Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС ПО КРАЮ ОТ 04.03.2003 N 2.23-8-87 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ)

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                         ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
   
                                 ПИСЬМО
                     от 4 марта 2003 г. N 2.23-8-87
   
           ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
   
       Управление Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
   сборам по Краснодарскому краю разъясняет.
   
       Вопрос 1: Уплачивают ли с 1 января 2003 года единый социальный
   налог плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения?
       Ответ: Федеральным законом от 24 июля 2002 года  N  104-ФЗ  "О
   внесении  изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
   Российской Федерации  и  некоторые  другие  акты  законодательства
   Российской   Федерации,  а  также  о  признании  утратившими  силу
   отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах  и
   сборах" внесены изменения и дополнения в  Налоговый  кодекс  РФ  -
   раздел    VIII   дополнен   главами   26.2   "Упрощенная   система
   налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения  в  виде  единого
   налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
       Пунктом 2  статьи  346.11  "Общие  положения" определено,  что
   применение  упрощенной   системы   налогообложения   организациями
   предусматривает  замену  уплаты  налога  на  прибыль  организаций,
   налога на  добавленную  стоимость,  налога  с  продаж,  налога  на
   имущество организаций и единого социального налога уплатой единого
   налога,  исчисляемого по  результатам  хозяйственной  деятельности
   организаций за налоговый период.
       С 1  января  2003  года  организации,  применяющие  упрощенную
   систему  налогообложения,  производят  уплату страховых взносов на
   обязательное   пенсионное    страхование    в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации.
       Пунктом 3 статьи 346.11 определено,  что применение упрощенной
   системы    налогообложения    индивидуальными    предпринимателями
   предусматривает замену уплаты налога на доходы физических  лиц  (в
   отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской
   деятельности),  налога на добавленную стоимость,  налога с продаж,
   налога  на  имущество  (в  отношении имущества,  используемого для
   осуществления   предпринимательской   деятельности)   и    единого
   социального  налога  с доходов,  полученных от предпринимательской
   деятельности,  а также выплат и иных  вознаграждений,  начисляемых
   ими в пользу физических лиц,  уплатой единого налога, исчисляемого
   по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
       С 1   января   2003   года   индивидуальные   предприниматели,
   применяющие упрощенную систему налогообложения,  производят уплату
   страховых   взносов   на  обязательное  пенсионное  страхование  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
   
       Вопрос 2: Распространяется ли льгота, предусмотренная пп. 1 п.
   1 ст. 239 НК РФ на инвалидов, работающих по договорам гражданско -
   правового характера?
       Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты ЕСН
   освобождаются организации любых организационно - правовых форм - с
   сумм выплат  и  иных  вознаграждений,  не  превышающих  в  течение
   налогового периода 100000 руб.  на каждого работника,  являющегося
   инвалидом I, II или III группы.
       Согласно статье 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются
   работник   и   работодатель.   Работник  -  это  физическое  лицо,
   вступившее в трудовые отношения с работодателем.
       Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают
   между работником и работодателем на основании трудового  договора,
   заключаемого  ими  в  соответствии  с  ТК РФ.  Следовательно,  под
   работниками - инвалидами понимаются  физические  лица,  являющиеся
   инвалидами  I,  II,  III  групп  и  работающие  только по трудовым
   договорам.
       Таким образом,  на вознаграждения,  выплачиваемые инвалидам I,
   II, III групп  по  договорам  гражданско  -  правового  характера,
   предметом  которых  является выполнение работ (оказание услуг),  и
   авторским договорам, льготы, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 239 НК
   РФ, не распространяются.
   
       Вопрос 3:  Освобождаются  ли от обложения ЕСН суммы заработной
   платы,  выплачиваемые  товариществом  собственников  жилья   своим
   сотрудникам за счет членских (целевых) взносов?
       Ответ: В соответствии с пп.  8 п.  1 ст. 238 НК РФ не подлежат
   обложению единым социальным налогом суммы,  выплачиваемые за  счет
   членских взносов  садоводческих,  садово  -  огородных,  гаражно -
   строительных и жилищно - строительных  кооперативов  (товариществ)
   лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
       Согласно п.  1 ст. 116 ГК РФ потребительские кооперативы - это
   добровольные объединения граждан и юридических лиц, некоммерческие
   организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, к
   которым относятся  садоводческие,  садово  - огородные,  гаражно -
   строительные и жилищно -  строительные  кооперативы,  созданные  в
   соответствии  с  Типовыми  уставами  потребительских кооперативов,
   средства которых состоят  из  членских,  вступительных,  паевых  и
   целевых взносов (то есть личных средств граждан).
       Вступительные взносы  служат  для  первоначального  накопления
   оборотных средств.  Они  оплачиваются участниками при вступлении в
   потребительский кооператив.
       Членские взносы    служат   для   покрытия   эксплуатационных,
   административно - хозяйственных  и  других  расходов.  Эти  взносы
   могут  вноситься  авансом,  частично,  с  последующим пересчетом и
   доплатой.
       Паевые (целевые)   взносы   используются  для  предусмотренных
   уставами кооперативов капитальных вложений.
       Главой 24    НК    РФ    не    предусмотрено   исключение   из
   налогооблагаемой  базы  выплат,  производимых   за   счет   паевых
   (целевых) либо вступительных взносов членов жилищно - строительных
   кооперативов.
       Наименование потребительского  кооператива не должно оставлять
   сомнений относительно его организационно - правовой формы и  целей
   создания. В этой связи в наименование включаются указание на сферу
   деятельности кооператива, а также слово "кооператив".
       К специализированным    потребительским   кооперативам   также
   относятся     домостроительные     кооперативы,     автостояночные
   кооперативы, жилищные    кооперативы,    дачно    -   строительные
   кооперативы  и   другие   добровольные   объединения   граждан   и
   юридических   лиц   на  основе  членства  с  целью  удовлетворения
   материальных и иных потребностей участников.
       Перечень потребительских кооперативов,  указанный в пп. 8 п. 1
   ст.  238 НК РФ,  исчерпывающий  и  расширительному  толкованию  не
   подлежит.
       Следовательно, организации иных организационно - правовых форм
   будут обязаны уплачивать ЕСН на общих основаниях,  несмотря на то,
   что  они  осуществляют  свою  деятельность  и  выплачивают  доходы
   физическим лицам также из членских взносов.
       Однако на основании п.  3 ст. 236 НК РФ не признаются объектом
   обложения  ЕСН выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы,
   в которой  они  производятся),   если   у   налогоплательщиков   -
   организаций  такие  выплаты  не  отнесены к расходам,  уменьшающим
   налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
   (налоговом) периоде.
       При отнесении выплат и вознаграждений к расходам,  уменьшающим
   или  не  уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль,  следует
   руководствоваться положениями главы 25 НК РФ.  Если организация по
   каким-либо  основаниям  не  формирует  налоговую базу по налогу на
   прибыль,  она  не  может  воспользоваться  положениями  указанного
   пункта.
       Таким образом,  выплаты работникам, производимые товариществом
   собственников  жилья  за  счет паевых (целевых) либо вступительных
   взносов членов кооператива, должны облагаться ЕСН.
   
       Вопрос 4:  Какое  количество  месяцев  следует  учитывать  при
   расчете права на регрессию,  если организация создана  в  середине
   года?
       Ответ: Налогоплательщики - организации имеют право производить
   расчет  единого  социального налога по регрессивным ставкам,  если
   выполняется условие, установленное п. 2 ст. 241 НК РФ.
       Пунктом 2  статьи  55  НК РФ определено,  что если организация
   создана после начала календарного года,  первым налоговым периодом
   для  нее  является  период  времени  со  дня  ее  создания (дня ее
   государственной регистрации) до конца данного года.
       Таким образом, для ежемесячного исчисления права на применение
   регрессивных ставок величина накопленной с начала  года  налоговой
   базы  в  среднем  на  одно физическое лицо исчисляется нарастающим
   итогом  начиная  с  месяца  создания   организации   по   истекший
   календарный  месяц  включительно  и делится на количество месяцев,
   прошедших со дня государственной регистрации организации,  включая
   истекший календарный месяц.
   
