УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 28 августа 2003 г. N 2.18-15-305
ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫХ ВОПРОСОВ
Налог на имущество предприятий
Вопрос: Каков порядок предоставления льготы по налогу на
имущество предприятий организациям, в которых инвалиды составляют
не менее 50%?
В соответствии с какими нормами законодательства предприятие
должно устанавливать численность работников для использования
предусмотренных законодательством льгот?
Ответ: В соответствии с п. "и" ст. 4 Закона Российской
Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий" (с учетом изменений и дополнений) налогом на
имущество предприятий не облагается имущество общественных
организаций инвалидов, а также других организаций, в которых
инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.
При этом в соответствии с п.п. "и" п. 5 Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от
08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
имущество предприятий", изданной на основании указанного Закона и
зарегистрированной Минюстом России от 29.06.1995 N 890,
определено, что под общим числом работников понимается
среднесписочная численность организации, в которую включаются
работники, состоящие в штате, а также совместители (без
внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и
другим договорам гражданско-правового характера, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг.
При определении права на получение указанной льготы следует
исходить из среднесписочной численности организации, исчисленной
за тот же период, за который составляется расчет налога на
имущество предприятий. При этом, согласно п. 13 Методических
рекомендаций для использования в практической работе при
осуществлении контроля за правомерностью использования
налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий
(приложение к Письму МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@),
если в отчетном периоде численность инвалидов, исчисленная
нарастающим итогом, составила менее 50 процентов, то за этот
отчетный период льгота по налогу на имущество предприятий не
предоставляется. При этом перерасчет по налогу на имущество
предприятий за предыдущие периоды не производится.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины
гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской
Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в
этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим
Кодексом.
Численность работников определяется в области трудовых
правонарушений и используется в целях статистики. Поэтому в целях
налогообложения при определении права на получение льготы по
налогу на имущество предприятий применяется Инструкция по
заполнению организациями сведений о численности работников и
использовании рабочего времени в формах федерального
государственного статистического наблюдения, утвержденная
Постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 по
согласованию с Минэкономики России и Минтрудом России.
Вопрос: На балансе организации числится объект незавершенного
строительства, строительные работы по которому прекращены в 2001
г. из-за отсутствия финансирования. Подлежит ли стоимость этого
объекта обложению налогом на имущество предприятий и вправе ли
организация воспользоваться льготой, предусмотренной п. "ж" ст. 4
Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на
имущество предприятий"?
Ответ: Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от
13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с
изменениями и дополнениями) данным налогом облагаются основные
средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на
балансе налогоплательщика.
В целях приведения порядка установленного Инструкцией
Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", в части
определения налоговой базы по данному налогу, в соответствие с
нормой вышеназванного Закона, Приказом МНС России от 15.11.2000
N БГ-04/389 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию
Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" в п.п. "а" п. 4
Инструкции включены затраты организации, отражаемые на
бухгалтерском счете 08 "Капитальные вложения" ("Вложения во
внеоборотные активы" согласно плану счетов, утвержденному Приказом
Минфина России от 21.10 2000 N 94).
При этом установлено, что не учитываются при исчислении
налоговой базы затраты на приобретение имущества, не являющегося
объектом налогообложения, и отражаемые в бухгалтерском учете по
субсчетам 08-1 "Приобретение земельных участков", 08-2
"Приобретение объектов природопользования", 08-5 "Затраты, не
увеличивающие стоимость основных средств", 08-7 "Перевод молодняка
животных в основное стадо", 08-8 "Приобретение взрослых животных",
08-9 "Доставка животных, полученных безвозмездно".
Кроме того, учтено, что расходы организации по возведению
зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в
монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами,
сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное
строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости
имущества организации по состоянию на 1 число месяца квартала,
следующего за истечением срока строительства (монтажа
оборудования), установленного договором подряда в соответствии с
проектно-сметной документацией (проектом организации
строительства).
При этом затраты организации, являющейся заказчиком
строительства объектов основных средств (монтажа оборудования),
учтенные на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", на период
ведения строительства не облагаются налогом на имущество
предприятий. Указанные затраты учитываются для целей
налогообложения после окончания нормативного срока строительства
(монтажа оборудования), определяемого на основании строительных
правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на
строительство (монтаж оборудования), установленных
соответствующими договорами подряда. В аналогичном порядке
подлежат включению в налоговую базу затраты на строительство
объекта (монтаж оборудования), производимое собственными силами
(хозяйственным способом). При этом нормативный срок строительства
(монтажа оборудования), выполняемого хозяйственным способом,
определяется в указанном порядке на основании строительных
нормативов, проектно-сметной документации и установленного в
соответствии с ней графика работ.
