ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2002 г. N 1698-П
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Краснодарского края
"Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском
крае", внесенный комитетом Законодательного Собрания
Краснодарского края по агропромышленной политике, землепользованию
и землеустройству (прилагается).
2. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по
агропромышленной политике, землепользованию и землеустройству
обобщить предложения, замечания субъектов права законодательной
инициативы, с учетом поступивших поправок доработать указанный
законопроект и внести его на рассмотрение Законодательного
Собрания Краснодарского края во втором чтении.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по
агропромышленной политике, землепользованию и землеустройству.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Краснодарского края
от 9 октября 2002 г. N 1698-П
Вносится
комитетом Законодательного Собрания
Краснодарского края по агропромышленной
политике, землепользованию и землеустройству
Проект
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Земли Краснодарского края являются уникальными и наиболее
ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности
его жителей и должны гарантированно использоваться в интересах
населения Краснодарского края.
Целью настоящего Закона является реализация полномочий
Краснодарского края как субъекта Российской Федерации в области
земельных отношений, установленных Конституцией Российской
Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными
федеральными законами.
Приоритетными направлениями земельной политики Краснодарского
края являются:
обеспечение государственного регулирования земельных отношений
в целях сохранения особо ценных земель, земель
сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых
природных территорий;
реализация прав жителей Краснодарского края на землю;
сочетание интересов Краснодарского края, муниципальных
образований Краснодарского края и иных участников земельных
отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных
отношений;
сохранение земель сельскохозяйственного назначения как
основного средства производства в агропромышленном комплексе;
использование земель способами, обеспечивающими сохранение
экологических систем;
сохранение традиционных форм казачьего землепользования.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Земельное законодательство Краснодарского края
Земельное законодательство Краснодарского края состоит из
настоящего Закона и иных законов Краснодарского края, принимаемых
в соответствии с федеральным законодательством.
Настоящий Закон является основой для других законов и иных
нормативных правовых актов Краснодарского края, содержащих нормы
земельного права. Высший исполнительный орган государственной
власти Краснодарского края и органы исполнительной власти
Краснодарского края в пределах своих полномочий вправе издавать
правовые акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение земельного законодательства
Российской Федерации и земельного законодательства Краснодарского
края органы местного самоуправления в пределах своих полномочий
вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В случае противоречия правовых актов органов государственной
власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в
Краснодарском крае, содержащих нормы земельного права, настоящему
Закону применяются положения настоящего Закона.
Статья 2. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной
категории в другую
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в
другую осуществляются:
высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края - в отношении земель, находящихся в
государственной собственности Краснодарского края, и земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и
частной собственности;
органами местного самоуправления - в отношении земель,
находящихся в муниципальной и частной собственности, за
исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 3. Полномочия законодательного (представительного)
органа государственной власти Краснодарского края в области
земельных отношений
Законодательный (представительный) орган государственной
власти Краснодарского края:
принимает законы Краснодарского края в области земельных
отношений;
устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения
землями, находящимися в государственной собственности
Краснодарского края;
утверждает краевые программы по рациональному использованию и
мониторингу земель, повышению плодородия почв, охране и учету
земельных ресурсов Краснодарского края;
осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством
Краснодарского края.
Статья 4. Полномочия высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края в области земельных
отношений
Высший исполнительный орган государственной власти
Краснодарского края:
управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в
государственной собственности Краснодарского края;
переводит земли из одной категории в другую в установленном
порядке;
устанавливает и прекращает публичные сервитуты в
государственных интересах Краснодарского края;
резервирует земельные участки для государственных нужд
Краснодарского края;
принимает решение об изъятии земельных участков для
государственных нужд Краснодарского края, в том числе путем
выкупа, в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации и настоящим Законом;
принимает решение о реквизиции земельных участков;
устанавливает виды земель особо охраняемых территорий в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Краснодарского края;
утверждает перечень особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается
для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством;
устанавливает порядок предоставления земельных участков,
находящихся в государственной собственности Краснодарского края,
для целей, не связанных со строительством;
устанавливает порядок использования отдельных видов земель
промышленности и иного специального назначения, а также
установления зон с особыми условиями использования земель данной
категории в отношении земель, находящихся в государственной
собственности Краснодарского края;
устанавливает порядок определения размера арендной платы,
порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли,
находящиеся в государственной собственности Краснодарского края;
устанавливает категории работников организаций отдельных
отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов,
и условия их предоставления;
утверждает перечень средств массовой информации, в которых
осуществляется обязательная публикация сообщений по вопросам,
связанным с реализацией прав и обязанностей участников земельных
отношений;
определяет специально уполномоченный орган исполнительной
власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными
ресурсами, находящимися в государственной собственности
Краснодарского края;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Статья 5. Полномочия специально уполномоченного органа
исполнительной власти Краснодарского края по управлению и
распоряжению земельными ресурсами
Специально уполномоченный орган исполнительной власти
Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными
ресурсами, находящимися в государственной собственности
Краснодарского края (далее - уполномоченный орган), в пределах
полномочий, установленных высшим исполнительным органом
государственной власти Краснодарского края:
осуществляет от имени Краснодарского края юридические действия
по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского
края в области управления и распоряжения земельными ресурсами;
участвует в разработке и выполнении краевых программ по
рациональному использованию и мониторингу земель, повышению
плодородия почв, охране и учету земельных ресурсов Краснодарского
края;
осуществляет функции по приватизации земельных участков,
переоформлению прав на земельные участки, выкупу земельных
участков для государственных нужд Краснодарского края и выступает
арендодателем земельных участков;
осуществляет организацию и проведение торгов (аукционов,
конкурсов) по продаже земельных участков или права их аренды;
заключает договоры купли - продажи, безвозмездного срочного
пользования и аренды земельных участков;
контролирует перечисление в краевой бюджет средств от продажи
и аренды земельных участков, а также от продажи права аренды
земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах);
контролирует проведение работ по выбору и формированию
земельных участков для принятия решения о их предоставлении;
устанавливает порядок принятия и рассмотрения заявлений
граждан и юридических лиц о приобретении прав на земельные участки
из земель, находящихся в государственной собственности
Краснодарского края;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в
Краснодарском крае в области земельных отношений
Органы местного самоуправления в Краснодарском крае:
управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в
муниципальной собственности;
переводят земли из одной категории в другую в установленном
порядке;
устанавливают и прекращают публичные сервитуты в общественных
интересах;
резервируют земельные участки для муниципальных нужд;
устанавливают порядок предоставления гражданам земельных
участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не
связанных со строительством;
устанавливают порядок определения размера арендной платы,
порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли,
находящиеся в муниципальной собственности;
обеспечивают выбор и формирование земельных участков из
земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности;
устанавливают порядок проведения муниципального земельного
контроля и осуществляют его;
утверждают результаты кадастровой оценки земель по первичным
объектам оценки по представлению территориальных органов
федерального органа исполнительной власти по управлению земельными
ресурсами;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Глава II. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ, РЕЗЕРВИРОВАНИЕ, ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ
И ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
Статья 7. Права на земельные участки, предоставляемые
гражданам и юридическим лицам
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, предоставляются гражданам и
юридическим лицам в собственность или аренду, а также в случаях,
предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации,
юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование,
гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное
пользование.
