ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2004 г. N 624-П
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
НА 2004 - 2010 ГОДЫ
Заслушав и обсудив проект краевой целевой программы "Развитие
системы организации школьного питания в Краснодарском крае" на
2004 - 2010 годы, внесенный главой администрации Краснодарского
края и доработанный комитетом Законодательного Собрания
Краснодарского края по вопросам образования, науки, делам семьи и
молодежи, Законодательного Собрание Краснодарского края
постановляет:
1. Принять за основу проект краевой целевой программы "Развитие
системы организации школьного питания в Краснодарском крае" на
2004 - 2010 годы (прилагается).
2. Создать комиссию по подготовке предложений для доработки
проекта краевой целевой программы "Развитие системы организации
школьного питания в Краснодарском крае" на 2004 - 2010 годы.
3. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи (Чернявский)
совместно с департаментом образования и науки Краснодарского края
(Симанкова) обобщить предложения, внесенные указанной комиссией,
доработать проект краевой целевой программы "Развитие системы
организации школьного питания в Краснодарском крае" на 2004 - 2010
годы и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания
Краснодарского края на очередной сессии в марте 2004 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 25 февраля 2004 г. N 624-П
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ" НА 2004 - 2001 ГОДЫ
ПАСПОРТ
краевой целевой программы "Развитие системы организации
школьного питания в Краснодарском крае" на 2004 - 2010 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Развитие
организации школьного питания в Краснодарском
крае" на 2004 - 2010 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Закон Российской Федерации "Об образовании"
Программы Федеральный закон "О компенсационных выплатах
на питание обучающихся в государственных,
муниципальных общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования"
постановление главы администрации Краснодарского
края от 3 апреля 2001 года N 236 "О мерах по
стабилизации работы предприятий общественного
питания, обслуживающих школьников"
постановление главы администрации Краснодарского
края от 21 августа 2003 года N 812 "О реализации
Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации на
территории Краснодарского края"
Разработчик Программы департамент образования и науки Краснодарского
края
Государственный заказчик администрация Краснодарского края
Программы
Исполнители Программы департамент образования и науки Краснодарского
края (координатор)
департамент потребительской сферы и регулирования
рынка алкоголя Краснодарского края
департамент здравоохранения Краснодарского края
федеральное государственное учреждение Центр
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Краснодарском крае" (по согласованию)
Управление государственной инспекции по торговле,
качеству товаров и защите прав потребителей
(Госторгинспекция) по Краснодарскому краю (по
согласованию
муниципальные органы управления образованием (по
согласованию)
образовательные учреждения (по согласованию)
Цель Программы развитие на территории Краснодарского края системы
организации школьного питания
Задачи Программы оснащение предприятий школьного питания
технологическим оборудованием
совершенствование и повышение эффективности
системы организации школьного питания
обеспечение высокого качества и безопасности
питания детей в общеобразовательных учреждениях
края, в том числе улучшение рациона школьного
питания, расширение ассортимента продуктов питания
совершенствование профессионально-кадрового
состава работников предприятий школьного питания
Сроки и этапы реализации сроки реализации Программы - 2004 - 2010 годы, в
Программы том числе:
первый этап - 2004 год;
второй этап - 2005 - 2006 годы;
третий этап - 2007 - 2010 годы
Основные направления развитие материально-технической базы предприятий
осуществления мероприятий школьного питания и улучшение их санитарного
Программы состояния
обеспечение качественного и сбалансированного
питания учащихся, в том числе организация щадящего
и диетического питания школьников с учетом
медицинских рекомендаций по его обеспечению
улучшение профессионально-кадрового состава
предприятий школьного питания, в том числе через
создание сети территориальных опорных базовых
предприятий школьного питания
формирование конкурсной системы выявления лидеров
в организации школьного питания
совершенствование системы управления организацией
школьного питания
формирование культуры школьного питания
Объем и источники всего на 2004 - 2010 годы - 196,7 миллиона рублей
финансирования Программы из средств краевого бюджета, в том числе:
первый этап - 2004 год - 3,0 миллиона рублей;
второй этап - 2005 - 2006 годы - 60,8 миллиона
рублей;
третий этап - 2007 - 2010 годы - 132,9 миллиона
рублей
Ожидаемые результаты приведение материально-технической базы
реализации Программы предприятий школьного питания в соответствие с
современными требованиями технологии пищевого
производства и организации обслуживания учащихся
общеобразовательных школ
повышение доступности питания для более широкого
контингента учащихся, предоставление горячего
питания всем желающим школьникам
улучшение качества школьного питания, обеспечение
его безопасности, сбалансированности
внедрение новых технологий производства продукции
школьного питания и методов обслуживания
школьников
повышение действенности государственного
регулирования, в том числе улучшение координации
деятельности организаторов школьного питания
улучшение показателей здоровья детского населения
в крае, создание благоприятных условий для его
сохранения и укрепления, нормального роста и
развития детей
формирование у школьников культуры питания и
чувства ответственности за свое здоровье
увеличение количества рабочих мест на
предприятиях школьного питания на 20 процентов
Организация контроля за администрация Краснодарского края
исполнением Программы Законодательное Собрание Краснодарского края
Контрольно-счетная палата Краснодарского
края
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Краевая целевая программа "Развитие системы организации
школьного питания в Краснодарском крае" на 2004 - 2010 годы
разработана в соответствии с требованиями Закона Российской
Федерации "Об образовании", Федерального закона "О компенсационных
выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных
образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего
профессионального образования", постановления главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
ноября 2002 года N 44 "О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02",
Типового положения об общеобразовательном учреждении, во
исполнение постановлений главы администрации Краснодарского края
от 3 апреля 2001 года N 236 "О мерах по стабилизации работы
предприятий общественного питания, обслуживающих школьников", от
21 августа 2003 года N 812 "О реализации Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на
территории Краснодарского края".
