УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РФ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2002 г. N 2.17-25-117
ОБ АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ
Управление МНС России по Краснодарскому краю по вопросу
контроля арендной платы за землю, сообщает.
В связи с реформированием налоговых органов и системы
платежей, права и обязанности налоговых органов определены
статьями 31 и 32 Налогового кодекса. Пунктом 2 ст. 31 Кодекса
установлено, что наделение правами налоговых органов возможно
исключительно в рамках Кодекса, а возложение обязанностей,
согласно п. 2 ст. 32 Кодекса, возможно еще и Федеральными
законами. Ни Кодекс, ни иные Федеральные законы, в том числе, о
плате за землю, не предполагают возложения на налоговые органы
обязанностей по контролю за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ арендной платы за
землю, не являющейся налогом или сбором.
Заключение договоров аренды находится, в соответствии с ГК РФ,
исключительно в компетенции муниципальных образований и
пользователей земельными участками, равно как и исполнение
договоров. Налоговые органы имеют возможность только наблюдать за
поступлением арендной платы за землю и информировать об этом
арендодателя. Влиять на процесс своевременности и поступления в
полном объеме арендной платы налоговые органы, не являясь стороной
в договоре об арендных отношениях, не вправе.
Кроме того, отчетностью о поступлении налоговых платежей и
других доходов в бюджетную систему Российской Федерации,
установленной приказом МНС России от 19.10.2001 N БГ-3-10/431, не
предусмотрен учет налоговыми органами данных, отраженных в
договорах аренды (начисленной суммы арендной платы), а также
распределение сумм арендной платы по категориям земель, в связи с
чем, налоговые органы не могут располагать информацией по недоимке
арендной платы за землю, исчисляемой в виде разницы между суммой
начисленных и фактически уплаченных платежей.
Вместе с тем, поскольку согласно ст. 1 Закона Российской
Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской
Федерации" налоговые органы России - единая система контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,
установленных федеральным законодательством, контроль за полнотой
поступления арендной платы за землю также осуществляется
налоговыми органами. При этом следует иметь в виду, что суммы
арендной платы за земли городов (поселков) и земли
сельхозназначения подлежат перечислению в полном объеме на счета,
открытые органами федерального казначейства Минфина России, с
последующим их распределением между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации.
В настоящее время действует Приказ Госналогслужбы России от
15.04.94 N ВГ-3-13/23 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения
в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского
учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", (N
26), в соответствии с которым налоговые органы обязаны обеспечить
ведение оперативно - бухгалтерского учета по налогам и другим
обязательным платежам, перечисленным в Приложении N 1, включая
земельный налог и арендную плату за землю.
Помимо этого, согласно Инструкции МНС России от 10.04.2000 N
60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и
производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и
сборах", зарегистрированной Минюстом России 07.06.2000 N 2259,
факты нарушений действующего законодательства, не относящиеся к
налоговым правонарушениям, выявленные в ходе проверки, в том числе
факты нарушения уплаты арендатором арендной платы за землю,
подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки.
Так, в соответствии с п. 1.11.1 Инструкции N 60 в описательной
части акта выездной налоговой проверки по каждому отраженному в
акте факту нарушения должны быть четко изложены квалификация
совершенного нарушения со ссылками на законодательные и иные
нормативно - правовые акты, ссылками на первичные документы,
подтверждающие факты неполного и несвоевременного перечисления
арендной платы в соответствующий бюджет, размер штрафных санкций,
предусмотренных договором аренды за несвоевременное перечисление
арендной платы, сумма задолженности по арендной плате с
начисленными штрафными санкциями, и т.д.
Кроме того, в связи с тем, что налоговым органам не
предоставлено право взыскания в бесспорном порядке задолженности
по арендной плате за землю, в акте проверки необходимо предложить
плательщику арендной платы добровольно погасить образовавшуюся
задолженность и сообщить о выявленных фактах неполного и
несвоевременного перечисления в бюджет арендной платы в
администрации города (района) для принятия мер по погашению
задолженности.
Также следует иметь в виду, что Законом РФ "О плате за землю"
льготы арендаторам при передаче в аренду государственных земель не
установлены. Эта норма подтверждена также статьей 15 Закона
Краснодарского края от 06.12.96 N 57-КЗ "О плате за землю в
Краснодарском крае" (в ред. Закона от 05.08.98 N 140-КЗ).
В настоящее время, в целях совершенствования механизма об
упорядочении учета плательщиков арендной платы за землю,
Управлением подготовлены предложения администрации края по
определению органа, осуществляющего контроль за поступлением
доходов от арендной платы применительно к совместному приказу
Министерства имущественных отношений РФ, МНС России, Министерства
финансов РФ и Федеральной службы земельного кадастра России от
23.04.2001 N 87/БГ-3-04/130/109/П/77 "О проведении совместных
мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы
за землю в федеральный бюджет Российской Федерации".
Государственный советник
налоговой службы III ранга
В.А.КРАСНИЦКИЙ
|