Следует иметь в виду, что срок строительства (монтажа
оборудования) может продлеваться в установленном порядке,
например, в случае проведения непредвиденных работ, требующих
дополнительного соглашения к договору и финансирования проведения
таких работ. В этом случае капитальные вложения (затраты) подлежат
включению в налоговую базу по окончанию установленного договором
подряда на строительство (монтаж оборудования) уточненного срока
строительства.
В том случае, если объекты, незавершенные строительством,
законсервированы по решениям федеральных органов государственной
власти, исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, то стоимость указанных
объектов (затраты на строительство) не включаются в налоговую базу
по налогу на имущество предприятий в соответствии с пунктом "ж"
статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О
налоге на имущество предприятий".
Кроме того необходимо учесть, что решение об образовании
запасов (консервации) имущества должно быть оформлено в
установленном порядке, т.е. приказом (решением) соответствующего
органа с указанием номера, даты, с прилагаемым перечнем
конкретного имущества, подлежащего консервации, его балансовой
стоимостью и указанием срока его действия.
Вопрос: ОАО является промышленным предприятием по заготовке
семян. Заготовленные семена по специальной технологии проходят
очистку, калибровку на фракции, отделение и отправляются на
промежуточное хранение до их реализации на посев и затаривания в
мешки.
Также согласно заключенным договорам и госконтрактам на
предприятии длительное время находятся на хранении и реализуются
только по распоряжению "Заказчиков" семена федерального страхового
фонда.
Выручка от реализации семян в общей сумме выручки составляет
ежегодно более 90%.
Просим разъяснить, должны ли мы уменьшать стоимость имущества,
исчисленную для целей налогообложения, на балансовую стоимость
имущества, используемого для производства, переработки и хранения
сельскохозяйственной продукции, т.е. семян, или согласно п.п. "б"
и "ж" ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О
налоге на имущество предприятий" все имущество нашего предприятия
не облагается данным налогом?
Ответ: Согласно п. "б" ст. 4 Закона Российской Федерации от
13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с
изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается имущество
предприятий по производству, переработке и хранению
сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке
рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от оказанных видов
деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки
от реализации продукции (работ, услуг).
При этом, если выручка от льготируемых видов деятельности
составляет менее 70% от общей суммы выручки от реализации
продукции (работ, услуг), организация вправе воспользоваться
льготой, установленной пунктом "в" ст. 5 вышеназванного Закона и
предусматривающей уменьшение стоимости имущества организации,
исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную)
стоимость имущества, используемого для производства, переработки и
хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и
переработки рыбы и морепродуктов.
При рассмотрении вопроса об отнесении продукции к
сельскохозяйственной, согласно п.п. "в" пункта 6 Инструкции
Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на имущество предприятий, следует
руководствоваться Общероссийским классификатором продукции
ОК 005-93, принятым Постановлением Госстандарта России от 30.12.93
N 301 (коды 970000 и 980000).
При определении общей суммы выручки от реализации продукции
(работ, услуг) в нее не включается выручка, полученная от
реализации основных средств и иного имущества. Кроме того, для
целей обложения налогом на имущество предприятий из общей выручки
от реализации продукции (работ, услуг) исключается стоимость
покупных товаров, реализованных в результате заготовительной,
снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Следует иметь в виду, что указанная льгота по налогу на
имущество предприятий предоставляется только тем организациям,
которые непосредственно осуществляют процесс производства и (или)
переработки и (или) хранения сельскохозяйственной продукции,
выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов (т.е.
осуществляют конкретные виды экономической деятельности или любой
из них) и получают выручку от производства, переработки, хранения
сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки
рыбы и морепродуктов.
Деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, в
частности семян, классифицируется Общероссийским классификатором
видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в
разделе "Сельское хозяйство, охота и лесоводство" и связана с
выращиванием зерновых культур, овощных культур, фруктов, и др., а
также разведением домашних животных, птицы (коды 011 - 013).
Таким образом, исходя из поставленного вопроса, основным видом
деятельности организации является оказание услуг по хранению
сельскохозяйственной продукции (семян - код 970000). Кроме того,
организация, реализуя семена, осуществляет торговую деятельность.