Решение проблем развития системы организации школьного питания
основано на программно-целевом методе с учетом направлений
Программы развития образования в Краснодарском крае на 2001 - 2005
годы, прогнозов развития системы организации школьного питания на
среднесрочный период.
Программа содержит основные направления осуществления
мероприятий по развитию школьного питания и предполагаемые методы
реализации этих мероприятий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Краснодарский край - один из самых густонаселенных субъектов
Российской Федерации с развитой инфраструктурой коммуникаций и
большой востребованностью образовательных услуг. В 48
муниципальных образованиях Краснодарского края расположено 1344
общеобразовательных учреждения, в которых обучается около 593,5
тысячи школьников и работает более 60 тысяч преподавателей, в их
числе городских школ - 439, в них обучается 299,2 тысячи учащихся,
сельских школ - 905, в них обучается 294,3 тысячи учащихся.
В настоящее время Краснодарский край занимает ведущее место по
организации горячего питания школьников среди субъектов Российской
Федерации. Вопросы школьного питания в крае постоянно находятся в
центре внимания органов законодательной и исполнительной власти,
организация его регулируется органами управления образованием, а
также руководителями образовательных учреждений.
В 2002 - 2003 учебном году краевая сеть предприятий школьного
питания была представлена 1813 объектами, в их числе 1263 столовых
и 550 буфетов. В осуществлении школьного питания принимали участие
17 комбинатов питания, 15 предприятий общественного питания. В
2003 - 2004 учебном году общеобразовательные учреждения
пополнились 32 столовыми и тремя буфетами в результате
строительства, реконструкции, переоборудования помещений и
приобретения объектов. Таким образом, в текущем учебном году для
организации питания школы имеют 1837 объектов, в том числе 1295
столовых и 542 буфета (таблица 1 приложения к Программе). Это
позволяет организовать питание учащихся в общеобразовательных
учреждениях края в следующих формах:
питание в столовых, работающих на сырье (с полным циклом)
питание в столовых-доготовочных, реализующих готовые завтраки и
обеды, а также получающих полуфабрикаты;
питание в буфетах-раздаточных, получающих готовые блюда;
питание в столовых различных предприятий, расположенных рядом
со школой.
Всего в 2003 году в организацию школьного питания органами
местного самоуправления вложено бюджетных и привлеченных (от
спонсоров) средств около 40,5 миллиона рублей (таблица 2
приложения к Программе). Эта цифра превышает вложения 2002 года на
26 миллионов рублей.
За последние два года заметно улучшилось обеспечение учащихся
общеобразовательных школ горячим питанием: если в мае 2000 - 2001
учебного года охват им составил 48 процентов, то в 2002 - 2003
учебном году - 88,2 процента (таблица 3 приложения к Программе).
Однако проблема организации школьного питания остается на
сегодняшний день самой актуальной в отрасли и требует грамотного
анализа и учета местных условий.
В Краснодарском крае сформировано несколько моделей организации
школьного питания. Организация питания в сельских школах
предполагает практическое использование школами земельных наделов
и создание в каждом образовательном учреждении в сельской
местности необходимых условий для заготовки и хранения продукции в
целях удешевления питания учащихся.
Организация питания в городских школах основана на развитии в
городах края системы горячего питания преимущественно посредством
создания комбинатов школьного питания и максимального
использования возможностей заготовки сельскохозяйственной
продукции в пригородных хозяйствах.
Организация питания в школах курортной зоны предполагает
использование пищеблоков здравниц для организации питания учащихся
близлежащих школ.
Дает положительные результаты практика проведения краевых
смотров-конкурсов "На лучшую организацию школьного питания". Стал
традиционным ежегодный смотр-конкурс образовательных учреждений по
выращиванию и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Решая
задачу удешевления питания школьников, 2003 году в районах и
городах края была развернута широкомасштабная работа по заготовке
продуктов питания в ходе уже третьего такого мероприятия. В 2003
году конкурс носил массовый характер: в нем приняли участие
образовательные учреждения 42 городов и районов. Практически во
всех сельских муниципальных образованиях за школами закреплены
земельные наделы общей площадью более 6 тысяч гектаров, которые
используются для выращивания и заготовки сельскохозяйственной
продукции.
По данным из муниципальным образований в крае негативное
воздействие на организацию питания школьников оказывают следующие
факторы:
устаревшая материально-техническая база и износ
технологического оборудования школьных пищеблоков. За последнее
десятилетие оно практически не обновлялось. Большинство пищеблоков
на сегодняшний день не соответствует современным требованиям,
предъявляемым к предприятиям школьного питания. Комбинаты
школьного питания не имеют многофункциональной тары и посуды для
приготовления, транспортировки, разогрева и подачи пищи; сырьевые
школьные столовые не оснащены полным комплектом оборудования,
необходимого для приготовления пищи; столовые-доготовочные не
обеспечиваются полуфабрикатами; школьные пищеблоки не полностью
обеспечены посудой и инвентарем, недостаточно посадочных мест;
невыполнение натуральных норм продуктового набора для школьного
питания, несоблюдение принципов сбалансированного питания;
нехватка кадров на предприятиях, обеспечивающих школьное
питание, отсутствие или недостаточность их профессиональной
подготовки;
несовершенство системы управления организацией школьного
питания, недостаточность организационных мероприятий предприятий и
ведомств, обеспечивающих школьное питание.
