30 апреля 2002 года N 474-КЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Принят
Законодательным собранием Краснодарского края
24 апреля 2002 года
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере
охраны окружающей среды и населения Краснодарского края от
экологически вредного воздействия на них автотранспортного
комплекса, определяет полномочия органов государственной власти и
органов местного самоуправления Краснодарского края, права и
обязанности граждан и юридических лиц в области охраны окружающей
среды и населения Краснодарского края от экологически вредного
воздействия автотранспортного комплекса.
Правовой основой настоящего Закона являются Конституция
Российской Федерации, федеральные законы "Об охране окружающей
среды", "Об охране атмосферного воздуха" и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации и Краснодарского края.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
экологически вредное воздействие автотранспортного комплекса
на окружающую среду - воздействие загрязняющими веществами на
атмосферный воздух, растительный покров, поверхностные и подземные
воды, загрязнение и захламление рельефа местности, а также вредное
физическое воздействие, возникающее при эксплуатации
автотранспортного комплекса;
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество
и (или) концентрация которых превышают установленные для
химических, иных веществ нормативы и оказывают негативное
воздействие на окружающую среду;
вредное физическое воздействие - воздействие шума, вибрации и
других физических факторов, при которых возможны неблагоприятные
изменения здоровья человека или состояния окружающей среды;
технический норматив выброса - норматив выброса загрязняющего
вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для
автотранспортных средств и объектов инфраструктуры и отражает
максимально допустимую массу выброса загрязняющего вещества;
автотранспортный комплекс - автотранспортные средства и
объекты их инфраструктуры;
автотранспортные средства - автомобили, автобусы, мотоциклы,
тракторы и другие самоходные машины и агрегаты, оснащенные
двигателями внутреннего сгорания;
объекты инфраструктуры - объекты обеспечения автотранспортных
средств нефтепродуктами, места ремонта и отстоя, места стоянок;
нефтепродукты - товарные продукты, полученные при переработке
нефти и используемые для обеспечения эксплуатации автотранспортных
средств;
моторное топливо для автотранспортных средств - бензин и
дизельное топливо всех марок, сжатый природный и сжиженный
нефтяной газ;
этилированный бензин - бензин, технология производства
которого предусматривает добавление этиловой жидкости;
отходы автотранспортного комплекса - утратившие свои
потребительские свойства изделия, материалы, остатки
нефтепродуктов, сырья, иных продуктов или изделий, которые
образовались в процессе эксплуатации автотранспортных средств и в
результате производственной деятельности объектов их
инфраструктуры.
Статья 2. Полномочия законодательного (представительного)
органа государственной власти Краснодарского края в области охраны
окружающей среды и населения от экологически вредного воздействия
автотранспортного комплекса
Законодательный (представительный) орган государственной
власти Краснодарского края в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и Краснодарского края,
осуществляет:
принятие законов и иных нормативных правовых актов
Краснодарского края в сфере охраны окружающей среды и населения от
экологически вредного воздействия автотранспортного комплекса,
контроль за их исполнением;
утверждение краевых целевых программ, направленных на
сокращение экологически вредного воздействия автотранспортного
комплекса на окружающую среду и население, и контроль за их
реализацией;
предоставление налоговых льгот юридическим лицам при
осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды и
населения от экологически вредного воздействия автотранспортного
комплекса;
введение ограничений использования нефтепродуктов и других
видов топлива, сжигание которых приводит к повышенному загрязнению
атмосферного воздуха;
иные полномочия.
Статья 3. Полномочия исполнительных органов государственной
власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды и
населения от экологически вредного воздействия автотранспортного
комплекса
Исполнительные органы государственной власти Краснодарского
края в случаях и порядке, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляют:
принятие нормативных правовых актов края в сфере охраны
окружающей среды и населения от экологически вредного воздействия
автотранспортного комплекса;
разработку и реализацию краевых целевых программ по сокращению
экологически вредного воздействия автотранспортного комплекса на
окружающую среду и население;
обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и
соблюдения интересов государства в ходе выполнения мер по охране
окружающей среды и населения от экологически вредного воздействия
автотранспортного комплекса;
введение ограничений использования нефтепродуктов и других
видов топлива, сжигание которых приводит к повышенному
загрязнению окружающей среды;
финансирование мероприятий по охране окружающей среды и
населения от экологически вредного воздействия автотранспортного
комплекса;
регулирование в пределах своей компетенции передвижения
автотранспортных средств в зонах лечебно - оздоровительных
местностей и курортов, зонах рекреационного и историко -
культурного назначения, в жилых зонах в целях уменьшения выбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду;
государственный контроль за порядком обращения с отходами,
образующимися при эксплуатации автотранспортного комплекса;
организацию и проведение государственного мониторинга
экологически вредного воздействия автотранспортного комплекса на
объекты окружающей среды;
государственный контроль в области охраны окружающей среды и
населения края от экологически вредного воздействия
автотранспортного комплекса;
информирование населения о загрязнении автотранспортным
комплексом объектов окружающей среды;
иные полномочия.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в области
охраны окружающей среды и населения от экологически вредного
воздействия автотранспортного комплекса
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды и населения от экологически
вредного воздействия автотранспортного комплекса, определяются в
соответствии с федеральными законами.
