УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 11 апреля 2002 г. N 2.12-09/13
Управление МНС России по Краснодарскому краю направляет Вам
"Методические рекомендации по организации работы с
налогоплательщиками в условиях реформирования принципов налоговой
администрации в инспекциях МНС России местного уровня" для
руководства и использования в работе.
Государственный советник
налоговой службы III ранга
А.Н.КУРЬЯНОВ
Приложение
к письму
Управления МНС РФ
по Краснодарскому краю
от 11 апреля 2002 г. N 2.12-09/13
Утверждено
Руководителем
Управления Министерства по налогам и сборам РФ
по Краснодарскому краю
И.А.ПЕРОНКО
11 апреля 2002 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ НАЛОГОВОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ В ИНСПЕКЦИЯХ МНС РОССИИ МЕСТНОГО УРОВНЯ
Основным приоритетом в работе налоговых органов в условиях
модернизации является улучшение обслуживания налогоплательщиков,
расширение сферы предоставляемых им услуг, при одновременном
упрощении исполнения налоговых обязательств. При этом налоговые
органы обязаны повышать правовую грамотность и информированность
налогоплательщиков для повышения уровня добровольного соблюдения
ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
(Федеральная целевая программа "Развитие налоговых органов
(2002 - 2004 годы)")
I. Общая часть
Важнейшим принципом организации работы модернизированной
инспекции является применение системы самоначисления.
В налоговом законодательстве России уже сегодня реализованы
принципы самоначисления. В частности, в соответствии со статьей 23
Налогового кодекса России, налогоплательщик обязан самостоятельно
рассчитывать налоги и предоставлять в налоговые органы свои
расчеты в установленные законодательством сроки. При этом
налогоплательщик несет полную юридическую ответственность за
правильность расчета налогов.
Для реализации системы самоначисления в инспекциях местного
уровня необходимо наличие трех важнейших компонентов:
- самостоятельное декларирование налогоплательщиком
налогооблагаемой базы, начисленной суммы налога и внесение ее
налоговым органом в систему лицевых счетов в качестве суммы
налоговых обязательств;
- "доброжелательная" среда взаимодействия налоговых органов с
налогоплательщиками;
- высокий уровень налогового контроля за правильностью
начисления и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками.
Переход Инспекций МНС России по городам и районам
Краснодарского края на типовую функционально - ориентированную
структуру в полной мере позволяет осуществить указанное
взаимодействие.
II. Самостоятельное декларирование налогоплательщиком
налогооблагаемой базы, начисленной суммы налога и
внесение ее налоговым органом в систему лицевых
счетов в качестве суммы налоговых обязательств
Налогоплательщик самостоятельно (без помощи налоговых органов)
определяет налогооблагаемую базу, начисляет сумму налога,
заполняет декларацию, направляет ее в налоговый орган (по почте
или сдает непосредственно в инспекцию) и несет всю полноту
ответственности за достоверность представленных данных в
соответствии с действующим законодательством.
Сумма налоговых обязательств, указанная налогоплательщиком,
автоматически вводится в систему лицевых счетов без какого либо
вмешательства со стороны налогового органа.
Работа с налогоплательщиками, за исключением случаев
урегулирования разногласий по результатам налоговых проверок и
жалоб налогоплательщиков, осуществляется подразделениями,
входящими в блок работы с налогоплательщиками. К ним относятся
подразделения по учету налогоплательщиков, приему налоговой
отчетности и информированию. Так как конкретная организационная
структура инспекции местного уровня в соответствии с приказом МНС
России от 25.08.00 N БГ-3-20/312 "О типовых структурах инспекций
МНС России" зависит от числа работников инспекции, то понятие
"подразделение" в данном документе носит условный характер и может
рассматриваться, как группа отделов, отдел, группа внутри отдела,
технологический участок, или даже отдельное рабочее место или его
часть.
Налогоплательщик имеет право передавать в налоговые органы
декларации (отчеты) по почте или опускать их в специальный ящик,
который необходимо установить в инспекции (способ бесконтактной
сдачи документов).
При наличии возможности необходимо создание в инспекции
операционного зала для приема налогоплательщиков. Операционный зал
необходимо оборудовать информационными стендами и другими
средствами оповещения налогоплательщиков об изменениях
законодательства и порядке сдачи налоговой отчетности.
Прием документов от налогоплательщиков производится в
инспекции в присутствии налогоплательщика или его представителя
(статья 26 НК РФ). При этом проверяется только юридическое
оформление документов, правильность заполнения идентификационных
реквизитов, наличие исправлений при заполнении. Прием
налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц должен
осуществлять любой из свободных инспекторов отдела по работе с
налогоплательщиками в течение всего рабочего дня.
Система упрощенного контроля при приеме документов позволяет
максимально сократить время пребывания налогоплательщика в
налоговом органе при сдаче отчетности. Такие условия работы с
налогоплательщиками снижают нагрузку на налогового инспектора,
осуществляющего прием плательщиков и создают доброжелательную
обстановку во взаимоотношениях налогового органа и
налогоплательщика.
После визуального контроля, осуществляемого отделом приема
отчетности, налоговые документы передаются в блок информационно -
аналитической работы, в отдел ввода данных. Посредством
программного продукта производится автоматический камеральный
контроль (арифметический контроль). При установлении нарушений
либо несоответствий в налоговой отчетности налогоплательщика не
повлекших изменений сумм подлежащих уплате налогов налоговым
органом производится уведомление налогоплательщиков о наличии
нарушений порядка заполнения налоговой отчетности.
В случае неуплаты налогов при предоставлении отчетных
документов (расчетов налогов, балансов и пр.) налогоплательщик
получает от налогового органа письменное предупреждение в форме
требования, которое подготавливается отделом (группой) по
принудительному взысканию недоимки. Если после получения
требования налогоплательщик не принимает необходимых мер по
устранению образовавшейся задолженности, то в отношении его
принимаются меры принудительного характера взыскания в
соответствии с действующим законодательством.
III. Осуществление разъяснительной работы
по применению законодательства о налогах и сборах
и налоговое просвещение населения
Работа по информированию налогоплательщиков об изменениях
налогового законодательства, о порядке сдачи и заполнения
налоговой отчетности, о постановке на налоговый учет, о состоянии
расчетов с бюджетом по налогам и др. выполняется только
работниками отдела работы с налогоплательщиками. В зависимости от
категории численности инспекции выделяется отдельное подразделение
по информированию налогоплательщиков, при небольшой численности
инспекции данные функции исполняются отделом по работе с
налогоплательщиками. В зависимости от задач, по информационной
работе с плательщиком следует выделять информирование, которое
носит публичный характер, и может осуществляться специалистами
любых отделов инспекции (это выступления по телевидению, радио, в
средствах массовой информации, семинары с налогоплательщиками,
подготовка информационных стендов). При этом организация этой
работы возлагается на отдел по работе с налогоплательщиками.
Персональные консультации налогоплательщиков (устные и письменные)
в соответствии с приказом МНС России от 26.02.2002 года N
БГ-3-25/94 осуществляются работниками отдела информирования
налогоплательщика (работы с налогоплательщиками). Для подготовки
ответов на особо сложные вопросы отделом информирования
налогоплательщиков могут быть получены письменные заключения
специалистов других отделов инспекции или Управления МНС России по
Краснодарскому краю.
Оформление и контроль за использованием специальных
информационных стендов для налогоплательщиков, организация
консультационных пунктов, где налогоплательщик может получить
исчерпывающую информацию по применению налогового
законодательства, также возлагается на подразделение работы с
налогоплательщиками.
При постановке на налоговый учет налогоплательщику необходимо
вручать "памятку", в которой указывается:
какие налоги, в какие сроки он должен платить,
счета, на которые необходимо перечислять платежи,
порядок сдачи отчетности,
время работы налогового органа,
где и когда налогоплательщик может получить консультацию по
вопросам налогового законодательства.
При наличии в инспекции возможности по созданию операционного
зала, его необходимо максимально оборудовать средствами
информирования плательщиков, в том числе необходимо оборудовать
рабочие места для налогоплательщиков, где они могут с помощью
компьютера получить необходимую информацию по изменениям
законодательства.
В средствах массовой информации необходимо организовывать на
постоянной основе передачи по формированию положительного
отношения налогоплательщиков к обязанности платить налоги.
Особое внимание обратить на использование сети Интернет для
ускорения процесса информирования налогоплательщиков и
предоставления налоговой отчетности о результатах хозяйственной
деятельности.
Все это формирует достаточный уровень "доброжелательности" во
взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками.
Категорически не допускается невежливое, безучастное отношение
к налогоплательщикам со стороны сотрудников налоговых органов.
В случае установления таких фактов, в том числе по жалобам
налогоплательщиков, к работникам, допустившим неэтичное поведение,
применять меры дисциплинарного воздействия.
Начальник отдела
комплексного развития налоговых органов
Е.А.ПАЛЬЦЕВ
|