Решение перечисленных проблем требует комплексного системного
подхода. Развитие системы школьного питания должно осуществляться
через государственное регулирование этой сферы. Необходимо
организовать работу по координации деятельности различных
организаций и ведомств, участвующих в обеспечении школьного
питания, усилить контроль за качеством, экологической и санитарной
безопасностью продуктов для школьного питания, определить
источники получения относительно недорогих продуктов повышенной
пищевой и биологической ценности для школьного питания, создать на
предприятиях школьного питания современную материально-техническую
базу, позволяющую освоить новые технологии пищевого производства,
формы и методы обслуживания учащихся.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является развитие на территории
Краснодарского края системы организации школьного питания.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение
следующих задач:
оснащение предприятий школьного питания технологическим
оборудованием;
совершенствование и повышение эффективности системы организации
школьного питания;
обеспечение высокого качества и безопасности питания детей в
общеобразовательных учреждениях края, в том числе улучшение
рациона школьного питания (по качественному и количественному
составу);
улучшение профессионально-кадрового состава работников
предприятий школьного питания.
Сроки реализации Программы - 2004 - 2010 годы. Решение
программных задач предусматривается на трех этапах:
первый этап - 2004 год;
второй этап - 2005 - 2006 годы;
третий этап - 2007 - 2010 годы.
Важнейшими задачами первого этапа являются:
анализ состояния организации питания в общеобразовательных
учреждениях края, выявление потребности в оборудовании школьных
пищеблоков в соответствии с их назначением, площадью, проектной
мощностью;
начало последовательной работы по оснащению технологическим
оборудованием школьных столовых с полным технологическим циклом
приготовления продукции;
одновременная совместная работа с муниципальными органами
управления образованием по ликвидации аварийных объектов в системе
школьного питания, продолжение расширения сети школьного питания,
создания условий для организации школьного питания в соответствии
с санитарными и санитарно-противоэпидемическими
(профилактическими) правилами.
Успешная реализация программных мероприятий на первом этапе
обеспечит условия для дальнейшей реализации Программы, повысит
привлекательность и доступность школьного питания для всех
обучающихся.
На втором этапе Программы будут продолжены работы по всем
заявленным направлениям и обеспечен переход к устойчивому
функционированию переоснащенных школьных пищеблоков.
На третьем этапе предполагается достижение устойчивого
функционирования всей системы предприятий школьного питания в крае
в результате решения сформулированных в Программе задач.
4. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для достижения целей и решения задач Программы
предусматривается осуществление мероприятий по следующим основным
направлениям:
1) развитие материально-технической базы предприятий школьного
питания, в первую очередь технологическое переоснащение школьных
пищеблоков. При повышении охвата школьников горячим питанием
значительно увеличилась степень эксплуатации технологического
оборудования пищеблоков, которое так устарело, что в большинстве
своем не выдерживает нагрузки и часто выходит из строя. Устаревшее
технологическое оборудование школьных пищеблоков в основном
ремонту не подлежит, в том числе и по причине отсутствия запасных
частей к нему. К 2002 году на школьных пищеблоках износ
механического, теплового, холодильного, раздаточного, моечного
оборудования составил 90 процентов, а в текущем учебном году по
данным муниципальных органов управления образованием средний
показатель износа такого оборудования составляет 75 - 80
процентов. На данном этапе требуются значительные финансовые
ресурсы для приобретения технологического оборудования. Примерный
расчет ассигнований, необходимых для оснащения школьных пищеблоков
технологическим оборудованием с учетом номенклатур и стоимости
оборудования по состоянию на 01.01.2004 приведен в следующей
таблице:
----T------T------------------T-------------------T-------------------T---------¬
¦ N ¦Наиме-¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦ 2006 год ¦ 2007 - ¦
¦п/п¦нова- ¦ ¦ ¦ ¦2010 годы¦
¦ ¦ние- +-----T-----T------+-----T-----T-------+-----T-----T-------+---------+
¦ ¦ ¦Коли-¦Цена ¦Сумма ¦Коли-¦Цена ¦ Сумма ¦Коли-¦Цена ¦ Сумма ¦ Сумма ¦
¦ ¦ ¦чест-¦(тыс.¦(тыс. ¦чест-¦(тыс.¦ тыс. ¦чест-¦(тыс.¦ (тыс. ¦ (тыс. ¦
¦ ¦ ¦во ¦руб- ¦руб- ¦во ¦руб- ¦рублей ¦во ¦руб- ¦рублей)¦ рублей) ¦
¦ ¦ ¦(ш- ¦лей ¦лей) ¦(ш- ¦лей ¦ ¦(ш- ¦лей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тук) ¦ за ¦ ¦тук) ¦ за ¦ ¦тук) ¦ за ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦еди- ¦ ¦ ¦еди- ¦ ¦ ¦еди- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ницу)¦ ¦ ¦ницу)¦ ¦ ¦ницу)¦ ¦ ¦
L---+------+-----+-----+------+-----+-----+-------+-----+-----+-------+----------
1. Шкаф
жароч
ный
3-сек- 10 28,0 280,0 160 30,24 4838,4 148 32,65 4832,2 21017,7
2. Холо
диль
ный
шкаф 16 25,0 400,0 180 27,0 4860,0 160 29,15 4664,0 20278,6
3. Холо
диль
ная
каме
ра с
моно
бло
ком 18 80,0 1440,0 77 86,4 6652,8 70 93,32 6532,4 28490,1
4. Посу
домое
чная
машина 4 13,0 52,0 24 14,05 337,2 20 15,17 303,4 1084,4
5. Плита
элект
ричес
кая 16 30,0 480,0 260 32,40 8424,0 258 34,98 9024,8 39467,6
6. Сково
рода
элект
ричес
кая 10 18,0 180,0 135 19,44 2624,4 110 21,01 2311,1 9907,4
7. Элект
рокипя
тильник 12 7,0 84,0 224 7,56 1693,4 210 8,17 1715,7 7294,3
8. Холоди
льник
быто
вой 7 12,0 84,0 44 12,95 569,8 44 14,01 616,4 2459,8
Итого 3000,0 30000,0 30000,0 130000,0
------------------------------------------------------------------------------
2) обеспечение качественного и сбаланированного школьного
питания. Необходимо выполнение требований к школьному рациону,
который должен состоять из горячего завтрака, обеда для групп
продленного дня и удовлетворять 15 процентам - завтрак и 45
процентам - обед от суточной потребности в энергии и пищевых
веществах соответственно. Завтрак и обед в школе в сумме по
энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов,
витаминов, минеральных солей и микроэлементов должны удовлетворять
55 - 60 процентам от рекомендуемых суточных физиологических норм
потребления. В рацион должны входить только продукты с высокой
пищевой и биологической ценностью, он должен быть дифференцирован
по своей энергетической ценности и содержанию белков, жиров,
углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в
зависимости от возраста (группы 7 - 10 и 11 - 17 лет).
