ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2003 г. N 96-П
О ВНЕСЕНИИ ПОПРАВОК К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 280525-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации
Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации в порядке законодательной инициативы поправки
к проекту федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", принятому
в первом чтении 21 февраля 2003 года (текст и обоснование поправок
прилагаются).
2. Направить настоящее постановление в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 26 февраля 2003 г. N 96-П
ПОПРАВКИ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 280525-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПРИНЯТОМУ В
ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
----T-------T--------------------------------------T-------------¬
¦ N ¦Абзац, ¦ Текст абзаца, части, пункта, статьи ¦ Предложение ¦
¦п/п¦часть, ¦ ¦ ¦
¦ ¦пункт, ¦ ¦ ¦
¦ ¦статья ¦ ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 1.¦Абзац ¦"2. Субъекты Российской Федерации¦Слова "После¦
¦ ¦пятый ¦вправе осуществлять собственное право-¦принятия" за-¦
¦ ¦пункта ¦вое регулирование по предметам совмес-¦менить слова-¦
¦ ¦4 ¦тного ведения до принятия федеральных¦ми "после¦
¦ ¦статьи ¦законов. После принятия соответствую-¦вступления в¦
¦ ¦1 ¦щего федерального закона законы и иные¦силу", слова¦
¦ ¦ ¦нормативные правовые акты субъектов¦"двух меся-¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации подлежат приведе-¦цев" заменить¦
¦ ¦ ¦нию в соответствие с федеральным зако-¦словами "трех¦
¦ ¦ ¦ном в течение двух месяцев. До приве-¦месяцев" ¦
¦ ¦ ¦дения законов и иных нормативных пра-¦ ¦
¦ ¦ ¦вовых актов субъектов Российской Феде-¦ ¦
¦ ¦ ¦рации в соответствие с федеральными¦ ¦
¦ ¦ ¦законами применяются федеральные зако-¦ ¦
¦ ¦ ¦ны." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 2.¦Абзац ¦"4. За нарушение требований¦Слова "долж-¦
¦ ¦седьмой¦ Конституции Российской Федерации,¦ностные лица¦
¦ ¦пункта ¦настоящего Федерального закона, других¦субъектов ¦
¦ ¦4 ¦федеральных законов, нормативных¦Российской ¦
¦ ¦статьи ¦правовых актов Президента Российской¦Федерации" ¦
¦ ¦1 ¦Федерации и Правительства Российской¦заменить сло-¦
¦ ¦ ¦Федерации органы государственной¦вами "должно-¦
¦ ¦ ¦власти субъектов Российской Федерации,¦стные лица¦
¦ ¦ ¦должностные лица субъектов Российской¦исполнитель- ¦
¦ ¦ ¦Федерации несут ответственность в¦ных органов¦
¦ ¦ ¦соответствии с настоящим Федеральным¦государствен-¦
¦ ¦ ¦законом, иными федеральными законами."¦ной власти¦
¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерации". ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 3.¦Пункт 6¦"6. В статье 4: ¦Пункт 6 ста-¦
¦ ¦статьи ¦в пункте 6 слова "законодательным¦тьи 1 исклю-¦
¦ ¦1 ¦(представительным) органом государст-¦чить. ¦
¦ ¦ ¦венной власти субъекта Российской Фе-¦ ¦
¦ ¦ ¦дерации самостоятельно" заменить сло-¦ ¦
¦ ¦ ¦вами "конституцией (уставом) субъектов¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации"; ¦ ¦
¦ ¦ ¦пункт 9 изложить в следующей редакции:¦ ¦
¦ ¦ ¦"9. Расходы на обеспечение деятельнос-¦ ¦
¦ ¦ ¦ти законодательного (представительно-¦ ¦
¦ ¦ ¦го) органа государственной власти су-¦ ¦
¦ ¦ ¦бъекта Российской Федерации предусмат-¦ ¦
¦ ¦ ¦риваются обособленно от других расхо-¦ ¦
¦ ¦ ¦дов в соответствии с бюджетной класси-¦ ¦
¦ ¦ ¦фикацией Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Управление и (или) распоряжением зако-¦ ¦
¦ ¦ ¦нодательным (представительным) органом¦ ¦
¦ ¦ ¦государственной власти субъекта Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации или отдельными депу-¦ ¦
¦ ¦ ¦татами (группами депутатов) в какой бы¦ ¦
¦ ¦ ¦то ни было форме средствами бюджета¦ ¦
¦ ¦ ¦субъекта Российской Федерации в про-¦ ¦
¦ ¦ ¦цессе исполнения бюджета субъекта Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации не допускается, иск-¦ ¦
¦ ¦ ¦лючение составляют средства, предусмо-¦ ¦
¦ ¦ ¦тренные на обеспечение деятельности¦ ¦
¦ ¦ ¦законодательных (представительных) ор-¦ ¦
¦ ¦ ¦ганов власти субъектов Российской Фе-¦ ¦
¦ ¦ ¦дерации и депутатов."; ¦ ¦
¦ ¦ ¦в пункте 11 слова "его регламентом или¦ ¦
¦ ¦ ¦иным актом, принятым данным органом и¦ ¦
¦ ¦ ¦устанавливающим порядок его деятельно-¦ ¦
¦ ¦ ¦сти" заменить слова "конституцией (ус-¦ ¦
¦ ¦ ¦тавом) субъекта Российской Федерации."¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 4.¦Абзац ¦"подпункт "б" исключить;" ¦Абзац третий¦
¦ ¦третий ¦ ¦пункта 7 ста-¦
¦ ¦пункта ¦ ¦тьи 1 исклю-¦
¦ ¦7 ста-¦ ¦чить. ¦
¦ ¦тьи 1 ¦ ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 5.¦Абзац ¦"подпункт "а" исключить;" ¦Абзац седьмой¦
¦ ¦седьмой¦ ¦пункта 7 ста-¦
¦ ¦пункта ¦ ¦тьи 1 исклю-¦
¦ ¦7 ста-¦ ¦чить. ¦
¦ ¦тьи 1 ¦ ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 6.¦Пункт ¦"13. В статье 13: ¦Пункт 13 ста-¦
¦ ¦13 ста-¦название статьи и пункт 1 изложить в¦тьи 1 изло-¦
¦ ¦тьи 1 ¦следующей редакции: ¦жить в следу-¦