Статья 5. Требования к охране окружающей среды и населения
края при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции
объектов инфраструктуры автотранспортного комплекса и эксплуатации
автотранспортных средств
При разработке генеральных планов городских и сельских
поселений, проектов планировки общественных центров, жилых
районов, а также при проектировании, строительстве и реконструкции
общественных зданий и сооружений, жилых домов должны
предусматриваться мероприятия по снижению экологически вредного
воздействия автотранспортных средств на окружающую среду и
население.
При эксплуатации автотранспортных средств, а также при
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и
эксплуатации объектов их инфраструктуры должно обеспечиваться
непревышение нормативов воздействия загрязняющих веществ на
окружающую среду и население.
Объекты инфраструктуры автотранспортного комплекса должны
иметь санитарно - защитные зоны, размеры которых устанавливаются в
соответствии с санитарной классификацией и подтверждаются
расчетами рассеивания выбросов загрязняющих веществ и шумового
воздействия или инструментальными измерениями на аналогичных
объектах.
Статья 6. Мероприятия по снижению токсичности продуктов
сгорания моторного топлива
В целях снижения токсичности продуктов сгорания моторного
топлива на территории Краснодарского края предусматривается:
ввоз, хранение, реализация и использование в качестве
моторного топлива бензина, содержание свинца в котором не
превышает 0,013 г/куб. дм, и дизельного топлива, содержание серы в
котором не превышает 0,2 процента, в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации;
создание условий для перевода автотранспортных средств на
использование в качестве моторного топлива сжатого природного или
сжиженного нефтяного газа;
проведение мероприятий по широкому применению экологических
присадок к моторному топливу, снижающих концентрацию загрязняющих
веществ в продуктах сгорания моторного топлива;
определение условий по внедрению в эксплуатацию каталитических
нейтрализаторов, обеспечивающих дожиг моторного топлива и
снижающих концентрацию загрязняющих веществ в продуктах сгорания
моторного топлива.
На территориях лечебно - оздоровительных местностей и курортов
Краснодарского края вводится ограничение ввоза, хранения,
реализации и использования в качестве моторного топлива
этилированного бензина.
Статья 7. Регулирование эксплуатации автотранспортных средств
Запрещается мойка автотранспортных средств, слив топлива и
масел в необорудованных местах, регулировка звуковых сигналов,
тормозов и двигателей, а также стоянка автотранспортных средств с
включенным двигателем в жилых зонах, на участках детских
дошкольных учреждений, школ, лечебно - оздоровительных учреждений,
в местах массового отдыха и развлечений, на территории лечебно -
оздоровительных местностей и курортов, историко - культурных
центров.
На территории края запрещается эксплуатация автотранспортных
средств, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных
газах и дымность превышают технические нормативы выбросов.
Статья 8. Обращение с отходами, образующимися при эксплуатации
автотранспортного комплекса, на территории Краснодарского края
Отходы, образующиеся при эксплуатации и обслуживании
автотранспортного комплекса независимо от его принадлежности и
форм собственности, подлежат сбору, обезвреживанию и утилизации
или вторичной переработке.
Образовавшиеся отходы автотранспортных средств и объектов их
инфраструктуры подлежат сбору и хранению в специально отведенных
местах.
Накопление, складирование, обезвреживание и захоронение
названных отходов вне специально отведенных мест запрещается.
Статья 9. Плата за загрязнение окружающей среды выбросами
загрязняющих веществ в атмосферный воздух и другие виды
воздействия на нее
За загрязнение окружающей среды выбросами загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и другие виды вредного воздействия на нее с
физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Мониторинг окружающей среды
В целях наблюдения за загрязнением окружающей среды,
комплексной оценки и прогноза ее состояния специально
уполномоченный орган высшего исполнительного органа
государственной власти Краснодарского края в области охраны
окружающей среды с участием органов местного самоуправления в
пределах полномочий, определяемых законодательством Российской
Федерации, организует и обеспечивает осуществление
государственного мониторинга окружающей среды.
