ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2003 г. N 1220
ОБ ОДОБРЕНИИ "КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ДО 2005 ГОДА"
В целях всестороннего и эффективного развития физической
культуры и спорта на территории Краснодарского края постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры
и спорта в Краснодарском крае на период до 2005 года (далее -
Концепция), подготовленную департаментом по физической культуре и
спорту Краснодарского края с участием заинтересованных органов
исполнительной власти Краснодарского края.
2. Департаменту по физической культуре и спорту Краснодарского
края (Иващенко) обеспечить доведение Концепции до сведения органов
исполнительной власти Краснодарского края, органов местного
самоуправления Краснодарского края и спортивной общественности, а
также организовать разработку плана мероприятий по ее реализации.
3. Органам исполнительной власти Краснодарского края и органам
местного самоуправления Краснодарского края при планировании и
осуществлении мероприятий по вопросам развития физической культуры
и спорта учитывать положения Концепции.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый зам. главы администрации
Краснодарского края
А.А.РЕМЕЗКОВ
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 16 декабря 2003 г. N 1220
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ
КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Концепция развития физической культуры и спорта в Краснодарском
крае на период до 2005 года (далее - Концепция), разработанная на
основе Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29
октября 2002 года N 1507-р "Об одобрении Концепции развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до
2005 года" и материалов заседания Совета при Президенте Российской
Федерации по физической культуре и спорту от 1 октября 2003 года,
представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в
сфере физической культуры и спорта.
Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и
спорта является важной составной частью государственной социально-
экономической политики, направленной на охрану и укрепление
здоровья, повышение средней продолжительности и качества жизни
населения, а также достойное выступление команд и спортсменов на
крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной
власти, органов местного самоуправления при решении вопросов,
касающихся реализации государственной политики в области
физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни
населения, гармоничного воспитания здорового, физически крепкого
поколения.
1. Характеристика состояния физической культуры и спорта
в Краснодарском крае
В течение последних лет в крае сформировались неблагоприятные
тенденции снижения общих показателей состояния здоровья населения.
В условиях неустойчивого развития экономики серьезную опасность
для здоровья граждан представляют проблемы наркомании, алкоголизма
и табакокурения. Наряду с этими причинами существенное негативное
воздействие оказывает распространение вредных привычек, снижение
уровня физической подготовленности различных групп населения,
отсутствие потребности и возможности у большей части населения
регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Общая ситуация с физической культурой и массовым спортом в
настоящее время характеризуется:
- низким уровнем обеспеченности спортивными сооружениями для
проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работы и неудовлетворительным техническим состоянием большинства
из них;
- отсутствием необходимого спортивного инвентаря и оборудования
в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных
сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-
тренировочного процесса;
- низким процентом охвата занимающихся физической культурой и
спортом, в том числе женщин и социально незащищенных слоев
населения;
- ослаблением целенаправленной работы по физическому воспитанию
в образовательных учреждениях, особенно в детских дошкольных и
общеобразовательных школах, слабым использованием внеурочных и
внешкольных форм занятий, сокращением числа занимающихся в
спортивных секциях школьников и студентов средних специальных
учебных заведений;
- продолжающимся развалом системы физической культуры на
предприятиях и в учреждениях (производственная физическая
культура), отсутствием специалистов по физической культуре и
спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской
местности;
- отсутствием интереса и потребности большинства людей к
занятиям физической культурой и спортом в свободное время, в том
числе самостоятельно;
- недостаточным и нестабильным бюджетным финансированием и
отсутствием заинтересованности инвесторов во вложении средств в
развитие физической культуры и спорта;
- отсутствием устойчивой мотивации и материальной
заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области
физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и
населением по месту жительства;
- недостаточной нормативно-правовой базой в сфере физической
культуры и спорта;
- недостаточной работой по пропаганде здорового образа жизни и
ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой
информации.
Действующим законодательством не урегулированы многие вопросы в
области развития физической культуры и спорта.
Система управления физической культурой и спортом в
муниципальных образованиях Краснодарского края не является
оптимальной.
В 24 муниципальных образованиях управление отраслью
осуществляет 1 специалист. В ряде городов и районов ликвидированы
комитеты по физической культуре и спорту. Специалисты по
физической культуре включаются в штат управлений образования,
культуры, социальной защиты, что не позволяет им в полной мере
выполнять функции по руководству отраслью в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Число занимающихся физической культурой и спортом в 2002 году
составило 382179 человек, или 7,6 процента от населения
Краснодарского края. Число женщин, занимающихся физической
культурой и спортом, составляет около 27 процентов от общего числа
занимающихся.