       Вопрос 5:    Облагается    ли    единым   социальным   налогом
   дополнительно   оплачиваемый    отпуск    продолжительностью    14
   календарных   дней,   предоставляемый  в  соответствии  с  Законом
   Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О  социальной  защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы
   на Чернобыльской АЭС"?
       Ответ: В  соответствии  со  статьей  238  НК  РФ  не  подлежат
   налогообложению  единым  социальным налогом все виды установленных
   законодательством Российской  Федерации,  законодательными  актами
   субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
   местного самоуправления компенсационных выплат (в  пределах  норм,
   установленных   в   соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации).
       Статьей 14  Федерального  закона  от  15.05.1991  N  1244-1 "О
   социальной  защите  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации
   вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены компенсации
   и льготы гражданам,  получившим или  перенесшим  лучевую  болезнь,
   другие   заболевания,   и   инвалидам   вследствие   чернобыльской
   катастрофы.
       Оплата гражданам,  получившим  или перенесшим лучевую болезнь,
   другие   заболевания,   и   инвалидам   вследствие   чернобыльской
   катастрофы       дополнительного       оплачиваемого       отпуска
   продолжительностью 14 календарных дней,  гарантированного  статьей
   14   Закона   Российской  Федерации  от  15.05.1991  N  1244-1  "О
   социальной  защите  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации
   вследствие    катастрофы    на    Чернобыльской   АЭС",   подлежит
   налогообложению единым социальным налогом, так как данная гарантия
   не является компенсационной выплатой.
       На основании  изложенного,  сумма  выплаты  за  дополнительный
   оплачиваемый    ежегодный   отпуск,   произведенная   предприятием
   участнику  ликвидации  аварии  1987  года  на  Чернобыльской  АЭС,
   включается в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу.
   
       Вопрос 6:  В  соответствии  с  договором  о  негосударственном
   пенсионном   страховании   организация   перечисляет   взносы   на
   солидарный  пенсионный  счет.  Негосударственный  пенсионный  фонд
   будет   осуществлять   пенсионные  выплаты  работникам  с  момента
   наступления пенсионных оснований.  Облагаются ли указанные  взносы
   единым  социальным  налогом  и  суммы  начисленного  налога  будут
   учитываться при расчете налога на прибыль?
       Ответ: В соответствии с п.  1 статьей 237 НК РФ налоговая база
   налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта
   1 пункта 1 статьи 235 НК РФ,  определяется как сумма выплат и иных
   вознаграждений,  предусмотренных  пунктом  1  статьи  236  НК  РФ,
   начисленных  налогоплательщиками  за  налоговый  период  в  пользу
   физических лиц.  При определении налоговой базы учитываются  любые
   выплаты и вознаграждения (за исключением сумм,  указанных в статье
   238), вне зависимости от формы,  в которой  осуществляются  данные
   выплаты,  в частности, полная или частичная оплата товаров (работ,
   услуг,  имущественных  или   иных   прав),   предназначенных   для
   физического  лица  -  работника или членов его семьи,  в том числе
   коммунальных услуг,  питания,  отдыха,  обучения в  их  интересах,
   оплата  страховых  взносов  по договорам добровольного страхования
   (за исключением сумм страховых взносов,  указанных в  подпункте  7
   пункта 1 статьи 238).
       На основании п.  16 ст.  255 НК РФ к расходам на оплату  труда
   относятся  суммы  платежей  (взносов)  работодателей  по договорам
   обязательного  страхования,  а  также  суммы  платежей   (взносов)
   работодателей  по  договорам  добровольного страхования (договорам
   негосударственного пенсионного обеспечения),  заключенным в пользу
   работников   со   страховыми   организациями   (негосударственными
   пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с
   законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих
   видов деятельности в Российской Федерации.
       В случаях    добровольного   страхования   (негосударственного
   пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к  расходам  на
   оплату   труда   по   договору  пенсионного  страхования  и  (или)
   негосударственного  пенсионного  обеспечения.  При  этом  договоры
   пенсионного  страхования  и  (или)  негосударственного пенсионного
   обеспечения должны  предусматривать  выплату  пенсий  (пожизненно)
   только  при  достижении застрахованным лицом пенсионных оснований,
   предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации,  дающих
   право на установление государственной пенсии.
       Совокупная сумма     платежей     (взносов)     работодателей,
   выплачиваемая   по   договорам   долгосрочного  страхования  жизни
   работников,  пенсионного страхования  и  (или)  негосударственного
   пенсионного    обеспечения   работников,   учитывается   в   целях
   налогообложения в размере,  не превышающем 12 процентов  от  суммы
   расходов на оплату труда.
       В случае  изменения  существенных  условий  договора  и  (или)
   сокращения   срока  действия  договора  долгосрочного  страхования
   жизни,  договора  пенсионного   страхования   и   (или)   договора
   негосударственного  пенсионного  обеспечения  или  их  расторжения
   взносы работодателя по таким договорам,  ранее включенные в состав
   расходов,   признаются   подлежащими   налогообложению  с  момента
   изменения  существенных  условий  указанных  договоров   и   (или)
   сокращения  сроков  действия этих договоров или их расторжения (за
   исключением случаев досрочного  расторжения  договора  в  связи  с
   обстоятельствами  непреодолимой  силы,  то  есть  чрезвычайными  и
   непредотвратимыми обстоятельствами).
       Согласно статье  236  НК  РФ  выплаты  и  вознаграждения  (вне
   зависимости от формы,  в которой они производятся)  не  признаются
   объектом налогообложения,  если у налогоплательщиков - организаций
   такие выплаты не отнесены к расходам,  уменьшающим налоговую  базу
   по  налогу  на  прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом)
   периоде.
       На основании  изложенного  следует,  что  если сумма взносов в
   негосударственный пенсионный  фонд  уменьшает  налоговую  базу  по
   налогу   на   прибыль,   то   данные  суммы  включаются  в  объект
   налогообложения единым социальным налогом,  если суммы взносов  не
   отнесены к  расходам,  уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу на
   прибыль,  то такие выплаты не признаются объектом  налогообложения
   единым социальным налогом.
       Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ определено,  что  суммы
   налогов  и  сборов,  начисленные в установленном законодательством
   Российской Федерации о  налогах  и  сборах  порядке,  относятся  к
   прочим расходам,  связанным с производством и (или) реализацией и,
   следовательно,  уменьшают  налогооблагаемую  базу  по  налогу   на
   прибыль.
   