¦ ¦ ¦"Статья 13. Гарантии депутатской дея-¦ющей редак-¦
¦ ¦ ¦тельности ¦ции: ¦
¦ ¦ ¦1. Гарантии прав депутата при привле-¦"13. В статье¦
¦ ¦ ¦чении к уголовной или административной¦13: в пункте¦
¦ ¦ ¦ответственности, задержании, аресте,¦1 слова "без¦
¦ ¦ ¦обыске, допросе, совершении иных уго-¦согласия за-¦
¦ ¦ ¦ловно-процессуальных и административ-¦конодательно-¦
¦ ¦ ¦но-процессуальных действий, а также¦го (предста-¦
¦ ¦ ¦оперативно-разыскных мероприятий в от-¦вительного) ¦
¦ ¦ ¦ношении депутата, занимаемых им жилого¦органа госу-¦
¦ ¦ ¦и служебного помещений, его багажа,¦дарственной ¦
¦ ¦ ¦личных и служебных транспортных¦власти" заме-¦
¦ ¦ ¦средств, переписки, используемых им¦нить словами¦
¦ ¦ ¦средств связи и принадлежащих ему до-¦"без согласия¦
¦ ¦ ¦кументов устанавливаются федеральными¦прокурора"; ¦
¦ ¦ ¦законами."; ¦пункт 4 иск-¦
¦ ¦ ¦пункты 2 - 4 исключить; ¦лючить; ¦
¦ ¦ ¦пункт 5 считать пунктом 2." ¦пункт 5 счи-¦
¦ ¦ ¦ ¦тать пунктом¦
¦ ¦ ¦ ¦4.". ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 7.¦Пункт ¦"15. Статью 17 дополнить пунктом 4¦Абзац второй¦
¦ ¦15 ста-¦следующего содержания: ¦пункта 15¦
¦ ¦тьи 1 ¦"4. Структура (перечень) исполнитель-¦статьи 1 до-¦
¦ ¦ ¦ных органов государственной власти су-¦полнить сло-¦
¦ ¦ ¦бъекта Российской Федерации определя-¦вами "и утве-¦
¦ ¦ ¦ется высшим должностным лицом субъекта¦рждается за-¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации (руководителем¦коном субъек-¦
¦ ¦ ¦высшего исполнительного органа госуда-¦та Российской¦
¦ ¦ ¦рственной власти субъекта Российской¦Федерации". ¦
¦ ¦ ¦Федерации)."." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 8.¦Абзац ¦"9. Гарантии прав высшего должностного¦Абзац шестой¦
¦ ¦шестой ¦лица субъекта Российской Федерации¦пункта 16 до-¦
¦ ¦пункта ¦(руководителя высшего исполнительного¦полнить пред-¦
¦ ¦16 ста-¦органа государственной власти субъекта¦ложением сле-¦
¦ ¦тьи 1 ¦Российской Федерации) при привлечении¦дующего соде-¦
¦ ¦ ¦к уголовной или административной от-¦ржания: "До¦
¦ ¦ ¦ветственности, задержании, аресте,¦принятия фе-¦
¦ ¦ ¦обыске, допросе, совершении иных уго-¦деральных за-¦
¦ ¦ ¦ловно-процессуальных и административ-¦конов, уста-¦
¦ ¦ ¦но-процессуальных действий, а также¦навливающих ¦
¦ ¦ ¦оперативно-разыскных мероприятий в от-¦такие гаран-¦
¦ ¦ ¦ношении высшего должностного лица су-¦тии прав выс-¦
¦ ¦ ¦бъекта Российской Федерации (руководи-¦шего должнос-¦
¦ ¦ ¦теля высшего исполнительного органа¦тного лица¦
¦ ¦ ¦государственной власти субъекта Рос-¦субъекта Рос-¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации), занимаемых им жи-¦сийской Феде-¦
¦ ¦ ¦лого и служебного помещений, его бага-¦рации (руко-¦
¦ ¦ ¦жа, личных и служебных транспортных¦водителя выс-¦
¦ ¦ ¦средств, переписки, используемых им¦шего исполни-¦
¦ ¦ ¦средств и принадлежащих ему докумен-¦тельного ор-¦
¦ ¦ ¦тов устанавливаются федеральными зако-¦гана государ-¦
¦ ¦ ¦нами."." ¦ственной вла-¦
¦ ¦ ¦ ¦сти субъекта¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерации), ¦
¦ ¦ ¦ ¦применяются ¦
¦ ¦ ¦ ¦нормы о таких¦
¦ ¦ ¦ ¦гарантиях ¦
¦ ¦ ¦ ¦прав депута-¦
¦ ¦ ¦ ¦тов законода-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельных ¦
¦ ¦ ¦ ¦(представите-¦
¦ ¦ ¦ ¦льных) орга-¦
¦ ¦ ¦ ¦нов государс-¦
¦ ¦ ¦ ¦твенной влас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ти субъектов¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерации, ¦
¦ ¦ ¦ ¦установленные¦
¦ ¦ ¦ ¦статьей 13¦
¦ ¦ ¦ ¦настоящего ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерального ¦
¦ ¦ ¦ ¦закона.". ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦ 9.¦Абзац ¦"В случае прекращения полномочий выс-¦Слова "В слу-¦
¦ ¦седьмой¦шего должностного лица субъекта Рос-¦чае прекраще-¦
¦ ¦пункта ¦сийской Федерации (руководителя высше-¦ния полномо-¦
¦ ¦17 ста-¦го исполнительного органа государст-¦чий" заменить¦
¦ ¦тьи 1 ¦венной власти субъекта Российской Фе-¦словами "В¦
¦ ¦ ¦дерации), а также должностного лица,¦случае отре-¦
¦ ¦ ¦которое в соответствии с конституцией¦шения от дол-¦
¦ ¦ ¦(уставом), законом или иным норматив-¦жности Прези-¦
¦ ¦ ¦ным правовым актом субъекта Российской¦дентом Рос-¦
¦ ¦ ¦Федерации временно исполняет обязанно-¦сийской Феде-¦
¦ ¦ ¦сти высшего должностного лица субъекта¦рации в соот-¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации (руководителя вы-¦ветствии со¦
¦ ¦ ¦сшего исполнительного органа государс-¦статьей 29.1¦
¦ ¦ ¦твенной власти субъекта Российской Фе-¦настоящего ¦
¦ ¦ ¦дерации), Президент Российской Федера-¦Федерального ¦
¦ ¦ ¦ции назначает временно исполняющего¦закона". ¦
¦ ¦ ¦обязанности высшего должностного лица¦ ¦
¦ ¦ ¦субъекта Российской Федерации (руково-¦ ¦
¦ ¦ ¦дителя высшего исполнительного органа¦ ¦
¦ ¦ ¦государственной власти субъекта Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации) на период до вступ-¦ ¦
¦ ¦ ¦ления в должность вновь избранного вы-¦ ¦
¦ ¦ ¦сшего должностного лица субъекта Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации (руководителя высше-¦ ¦
