С. обеспечить
выполнение мероприятий КЦП "Дети Кубани", подпрограммы
"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков".
Срок: второй - третий квартал 2004 г.
4.3. Подготовить предложения для рассмотрения на
межведомственной санаторно-курортной комиссии следующих вопросов:
- о необходимости привлечения только врачей-педиатров, имеющих
сертификат по педиатрии, для осуществления медицинского
обеспечения детей в лечебно-оздоровительных учреждениях в период
летней оздоровительной кампании в целях их качественного и
эффективного оздоровления;
- о предоставлении курортно-оздоровительными организациями в
администрации муниципальных образований ежемесячной информации об
эффективности оздоровления детей, заболеваемости, травматизме и
дефектуре медицинской документации при направлении детей.
5. Рекомендовать руководителям органов и учреждений
здравоохранения муниципальных образований края:
5.1. Обеспечивать своевременное представление в отделение
экстренной и плановой консультативной помощи детской краевой
клинической больницы информации по каждому случаю госпитализации
детей из оздоровительных организаций в муниципальные учреждения
здравоохранения для ежедневного мониторинга. Срок: постоянно.
5.2. Принять меры к более активному направлению на санаторно-
курортное лечение на курорты Краснодарского края больных с
профзаболеваниями и лиц, пострадавших вследствие несчастного
случая на производстве (за счет средств социального страхования),
к наиболее полному использованию путевок, выделяемых для больных в
отделения долечивания за счет средств социального страхования в
санатории "Предгорье Кавказа", "Горячий Ключ" и "ДиЛуч".
5.3. Обеспечить качество отбора больных, имеющих группы
инвалидности, участников и инвалидов ВОВ с рекомендациями по
санаторно-курортному лечению на курортах края с последующим
приобретением путевок за счет средств органов социальной защиты
населения.
5.4. Обеспечить врачей амбулаторно-поликлинической сети
бланками медицинской документации, утвержденной приказом МЗ РФ от
14 июня 2001 г. N 215 "О направлении больных на санаторно-
курортное и амбулаторно-курортное лечение". Срок - до конца 2004
г.
5.5. Организовать в поликлиниках наглядную информацию для
больных о возможностях санаторно-курортных организаций
Краснодарского края. Срок: постоянно.
5.6. О выполнении настоящего решения коллегии информировать
департамент здравоохранения в срок до 15.11.2004.
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя руководителя департамента здравоохранения по
организации и развитию медицинской помощи В.В. Скопец.
Председательствующий на коллегии,
первый зам. руководителя
департамента здравоохранения
В.В.СКОПЕЦ
Секретарь коллегии
С.А.ГЛЫЖКО
|