В 7 муниципальных образованиях до сих пор не введены ставки
специалистов по физической культуре в детских дошкольных
учреждениях. На 1417 учреждений приходится всего 556 штатных
работников.
Свыше 18 тысяч школьников не посещают учебные занятия по
физическому воспитанию.
Сокращается число школьников и студентов средних специальных
учебных заведений, занимающихся в спортивных секциях
образовательных учреждений. Организованными формами внеурочных
занятий по физической культуре и спорту охвачено 17,8% школьников.
В то же время увеличивается число учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Из 42 тысяч
школьников и студентов этой категории только 50 процентов посещают
занятия в спецмедгруппах.
По данным ежегодного доклада "О положении детей в Краснодарском
крае" за 2002 год являются здоровыми не более 20% детей в возрасте
7 - 9 лет и 10 процентов 10 - 18-летних. Только 10% юношей -
выпускников школ практически здоровы и без ограничений могут быть
призваны в ряды Вооруженных Сил. Результаты проверки
свидетельствуют о том, что 3 из 100 мальчиков и 2 из 100 девочек
имеют хороший уровень физической подготовленности.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли
негативные изменения не только в постановке физкультурно-
оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях,
но в большей степени они затронули трудовые и производственные
коллективы. В связи с этим большие трудности испытывают сегодня
физкультурно-оздоровительные и спортивные организации в работе по
развитию физической культуры и спорта среди трудящихся.
Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных
услуг делает недоступными учреждения физической культуры и спорта,
туризма и отдыха для многих тысяч трудящихся. Под предлогом
экономической нецелесообразности предприятия и организации
отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов,
закрывают, продают, передают их другим собственникам или
используют не по назначению.
Опыт показывает, что эффективность средств физической культуры
и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению
здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и
правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса
мероприятий по развитию физической культуры и спорта,
предусматривающих объединение усилий органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных
общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.
2. Цель, задачи и основные принципы
Целью Концепции является стабилизация и улучшение показателей
здоровья и физической подготовленности населения Краснодарского
края, уровня подготовленности спортсменов высокого класса,
позволяющего им достойно выступать на ответственных соревнованиях,
а также совершенствование форм государственной поддержки развития
физической культуры и спорта, направленных на формирование
здорового образа жизни населения и повышение спортивного престижа
Кубани.
Основными задачами в сфере развития физической культуры и
спорта являются:
- обеспечение жителям Краснодарского края возможности
заниматься физической культурой и спортом;
- формирование у населения, особенно у детей и молодежи,
устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и
спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в
этой области;
- повышение качества физического воспитания населения,
проведение мониторинга физической подготовки и физического
развития детей и молодежи;
- повышение уровня физической подготовленности населения и
спортсменов;
- военно-патриотическое воспитание молодежи;
- разработка и реализация краевых и муниципальных нормативных
актов, целевых программ, направленных на создание необходимых
условий для развития массового спорта;
- укрепление материально-технической базы для занятий
физической культурой и спортом, особенно в образовательных
учреждениях, спортивных школах и по месту жительства населения;
- совершенствование деятельности спортивных клубов и создание
молодежных центров досуга;
- финансовая поддержка общественных объединений спортивной
направленности;
- совершенствование системы проведения массовых спортивных
мероприятий;
- укрепление организационной структуры массового спорта;
- обеспечение подготовки и повышения квалификации тренеров-
преподавателей и инструкторов-методистов, работающих в сфере
массового спорта;
- качественное улучшение условий и создание эффективной системы
подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
- широкая пропаганда физической культуры, спорта и здорового
образа жизни.
Реализация настоящей Концепции должна основываться на следующих
принципах:
- доступность занятий массовым спортом для всех категорий и
групп населения;
- взаимодействие органов исполнительной власти, органов
законодательной власти всех уровней и общественных спортивных
организаций в вопросах развития массового спорта в Краснодарском
крае;
- сочетание общих мероприятий по развитию массового спорта
среди всего населения с конкретными целенаправленными
мероприятиями для социально незащищенных категорий населения,
прежде всего инвалидов, детей-сирот и учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- дифференцированный подход к организации мероприятий по
развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой
установки на развитие массового спорта, спорта высших достижений и
профессионального спорта.
