ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2003 г. N 496-П
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ОБ ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ"
Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Краснодарского края
"Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края",
внесенный комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края
по вопросам использования природных ресурсов и экологической
безопасности (прилагается).
2. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам использования природных ресурсов и экологической
безопасности обобщить предложения и замечания субъектов права
законодательной инициативы, с учетом поступивших поправок
доработать указанный законопроект и внести его на рассмотрение
Законодательного Собрания Краснодарского края во втором чтении.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам использования природных ресурсов и экологической
безопасности.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 10 декабря 2003 г. N 496-П
Вносится
комитетом Законодательного Собрания
Краснодарского края по вопросам использования
природных ресурсов и экологической безопасности
Проект
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие
природные богатства в Краснодарском крае являются основой
жизнедеятельности населения, проживающего на его территории, и
подлежат охране, рациональному использованию и сохранению для
последующих поколений.
Статья 1. Основные положения
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны
окружающей среды в Краснодарском крае и определяет правовые основы
государственной политики в области охраны окружающей среды в
Краснодарском крае в целях укрепления правопорядка,
обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических
задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и
экологическую безопасность на территории Краснодарского края.
Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
Отношения в области охраны окружающей среды на территории
Краснодарского края регулируются Конституцией Российской
Федерации, федеральным законодательством, а также настоящим
Законом и другими нормативными правовыми актами Краснодарского
края.
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной
власти Краснодарского края, органов местного самоуправления,
юридических и физических лиц в Краснодарском крае, оказывающая
воздействие на окружающую природную среду, должна осуществляться
на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и
социальных интересов человека, общества и государства в целях
обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных
ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной
окружающей среды и экологической безопасности;
платность природопользования и возмещение вреда, наносимого
окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и
иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при
принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной
деятельности;
обязательность проведения государственной экологической
экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих
хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать
негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни,
здоровью и имуществу граждан;
приоритет сохранения естественных экологических систем,
природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на
природную среду исходя из требований в области охраны окружающей
среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами
в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на
основе использования наилучших существующих технологий с учетом
экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей
среды органов государственной власти Краснодарского края, органов
местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих
объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к
установлению требований в области охраны окружающей среды к
субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую
деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия
воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также
реализации проектов, которые могут привести к деградации
естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению
генетического фонда растений, животных и других организмов,
истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям
окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о
состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии
решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую природную
среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны
окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования,
воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений
в решении задач охраны окружающей среды.
Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения,
деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды (кроме
почвенной влаги, водоемов, прудов, расположенных в парках, на
садово-огородных, дачных участках, сельхозугодьях); леса, иная
растительность, животные и другие организмы и их генетический
фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные
экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы,
не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат:
объекты, находящиеся в государственной собственности
Краснодарского края (государственные природные заповедники,
природные заказники, памятники природы, природные и
дендрологические парки, ботанические сады);
лечебно-оздоровительные местности и курорты;
иные природные комплексы;
объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-
культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное
ценное значение;
редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и
иная растительность, животные и другие организмы и места их
обитания.
Перечень объектов окружающей среды, подлежащих охране в
первоочередном порядке или особой охране, устанавливается
нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края.
Статья 5. Полномочия законодательного (представительного)
органа государственной власти Краснодарского края в области охраны
окружающей среды
К полномочиям законодательного (представительного) органа
государственной власти Краснодарского края относятся:
разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов
Краснодарского края в области охраны окружающей среды с учетом
географических, природных, социально-экономических и иных
особенностей Краснодарского края;
утверждение краевых целевых программ в области охраны
окружающей среды;
утверждение в составе краевого бюджета расходов на
финансирование программ и мероприятий по охране окружающей среды;
утверждение краевых нормативов, государственных стандартов и
иных нормативных документов в области охраны окружающей среды,
содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже
установленных на федеральном уровне;
осуществление контроля за выполнением принятых нормативных
правовых актов, использованием финансовых средств, выделенных из
краевого бюджета на охрану окружающей среды;
осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 6. Полномочия высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края в области охраны
окружающей среды
К полномочиям высшего исполнительного органа государственной
власти Краснодарского края относятся:
разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам
охраны окружающей среды;
принятие нормативных правовых актов в области охраны окружающей