Условием для предоставления льготы по налогу на имущество в
части имущества, используемого для хранения сельскохозяйственной
продукции, является хранение сельскохозяйственной продукции
согласно заключенным договорам на хранение и получение выручки от
оказания услуг по хранению в размере 70% и выше в общей сумме
выручки.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Закона Российской
Федерации от 12.13.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий" данным налогом не облагается имущество, используемое
для образования страхового и сезонного запасов в организациях,
связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и
работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями
федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
В целях правильного применения льгот предприятия обязаны
обеспечить раздельный (обособленный) учет льготируемых объектов.
Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 не
предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы одних и тех же
объектов налогообложения по двум пунктам одновременно.
Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий, ОАО
вправе применить льготу по налогу на имущество по одним и тем же
объектам только по одному из пунктов ст. 4 Закона РФ от 13.12.91
"О налоге на имущество предприятий". При этом организация
самостоятельно определяет какой из пунктов применить.
Вопрос: В каком порядке предоставляется льгота по налогу на
имущество организациям, имеющим мобилизационные задания?
Ответ: В соответствии с п. "и" ст. 5 Закона Российской
Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий" (с изменениями и дополнениями) стоимость имущества
предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на
балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и
мобилизационных мощностей. Эта норма распространяется на
мобилизационные мощности как используемые, так и не используемые в
текущем производстве.
Данная льгота по налогу на имущество предприятий
предоставляется налогоплательщикам независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности на основании
мобилизационного задания, установленного соответствующими органами
исполнительной власти или организацией, уполномоченной
Правительством Российской Федерации доводить эти задания до
непосредственных исполнителей, утвержденного перечня имущества,
связанного с его обеспечением, и договоров (контрактов) о
выполнении мобилизационных заданий (заказов).
При оформлении документов, для подтверждения права на льготу
по налогу на имущество предприятий до 01.01.2003 года действовал
"Временный порядок оформления документов для экономического
стимулирования мобилизационной подготовки предприятий",
утвержденный 14.07.1997 заместителем Министра экономики Российской
Федерации.
Порядок оформления документов для подтверждения права на
льготу по налогу на имущество предприятий на 2003 год определен
"Положением о порядке экономического стимулирования
мобилизационной подготовки экономики", утвержденным 02.12.2002
NN ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3 Минэкономразвития России,
Минфином России и МНС России.
Оформление организациями, имеющими мобилизационные задания
(заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке,
документов, необходимых для предоставления указанным организациям
льгот по налогу на имущество предприятий, осуществляется ежегодно.
В целях правильного применения льгот организации обязаны
обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого имущества.
В случае отсутствия раздельного учета льгота не применяется.
Вопрос: Включаются ли в налоговую базу по налогу на имущество
предприятий затраты на содержание дирекции строящегося
предприятия, на проектно-изыскательские работы?
Ответ: Положением по учету долгосрочных инвестиций,
утвержденным Министерством Финансов Российской Федерации
30.12.1993 N 160, установлено, что затраты на содержание дирекции
строящихся предприятий, на проектно-изыскательские работы (включая
работы для строительства будущих лет и затраты по разработке
технико-экономических обоснований), осуществляемые за счет
капитальных вложений, входят в состав прочих капитальных работ и
включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию
объектов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по
его применению, утвержденных Приказом Министерства Финансов
Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, указанные затраты
учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Согласно п.п. "а" п. 4 Инструкции Госналогслужбы России от
08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) при
исчислении налоговой базы по налогу на имущество предприятий
включаются затраты организации, отражаемые в бухгалтерском учете
на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (за исключением
следующих субсчетов: 08-1 "Приобретение земельных участков", 08-2
"Приобретение объектов природопользования", 08-6 "Перевод
молодняка животных в основное стадо", 08-7 "Приобретение взрослых
животных").
Расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу
оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие
расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и
титульными списками на капитальное строительство, включаются в
расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию
на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока
строительства (монтажа), установленного договором подряда в
соответствии с проектно-сметной документацией.
Таким образом, затраты организации на содержание дирекции
строящегося предприятия, на проектно-изыскательские работы,
осуществляемые за счет капитальных вложений и учтенные на счете 08
"Вложения во внеоборотные активы", на период ведения строительства
не облагаются налогом на имущество предприятий. Указанные затраты
учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного
срока строительства, определяемого на основании строительных
правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на
строительство, установленных соответствующими договорами подряда.
Вопрос: В каком порядке производится начисление амортизации на
основные средства для исчисления налога на имущество предприятий:
так же как и для исчисления налога на прибыль или по правилам
бухгалтерского учета?
Ответ: Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от
13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", с учетом
изменений и дополнений, налогом на имущество предприятий
облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и
затраты, находящиеся на балансе плательщика.
Поэтому для целей исчисления и уплаты налога на имущество
предприятий учитывается именно балансовая стоимость имущества.
Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика
организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от
09.12.1998 N 60н, определено, что к способам ведения
бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики
организации и применяемым с 1 января года, следующего за годом
утверждения соответствующего распорядительного документа,
относятся, в частности, способы амортизации основных средств. При
этом установлено, что изменение учетной политики производится при
изменении законодательства Российской Федерации или нормативных
актов по бухгалтерскому учету, при разработке организацией новых
способов ведения бухгалтерского учета.
Правительство Российской Федерации Постановлением от
01.01.2002 N 1 утвердило Классификацию основных средств,
включаемых в амортизационные группы. Пунктом 1 этого постановления
установлено, что указанная Классификация может использоваться для
целей бухгалтерского учета.
При этом для бухгалтерского учета данный порядок
распространяется только на основные средства, приобретенные после
1 января 2002 года.
Учитывая это, амортизация основных средств, приобретенных
после 1 января 2002 года, исчисленная в соответствии с методами и
порядком расчета сумм амортизации, установленными ст. 259
Налогового кодекса Российской Федерации, может применяться и для
целей налога на имущество предприятий, если это отражено в
распорядительном документе об учетной политике организации. При
этом суммы амортизационных отчислений должны быть в установленном
порядке отражены в бухгалтерском учете организации.
Амортизация по объектам основных средств, принятым к
бухгалтерскому учету до вышеуказанной даты, для целей
бухгалтерского учета продолжает начисляться исходя из срока
полезного использования, определенного при постановке объекта на
учет, и выбранного организацией для группы однородных объектов
способа начисления амортизации.
Единый сельскохозяйственный налог
Вопрос: С введением в Налоговый кодекс главы 26.3 уплачивает
ли сельскохозяйственный товаропроизводитель, переведенный на
уплату единого сельскохозяйственного налога, единый налог на
вмененный доход (в случае, если он занимается видами деятельности,
которые подпадают под уплату единого налога на вмененный доход)?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 346.1 главы 26.1
части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ) уплата единого сельскохозяйственного налога организациями,
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными
предпринимателями предусматривает замену для них совокупности
налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со статьями 13,
14 и 15 настоящего Кодекса, за исключением следующих налогов и
сборов:
налога на добавленную стоимость;
акцизов;
платы за загрязнение окружающей природной среды;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных
документов, выраженных в иностранной валюте;
таможенной пошлины;
государственной пошлины;
налога на имущество физических лиц (в части жилых строений,
помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных
предпринимателей);
налога с имущества, переходящего в порядке наследования или
дарения;
лицензионных сборов.
Кроме того, плательщики единого сельскохозяйственного налога
не освобождаются от обязанностей налоговых агентов,
предусмотренных НК РФ, а также уплачивают страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование в соответствии с
законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
Единый налог на вмененный доход отсутствует в перечне налогов
и сборов, указанных в статьях 13, 14 и 15 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от
29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" до
введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации ссылки на указанные статьи НК РФ
приравниваются к ссылкам на статьи 19, 20 и 21 Закона Российской
Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах.
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002
N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года отменен
подпункт "е" (единый налог на вмененный доход) пункта 1 ст. 20
Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" и предусмотрено введение
в действие главы 26.3 части второй НК РФ "Система налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности".
Таким образом, плательщики единого сельскохозяйственного
налога при осуществлении видов предпринимательской деятельности,
предусмотренных статьей 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса
Российской Федерации, обязаны уплачивать единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности.
Вопрос: Переводится ли вновь созданное предприятие, дата
регистрации которого 19.11.2002, на уплату единого
сельскохозяйственного налога с 01.01.2003?
Ответ: В соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса
Российской Федерации организации, крестьянские (фермерские)
хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся
сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату
налога при условии, что за предшествующий календарный год доля
выручки от реализации сельскохозяйственной продукции,
произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от
реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих
организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных
предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не
менее 70 процентов.
Налогоплательщиками признаются организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели,
являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются
организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные
предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на
сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том
числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от
реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских
(фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля
выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%.
Объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные
угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в
пользовании.
Таким образом, если вновь созданное предприятие за
предшествующий календарный год не имеет выручки от реализации
сельскохозяйственной продукции, произведенной на
сельскохозяйственных угодьях, то к нему глава 26.1 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации в 2003 году не применима,
в связи с чем налогообложение осуществляется в общеустановленном
порядке.
Вопрос: Являются ли плательщиками единого
сельскохозяйственного налога образовательные учреждения?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.2 главы 26.1 Налогового
кодекса Российской Федерации плательщиками единого
сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели,
являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В целях применения главы 26.1 Налогового кодекса Российской
Федерации определено, что сельскохозяйственными
товаропризводителями признаются организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели,
производящие сельскохозяйственную продукцию на
сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения) и
реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки,
при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ,
услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и
индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой
продукции составляет не менее 70 процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
Следует иметь в виду, что бюджетные учреждения, в том числе
образовательные, наряду с уставной деятельностью, обеспечиваемой
финансированием из бюджетов различных уровней, а также другими
целевыми поступлениями средств, могут осуществлять не запрещенную
законодательством Российской Федерации деятельность, связанную с
получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и
имущественных прав, а также получать внереализационные доходы.
Ведение бюджетными учреждениями учета полученных доходов в виде
средств целевого финансирования и их расходов, и сумм доходов и
расходов от деятельности, связанной с производством товаров,
работ, услуг, производится раздельно. При этом в составе доходов и
расходов бюджетных учреждений не учитываются доходы, полученные в
виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на
содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности,
финансируемой за счет указанных источников, и расходы,
производимые за счет этих средств.
В соответствии со ст. 346.3 НК РФ объектом налогообложения
признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в
собственности, во владении и (или) пользовании.
Согласно Земельного кодекса Российской Федерации,
сельскохозяйственные угодья имеют особый статус в составе земель
сельскохозяйственного назначения и передаются землепользователям
для осуществления предпринимательской (сельскохозяйственной)
деятельности.
Таким образом, если образовательное учреждение, имея в
собственности (Государственный акт на право пользования земельным
участком), во владении и (или) пользовании (договор аренды)
сельскохозяйственные угодья, осуществляет на них
сельскохозяйственную деятельность, в результате которой
производится и реализуется сельскохозяйственная продукция, то, в
случае выполнения условий, определенных главой 26.1 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивает за
использование сельскохозяйственных угодий единый
сельскохозяйственный налог. Если условия главы 26.1 НК РФ не
выполняются, то учреждение остается на общем режиме
налогообложения и производит уплату земельного налога в бюджет в
соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 11.10.1991
N 1738-1 "О плате заземлю" (с изменениями и дополнениями), если
иное не предусмотрено ст. 12 вышеуказанного Закона.
Вопрос: Являются ли сельскохозяйственные товаропроизводители,
переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога,
плательщиками целевых сборов на содержание милиции, на
благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений?
Ответ: Согласно п. 4 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской
Федерации "Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и п. 4
ст. 1 Закона Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ "О едином
сельскохозяйственном налоге" для организаций, крестьянских
(фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей,
являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, уплата
единого сельскохозяйственного налога заменяется совокупностью
налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст. 13, 14 и
15 части первой НК РФ.
Исключение составляют: налог на добавленную стоимость, акцизы,
плата за загрязнение окружающей природной среды, налог на покупку
иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте, государственная пошлина, налог на имущество
физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений,
находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей),
налог с имущества, переходящего в порядке наследования или
дарения, лицензионные сборы.
Таким образом, переведенный на уплату единого
сельскохозяйственного налога сельскохозяйственный
товаропроизводитель продолжает уплачивать в общеустановленном
порядке перечисленные в предыдущем абзаце налоги и сборы.
Так как целевые сборы на содержание милиции, благоустройство
территории, нужды образования не вошли в вышеуказанный перечень,
то уплата единого сельскохозяйственного налога полностью
предусматривает замену уплаты этих сборов.
Вопрос: Основным видом деятельности рыболовецкого колхоза
является рыборазведение (ОКОНХ 213000).
Рыбколхоз арендует 1415 га сельскохозяйственных угодий, где
выращиваются зерновые культуры для кормления прудовой рыбы.
Доля сельскохозяйственной продукции (с учетом рыбы) в общем
объеме производства составляет 82%.
Просим разъяснить может ли рыболовецкий колхоз перейти на
уплату единого сельскохозяйственного налога?
Ответ: В соответствии со ст. 346.1 главы 26.1 "Система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской
Федерации перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств
и индивидуальных предпринимателей на уплату единого
сельскохозяйственного налога осуществляется при условии, что за
предшествующий календарный год доля выручки от реализации
сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на
сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов
ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских
(фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от
реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 процентов.
Согласно ст. 346.3 указанной главы Кодекса объектом
налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются
сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во
владении и (или) пользовании.
В случае выполнения вышеуказанных условий организация может
быть переведена на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Поскольку производство рыбной продукции не связано с
использованием сельскохозяйственных угодий, следовательно,
специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного
налога на рыболовецкие колхозы не распространяется.
В то же время, если рыболовецкий колхоз имеет в собственности,
во владении и (или) пользовании сельскохозяйственные угодья и
помимо основного вида деятельности (рыборазведение) осуществляет
на сельскохозяйственных угодьях, например, зерновое производство,
то при соблюдении условий ст. 346.1 НК РФ рыболовецкий колхоз
может быть переведен на уплату единого сельскохозяйственного
налога.
Таким образом, если рыболовецкий колхоз, имеет в аренде
сельскохозяйственные угодья и выращивает на них зерновые культуры
только для кормления прудовой рыбы, то он не может быть переведен
на уплату единого сельскохозяйственного налога, так как доля
выручки от реализации сельскохозяйственной продукции не
соответствует требованиям ст. 346.1 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Плата за землю
Вопрос: Какой коэффициент индексации ставок земельного налога
применяется в 2003 году?
Ответ: Статьей 7 Федерального закона РФ "О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации" от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ установлено, что
действующие в 2002 году ставки земельного налога и размеры
арендной платы за земли, находящиеся в государственной и
муниципальной собственности, применяются с 1 января 2003 года с
коэффициентом 1,8.
Вопрос: Сроки уплаты земельного налога и представления
декларации юридическими лицами на территории Краснодарского края и
каким нормативным документом они установлены?
Ответ: Постановлением главы администрации Краснодарского края
от 15.03.95 N 160 "Об установлении повышающих коэффициентов к
базовой нормативной цене земли и сроков исчисления и уплаты
земельного налога" и статьей 18 Закона Краснодарского края от
06.12.1996 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае"
установлен для юридических лиц - плательщиков земельного налога,
кроме предприятий, имеющих земли сельскохозяйственного назначения,
четыре срока уплаты: 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 ноября, и
срок представления годовой декларации на текущий год с разбивкой
по четырем срокам уплаты - к 15 апреля.
Организации - юридические лица, имеющие земли с/х назначения,
производят уплату налога равными долями не позднее 15 сентября и
15 ноября, с представлением декларации - к 1 июля текущего года.
Вопрос: Подлежат ли налогообложению земельным налогом земли
общего пользования населенных пунктов с учетом введения нового
Земельного кодекса?
Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона РФ "О плате за
землю" земли общего пользования населенных пунктов освобождаются
от обложения земельным налогом. Норма по полному освобождению
земель общего пользования населенных пунктов от земельного налога
отражена и п.п. 21 п. 5 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56
"По применению Закона РФ "О плате за землю".
К землям общего пользования в городах, поселках и сельских
населенных пунктах в соответствии с предыдущим Земельным кодексом
РСФСР относились земли, используемые в качестве путей сообщения
(площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для
удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки,
лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), как полигоны
для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигоны
бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других
земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка,
сельского населенного пункта. К другим землям можно отнести земли,
занятые тротуарами, второстепенными проездами к отдельно стоящим
жилым зданиям, газонами, оранжереями благоустройства, междомовыми
санитарно-защитными зонами, противошумовыми зонами, зелеными
междомовыми насаждениями, кладбищами, бомбоубежищами.
Указанная норма по освобождению земель общего пользования
действует и в настоящее время, однако состав этих земель новым
Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ несколько
сужен: в него включаются земельные участки, занятые площадями,
улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными,
скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими
объектами, которые могут входить в состав различных
территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом земли, выделенные конкретной организации (например,
системы ЖКХ) не могут рассматриваться как земли общего пользования
в силу своей индивидуальной определенности. Поэтому организации
коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на
общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления
их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и
сооружениями (карьерами, водохранилищами, водонапорными узлами,
котельными, очистными сооружениями, тепломагистралями и др.).
Вопрос: Являются ли плательщиками земельного налога
организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на
упрощенную систему налогообложения и плательщики единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности ?
Ответ: Организации и индивидуальные предприниматели,
перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее
в порядке, установленном главой 26.2 части второй Налогового
кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2003 года, являются
плательщиками земельного налога.
В соответствии с главой 26.3 части второй НК РФ, также
введенной в действие с 1 января 2003 года, не освобождаются от
уплаты земельного налога налогоплательщики единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Данная норма внесена Приказом МНС России от 21.04.2003
N БГ-3-21/204 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию МНС
России от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона РФ "О
плате за землю".
Вопрос: Каков порядок перечисления платы за землю в 2003 году?
Ответ: Изменения N 3, внесенные Приказом МНС России от
21.04.2003 N БГ-3-21/204 в Инструкцию МНС России от 21 февраля
2000 г. N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю", уточнили
порядок перечисления в 2003 г. средств, поступающих от уплаты
земельного налога и арендной платы за землю, в бюджетную систему
Российской Федерации. Данные Изменения связаны с положением,
установленным Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации", который внес изменения в Закон Российской
Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", касающиеся
порядка перечисления земельного налога в соответствующие уровни
бюджетов.
Законом N 110-ФЗ с 1 января 2003 г. исключены из ст. 18 Закона
N 1738-1 слова "Российской Федерации в федеральном казначействе".
В связи с этим изменилось положение, связанное с перечислением
средств, составляющих плату за землю. В 2003 г. средства от
земельного налога в федеральный бюджет не поступают. Та часть
средств, которая в 2002 г. зачислялась в федеральный бюджет,
распределена в 2003 г. между территориальными бюджетами. Данная
норма касается порядка перечисления средств от уплаты налога по
землям, занятым сельскохозяйственными угодьями, и землям,
расположенным на территориях городов и поселков.
Поэтому в 2003 году земельный налог перечисляется таким
образом:
за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и
другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета
сельских органов местного самоуправления;
за земли в пределах поселковой, городской границы и другие
земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах
района, за исключением земель, переданных в ведение сельских
органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными
законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета
субъекта Российской Федерации, соответствующих органов местного
самоуправления.
Нормативы распределения доходов от уплаты земельного налога за
земли городов и поселков установлены ст. 12 Федерального закона от
24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год". В 2003 г.
плательщики земельного налога за земли городов и поселков, а также
арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в
государственной собственности до разграничения государственной
собственности на землю, должны перечислять указанные платежи в
полном объеме на счета органов федерального казначейства с
последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями
бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
в бюджеты субъектов Российской Федерации (краевой бюджет) -
50%;
в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований -
50%.
Одновременно плательщики земельного налога за
сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного
назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся
в государственной собственности до разграничения государственной
собственности на землю, должны перечислять в 2003 г. названные
платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства
с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями
бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
За земли сельскохозяйственных угодий нормативы распределения
доходов определены ст. 19 Закона N 1738-1, согласно которой доля
средств от земельного налога и арендной платы за
сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета
субъектов Российской Федерации, устанавливается органами
законодательной (представительной) власти субъектов Российской
Федерации.
На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом
Российской Федерации, перечисляется не более 10% суммы средств
земельного налога административного района. Таким образом, за
земли сельскохозяйственных угодий земельный налог в 2003 г. должен
направляться в субъект Российской Федерации до 10% средств
земельного налога административного района, остальная часть
средств должна направляться в местный бюджет. В федеральный бюджет
в 2003 г. средства от уплаты налога за земли сельскохозяйственных
угодий не должны поступать.
Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 530-КЗ "О краевом
бюджете на 2003 год" (статья 17) установлено, что в 2003 году
плательщики земельного налога за земли сельскохозяйственного
назначения перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета
органов федерального казначейства с последующим распределением
доходов от их поступлений между краевым бюджетом и бюджетами
муниципальных образований по следующим нормативам:
в краевой бюджет - 10 процентов;
в бюджеты муниципальных образований - 90 процентов.
За другие земли несельскохозяйственного назначения плательщики
земельного налога в 2003 году перечисляют указанные платежи в
полном объеме на счета органов федерального казначейства с
последующим зачислением доходов от их поступлений в размере 100
процентов в бюджеты муниципальных образований.
Зам. начальника отдела
И.Г.ПОПОВСКИЙ
|