¦ ¦ ¦го исполнительного органа государст-¦ ¦
¦ ¦ ¦венной власти субъекта Российской Фе-¦ ¦
¦ ¦ ¦дерации).";" ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦10.¦Пункт ¦"19. В статье 24: ¦Пункт 19 ста-¦
¦ ¦19 ста-¦пункт 1 исключить; ¦тьи 1 исклю-¦
¦ ¦тьи 1 ¦в пункте 2 слова "2. Законодательный¦чить ¦
¦ ¦ ¦(представительный) орган" заменить¦ ¦
¦ ¦ ¦словами "Законодательный (представите-¦ ¦
¦ ¦ ¦льный) орган"." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦11.¦Пункт ¦"Полномочия органов государственной¦Исключить ¦
¦ ¦20 ста-¦власти субъектов Российской Федерации¦слова "(за¦
¦ ¦тьи 1¦по предметам ведения субъектов Россий-¦исключением ¦
¦ ¦(статья¦ской Федерации осуществляются ими са-¦субвенций из¦
¦ ¦26.2) ¦мостоятельно за счет средств бюджетов¦федерального ¦
¦ ¦ ¦субъектов Российской Федерации (за ис-¦бюджета)". ¦
¦ ¦ ¦ключением субвенций из федерального¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджета)." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦12.¦Пункт ¦"1. Полномочия органов государственной¦Исключить ¦
¦ ¦20 ста-¦власти субъектов Российской Федерации¦слова "(за¦
¦ ¦тьи 1¦по предметам совместного ведения, ус-¦исключением ¦
¦ ¦(пункт ¦тановленные Конституцией Российской¦субвенций из¦
¦ ¦1, аб-¦Федерации и пунктом 2 настоящей ста-¦федерального ¦
¦ ¦зац пе-¦тьи, осуществляются ими самостоятельно¦бюджета)". ¦
¦ ¦рый пу-¦за счет средств бюджетов субъектов¦ ¦
¦ ¦нкта 2,¦Российской Федерации (за исключением¦ ¦
¦ ¦часть ¦субвенций из федерального бюджета).¦ ¦
¦ ¦вторая ¦Указанные полномочия могут в порядке и¦ ¦
¦ ¦пункта ¦в случаях, установленных федеральными¦ ¦
¦ ¦4, ¦законами, дополнительно финансировать-¦ ¦
¦ ¦пункт ¦ся за счет средств федерального бюдже-¦ ¦
¦ ¦5 ста-¦та и федеральных государственных вне-¦ ¦
¦ ¦тьи ¦бюджетных фондов. ¦ ¦
¦ ¦26.3) ¦2. К полномочиям органов государствен-¦ ¦
¦ ¦ ¦ной власти субъектов Российской Феде-¦ ¦
¦ ¦ ¦рации по предметам совместного веде-¦ ¦
¦ ¦ ¦ния, осуществляемым ими самостоятельно¦ ¦
¦ ¦ ¦за счет средств бюджетов субъектов¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации (за исключением¦ ¦
¦ ¦ ¦субвенций из федерального бюджета),¦ ¦
¦ ¦ ¦относится решение вопросов:"; ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Перечень полномочий органов государс-¦ ¦
¦ ¦ ¦твенной власти субъектов Российской¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерации по предметам совместного ве-¦ ¦
¦ ¦ ¦дения, осуществляемых за счет средств¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджетов субъектов Российской Федера-¦ ¦
¦ ¦ ¦ции (за исключением субвенций из феде-¦ ¦
¦ ¦ ¦рального бюджета), не может быть изме-¦ ¦
¦ ¦ ¦нен иначе как путем внесения изменений¦ ¦
¦ ¦ ¦и дополнений в пункт 2 настоящей ста-¦ ¦
¦ ¦ ¦тьи или в порядке, предусмотренном пу-¦ ¦
¦ ¦ ¦нктом 5 настоящей статьи."; ¦ ¦
¦ ¦ ¦"5. До принятия федеральных законов по¦ ¦
¦ ¦ ¦предметам совместного ведения, а также¦ ¦
¦ ¦ ¦по вопросам совместного ведения, не¦ ¦
¦ ¦ ¦урегулированным федеральными законами,¦ ¦
¦ ¦ ¦законами субъектов Российской Федера-¦ ¦
¦ ¦ ¦ции могут устанавливаться не предусмо-¦ ¦
¦ ¦ ¦тренные пунктом 2 настоящей статьи по-¦ ¦
¦ ¦ ¦лномочия органов государственной влас-¦ ¦
¦ ¦ ¦ти субъектов Российской Федерации по¦ ¦
¦ ¦ ¦предметам совместного ведения, осущес-¦ ¦
¦ ¦ ¦твляемые ими самостоятельно за счет и¦ ¦
¦ ¦ ¦в пределах средств бюджетов субъектов¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации (за исключением¦ ¦
¦ ¦ ¦субвенций из федерального бюджета),¦ ¦
¦ ¦ ¦если это не противоречит Конституции¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации и федеральным за-¦ ¦
¦ ¦ ¦конам." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦13.¦Пункт ¦"10) финансовой поддержки сельскохо-¦Подпункты 10,¦
¦ ¦20 ста-¦зяйственного производства (за исключе-¦13, 23 - 26,¦
¦ ¦тьи 1¦нием федеральных целевых программ);"; ¦и 29 пункта 2¦
¦ ¦(подпу-¦"13) организации транспортного обслу-¦статьи 26.3¦
¦ ¦нкты ¦живания населения автомобильным, же-¦исключить. ¦
¦ ¦10, 13,¦лезнодорожным, внутренним водным, воз-¦ ¦
¦ ¦23 - 26¦душным транспортом (пригородное и меж-¦ ¦
¦ ¦29 пун-¦муниципальное сообщение);"; ¦ ¦
¦ ¦кта 2¦"23) организация обязательного меди-¦ ¦
¦ ¦статьи ¦цинского страхования неработающего на-¦ ¦
¦ ¦26.3) ¦селения; ¦ ¦
¦ ¦ ¦24) организации оказания специализиро-¦ ¦
¦ ¦ ¦ванной (санитарно-авиационной) скорой¦ ¦
¦ ¦ ¦медицинской помощи; ¦ ¦
¦ ¦ ¦25) содействия в трудоустройстве без-¦ ¦
¦ ¦ ¦работных, а также вопросов профессио-¦ ¦
¦ ¦ ¦нальной переподготовки безработных,¦ ¦
¦ ¦ ¦организации и финансирования общест-¦ ¦
¦ ¦ ¦венных работ для безработных; ¦ ¦
¦ ¦ ¦26) социальной поддержки ветеранов¦ ¦
¦ ¦ ¦труда, детей-сирот, беспризорных, се-¦ ¦
¦ ¦ ¦мей, имеющих детей, одиноких и много-¦ ¦
¦ ¦ ¦детных матерей, малоимущих граждан, в¦ ¦
¦ ¦ ¦том числе за счет предоставления суб-¦ ¦
¦ ¦ ¦венций бюджетам муниципальных образо-¦ ¦
¦ ¦ ¦ваний для выплаты пособий на оплату¦ ¦