       Вопрос 7:  Облагается  ли  единым  социальным налогом денежная
   компенсация  за  задержку  выплаты  заработной  платы   работнику,
   установленная статьей 236 НК РФ?
       Ответ: Подпунктом  2  пункта  1  статьи  238  НК РФ определены
   суммы,  не подлежащие налогообложению единым социальным налогом, а
   именно все   виды   установленных   законодательством   Российской
   Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации,
   решениями   представительных   органов   местного   самоуправления
   компенсационных  выплат  (в   пределах   норм,   установленных   в
   соответствии с законодательством Российской Федерации),  связанных
   с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
       Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации  от
   30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. 25.07.2002) под компенсациями признаются
   денежные выплаты,  установленные  в  целях  возмещения  работникам
   затрат, связанных с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
       Статьей 236 ТК РФ предусмотрена  материальная  ответственность
   работодателя  за  задержку  выплаты  заработной  платы работнику -
   денежная компенсация в размере не ниже одной трехсотой действующей
   в  это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок
   сумм за каждый день  задержки  начиная  со  следующего  дня  после
   установленного   срока   выплаты   по  день  фактического  расчета
   включительно.
       Учитывая, что  нормы  компенсационных  выплат,  не  облагаемых
   единым  социальным  налогом,   устанавливаются   законодательством
   Российской   Федерации,   то   не   будет   включаться   в  объект
   налогообложения только сумма денежной  компенсации,  установленная
   статьей  236  ТК  РФ,  т.е.  в  размере  не  ниже  одной трехсотой
   действующей  в  это  время  ставки  рефинансирования  ЦБ   РФ   от
   невыплаченных  в  срок  сумм  за  каждый  день задержки начиная со
   следующего  дня  после  установленного  срока  выплаты   по   день
   фактического расчета включительно.
       На основании изложенного, хотя конкретный размер выплачиваемой
   работнику  денежной  компенсации  за  задержку  выплаты заработной
   платы определен коллективным или трудовым договором, не облагается
   единым  социальным  налогом денежная компенсация только в пределах
   норм, установленных статьей 236  ТК  РФ,  компенсация  сверх  норм
   облагается в общеустановленном порядке.
   
       Вопрос 8:  В каком случае налогоплательщиками - работодателями
   не будет соблюдена норма,  определенная пунктом 2 статьи 243 НК РФ
   - сумма налогового вычета не может превышать сумму  налога  (сумму
   авансового  платежа  по  налогу),  подлежащую уплате в федеральный
   бюджет, начисленную за тот же период?
       Ответ: Согласно Приказу МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153
   "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам  по  страховым
   взносам  на  обязательное  пенсионное  страхование  и  Порядка  ее
   заполнения"  базой  для  начисления  страховых  взносов   является
   налоговая   база  по  единому  социальному  налогу,  установленная
   статьей 237 НК РФ.  При определении базы учитываются любые выплаты
   и  вознаграждения,  включая  перечисленные в статье 239 НК РФ.  Не
   учитываются в составе базы суммы, указанные в статье 238 НК РФ.
       Следовательно, для   организаций,  имеющих  льготу  по  уплате
   единого социального налога в соответствии со статьей  239  НК  РФ,
   норма,  определенная  пунктом  2 статьи 243 НК РФ,  соблюдаться не
   будет.
       Кроме того,  если  организация осуществляет виды деятельности,
   облагаемые единым налогом на вмененный доход  и  необлагаемые,  то
   требования пункта 2 статьи 243 НК РФ не будут соблюдены.
   