Необходимо восполнять дефицит витаминов и других микроэлементов
в школьном питании учащихся за счет корректировки рецептуры и
технологии приготовления пищи, обеспечить всех школьников
одноразовым сбалансированным горячим питанием (завтраками) по
рационам, обогащенным витаминами и другими микроэлементами,
удовлетворить потребности детей и подростков в двухразовом питании
по полностью сбалансированным рационам, изыскать источники
снижения затрат на производство и реализацию продукции школьного
питания, позволяющие обеспечить детей из многодетных и социально
незащищенных семей полноценными бесплатными горячими завтраками
(обедами), а также значительно расширить охват питанием учащихся,
не относящихся к льготным категориям, платным питанием за счет
средств родителей;
3) улучшение профессионально-кадрового состава предприятий
школьного питания. За два последних года штаты школьных пищеблоков
увеличились на 20 процентов, но не достигли необходимого минимума.
Одновременно уровень профессиональной подготовки специалистов
остается недостаточным. Одной из причин этого является низкая
заработная плата работников, обеспечивающих организацию школьного
питания, при высокой производственной загруженности школьных
пищеблоков (в отдельных школах обучается до 2 тысяч детей при
двухсменных занятиях). Необходимо создание сети территориальных
опорных базовых предприятий школьного питания для подготовки
кадров, позволяющей усилить практическую направленность
переподготовки работников предприятий школьного питания, а также
организовать лучшее информационное обеспечение организаторов
школьного питания;
5) формирование конкурсной системы выявления лидеров в
организации школьного питания, что позволит организовать закладку
продуктов на хранение для удешевления питания в сельских школах,
обобщить опыт внедрения новых технологий и форм обслуживания
непосредственно в учебных заведениях, а также опыт организации
школьного питания муниципальными органами управления образованием;
4) совершенствование системы управления организацией школьного
питания;
5) формирование культуры школьного питания. Для этого
необходимо просвещение школьников по основам правильного питания,
воспитание у них культуры питания и ответственности за свое
здоровье, а также обобщение и распространение опыта организации
качественного и сбалансированного питания в общеобразовательных
учреждениях края.
Программные мероприятия разработаны на основе информационной
базы данных о фактическом состоянии организации питания детей и
подростков по месту их учебы. При этом учитывались:
численность учащихся по возрастным группам (в том числе в
группах продленного дня), группам детей, нуждающихся в диетическом
или щадящем питании, группам детей из малообеспеченных и
многодетных семей;
режим работы образовательных учреждений, в том числе по
сменности учебы;
состояние школьных пищеблоков (их наличие, пропускная
способность, санитарно-техническое состояние, состав и площадь
помещений, материально-техническая оснащенность);
укомплектованность школьных пищеблоков кадрами;
обеспеченность пищеблоков посадочными местами для приема пищи;
финансирование организации школьного питания;
способы удешевления школьного питания;
формы и способы организации школьного питания.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования Программы на 2004 - 2010 годы
составляет 196,8 миллиона рублей из средств краевого бюджета.
Для выполнения мероприятий Программы планируется привлечение
средств местных бюджетов (по согласованию с муниципальными
органами управления образованием), а также средства других
источников финансирования, не запрещенных законодательством
Российской Федерации.
Содержание мероприятий и объемы их финансирования в ходе
реализации Программы корректируются и уточняются ежегодно при
распределении средств краевого бюджета на очередной финансовый
год.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации мероприятий Программы планируется ежегодное
привлечение средств из краевого бюджета согласно плану реализации
мероприятий Программы.
Основным бюджетополучателем является департамент образования и
науки Краснодарского края.
Для получения ассигнований из краевого бюджета департамент
образования и науки Краснодарского края ежегодно в установленном
порядке представляет бюджетные заявки в департамент по финансам,
бюджету и контролю Краснодарского края.
Реализация Программы осуществляется в установленном
законодательством порядке с применением системы государственных
контрактов на закупку и поставку продукции (услуг) для
государственных нужд.
Координатор Программы ежегодно уточняет (с учетом выделенных на
очередной год бюджетных ассигнований и привлеченных внебюджетных
средств) распределение объемов капитальных вложений и других
затрат на реализацию программных мероприятий.