среды в пределах своей компетенции;
разработка и реализация краевых целевых программ в области
охраны окружающей среды;
участие в разработке федеральных целевых программ по охране
окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния
окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории
Краснодарского края;
определение основных направлений охраны окружающей среды на
территории Краснодарского края с учетом географических, природных,
социально-экономических и иных особенностей края;
координация и контроль природоохранной деятельности органов
государственного управления и организаций;
установление специально уполномоченного органа государственной
власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды;
организация и осуществление в порядке, установленном
федеральным законодательством, государственного экологического
мониторинга, формирование и обеспечение функционирования краевой
системы наблюдения за состоянием окружающей среды;
осуществление государственного экологического контроля,
принятие решений об ограничении, приостановлении и (или)
запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с
нарушением законодательства в области охраны окружающей среды в
пределах своих полномочий;
обеспечение соблюдения требований по охране окружающей среды,
выполнения природоохранных мероприятий на предприятиях и иных
объектах, находящихся в государственной собственности
Краснодарского края;
разработка нормативов, государственных стандартов в области
охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования,
нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
контроль за соблюдением нормативов в области охраны окружающей
среды, выполнением природоохранных мероприятий хозяйствующими
субъектами всех форм собственности и подчиненности;
экономическое регулирование деятельности по совершенствованию и
эффективному осуществлению охраны окружающей среды;
организация и проведение природоохранных мероприятий на
договорных началах с хозяйствующими субъектами всех форм
собственности и подчиненности, органами местного самоуправления;
образование особо охраняемых природных территорий и объектов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Краснодарском
крае, управление и контроль в области охраны и использования этих
территорий;
организация и развитие системы экологического образования и
формирование экологической культуры на территории Краснодарского
края;
осуществление экономической оценки воздействия на окружающую
среду хозяйственной и иной деятельности;
привлечение виновных лиц к административной и иным видам
ответственности;
предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей
среде в результате нарушения законодательства в области охраны
окружающей среды;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии
окружающей среды на территории Краснодарского края;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на
окружающую среду на территории Краснодарского края;
ведение Красной книги Краснодарского края;
осуществление экологической паспортизации;
заключение договоров с субъектами Российской Федерации о
сотрудничестве в области охраны окружающей среды и
природопользования, обеспечение их выполнения в соответствии с
принятыми обязательствами;
осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 7. Нормирование в области охраны окружающей среды
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в
целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую природную среду в соответствии с
федеральным законодательством. Нормирование в области охраны
окружающей среды заключается в установлении нормативов качества
окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую
природную среду при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а
также государственных стандартов и иных нормативных документов в
области охраны окружающей среды.
При отсутствии федеральных нормативов или в целях установления
дополнительных нормативов законами и иными нормативными правовыми
актами Краснодарского края могут устанавливаться краевые нормативы
в области охраны окружающей среды, согласованные с
соответствующими специально уполномоченными территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти в области
охраны окружающей среды, не ниже установленных на федеральном
уровне и в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 8. Методы экономического регулирования в области охраны
окружающей среды
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
осуществляется с целью формирования у хозяйствующих субъектов
экономического интереса в соблюдении экологических требований,
установленных законодательством.
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
включает в себя:
разработку краевых целевых программ в области охраны окружающей
среды в Краснодарском крае;
разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды
в целях предотвращения вреда, причиняемого окружающей среде;
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и
микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и
потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую
среду;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-
антропогенных объектов;
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших
существующих технологий, нетрадиционных видов энергии,
использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также
при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Краснодарского края;
поддержку предпринимательской, инновационной и иной
деятельности (в том числе экологического страхования),
направленной на охрану окружающей среды;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
иные методы экономического регулирования деятельности охраны
окружающей среды.
Статья 9. Разработка краевых целевых программ в области охраны
окружающей среды
Разработка краевых целевых программ в области охраны окружающей
среды осуществляется высшим исполнительным органом государственной
власти Краснодарского края при участии природопользователей,
специально уполномоченных органов государственной власти
Краснодарского края в области охраны окружающей среды, органов
местного самоуправления, ученых, специалистов, общественных
экологических организаций.
Разработка краевых целевых программ в области охраны окружающей
среды осуществляется за счет средств краевого бюджета и других
источников финансирования.
Статья 10. Целевые программы муниципальных образований в
области охраны окружающей среды
В целях решения экологических проблем в муниципальных
образованиях Краснодарского края по решению органов местного
самоуправления могут в установленном ими порядке разрабатываться и
реализовываться целевые программы муниципальных образований в
области охраны окружающей среды.
Статья 11. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Порядок исчисления и взимания платы за выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и
другие виды негативного воздействия на окружающую среду
устанавливается федеральным законодательством.
Средства, поступающие в краевой бюджет от платы за негативное
воздействие на окружающую среду, расходуются на оздоровление
окружающей среды, населения, проведение мер и реализацию программ
по охране окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов,
научные исследования, внедрение экологически чистых технологий,
развитие экологического воспитания и образования населения по
установленному в законодательном порядке перечню.