Статья 11. Государственный контроль за охраной окружающей
среды и населения от экологически вредного воздействия
автотранспортного комплекса
Государственный контроль за охраной окружающей среды и
населения от экологически вредного воздействия автотранспортного
комплекса осуществляют специально уполномоченный орган высшего
исполнительного органа государственной власти Краснодарского края,
территориальные органы специально уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и
санитарно - эпидемиологического надзора в пределах полномочий,
установленных законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль должен обеспечивать:
соблюдение условий, установленных разрешениями на выброс
загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические
воздействия;
соблюдение стандартов, норм, правил и иных требований к охране
окружающей среды, проведение производственного контроля за охраной
окружающей среды;
соблюдение режима санитарно - защитных зон объектов, имеющих
стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую
среду;
выполнение целевых программ, мероприятий по охране окружающей
среды;
выполнение иных требований в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 12. Муниципальный контроль за охраной окружающей среды
и населения от экологически вредного воздействия автотранспортного
комплекса
Муниципальный контроль за охраной окружающей среды и населения
от экологически вредного воздействия автотранспортного комплекса
на территории муниципального образования осуществляется органами
местного самоуправления или уполномоченными ими органами в
соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке,
установленном нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
Статья 13. Производственный контроль за охраной окружающей
среды и населения от экологически вредного воздействия
автотранспортного комплекса
Производственный контроль за охраной окружающей среды и
населения от экологически вредного воздействия автотранспортного
комплекса осуществляют юридические лица, имеющие автотранспортные
средства и объекты их инфраструктуры, путем назначения
ответственных за проведение производственного контроля и (или)
организации экологических служб в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны
представлять сведения об организации производственного контроля в
органы исполнительной власти и органы местного самоуправления,
осуществляющие соответственно государственный и муниципальный
контроль, в порядке, установленном законодательством.
Статья 14. Права граждан и общественных объединений в области
охраны окружающей среды и населения от экологически вредного
воздействия автотранспортного комплекса
Граждане и общественные объединения в соответствии с
законодательством Российской Федерации имеют право на:
информацию о состоянии окружающей среды, об экологически
вредном воздействии автотранспортного комплекса;
участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и
иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на
окружающую среду и население;
обсуждение программ охраны окружающей среды и внесение своих
предложений;
предъявление иска о возмещении вреда, причиненного здоровью
граждан, имуществу и окружающей среде экологически вредным
воздействием автотранспортного комплекса.
Представители общественных объединений имеют право доступа к
объектам хозяйственной и иной деятельности, имеющим источники
загрязнения окружающей среды и физического воздействия на нее, в
порядке и на условиях, которые установлены законодательством
Российской Федерации.
Статья 15. Обязанности физических и юридических лиц, имеющих
автотранспортные средства и объекты инфраструктуры
автотранспортного комплекса
Юридические и физические лица при производстве и эксплуатации
автотранспортных средств должны обеспечивать непревышение
установленных для них технических нормативов выбросов.
Юридические лица и граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, имеющие объекты инфраструктуры автотранспортного комплекса,
в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих
веществ в окружающую среду и устанавливать нормативы допустимых
выбросов и сбросов веществ исходя из нормативов допустимой
антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества
окружающей среды, а также технологических нормативов;
согласовывать с территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти места строительства объектов хозяйственной и
иной деятельности, эксплуатация которых в дальнейшем будет
оказывать вредное воздействие на окружающую среду и население;
внедрять новые технологии в целях снижения уровня экологически
вредного воздействия на окружающую среду и население;
проводить производственный контроль за соблюдением
установленных норм выбросов загрязняющих веществ в окружающую
среду и нормативов вредного физического воздействия на нее;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих окружающую среду
отходов с территории объекта хозяйственной и иной деятельности на
специализированные места складирования или захоронения таких
отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной
деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц специально
уполномоченных санитарных и природоохранных органов по устранению
нарушений требований законодательства Российской Федерации и
Краснодарского края в области охраны окружающей среды;
соблюдать иные требования к охране окружающей среды,
установленные в соответствии с действующим законодательством.
Статья 16. Ответственность за нарушение требований настоящего
Закона
За нарушение требований настоящего Закона устанавливается
дисциплинарная, административная, уголовная или имущественная
ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Исполнительным органам государственной власти Краснодарского
края привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Законом.
Глава администрации
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Краснодар
30 апреля 2002 года
N 474-КЗ
|