Система информационного обеспечения реализации Программы
предполагает ведение базы данных о ходе выполнения программных
мероприятий.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит осуществить:
развитие материально-технической базы предприятий школьного
питания в соответствии с современными требованиями технологии
пищевого производства и организации обслуживания учащихся
общеобразовательных школ в крае;
улучшение качества питания школьников, обеспечение его
безопасности, рациональной сбалансированности;
внедрение новых технологий производства продукции школьного
питания и методов обслуживания школьников;
повышение действенности государственного регулирования, в том
числе улучшение координации деятельности организаторов школьного
питания;
улучшение показателей здоровья детского населения в крае,
создание благоприятных условий для его сохранения и укрепления,
нормального роста и развития детей;
формирование у школьников культуры питания и чувства
ответственности за свое здоровье;
увеличение количества рабочих мест на предприятиях школьного
питания на 20 процентов;
повышение доступности питания для более широкого контингента
учащихся, предоставление горячего питания всем желающим
школьникам.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет
администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание
Краснодарского края.
Управление исполнением Программы осуществляет межведомственный
совет по организации школьного питания.
Текущее управление и контроль за ходом реализации Программы
осуществляет департамент образования и науки Краснодарского края.
Департамент образования и науки Краснодарского края
осуществляет:
контроль за выполнением мероприятий Программы, эффективным и
целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию
Программы;
координацию деятельности органов исполнительной власти по
реализации Программы;
финансирование мероприятий Программы в установленных объемах;
организацию и проведение торгов при закупке и поставках
оборудования, заключение контрактов на выполнение работ в ходе
реализации мероприятий Программы;
подготовку предложений при составлении плана реализации
мероприятий на очередной финансовый год и его составление;
формирование бюджетных заявок на финансирование объектов и
мероприятий Программы из краевого бюджета, обоснований для отбора
первоочередных проектов, финансируемых в рамках Программы в
очередном финансовом году, защиту этих предложений в
соответствующих органах;
подготовку предложений по корректировке плана реализации
Программы на очередной финансовый год;
мониторинг хода реализации мероприятий Программы и
информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации
Программы;
подготовку в установленные сроки сводных квартальных и годовых
отчетов, докладов о ходе реализации Программы и представление их в
администрацию Краснодарского края (департамент экономического
развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края и
департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края),
а также в Законодательное Собрание Краснодарского края.
МЕРОПРИЯТИЯ
краевой целевой программы "Развитие системы организации
школьного питания в Краснодарском крае" на 2004 - 2010 годы
----T----------------------T------T-------------------------T--------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Срок ¦ Объем финансирования ¦Ответственный ¦
¦п/п¦ мероприятия ¦испол-¦ (млн. руб.) ¦за исполнение ¦
¦ ¦ ¦нения +-------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦2004¦2005 ¦2006 ¦ 2007 - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ год¦ год ¦ год ¦ 2010 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦
L---+----------------------+------+----+-----+-----+--------+---------------
1. Развитие материально-технической базы предприятий
школьного питания
1.1 Оснащение государст- департамент -
венных и муниципальных образования и
общеобразовательных науки Красно
учреждений технологи- дарского края
ческим и иным оборудо- 2004 - муниципальные
ванием для пищеблоков 2010 3,00 30,00 30,00 130,00 органы управ
ления образо
ванием (по со
гласованию)
1.2 Ввод в действие следу- 2004 - муниципальные
ющих объектов школьно- 2006 органы управ
го питания: ления образо
столовые полного цик- ванием (по со
ла - 6 объектов; 2004 гласованию)
столовые доготовочные
6 объектов; 2005
буфеты-раздаточные - 4
объекта 2006
1.3 Организация подвоза 2004 - муниципальные
продукции для школьно- 2006 органы управ
го питания в восьми ления образо
общеобразовательных ванием (по со
учреждениях гласованию)
2. Обеспечение качественного и сбалансированного школьного питания
2.1.Приведение школьных 2004 - муниципальные
столовых в соответст- 2010 органы управ
вие с требованиями ления образо
санитарно-эпидемиоло- ванием (по со
гического законодате- гласованию)
льства, в том числе
санитарно-эпидемиоло
гическими правилами и
нормативами
2.2 Своевременная подго- 2004 - органы местно
товка столовых обще- 2010 го самоуправ
образовательных учре- ления (по сог
ждений к новому учеб- ласованию)
ному году в соответс
твии с требованиями
санитарно-эпидемиоло
гического законодате
льста, в том числе