       Вопрос 9:  Какие выплаты  относятся  к  выплатам,  уменьшающим
   налоговую   базу  по  налогу  на  прибыль  организаций  для  целей
   исчисления единого социального налога?
       Ответ: В  соответствии  с  пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом
   обложения единым  социальным  налогом  для  налогоплательщиков   -
   организаций,  производящих  выплаты  физическим лицам,  признаются
   выплаты и иные вознаграждения,  начисляемые налогоплательщиками  в
   пользу физических   лиц   по  трудовым  и  гражданско  -  правовым
   договорам,  предметом которых является выполнение работ,  оказание
   услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
   предпринимателям), а также по авторским договорам.
       Пунктом 3  вышеназванной  статьи 236 НК РФ определено,  что не
   признаются  объектом  налогообложения  единым  социальным  налогом
   указанные  в  пункте  1  настоящей статьи выплаты и вознаграждения
   (вне зависимости от формы,  в которой они  производятся),  если  у
   налогоплательщиков -  организаций  такие  выплаты  не  отнесены  к
   расходам,  уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу   на   прибыль
   организаций в текущем отчетом (налоговом) периоде.
       Расходы, уменьшающие налоговую  базу  по  налогу  на  прибыль,
   определены  в главе 25 НК РФ,  в том числе выплаты,  относящиеся к
   расходам на оплату труда, - в статье 255 НК РФ.
       Согласно статье 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются
   любые начисления работникам,  стимулирующие начисления и надбавки,
   компенсационные   начисления,   связанные  с  режимом  работы  или
   условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления,
   которые   предусмотрены  нормами  российского  законодательства  и
   трудовыми договорами.  Только в случае отражения указанных норм  в
   трудовых   договорах   расходы  на  выплату  таких  вознаграждений
   принимаются для целей  исчисления  налога  на  прибыль,  и  данные
   вознаграждения  включаются  в  объект  налогообложения  по единому
   социальному налогу.
       Вместе с тем,  согласно пункту 21 статьи 270 НК РФ, расходы на
   любые  виды  вознаграждений,  предоставляемых  работникам   помимо
   вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, при
   определении налоговой базы для исчисления  налога  на  прибыль  не
   учитываются   и,   следовательно,   данные  вознаграждения  единым
   социальным налогом не облагаются.
       Следует иметь  в  виду,  что  суммы вознаграждений работникам,
   предусмотренные  нормами  российского  законодательства,   но   не
   предусмотренные  в  трудовых  договорах  с работниками,  в составе
   расходов не учитываются и единым социальным налогом не облагаются.
       Учитывая изложенное,  не  облагаются единым социальным налогом
   (согласно  пункту  3  статьи  236  НК  РФ)  только  те  выплаты  и
   вознаграждения,  которые  поименованы  в  статье  270  НК РФ,  как
   расходы не учитываемые для целей налогообложения.
   