Права на незастроенные земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, приобретаются
исключительно на торгах (аукционах, конкурсах):
гражданами, не проживающими постоянно на территории
Краснодарского края;
юридическими лицами, зарегистрированными за пределами
Краснодарского края, за исключением органов государственной власти
и местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждений, которым земельные участки предоставляются на праве
постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 8. Предоставление земельных участков для строительства
из земель, находящихся в государственной собственности
Краснодарского края или муниципальной собственности
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных
участков, находящихся в государственной собственности
Краснодарского края или муниципальной собственности,
осуществляется соответственно на основании решения высшего
исполнительного органа государственной власти Краснодарского края
или органа местного самоуправления.
Предоставление земельных участков для строительства в
собственность без предварительного согласования мест размещения
объектов осуществляется исключительно на торгах (аукционах,
конкурсах).
Предоставление земельных участков для строительства в аренду
осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах), за исключением
случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и
настоящим Законом. При условии предварительной и заблаговременной
публикации сообщения в средствах массовой информации о наличии
предлагаемых для такой передачи земельных участков в аренду
допускается передача земельных участков в аренду без проведения
торгов (аукционов, конкурсов) в случае, если имеется только одно
заявление гражданина или юридического лица, заинтересованного в
предоставлении земельного участка для строительства.
Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется
публикация сообщений о проведении торгов (аукционов, конкурсов) и
(или) приеме заявлений о предоставлении земельных участков без
проведения торгов (аукционов, конкурсов), утверждается высшим
исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на
бесплатное предоставление земельных участков в собственность для
индивидуального жилищного строительства, производится
соответственно решением высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края или органа местного
самоуправления без проведения торгов (аукционов, конкурсов).
Выбор земельных участков и проведение работ по формированию
земельных участков для строительства из земель, находящихся в
государственной собственности Краснодарского края, осуществляется
в порядке, установленном уполномоченным органом в соответствии с
законодательством.
Уполномоченный орган или органы местного самоуправления при
проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам
земельных участков для строительства или права их аренды для этой
цели вправе устанавливать следующие требования:
возмещение убытков и иных затрат на снос объектов
недвижимости, переселение жителей, перенос сооружений и
коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования,
находящихся на земельном участке;
строительство объектов инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур;
соблюдение сроков строительства объектов недвижимости;
благоустройство территорий общего пользования;
иные требования.
Указанные требования сохраняются в случае перехода прав на
земельный участок к другому лицу. Переход права пользования
земельным участком, находящимся в государственной собственности
Краснодарского края или муниципальной собственности, оформляется
соответственно на основании решения уполномоченного органа или
органа местного самоуправления.
В случае неиспользования земельного участка, предоставленного
для строительства, в течение трех лет права на него могут быть
прекращены в порядке, установленном законодательством.
Статья 9. Предоставление земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, гражданам для выпаса скота и
сенокошения
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
могут предоставляться в порядке, установленном Земельным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" и настоящим Законом, гражданам
для выпаса скота и сенокошения.
Земельные участки для выпаса скота и сенокошения
предоставляются гражданам в краткосрочную аренду (до трех лет) без
права выкупа.
Земельные участки для указанных целей предоставляются из
земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи
населенных пунктов.
Информация о земельных участках, расположенных на территории
муниципального образования и предлагаемых для предоставления
гражданам на определенных условиях, публикуется в установленный
срок в средствах массовой информации, определенных перечнем,
утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края.
На земельных участках, предоставленных для целей, указанных в
настоящей статье, разрешается размещение временных сооружений,
необходимых для осуществления разрешенной деятельности (загонов,
хозяйственных построек временного типа и других). При прекращении
прав на указанные земельные участки возведенные на них временные
постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет
без возмещения стоимости строений.
Порядок предоставления земельных участков из земель,
находящихся в государственной собственности Краснодарского края,
гражданам для выпаса скота и сенокошения устанавливается высшим
исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Статья 10. Выкуп земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, собственниками
расположенных на них зданий, строений, сооружений
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания,
строения, сооружения, расположенные на земельных участках,
находящихся в государственной или муниципальной собственности,
имеют право на приватизацию этих земельных участков, за
исключением случаев, установленных законодательством.
