УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2003 г. N 2.21-26-43@
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 26.2 НК РФ
В связи с многочисленными обращениями о порядке применения
положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения"
Управление МНС России по Краснодарскому краю доводит разъяснения и
поручает в случае ошибочного вручения формы N 26.2-1 "Уведомление
о возможности применения упрощенной системы налогообложения"
направить налогоплательщикам новое "Уведомление о невозможности
применения упрощенной системы налогообложения" по форме N 26.2-3 с
обязательным указанием основания отказа в соответствии с
ниже приведенными разъяснениями.
Вопрос 1: В связи с принятием Федерального закона от
31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы
22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации" и включением в состав расходов, учитываемых
при расчете единого налога, покупной стоимости товаров вправе ли
налогоплательщики изменить ранее выбранный ими объект
налогообложения?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 346.13 Кодекса выбор объекта
налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала
периода, в котором впервые применена упрощенная система
налогообложения. В случае изменения избранного объекта
налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную
систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом
налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в
котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Исходя из этого, после подачи заявления о переходе на
упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налогоплательщик
может изменить ранее выбранный объект налогообложения только до 20
декабря 2002 года (при уведомлении налогового органа). После 20
декабря 2002 года налогоплательщик не вправе изменить ранее
выбранный им объект налогообложения.
Вопрос 2: Вправе ли в 2003 году применять упрощенную систему
налогообложения организации и индивидуальные предприниматели,
созданные (зарегистрированные) в период с 1 по 31 декабря 2002
года?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса вновь
созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные
предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему
налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную
систему налогообложения одновременно с подачей заявления о
постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организации и
индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему
налогообложения в текущем календарном году с момента создания
организации или с момента регистрации физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя.
Согласно статьям 1 и 8 Федерального закона от 24.07.2002
N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и
сборах" глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса
вступает в силу только с 01.01.2003.
В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели,
вновь созданные (зарегистрированные) в период с 1 по 31 декабря
2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения,
предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году
(2002) и, следовательно, вышеуказанный порядок перехода на
упрощенную систему налогообложения на них не распространяется.
Переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение
декабря 2002 года организаций и индивидуальных предпринимателей на
упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в
общеустановленном порядке с 01.01.2004.
Вопрос 3: Вправе ли применять упрощенную систему
налогообложения территориальные торгово-промышленные палаты и
некоммерческие организации?
Ответ: Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса
предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему
налогообложения организации, в которых доля непосредственного
участия других организаций составляет более 25 процентов.
При определении понятия "доля непосредственного участия других
организаций" в целях применения законодательства об упрощенной
системе налогообложения следует руководствоваться нормами
гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 48 Гражданского кодекса
Российской Федерации под участием в организации понимается участие
в образовании имущества организации ее учредителей (участников).
Согласно положениям подпунктов 2 и 3 статьи 48 Гражданского
кодекса РФ в связи с участием в образовании имущества юридического
лица, а могут и не иметь таких прав.
Учитывая, что в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не
указано, что под непосредственным участием в организации других
организаций понимается только участие учредителей и участников,
которые имеют в отношении этой организации имущественные права, то
в данном случае под непосредственным участием в организации других
организаций понимается любое участие учредителей и
участников-организаций, независимо от того, имеют они
имущественные права в отношении данной организации или не имеют
их.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от
07.07.93 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации" торгово-промышленная палата является негосударственной
некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и
российских предпринимателей.
Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат
согласно пункту 3 статьи 13 вышеуказанного Закона Российской
Федерации являются, в частности, вступительные и членские взносы.
Исходя из этого, в случае, если вступительные и членские
взносы организаций - членов территориальных торгово-промышленных
палат будут составлять более 25 процентов в общей сумме
вступительных и членских взносов, то данные территориальные
торгово-промышленные палаты не вправе с 01.01.2003 применять
упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2
Кодекса.
Если вступительные и членские взносы организаций - членов
территориальных торгово-промышленных палат будут составлять не
более 25 процентов в общей сумме вступительных и членских взносов,
то данные территориальные торгово-промышленные палаты при
соблюдении иных условий, предусмотренных в статье 346.12 Кодекса,
вправе с 01.01.2003 применять упрощенную систему налогообложения,
предусмотренную главой 26.2 Кодекса.
Юридические лица, являющиеся некоммерческим организациями,
могут создаваться в форме потребительских кооперативов,
общественных или религиозных организаций (объединений),
финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных
фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (пункт 3
статьи 50 ГК РФ).
Учредителями (участниками, собственниками) вышеуказанных
организаций согласно соответствующим положениям об этих
организациях (статья 6 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях", статьи 8 и 9 Федерального закона от
26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях",
статьи 4 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных
потребительских кооперативах граждан" и т.д.) могут быть
юридические лица, относящиеся согласно пункту 2 статьи 11
Налогового кодекса Российской Федерации к организациям, и (или)
физическим лицам.
Исходя из этого, если при учреждении (создании) некоммерческих
организаций, в том числе общественных организаций, доля
учредителей (участников, собственников), являющихся юридическими
лицами, будет составлять более 25 процентов, то такие
некоммерческие организации не вправе с 01.01.2003 применять
упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2
Кодекса.
Вопрос 4: Вправе ли организация, получившая уведомление
налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения
с 01.01.2003, отказаться от ее применения до 15.01.2003?
Ответ: Согласно пункту 3 статьи 346.13 главы 26.2 "Упрощенная
система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения,
не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим
налогообложения, если иное не установлено статьей 346.13 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 Кодекса налоговым
периодом по упрощенной системе налогообложения признается
календарный год.
В связи с этим, организации, которые начали применять
упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 при соблюдении
всех условий, предусмотренных статьями 346.12 и 346.13 Кодекса, не
вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим
налогообложения.
Установленный пунктом 6 статьи 346.13 Кодекса срок уведомления
налогового органа о переходе на общий режим налогообложения
(пятнадцатое января года, в котором налогоплательщик предполагает
перейти на общий режим налогообложения), распространяется только
на тех налогоплательщиков, которые уже применяли упрощенную
систему налогообложения не менее, чем один налоговый период.
Исходя из этого, организация, получившая уведомление
налогового орган о возможности применения упрощенной системы
налогообложения с 01.01.2003, вправе отказаться от применения
упрощенной системы налогообложения только до начала налогового
периода, то есть до 01.01.2003.
Зам. руководителя Управления,
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
В.А.КРАСНИЦКИЙ
|