       Вопрос 10:  С  учетом  изменений,  внесенных  в главу 24 НК РФ
   Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ,  должны ли  члены
   КФХ   -   юридического   лица  самостоятельно  производить  уплату
   страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?  Следует
   ли  налоговым  органам  открывать  на  каждого члена КФХ отдельный
   лицевой  счет?  Должна  ли  налоговая  инспекция  при   проведении
   выездных   налоговых  проверок  применять  налоговые  санкции  при
   неуплате КФХ - юридическим лицом страховых взносов на обязательное
   пенсионное страхование?
       Ответ: Федеральным законом от 29 мая  2002  года  N  57-ФЗ  "О
   внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные
   законодательные акты    Российской    Федерации"     для     целей
   налогообложения   глава   и   члены   крестьянского  (фермерского)
   хозяйства,  в том числе зарегистрированного как юридическое  лицо,
   приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
       Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона  от
   15 декабря   2001   года  N  167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном
   страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели
   являются  страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
   Следовательно,  страховые  взносы   на   обязательное   пенсионное
   страхование    уплачивает    каждый    из   членов   крестьянского
   (фермерского)  хозяйства  самостоятельно  на  основании  налоговых
   уведомлений  по  трем срокам уплаты,  установленным статьей 244 НК
   РФ.  По каждому  члену  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  в
   налоговой инспекции должен быть открыт лицевой счет.
       Учитывая, что вышеназванный Закон N 57-ФЗ опубликован  31  мая
   2002  года  и введен в действие с 1 июля 2002 года,  а первый срок
   платежа установлен не позднее 15 июля,  то при проведении выездных
   налоговых проверок   в   случае  установления  неуплаты  (неполной
   уплаты) членами крестьянского  (фермерского)  хозяйства  страховых
   взносов на обязательное пенсионное страхование расчет пени следует
   производить со дня,  следующего за днем уплаты первого платежа, то
   есть с 16 июля.
       При уплате членами  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  в
   течение  2002  года  страховых  взносов на обязательное пенсионное
   страхование по тарифам,  предусмотренным  подпунктом  2  пункта  2
   статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, по
   итогам  налогового  периода  производится   перерасчет   страховых
   взносов  на  обязательное пенсионное страхование с расчетом пени и
   применением штрафных санкций в соответствии с НК РФ.
       По отношению  к  наемным  работникам  крестьянско - фермерское
   хозяйство,  в соответствии  с  подпунктом  1  пункта  1  статьи  6
   Федерального закона    N   167-ФЗ,   является   страхователем   по
   обязательному    пенсионному    страхованию    как    организация,
   производящая выплаты физическим лицам.
       При исчислении страховых взносов  на  обязательное  пенсионное
   страхование   за   наемных   работников   (кроме  главы  и  членов
   крестьянского   (фермерского)   хозяйства)   применяются    тарифы
   страховых взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств (подпункт
   2 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 167-ФЗ),  а именно: при
   базе  для  начисления  страховых  взносов  на  каждого  отдельного
   работника нарастающим итогом с начала года до 100000 рублей - 10,3
   процента.
       Порядок исчисления,  порядок и сроки уплаты страховых  взносов
   на обязательное  пенсионное  страхование  крестьянско - фермерским
   хозяйством за наемных работников  применяются  в  соответствии  со
   статьей 243 НК РФ.
   
       Вопрос 11:    Облагается    ли   единым   социальным   налогом
   вознаграждение  третейского  суда,  которое  состоит  из  гонорара
   третейских   судей  и  расходов,  связанных  с  участием  судей  в
   разбирательстве,   учитывая,   что   расходы   документально    не
   подтверждены?
       Ответ: Объектом   обложения   единым  социальным  налогом  для
   налогоплательщиков - организаций,  производящих выплаты физическим
   лицам,  в  соответствии  с пунктом 1 статьи 236 НК РФ,  признаются
   выплаты и иные вознаграждения,  начисляемые налогоплательщиками  в
   пользу физических   лиц   по  трудовым  и  гражданско  -  правовым
   договорам,  предметом которых является выполнение работ,  оказание
   услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
   предпринимателям), а также по авторским договорам.
       К договорам   гражданско   -  правового  характера,  предметом
   которых является  выполнение  работ  (оказание  услуг),  относятся
   договоры  на  выполнение  работ  (оказание  услуг),  заключаемые в
   соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.  К таким
   договорам   относится   договор  возмездного  оказания  услуг,  по
   которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги
   (совершить  определенные  действия  или  осуществить  определенную
   деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
       При толковании условий договора, в соответствии со статьей 431
   ГК РФ,  принимается во внимание буквальное значение содержащихся в
   нем  слов  и  выражений.  Буквальное  значение  условия договора в
   случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими
   условиями и смыслом договора в целом.
       Статьей 434 ГК РФ определено,  что договор может быть заключен
   в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом
   для договоров данного вида не установлена определенная форма.
       Учитывая изложенное,  взаимодействие организации и третейского
   судьи осуществляется на основании договора гражданско -  правового
   характера, предметом которого является оказание услуг.
       Так как услуги третейского судьи оплачивает  в  виде  гонорара
   организация,     то     (за    исключением    выплат    третейским
   судьям - предпринимателям) с сумм производимых выплат  организация
   исчисляет  и  уплачивает  единый социальный налог в соответствии с
   действующим законодательством.
   
