УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 11 июня 2003 г. N 2.21-26-57@
Управление МНС России по Краснодарскому краю, рассмотрев
запрос о доначислении дополнительных платежей по налогу на
прибыль, сообщает следующее.
В настоящее время существует положительная практика Высшего
арбитражного суда РФ (постановления ВАС РФ от 28.01.2003
N 6344/02, от 28.01.2003 N 2/03) решения вопроса исчисления и
уплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль в пользу
налоговых органов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации,
налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика
уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок
исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной
период времени применительно к отдельным налогам, по окончании
которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,
подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или
нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются
авансовые платежи (статья 55 НК РФ).
Статьей 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О
введении в действие части первой Налогового кодекса РФ"
определено, что федеральные законы и иные нормативные правовые
акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов,
утративших силу, (определенный статей 2 настоящего Федерального
закона), действуют в части, не противоречащей части I Кодекса, и
подлежат приведению в соответствие с частью I Кодекса.
Отсюда статья 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" в части
обязательности внесения в бюджет дополнительных платежей подлежит
применению на основании статьи 7 Федерального закона от 31.07.98
N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса
РФ".
Расчет и уплата сумм дополнительных платежей предусмотрены
пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
следовательно, в силу данного Закона указанные платежи носят
обязательный характер и подлежат внесению в бюджет.
В связи с вступлением в силу с 1 апреля 1999 года Федерального
закона от 31.03.99 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" в
соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом внесенных
изменений, иностранные юридические лица (иностранные организации),
осуществляющие деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, в течение квартала уплачивают в
бюджет авансовые взносы налога на прибыль.
Авансовые взносы налога на прибыль исчисляются иностранным
юридическим лицом (иностранной организацией) исходя из
предполагаемой суммы прибыли за соответствующий квартал и ставки
налога.
Уплата авансовых взносов налога на прибыль производится не
позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной
трети квартальной суммы налога, исчисленной исходя из
предполагаемой прибыли на квартал, на основании справок,
предоставляемых в налоговый орган в сроки, установленные для
российских предприятий, т.е. до наступления соответствующего
квартала.
Исчисление налога на прибыль производится исходя из фактически
полученной прибыли. При этом сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически
полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший
квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки
рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Уплата налога на прибыль производится в те же сроки, которые
установлены для российских предприятий.
Излишне внесенные суммы налога на прибыль засчитываются в счет
очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный
срок со дня получения его письменного заявления.
Определение разницы между суммой уплаченных авансовых взносов
и фактически полученной прибылью по итогам отчетных и налоговых
периодов направлено на уплату в бюджет налога в уточненных суммах
и не является налоговой недоимкой, влекущей применение санкции.
При этом излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет
очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный
срок со дня получения его письменного заявления.
Установленный Законом Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога и
распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей
между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению
в бюджет по фактически полученной прибыли, представляют собой
возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы
между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет
суммой налога.
Применение при установлении разницы суммы налога ставки
рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита),
действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала,
придает такому порядку исчисления и уплаты налога признаки,
присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой
бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам
финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за
определенный период (отчетный, налоговый). Выявленная разница
между суммой авансовых платежей и фактически подлежащей уплате
суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль,
поскольку отражает суммы, недополученные государством либо
переполученные им в результате периодического уточнения
налогооблагаемой базы.
Указанная норма была предметом рассмотрения в Конституционном
Суде РФ. В Определении от 10.01.2002 N 5-0 Конституционный Суд
указал, что порядок исчисления и уплаты налога на прибыль не
является произвольным, не препятствует реализации гражданами и их
объединениями своих конституционных прав и не ставит под сомнение
соответствие Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 8
Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций", поскольку служит обеспечению баланса конституционно
значимых интересов государства и налогоплательщиков.
Названный Закон в части порядка начисления дополнительных
платежей отменен только с 01.01.2002 при введении в действие главы
25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Зам. руководителя Управления -
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
В.А.КРАСНИЦКИЙ
|