ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2003 г. N 94-П
О ЗАПРОСЕ ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ С.Н. ЯРЫШЕВА О НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО
ОБЩЕСТВА "НОВОРОСЛЕСЭКСПОРТ" В ЧАСТИ ФИНАНСОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ И ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
Рассмотрев обращение депутата Законодательного Собрания
Краснодарского края С.Н. Ярышева, Законодательное Собрание
Краснодарского края постановляет:
1. Согласно статье 11 Закона Краснодарского края "О статусе
депутата Законодательного Собрания Краснодарского края" признать
обращение депутата С.Н. Ярышева о необходимости проведения
проверки соблюдения законодательства Российской Федерации открытым
акционерным обществом "Новорослесэкспорт" в части финансовых
операций и операций с ценными бумагами депутатским запросом.
2. Направить запрос депутата Законодательного Собрания
Краснодарского края С.Н. Ярышева в прокуратуру Краснодарского
края.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПУТАТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2002 - 2007
25 февраля 2003 г. N 3-СН
Секретариат сессии
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В ходе реализации моих депутатских полномочий неоднократно
звучали высказывания о негативной обстановке, складывающейся на
предприятии - ОАО "Новорослесэкспорт" (Лесной порт), г.
Новороссийск.
Контрольный пакет акций (51%) предприятия был скуплен в 1998
году московской компанией. На этот момент государство владело
частью акций порта. В 2001 году основной владелец акций (Богачев
Н.В.) вошел своим пакетом в холдинг "Керрия" (Кипр) и передал
фактическое управление портом кипрской стороне, непосредственно
управляющему холдингом г-ну Христандосу Хаджаянису. В состав
холдинга входят, кроме порта, такие предприятия как Маклаковский
ЛДК (Красноярский край), "Красный Октябрь" (Пермь). Начиная с
этого времени, кипрской стороной была докуплена часть акций у
физических лиц, а также государственный пакет акций, после того
как порт был выведен из объектов стратегического назначения,
несмотря на то, что 28 и 29 причалы находятся в мобилизационном
плане. В настоящее время холдинг владеет примерно 91% акций порта.
За это время в порту постоянно меняются генеральные директора.
Так, с лета 2001 года в порту уже пятый генеральный директор -
23-летний менеджер, присланный из Москвы, Евгений Чудновский,
который никогда ранее не работал на производственных предприятиях,
только год назад окончил институт и работал менеджером в
Московском представительстве лесного порта в Москве (фактически в
Керрии). Одним из генеральных директоров в прошлом году назначался
иностранец - Филлип Лейсли (Англия). Сначала, где-то на 2 месяца
весной (из-за отсутствия разрешения на работу в России) его
вынуждены были снять с занимаемой должности до урегулирования
данной проблемы, а вторично он был назначен в августе 2002 года.
Но уже в октябре, из-за разногласий с управляющим холдинга
Хаджаянисом (о правомерности подписания договора на кредитование
дочерней компании "Новоиталлес"), г-н Лейсли обратился в Совет
директоров с просьбой освободить его от занимаемой должности. Он
считал ведение бизнеса подобными способами не честным, о чем и
написал в своем письме членам Совета директоров (письмо
прилагается). После него был прислан работник представительства А.
Чувыкин, который по тем же причинам ушел в конце декабря 2002
года. Кроме этого, убираются русские менеджеры, которые пытались
отстаивать интересы предприятия.
В настоящее время положение тяжелое. Состояние техники очень
плохое. Если раньше в смену выходило не менее 18 погрузчиков, то
сейчас не более 14. Обновление техники за эти годы не
производилось. Краны, автопогрузчики и технологический транспорт
находятся на грани остановки. Не производятся капитальные ремонты,
техника имеет износ до 80%. Главным инженером назначен киприот
Трифон Василиу, который до этого работал на Кипре заправщиком в
аэропорту.
В очень плохом состоянии находятся причалы порта, срок
эксплуатации которых уже закончился. Однако никаких ремонтных и
восстановительных работ в порту за все это время не производилось.
Зато каким-то странным образом в прошлом году был подписан договор
аренды с МАП на 25 лет. Из 6 причалов (28, 28А, 29, 30, 31, 31А)
причал 28 находится в разваленном состоянии, так как во время
строительства 28А был практически уничтожен и до сих пор не
восстановлен. Причал 30 из-за аварийного состояния выведен еще в
октябре 2002 года из эксплуатации, и 1 марта по этой же причине
должен был выведен из эксплуатации и причал 29. Несмотря на что,
что 28А - новый причал, но из-за того, что не были продолжены
строительные работы, и он постоянно подвергается воздействию
штормов, он тоже требует проведения профилактических ремонтных
работ. Уже в ближайшее время вывод причалов скажется на объемах
перевалки, произойдет затаривание порта, что повлечет штрафные
санкции от клиентов и убытки порта.