Границы и размеры выкупаемых земельных участков определяются с
учетом фактически используемой площади и расположения объектов
недвижимости, находящихся в собственности заявителя, в
соответствии с требованиями земельного и градостроительного
законодательства.
При продаже в соответствии с правилами, установленными статьей
36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности,
собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений
устанавливается следующая стоимость таких земельных участков:
в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки
земельного налога за единицу площади земельного участка;
в иных муниципальных образованиях Краснодарского края - в
десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади
земельного участка.
Статья 11. Обязательность получения документов о правах на
земельные участки
Права на земельные участки, предоставленные гражданам и
юридическим лицам, удостоверяются документами, предусмотренными
законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и земельным законодательством.
В решении о предоставлении земельного участка указывается
предельный срок, в течение которого лицо, получившее земельный
участок, должно обратиться в учреждение юстиции, осуществляющее
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, для государственной регистрации права на земельный участок.
В пределах установленного срока указанное лицо обязано уведомить
орган, принявший решение о предоставлении земельного участка, о
факте обращения в учреждение юстиции, осуществляющее
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, путем направления копии расписки в получении документов,
необходимых для осуществления государственной регистрации права. В
случае невыполнения вышеназванных требований по истечении
установленного срока решение о предоставлении земельного участка
подлежит отмене.
При предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное
пользование или в аренду на срок менее одного года в решении о
предоставлении земельного участка указывается предельный срок, в
течение которого необходимо заключить соответствующий договор. В
случае незаключения соответствующего договора в установленный срок
решение о предоставлении земельного участка подлежит отмене.
Статья 12. Нормы предоставления земельных участков гражданам
Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных
участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности,
составляют:
для ведения садоводства - от 600 квадратных метров до 1000
квадратных метров;
для ведения животноводства - от 1000 квадратных метров до 2000
квадратных метров;
для ведения коллективного огородничества - от 600 квадратных
метров до 1500 квадратных метров.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных
участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, для
ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного
строительства устанавливаются нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.
Статья 13. Деление земельных участков
Если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации, при совершении сделок с земельными участками, а также в
иных случаях, при которых происходит их деление, не допускается
выдел в натуре земельных участков, площадь которых менее:
300 квадратных метров, при ширине участка не менее 8 метров, -
для земельных участков, предоставленных для индивидуального
жилищного строительства и садоводства;
500 квадратных метров, при ширине участка не менее 12 метров,
- для земельных участков, предоставленных для ведения личного
подсобного хозяйства.
Статья 14. Льготы при предоставлении земельных участков в
собственность отдельным категориям граждан
Предоставление земельных участков в собственность граждан
бесплатно на территории Краснодарского края осуществляется:
а) в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской
Федерации, иными федеральными законами;
б) в соответствии с настоящим Законом для ведения личного
подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или
садоводства (по выбору гражданина) следующим категориям граждан,
постоянно проживающим на территории Краснодарского края:
гражданам, имеющим трех и более детей;
инвалидам второй и третьей групп;
ветеранам труда и труженикам тыла;
участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на
которых законодательством распространены социальные гарантии и
льготы участников Великой Отечественной войны;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
спортсменам - призерам Олимпийских игр, чемпионатов мира и
Европы;
гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел, при
наличии стажа работы в указанных органах не менее 15 лет;
государственным и муниципальным служащим при наличии стажа
государственной или муниципальной службы не менее 15 лет;
гражданам - собственникам жилых зданий и строений, приобретшим
их, в том числе в порядке наследования, у детей, супругов,
родителей, родных братьев и сестер, в случаях, если указанные
жилые здания и строения расположены на земельных участках, которые
находились в фактическом пользовании лиц, совершивших их
отчуждение, до вступления в законную силу Закона СССР "О
собственности в СССР".
Граждане, указанные в пункте "б" настоящей статьи, имеют право
приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Статья 15. Резервирование земель
Резервирование земельных участков для государственных или
муниципальных нужд может осуществляться соответственно высшим
исполнительным органом государственной власти Краснодарского
края или органами местного самоуправления в Краснодарском крае на
основании утвержденной градостроительной и землеустроительной
документации.
В решении о резервировании земель должны быть указаны цели и
сроки резервирования земельных участков, общая площадь и категории
земель. В случае резервирования ранее предоставленных земельных
участков указываются собственники земельных участков,
землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков,
обладатели сервитутов.
При резервировании земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности и свободных от
прав граждан и юридических лиц, указанные земельные участки могут
быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срок
резервирования, для размещения временных объектов или целей, не
связанных со строительством, в соответствии с категорией и
разрешенным использованием земельных участков.
Статья 16. Изъятие земельных участков для государственных нужд
Краснодарского края и муниципальных нужд
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для
государственных нужд Краснодарского края и муниципальных нужд
осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных Земельным
кодексом Российской Федерации, а из земель, находящихся в
государственной собственности Краснодарского края или в
муниципальной собственности, также для:
выполнения обязательств Краснодарского края, в том числе
международных, связанных с созданием, реконструкцией, расширением
зданий, строений, сооружений и их комплексов независимо от форм
собственности, осуществляемыми за счет полного или частичного
финансирования из средств краевого бюджета;
обеспечения площадей, необходимых для лесоразведения и
лесовосстановления;
образования особо охраняемых природных территорий краевого
значения.
Условием изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков
для государственных нужд Краснодарского края или муниципальных
нужд является соблюдение ограничений, установленных Земельным
кодексом Российской Федерации для отдельных категорий земель.
Изъятие земельных участков для государственных нужд
Краснодарского края осуществляется на основании решения высшего
исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В решении об изъятии земельных участков для государственных
нужд Краснодарского края и муниципальных нужд должны быть указаны
цели изъятия земельных участков, общая площадь, категории
земельных участков, собственники земельных участков,
землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков,
обладатели сервитутов.
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ИЗЪЯТИЯ И ОБОРОТА
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 17. Использование и охрана земель сельскохозяйственного
назначения
Земли сельскохозяйственного назначения используются
исключительно в соответствии с целевым назначением для ведения
сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений,
научно - исследовательских, учебных и иных целей, связанных с
производством сельскохозяйственной продукции.
Основу охраны земель сельскохозяйственного назначения
составляет система правовых, организационных, экономических и
других мероприятий, направленных на охрану и рациональное
использование земель, сохранение и повышение плодородия почв,
недопущение необоснованного изъятия земель из
сельскохозяйственного оборота, защиту земель от вредных
воздействий, а также на восстановление продуктивности земель.
Статья 18. Сохранение площадей особо ценных
сельскохозяйственных угодий
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья,
кадастровая стоимость которых превышает среднерайонную кадастровую
стоимость сельскохозяйственных угодий более чем на 60 процентов,
подлежат включению в перечень земель, использование которых для
других целей не допускается.
Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пашен,
земель, используемых в товарном цветоводстве, занятых ценными
многолетними насаждениями (садами, виноградниками,
субтропическими, орехоплодными, эфирно - масличными культурами,
посадками чая, лавра) и перевод их в менее ценные
сельскохозяйственные угодья, за исключением земель, находящихся в
федеральной собственности, производится в исключительных случаях
по решению высшего исполнительного органа государственной власти
Краснодарского края.
Статья 19. Фонд перераспределения земель Краснодарского края
Фонд перераспределения земель Краснодарского края находится в
государственной собственности Краснодарского края и используется в
целях сельскохозяйственного производства.
Порядок формирования фонда перераспределения земель
Краснодарского края и особенности его использования
устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации и
настоящим Законом.
Земельные участки фонда перераспределения земель
Краснодарского края могут включаться в состав войскового казачьего
земельного фонда с последующим предоставлением в аренду казачьим
обществам в порядке, устанавливаемом земельным законодательством
Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 20. Войсковой казачий земельный фонд
Войсковой казачий земельный фонд формируется высшим
исполнительным органом государственной власти Краснодарского края
по ходатайствам казачьих обществ с учетом предложений органов
исполнительной власти Краснодарского края и органов местного
самоуправления в Краснодарском крае.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения из земель
войскового казачьего земельного фонда должны использоваться
исключительно в целях сельскохозяйственного производства.
Статья 21. Регулирование оборота земель сельскохозяйственного
назначения
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется
Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения", нормативными правовыми актами Российской Федерации,
настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами
Краснодарского края.
Приватизация и предоставление в собственность земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, за исключением
земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального
жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного
хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также
занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется через
49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи.
Статья 22. Минимальные размеры земельных участков, формируемых
из земель сельскохозяйственного назначения
Минимальные размеры земельных участков, формируемых из земель
сельскохозяйственного назначения и необходимых для осуществления
эффективного и высокотехнологичного сельскохозяйственного
производства с учетом целей их предполагаемого (разрешенного)
использования, составляют:
для получения сельскохозяйственной продукции на открытых
грунтах - 300 гектаров;
для получения сельскохозяйственной продукции на закрытых
грунтах в теплицах и оранжереях - 1 гектар.
При формировании земельного участка должно быть обеспечено
соблюдение следующих требований законодательства Российской
Федерации о землеустройстве:
пригодность земель для предполагаемого (разрешенного)
использования;
недопущение создания недостатков в землепользовании
(вклинивание, чересполосица, дальноземелье);
соблюдение условий выхода на дороги общего пользования для
формируемых и существующих земельных участков.
Размеры и границы земельных участков, выделяемых в счет долей
в праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения из состава искусственно орошаемых
сельскохозяйственных угодий, устанавливаются равными размерам и
границам землепользования единой оросительной сети. Собственники
указанных земельных участков обязаны участвовать в мероприятиях по
содержанию единой оросительной системы в пригодном для
использования техническом состоянии на основании договоров об
использовании единой оросительной системы, заключаемых с
собственником системы.
Выдел земельных участков в счет долей в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения специализированных хозяйств (племенных,
семеноводческих, плодоводческих, виноградарских, овощеводческих,
рисоводческих, чаеводческих, цветоводческих и других)
осуществляется с соблюдением требований по сохранению
специализации и объемов производства продукции.
Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные
настоящей статьей, не применяются к земельным участкам из земель
сельскохозяйственного назначения:
ограниченным со всех сторон землями других категорий и площадь
которых меньше минимальных размеров;
сформированным из земель фонда перераспределения земель
Краснодарского края или в счет земельных долей до вступления силу
настоящей статьи;
предоставленным для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства до вступления в силу настоящей статьи.
Статья 23. Размер общей площади земельных участков
сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного
административно - территориального образования Краснодарского края
и находящихся в собственности определенного круга лиц
Максимальный размер общей площади земельных участков
сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории
одного административно - территориального образования
Краснодарского края и находятся одновременно в собственности
гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в
которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право
распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов,
приходящихся на акции (вклады, доли, паевые взносы), составляющие
уставные (складочные) капиталы, паевые фонды данных юридических
лиц, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных
угодий в границах одного административно - территориального
образования Краснодарского края.
Статья 24. Обязанность лица произвести отчуждение земельного
участка или доли в праве общей собственности на земельный участок
из земель сельскохозяйственного назначения
В случаях, если в собственности лица по основаниям,
допускаемым законом, оказались земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения и это влечет за собой нарушение требований статей 3 и 4
Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения", статей 22 и 23 настоящего Закона, такие земельный
участок или доля должны быть отчуждены собственником.
Отчуждение земельного участка или доли в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения, приобретенных до вступления в силу указанного
Федерального закона, за исключением случаев, установленных статьей
22 настоящего Закона, должно быть осуществлено в течение года со
дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Земельные участки или доли в праве общей собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,
приобретенные после вступления в силу указанного Федерального
закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения
права собственности на эти земельные участки или доли в праве
общей собственности на земельный участок либо в течение года со
дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об
обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований
статьи 3 указанного Федерального закона, статей 22 и 23 настоящего
Закона.
В случае, если при нарушении требований статьи 4 указанного
Федерального закона и настоящей статьи собственник не произведет в
течение срока, установленного настоящей статьей, отчуждение
земельного участка или доли в праве общей собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,
учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязано в письменной
форме известить об этом высший исполнительный орган
государственной власти Краснодарского края.
Высший исполнительный орган государственной власти
Краснодарского края или уполномоченный орган в течение месяца со
дня, когда ему стало известно о нарушении требований статей 3 и 4
указанного Федерального закона и статей 22 и 23 настоящего Закона,
обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого
собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения на торгах (аукционах, конкурсах).
В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести
земельный участок или долю в праве общей собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, эти
земельный участок или долю должен приобрести Краснодарский край по
начальной цене предмета торгов с последующим зачислением в фонд
перераспределения земель Краснодарского края. При возникновении
спора о начальной стоимости предмета торгов производится его
обязательная оценка в соответствии с Федеральным законом "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 25. Порядок возбуждения процедуры принудительного
изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного
назначения
Права на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения могут быть прекращены принудительно по основаниям и в
порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской
Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
может быть изъят у собственника принудительно в судебном порядке в
случае его ненадлежащего использования. Заявление о принудительном
изъятии у собственника земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения направляется в суд уполномоченным
органом по представлению органов, осуществляющих контроль за
использованием и охраной земель. После вступления решения суда об
изъятии земельного участка и признании права собственности
Краснодарского края в законную силу данный земельный участок
поступает в фонд перераспределения земель Краснодарского края.
Статья 26. Особенности купли - продажи земельного участка из
земель сельскохозяйственного назначения
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного
назначения Краснодарский край имеет преимущественное право покупки
такого земельного участка по цене, за которую он продается, за
исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного
назначения обязан известить в письменной форме высший
исполнительный орган государственной власти Краснодарского края о
намерении продать земельный участок с указанием цены и других
существенных условий договора. Извещение вручается под расписку
или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Извещение продавца земельного участка в трехдневный срок после
получения направляется высшим исполнительным органом
государственной власти Краснодарского края на рассмотрение
уполномоченного органа. Решение уполномоченного органа о
реализации преимущественного права покупки должно быть принято в
трехнедельный срок и незамедлительно направлено продавцу. Порядок
рассмотрения извещений и принятия решений уполномоченным органом
утверждается высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края.
В случае, если Краснодарский край откажется от покупки либо не
уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный
участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец
вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по
цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока
начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный
орган государственной власти Краснодарского края.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной
цены или с изменением других существенных условий договора
продавец обязан направить новое извещение по правилам,
установленным настоящей статьей.
При продаже земельного участка с нарушением преимущественного
права покупки Краснодарский край имеет право в течение года с
момента государственной регистрации перехода права собственности
требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей
покупателя.
Статья 27. Совершение сделок с долями в праве общей
собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению
продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в
уставный (складочный) капитал юридического лица свою долю в праве
общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения или распорядиться ею иным образом
с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил,
предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской
Федерации. Участник долевой собственности вправе передать долю в
праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения в доверительное управление.
В случае, если участников общей собственности более пяти,
правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с
учетом особенностей, установленных настоящей статьей, статьей 28
настоящего Закона и статьей 14 Федерального закона "Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения".
Участник долевой собственности обязан известить в письменной
форме остальных участников долевой собственности или опубликовать
сообщение в средствах массовой информации, перечень которых
утверждается высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края, о намерении продать долю в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения третьему лицу.
Если остальные участники долевой собственности в течение
месяца с момента получения извещения в письменной форме или
опубликования указанного сообщения откажутся от покупки доли в
праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения или не заявят о намерении
приобрести ее, продавец обязан известить в письменной форме высший
исполнительный орган государственной власти Краснодарского края о
намерении продать долю в праве общей собственности на земельный
участок из земель сельскохозяйственного назначения с указанием
цены и других существенных условий договора. Порядок направления
извещения и его рассмотрения устанавливается статьей 26 настоящего
Закона.
В случае, если Краснодарский край откажется от покупки доли в
праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения либо не уведомит продавца о
намерении приобрести ее в течение месяца со дня получения
извещения в письменной форме, продавец вправе в течение года
продать долю в праве общей собственности на земельный участок из
земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу по цене не
ниже указанной в извещении.
Для продажи доли в праве общей собственности на земельный
участок из земель сельскохозяйственного назначения по цене ниже
ранее заявленной или с изменением других существенных условий
договора продавец обязан направить новое извещение в письменной
форме по правилам, установленным статьей 26 настоящего Закона.
Статья 28. Выдел земельных участков в счет долей в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения
Участник долевой собственности вправе требовать выдела
земельного участка в счет доли в праве общей собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с
соблюдением требований и условий, установленных законодательством
Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Выдел земельного участка в счет доли в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения производится после установления в натуре границ
земельного участка, находящегося в общей собственности,
определения его площади, уточнения величины доли в праве общей
собственности на земельный участок каждого участника общей
собственности, а также после государственной регистрации права
собственности на земельный участок.
Выдел земельного участка в натуре производится в период с 1
августа по 1 октября текущего года, если иное не установлено
письменным соглашением участников долевой собственности и иных
заинтересованных лиц.
Для выдела земельного участка в счет доли в праве общей
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения участник долевой собственности обязан известить в
письменной форме о намерении выделить земельный участок в счет
доли в праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения остальных участников долевой
собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой
информации, перечень которых утверждается высшим исполнительным
органом государственной власти Краснодарского края, с указанием
предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка и
размера компенсации остальным участникам долевой собственности в
случаях и в порядке, установленных законодательством Российской
Федерации.
Местоположение выделяемого земельного участка должно
соответствовать требованиям, установленным статьями 22 и 23
настоящего Закона.
В случае, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления
участников долевой собственности или опубликования сообщения,
указанного в части четвертой настоящей статьи, не поступят
возражения от участников долевой собственности, предложение о
местоположении земельного участка и размере компенсации считается
согласованным. Возражения от участников долевой собственности по
вопросам местоположения земельного участка и размера компенсации
направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо
вручаются под расписку участнику долевой собственности, требующему
выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности,
а также в учреждение юстиции, осуществляющее регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка и
размере компенсации разрешаются участниками долевой собственности
с использованием согласительных процедур, порядок проведения
которых устанавливается Правительством Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае
недостижения согласованного решения споры о местоположении
выделяемого земельного участка и размере компенсации
рассматриваются в суде.
Статья 29. Порядок признания права собственности
Краснодарского края на неиспользуемую часть земельного участка,
находящегося в долевой собственности
Неиспользуемая в течение двух лет часть находящегося в долевой
собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного
назначения на основании материалов органов, осуществляющих
контроль за использованием и охраной земель, выделяется в
самостоятельный земельный участок органом местного самоуправления
муниципального образования Краснодарского края, на территории
которого он находится. О факте выдела орган местного
самоуправления обязан в недельный срок проинформировать
уполномоченный орган.
Уполномоченный орган вправе направить в суд заявление о
признании права собственности Краснодарского края на указанный
земельный участок в случае, если участник или участники долевой
собственности неизвестны, либо в случае, если участник или
участники долевой собственности известны, о прекращении права
собственности участника или участников долевой собственности на
долю в праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности
Краснодарского края на указанный земельный участок. После
вступления решения суда о признании права собственности
Краснодарского края в законную силу данный земельный участок
поступает в фонд перераспределения земель Краснодарского края.
Статья 30. Особенности аренды земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения
В договоре аренды земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной
собственности Краснодарского края или муниципальной собственности,
может быть предусмотрено, что передача земельного участка в
субаренду осуществляется только с согласия арендодателя.
Передача земельных участков из состава земель
сельскохозяйственного назначения в аренду и субаренду не влечет
изменения их разрешенного использования, в том числе изменения
специализации сельскохозяйственного производства.
Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 31. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых
природных территорий краевого значения
В целях создания новых и расширения существующих земель особо
охраняемых природных территорий высший исполнительный орган
государственной власти Краснодарского края принимает решение о
резервировании земель, которые предполагается объявить землями
особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием
таких земель, в том числе путем выкупа, либо без изъятия и об
ограничении на них хозяйственной деятельности.
Отнесение земель к землям особо охраняемых природных
территорий краевого значения осуществляется в соответствии с
решением высшего исполнительного органа государственной власти
Краснодарского края, в котором указываются категории земельных
участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых
природных территорий, и их особый правовой режим. К решению
прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав
земель особо охраняемых природных территорий, с приложением
планово - картографического материала с нанесенными границами
земельных участков и указанием собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных
участков и обладателей сервитутов. Установление на местности
границ земель особо охраняемых природных территорий краевого
значения осуществляется на основании указанного решения.
На землях особо охраняемых природных территорий краевого
значения запрещаются:
предоставление земельных участков для ведения садоводства;
строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий
электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и
эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не
связанных с функционированием особо охраняемых природных
территорий;
движение и стоянка механических транспортных средств, не
связанные с функционированием особо охраняемых природных
территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами и
законами Краснодарского края.
На специально выделенных земельных участках частичного
хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых
природных территорий допускается ограничение хозяйственной и
рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них
особым правовым режимом.
В пределах земель особо охраняемых природных территорий
изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для
нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Статья 32. Порядок отнесения земель к землям лечебно -
оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения
Отнесение земель к землям лечебно - оздоровительных местностей
и курортов краевого и местного значения осуществляется в
соответствии с решением высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края на основании
специальных курортологических, гидрогеологических и других
исследований. Решение об отнесении земель к землям лечебно -
оздоровительных местностей и курортов должно содержать описание
границ и режима округов санитарной (горно - санитарной) охраны.
Изменение границ округов санитарной (горно - санитарной)
охраны и уменьшение площадей земель лечебно - оздоровительных
местностей и курортов не допускается, за исключением случаев
невозможности дальнейшего использования территорий для лечения и
отдыха граждан в результате стихийных бедствий и иных
обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Полномочия высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края в области земельных
отношений до разграничения государственной собственности на землю
До разграничения государственной собственности на землю, если
иное не установлено нормативными правовыми актами Российской
Федерации и настоящим Законом, высший исполнительный орган
государственной власти Краснодарского края:
определяет уполномоченный орган по управлению и распоряжению
земельными ресурсами, находящимися в государственной
собственности;
принимает решение об изъятии земельных участков для
государственных нужд;
устанавливает порядок определения размера арендной платы,
порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли,
находящиеся в государственной собственности;
распоряжается незастроенными земельными участками,
находящимися в государственной собственности, в том числе:
а) земельными участками, предоставленными органам
государственной власти Краснодарского края, государственным
унитарным предприятиям, а также государственным учреждениям и
другим некоммерческим организациям, созданным органами
государственной власти Краснодарского края, а также в случае их
отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими
земельными участками;
б) земельными участками из земель рекреационного назначения и
землями особо охраняемых природных территорий для любого вида
строительства и использования;
в) земельными участками, расположенными на территории двух и
более муниципальных образований;
г) иными земельными участками, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 35 настоящего Закона;
утверждает перечень специализированных сельскохозяйственных
предприятий;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Статья 34. Полномочия специально уполномоченного органа
исполнительной власти Краснодарского края по управлению и
распоряжению земельными ресурсами до разграничения государственной
собственности на землю
До разграничения государственной собственности на землю
уполномоченный орган в пределах полномочий, установленных высшим
исполнительным органом государственной власти Краснодарского края:
осуществляет от имени Краснодарского края юридические действия
по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского
края в области управления и распоряжения земельными ресурсами,
находящимися в государственной собственности;
готовит перечни земельных участков, находящихся в
государственной собственности, на которые у Краснодарского края
возникает право собственности;
осуществляет функции по приватизации и переоформлению прав на
земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на
которых расположено недвижимое имущество, находящееся в
государственной собственности Краснодарского края или находившееся
на момент приватизации в государственной собственности
Краснодарского края, а также в случае, если земельные участки были
предоставлены в соответствии с решением органа государственной
власти Краснодарского края;
принимает решение о продаже земельных участков, находящихся в
государственной собственности, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 35 настоящего Закона, либо поручает
соответствующему органу местного самоуправления принять такое
решение;
осуществляет организацию и проведение торгов (аукционов,
конкурсов) по продаже земельных участков, находящихся в
государственной собственности, или права их аренды;
заключает договоры купли - продажи, безвозмездного срочного
пользования и аренды земельных участков, находящихся в
государственной собственности, и выступает стороной по договору;
осуществляет учет договоров аренды земельных участков,
находящихся в государственной собственности;
контролирует перечисление в краевой бюджет средств от продажи
и аренды земельных участков, находящихся в государственной
собственности, а также от продажи права аренды земельных участков
на торгах (аукционах, конкурсах);
контролирует проведение работ по выбору и формированию
земельных участков, находящихся в государственной собственности,
для принятия решения о их предоставлении;
устанавливает регламент предоставления земельных участков
органам государственной власти Краснодарского края,
государственным унитарным предприятиям, а также государственным
учреждениям и другим некоммерческим организациям, созданным
органами государственной власти Краснодарского края;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Статья 35. Полномочия органов местного самоуправления в
Краснодарском крае в области земельных отношений до разграничения
государственной собственности на землю
До разграничения государственной собственности на землю органы
местного самоуправления в Краснодарском крае:
обеспечивают выбор и формирование земельных участков для
предоставления земельных участков из земель, находящихся в
государственной собственности;
готовят перечни земельных участков, находящихся в
государственной собственности, на которые у муниципального
образования возникает право собственности;
готовят перечень свободных от прав третьих лиц земельных
участков, на которых возможно размещение объекта, и направляют их
в уполномоченный орган;
готовят перечни земельных участков, предлагаемых для изъятия
для государственных нужд Краснодарского края;
информируют уполномоченный орган о случаях прекращения прав
органов государственной власти Краснодарского края,
государственных унитарных предприятий, а также государственных
учреждений и других некоммерческих организаций, созданных органами
государственной власти Краснодарского края, граждан и юридических
лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа
от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными
участками;
если иное не установлено нормативными правовыми актами
Российской Федерации и настоящим Законом, распоряжаются земельными
участками, находящимися в государственной собственности, а именно:
а) земельными участками, предоставленными органам местного
самоуправления, муниципальным унитарным предприятиям, а также
муниципальным учреждениям, другим некоммерческим организациям,
которые созданы органами местного самоуправления;
б) земельными участками, на которых располагается недвижимое
имущество, находящееся в муниципальной собственности;
в) земельными участками, на которых располагается
приватизированное недвижимое имущество, находившееся на момент
приватизации в муниципальной собственности;
г) земельными участками для строительства и эксплуатации
объектов жилищного фонда, гаражей и иных хозяйственных построек, а
также объектов инженерной инфраструктуры в границах поселений в
соответствии с землеустроительной и градостроительной
документацией;
д) земельными участками для ведения личного подсобного
хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества,
сенокошения и выпаса скота;
е) земельными участками фонда перераспределения земель
Краснодарского края при предоставлении в аренду на срок до пяти
лет;
ж) незастроенными земельными участками, площадь которых не
превышает 1000 квадратных метров, при предоставлении в аренду
гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли,
общественного питания, социально - бытового и иного назначения в
соответствии с землеустроительной и градостроительной
документацией исключительно путем продажи права аренды земельных
участков на торгах (аукционах, конкурсах);
принимают решение о приватизации земельных участков,
находящихся в государственной собственности, и заключают договор
купли - продажи земельных участков на основании поручения
уполномоченного органа;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Статья 36. Перевод земель из одной категории в другую до
разграничения государственной собственности на землю
До разграничения государственной собственности на землю, если
иное не установлено нормативными правовыми актами Российской
Федерации, перевод земель из одной категория в другую
осуществляется:
органами местного самоуправления - в отношении земель,
находящихся в частной или муниципальной собственности, за
исключением земель сельскохозяйственного назначения;
высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края - в отношении иных земель.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного
использования в поселениях, занятые пашнями, многолетними
насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями
сельскохозяйственного назначения, могут использоваться для целей,
не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, на
основании решения высшего исполнительного органа государственной
власти Краснодарского края до момента изменения вида их
использования в соответствии с генеральными планами поселений и
правилами землепользования и застройки.
