ПЕРВОМАЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КРАСНОДАРА
РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2003 года
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Свашенко С.Н.,
при секретаре Симатовой А.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Краснодарского края в интересах
неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону
решения городской Думы г. Краснодара "О правилах организации
розничной торговли в г. Краснодаре"
установил:
Заместитель прокурора Краснодарского края обратился в суд с
заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании
противоречащим закону решения городской Думы г. Краснодара от
03.04.1997 N 6 п.9 в редакции решения от 28.03.2003 N 33 п.19.
В обоснование заявления пояснил, что указанным решением
утверждены правила, определяющие порядок розничной торговли в г.
Краснодаре, введен патент о соответствии объектов розничной
торговли и общественного питания требованиям, предъявляемым к ним
действующим законодательством РФ и правилами организации розничной
торговли в г. Краснодаре. Правила устанавливают, что выдача
патента производится на основании обследования объектов
муниципальным учреждением "Лицензионная палата администрации г.
Краснодара". Считает оспариваемое решение городской Думы
противоречащим законодательству РФ, нарушающим законодательство о
конкуренции.
В судебном заседании помощник прокурора Краснодарского края по
надзору за законностью нормативно-правовых актов Н.С. Мазурова
требования поддержала, просила заявление удовлетворить, сославшись
на то, что оспариваемое решение представляет собой свод правил,
дублирующих "Примерные правила работы предприятий розничной
торговли" и "Основные требования к работе мелкорозничной торговой
сети" 1994 г., разработанные Комитетом РФ по торговле. Считает,
что данное решение необходимо признать недействующим, поскольку
оно нарушает права граждан и противоречит действующему
законодательству.
Представитель городской Думы г. Краснодара с требованиями
прокурора не согласился, пояснил, что органы местного
самоуправления самостоятельно организуют власть на местах,
наделены собственной компетенцией, вправе устанавливать
общеобязательные правила на территории муниципального образования.
В компетенцию городской Думы входит установление правил. Органы
местного самоуправления в рамках предоставленных Конституцией РФ
полномочий имеют право принимать подобные акты. Положения
оспариваемых Правил направлены на реализацию органами городского
самоуправления предоставленных полномочий. Кроме того, указал, что
правила не предусматривают мер ответственности, носят
рекомендательный характер.
Представитель Краснодарского территориального управления
Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства Снитко Е.Л. поддержала позицию прокурора,
считает, что решение не соответствует закону, дублирует нормы
федерального законодательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к
следующему.
Решением городской Думы г. Краснодара от 03.04.1997 N 6 п.9 "О
правилах организации розничной торговли в г. Краснодаре" в
редакции решения от 28.03.2003 N 33 п.19 утверждены Правила
организации розничной торговли в г. Краснодаре.
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации
гарантируются единство экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка
конкуренции, свобода экономической деятельности.
Из смысла ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 ГК РФ
следует, что гражданские права могут быть ограничены на основании
федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороноспособности страны и безопасности государства.
Федеральным законом от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных
видов деятельности" розничная торговля, оказание услуг по
общественному питанию и бытовых услуг не отнесены к числу видов
деятельности, подлежащих лицензированию.
Согласно ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относит создание
условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного
питания и бытового обслуживания, но закон не уполномочивает органы
местного самоуправления на собственное правовое регулирование в
данной сфере.
П. 1 ст. 7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" "... органам местного
самоуправления... запрещается принимать акты и (или) совершать
действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих
субъектов, создают дискриминационные условия деятельности
отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия
имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих
субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать
осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо
сфере.
Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 65 (в ред. от 16.05.1997)
"О свободе торговли" предприятиям, независимо от форм
собственности, а также гражданам предоставляется право
осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность
без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и
сборов, за исключением торговли оружием и другими товарами,
ограниченными в обороте, а п. 5 данного Указа предписывает местным
органам власти и управления содействовать свободной торговли
предприятий и граждан.
Введение положения о подтверждении соответствия объектов
розничной торговли и общественного питания требованиям,
предъявляемым законодательством, патентом, выдаваемым на основании
обследования объектов муниципальным учреждением "Лицензионная
палата администрации г. Краснодара", подтверждает введение
документа разрешительного характера, в зависимость от получения
которого ставится само право лица осуществлять хозяйственную
деятельность.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты
гражданских прав является признание недействительным акта
государственного органа или органа местного самоуправления.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что
оспариваемое решение городской Думы г. Краснодара противоречит
действующему законодательству, в связи с чем подлежит признанию
недействующим.
Руководствуясь ст.ст. 253, 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Краснодарского края
удовлетворить.
Решение городской Думы г. Краснодара "О правилах организации
розничной торговли в г. Краснодаре" от 30 апреля 1997 г. в
редакции от 28 марта 2003 г. признать недействующим с момента
принятия решения суда.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в
течение 10 дней через районный суд.
|