санитарно-эпидемиоло
гическими правилами и
нормативами
2.3 Обеспечение С-витами- 2004 - департамент
низации блюд 2010 здравоохране
ния Краснода
рского края
муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
2.4 Приведение в соответс- 2004 - муниципальные
твие с действующими 2010 органы управ
санитарными правилами ления образо
и нормами питания в ванием (по
общеобразовательных согласованию)
учреждениях. Повышение образователь
культуры организации ные учрежде
питания, включая кра- ния (по сог
соту и эстетику в сто- ласованию)
ловых
2.5 Организация целевых 2004 - департамент
проверок по вопросам 2010 образования и
организации школьного науки Красно
питания дарского края
департамент
потребительс
кой сферы и
регулирования
рынка алкого
ля Краснодар
ского края
муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
2.6 Обеспечение соблюдения 2004 - муниципальные
в школьных пищеблоках 2010 органы управ
10 - 12-дневных перс- ления образо
пективных меню с выхо- ванием, тер
дом готовых блюд в со- риториальные
ответствии с физиоло- центры санэпи
гическими нормами днадзора (по
питания согласованию)
2.7 Обеспечение организа- 2004 - муниципальные
ции питания в общеоб- 2010 органы управ
разовательных учреж- ления образо
дениях в соответствии ванием (по
с действующими норма- согласованию)
тивными документами
2.8 Совершенствование 2004 - департамент
системы ведомствен- 2010 образования и
ного контроля за науки Красно
организацией школь- дарского края
ного питания в об- департамент
щеобразовательных потребительс
учреждениях кой сферы и
регулирования
рынка алкого
ля Краснодар
ского края
управление
государствен
ной торговой
инспекции по
Краснодарско
му краю (по
согласованию)
муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
2.9 Заключение договоров 2004 - органы мест
с сельскохозяйст- 2010 ного самоуп
венными предприятия- равления
ми на поставку и
хранение сельскохо
хозяйственных проду
ктов для общеобразо
вательных учреждений
с целью удешевления
стоимости школьного
питания
3. Улучшение профессионально-кадрового состава предприятий
3.1 Организация подгото- 2004 - департамент
вки и переподготовки 2010 0,20 0,25 1,50 образования и
педагогических рабо- науки Красно
тников, работников дарского края
пищеблоков учрежде департамент
ний образования, от- потребительс
ветственных за орга- кой сферы и
низацию школьного регулирования
питания рынка алкого
ля Краснодар
ского края
департамент
здравоохране
ния Краснода
рского края
3.2 Организация системы 2004 - департамент
кадровой поддержки 2010 образования и
общеобразовательных науки Красно
учреждений: дарского края
медицинским персона- департамент
лом; здравоохране
выпускниками и обу- ния Краснода
чающимися в специа- рского края
льных профессиональ- департамент
ных училищах по спе- потребительс
циальности "Повар, кой сферы и
кондитер", в том чи- регулирования
сле для прохождения рынка алкого
учебной практики ля Краснодар
ского края
муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
3.3 Создание сети опор- 2004 - департамент
ных базовых предпри- 2006 образования и
ятий школьного пита- науки Красно
ния в 25 муниципаль дарского края
ных образованиях департамент
потребительс
кой сферы и
регулирования
рынка алкого
ля Краснодар
ского края
муниципальные
органы управле
ния образова
нием (по сог
ласованию)
4. Совершенствование системы управления организацией школьного питания
4.1 Создание межведомст- 2004 департамент
венного совета по образования и
организации школьного науки Красно
питания в Краснодарс- дарского края
ком крае департамент
потребительс
кой сферы и
регулирования
рынка алкого
ля Краснодар
ского края
департамент
здравоохране
ния Краснода
рского края
федеральное
государст
венное учреж
дение "Центр
государствен
ного санитар
но-эпидемио
логического
надзора в
Краснодарском
крае" (по со
гласованию)
управление
государствен
ной торговой
инспекции по
Краснодарско
му краю (по
согласованию)
4.2 Проведение совещания ежего- департамент
по проблеме органи- дно образования и
зации школьного пи- науки Красно
тания и мерах по дарского края
взаимодействию стру- департамент
ктур его обеспечива- потребительс
ющих кой сферы и
регулирования
рынка алкого
ля Краснодар
ского края
департамент
здравоохране
ния Краснода
рского края
федеральное
государствен
ное учрежде
ние "Центр
государствен
ного санитар
но-эпидемио
логического
надзора в
Краснодарском
крае" (по со
гласованию)
управление
государствен
ной торговой
инспекции по
Краснодарско
му краю (по
согласованию)
4.3 Создание на муници- 2004 органы мест
пальном уровне меж- ного самоуп
ведомственных коор- равления (по
динационных советов согласованию)
по организации шко
льного питания
4.4 Продолжение монито- департамент
ринга школьного пи- образования и
тания по следующим науки Красно
вопросам: дарского края
о финансировании ор- ежеква- муниципальные
ганизации школьного ртально органы управ
питания; ления образо
об охвате учащихся ежеме- ванием (по
общеобразовательных сячно согласованию)
учреждений горячим учреждения
питанием; образования
о состоянии сети ежего- (по согласо
школьных пищеблоков, дно ванию)
способах организации
школьного питания;
об обеспечении мебе
лью и оборудованием
пищеблоков
4.5 Создание и обновле- 2004, департамент
ние банка данных о ежего образования и
состоянии организа- дно науки Красно
ции школьного пита- дарского края
ния муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
4.6 Разработка програм- 2004 - департамент
мы повышения квали- 2006 потребительс
фикации специалис- кой сферы и
тов, обеспечивающих регулирования
школьное питание рынка алкого
ля Краснодар
ского края
департамент
здравоохране
ния Краснода
рского края
федеральное
государствен
ное учрежде
ние "Центр
государствен
ного санитар
но-эпидемио
логического
надзора в
Краснодарском
крае" (по со
гласованию)
4.7 Разработка методиче- 2004 департамент
ских рекомендаций по потребительс
организации школьно- кой сферы и
го питания, состав- регулирования
ление примерных цик- рынка алкого
личных сбалансирован- ля Краснодар
ных меню ского края
департамент
здравоохране
ния Краснода
рского края
федеральное
государст
венное учреж
дение "Центр
государствен
ного санитар
но-эпидемио
логического
надзора в
Краснодарском
крае (по сог
ласованию)
4.8 Включение в образо- 2004 - департамент
вательные программы 2006 образования и
переподготовки педа- науки Красно
гогов, врачей, мед- дарского края
сестер, работников департамент
предприятий школьно- здравоохране
го питания тематики, ния Краснода
отражающей совре- рского края
менное понимание
проблем организации
качественного школь
ного питания
5. Формирование конкурсной системы выявления лидеров организации
школьного питания
5.1 Разработка положения 2004 - департамент
и условий смотра-кон- 2010 образования и
курса на выявление науки Красно
лидеров в организа- дарского края
ции школьного питания
5.2 Организация и прове- 2004 - департамент
дение смотров-конку- 2010 0,15 0,20 1,40 образования и
рсов на выявление науки Красно
лидеров в организа- дарского края
ции школьного питания муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
образователь
ные учрежде
ния (по сог
ласованию)
6. Формирование культуры школьного питания
6.1 Введение в общеобра- 2004 - департамент
зовательные учрежде- 2010 образования и
ния края программы науки Красно
"Разговор о правиль- дарского края
ном питании" муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
6.2 Обобщение и распрос- департамент
транение положитель- образования и
ного опыта организа- науки Красно
ции качественного и дарского края
правильного питания департамент
школьников в общеоб- потребительс
разовательных учреж- кой сферы и
дениях края регулирования
рынка алкого
ля Краснодар
ского края
муниципальные
органы управ
ления образо
ванием (по
согласованию)
Итого 3,0 30,35 30,45 132,9
------------------------------------------------------------------------
Приложение
к краевой целевой программе
"Развитие системы организации школьного
питания в Краснодарском крае"
на 2004 - 2010 годы
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ НА 15 НОЯБРЯ 2003 ГОДА
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВО ОБЪЕКТОВ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
----------------------T-------------------T----------T---------T------------¬
¦ Муниципальные ¦Столовые с полным¦ Буфеты- ¦Столовые ¦ Количество ¦
¦ образования ¦циклом и столовые-¦раздаточ- ¦хозяйств ¦ посадочных ¦
¦ ¦доготовочные обще-¦ные (штук)¦ (штук) ¦ мест ¦
¦ ¦ образовательных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ учреждений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (штук) ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+-------------------+----------+---------+-------------
Анапа 31 5/ 3938
Армавир 11 11/22 1587
Белореченск 35 3/2 2 2893
Горячий Ключ 16 4/ 1028
Геленджик 17 10/16 2360
Ейск 13 /13 1545
Краснодар 79 38/79 1679
Кропоткин 12 /12 1300
Лабинск 26 2/11 2120
Новороссийск 28 3/14 4524
Сочи 60 4/16 2 8517
Тихорецк 7 5/10 1100
Туапсе 11 2/ 1916
Абинский 20 3/20 1 1784
Апшеронский 31 2/31 3187
Белоглинский 13 2/7 1 1051
Брюховецкий 16 /3 2 1898
Выселковский 19 5/ 2 2120
Гулькевичский 21 1/ 5 3110
Динской 18 2/7 1 2370
Ейский 13 2/ 1 1800
Кавказский 8 3/ 4 1436
Калининский 19 /19 1 1841
Каневский 26 7/11 5 2327
Кореновский 22 1/2 1 2750
Красноармейский 25 2/4 2740
Крымский 18 17/18 2 2140
Крыловский 10 4/10 6 954
Курганинский 31 /27 2320
Кущевский 25 4/3 2 3046
Ленинградский 12 6/ 2 2124
Мостовский 29 /3 2279
Новокубанский 20 3/3 3 2168
Новопокровский 14 5/ 1 2610
Отрадненский 27 6/ 1980
Павловский 20 4/6 1813
Приморско-Ахтарский 18 4/ 2347
Северский 31 3/4 - 2817
Славянский 46 /47 1 4828
Староминский 6 /1 3 1230
Тбилисский 14 1/4 1740
Темрюкский 28 1/8 4 3473
Тимашевский 21 3/8 2885
Тихорецкий 16 2/ 2410
Туапсинский 12 8/5 938
Усть-Лабинский 23 6/ 2300
Успенский 18 2/ 1 1577
Щербиновский 13 1415
Итого 1149 196/379 53 111115
--------------------------------------------------------------------------
Таблица 2
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2002 - 2003 ГОДАХ
(тыс. рублей)
--------------------T--------T--------T----------T--------T-------T--------¬
¦ Муниципальные ¦ Ремонт ¦ Ремонт ¦ Закупка ¦Закупка ¦Закупка¦ Всего ¦
¦ образования ¦ соору- ¦техноло-¦технологи-¦ мебели ¦посуды ¦ ¦