       Вопрос 12:  В соответствии со статьей 5 Федерального закона от
   24.07.2002 N 104-ФЗ инспекциями МНС России по  городам  и  районам
   края   производится   зачет   сумм   единого  социального  налога,
   уплаченных  плательщиками  единого  налога  на   вмененный   доход
   (организациями  и индивидуальными предпринимателями) в 2002 году в
   счет   сумм,   подлежащих   уплате   в   федеральный   бюджет    и
   соответствующие  социальные  внебюджетные  фонды согласно статье 7
   Федерального закона  "О  едином  налоге  на  вмененный  доход  для
   определенных  видов деятельности".  Как поступать с плательщиками,
   которые прекратили свою деятельность  или  перешли  на  упрощенную
   систему  налогообложения  и имеют переплату по единому социальному
   налогу?
       Ответ: В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  78  НК РФ сумма
   излишне уплаченного налога  подлежит  зачету  в  счет  предстоящих
   платежей  налогоплательщика  по этому или иным налогам,  погашения
   недоимки либо    возврату     налогоплательщику     в     порядке,
   предусмотренном настоящей статьей.
       Пунктом 5  статьи  78  НК  РФ  определено,  что  по  заявлению
   налогоплательщика  и  по  решению  налогового органа сумма излишне
   уплаченного   налога   может   быть   направлена   на   исполнение
   обязанностей  по  уплате  налогов  или  сборов,  на  уплату пеней,
   погашение недоимки,  если эта сумма направляется в тот  же  бюджет
   (внебюджетный фонд),  в который была направлена излишне уплаченная
   сумма налога.
       Учитывая изложенное,   плательщики,   имеющие   в   2002  году
   переплату  по  единому  социальному  налогу  и  прекратившие  свою
   деятельность,  имеют  право  на  возврат  излишне уплаченной суммы
   налога.
       Плательщикам, которые  имеют  в 2002 году переплату по единому
   социальному налогу    и    перешли    на    упрощенную     систему
   налогообложения,   излишне  уплаченная  сумма  налога  может  быть
   направлена на исполнение обязанностей по уплате  налогов  согласно
   вышеизложенному пункту 5 статьи 78 НК РФ.
   
       Вопрос 13:  На какие расходы может уменьшить  свой  доход  при
   определении  налоговой  базы по ЕСН индивидуальный предприниматель
   без образования юридического лица?
       Ответ: Согласно   п.   1   ст.   237   НК  РФ  налоговая  база
   налогоплательщиков,  указанных  в  пп.2  п.  1  ст.  235  НК   РФ,
   определяется     как     сумма    доходов,    полученных    такими
   налогоплательщиками за налоговый период как в денежной,  так  и  в
   натуральной     форме    от    предпринимательской    либо    иной
   профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их
   извлечением.
       При этом  состав  расходов,  принимаемых  к  вычету  в   целях
   налогообложения  индивидуальных  предпринимателей,  определяется в
   порядке,  аналогичном порядку определения расходов,  установленных
   для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями
   главы 25 НК  РФ,  в  частности  статьями,  определяющими  расходы,
   связанные  с производством и (или) реализацией,  например ст.  254
   "Материальные расходы", ст. 255 "Расходы на оплату труда", ст. 256
   "Амортизируемое  имущество",  ст.  260 "Расходы на ремонт основных
   средств", ст.  263  "Расходы  на   обязательное   и   добровольное
   страхование  имущества",  ст.  264  "Прочие  расходы,  связанные с
   производством и (или) реализацией".
       При этом    в   состав   расходов   не   включаются   затраты,
   перечисленные в ст. 270 НК РФ.
   
       Вопрос 14:  Должны  ли  начисляться  пени  за  несвоевременную
   (неполную   уплату)  индивидуальными  предпринимателями  страховых
   взносов в виде фиксированного платежа на финансирование  страховой
   и накопительной частей трудовой пенсии?
       Ответ: В    целях    осуществления    контроля    за   уплатой
   фиксированного    платежа    налоговый    орган     на     каждого
   плательщика -  индивидуального предпринимателя открывает 2 лицевые
   карточки:  по  страховым  взносам   на   обязательное   пенсионное
   страхование,  направленным  на  выплату  страховой  части трудовой
   пенсии, и  по  страховым  взносам   на   обязательное   пенсионное
   страхование,  направленным на выплату накопительной части трудовой
   пенсии.  Для учета  начисленных  и  поступивших  сумм  по  единому
   социальному  налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное
   страхование в программе "Интегрированный  комплекс"  предусмотрены
   формы лицевых карточек.
       В карточках лицевых счетов по фиксированному платежу  в  графе
   "Срок уплаты" указывается срок уплаты платежа:  не позднее 15 июля
   текущего года (900 рублей из расчета 100 + 50 рублей в месяц x  на
   6  месяцев),  не  позднее  15 октября текущего года (450 рублей из
   расчета 100 +  50  рублей  x  3  месяца),  не  позднее  15  января
   следующего года  (450  рублей  из  расчета  100  +  50  рублей x 3
   месяца).
       Порядок уплаты плательщиками страховых взносов на обязательное
   пенсионное  страхование  регулируется   положениями   Федерального
   закона от   15.12.2001   N   167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном
   страховании в Российской Федерации".  В соответствии со статьей 26
   вышеназванного  закона  за  просрочку  исполнения  обязанности  по
   уплате фиксированного  платежа  взимается  пеня  в  размере  одной
   трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
   
