УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2002 г. N 2.23-8-340
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Краснодарскому краю разъясняет.
Вопрос 1: Каковы особенности уплаты единого социального налога
в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 года
N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах"?
Ответ:
1.1. Пунктом 2 статьи 346.11 "Общие положения" определено,
что применение упрощенной системы налогообложения организациями
предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций,
налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на
имущество организаций и единого социального налога уплатой единого
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности
организаций за налоговый период.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
1.2. Пунктом 3 статьи 346.11 определено, что применение
упрощенной системы налогообложения индивидуальными
предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы
физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления
предпринимательской деятельности), налога на добавленную
стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении
имущества, используемого для осуществления предпринимательской
деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных
от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных
вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой
единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности за налоговый период.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения, производят уплату страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Изменения, изложенные в пунктах 1.1 и 1.2, в соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ вступают в
силу с 1 января 2003 года.
1.3. Пунктом 4 статьи 346.26 "Общие положения" определено, что
уплата организациями единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности предусматривает замену уплаты налога
на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом),
налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в отношении
операций, являющихся объектами обложения соответственно налогом на
добавленную стоимость и налогом с продаж, осуществляемых в рамках
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом),
налога на имущество предприятий (в отношении имущества,
используемого для ведения предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом) и единого социального налога.
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога
предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в
отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым
налогом), налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в
отношении операций, являющихся объектами обложения соответственно
налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж,
осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в
отношении имущества, используемого для осуществления
предпринимательской деятельности, указанной в пункте 2 статьи
346.26) и единого социального налога с полученных доходов и сумм,
выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности,
облагаемой единым налогом.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся
налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
1.4. Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ
внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О
едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности": из части третьей статьи 1 исключен подпункт 10 -
"Единый социальный налог".
В связи с этим и на основании статьи 8 Федерального закона от
24.07.2002 N 104-ФЗ плательщики единого налога на вмененный доход
для определенных видов деятельности (организации и индивидуальные
предприниматели) с 1 января 2002 года не являются плательщиками
единого социального налога.
Порядок зачета сумм единого социального налога, уплаченных
плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности в 2002 году, определен статьей 5 Федерального
закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ:
"Суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в
федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования РФ,
бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и
бюджеты территориальных фондов медицинского страхования
налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат
зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и
соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7
Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности".
Сумма единого налога, исчисленная за соответствующий налоговый
(отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиками на
сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
уплаченных в 2002 году налогоплательщиками в соответствии с
законодательством РФ. При этом сумма единого налога не может быть
уменьшена более чем на 35 процентов".
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ
статья 5 данного закона вступает в силу с 1 января 2002 года.
Таким образом, единый социальный налог, уплаченный в 2002
году, подлежит зачету в счет уплаты единого налога на вмененный
доход в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности": в
федеральный бюджет - 20%, ФФОМС - 0,5%, ТФОМС - 4,5%, ФСС - 5%.
В соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и
от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" организации и
индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения, и в 2002 и 2003 годах являются плательщиками
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Порядок
уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
индивидуальными предпринимателями доведен письмом Управления от
05.06.2002 N 2.23-14-244@).
Порядок уплаты плательщиками страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование регулируется положениями Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации".
В связи с тем, что Федеральным законом от 24 июля 2002 года N
104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах" не внесены изменения в Федеральный
закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ в части исключения из категории
плательщиков страховых взносов организаций и индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для
отдельных видов деятельности, то до внесения соответствующих
изменений организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся
плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности, в 2002 году уплачивают страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Вопрос 2: Какой порядок уплаты единого социального налога
плательщиками, переведенными на уплату единого
сельскохозяйственного налога?
Ответ: На территории Краснодарского края единый
сельскохозяйственный налог введен в действие Законом
Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ "О едином
сельскохозяйственном налоге" с 1 апреля 2002 года. Плательщиками
единого сельскохозяйственного налога являются организации,
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные
предприниматели, отнесенные к сельскохозяйственным
товаропроизводителям.
Уплата единого сельскохозяйственного налога предусматривает
замену совокупности налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии
со статьями 13, 14, 15 НК РФ, за исключением налогов и сборов,
перечисленных в пункте 4 статьи 246.1 НК РФ, к которым единый
социальный налог не отнесен.