¦ ¦ женик ¦гическо-¦ческого- ¦для за-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦го обо-¦оборудова-¦лов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦рудова- ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+--------+--------+----------+--------+-------+---------
Анапа 100 50 90 30 25 295
Армавир 58 269 327
Белореченск 276 117 246 134 50 823
Геленджик 1100 112 1038 2056 114 4420
Горячий Ключ 500 258 350 100 1208
Ейск 56,8 27 27,3 115,6 226,7
Краснодар 577,8 513,12 1095 92,6 2278,519
Кропоткин 25 40 243,8 308,8
Лабинск 649 110 185 944
Новороссийск 560 48,2 283 891,2
Сочи 4200 500 2200 1500 8400
Тихорецк 175 64,1 239,1
Туапсе 872 250 704 71,2 58 1955,2
Абинский 80 94,9 85,6 17 15 292,5
Апшеронский 100 32,8 212 131 475,8
Белоглинский 265 225 490
Брюховецкий 225 28,6 62,5 50 366,1
Выселковский 766 67 833
Гулькевичский 20,5 199,4 17 236,9
Динской 200 43 216 459
Ейский 254 27 220 50 551
Кавказский 10 21,5 150,5 12 194
Калининский 45 35 15 95
Каневский 54,5 26 45,7 126,2
Кореновский 519 40 22,4 80,6 662
Красноармейский 160 35 375,1 55,7 625,8
Крыловский 80 80
Крымский 981 981
Курганинский 1004 20 242 47 36 1349
Кущевский 124,6 124,6
Ленинградский 234 51,7 118,2 102 505,9
Мостовский 569,5 208,6 175,6 10,5 964,2
Новокубанский 550 550 1100
Новопокровский 23 212 26 22 283
Отрадненский 700 160 28 35 923
Павловский 27 15 83,2 125,2
Приморско-Ахтарский 7,7 3,5 149,8 161
Северский 453,6 279,3 18,4 751,3
Славянский 186,8 966,5 1153,39
Староминский 160 100 260
Тбилисский 70 63 20,6 20,5 174,1
Темрюкский 250 15 128 14 407
Тимашевский 500 120 150 600 200 1570
Тихорецкий 186,3 373 195,1 754,4
Туапсинский 54 85,9 130 80 6,2 356,1
Усть-Лабинский 10,5 15,7 26,2
Успенский 571,3 43,9 47,4 5 8,6 676,2
Щербиновский 9,2 43,4 52,6
Итого 18126,3 3224,42 12555,2 5994,9 601,2 40502,0
-----------------------------------------------------------------------------
Таблица 3
ДИНАМИКА ОХВАТА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРАЯ
ПИТАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ГОРЯЧИМ
---------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦ Учебный год ¦ Общий охват питанием ¦ Охват горячим питанием ¦
L--------------------------+-----------------------+-------------------------
1998/1999 60,1 28
1999/2000 69,9 40,8
2000/2001 83 50,5
2001/2002 93,6 61,4
2002/2003 100 88,2
-----------------------------------------------------------------------------
Таблица 4
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ НА 15 НОЯБРЯ 2003 ГОДА
-----------------T-------T--------T--------T--------T-----T-----T----------¬
¦ Муниципальные ¦Кол-во ¦ Всего ¦ Всего ¦ в том ¦Охват¦Охват¦Не органи-¦
¦ образования ¦общеоб-¦учащихся¦получают¦ числе ¦общим¦горя-¦зовано го-¦
¦ ¦разова-¦ ¦питание ¦получают¦пита-¦чим ¦рячее пи-¦
¦ ¦тельных¦ ¦в обще-¦горячее ¦нием ¦пита-¦тание ¦
¦ ¦учреж- ¦ ¦образо- ¦питание ¦ (%) ¦нием ¦ ¦
¦ ¦дений ¦ ¦ватель- ¦ ¦ ¦ (%) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ных уч-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦реждени-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-------+--------+--------+--------+-----+-----+-----------
Анапа 34 17420 17420 15450 100 88
Армавир 23 17503 17503 16072 100 100
Белореченск 39 14397 14397 13682 100 95 1
Геленджик 24 9877 9877 9855 100 99,9 2
Горячий Ключ 20 6341 6341 6002 100 96 2
Ейск 12 9558 9558 8758 100 92
Краснодар 118 84031 84031 70582 100 87
Кропоткин 12 8759 8759 7306 100 83
Лабинск 34 12619 12619 10463 100 83 2
Новороссийск 39 27412 27412 21680 100 80
Сочи 90 46065 46065 33717 100 73,1 8
Тихорецк 12 7532 7532 6400 100 85
Туапсе 12 7893 7893 7893 100 100
Абинский 24 11082 11082 9531 100 87
Апшеронский 33 11799 11799 11327 100 96
Белоглинский 16 4401 4401 4348 100 98,8
Брюховецкий 18 6960 6960 5960 100 93
Выселковский 26 8054 8054 6922 100 86
Гулькевичский 28 12582 12582 10042 100 80,5 1
Динской 26 14769 14769 11980 100 81 4
Ейский 16 3519 3519 3519 100 100
Кавказский 14 5838 5838 4618 100 79
Калининский 20 6498 6498 6446 100 99,2
Каневский 38 13082 13082 11243 100 85,9 6
Кореновский 23 10154 8111 8111 100 91,6 1
Красноармейский 27 13028 13028 12300 100 95
Крымский 37 17104 17104 15470 100 91 1
Крыловский 20 5221 5221 4093 100 78,4 1
Курганинский 31 14025 14025 12763 100 91 1
Кущевский 9361 9361 7785 100 83 1
Ленинградский 23 9104 9104 8502 100 93 1
Мостовский 29 9154 9154 8329 100 91 2
Новокубанский 25 11285 11285 8237 100 73 13
Новопокровский 21 6312 6312 5491 100 87 1
Отрадненский 27 8496 8496 8120 100 95,6
Павловский 21 8740 8740 7463 100 85,4 2
Приморско-Ахтарс. 25 7185 7185 4814 100 69,4 7
Северский 34 12639 12639 12639 100 100
Славянский 47 16340 16340 15889 100 100
Староминский 10 5315 5315 4995 99 93 1
Тбилисский 15 6362 6362 6070 100 95,4 1
Темрюкский 32 15251 15251 13939 100 91 1
Тимашевский 21 13900 13900 13556 100 98
Тихорецкий 19 7285 7285 6281 100 86 1
Туапсинский 28 7057 7057 6601 100 95 5
Усть-Лабинский 31 12900 12900 10200 100 82 1
Успенский 21 5556 5556 5556 100 100
Щербиновский 13 5059 5059 4352 100 86
Итого 1318 604824 604824 525352 100 87,2 68
---------------------------------------------------------------------
|