3. Основные направления деятельности по развитию физической
культуры и спорта
Региональная политика в сфере физической культуры и спорта
должна предусматривать следующие основные направления:
- формирование у населения понимания жизненной необходимости
занятий физической культурой и спортом;
- совершенствование системы управления и организации массового
спорта, разработка новых организационно-управленческих решений,
направленных на создание эффективной системы спортивно-массовой
работы среди населения;
- формирование нормативно-правовых и организационно-
экономических механизмов привлечения и использования бюджетных и
внебюджетных источников финансирования;
- анализ эффективности использования спортивных сооружений;
- развитие инфраструктуры (спортивных сооружений,
оздоровительных центров, спортивных баз) для занятий физической
культурой и спортом в соответствии с программами социально-
экономического развития регионов;
- проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных
соревнований, в том числе детских;
- подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы
физической культуры и спорта;
- предоставление детям, инвалидам и людям старшего поколения
льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
- привлечение для развития физической культуры и спорта средств
из различных источников, включая бюджеты всех уровней и
внебюджетные средства, стимулирование привлечения инвестиций на
эти цели;
- создание благоприятных условий для организаций, реализующих
программы, направленные на развитие массового спорта и
способствующие формированию здорового образа жизни, а также
спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку
спортивного резерва и поддержку спорта высших достижений;
- формирование постоянно действующей информационно-
пропагандистской системы, способствующей вовлечению населения в
активные занятия физической культурой и спортом, формированию
здорового образа жизни;
- укрепление нормативной и финансовой базы спортивных школ всех
типов и видов, материальное стимулирование труда тренеров-
преподавателей, педагогов и специалистов;
- проведение мониторинга физической подготовленности и
физического развития населения, особенно детей и молодежи;
- развитие спорта высших достижений;
- создание условий для достойных выступлений кубанских
спортсменов на крупнейших всероссийских и международных
соревнованиях.
В организации и управлении физической культурой и спортом,
особенно в части развития массового спорта - "спорта для всех",
физического воспитания и образования детей и молодежи,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту
жительства населения, создания спортивных клубов, а также
необходимой для этого спортивной базы все большее значение должны
играть органы исполнительной власти края и органы местного
самоуправления.
Необходимо принятие нормативных правовых актов, способствующих
внедрению программ, направленных на формирование здорового образа
жизни и физической активности населения. Это предопределяет, что в
будущем расходы на физическую культуру должны постепенно
увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого
положения, при котором на развитие физической культуры и спорта в
краевом бюджете и в муниципальных выделялось не менее одного
процента. В настоящее время первостепенное внимание необходимо
уделить эффективности использования каждого бюджетного рубля,
затрачиваемого на нужды физической культуры и спорта.
Совершенствование законодательства в области физической
культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных
условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных
источников, но и внебюджетных.
4. Механизм и основные меры по реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции предполагает:
- совершенствование нормативной правовой базы физической
культуры и спорта;
- принятие краевой и муниципальных программ развития физической
культуры и спорта, в том числе авиационных, технических и военно-
прикладных видов спорта;
- совершенствование программно-методического, организационного
и медицинского обеспечения физического воспитания и спортивно-
массовой работы с детьми и молодежью в образовательных
учреждениях;
- проведение мониторинга физической подготовки и физического
развития населения;
- формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической
культурой и спортом и добровольному участию в спортивно-массовых
мероприятиях;
- повышение эффективности системы организации и проведения
спортивных комплексных соревнований;
- создание в населенных пунктах края зон отдыха, включающих
сеть региональных оздоровительных трасс, вдоль которых формируется
типовой набор специализированных спортивных сооружений;
- ремонт и реконструкцию спортивных сооружений образовательных
учреждений, спортивных школ и оснащение их необходимым инвентарем
и оборудованием;
- вовлечение инвалидов в физкультурно-оздоровительную
деятельность, разработку системы мер, направленных на социально-
психологическую и физическую реабилитацию, спортивную подготовку и
возврат к трудовой деятельности;
- создание телевизионных и радиопрограмм, направленных на
пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Система физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работы в организациях всех форм собственности должна быть
направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, снижение
неблагоприятного воздействия производства, повышение
сопротивляемости организма различным заболеваниям.