       Вопрос 15:    Какой    порядок    привлечения    к   налоговой
   ответственности  плательщиков  единого   социального   налога   за
   несвоевременное   представление  расчетов  авансовых  платежей  по
   единому социальному  налогу,  страховым  взносам  на  обязательное
   пенсионное  страхование  в  2002  году  и  деклараций  по  единому
   социальному налогу,  страховым взносам на обязательное  пенсионное
   страхование за 2002 год?
       Ответ: Ответственность      за      совершение      налогового
   правонарушения, выразившегося в непредставлении налогоплательщиком
   в  налоговый  орган по месту учета в установленные сроки налоговой
   декларации, установлена статьей 119 НК РФ.
       Учитывая, что    расчеты   авансовых   платежей   по   единому
   социальному налогу,  страховых взносов на обязательное  пенсионное
   страхование налогоплательщика   -  работодателя  содержат  данные,
   связанные  с  исчислением  налоговой  базы  по  налогу  исходя  из
   реальных финансовых результатов деятельности налогоплательщика,  и
   исчисленной суммы налога, то налогоплательщик может быть привлечен
   к   ответственности,   предусмотренной   статьей  119  НК  РФ,  за
   непредставление в срок указанных расчетов.
       В соответствии с пунктом 8 статьи 244 НК РФ срок представления
   налоговой   декларации   по   единому   социальному   налогу   для
   налогоплательщиков  -  работодателей  -  не  позднее 30 марта 2003
   года.  К налогоплательщикам,  не представившим  в  срок  налоговые
   декларации  по  единому социальному налогу,  применяются налоговые
   санкции  в  соответствии  со  статьей   119   НК   РФ.   Нарушение
   обязанности,  предписанной налогоплательщику статьей 80 НК РФ,  по
   представлению в налоговый орган налоговой  декларации  по  единому
   социальному налогу,  рассматривается как налоговой правонарушение,
   выразившееся в нарушении срока представления налоговой декларации.
   За  несвоевременное  представление  декларации  в  налоговый орган
   применяется налоговая санкция в форме штрафа по пп.  1,  2  статьи
   119 НК РФ,  в размере 5 процентов суммы налога,  подлежащей уплате
   (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный
   месяц со дня, установленного для ее представления.
       За несвоевременное    представление    налогоплательщиком    -
   работодателем декларации по единому социальному  налогу  налоговые
   санкции рассчитываются от суммы начисленного налога по строке 0600
   "Подлежит  начислению  в  федеральный  бюджет,  всего"   налоговой
   декларации  по  единому социальному налогу по форме,  утвержденной
   Приказом   МНС   России   от   09.10.2002   N   БГ-3-05/550.    За
   несвоевременное  представление  налогоплательщиком - работодателем
   декларации  по  страховым  взносам  на   обязательное   пенсионное
   страхование налоговые санкции рассчитываются от суммы начисленного
   налога по строке 0200  "Сумма  начисленных  страховых  взносов  на
   обязательное  пенсионное  страхование за расчетный период,  всего"
   декларации  по  страховым  взносам  на   обязательное   пенсионное
   страхование по  форме,  утвержденной  Приказом   МНС   России   от
   26.12.2002 N БГ-3-05/747.
       За несвоевременное        представление        индивидуальными
   предпринимателями   декларации   по   единому  социальному  налогу
   налоговые санкции рассчитываются от суммы начисленного  налога  по
   строке  700  "Начислено  налога за налоговый период" декларации по
   единому социальному налогу  для  индивидуальных  предпринимателей,
   глав КФХ по форме,  утвержденной Приказом МНС России от 13.11.2002
   N БГ-3-05/649.
       В случае несвоевременного представления плательщиком "нулевой"
   декларации применяются налоговые санкции по статье  119  НК  РФ  в
   размере 100 рублей.
   
                                            Советник налоговой службы
                                         Российской Федерации I ранга
                                                          П.В.ФИСЕНКО
   
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz