Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Новые документы РБ

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Краснодарского края

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО УФК ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ ОТ 15.04.2002 N 18-15/1902 О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА О ПРИЕМЕ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

(по состоянию на 10 июля 2006 года)

<<< Назад


                  УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
                         ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
   
                                 ПИСЬМО
                   от 15 апреля 2002 г. N 18-15/1902
   
         О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА О ПРИЕМЕ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
   
       Управление федерального  казначейства  МФ Российской Федерации
   по Краснодарскому краю в связи с поступающими запросами  отделений
   федерального  казначейства  о  заключении  договоров  с  филиалами
   Акционерного  коммерческого  Сберегательного  банка  РФ  о  приеме
   платежей с физических лиц сообщает следующее.
       В представляемых  проектах  договоров   банк   предусматривает
   взимание комиссионного  сбора  за  услуги  банка  по  перечислению
   платежей физических лиц в федеральный бюджет. При этом в различных
   случаях банк  устанавливает  различный  порядок  взимания  данного
   комиссионного сбора, а именно:
       а) плата  за услуги банка удерживается банком самостоятельно с
   тех сумм обязательных  платежей,  которые  вносятся  гражданами  в
   федеральный бюджет.   Оставшаяся  часть  перечисленных  гражданами
   обязательных платежей  за  вычетом  сумм  комиссионного  сбора  за
   услуги банка перечисляется на счет казначейства;
       б) после зачисления физическими лицами всей суммы обязательных
   платежей плата  за  услуги  банка  перечисляется  со  счета органа
   федерального казначейства  по  отдельному   платежному   поручению
   органа федерального    казначейства.   В   случае   неперечисления
   комиссионного сбора банк оставляет за собой право  приостановления
   операций по приему и перечислению платежей граждан;
       в) плата за услуги банка списывается банком  самостоятельно  в
   бесспорном порядке со счета органа федерального казначейства;
       г) плата за услуги  банка  взимается  с  граждан  сверх  сумм,
   подлежащих обязательному перечислению в федеральный бюджет.
       Считаем необходимым   отметить,   что   органы    федерального
   казначейства не  вправе  заключать договоры,  содержащие названные
   условия.
       1. Удержание  платы  за  оказываемые банком услуги за счет тех
   сумм платежей,  которые   перечисляются   физическими   лицами   в
   федеральный бюджет   (случай   "а"),   недопустимо   по  следующим
   основаниям.
       В соответствии  со  ст.  32  БК  РФ  закреплен принцип полноты
   отражения доходов  бюджета,  который  означает,  что  все   доходы
   бюджета, определенные  налоговым и бюджетным законодательством РФ,
   подлежат отражению в бюджете в  полном  объеме  и  в  обязательном
   порядке.
       Согласно ст.  41 БК РФ платежи  граждан  в  бюджет  составляют
   доход бюджета  (налоговый  или  неналоговый).  Статьей  40  БК  РФ
   установлено, что денежные средства считаются зачисленными в  доход
   соответствующего бюджета  с  момента  совершения Банком России или
   кредитной организацией операции  по  зачислению  (учету)  денежных
   средств на счет органа, исполняющего бюджет.
       Таким образом,  зачисление банком на счет органа  федерального
   казначейства неполной  суммы обязательных платежей,  перечисленных
   физическими лицами в бюджет,  за вычетом  комиссионного  сбора  за
   услуги банка  противоречит  ст.  40  БК  РФ  и влечет неисполнение
   банком установленной законом обязанности зачислить в доход бюджета
   всю сумму  перечисляемых  платежей,  чем  нарушается также принцип
   полноты отражения доходов бюджета.
       2. Недопустимым  является  перечисление  органами федерального
   казначейства или списание банком  комиссионного  сбора  за  услуги
   банка со  счета  органов  федерального  казначейства (случаи "б" и
   "в").
       В соответствии  со  статьей 164 БК Российской Федерации органы
   федерального казначейства  осуществляют  казначейское   исполнение
   федерального бюджета.     Органы     федерального     казначейства
   осуществляют расходование   средств   федерального   бюджета    не
   самостоятельно по своему усмотрению, а в соответствии с принципами
   бюджетной системы,  в  том  числе  в  соответствии   с   принципом
   адресности и   целевого   характера   бюджетных  средств,  который
   согласно ст.  ст.  38,  162 БК Российской Федерации означает,  что
   бюджетные средства    выделяются    в    распоряжение   конкретных
   получателей бюджетных средств,  имеющих право на  их  получение  в
   соответствии с  бюджетной росписью,  с обозначением направления их
   на финансирование конкретных целей.
       Статья 69  БК  РФ  устанавливает  исключительный перечень форм
   расходования средств   бюджета,   который    не    предусматривает
   расходование средств  бюджета  на  оплату  услуг,  предоставляемых
   кредитными организациями.
       На указанные  цели  в соответствии со статьей 70 БК Российской
   Федерации могут расходоваться средства бюджетных учреждений, в том
   числе средства  органов  федерального  казначейства. Вместе с тем,
   платежи физических лиц в бюджет являются  средствами  федерального
   бюджета, а не средствами отделения федерального казначейства.
       Таким образом,   отделение   федерального   казначейства    не
   уполномочено заключать    договоры    о    расходовании    средств
   федерального бюджета  на  цели,   не   предусмотренные   бюджетной
   росписью.
       3. Отделение  федерального  казначейства   также   не   вправе
   заключать с банком договор о приеме и перечислении банком платежей
   физических лиц, в котором предусмотрено взимание вознаграждения за
   осуществление банковских  операций с физических лиц - третьих лиц,
   не являющихся стороной по данному договору,  дополнительно к сумме
   платежей, подлежащих   обязательному  перечислению  в  федеральный
   бюджет.
       В соответствии с п.  3 статьи 308 ГК РФ обязательство не может
   создавать обязанностей для третьих лиц,  не участвующих  в  нем  в
   качестве сторон  (для  третьих  лиц).  В случаях,  предусмотренных
   законом, иными   правовыми   актами   или   соглашением    сторон,
   обязательство может  создавать  для  третьих  лиц  только  права в
   отношении одной или обеих сторон обязательства.
       В договоре, заключаемом между ОФК и банком, физические лица не
   участвуют в качестве сторон обязательства, следовательно, в данном
   договоре не  может  быть  установлена  обязанность  физических лиц
   оплачивать услуги банка.
       Представляется, что  в  данном  случае  кассовое  обслуживание
   физических лиц подпадает под действие статей  426,  428  ГК  РФ  -
   публичный договор и договор присоединения.
       При этом  не  требуется  заключения   договора   на   кассовое
   обслуживание физических лиц между банком и отделением федерального
   казначейства. Для  взимания  с  граждан  платы  за  услуги   банка
   дополнительно к  вносимым  ими  обязательным  платежам достаточным
   является установление банком тарифов  на  осуществление  указанных
   услуг гражданам.
   
                                              Руководитель Управления
                                                      С.Б.ГУРАЛЬНИКОВ
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

Право Беларуси

Юмор

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz