Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ОТ 02.07.2003 N 631 О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА НА ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 2 июля 2003 г. N 631
   
           О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА НА ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
                          В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
   
       Функционирование системы    социальных    выплат    и   льгот,
   построенной на  уравнительных   принципах,   в   настоящее   время
   оказалось неэффективным,  хотя  потребность  в  социальной помощи,
   обусловленная рядом факторов, в том числе и низким уровнем доходов
   населения, значительно выросла.
       Основной проблемой    действующей    уравнительной     системы
   социальных выплат  и  льгот  являются  ее ограниченные возможности
   перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся  граждан.
   В  основу  государственной  политики  реформ  в  социальной  сфере
   положен  принцип  адресной  направленности  социальной  помощи  на
   основе проверки нуждаемости.
       В целях формирования единой системы адресной социальной помощи
   населению Краснодарского края постановляю:
       1. Утвердить  прилагаемую   Концепцию   перехода   на   единое
   социальное пособие в Краснодарском крае.
       2. Департаменту  по  делам  СМИ,  печати,  телерадиовещания  и
   средств массовых   коммуникаций   Краснодарского   края  (Ахеджак)
   опубликовать настоящее   постановление   в   средствах    массовой
   информации Краснодарского края в изложении.
       3. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на первого  заместителя главы администрации края Ремезкова А.А.  и
   на заместителя главы администрации края Дорошенко Г.С.
       4. Постановление  вступает  в  силу  через  10  дней после его
   официального опубликования.
   
                                      Первый зам. главы администрации
                                                  Краснодарского края
                                                         А.А.РЕМЕЗКОВ
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                к постановлению главы
                                    администрации Краснодарского края
                                              от 2 июля 2003 г. N 631
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
                 ПЕРЕХОДА НА ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
                          В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
   
        1. Социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае
   
       В последние  годы  наблюдаются   благоприятные   тенденции   в
   экономике края.   Растет   производство   валового   регионального
   продукта, заметные тенденции роста темпов производства наблюдаются
   в строительстве,    сельском    хозяйстве,   промышленности.   Это
   положительно сказывается и на общих макроэкономических показателях
   доходов и  уровне  жизни  населения:  в  течение минувших трех лет
   отмечен рост денежных доходов населения,  включая заработную плату
   и пенсии.
       Вместе с   тем    остаются    нерешенными    такие    проблемы
   социально-трудовой сферы  как  высокая дифференциация населения по
   уровню доходов, низкая заработная плата в ряде отраслей экономики,
   высокий уровень бедности,  увеличения уровня безработицы, старение
   населения.
       На протяжении   последнего  десятилетия  наблюдались  снижение
   рождаемости и процесс старения населения,  обусловившие не  только
   резкое снижение  прироста  населения,  но  и абсолютное сокращение
   численности по некоторым  территориям.  В  2002  году  по  причине
   естественной убыли  потери  в  крае  составили 29,4 тыс.  человек.
   Старение населения характеризует  то,  что  доля  лиц  в  возрасте
   моложе трудоспособного  (20%)  меньше  доли  лиц в возрасте старше
   трудоспособного (23%).
       Миграционный прирост  перестал перекрывать естественную убыль,
   быть фактором роста  численности  населения.  Анализ  миграционных
   потоков показывает,  что  из  края  идет  отток квалифицированного
   трудоспособного населения,  а  около  30%   прибывающих   в   край
   составляют граждане  старше  и  моложе  трудоспособного  возраста.
   Процессы, происходящие  в  социально-экономической   жизни   края,
   влияют на формирование рынка труда, занятость населения.
       Наряду с ростом численности занятых в экономике  края  уровень
   безработицы  за  последние  три  года вырос и в 2002 году составил
   0,9%.  Численность безработных в крае в 2002 году  составила  20,2
   тыс.  человек  и увеличилась по сравнению с 2000 годом на 40%  при
   наличии образовавшихся вакансий из-за непрестижности  профессий  и
   низкой оплаты.
       Доходы населения  являются  одним   из   наиболее   обобщающих
   показателей экономического  развития и роста благосостояния людей.
   За 2002 год среднедушевые денежные доходы населения выросли на 31%
   и составили 2762 рубля, а реальные денежные доходы лишь на 12%.
       Снижается покупательская способность среднедушевого  денежного
   дохода. В  2002  г.  денежные  доходы в месяц обеспечивали покупку
   лишь 1,7 прожиточного минимума против 2,2 в 2000 г.
       Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в
   общей численности населения за последние  три  года  снизился,  но
   остается на достаточно высоком уровне и в 2002 году составил около
   33%.
       Продолжает оставаться      весьма      высоким     коэффициент
   дифференциации доходов населения.  Среднедушевые  денежные  доходы
   10% наиболее  обеспеченных  граждан превышают доходы 10%  наименее
   обеспеченного населения в 12 раз. Обращает на себя внимание фактор
   доходно-имущественного расслоения  общества:  на  долю  20%  самых
   обеспеченных в 2002 году приходилось 46,3% всех доходов, в течение
   последних лет  наблюдается  тенденция роста концентрации доходов у
   наиболее высокодоходной группы населения.
       По-прежнему важное место в структуре денежных доходов занимает
   оплата труда  (около  40%).  Заработная  плата  является   главным
   источником существования населения, за прошедшие 3 года ее средний
   уровень вырос с 1789 до 3597 рублей,  однако  темп  роста  средней
   заработной платы ежегодно снижается.
       В крае продолжает сохраняться дифференциация заработной платы,
   тесно связанная  с  межотраслевым и территориальным неравенством в
   оплате труда.  Наиболее  высокие   заработки   концентрируются   в
   топливно-энергетическом комплексе,  транспорте,  связи  и  в сфере
   финансов, среднемесячная  заработная  плата  в  которых  превышает
   краевой уровень  в  2  -  2,5  раза.  Самые  низкие  заработки - у
   работников сельского  хозяйства  и  социальной  сферы.  Продолжает
   иметь место   выплата   заработной   платы   в  размере  минимума,
   установленного государством.
       Невысокий уровень   заработной   платы   работников  отдельных
   отраслей и  организаций  усугубляется  наличием  задолженности  по
   оплате труда.   По   состоянию   на   1  января  2003  года  сумма
   невыплаченных средств по заработной плате составила 790  миллионов
   рублей и  увеличилась  по  сравнению  с  началом 2002 года на 18%.
   Количество организаций - должников на начало 2003 года  составляло
   613 и  уменьшилось  по  сравнению  с  предыдущим годом на 10%,  не
   получают своевременно заработную плату 175 тыс. работающих.
       Таким образом, проблема бедности в крае остается актуальной, а
   проблема государственных  гарантий  как   важнейшего   инструмента
   социальной защиты граждан переходит на качественно иной уровень.
   
           2. Действующая система социальной защиты населения
   
       В стране  сложилась  сложная и громоздкая система всевозможных
   льгот и  выплат   многочисленным   категориям   граждан.   Порядок
   предоставления льгот  и  социальных  выплат регулируется более чем
   120 законодательными  актами  Российской  Федерации.   Нормативные
   правовые акты  о  введении  социальных льгот принимались во многом
   бессистемно,  нередко заменяя собой кардинальные решения в области
   совершенствования    оплаты    труда,    стимулирования   трудовой
   деятельности на определенных участках народного хозяйства,  охраны
   труда,  технологического  развития.  При  этом  отсутствуют четкие
   принципы,  критерии и стандарты предоставления социальных выплат и
   льгот, определения категорий их получателей.
       В настоящее время в Российской Федерации  насчитывается  более
   130 видов  социальной   поддержки   за   счет  бюджетных  средств,
   оказываемой более  230  категориям  населения  (более  2/3   общей
   численности россиян). Их общая стоимость оценивается, как минимум,
   в 350 - 400 млрд. рублей.
       Льготы предоставляются   гражданам   как   в   зависимости  от
   профессиональной принадлежности  (6,2%),  так  и  по   социальному
   признаку (93,8%).  Из них 7,8% составляют граждане, имеющие особые
   заслуги перед  Родиной.  Причем  и  в  том,  и  в  другом   случае
   социальные льготы  предоставляются с целью улучшения материального
   положения получателей льгот, без учета их нуждаемости.
       Основную часть   граждан,  имеющих  льготы  в  зависимости  от
   социальной принадлежности (более 90%  от общей численности  данной
   группы), составляют пенсионеры и инвалиды. Это очень важно иметь в
   виду, определяя порядок реформирования социальных льгот.
       Согласно оценкам Международной Организации Труда эффективность
   программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес
   средств, поступающих  беднейшим  семьям,  в  суммарных  социальных
   тарифах составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве
   развитых стран колеблется в пределах 30 - 50%,
       Главным недостатком действующей системы  социальных  выплат  и
   льгот является   ее   ограниченные  возможности  перераспределения
   ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан: большинство бедных
   семей не получают никакой социальной помощи.
       Распределительный и даже обязательный характер  категориальных
   льгот и  выплат,  игнорирование  экономических  возможностей семей
   стимулирует социальное иждивенчество, усиливает пассивный характер
   социальной защиты    и   ее   негативные   социально-экономические
   последствия. Социальная защита рассматривается  и  оценивается  не
   как социальная помощь, а как социальное содержание.
       Характерной особенностью действующей системы социальных  льгот
   является отсутствие      четкого     разграничения     полномочий,
   ответственности и источников финансирования  социальных  выплат  и
   льгот между  уровнями бюджетной системы Российской Федерации.  Это
   обуславливает размывание  ответственности  за   предоставление   и
   финансовое обеспечение социальных выплат и льгот, а также приводит
   к дисбалансу между расходными обязательствами и  возможностями  их
   финансирования. Расходы    региональных    и    местных   бюджетов
   перегружены социальными      обязательствами,       установленными
   федеральным законодательством,   в   результате   которых   льготы
   хронически недофинансируются, а население остается недовольным.
       По причине    несбалансированности   финансовых   ресурсов   и
   социальных обязательств   величина   расходов,    выделяемых    на
   предоставление социальных  пособий  и льгот,  не превышает 30%  от
   потребности.
       В бюджетах  всех  уровней не хватает средств на финансирование
   предоставляемых льгот. Кроме непомерных расходов на предоставление
   льгот, имеют   место  значительные  административные  издержки  на
   оказание социальной  помощи  населению,   с   одной   стороны,   и
   неоправданные затраты   времени   получателей  помощи,  с  другой,
   особенно если учесть,  что размер выплат мал.  При  этом  основная
   тяжесть реализации   федеральных   законов   ложится   на  бюджеты
   субъектов Российской Федерации  и  местные  бюджеты.  Существующая
   система межбюджетных    отношений    не    осуществляет    функции
   выравнивания. Кроме того, выполнение всех социальных обязательств,
   предусмотренных федеральными   и   региональными  законодательными
   актами, нереально,  так как потребовало бы роста бюджетных доходов
   в 2 - 3 раза.
       Ограничения, такие как условия получения помощи, толкают людей
   к обману  и  представлению  заниженных  данных  о  доходах с целью
   попасть в категорию нуждающихся. Проверка достоверности информации
   часто требует  увеличения  расходов  на  содержание дорогостоящего
   аппарата.
       Законом Краснодарского   края   от   07.05.98   N   125-КЗ  "О
   прожиточном минимуме  и  государственной   социальной   помощи   в
   Краснодарском крае"      регламентируется     порядок     оказания
   государственной социальной поддержки  в  крае.  В  соответствии  с
   названным законом государственная социальная помощь населению края
   оказывается в зависимости от  уровня  материальной  обеспеченности
   получателей помощи без учета категориального принципа.
       Получателями государственной   социальной   помощи    являются
   малоимущие семьи   и  одиноко  проживающие  граждане,  которые  по
   независящим от  них  причинам  имеют  среднедушевой   доход   ниже
   величины прожиточного   минимума,   установленного   в   крае  для
   соответствующих социально-демографических групп населения.
   