Следовательно, налогоплательщики, переведенные на уплату
единого сельскохозяйственного налога, с 1 апреля 2002 года не
являются плательщиками единого социального налога.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 346.1 НК РФ
налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели,
переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, будут
уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
в соответствии с Федеральным законом от 15 октября 2001 года N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации".
Организации, переведенные на уплату единого
сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование в следующем порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и
базой для начисления страховых взносов являются объект
налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу
(взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог
(взнос)" НК РФ. При определении базы для начисления страховых
взносов применяются положения статьи 237 "Налоговая база" НК РФ и
в налоговую базу включаются выплаты и вознаграждения,
перечисленные в статье 239 "Налоговые льготы" НК РФ. В составе
налоговой базы по страховым взносам не учитываются суммы, не
подлежащие налогообложению по статье 238 НК РФ (Приказ МНС России
от 28.03.2002 N БГ-3-05/153 "Об утверждении формы расчета по
авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование и Порядка ее заполнения").
Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
установлены статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ,
которые рассчитаны как 1/2 от ставки единого социального налога,
уплачиваемого в федеральный бюджет по статье 241 НК РФ, т.е.
10,3%.
Форма расчета по авансовым платежам по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование утверждена Приказом МНС России
от 28.03.2002 N БГ-3-05/153.
Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок,
установленный для получения в банке средств на оплату труда за
истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату
труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее
15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется
авансовый платеж по страховым взносам (согласно п. 2 ст. 24 Закона
N 167-ФЗ).
Таким образом, организации, переведенные с 1 апреля 2002 года
на уплату единого сельскохозяйственного налога, представляют в
налоговый орган по месту постановки на налоговый учет расчеты по
авансовым платежам по единому социальному налогу и страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2002
года, а по окончании налогового периода (календарного года) -
налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом МНС России от
27.12.2001 N БГ-3-05/573.
Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование налогоплательщиками - индивидуальными
предпринимателями, перешедшими на уплату единого
сельскохозяйственного налога.
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в
виде фиксированного платежа на финансирование страховой и
накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в
месяц - 100 рублей направляется на финансирование страховой части
трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части
трудовой пенсии. Уплата производится отдельными платежными
поручениями на следующие коды бюджетной классификации доходов:
1010610 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
направленные на выплату страховой части трудовой пенсии", 1010620
"Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Налоговый орган на каждого плательщика - индивидуального
предпринимателя открывает 2 лицевые карточки: по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату
страховой части трудовой пенсии, и по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату
накопительной части трудовой пенсии.
Начисление в лицевых карточках плательщиков - индивидуальных
предпринимателей фиксированного платежа на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится в
2002 году по трем срокам уплаты: не позднее 15 июля текущего года
(из расчета 150 рублей в месяц x на 6 месяцев), не позднее 15
октября текущего года (150 рублей x 3 месяца), не позднее 15
января следующего года (150 рублей x 3 месяца).
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование налогоплательщиками - индивидуальными
предпринимателями, перешедшими на уплату единого
сельскохозяйственного налога и осуществляющими выплаты в пользу
наемных работников.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого
сельскохозяйственного налога и осуществляющие выплаты в пользу
наемных работников (не являющихся индивидуальными
предпринимателями), исчисляют и уплачивают страховые взносы в
соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации", как страхователи, одновременно относящиеся к
нескольким категориям страхователей: индивидуальный
предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование за себя в виде фиксированного платежа на
финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в
размере 150 рублей в месяц и как работодатель - с выплат и
вознаграждений, производимых наемным работникам, по тарифу,
установленному статьей 22 Закона N 167-ФЗ и рассчитанному как 1/2
от ставки единого социального налога, уплачиваемого в федеральный
бюджет по статье 241 НК РФ, т.е. 10,3 процента как
сельхозпроизводители.
Вопрос 3: Как налоговым органам начислять и проводить в
карточки лицевых счетов индивидуальных предпринимателей суммы
страховых взносов в виде фиксированного платежа на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии?
Ответ: Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые
взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и
накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в
месяц - 100 рублей направляется на финансирование страховой части
трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части
трудовой пенсии. Уплата производится отдельными платежными
поручениями на следующие коды бюджетной классификации доходов:
1010610 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
направленные на выплату страховой части трудовой пенсии", 1010620
"Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Приказом МНС России от 11.03.2002 N БГ-3-05/119 утверждена
форма налогового уведомления на уплату единого социального налога
и страховых взносов в Пенсионный фонд России для индивидуальных
предпринимателей. При направлении уведомления налоговый орган в
графе "Сумма налога / Сумма страхового взноса в виде
фиксированного платежа" указывает размер фиксированного платежа.
В программе учета налогоплательщиков - физических лиц
"Интегрированный комплекс" предусмотрены формы уведомлений в
разрезе фондов.
В целях осуществления контроля за уплатой фиксированного
платежа налоговый орган на каждого плательщика - индивидуального
предпринимателя открывает 2 лицевые карточки: по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату
страховой части трудовой пенсии, и по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату
накопительной части трудовой пенсии. Для учета начисленных и
поступивших сумм по единому социальному налогу и страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование в программе
"Интегрированный комплекс" предусмотрены формы лицевых карточек.
В соответствии с письмом МНС России от 12.08.2002 N
БГ-6-05/1224@ начисление в лицевых карточках плательщиков -
индивидуальных предпринимателей фиксированного платежа на
финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии и
отражение в налоговой отчетности производится на основании
налоговых уведомлений по форме, утвержденной Приказом МНС России
от 11.03.2002 N БГ-3-05/119.
Проведение в карточки лицевых счетов налогоплательщиков
начисленных к уплате сумм фиксированного платежа осуществляется
аналогично проведению сумм единого социального налога, т.е. в
соответствии с письмом МНС России от 12.08.2002 N БГ-6-05/1224@
- по дате подписания налоговых уведомлений руководителем
налогового органа.
В карточках лицевых счетов по фиксированному платежу в графе
"Срок уплаты" указывается срок уплаты платежа: не позднее 15 июля
текущего года (из расчета 100 + 50 рублей в месяц x на 6 месяцев),
не позднее 15 октября текущего года (100 + 50 рублей x 3 месяца),
не позднее 15 января следующего года (100 + 50 рублей x 3 месяца).
Вопрос 4: Какие категории плательщиков освобождены от уплаты
страховых взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и
накопительной частей трудовой пенсии в 2002 году?
Ответ: В соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона
от 29.05.2002 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2002 год" с 1 января 2002 года от уплаты страховых
взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой
пенсии, и страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии
освобождаются Министерство обороны Российской Федерации,
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная
служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство
правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба
внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная
служба Российской Федерации, другие федеральные органы
исполнительной власти, в составе которых проходят службу
военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской
Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации,
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации,
Государственный таможенный комитет Российской Федерации, военные
суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части
сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого
обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,
сотрудниками органов налоговой полиции, таможенной системы и
уголовно - исполнительной системы Российской Федерации, имеющими
специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и
приравненной к ней службы в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Вопрос 5: Должны ли налоговые органы взыскивать текущую
недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской
Федерации и пени за несвоевременную уплату страховых взносов?
Ответ: Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на
налоговые органы возложены функции контроля за уплатой страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, а на органы ПФР -
взыскание недоимки и пеней по страховым взносам в судебном
порядке.
Статьей 34 вышеназванного Закона определено, что данный Закон
вступает в силу с момента его официального опубликования.
Следовательно, органами ПФР в судебном порядке осуществляется
взыскание недоимки по страховым взносам и пеням, образовавшимся в
2002 году, и налоговые органы не вправе применять меры по
взысканию текущей недоимки по страховым взносам и пеням в
бесспорном порядке.
В соответствии с разъяснениями МНС России от 02.09.2002 N
БГ-6-18/1356@ в законодательстве об обязательном пенсионном
страховании не содержится норм, позволяющих органам Пенсионного
фонда России проводить взыскание задолженности в порядке,
предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно:
выставление требований и инкассовых поручений, взыскание
страхового взноса за счет имущества должника. В настоящее время
процедура проведения досудебного урегулирования споров в части
взыскания такой задолженности прорабатывается МНС России совместно
с Пенсионным фондом России.
Вопрос 6: Следует ли налоговым органам применять в контрольной
работе Извещения о фактах неправильного (неполного) исчисления
выплат в пользу застрахованных лиц, выявленных по результатам
документальных проверок Пенсионным фондом?
Ответ: Управлением МНС России по Краснодарскому краю и
Отделением ПФР по Краснодарскому краю в соответствии с пунктами
2.3 и 3.4 Порядка обмена информацией между налоговыми органами и
органами ПФР разработаны и направлены в ИМНС России по городам и
районам края формы Извещений о фактах неправильного (неполного)
исчисления выплат в пользу застрахованных лиц, выявленных по
результатам документальных проверок достоверности представленных
страхователями индивидуальных сведений о заработке, доходе
застрахованных лиц в системе государственного пенсионного
страхования и о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР,
выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и
правильности начисления и уплаты налогоплательщиками -
страхователями единого социального налога (от 29.05.2002 N
2.23-14-241, от 29.05.2002 N 06-3214).
Извещения, направляемые отделениями ПФР в налоговые органы,
учитываются при проведении налоговыми органами выездных налоговых
проверок и камеральных проверок плательщиков.
Вопрос 7: Должны ли отражать индивидуальные предприниматели в
представляемой ими налоговой декларации за истекший налоговый
период по строке 200 сумму уплаченных авансовых платежей по
единому социальному налогу, которая отражается по строке 800
данной декларации?
Ответ: Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого
социального налога индивидуальными предпринимателями установлен
статьей 244 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред.
Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 244 НК РФ расчет единого социального
налога по итогам налогового периода производится индивидуальными
предпринимателями самостоятельно, исходя из всех полученных в
налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их
извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего
Кодекса.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за
налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в
соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее
15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет
предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в
порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
В соответствии с Инструкцией по заполнению налоговой
декларации для индивидуальных предпринимателей (включая
применяющих упрощенную систему налогообложения), родовых, семейных
общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств по
единому социальному налогу (взносу), утвержденной Приказом МНС
России от 26.12.2000 N БГ-3-07/456 (в ред. Приказа МНС России от
03.04.2002 N БГ-3-05/172), для индивидуальных предпринимателей
объектом налогообложения (строка 300) являются доходы от
предпринимательской либо иной профессиональной деятельности
(строка 100) за вычетом расходов, связанных с их извлечением
(строка 200).
Сумма фактически внесенных налогоплательщиком авансовых
платежей, уплаченных им на основании налоговых уведомлений, в том
числе в разрезе фондов (стр. 810 + стр. 820 + стр. 830),
отражается по строке 800 "Сумма уплаченных авансовых платежей за
истекший налоговый период - всего" и не включается в строку 200
налоговой декларации, так как не относится к расходам,
непосредственно связанным с извлечением доходов от
предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Сальдо расчетов по уплате налога за налоговый период, в том
числе в разрезе фондов, отражается по строке 900 "Подлежит доплате
(+), зачету либо возврату (-) по итогам налогового периода,
всего".
Вопрос 8: Включается ли в налоговую базу по единому
социальному налогу стоимость льгот по бесплатному проезду к месту
отпуска работников аэропорта в соответствии с Постановлением
Совета Министров СССР от 25.06.71 г. N 434 "О дополнительных
льготах работникам предприятий и организаций Министерства
гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска
воздушным транспортом"?
Ответ: При применении подпункта 12 пункта 1 статьи 238 НК РФ
следует учитывать, что не подлежит налогообложению стоимость льгот
по бесплатному проезду, установленных законодательством Российской
Федерации.
В связи с тем, что отсутствует Федеральный закон,
регламентирующий порядок и условия предоставления льгот работникам
предприятий гражданской авиации при следовании к месту проведения
отпуска воздушным транспортом, стоимость проезда работников
включается в налоговую базу по единому социальному налогу.
Вопрос 9: Предприятие заключило договор займа со своим
работником c выплатой процентов по займу. Подлежат ли обложению
единым социальным налогом проценты по договору займа в 2002 году?
Ответ: С 01.01.2002 на основании пункта 1 статьи 236
Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом
налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско -
правовых договоров, предметом которых является переход права
собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные
права), а также договоров, связанных с передачей в пользование
имущества (имущественных прав).
К такому договору, в частности, относится договор займа.
Таким образом, выплаты по договору займа предприятия у своего
сотрудника не являются объектом налогообложения для единого
социального налога.
Вопрос 10: Какие налоговые санкции применяются к плательщикам
единого социального налога за неведение индивидуальных карточек
учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм
начисленного единого социального налога?
Ответ: Пунктом 4 статьи 243 НК РФ законодатель обязал
налогоплательщиков вести учет сумм начисленных выплат и иных
вознаграждений, сумм единого социального налога, относящихся к
ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в
пользу которого осуществлялись выплаты. Формы индивидуальных
карточек утверждены Приказами МНС России от 27.02.2001
N БГ-3-07/63 (в 2001 году), от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 (в 2002
году).
В случае неведения плательщиком индивидуальных карточек:
- инспекция в требовании о предоставлении плательщиком
документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки
(статья 93 НК РФ), должна указать индивидуальные карточки учета
сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм
начисленного единого социального налога;
- при непредставлении плательщиком индивидуальных карточек в
срок, указанный в требовании, к плательщику применяется штраф по
статье 126 НК РФ - 50 рублей за каждую не представленную к
проверке индивидуальную карточку.
Вопрос 11: Могут ли суммы налога на добавленную стоимость,
подлежащие возмещению из федерального бюджета в соответствии со
статьей 176 НК РФ, направляться на исполнение обязанностей
налогоплательщика по уплате единого социального налога?
Ответ: Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ подлежащая
возмещению сумма налога на добавленную стоимость направляется в
течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым
периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате
налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых
санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в
тот же бюджет.
Главой 24 НК РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании" предусмотрено
перечисление налогоплательщиками доли единого социального налога,
предназначенного для финансирования базовой части трудовой пенсии,
отдельным платежным поручением в федеральный бюджет.
Указанные средства перечисляются налогоплательщиками по коду
бюджетной классификации доходов Российской Федерации 1010510
"Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный
бюджет" и зачисляются на лицевые счета органов федерального
казначейства, открытые в банках на балансовом счете 40101 "Доходы,
распределяемые органами федерального казначейства между уровнями
бюджетной системы Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями МНС России от 01.08.2002
N БГ-6-05/1150@ суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие
возмещению из федерального бюджета в соответствии со статьей 176
НК РФ, могут направляться на исполнение обязанностей
налогоплательщика по уплате единого социального налога только в
части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на уплату пени,
погашение недоимки, сумм налоговых санкций по этому налогу.
Вместе с тем к доле единого социального налога, подлежащей
зачислению в федеральный бюджет, применяется порядок,
предусмотренный статьей 78 НК РФ для зачета и возврата излишне
уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пени, в
соответствии с которым, в частности, сумма излишне уплаченного
единого социального налога в федеральный бюджет может быть
направлена на исполнение обязанностей по уплате других налогов или
сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эти суммы
направляются также в федеральный бюджет.
Вопрос 12: Применяются ли налоговые санкции в случае, если при
проведении выездной налоговой проверки юридического лица или
индивидуального предпринимателя установлено отсутствие регистрации
в системе государственного пенсионного страхования?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N
27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования" обязанность пройти
регистрацию в органах ПФР установлена только для застрахованного
лица (статья 15). Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ)
акты, устанавливающие обязанность организаций регистрироваться в
качестве плательщиков страховых взносов в соответствующих органах
ПФР, признаны утратившими силу. Таким образом, действующим
законодательством не установлена обязанность организаций и
предпринимателей регистрировать своих работников в органах ПФР.
Отношения, возникающие между Пенсионным фондом России и
застрахованным лицом, не относятся к налоговым отношениям, в связи
с чем налоговый орган не вправе применять какие-либо меры
ответственности по установленным в этой сфере нарушениям.
Вопрос 13: Какие налоговые санкции предусмотрены за неведение
табелей учета использования рабочего времени (Т-12, Т-13),
утвержденных Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету труда и его оплаты"?
Ответ: В соответствии со статьей 9 Федерального закона от
21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные
операции, проводимые организацией, оформляются первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они
составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм
первичной учетной документации.
Табеля учета рабочего времени Т-12, Т-13 в соответствии с
Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 N 26 "Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда
и его оплаты" являются первичными учетными документами. Табеля
применяются для учета использования рабочего времени работников
организации, для контроля за соблюдением работниками
установленного режима рабочего времени, для получения данных об
отработанном времени, расчета заработной платы.
Так как в соответствии со ст. 236 НК РФ выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников, по
всем основаниям являются объектом налогообложения по единому
социальному налогу, при отсутствии первичных учетных документов
Т-12, Т-13 предприятием допускается грубое нарушение правил учета
объектов налогообложения, что влечет ответственность в
соответствии со ст. 120 НК РФ "Грубое нарушение правил учета
доходов и расходов и объектов налогообложения".
Вопрос 14: Какой порядок привлечения к налоговой
ответственности плательщиков единого социального налога за
непредставление расчетов авансовых платежей по единому социальному
налогу в 2002 году и декларации по налогу за 2001 год?
Ответ: Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за
непредставление налогоплательщиком в установленный
законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в
налоговый орган по месту учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая
декларация представляет собой письменное заявление
налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах,
источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и
(или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода
по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики -
работодатели производят исчисление ежемесячных авансовых платежей
по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений,
начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических
лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего
календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного
авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный
период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных
авансовых платежей.
По итогам отчетного периода указанные налогоплательщики
исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из
налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала
налогового периода до окончания соответствующего отчетного
периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных
авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный
для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых
платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался
налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых
взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете,
представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за
отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с разъяснениями МНС России от 07.08.2002
N ШС-6-14/1201@ расчет авансовых платежей по единому социальному
налогу налогоплательщика - работодателя содержит данные, связанные
с исчислением налоговой базы по налогу исходя из реальных
финансовых результатов деятельности налогоплательщика и
исчисленной суммы налога, налогоплательщик может быть привлечен к
ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, за
непредставление в срок указанного расчета.
Вместе с тем, по мнению МНС России, в случае формирования
судебной практики, указывающей на необоснованность применения
статьи 119 НК РФ, налогоплательщики, не представившие в срок
расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу, могут
привлекаться к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи
126 НК РФ за непредставление в установленный срок
налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных
сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации
и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде
взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный
документ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 244 НК РФ срок представления
налоговой декларации для налогоплательщиков - работодателей - не
позднее 30 марта 2002 года. К налогоплательщикам, не представившим
в срок налоговые декларации по единому социальному налогу,
применяются налоговые санкции в соответствии со статьей 119 НК РФ.
Нарушение обязанности, предписанной налогоплательщику статьей 80
НК РФ по представлению в налоговый орган налоговой декларации по
единому социальному налогу, рассматривается как налоговое
правонарушение, выразившееся в нарушении срока представления
налоговой декларации. За несвоевременное представление декларации
в налоговый орган применяется налоговая санкция в форме штрафа по
пп. 1, 2 статьи 119 НК РФ в размере 5 процентов суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый
полный или неполный месяц со дня, установленного для ее
представления.
Налоговые санкции рассчитываются от суммы налога по строке 500
"Начислено налога за налоговый период" налоговой декларации по
единому социальному налогу по форме, утвержденной Приказом МНС
России от 27.12.2001 N БГ-3-05/573. Если по строке 1000 декларации
указана сумма налога "к доплате", то налоговые санкции исчисляются
от суммы налога "к доплате". В случае несвоевременного
представления плательщиком "нулевой" декларации применяются
налоговые санкции по статье 119 НК РФ в размере 100 рублей.
Вопрос 15: Какие налоговые санкции применяются к плательщикам
за неуплату (неполную уплату) авансовых платежей по единому
социальному налогу в 2002 году?
Ответ: Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за
неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения
налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других
неправомерных действий (бездействия).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5, в соответствии с
положениями статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму
налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных
законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е.
исходя из реальных финансовых результатов своей экономической
деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу пункта 1 статьи 55 НК РФ налоговый период может
состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам
которых уплачиваются авансовые платежи.
Руководствуясь разъяснениями МНС России от 07.08.2002
N ШС-6-14/1201@ и учитывая, что авансовые платежи по единому
социальному налогу исчисляются налогоплательщиками -
работодателями исходя из реальных финансовых результатов
деятельности, применение ответственности, предусмотренной статьей
122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого социального налога
по итогам отчетных периодов, является правомерным.
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
П.В.ФИСЕНКО
|