¦ ¦ ¦проезда на общественном транспорте,¦ ¦
¦ ¦ ¦иных социальных пособий, а также для¦ ¦
¦ ¦ ¦возмещения расходов муниципальных об-¦ ¦
¦ ¦ ¦разований в связи с предоставлением¦ ¦
¦ ¦ ¦законами субъектов Российской Федера-¦ ¦
¦ ¦ ¦ции льгот отдельным категориям граж-¦ ¦
¦ ¦ ¦дан;"; ¦ ¦
¦ ¦ ¦"29) материально-технического и финан-¦ ¦
¦ ¦ ¦сового обеспечения оказания адвокатс-¦ ¦
¦ ¦ ¦кой помощи в труднодоступных и малона-¦ ¦
¦ ¦ ¦селенных районах;" ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦14.¦Пункт ¦Текст отсутствует. ¦Дополнить ¦
¦ ¦20 ста-¦ ¦подпунктом 42¦
¦ ¦тьи 1 ¦ ¦следующего ¦
¦ ¦(пункт ¦ ¦содержания: ¦
¦ ¦2 ста-¦ ¦"42) другие¦
¦ ¦тьи ¦ ¦вопросы в со-¦
¦ ¦26.3) ¦ ¦ответствии с¦
¦ ¦ ¦ ¦федеральными ¦
¦ ¦ ¦ ¦законами". ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦15.¦Пункт ¦"4. По вопросам, названным в пункте 2¦В части пер-¦
¦ ¦20 ста-¦настоящей статьи, могут приниматься¦вой пункта 4¦
¦ ¦тьи 1 ¦федеральные законы, определяющие общие¦статьи 26.3¦
¦ ¦(пункт ¦принципы правового регулирования по¦слова "(за¦
¦ ¦4 ста-¦указанным вопросам. Не допускается¦исключением ¦
¦ ¦тьи ¦включение в эти законы положений, ко-¦положений о¦
¦ ¦26.3) ¦торыми определяются объем и порядок¦порядке осу-¦
¦ ¦ ¦осуществления расходов из бюджетов су-¦ществления ¦
¦ ¦ ¦бъектов Российской Федерации, необхо-¦расходов по¦
¦ ¦ ¦димых для исполнения органами государ-¦вопросам, ус-¦
¦ ¦ ¦ственной власти субъектов Российской¦тановленным ¦
¦ ¦ ¦Федерации соответствующих полномочий¦подпунктами ¦
¦ ¦ ¦(за исключением положений о порядке¦2, 14, 22, 27¦
¦ ¦ ¦осуществления расходов по вопросам,¦и 39)" исклю-¦
¦ ¦ ¦установленным подпунктами 2, 14, 22,¦чить ¦
¦ ¦ ¦27 и 39)." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦16.¦Пункт ¦"6. Законами субъектов Российской Фе-¦Дополнить ¦
¦ ¦20 ста-¦дерации в порядке, установленном феде-¦пункт 6 ста-¦
¦ ¦тьи 1¦ральным законом, регулирующим общие¦тьи 26.3 аб-¦
¦ ¦(пункт ¦принципы организации местного самоуп-¦зацем следую-¦
¦ ¦6 ста-¦равления в Российской Федерации, орга-¦щего содержа-¦
¦ ¦тьи ¦ны местного самоуправления могут наде-¦ния: ¦
¦ ¦26.3) ¦ляться отдельными государственными¦"Органы госу-¦
¦ ¦ ¦полномочиями субъектов Российской Фе-¦дарственной ¦
¦ ¦ ¦дерации по вопросам, предусмотренным¦власти субъе-¦
¦ ¦ ¦подпунктами 3, 4, 6, 8 - 12, 15 - 22,¦ктов Российс-¦
¦ ¦ ¦25, 26, 28 - 33 и 39 (в части, касаю-¦кой Федерации¦
¦ ¦ ¦щейся выравнивания бюджетной обеспе-¦в соответст-¦
¦ ¦ ¦ченности поселений за счет средств бю-¦вии с их ком-¦
¦ ¦ ¦джетов субъектов Российской Федерации)¦петенцией ¦
¦ ¦ ¦пункта 2 настоящей статьи, с передачей¦вправе изда-¦
¦ ¦ ¦необходимых материальных и финансовых¦вать обязате-¦
¦ ¦ ¦средств." ¦льные для ис-¦
¦ ¦ ¦ ¦полнения ор-¦
¦ ¦ ¦ ¦ганами мест-¦
¦ ¦ ¦ ¦ного самоуп-¦
¦ ¦ ¦ ¦равления пра-¦
¦ ¦ ¦ ¦вовые акты и¦
¦ ¦ ¦ ¦осуществлять ¦
¦ ¦ ¦ ¦контроль за¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнением ¦
¦ ¦ ¦ ¦переданных ¦
¦ ¦ ¦ ¦отдельных го-¦
¦ ¦ ¦ ¦сударственных¦
¦ ¦ ¦ ¦полномочий ¦
¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерации.". ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦17.¦Пункт ¦"8. Федеральными законами, нормативны-¦Пункт 8 ста-¦
¦ ¦20 ста-¦ми правовыми актами Президента Россий-¦тьи 26.3 иск-¦
¦ ¦тьи 1¦ской Федерации и Правительства Россий-¦лючить. ¦
¦ ¦(пункт ¦ской Федерации предоставление субвен-¦ ¦
¦ ¦8 ста-¦ций из федерального бюджета бюджетам¦ ¦
¦ ¦тьи ¦субъектов Российской Федерации может¦ ¦
¦ ¦26.3) ¦не предусматриваться в случаях, если¦ ¦
¦ ¦ ¦установленные указанными актами полно-¦ ¦
¦ ¦ ¦мочия не предусматривают необходимость¦ ¦
¦ ¦ ¦создания новых органов государственной¦ ¦
¦ ¦ ¦власти субъектов Российской Федерации,¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджетных учреждений и предприятий,¦ ¦
¦ ¦ ¦дополнительных бюджетных инвестиций,¦ ¦
¦ ¦ ¦платежей из бюджета гражданам и юриди-¦ ¦
¦ ¦ ¦ческим лицам, увеличения штатной чис-¦ ¦
¦ ¦ ¦ленности государственных служащих су-¦ ¦
¦ ¦ ¦бъектов Российской Федерации и работ-¦ ¦
¦ ¦ ¦ников государственных бюджетных учреж-¦ ¦
¦ ¦ ¦дений." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦18.¦Пункт ¦"3. Если законодательные (представите-¦Пункт 3 ста-¦
¦ ¦20 ста-¦льные) органы государственной власти¦тьи 26.4 до-¦
¦ ¦тьи 1¦субъектов Российской Федерации и выс-¦полнить абза-¦
¦ ¦(пункт ¦шие исполнительные органы государст-¦цем следующе-¦
¦ ¦3 ста-¦венной власти субъектов Российской Фе-¦го содержа-¦
¦ ¦тьи ¦дерации более чем одной трети субъек-¦ния: ¦
¦ ¦26.4) ¦тов Российской Федерации выскажутся¦"В работе со-¦
¦ ¦ ¦против принятия соответствующего феде-¦гласительной ¦
¦ ¦ ¦рального закона, по решению Государст-¦комиссии ¦
¦ ¦ ¦венной Думы может быть создана согла-¦вправе прини-¦
¦ ¦ ¦сительная комиссия. ¦мать участие¦
¦ ¦ ¦Отзыв органов государственной власти¦депутаты Го-¦
¦ ¦ ¦субъекта Российской Федерации считает-¦сударственной¦
¦ ¦ ¦ся положительным в случае, если и за-¦Думы, уполно-¦
¦ ¦ ¦конодательный (представительный) орган¦моченные ¦
¦ ¦ ¦государственной власти субъекта Рос-¦представители¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации, и высший исполните-¦органов госу-¦
¦ ¦ ¦льный орган государственной власти су-¦дарственной ¦
¦ ¦ ¦бъекта Российской Федерации выскажутся¦власти субъе-¦
¦ ¦ ¦за принятие проекта федерального зако-¦ктов Российс-¦
¦ ¦ ¦на. ¦кой Федерации¦
¦ ¦ ¦Отзыв органов государственной власти¦и субъект¦
¦ ¦ ¦субъекта Российской Федерации считает-¦права законо-¦
¦ ¦ ¦ся отрицательным в случае, если и за-¦дательной ¦
¦ ¦ ¦конодательный (представительный) орган¦инициативы. ¦
¦ ¦ ¦государственной власти субъекта Рос-¦Срок деятель-¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации, и высший исполните-¦ности согла-¦
¦ ¦ ¦льный орган государственной власти су-¦сительной ко-¦
¦ ¦ ¦бъекта Российской Федерации выскажутся¦миссии не мо-¦
¦ ¦ ¦против принятия проекта федерального¦жет быть бо-¦
¦ ¦ ¦закона. ¦лее одного¦
¦ ¦ ¦Если мнения законодательного (предста-¦месяца со дня¦
¦ ¦ ¦вительного) органа государственной¦принятия Го-¦
¦ ¦ ¦власти субъекта Российской Федерации и¦сударственной¦
¦ ¦ ¦высшего исполнительного органа госуда-¦Думой решения¦
¦ ¦ ¦рственной власти субъекта Российской¦о ее созда-¦
¦ ¦ ¦Федерации разделились, следует счи-¦нии.". ¦
¦ ¦ ¦тать, что мнение органов государствен-¦ ¦
¦ ¦ ¦ной власти субъекта Российской Федера-¦ ¦
¦ ¦ ¦ции не выражено. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Отзыв законодательного (представитель-¦ ¦
¦ ¦ ¦ного) органа государственной власти¦ ¦
¦ ¦ ¦субъекта Российской Федерации на про-¦ ¦
¦ ¦ ¦ект федерального закона оформляется¦ ¦
¦ ¦ ¦постановлением указанного органа. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Отзыв высшего исполнительного органа¦ ¦
¦ ¦ ¦государственной власти субъекта Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации подписывается высшим¦ ¦
¦ ¦ ¦должностным лицом субъекта Российской¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерации (руководителем высшего испо-¦ ¦
¦ ¦ ¦лнительного органа государственной¦ ¦
¦ ¦ ¦власти субъекта Российской Федера-¦ ¦
¦ ¦ ¦ции)." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦19.¦Пункт ¦"4. Проекты федеральных законов по¦Пункт 4 ста-¦
¦ ¦20 ста-¦предметам совместного ведения, приня-¦тьи 26.3 из-¦
¦ ¦тьи 1¦тые Государственной Думой в первом¦ложить в сле-¦
¦ ¦(пункт ¦чтении, не позднее чем через пять дней¦дующей редак-¦
¦ ¦4 ста-¦после их принятия направляются в зако-¦ции: ¦
¦ ¦тьи ¦нодательные (представительные) и выс-¦"4. Проекты ¦
¦ ¦26.3) ¦шие исполнительные органы государст-¦федеральных ¦
¦ ¦ ¦веннной власти субъектов Российской¦законов по¦
¦ ¦ ¦Федерации, а также в Совет Федерации¦предметам со-¦
¦ ¦ ¦Федерального Собрания Российской Феде-¦вместного ве-¦
¦ ¦ ¦рации (далее - Совет Федерации). Ука-¦дения, приня-¦
¦ ¦ ¦занные законопроекты могут быть рас-¦тые Государс-¦
¦ ¦ ¦мотрены во втором чтении не ранее чем¦твенной Думой¦
¦ ¦ ¦через 30 дней после их принятия в пер-¦в первом чте-¦
¦ ¦ ¦вом чтении и рассматриваются в Совете¦нии, направ-¦
¦ ¦ ¦Федерации в порядке, предусмотренном¦ляются в ор-¦
¦ ¦ ¦статьей 105 Конституции Российской Фе-¦ганы государ-¦
¦ ¦ ¦дерации." ¦ственной вла-¦
¦ ¦ ¦ ¦сти субъектов¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерации для¦
¦ ¦ ¦ ¦представления¦
¦ ¦ ¦ ¦в Государст-¦
¦ ¦ ¦ ¦венную Думу в¦
¦ ¦ ¦ ¦тридцатиднев-¦
¦ ¦ ¦ ¦ный срок поп-¦
¦ ¦ ¦ ¦равок к ука-¦
¦ ¦ ¦ ¦занным зако-¦
¦ ¦ ¦ ¦нопроектам. ¦
¦ ¦ ¦ ¦До истечения¦
¦ ¦ ¦ ¦этого срока¦
¦ ¦ ¦ ¦рассмотрение ¦
¦ ¦ ¦ ¦указанных за-¦
¦ ¦ ¦ ¦конопроектов ¦
¦ ¦ ¦ ¦во втором¦
¦ ¦ ¦ ¦чтении не до-¦
¦ ¦ ¦ ¦пускается. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Уполномочен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ные предста-¦
¦ ¦ ¦ ¦вителм орга-¦
¦ ¦ ¦ ¦нов государс-¦
¦ ¦ ¦ ¦твенной влас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ти субъектов¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерации мо-¦
¦ ¦ ¦ ¦гут принимать¦
¦ ¦ ¦ ¦участие с¦
¦ ¦ ¦ ¦правом сове-¦
¦ ¦ ¦ ¦щательного ¦
¦ ¦ ¦ ¦голоса в ра-¦
¦ ¦ ¦ ¦боте над про-¦
¦ ¦ ¦ ¦ектами феде-¦
¦ ¦ ¦ ¦ральных зако-¦
¦ ¦ ¦ ¦нов по пред-¦
¦ ¦ ¦ ¦метам совмес-¦
¦ ¦ ¦ ¦тного ведения¦
¦ ¦ ¦ ¦в комитетах и¦
¦ ¦ ¦ ¦комиссиях Го-¦
¦ ¦ ¦ ¦сударственной¦
¦ ¦ ¦ ¦Думы и созда-¦
¦ ¦ ¦ ¦ваемых Госу-¦
¦ ¦ ¦ ¦дарственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦Думой и ее¦
¦ ¦ ¦ ¦комитетами и¦
¦ ¦ ¦ ¦комиссиями ¦
¦ ¦ ¦ ¦рабочих груп-¦
¦ ¦ ¦ ¦пах.". ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦20.¦Пункт ¦"4. В случае, предусмотренном подпунк-¦Абзац первый¦
¦ ¦20 ста-¦том "б" пункта 1 настоящей статьи, в¦пункта 4 ста-¦
¦ ¦тьи 1¦субъекте Российской Федерации на срок¦тьи 26.10 ис-¦
¦ ¦(пункт ¦до одного года по ходатайству Правите-¦ключить. ¦
¦ ¦4 ста-¦льства Российской Федерации и (или)¦ ¦
¦ ¦тьи ¦органов государственной власти субъек-¦ ¦
¦ ¦26.10) ¦та Российской Федерации решением Выс-¦ ¦
¦ ¦ ¦шего Арбитражного Суда Российской Фе-¦ ¦
¦ ¦ ¦дерации в соответствии с федеральным¦ ¦
¦ ¦ ¦законом вводится временная финансовая¦ ¦
¦ ¦ ¦администрация." ¦ ¦
+---+-------+--------------------------------------+-------------+
¦21.¦Пункт ¦ ¦Главу IV.2¦
¦ ¦20 ста-¦ ¦исключить ¦
¦ ¦тьи 1¦ ¦ ¦
¦ ¦(глава ¦ ¦ ¦
¦ ¦IV.2) ¦ ¦ ¦
L---+-------+--------------------------------------+--------------
ОБОСНОВАНИЕ ПОПРАВОК
к проекту федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации",
принятому в первом чтении Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации
Действующий Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ)
нуждается в совершенствовании так как недостаточно полно
регулирует проблемы взаимоотношений и компетенции органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
совместного ведения и межбюджетных отношений с органами
государственной власти Российской Федерации. Поэтому, признавая
обоснованность внесения данного проекта федерального закона,
Законодательное Собрание Краснодарского края считает необходимым
высказать ряд замечаний и предложений.
1. В пункте 2 новой редакции статьи 3 законопроекта
предусматривается двухмесячный срок для приведения нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с
вновь принятым федеральным законом.
Учитывая, что согласно конституции (уставам) большинства
субъектов Российской Федерации периодичность заседаний
законодательных (представительных) органов государственной власти
предусмотрена не реже одного раза в квартал, предлагаем указанный
выше срок увеличить до трех месяцев. Кроме того, слова "после
принятия" предлагаем заменить словами "после вступления в силу",
так как согласно статьям 105 и 107 Конституции Российской
Федерации между принятием и вступлением в силу федерального закона
может быть гораздо больший срок, чем два месяца, а принятый
Государственной Думой федеральный закон может вообще не вступить в
силу после отклонения Советом Федерации или Президентом Российской
Федерации.
2. В пункте 4 статьи 3 фраза об ответственности должностных
лиц субъектов Российской Федерации несет в себе неопределенность.
Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации
могут учреждаться такие должностные лица субъектов Российской
Федерации, как председатель конституционного (уставного) суда,
председатель контрольно-счетной палаты и другие, которые под сферу
действия Федерального закона N 184-ФЗ не подпадают.
Поэтому предлагается уточнить редакцию пункта 4 статьи 3
законопроекта, заменив слова "должностные лица субъектов
Российской Федерации" словами "должностные лица исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Поправки, предложенные к статье 4 действующего Федерального
закона, понижают статус законодательного (представительного)
органа государственной власти и ограничивают его
самостоятельность, гарантируемые статьей 10 Конституции Российской
Федерации, в части установления числа депутатов, работающих на
профессиональной постоянной основе, утверждения расходов на
обеспечение своей деятельности, определения правомочности
заседаний. Предложение закреплять эти положения в конституции
(уставе) субъектов Российской Федерации не соотносится с особым
статусом этого нормативного правового акта. Устав - это
конституционноподобный правовой акт, которым устанавливаются
экономические, социальные и финансовые основы жизнедеятельности
субъекта Российской Федерации, система органов государственной
власти и управления, административно-территориальное устройство,
организация местного самоуправления, а также ряд других вопросов,
отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению субъекта
Российской Федерации. Положения об определении правомочности
заседания законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации и числе
депутатов, работающих на постоянной основе, относятся к вопросам
внутренней организации и должны регулироваться иными нормативными
правовыми актами. Поэтому пункт 6 законопроекта предлагается
исключить.
4 - 5. Положения пункта 7 данного законопроекта
предусматривают исключение подпунктов "б" и "л" пункта 2 статьи 5
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", что по
существу означает исключение из ведения субъектов Российской
Федерации полномочий по установлению основ организации и
деятельности своих законодательных (представительных) органов
государственной власти и определению своего
административно-территориального устройства. В то время как в
соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76,
частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации установление
общих принципов организации системы органов государственной власти
и местного самоуправления осуществляется путем издания федеральных
законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации, а система органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливается субъектами Российской Федерации с учетом рамочного
регулирования данного вопроса на федеральном уровне
самостоятельно.
Необоснованно сужаются возможности законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по законодательному регулированию собственной
деятельности (исключается подпункт "б" пункта 2 статьи 5), а также
деятельности органов местного самоуправления (изменяется редакция
подпункта "в" пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ).
Многие субъекты Российской Федерации имеют специальные законы
о законодательном (представительном) органе государственной
власти, где на основании общих положений Федерального закона N
184-ФЗ, собственных конституций (уставов) более детально
регламентируется порядок организации и деятельности данных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключение
подпункта "б" пункта 2 статьи 5 лишает их такого права. Вместе с
тем этот вопрос не относится к общим принципам организации
законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, а право законодательного
(представительного) органа самостоятельно решать вопросы
организационного, правового, информационного,
материально-технического и финансового обеспечения заложено в
пункте 8 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ.
Право субъектов Российской Федерации принимать законы о
местном самоуправлении, в том числе регулирующие и деятельность
органов местного самоуправления, заложено в статье 5 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
На основании статьи 73 Конституции Российской Федерации вне
пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной власти. Согласно статье 71
Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации
находится территория Российской Федерации, но вопросы внутреннего
устройства субъектов Российской Федерации ни к статье 71, ни к
статье 72 Конституции Российской Федерации не отнесены. В этой
связи административно-территориальное устройство субъекта
Российской Федерации и порядок его изменения должны регулироваться
законодательством субъектов Российской Федерации.
6. Поправки к статье 13 Федерального закона N 184-ФЗ,
изложенные в пункте 13 законопроекта, фактически лишают
неприкосновенности депутатов законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
исключают само понятие неприкосновенности. Вместе с тем
неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий
деятельности депутата, позволяющая ему действовать, не опасаясь
незаконного преследования и привлечения к ответственности.
Неприкосновенностью в полном объеме обладают члены Совета
Федерации и депутаты Государственной Думы согласно статье 19
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации".
Ограниченная, но все же неприкосновенность, предусмотрена и
для депутата, члена выборного органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного самоуправления согласно
пункту 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым сохранить статью
о неприкосновенности депутата и изложить пункт 13 законопроекта в
следующей редакции:
"13. В статье 13:
в пункте 1 слова "без согласия законодательного
(представительного) органа государственной власти" заменить
словами "без согласия прокурора";
пункт 4 исключить;
пункт 5 считать пунктом 4.".
7. В пункте 15 законопроекта предлагается статью 17
Федерального закона N 184-ФЗ дополнить пунктом 4, дающим право
высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
практически самостоятельно утверждать структуру исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем она должна утверждаться законом субъекта Российской
Федерации.
Поэтому предлагается пункт 4 статьи 17 Федерального закона N
184-КЗ дополнить словами "и утверждается законом субъекта
Российской Федерации".
8. В пункте 16 законопроекта предлагается статью 18
Федерального закона N 184-ФЗ дополнить пунктом 9 о гарантиях прав
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с
указанием, что данные гарантии устанавливаются федеральными
законами. Однако никакими федеральными законами пока такие
гарантии не установлены. Поэтому предлагаем новую редакцию пункта
9 статьи 18 дополнить предложением следующего содержания: "До
принятия федеральных законов, устанавливающих такие гарантии прав
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации), применяются нормы о таких
гарантиях прав депутатов законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
установленные статьей 13 настоящего Федерального закона.".
9. Новая редакция абзаца второго пункта 8 статьи 19
Федерального закона N 184-ФЗ, предложенная в пункте 17
законопроекта, вступает в противоречие с абзацем первым этого
пункта, так как предусматривает во всех случаях прекращения
полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
назначение указом Президента Российской Федерации временно
исполняющего его обязанности. Вместе с тем пункт 1 статьи 19
Федерального закона N 184-ФЗ содержит 10 оснований досрочного
прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации, которые не исчерпываются только виновными
действиями или бездействием.
Кроме того, в абзаце первом пункта 8 статьи 19 Федерального
закона N 184-ФЗ содержится норма, что во всех случаях, когда
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может
исполнять свои обязанности, в том числе и при временном
отстранении его от должности указом Президента Российской
Федерации по мотивированному представлению Генерального прокурора
Российской Федерации, их временно исполняет должностное лицо,
установленное конституцией (уставом) или законом субъекта
Российской Федерации.
Поэтому предлагаем в новой редакции абзаца второго пункта 9
слова "В случае прекращения полномочий" заменить словами "В случае
отрешения от должности Президентом Российской Федерации в
соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона.".
10. Исключение пункта 1 из статьи 24 Федерального закона N
184-ФЗ (см. пункт 19 законопроекта) отстраняет представительные
(законодательные) органы государственной власти субъекта
Российской Федерации от управления субъектом Российской Федерации.
Их участие в формировании высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, в
утверждении или согласовании назначения на должность отдельных
должностных лиц высшего исполнительного органа государственной
власти, а также в согласовании назначения на должность
руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти является одной из форм деятельности
законодательных (представительных) органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, которые осуществляют власть от
имени народа субъекта Российской Федерации и поэтому должны быть
уверены, что высший исполнительный орган государственной власти,
отдельные его должностные лица и руководители территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти своей
деятельностью будут способствовать экономическому росту и
укреплению законности в субъекте Российской Федерации.
Пункт 19 предлагаем из законопроекта исключить.
11. В пункте 230 в статьях 26.2 и 26.3 проекта федерального
закона предусмотрено осуществление полномочий органами
государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам
ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного
ведения за счет средств своих бюджетов за исключением субвенций из
федерального бюджета. Бюджетным кодексом Российской Федерации к
финансовой помощи относятся как субвенции, так и субсидии, которые
входят в бюджет субъекта Российской Федерации, но не являются
собственным доходом субъекта Российской Федерации и выделяются из
федерального бюджета исключительно на федеральные и региональные
программы, а также в случаях, предусмотренных федеральными
законами. При нецелевом использовании субсидий и субвенций в
предусмотренные сроки и в случаях их нецелевого использования в
установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в
федеральный бюджет (статьи 41, 44, 78 Бюджетного кодекса
Российской Федерации). С учетом изложенного фраза "за исключением
субвенций из федерального бюджета" лишена правового смысла и
целесообразно ее исключить из статей 26.2 и 26.3 проекта
федерального закона.
12 - 17. В статье 26.3 целый ряд полномочий по вопросам
совместного ведения, которые должны будут осуществляться за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выходит за рамки
региональных задач. Речь идет, в первую очередь, о полномочиях,
изложенных в подпунктах 10, 13, 23 - 26, 29 пункта 2. Необходимо
их из данной статьи исключить, так как согласно статье 85
Бюджетного кодекса Российской Федерации эти расходы финансируются
совместно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации и бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с концепцией законопроекта все иные виды
полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации
принадлежат Российской Федерации. Это означает, что область
совместного ведения, закрепленная статьей 72 Конституции
Российской Федерации, переходит в исключительное ведение
Российской Федерации, остальные полномочия лишь дерегируются
субъектам Российской Федерации, что не согласуется с Конституцией
Российской Федерации.
Статья закрепляет полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данный
перечень нельзя назвать системным. Перечисленные полномочия
затрагивают различные сферы правоотношений и не имеют единого
основания для классификации. Полномочия касаются как общих
вопросов деятельности органов государственной власти, так и тех
вопросов, которые должны регулироваться отраслевым
законодательством. Кроме того, попытка создать исчерпывающий
перечень таких полномочий является нереальной, поскольку не может
охватить всех сфер, которые подлежат правовому регулированию.
Вместе с тем следует отметить, что в представленной редакции
пункта 4 статьи 26.3 в нарушение статьи 31 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, устанавливающей право органов
государственной власти определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов, предлагается ограничить принцип
самостоятельности бюджетов.
Поэтому предлагается внести изменения в статью, установив в
пункте 2 открытый перечень полномочий субъектов Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации: "42) другие вопросы в соответствии
с федеральными законами".
Пункт 4 статьи 26.3 изложить в следующей редакции:
"4. По вопросам, названным в пункте 2 настоящей статьи,
принимаются федеральные законы, определяющие общие принципы
правового регулирования по указанным вопросам. Не допускается
включение в эти законы положений, которыми определяются объем и
порядок осуществления расходов из бюджетов субъектов Российской
Федерации, необходимых для исполнения органами государственной
власти субъектов Российской Федерации соответствующих
полномочий.".
Данное дополнение представляется необходимым в целях
соблюдения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи
139, 140) об осуществлении контроля за целевым использованием
передаваемых финансовых средств.
Законами субъектов Российской Федерации в порядке,
установленном федеральным законом, регулирующим общие принципы
организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы
местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями субъектов Российской Федерации по
вопросам, предусмотренным подпунктами 3, 4, 6, 8 - 12, 15 - 22,
25, 26, 28 - 33 и 39 (в части, касающейся выравнивания бюджетной
обеспеченности поселений за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации) пункта 2 статьи 26.3, с передачей
необходимых материальных ресурсов и финансовых средств. Поэтому
органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с их компетенцией вправе издавать обязательные для
исполнения органов местного самоуправления правовые акты и
осуществлять контроль за исполнением переданных отдельных
государственных полномочий субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета и его
возврат при нецелевом использовании предусмотрен Бюджетным
кодексом Российской Федерации, в связи с чем пункт 8 статьи 26.3
предлагаем исключить.
18 - 19. В статье 26.4 законопроекта механизм участия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в
рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов по
предметам совместного ведения раскрыт недостаточно полно.
Предлагаем дополнить пункт 3 статьи 26.4 абзацем вторым
следующего содержания:
"В работе согласительной комиссии вправе принимать участие
депутаты Государственной Думы, уполномоченные представители
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
субъект права законодательной инициативы. Срок деятельности
согласительной комиссии не может быть более одного месяца со дня
принятия Государственной Думой решения о ее создании.".
Пункт 4 статьи 26.4 изложить в следующей редакции:
"4. Проекты федеральных законов по предметам совместного
ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении,
направляются в органы государственной власти субъектов Российской
Федерации для представления в Государственную Думу в
тридцатидневный срок поправок к указанным законопроектам. До
истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во
втором чтении не допускается.
Уполномоченные представители органов государственной власти
субъектов Российской Федерации могут принимать участие с правом
совещательного голоса в работе над проектами федеральных законов
по предметам совместного ведения в комитетах и комиссиях
Государственной Думы и создаваемых Государственной Думой и ее
комитетами и комиссиями рабочих группах;".
20. Пункт 4 статьи 26.10 законопроекта предусматривает
возможность введения временной финансовой администрации в субъекте
Российской Федерации на срок до одного года по ходатайству
Правительства Российской Федерации и (или) органов государственной
власти субъекта Российской Федерации решением Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В настоящее время в законодательстве отсутствует какая-либо
регламентация понятия "временная финансовая администрация". В этой
связи вызывает сомнение правовая природа данной дефиниции.
Согласно статье 10 Федерального конституционного закона "Об
арбитражных судах в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации осуществляет полномочия, предоставленные ему
Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным
конституционным законом и другими федеральными конституционными
законами.
Таким образом, поскольку вышеуказанным Федеральным
конституционным законом среди полномочий Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации не установлена обязанность введения временной
финансовой администрации, установление данного полномочия
возможно лишь путем принятия федерального конституционного закона.
При этом законопроект не содержит информации относительно состава
временной финансовой администрации и предусматривает открытый
перечень ее полномочий без указания на то, кем и в каком объеме
устанавливаются данные полномочия.
Предлагается пункт 4 из статьи 26.10 исключить.
21. Главу IV.2 предлагаем исключить.
Вопросы, регламентированные в главе IV.2 проекта федерального
закона, в настоящее время урегулированы Гражданским кодексом
Российской Федерации (право государственной собственности,
приватизация государственного имущества), Бюджетным кодексом
Российской Федерации (бюджеты субъектов Российской Федерации,
расходы и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации,
исполнение бюджетов и так далее). При этом следует отметить, что
согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
основания возникновения и порядок осуществления права
собственности регулируются непосредственно гражданским
законодательством. А в соответствии со статьей 2 Бюджетного
кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты,
предусмотренные частью первой данной статьи, не могут
противоречить данному Кодексу. В случае противоречия между
Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами применяется Бюджетный кодекс Российской
Федерации. В этой связи до принятия представленного законопроекта
(а не наоборот) необходимо внести соответствующие изменения в
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Более того, на основании
статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 4) вне пределов
ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края,
области города федерального значения, автономная область и
автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В этой
связи, принимая во внимание статьи 71 и 72 Конституции Российской
Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации регулирует лишь
общие вопросы, касающиеся бюджетов субъектов Российской Федерации,
а непосредственное регулирование данной сферы должно
осуществляться региональным законодательством. Кроме того,
включение в законопроект положений относительно бюджета субъектов
Российской Федерации, управления государственным имуществом
субъекта Российской Федерации выходит за рамки обозначенного в
названии законопроекта предмета правового регулирования: общие
принципы организации законодательных и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
|