             3. Цель перехода на единое социальное пособие
   
       Система социальной   поддержки   населения,   как   показывает
   современная действительность,    оказалась    неадекватной   новым
   социально-экономическим реалиям, становлению рыночных отношений.
       Содержание и  характер проводимых реформ диктуют необходимость
   разработки и реализации новых подходов в области социальной защиты
   населения, интегрирующих  все сильные стороны существующей системы
   и в то же время учитывающих изменения,  произошедшие в обществе за
   последние годы.  Накопленный  опыт  в  сфере оказания государством
   социальной помощи позволяет говорить о том,  что  наступает  время
   проведения целенаправленной социальной политики,  в рамках которой
   системе социальной защиты,  опирающейся на принципы  адресности  и
   эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест.
       Назрела необходимость  устранения   недостатков   действующего
   федерального законодательства   в   части,  регулирующей  принципы
   определения объекта  социальной  помощи  и  порядок  ее  оказания.
   Установленная действующим   законодательством   структура  системы
   социальной защиты,  основанная на определении отдельных  категорий
   населения, имеющих  право  на  получение  государственной помощи в
   виде льгот без учета их реальной нуждаемости, не имеет возможности
   эффективно реализовать      социальную     политику.     Последнее
   обстоятельство является  одним  из  препятствий  для   позитивного
   преобразования системы  социальной  защиты  в субъектах Российской
   Федерации.
       Неблагоприятные социальные  последствия  проводимых  в  стране
   реформ, выражающиеся в падении  уровня  жизни  значительной  части
   населения, являются  характерной  чертой всех субъектов Российской
   Федерации.
       В то   же   время  сложившаяся  в  каждом  отдельном  субъекте
   Российской Федерации  экономическая  и   социально-демографическая
   ситуация имеет   ряд   отличительных   черт.   Из   этого  следует
   необходимость разработки региональных программ социальной  помощи,
   исходящих, с одной стороны,  из единой стратегии,  определенной на
   федеральном уровне,   и,    с    другой    стороны,    учитывающих
   территориальные особенности.
       Ключевая проблема социальной защиты населения -  это  проблема
   бедности, поэтому   необходима   концентрация   имеющихся  в  крае
   ресурсов на помощи самым нуждающимся.
       Реформа системы  социальной  защиты предусматривает переход от
   социальной помощи  по  категориальному  признаку,  не  учитывающей
   уровень нуждаемости   получателя   льгот,   к   системе   адресной
   социальной поддержки нуждающихся на основе учета реального  уровня
   среднедушевого дохода.    Реформа    невозможна   без   пересмотра
   социальных обязательств государства и  отмены  значительной  части
   установленных федеральными  и региональными нормативными правовыми
   актами льгот,   субсидий,   дотаций,   пособий,   компенсаций    с
   одновременным установлением  для  малоимущих  семей  и  малоимущих
   одиноко проживающих граждан единого социального пособия в  размере
   разницы между гарантируемым душевым доходом, установленным в крае,
   и среднедушевым доходом членов малоимущей  семьи  или  малоимущего
   одиноко проживающего гражданина.
       Таким образом,  целью  введения  единого  социального  пособия
   является приведение    социальных   обязательств   государства   в
   соответствие с  его  ресурсами   путем   упразднения   большинства
   социально неоправданных  льгот  (отказ  от предоставления льгот по
   категориальному принципу без учета нуждаемости), перераспределения
   средств в пользу наиболее нуждающихся граждан.
       В настоящее время адресная  социальная  помощь  оказывается  в
   виде материальной  помощи  (в  денежной  или  натуральной  форме),
   социальных услуг  и  социальных  льгот.  Для  перехода  к  единому
   социальному пособию необходимо перевести в денежный эквивалент все
   перечисленные виды социальной помощи.
   
            4. Этапы перехода к единому социальному пособию
   
       Переход к единому  социальному  пособию  будет  осуществляться
   поэтапно.
       I этап (2003 - 2005 годы):
       - формирование    автоматизированной    комплексной    системы
   персонифицированного учета  граждан,  получающих  различные   виды
   социальной помощи:  льготных  категорий  граждан;  семей и одиноко
   проживающих граждан,  доходы  которых  ниже  уровня   прожиточного
   минимума в крае; граждан, нуждающихся в оказании социальных услуг;
   получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
       - определение   объемов   финансирования  льгот  и  социальных
   выплат, установленных на уровне края;
       - оценка   финансовых   затрат  на  оказание  различных  видов
   социальной помощи по созданным базам персонифицированного учета;
       - совершенствование  организационной  структуры  и  подготовка
   кадров системы социальной защиты  населения  края  к  переходу  на
   единое социальное пособие;
       - оценка затрат  на  обеспечение  функционирования  структуры,
   осуществляющей назначение и выплату единого социального пособия;
       - разработка нормативного правового акта Краснодарского  края,
   устанавливающего размер  гарантируемого душевого дохода на текущий
   финансовый год;
       - определение перечня социальных льгот и выплат, установленных
   законодательством края и подлежащих замене  на  единое  социальное
   пособие;
       - разработка нормативной правовой  базы  по  замене  льгот  на
   единое социальное   пособие  и  порядка  перечисления  средств  на
   лицевые счета граждан,  определение финансовых затрат  для  замены
   льгот единым социальным пособием;
       - предоставление субсидий и возмещение расходов предприятий по
   представлению льгот на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам
   путем открытия социальных счетов.
       II этап (2006 - 2008 годы):
       - замена   большинства   социальных    льгот,    установленных
   нормативными правовыми   актами   Краснодарского  края,  денежными
   выплатами с учетом гарантируемого душевого дохода  семей  (одиноко
   проживающих граждан) и финансовых возможностей краевого бюджета;
       - реализация   мероприятий   по    оказанию    государственной
   социальной помощи   малоимущим   семьям   и   одиноко  проживающим
   гражданам в  соответствии  с  порядком,  утвержденным  нормативным
   правовым актом на I этапе.
       III этап (2009 - 2010 годы):
       - замена   социальных   льгот,   предусмотренных   федеральным
   законодательством по категориальному признаку, денежными выплатами
   гражданам, имеющим  доход  ниже  гарантируемого  душевого  дохода,
   установленного в крае.  Этот переход может быть осуществлен  после
   внесения  в  установленном  порядке  соответствующих  изменений  в
   действующее законодательство Российской Федерации;
       - создание  единой  информационной базы по оказанию социальной
   помощи всех   видов   и    форм    (льготы,    адресные    выплаты
   малообеспеченным гражданам,           социальные           услуги,
   жилищно-коммунальные субсидии,  государственные детские пособия  и
   т.п.);
       - создание персонального социального счета,  на который  будут
   перечисляться все  социальные  платежи,  получаемые каждым жителем
   края из федерального, краевого и местных бюджетов, государственных
   внебюджетных фондов;
       - введение единого социального пособия  для  семей  и  одиноко
   проживающих граждан, получивших статус нуждающихся.
   
       5. Социально-экономические последствия перехода на единое
                           социальное пособие
   
       Переход на  единое  социальное  пособие в крае приведет к ряду
   важных социально-экономических результатов:
       - достижение  правовой  и  организационной  сбалансированности
   системы социальной защиты населения Краснодарского края;
       - упорядочение   критериев   оценки  нуждаемости  населения  в
   государственной социальной помощи;
       - частичное   перераспределение   общественного   богатства  в
   интересах наиболее бедных семей и одиноко проживающих граждан;
       - обеспечение  социальной  защищенности  тех групп населения и
   отдельных граждан,  которые  в  силу  объективных  причин   не   в
   состоянии себе помочь самостоятельно;
       - устранение  социального   иждивенчества   и   стимулирование
   активного самообеспечения жизнедеятельности;
       - сокращение   общих   расходов   бюджетов    по    социальным
   обязательствам;
       - создание  предпосылок  для   повышения   размеров   адресных
   социальных трансфертов   наиболее   нуждающимся  путем  ежегодного
   пересмотра величины гарантируемого душевого дохода.
   
                                    Генеральный директор департамента
                                          социальной защиты населения
                                                  Краснодарского края
                                                           А.И.ГАРАНЬ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz