ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2002 г. N 585-П
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ
И ФОРМЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА
В соответствии со статьей 39 Закона Краснодарского края "О
выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и
на основании Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, избирательная комиссия Краснодарского края
постановляет:
1. Утвердить Разъяснения об особенностях организации работы
избирательной комиссии по порядку составления и форме протокола об
административном правонарушении в ходе подготовки и проведения
выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края
третьего созыва (приложение 1).
2. Утвердить Рекомендации по методике привлечения к
административной ответственности нарушителей правил проведения
предвыборной агитации в ходе подготовки и проведения выборов
депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края третьего
созыва (приложение 2).
3. Утвердить формы протоколов об административных
правонарушениях (приложения 3, 4).
4. Рекомендовать окружным (территориальной судов
загранплавания), участковым избирательным комиссиям принять
решения о назначении из их состава членов избирательных комиссий с
правом решающего голоса, уполномоченных составлять протоколы об
административных правонарушениях в ходе подготовки и проведения
выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края
третьего созыва.
5. Поручить секретарю избирательной комиссии Краснодарского
края Кучеренко С.С. обеспечить изготовление бланков протокола об
административном правонарушении, составляемого избирательной
комиссией в ходе подготовки и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва, и
снабжение ими окружных (территориальной судов загранплавания),
участковых избирательных комиссий.
6. Рекомендовать окружным избирательным комиссиям провести
инструктивные совещания по обучению членов участковых
избирательных комиссий, уполномоченных составлять протокол об
административных правонарушениях в ходе подготовки и проведения
выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края
третьего созыва, отнесенных Кодексом к юрисдикции избирательных
комиссий.
7. Поручить заместителю председателя избирательной комиссии
Краснодарского края Бурлачко Ю.А. обобщить практику применения
избирательными комиссиями, в ходе подготовки и проведения выборов
депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края третьего
созыва, Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
8. В целях реализации пункта 7 настоящего постановления
окружным избирательным комиссиям до 15 декабря 2002 года
представить в избирательную комиссию Краснодарского края копии
составленных ими и нижестоящими участковыми избирательными
комиссиями в ходе подготовки и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва
протоколов об административных правонарушениях, прилагаемых к ним
материалов и копии решений суда по рассмотрению данных протоколов.
9. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник
избирательной комиссии Краснодарского края" и направить его в
окружные (территориальную судов загранплавания), участковые
избирательные комиссии.
10. Контроль за исполнением пунктов 8 и 9 настоящего
постановления возложить на секретаря избирательной комиссии
Краснодарского края Кучеренко С.С.
Председатель
избирательной комиссии
В.Ф.ГАЛУШКО
Секретарь
избирательной комиссии
С.С.КУЧЕРЕНКО
Приложение 1
к постановлению
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 г. N 585-П
Утверждены
постановлением
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 года N 585-П
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ
И ФОРМЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2002 года Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
Кодекс) утрачивают силу Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях 1984 года, Федеральный закон "Об административной
ответственности юридических лиц за нарушение законодательства
Российской Федерации о выборах и референдумах" 1999 года и десятки
других нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
С 1 июля 2002 года на территории Российской Федерации не
подлежат применению нормы об административных правонарушениях,
содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза
ССР.
В Кодексе уточнено, какие органы рассматривают дела об
административной ответственности за нарушение законодательства о
выборах и референдумах. С 1 июля 2002 года эти дела будут
рассматриваться мировыми судьями, а в случае, если эти
правонарушения совершены военнослужащими и гражданами, призванными
на военные сборы, - судьями гарнизонных военных судов.
Составы административных правонарушений, связанных с выборами
и референдумами, даны в главе 5 "Административные правонарушения,
посягающие на права граждан".
Предусмотрено 30 составов таких административных
правонарушений, представленных статьями 5.1 - 5.25. Среди них
принципиально новой является лишь одна статья - статья 5.24,
устанавливающая административную ответственность председателя или
члена избирательной комиссии, комиссии референдума за нарушение
установленного законом порядка подсчета голосов. Остальные 24
статьи воспроизводят действовавшие составы административных
правонарушений с некоторыми редакционными поправками гипотезы и
диспозиции, а также санкции соответствующих статей КоАП РСФСР 1984
года с последующими изменениями и дополнениями.
Нормы Федерального закона "Об административной ответственности
юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации
о выборах и референдумах" включены в соответствующие статьи
Кодекса, которые в определенных случаях предусматривают
административную ответственность как физических, так и юридических
лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.
5.3; 5.5; 5.8; 5.9; 5.11; 5.12; 5.13; 5.16; 5.20; 5.23). Кроме
того, в отличие от действовавших норм КоАП РСФСР в Кодексе
предусмотрена возможность привлечения к административной
ответственности юридических лиц и по статье 5.10 (проведение
предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в
период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена
законом). Аналогичная норма КоАП РСФСР (ст. 4010) применялась
только в отношении граждан и должностных лиц.
Согласно нормам Кодекса лица, на которых распространяется
действие уставов или специальных положений о дисциплине, за
нарушение законодательства о выборах и референдумах несут
административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5).
Следует обратить внимание также на то, что вышестоящая
избирательная комиссия вправе возбуждать административное
производство и в отношении членов и должностных лиц нижестоящих
избирательных комиссий, что вытекает из установленной статьей 28.3
юрисдикции избирательных комиссий.
В соответствии со статьей 39 Закона Краснодарского края "О
выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края"
(далее - Закон Краснодарского края) лица, нарушающие избирательные
права граждан, установленные действующим законодательством, несут
ответственность в соответствии с федеральными законами.
Соответственно, из 30 составов административных правонарушений,
связанных с выборами, референдумами и предусмотренных Кодексом, по
16 составам протоколы об административных правонарушениях вправе
составлять члены избирательных комиссий, комиссий референдума с
правом решающего голоса, причем по девяти из них это право
принадлежит только им (приложение к настоящему Разъяснению). В
соответствии с пунктом 5 статьи 28.3 Кодекса правом составлять
протоколы об административных правонарушениях наделены, в
частности, только члены с правом решающего голоса окружных
(территориальных), участковых избирательных комиссий,
избирательной комиссии Краснодарского края, уполномоченные данными
избирательными комиссиями.
Отсюда следует, что возбуждение дела об административном
правонарушении, в том числе и по указанным девяти составам
правонарушений, зависит прежде всего от позиции избирательной
комиссии, ее подготовленности к решению этих вопросов. Процедуры
возбуждения и судебного рассмотрения дел указанной категории
достаточно сложны и предполагают наличие у участников
административного процесса глубоких юридических знаний и
практических навыков.
Особенно важным при составлении протоколов об административной
ответственности является анализ фактов правонарушений и их
юридическая оценка. При этом следует выяснить, насколько полна и
достоверна информация о правонарушении, не является ли оно
малозначительным, подпадает ли под признаки правонарушения,
предусмотренного Кодексом, а также не истекли ли сроки,
установленные для привлечения к административной ответственности.
Профессиональная оценка совокупности всех этих обстоятельств
позволит избирательным комиссиям в ходе подготовки и проведения
выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края
третьего созыва принять правильное решение либо о дополнительной
проверке полученных фактов и сборе недостающей информации, либо об
оформлении протокола, отвечающего всем необходимым требованиям.
При этом решения по фактам административных правонарушений
должны приниматься оперативно. Бездействие избирательных комиссий,
комиссий референдума, не отреагировавших в надлежащий срок на
соответствующие правонарушения, может привести к росту числа жалоб
со стороны различных участников избирательного процесса и подрыву
авторитета комиссий.
Особо следует отметить, что эффективность работы по выявлению
фактов административных правонарушений, объективность и полнота
анализа в соответствующих документах информации, необходимой для
принятия оперативных решений, а также результативность
деятельности по пресечению нарушений избирательного
законодательства зависят от уровня организации взаимодействия
избирательных комиссий с органами внутренних дел, органами
прокуратуры, территориальными органами Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой
информации, иными органами, оказывающими содействие избирательным
комиссиям в реализации их полномочий, а также судами. При этом
основополагающими звеньями в организации такого взаимодействия
являются согласование плана совместных действий, его
последовательное осуществление и постоянный обмен необходимой
информацией с учетом возможностей различных структур.
В качестве субъектов, в отношении которых может быть составлен
протокол, выступают физические и юридические лица совершившие
действия, посягающие на права граждан, в случаях, предусмотренных
Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 28.5 Кодекса протокол об
административном правонарушении составляется немедленно после
выявления совершения административного правонарушения. В то же
время, если потребуется дополнительное выяснение обстоятельств
дела либо данных физического лица или сведений о юридическом лице,
в отношении которых возбуждается дело об административном
правонарушении, согласно пункту 2 статьи 28.5 Кодекса и протокол
об административном правонарушении составляется в течение двух
суток с момента выявления административного правонарушения.
Уполномоченный член избирательной комиссии обязан в не
превышающий двух суток срок составить протокол об административном
правонарушении и проинформировать об этом избирательную комиссию.
Протокол с прилагаемыми материалами незамедлительно
направляется в суд.
Согласно статье 28.2 Кодекса:
- в протоколе об административном правонарушении указываются
дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица,
составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии,
имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших,
если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и
событие административного правонарушения, статья Кодекса,
объяснение физического лица или законного представителя
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные
сведения, необходимые для разрешения дела (пункт 2 вышеуказанной
статьи Кодекса);
- при составлении протокола об административном правонарушении
физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном
правонарушении, а также иным участникам производства по делу
разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим
Кодексом, о чем делается запись в протоколе (пункт 3 вышеуказанной
статьи Кодекса);
- физическому лицу или законному представителю юридического
лица, в отношении которых возбуждено дело об административном
правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления
с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица
вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола,
которые прилагаются к протоколу (пункт 4 вышеуказанной статьи
Кодекса);
- протокол об административном правонарушении подписывается
должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным
представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено
дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных
лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись
(пункт 5 вышеуказанной статьи Кодекса);
- физическому лицу или законному представителю юридического
лица, в отношении которых возбуждено дело об административном
правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под
расписку копия протокола об административном правонарушении (пункт
6 вышеуказанной статьи Кодекса).
К протоколу об административном правонарушении могут быть
приложены следующие документы:
объяснение лица, совершившего административное правонарушение,
его замечания по содержанию протокола и о мотивах отказа
подписания протокола;
показания свидетелей и потерпевших;
иные документы, имеющие отношение к данному административному
правонарушению.
В случае уклонения физического лица, руководителя или
законного представителя юридического лица, совершившего
правонарушение, от явки для участия в составлении протокола об
административном правонарушении и дачи объяснений по существу
совершенного правонарушения они, согласно пункту 1 статьи 27.2,
могут быть доставлены принудительно должностным лицом органа
внутренних дел (милиции) по обращению члена избирательной
комиссии, уполномоченного составлять протокол, в помещение органа
внутренних дел (милиции) или администрации сельского поселения.
Вместе с тем составление протоколов не лишает избирательные
комиссии права на обращение в случае необходимости в компетентные
органы с представлениями о пресечении правонарушений, в том числе
и тех, составление протоколов по которым отнесено к юрисдикции
избирательных комиссий. В свою очередь компетентные органы в
соответствии с возложенными на них законом полномочиями обязаны
принять необходимые меры по пресечению нарушений избирательного
законодательства.
При этом, прокурор вправе возбудить дело о любом
административном правонарушении, ответственность за которое
предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (ст. 28.4).
Уполномоченный член избирательной комиссии обязан, согласно
пункту 1 статьи 28.8 Кодекса, направить протокол об
административном правонарушении судье в течение суток с момента
составления протокола.
Уполномоченному члену избирательной комиссии необходимо
учитывать обстоятельства, исключающие производство по делу об
административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5
Кодекса, и, в частности, возможное истечение сроков давности
привлечения к административной ответственности. Согласно пункту 1
статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном
правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со
дня совершения административного правонарушения.
Установлены следующие сроки производства по административным
правонарушениям.
Дело подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня
получения судьей протокола (постановления прокурора) об
административном правонарушении. Указанный срок может быть
продлен, но не более чем на один месяц (ст. 29.6).
По результатам рассмотрения дела об административном
правонарушении выносится постановление (ст. 29.9).
Жалоба на постановление судьи по делу об административном
правонарушении может быть подана в суд в течение 10 суток со дня
вручения копии постановления. Возможно восстановление пропущенного
срока (ст. 30.3). Установлен 10-дневный срок рассмотрения таких
жалоб.
Вступившие в законную силу постановления по делам об
административных правонарушениях могут быть опротестованы в
порядке надзора. Такие протесты, принесенные надлежащими
должностными лицами, рассматривают председатели судов общей
юрисдикции субъектов Российской Федерации, их заместители, а также
Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его
заместители.
Постановление об административном наказании не подлежит
исполнению, если прошел один год со дня его вступления в законную
силу (ст. 31.9).
Дело об административном правонарушении подлежит прекращению
по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а по
отдельным видам правонарушений - по истечении одного года (ст.
4.5, 29.9).
Лицо считается не подвергнутым административному наказанию по
истечении одного года после исполнения постановления об
административном наказании (ст. 4.6).
Приложение
К Разъяснениям об особенностях организации
работы избирательной комиссии по порядку
составления и форме протокола об
административном правонарушении в ходе
подготовки и проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Краснодарского края
третьего созыва
ПЕРЕЧЕНЬ
СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
ПО ФАКТУ СОВЕРШЕНИЯ КОТОРЫХ ПРОТОКОЛ МОЖЕТ СОСТАВЛЯТЬСЯ
ЧЛЕНАМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, КОМИССИЕЙ РЕФЕРЕНДУМА С
ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА (ВЫДЕЛЕНЫ СОСТАВЫ, ПО КОТОРЫМ
ПРАВО ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО
ЧЛЕНАМ КОМИССИИ)
Статья 5.2. Вмешательство в работу избирательной комиссии,
комиссии референдума
Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии,
комиссии референдума
Статья 5.4. Нарушение порядка предоставления списков
избирателей, участников референдума или сведений об избирателях,
участниках референдума
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии,
комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного)
наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата,
избирательного объединения, избирательного блока или представителя
средства массовой информации
Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий
рекламы предпринимательской и иной деятельности
Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации при
проведении референдума в период запрещения ее проведения и в
местах, где она запрещена законом
Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации при
проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении
запрещено федеральным законом
Статья 5.12. Изготовление или распространение анонимных
агитационных материалов
Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать
опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или
деловой репутации
Статья 5.14. Умышленно уничтожение или повреждение печатных
материалов, относящихся к выборам, референдуму
Статья 5.15. Нарушение установленного законодательством о
выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе
избирательной кампании, подготовки и проведения референдума
Стать 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума
Стать 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета,
сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на
подготовку и проведение выборов, референдума
Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств
кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным
объединением, избирательным блоком, инициативной группой по
проведению референдума
Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки
кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным
объединением, избирательным блоком, инициативной группой по
проведению референдума
Статья 5.20. Финансирование избирательной кампании, проведения
референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в
референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной
поддержки
Приложение 2
к постановлению
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 г. N 585-П
Утверждены
постановлением
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 года N 585-П
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕТОДИКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАРУШИТЕЛЕЙ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА
Практика избирательных кампаний показала, что наибольшую
сложность представляют вопросы фиксирования, правовой оценки и
пресечения нарушений правил проведения предвыборной агитации.
Данные рекомендации подготовлены для использования избирательными
комиссиями в своей практической деятельности по фиксированию
нарушений правил проведения предвыборной агитации и применению мер
административной ответственности к правонарушителям.
1. Методика деятельности избирательных комиссий
1.1. Текущий контроль за соблюдением участниками
избирательного процесса правил предвыборной агитации осуществляет
Рабочая группа (группа контроля), образованная из представителей
избирательной комиссии, средств массовой информации. Рекомендуется
по согласованию с соответствующими органами включать в состав
Рабочей группы (группы контроля) представителей департамента по
делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовой информации
Краснодарского края (в Рабочую группу избирательной комиссии
Краснодарского края), работника администрации муниципального
образования, осуществляющего связи с общественностью и средствами
массовой информации (в Рабочую группу соответствующей окружной
избирательной комиссии). К основным особенностям Рабочей группы
относятся:
- сбор, рассмотрение, анализ предвыборных печатных материалов,
а также аудио- и видеопродукции, связанной с подготовкой и
проведением выборов;
- предварительное рассмотрение обращений о порядке применения
и нарушениях порядка и правил проведения предвыборной агитации.
1.2. Рабочая группа в случае выявления правонарушения вправе,
изучив обстоятельства дела, по собственной инициативе выносить
предварительную юридическую оценку деяния и представлять
соответствующий материал на заседание избирательной комиссии для
вынесения решения.
1.3. При выявлении факта обнародования информации (в
периодическом печатном издании либо в теле- или радиопрограммах),
содержащей признаки предвыборной агитации, получении агитационного
печатного материала либо получении информации о конкретном
правонарушении Рабочая группа проверяет следующие обстоятельства
<*>:
--------------------------------
<*> Перечисленные ниже обстоятельства соответствуют признакам
правонарушений, предусмотренных конкретными статьями Кодекса.
1) имеется ли в публикации указание на то, что агитационный
материал оплачен из соответствующего избирательного фонда, в
случае необходимости следует получить исчерпывающую информацию по
данному вопросу в соответствующей редакции;
2) оплачена ли данная публикация из избирательного фонда (по
данным, представленным в комиссию соответствующим банком или
контрольно - ревизионной службой, осуществляющей контроль за
расходованием средств избирательного фонда);
3) не содержит ли публикация элементы рекламы
предпринимательской и иной деятельности зарегистрированных
кандидатов;
4) действительно ли редакцией СМИ не была предоставлена
возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в
защиту чести, достоинства или деловой репутации лица
(организации), в отношении которого были обнародованы не
соответствующие действительности материалы;
5) не проводилась ли предвыборная агитация в период запрещения
ее проведения;
6) не проводилась ли предвыборная агитация в местах, где она
запрещена законом;
7) не осуществляется ли посредством данной публикации
предвыборная агитация лицом, которому участие в ее проведении
запрещено;
8) не являются ли распространяемые агитационные материалы
анонимными, т.е. не содержащими указаний на фамилии, имена,
отчества лиц (наименование, адрес организации), заказавших и
изготовивших их;
9) были ли предварительно представлены экземпляры
распространяемых агитационных печатных материалов (их копии) в
избирательную комиссию;
10) имеется ли письменное согласие соответствующих
зарегистрированных кандидатов на изготовление и распространение
агитационных печатных материалов.
1.4. При выявлении длящегося правонарушения избирательная
комиссия незамедлительно обращается в территориальный орган
внутренних дел (милиции) с предложением принять оперативные меры
по пресечению противоправной агитационной деятельности и изъятию
незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных
материалов.
1.5. При выявлении предусмотренных статьей 5.8 Кодекса
("Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и
референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации
при проведении референдума") признаков правонарушения, дело по
которому возбуждается прокурором, Рабочая группа рассматривает
поступившую информацию и в случае необходимости рекомендует
избирательной комиссии обратиться к прокурору.
Избирательная комиссия, рассмотрев рекомендации Рабочей
группы, с учетом сроков, установленных пунктом 1 статьи 28.5
Кодекса, обращается к прокурору с предложением возбудить дело об
административном правонарушении, предусмотренное статьей 5.8
Кодекса.
1.6. Факт нарушения фиксируется одним или несколькими членами
Рабочей группы и обсуждается на ее заседании. Решение о признании
деяния административным правонарушением принимается на заседании
Рабочей группы простым большинством голосов.
Члены Рабочей группы запрашивают разъяснения по данному
вопросу у зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц,
представителей средств массовой информации, уполномоченных
представителей избирательных объединений, избирательных блоков.
1.7. Рабочая группа должна точно определить физическое или
юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Таким лицом может быть кандидат, если противоправная предвыборная
агитация осуществлялась по его инициативе или с его ведома. К
ответственности могут быть также привлечены и редакция СМИ,
главный редактор СМИ, а в случаях, предусмотренных законом, -
доверенные лица зарегистрированных кандидатов и уполномоченные
представители избирательных объединений, избирательных блоков,
иные юридические и физические лица.
1.8. Избирательная комиссия выносит решение с учетом
выработанных Рабочей группой рекомендаций, которое является
основанием для составления уполномоченным членом избирательной
комиссии протокола об административном правонарушении <**>.
--------------------------------
<**> В соответствии с пунктом 5 ст. 28.3 Кодекса член
избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченный
комиссией, вправе составить протокол об административном
правонарушении и самостоятельно - по факту обнаружения
правонарушения
1.9. Физическое лицо либо законный представитель юридического
лица, допустившего правонарушение, должны быть ознакомлены с
протоколом об административном правонарушении (ст. 28.2, п. 4).
Указанные лица могут быть приглашены уполномоченным членом
избирательной комиссии, либо последний может явиться для
составления протокола в организацию, где работают указанные лица
(в редакцию СМИ и т.д.). В случае уклонения физического лица,
руководителя или законного представителя юридического лица,
совершившего правонарушение, от явки для составления протокола и
дачи объяснений по существу совершенного правонарушения
избирательная комиссия вправе обратиться в орган внутренних дел
(милицию) с просьбой принудительно доставить указанных лиц в целях
осуществления действий, необходимых для оформления протокола.
1.10. Выявлением административного правонарушения следует
считать принятие Рабочей группой решения о наличии оснований для
привлечения конкретного физического или юридического лица к
административной ответственности, а также непосредственное
обнаружение его членом избирательной комиссии с решающим голосом,
уполномоченным составлять протоколы об административных
правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 28.5 Кодекса протокол об
административном правонарушении составляется немедленно после
выявления совершения административного правонарушения. В то же
время, если потребуется дополнительное выяснение обстоятельств
дела либо данных физического лица или сведений о юридическом лице,
в отношении которых возбуждается дело об административном
правонарушении, согласно пункту 2 статьи 28.5 Кодекса протокол об
административном правонарушении составляется в течение двух суток
с момента выявления административного правонарушения.
Уполномоченный член избирательной комиссии обязан в не
превышающий двух суток срок составить протокол об административном
правонарушении и проинформировать об этом избирательную комиссию.
Протокол с прилагаемыми материалами незамедлительно
направляется в суд.
1.11. Лица, в отношении которых возбуждается дело об
административном правонарушении, вправе согласно пункту 4 статьи
28.2 Кодекса представлять объяснения, которые прилагаются к
протоколу.
1.12. Уполномоченный член избирательной комиссии обязан,
согласно пункту 1 статьи 28.8 Кодекса, направить протокол об
административном правонарушении судье в течение суток с момента
составления протокола. Уполномоченному члену избирательной
комиссии необходимо учитывать обстоятельства, исключающие
производство по делу об административном правонарушении,
предусмотренные статьей 24.5 Кодекса, и, в частности, возможное
истечение сроков давности привлечения к административной
ответственности. Согласно пункту 1 статьи 4.5 Кодекса
постановление по делу об административном правонарушении не может
быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения
административного правонарушения.
1.13. В отношении организаций телерадиовещания, допустивших
неоднократные (систематические) нарушения правил ведения
предвыборной агитации, может быть применена такая мера
ответственности, как аннулирование лицензии на вещание,
предусмотренное статьей 32 Закона Российской Федерации "О
средствах массовой информации".
Нарушение правил ведения предвыборной агитации следует
рассматривать как незаконное распространение продукции средства
массовой информации с нарушением лицензионных условий (ст. 32, п.
2; ст. 60 Закона Российской Федерации "О средствах массовой
информации").
Установив систематический характер нарушений и учитывая
вынесенные ранее письменные предупреждения, избирательная комиссия
обращается в соответствующее территориальное управление
Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовой информации (далее - МПТР
России) с предложением о направлении в МПТР России представления
об аннулировании лицензии на вещание.
Территория Краснодарского края входит в зону контроля Северо -
Кавказского регионального управления регистрации и контроля за
соблюдением законодательства о средствах массовой информации и
печати (344082, г. Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, дом 37,
тел. 66-83-80; 66-54-31), которое является территориальным
управлением МПТР России.
2. Формы взаимодействия с территориальным управлением
МПТР России
2.1. Избирательным комиссиям следует учитывать, что согласно
приказу МПТР России от 29 ноября 1999 года (Приложение 7 "Типовое
положение о территориальном управлении..."), территориальное
управление МПТР России в процессе избирательной кампании:
- проводит выборочный анализ печатной, аудио- и
аудиовизуальной продукции, теле- и радиопередач, производимых и
(или) распространяемых на территории субъектов Российской
Федерации, с целью определения соответствия их содержания
требованиям законодательства Российской Федерации;
- проводит проверки деятельности редакций средств массовой
информации, издателей и полиграфических предприятий,
распространителей, других организаций, независимо от формы
собственности, и индивидуальных предпринимателей по фактам
нарушений законодательства;
- направляет в Министерство материалы по фактам нарушения
законодательства Российской Федерации для вынесения предупреждений
о недопустимости таких нарушений либо вынесения предписаний о
прекращении деятельности средств массовой информации;
- составляет протоколы об административных правонарушениях (в
частности, за непредоставление обнародовать опровержение или иное
разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации -
ст. 5.13 Кодекса).
2.2. Представитель территориального управления может
участвовать в обсуждении Рабочей группой вопросов о юридической
оценке публикаций в СМИ и возможности применения мер
административной ответственности.
Представитель территориального управления может приглашаться
на заседания избирательной комиссии и участвовать в обсуждении
названных вопросов. Целесообразно, чтобы он обладал при этом
полномочиями на выражение позиции территориального управления при
определении юридической оценки публикаций в рамках избирательной
кампании. Данный вопрос следует оговорить с руководством
территориального управления.
2.3. После вынесения решения избирательной комиссии о
необходимости применения меры ответственности в виде аннулирования
лицензии на теле- и радиовещание информацию об этом необходимо
незамедлительно направить в территориальное управление. Последнее
вправе с учетом сроков, предусмотренных Кодексом, принять решение
о направлении материалов по фактам нарушения законодательства в
МПТР России. В соответствии с действующим законодательством
территориальное управление должно проинформировать избирательную
комиссию о принятом ею решении.
2.4. По просьбе избирательной комиссии территориальное
управление в соответствии со своими функциями может осуществлять
оперативные проверки полиграфических предприятий,
распространителей печатной продукции с целью выявления незаконных
агитационных материалов. Указанные проверки могут проводиться
совместно с представителями избирательной комиссии и
территориального органа внутренних дел (милиции). Последний в
случае необходимости может принимать меры по изъятию незаконных
агитационных материалов.
2.5. По просьбе избирательной комиссии либо по собственной
инициативе территориальное управление может проверять
обстоятельства непредоставления редакцией средства массовой
информации возможности обнародовать опровержение или иное
разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации лица
(организации), в отношении которого были обнародованы не
соответствующие действительности материалы. В соответствии с
результатами проверки территориальное управление вправе решать
вопрос о привлечении на основании статьи 5.13 Кодекса виновного
лица к административной ответственности и составлении протокола об
административном правонарушении, информирует об этом избирательную
комиссию и координирует с ней свои действия.
3. Формы взаимодействия с органами внутренних дел
(милиции)
3.1. Избирательной комиссии следует учитывать, что на
основании Закона Российской Федерации "О милиции" органы милиции в
соответствии с поставленными перед ними задачами, в частности,
призваны:
- предотвращать и пресекать административные правонарушения,
связанные с выборами, выявлять обстоятельства, способствующие их
совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению
данных обстоятельств;
- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную
поступающую информацию об административных правонарушениях,
связанных с выборами, своевременно принимать меры, предусмотренные
законодательством;
- осуществлять по подведомственности производство по делам об
административных правонарушениях;
- оказывать содействие в пределах своих полномочий кандидатам,
зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности
в органах государственной власти, органах местного самоуправления,
должностным лицам у органов государственной власти и органов
местного самоуправления, членам избирательных комиссий,
представителям общественных объединений в осуществлении их
законной деятельности, если им оказывается противодействие или
угрожает опасность;
- оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их
полномочий;
- принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании
противоречащей закону предвыборной агитации (включая меры по
пресечению попыток подкупа избирателей), информировать
соответствующую избирательную комиссию о фактах выявленных
нарушений и принятых в связи с этим мерах.
3.2. Представитель органа внутренних дел (милиции) может быть
включен в состав Рабочей группы по контролю за соблюдением порядка
и правил предвыборной агитации.
3.3. В случае выявления правонарушений, предусмотренных
статьями 5.10; 5.11; 5.14; 5.15 Кодекса, согласно которым
допускается составление протокола об административном
правонарушении как уполномоченным членом избирательной комиссии,
так и должностным лицом органа внутренних дел (милиции), вопрос о
порядке привлечения виновного лица к административной
ответственности может быть согласован в рамках Рабочей группы.
Целесообразно, чтобы представитель органа внутренних дел
(милиции) составлял протокол об административном правонарушении по
указанным составам в случаях, когда это позволяет решить вопрос о
привлечении к административной ответственности более оперативно.
Избирательной комиссии следует координировать действия с органом
внутренних дел (милиции) в случае непосредственного выявления
представителем органа внутренних дел (милиции) фактов
правонарушений, предусмотренных статьями 5.3; 5.4; 5.6; 5.9; 5.12;
5.16; 5.19; 5.20 Кодекса, либо установления лиц, их совершивших.
При этом целесообразно, чтобы указанный представитель своевременно
сообщил об этом в избирательную комиссию и принял меры,
обеспечивающие составление протокола уполномоченным на то членом
избирательной комиссии.
3.4. В случаях, предусмотренных подпунктами 8 и 9 пункта 1.3
настоящих рекомендаций, орган внутренних дел (милиции) по
предложению избирательной комиссии либо территориального
управления МПТР России может принимать меры к предотвращению
изготовления незаконных печатных, аудиовизуальных и иных
агитационных материалов, их изъятию, установлению изготовителей
указанных материалов и источника их оплаты.
О выявленных фактах и принятых мерах орган внутренних дел
(милиции) информирует избирательную комиссию в установленные
законом сроки.
Приложение 3
к постановлению
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 г. N 585-П
Утвержден
постановлением
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 года N 585-П
ПРОТОКОЛ N ___
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, СОВЕРШЕННОМ
ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ
_____________________________ _____________________________
(дата и время составления (место составления протокола)
протокола)
__________________________________________________________________
(фамилия, инициалы члена избирательной комиссии с правом решающего
голоса, составившего протокол)
составил (а) настоящий протокол в том, что _______________________
(Ф.И.0., дата и место
__________________________________________________________________
рождения, место работы, службы или учебы, занимаемая должность
(род занятий)
__________________________________________________________________
адрес места жительства, телефон лица, совершившего правонарушение)
являясь __________________________________________________________
(кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным
__________________________________________________________________
представителем избирательного объединения, избирательного
__________________________________________________________________
блока, иным участником избирательной кампании, иным лицом)
совершил (а) _____________________________________________________
(время, место, краткое изложение сути административного
__________________________________________________________________
правонарушения)
__________________________________________________________________
ответственность за которое предусмотрена пунктом ____ статьи
(статьей) _______ Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Протокол составлен на основании материалов, подготовленных
__________________________________________________________________
(фамилия, инициалы члена избирательной комиссии с правом решающего
__________________________________________________________________
голоса)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
по факту обнаружения совершенного ________________________________
фамилия, инициалы лица, в отношении
которого возбуждено дело об
административном правонарушении,
иных участников)
административного правонарушения.
__________________________________________________________________
(фамилия, инициалы лица, в отношении которого возбуждено дело об
__________________________________________________________________
административном правонарушении, иных участников производства по
________________________ разъяснены их права и обязанности,
данному делу)
предусмотренные статьями 25.1 - 25.10 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
______________________________________
(подпись лица, в отношении которого
возбуждено дело об административном
правонарушении)
Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________
(подпись лица, в отношении которого
возбуждено дело об административном
правонарушении)
Протокол составлен в присутствии потерпевшего (их), свидетеля
(ей), понятых (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., адреса места жительства потерпевшего (их),
свидетеля (ей), понятых)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
К протоколу прилагаются следующие документы (нужное
подчеркнуть):
1. Объяснение лица, совершившего административное
правонарушение, его замечания по содержанию протокола и о мотивах
отказа подписания протокола.
2. Показания потерпевшего (их) и свидетеля (ей).
3. Иные документы, имеющие отношение к данному
административному правонарушению (указать какие).
________________________________ ______________________________
(подпись должностного лица, (инициалы, фамилия)
составившего протокол)
________________________________ ______________________________
(подпись лица, в отношении (инициалы, фамилия)
которого возбуждено дело
об административном
правонарушении)
Копию протокола об административном
правонарушении получили:
________________________________ ______________________________
(подпись лица, в отношении (инициалы, фамилия)
которого возбуждено дело
об административном
правонарушении)
________________________________
(дата)
________________________________ ______________________________
подпись потерпевшего (ей) (инициалы, фамилия)
________________________________
(дата)
Приложение 4
к постановлению
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 г. N 585-П
Утвержден
постановлением
избирательной комиссии Краснодарского края
от 17 июля 2002 года N 585-П
ПРОТОКОЛ N ___
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ,
СОВЕРШЕННОМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ
______________________________ _____________________________
(дата и время составления (место составления протокола)
протокола)
__________________________________________________________________
(фамилия, инициалы члена избирательной комиссии с правом решающего
голоса, составившего протокол)
__________________________________________________________________
составил (а) настоящий протокол о том, что _______________________
__________________________________________________________________
(полное наименование юридического яйца, его юридический адрес,
фактическое местонахождение, телефон,
__________________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя либо Ф.И.О. и должность законного
представителя юридического лица)
__________________________________________________________________
совершило административное правонарушение ________________________
__________________________________________________________________
(время, место, краткое изложение сути административного
правонарушения)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ответственность за которое предусмотрена пунктом __________ статьи
(статей) ____________________________ Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Протокол составлен на основании материалов, подготовленных
__________________________________________________________________
(фамилия, инициалы члена избирательной комиссии с правом
решающего голоса)
по факту обнаружения совершенного ________________________________
__________________________________________________________________
(наименование юридического лица,
__________________________________________________________________
в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении)
административного правонарушения.
__________________________________________________________________
(фамилия, инициалы руководителя либо законного представителя
юридического лица,
__________________________________________________________________
в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении)
__________________________________________________________________
разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1 -
25.10 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
____________________________________
(подпись руководителя либо законного
представителя юридического лица, в
отношении которого возбуждено дело
об административном правонарушении)
Объяснение руководителя либо законного представителя
юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении: _________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________
(подпись руководителя либо законного
представителя юридического лица,
совершившего правонарушение)
Протокол составлен в присутствии потерпевшего (их), свидетеля
(ей), понятых (нужное подчеркнуть) _______________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., адреса места жительства потерпевшего (их),
свидетеля (ей), понятых)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
К протоколу прилагаются следующие документы (нужное
подчеркнуть):
1. Объяснения руководителя либо законного представителя
юридического лица, его замечания по содержанию протокола и мотивах
отказа от подписания протокола.
2. Показания потерпевшего (их), свидетеля (ей).
3. Иные документы, имеющие отношение к данному
административному правонарушению (указать какие).
________________________________ ______________________________
(подпись должностного лица, (инициалы, фамилия)
составившего протокол)
________________________________ ______________________________
(подпись руководителя либо (инициалы, фамилия)
законного представителя
юридического лица)
Копию протокола об административном правонарушении получили:
________________________________ ______________________________
(подпись руководителя либо (инициалы, фамилия)
законного представителя
юридического лица)
________________________________
(дата)
________________________________ ______________________________
(подпись потерпевшего (ей) (инициалы, фамилия)
________________________________
(дата)
|