Кроме того, в плохом состоянии находятся территория
порта, склады и другие здания. За последние годы ничего, кроме
контейнерной площадки, построено не было, идет только снос зданий
без наличия утвержденного плана реконструкции порта. Директором по
строительству и реконструкции порта назначен киприот Андреас
Леммис, который ранее был преподавателем в колледже на Кипре.
Выполняемые под его руководством работы по стоимости превышают
самые допустимые границы, акты выполненных работ не оформляются
или оформляются неправильно. Все работы оформляются как ремонт -
для отнесения их на себестоимость, хотя работы явно должны
относиться за счет капитальных вложений.
Вместо того, чтобы улучшить состояние порта, денежные средства
выводятся из порта на вышеназванные предприятия, входящие в
холдинг. В основном через свою компанию "Алиша" за счет снижения
ставок на перевалку. Недополученная сумма может достигать 2 млн.
долларов в год. В этом году правопреемником этой компании будет
"Орбит". Постоянно в порту очень большая дебиторская
задолженность, сроки оплаты превышают положенные 90 суток при
расчетах с нерезидентом.
В августе 2001 года в "Маклаковский ЛДК" по решению Совета
директоров был перечислен кредит на сумму 30 млн. рублей
(эквивалент 1 млн. долларов) без какого-либо залога, процентов за
пользование и штрафных санкций сроком на 1 год. До сих пор кредит
порту не возвращен. Только в октябре 2002 года было принято
решение о пролонгации договора еще на год. Есть мнение, что данные
средства никто не собирается возвращать в порт.
На "Красный Октябрь" было отдано оборудование с оплатой через
несколько лет, предприятие имеет большую задолженность перед
портом, но также не собирается возвращать долги.
Продаются акции дочерних предприятий кипрским компаниям. Так,
были проданы по решению Совета директоров с рассрочкой платежа на
3 года летом 2002 года акции "Краспромлес" (станица Васюринская)
иностранной компании. В декабре 2002 года проданы уже без решения
Совета директоров акции дочернего предприятия "Новоиталлес" по
явно заниженной цене (смотри приложение), при этом договор от
кипрской компании - покупателя подписан членом Совета директоров
лично Хаджаянисом, и вновь с рассрочкой на год. Хотя все сделки с
нерезидентами согласно валютного законодательства должны
осуществляться в течение 90 суток. Подобные договоры составляются
с явными нарушениями, идет попытка вывести как можно больше
активов порта на другие предприятия холдинга.
В августе прошлого года, после наводнения в порту, страховая
компания "Русский мир", г. Санкт - Петербург, должна была
выплатить страховое возмещение. Реальной суммы страхового
возмещения в порту никто не знает, так как данным вопросом
занимается опять-таки лично Хаджаянис. Учитывая уменьшение
стоимости застрахованного имущества, эта сумма должна составить до
3 млн. долларов. Однако в конце 2002 года Советом директоров
принимается решение о переуступке прав требования страхового
возмещения "Маклаковскому ЛДК", который должен выплатить порту
всего 700 тыс. долларов, о чем составляется договор и
подписывается Чудновским Е. Несмотря на наличие огромной
дебиторской задолженности комбината перед портом, 700 тысяч были
сразу же переведены в другой порт. Реальная страховая сумма уйдет
в Красноярский край, где затем будет выведена на Кипр. Разница
составляет более 2 млн. долларов. Это только несколько примеров.
В настоящее время идет подготовка к выделению из состава порта
4 районов с так называемой контейнерной площадкой и с причалом
28А, к которому она примыкает. Уже сейчас ведется работа по
установлению границ данных участков. Только на данный объект
расходуются средства порта и взятый во Внешторгбанке кредит 3
млн. долларов. Имеются планы:
- сосредоточить всю более - менее новую технику, в том числе и
кран "Либхер";
- отделить причал с площадкой и веткой железной дороги забором
от остальных причалов (при этом никто не задумывается, что будет
закрыт сквозной проезд на причалы, а это нельзя по противопожарным
требованиям), захватив половину площадки причальной территории,
для чего планируется снести диспетчерскую на причале и железный,
капитальной постройки, склад;
- соединить 4 район отдельной веткой железнодорожного пути и
контейнерной площадкой;
- продать данную часть порта киприотам.
Необходимо при этом отметить, что такие планы приведут к
полной остановке оставшейся части порта, так как в порту останутся
разбитая техника и причалы, на ремонт которых потребуется
несколько лет, все долги, социальные вопросы и отсутствие
специалистов, способных наладить работу.
Все вышеизложенное вызывает большие сомнения в том, что
кипрские компании соблюдают законодательство Российской Федерации.
Но нет никаких сомнений, что интересы России игнорируются.
Прошу Вас считать данное обращение депутатским запросом и
направить его в прокуратуру Краснодарского края с требованием:
проверить ОАО "Новорослесэкспорт" на предмет соблюдения
законодательства Российской Федерации в части финансово - валютных
операций с ценными бумагами.
Заместитель председателя комитета
по вопросам ТЭК, транспорта и связи
Законодательного Собрания Краснодарского края
С.Н.ЯРЫШЕВ
|