Статья 37. Особенности предоставления земельных участков
органам государственной власти Краснодарского края,
государственным унитарным предприятиям, государственным
учреждениям, другим некоммерческим организациям, созданным
органами государственной власти Краснодарского края, до
разграничения государственной собственности на землю
Органы государственной власти Краснодарского края,
государственные унитарные предприятия, государственные учреждения,
другие некоммерческие организации, созданные органами
государственной власти Краснодарского края, обращаются в
соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о
выборе земельного участка и предварительном согласовании места
размещения объекта.
Орган местного самоуправления в течение трех месяцев со дня
поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и
направляет заявителю и в уполномоченный орган оформленный в
установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц
земельных участков, на которых возможно размещение объекта.
Высший исполнительный орган государственной власти
Краснодарского края с учетом мнения заявителя принимает решение о
предварительном согласовании места размещения объекта, которое
является основанием для последующего принятия решения о
предоставлении земельного участка для размещения объекта.
В случае отсутствия на территории муниципального образования
свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного
самоуправления представляет в уполномоченный орган оформленный в
установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых
для изъятия в установленном порядке для государственных нужд.
В случае прекращения прав органа государственной власти
Краснодарского края, государственного унитарного предприятия,
государственного учреждения, другой некоммерческой организации,
созданных органами государственной власти Краснодарского края, на
незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от
права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными
участками уполномоченный орган уведомляет высший исполнительный
орган государственной власти Краснодарского края с внесением
предложений о предоставлении указанных земельных участков для нужд
Краснодарского края.
Статья 38. Особенности государственного кадастрового учета
земель
До завершения процедуры систематизации документированных
сведений об объектах государственного кадастрового учета земель на
территории Краснодарского края документом, в котором указывается
категория земель, при отсутствии иных документов, предусмотренных
федеральными законами, являются составленные в установленном
порядке списки правообладателей земельных участков, прилагаемые к
ежегодным отчетам о наличии в муниципальных образованиях
Краснодарского края земель и распределении их по формам
собственности, категориям, угодьям и пользователям.
Статья 39. Особенности предоставления земель гражданам для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного
хозяйства
До принятия федеральных законов о крестьянском (фермерском)
хозяйстве и личном подсобном хозяйстве земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной
собственности или муниципальной собственности, для указанных целей
предоставляются гражданам только на праве аренды.
К земельным участкам, предоставленным для ведения личного
подсобного хозяйства в черте сельских поселений до введения в
действие Земельного кодекса Российской Федерации, применяются
положения земельного и градостроительного законодательства,
регулирующие использование земель поселений, в том числе правила
землепользования и застройки, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Статья 40. Сроки определения на местности границ земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
общей собственности
Границы земельных участков из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в общей собственности, определяются на
местности в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего
Закона, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
Статья 41. Максимальные размеры земельных участков,
предоставляемых гражданам в собственность бесплатно
До разграничения государственной собственности на землю
максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям,
предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом,
составляют:
для индивидуального жилищного строительства (незастроенные
земельные участки) - 1000 квадратных метров;
для садоводства - 600 квадратных метров;
для коллективного огородничества - 600 квадратных метров.
До разграничения государственной собственности на землю
максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям,
предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом,
для застроенных земельных участков, предоставленных для
индивидуального жилищного строительства и ведения личного
подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего Закона,
устанавливаются органами местного самоуправления в Краснодарском
крае.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования, за исключением статей 21 - 29 настоящего Закона,
которые вступают в силу с 28 января 2003 года.
Статья 43. Приведение нормативных правовых актов
Краснодарского края и правовых актов органов местного
самоуправления в соответствие с настоящим Законом
Признать утратившими силу:
Закон Краснодарского края от 8 августа 1995 года N 13-КЗ "Об
особом порядке землепользования в Краснодарском крае";
Закон Краснодарском края от 21 ноября 1996 года N 47-КЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "Об
особом порядке землепользования в Краснодарском крае";
Закон Краснодарского края от 2 декабря 1996 года N 54-КЗ "Об
охране земель сельскохозяйственного назначения;
Закон Краснодарского края от 13 мая 1999 года N 181-КЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "Об
особом порядке землепользования в Краснодарском крае";
Закон Краснодарского края от 19 июля 2000 года N 300-КЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "Об
особом порядке землепользования в Краснодарском крае";
Закон Краснодарского края от 3 ноября 2000 года N 323-КЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "Об
особом порядке землепользования в Краснодарском крае";
Закон Краснодарского края от 30 ноября 2001 года N 417-КЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "Об
особом порядке землепользования в Краснодарском крае", за
исключением статей 7, 8, 12, 15, которые признаются утратившими
силу с 28 января 2003 года;
Закон Краснодарского края от 17 декабря 2001 года N 423-КЗ "О
внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об охране земель
сельскохозяйственного назначения;
Закон Краснодарского края от 1 марта 2002 года N 458-КЗ "О
внесении изменений и дополнения в Закон Краснодарского края "О
регулировании земельных отношений в Краснодарском крае";
Закон Краснодарского края от 11 апреля 2002 года N 465-КЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "О
регулировании земельных отношений в Краснодарском крае";
Закон Краснодарского края от 7 августа 2002 года N 509-КЗ "О
внесении изменения в Закон Краснодарского края "О регулировании
земельных отношений в Краснодарском крае".
Исполнительным органам государственной власти Краснодарского
края и органам местного самоуправления в Краснодарском крае в
шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Законом и принять нормативные правовые
акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.
Глава администрации
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
|