Запрещается расходование средств, поступающих в краевой бюджет
от платы за негативное воздействие на окружающую среду, на цели,
не связанные с природоохранной деятельностью.
Статья 12. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении
планируемой хозяйственной и иной деятельности хозяйствующих
субъектов, которая может оказать прямое или косвенное воздействие
на окружающую среду, независимо от их организационно-правовых форм
и форм собственности и иной деятельности.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится при
разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том
числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей
планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием
общественных объединений.
Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду
устанавливаются федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими государственное управление в области охраны
окружающей среды.
Порядок согласования органами исполнительной власти
Краснодарского края предпроектной и проектной документации
планируемой хозяйственной или иной деятельности, предполагающей
воздействие на окружающую среду, определяется законодательством
Краснодарского края.
Статья 13. Государственный контроль в области охраны окружающей
среды (государственный экологический контроль)
Государственный контроль в области охраны окружающей среды
(государственный экологический контроль) проводится с целью
обеспечения исполнения законодательства в области охраны
окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и
нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также
обеспечения экологической безопасности.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды
(государственный экологический контроль) на территории
Краснодарского края осуществляется специально уполномоченным
территориальным органом федерального органа исполнительной власти
в области охраны окружающей среды, органами государственной власти
Краснодарского края непосредственно или через специально
уполномоченный орган государственной власти Краснодарского края в
области охраны окружающей среды.
Перечень объектов, подлежащих государственному экологическому
контролю на территории Краснодарского края, определяется и
утверждается нормативными правовыми актами высшего исполнительного
органа государственной власти Краснодарского края.
Перечень должностных лиц органов государственной власти
Краснодарского края, осуществляющих государственный экологический
контроль (государственные инспекторы в области охраны окружающей
среды Краснодарского края (по охране природы), устанавливается
руководителем высшего исполнительного органа государственной
власти Краснодарского края по предложению специально
уполномоченного органа государственной власти Краснодарского края
в области охраны окружающей среды.
Статья 14. Производственный экологический контроль
Производственный экологический контроль осуществляется в целях
обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной
деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному
использованию природных ресурсов, соблюдения нормативов качества
окружающей среды и требований в области охраны окружающей среды,
установленных федеральным законодательством и законодательством
Краснодарского края.
Субъекты хозяйственной или иной деятельности обязаны
предоставлять сведения об организации производственного
экологического контроля и информацию о его результатах специально
уполномоченному органу государственной власти Краснодарского края
в области охраны окружающей среды и органам местного
самоуправления в порядке, установленном федеральным
законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 15. Муниципальный экологический контроль и общественный
экологический контроль
Муниципальный экологический контроль на территории
муниципального образования осуществляется органами местного
самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством Краснодарского
края в порядке, установленном нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления или соглашением между высшим
исполнительным органом государственной власти Краснодарского края
и органами местного самоуправления.
Общественный экологический контроль на территории
Краснодарского края осуществляется общественными и иными
некоммерческими объединениями, гражданами в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством Краснодарского
края в порядке, установленном нормативными правовыми актами
Краснодарского края и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
Результаты общественного экологического контроля,
представленные в специально уполномоченный орган государственной
власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, иные
органы государственной власти Краснодарского края, специально
уполномоченный территориальный орган федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органы
местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в
порядке, установленном законодательством.
Статья 16. Государственный учет объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую природную среду
Государственный учет объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую природную среду, осуществляется в целях
государственного регулирования природоохранной деятельности, а
также текущего и перспективного планирования мероприятий по
снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду в порядке, установленном законодательством
Краснодарского края.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую
среду, и данные об их воздействии на окружающую природную среду
подлежат государственному статистическому учету в порядке,
установленном федеральным законодательством и законодательством
Краснодарского края.
Статья 17. Государственный мониторинг окружающей среды
Государственный мониторинг окружающей среды в Краснодарском
крае осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей
среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах
расположения источников антропогенного воздействия, а также в
целях обеспечения потребностей государства, юридических и
физических лиц в достоверной информации, необходимой для
предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий
изменения состояния окружающей среды.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении,
полученная при осуществлении государственного мониторинга
окружающей среды в Краснодарском крае, используется органами
государственной власти Краснодарского края для разработки
прогнозов социально-экономического развития и принятия
соответствующих решений, разработки краевых целевых программ в
области охраны окружающей среды и мероприятий по охране окружающей
среды.
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды
регулируется федеральным законодательством и законодательством
Краснодарского края.
Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства в
области охраны окружающей среды
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и
уголовная ответственности в соответствии с законодательством.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей
среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения,
нерационального использования природных ресурсов, природных
комплексов и ландшафтов и иного нарушения законодательства в
области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном
объеме в соответствии с законодательством.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
|