Организационной основой массового спорта в Краснодарском крае
должны стать детско-юношеские спортивные школы, спортивные
туристские и физкультурно-оздоровительные клубы, а также
спортивные центры, предлагающие на платной основе более комфортные
условия и разнообразные спортивные услуги.
Физкультурно-спортивные клубы по интересам должны работать в
условиях льготного налогообложения, что позволит им более активно
проводить работу по вовлечению широких слоев населения в
физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.
Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться
коммерческие спортивные центры, предлагающие более комфортные
условия, большое разнообразие сервисных услуг. Эти центры будут
удовлетворять интересы состоятельных людей, желающих заниматься
элитными и дорогостоящими видами спорта: парус, верховая езда,
бильярд, теннис и т.д.
Мероприятия по совершенствованию физического воспитания и
физической подготовки детей и молодежи должны включать в себя:
- проведение обязательных урочных форм занятий по предмету
"Физическая культура" во всех типах и видах образовательных
учреждений;
- проведение дополнительных (факультативных) занятий
физическими упражнениями и спортом;
- создание при образовательных учреждениях комплексных
физкультурно-спортивных центров с типовым набором спортивного
инвентаря и оборудования, позволяющим обеспечить двигательную
активность школьников и учащихся;
- физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья;
- осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий в
режиме дня;
- проведение внешкольной воспитательной работы с детьми
(спортивных секций, занятий в спортивных школах и спортивно-
оздоровительных туристских клубах, а также самостоятельных
занятий);
- вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом
детей и подростков в свободное время;
- формирование ответственного отношения родителей к здоровью
детей и их физическому воспитанию;
- организацию спортивно-массовой работы по месту жительства;
- создание условий для занятий спортом детям, подросткам и
молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях.
Мероприятия по совершенствованию профессионального образования
в сфере физической культуры должны предусматривать:
- апробацию и внедрение в учебный процесс новых обязательных
программ профессионального образования;
- долгосрочное планирование объема подготовки специалистов со
средним и высшим профессиональным образованием;
- расширение системы дополнительного профессионального
образования;
- укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы
образовательных учреждений среднего и высшего профессионального
образования;
- осуществление обмена опытом подготовки физкультурных и
спортивных кадров с ведущими университетами зарубежных стран,
включая стажировки;
- разработку новых научно-исследовательских направлений в сфере
физической культуры и спорта;
- использование современных научных технологий в подготовке
спортсменов высокого класса.
Мероприятия, направленные на развитие спорта высших достижений,
должны предусматривать:
- эффективное функционирование существующих и создание новых
центров и баз спортивной подготовки сборных команд Краснодарского
края;
- совершенствование механизма использования ведомственных
спортивных баз для подготовки сборных команд Кубани по различным
видам спорта;
- создание комплексных научных групп по видам спорта и
организацию научно-методического, медико-биологического и
информационного обеспечения подготовки спортсменов высокого
класса, а также спортивного резерва;
- приобретение эффективных технических средств для нужд спорта
высших достижений;
- совершенствование технологий, форм и методов подготовки и
переподготовки специалистов в области спорта высших достижений;
- создание и развитие специализированных структур,
обеспечивающих и поддерживающих профессиональную деятельность
спортсменов (их комплексное организационное, методическое,
консультационное, медицинское и иное обслуживание);
- совершенствование механизмов стимулирования труда спортсменов
и тренеров.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на основе
плана мероприятий, разрабатываемого департаментом по физической
культуре и спорту Краснодарского края совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти и организациями.
Реализация Концепции позволит:
- улучшить физическое состояние населения, заложить основы
формирования здорового и гармонично развитого поколения;
- привлечь к массовым занятиям физической культурой и спортом
различные категории населения;
- использовать возможности физической культуры и спорта в
совершенствовании нравственного, эстетического и интеллектуального
развития учащейся молодежи;
- усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого
класса, создать условия для их успешного выступления на
международной арене;
- повысить роль физической культуры и спорта как средства
профилактики асоциального поведения молодежи;
- использовать физическую культуру и спорт для социальной и
физической адаптации инвалидов и детей-сирот;
- обеспечить разнообразие форм предлагаемых физкультурно-
оздоровительных и спортивных услуг;
- увеличить объем спортивного телерадиовещания, повысить роль
средств массовой информации в развитии физической культуры и
спорта, а также в формировании здорового образа жизни.
Генеральный директор департамента
по физической культуре и спорту
Краснодарского края
В.В.ИВАЩЕНКО
|