УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 28 марта 2002 г. N 2.23-14-144
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Краснодарскому краю в связи с многочисленными запросами
по порядку исчисления и уплаты единого социального налога
разъясняет.
1. Должен ли предприниматель, переведенный на уплату единого
налога на вмененный доход для определениях видов деятельности, у
которого работают по найму два человека, представлять расчеты по
авансовым платежам по единому социальному налогу и уплачивать
ежемесячно авансовые платежи с суммы выплаченной заработной платы
как работодатель?
Статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в
редакции Федерального закона от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской федерации и в
некоторые акты Российской Федерации о налогах и сборах")
плательщиками единого социального налога признаны лица,
производящие выплаты физическим лицам (индивидуальные
предприниматели, организации, физические лица, не признаваемые
индивидуальными предпринимателями), а также индивидуальные
предприниматели и адвокаты. Если налогоплательщик одновременно
относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет
и уплачивает налог по каждому основанию.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального
налога налогоплательщиками - работодателями и налогоплательщиками,
не являющимися работодателями, даны в статьях 243 и 244 Налогового
кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 31.12.2001 г. N
198-ФЗ) соответственно.
2. Не противоречит ли статье 5 Налогового кодекса Российской
Федерации включение с 01.01.2002 г. в категории плательщиков
единого социального налога организаций (предпринимателей),
переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности?
Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации
о налогах и сборах" в Федеральный закон от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О
едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности" внесены соответствующие изменения, касающиеся
исключения платежей в государственные социальные внебюджетные
фонды из состава платежей, которые не взимаются с плательщиков
единого налога на вмененный доход.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от
29.12.2001 г. N 187-ФЗ) актами законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление
специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в
соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и
уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной статьями 19 -
21 данного закона совокупности налогов и сборов одним налогом.
При этом установление и введение в действие специальных
налоговых режимов не относятся к установлению и введению в
действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения
специальных налоговых режимов определяются актами законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ
со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях
соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков
этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19 - 21
Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", за исключением налогов,
поименованных в статье 1 Федерального закона от 31.07.98 г. N
148-ФЗ.
Таким образом, налогообложение единым налогом на вмененный
доход для определенных видов деятельности соответствует условиям
функционирования специальных налоговых режимов, предусматривающим
замену уплаты совокупности налогов и сборов одним единым налогом.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31.12.2001
г. N 198-ФЗ, опубликованного в "Российской газете" N 256 от
31.12.2001 г., данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2002 года, за исключением абзаца девятого пункта 11 статьи 1,
который вступает в силу с 1 января 2003 г.
С учетом изложенного с 1 января 2002 года плательщики единого
налога на вмененный доход уплачивают единый социальный налог в
порядке, установленном главой 24 Кодекса (в редакции Федерального
закона от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ).
3. Облагается ли единым социальным налогом пособие,
выплачиваемое в соответствии с Законом Краснодарского края от
27.03.97 г. N 73-КЗ "О муниципальной службе Краснодарского края
муниципальному служащему при выходе на пенсию по достижении
предельного возраста за счет средств бюджета?
Согласно пункту 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 г. N
198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о
налогах и сборах") не подлежат налогообложению выплаты работникам
организаций, финансируемых за счет средств бюджета, не превышающие
2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период в
рассматриваемом случае по основанию:
суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим
работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с
выходом на пенсию по инвалидности или возрасту.
Следовательно, пособие, выплачиваемое муниципальному служащему
при выходе на пенсию по достижении предельного возраста за счет
средств бюджета, облагается единым социальным налогом в части
сумм, превышающих 2000 рублей за налоговый период.
Аналогичным был порядок обложения единым социальным налогом
указанных выплат в 2001 году.
4. Предприятие оплачивает полную стоимость путевки физическому
лицу, не являющемуся работником предприятия. Облагается ли данная
сумма единым социальным налогом?
В течение 2001 года стоимость путевки, оплаченная предприятием
физическому лицу, не являющемуся работником предприятия,
облагалась единым социальным налогом, так как в соответствии с
пунктом 1 статьи 236 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков -
организаций признаются выплаты в виде материальной помощи и иные
безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с
налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско -
правового характера, предметом которого является выполнение работ
(оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 г. N
198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о
налогах и сборах") объектом налогообложения для налогоплательщиков
- организаций признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско - правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а
также по авторским договорам.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции вышеназванного закона)
определено, что налогоплательщики - организации включают в
налоговую базу любые выплаты и вознаграждения (за исключением
сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости
от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности,
полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных
или иных прав), предназначенных для физического лица - работника
или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания,
отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по
договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых
взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего
Кодекса).
Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2
Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся:
супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
На основании изложенного с 01.01.2002 года стоимость путевки,
оплаченная предприятием физическому лицу, которое не является ни
работником предприятия, ни членом его семьи, единым социальным
налогом не облагается.
5. Облагается ли единым социальным налогом стоимость квартиры,
приобретенная предприятием для своего работника, если данные
расходы не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль
предприятия в текущем отчетном (налоговом) периоде (пункт 3 статьи
236 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции
Федерального закона от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые акты Российской Федерации о налогах и сборах")?
Облагаются ли единым социальным налогом такие выплаты, как
оплата коммунальных услуг, питания, обучения работника или членов
его семьи, если они произведены предприятиями за счет средств, не
относящихся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на
прибыль?
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса
Российской федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001
г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о
налогах и сборах") налоговая база налогоплательщиков -
организаций, Производящих выплаты физическим лицам, определяется
как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных
налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и
вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238
настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная
оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав),
предназначенных для физического лица - работника или членов его
семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в
их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного
страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в
подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса) вне
зависимости от источника финансирования.
На основании изложенного выплаты, предназначенные для
физического лица - работника или членов его семьи (оплата
квартиры, приобретенной предприятием для своего работника,
коммунальных услуг, питания, обучения), произведенные
предприятиями за счет средств, не относящихся к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, облагаются единым
социальным налогом как материальная выгода.
6. Предприятие реализовывало своим работникам продукцию
собственного производства по цене ниже рыночной. Как производить
обложение единым социальным налогом данных выплат?
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001
N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о
налогах и сборах") налоговая база налогоплательщиков -
организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется
как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных
налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и
вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238
настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты.
Пунктом 4 вышеназванной статьи определено, что при расчете
налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в
виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров
(работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их
рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен
(тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из
государственных регулируемых розничных цен. Рыночные цены
определяются в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса
Российской Федерации.
При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается
соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для
подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Аналогично облагались в течение 2001 года единым социальным
налогом выплаты и иные вознаграждения, производимые предприятиями
своим работникам в натуральной форме, но в стоимость товаров
(работ, услуг) включалась также соответствующая сумма налога с
продаж.
7. Облагаются ли единым социальным налогом новогодние подарки,
выданные за счет средств предприятия и за счет средств
профсоюзного комитета?
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001
N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о
налогах и сборах") налоговая база налогоплательщиков -
организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется
как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных
налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и
вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238
настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная
оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав),
предназначенных для физического лица - работника или членов его
семьи.
Следовательно, новогодние подарки, выданные за счет средств
предприятия, облагаются единым социальным налогом как с
01.01.2002, так и в течение 2001 года.
Согласно пункту 13 статьи 238 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции вышеназванного закона) выплаты в денежной и
натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных
взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты
производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000
рублей в год. На основании изложенного с 01.01.2002 новогодние
подарки, выданные за счет средств профсоюзного комитета, единым
социальным налогом не облагаются.
В течение 2001 года новогодние подарки, выданные за счет
средств профсоюзного комитета, облагались единым социальным
налогом, так как в соответствии с пунктом 13 статьи 238 Налогового
кодекса Российской Федерации не облагались единым социальным
налогом выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных
взносов каждому члену профсоюза при условии, что данные выплаты
производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000
рублей в год.
8. Каков порядок исчисления пени и возможно ли применение
штрафных санкций в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса
Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки в
связи с тем, что отчетным периодом по единому социальному налогу
признается квартал, а налоговым периодом - год?
Постановлением пленума Высшего арбитражного суда Российской
Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части
первой Налогового кодекса РФ определено, что пени,
предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса РФ, могут быть
взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о
конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам
отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в
соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
Плательщики единого социального налога исчисляют суммы
авансовых платежей по итогам каждого отчетного периода на основе
налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов
своей экономической деятельности за данный отчетный период.
На основании изложенного за несвоевременную уплату единого
социального налога за отчетный период должно производиться
исчисление пени в соответствии с положениями статьи 75 Налогового
кодекса РФ.
Штрафные санкции в соответствии со статьей 122 Налогового
кодекса РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога могут быть
применены к плательщикам единого социального налога только по
окончании налогового периода, после срока подачи декларации. В
случае подачи налогоплательщиком заявления о дополнении и
изменении в поданной им налоговой декларации учитываются положения
статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона от
31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской
Федерации о налогах и сборах", если в течение 2002 года по итогам
месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального
налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу),
подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за
соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа
месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые
платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого
социального налога. Положение настоящей статьи утрачивает силу с 1
января 2003 года.
9. Как уплачивают единый социальный налог индивидуальные
предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения?
С какой суммы вновь зарегистрированные предприниматели,
применяющие упрощенную систему налогообложения, будут уплачивать
единый социальный налог?
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с
пунктом 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (в
редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые акты Российской Федерации о налогах и сборах") является
валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства".
Согласно пункту статьи 237 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции вышеназванного закона) для индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
налоговая база определяется как произведение валовой выручки и
коэффициента 0,1.
Пунктом 2 статьи 244 определено (в редакции Федерального
закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые акты
Российской Федерации о налогах и сборах"), что если
налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую
деятельность после начала очередного налогового периода, они
обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала
осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту
постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого
дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого
дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением
доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период
производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого
дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением и ставок,
указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванной статьи в случае
значительного (более чем на 50 процентов) увеличения доходов в
налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае
значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую
декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий
налоговый период.
10. Каков порядок уплаты единого социального налога,
зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, для
индивидуальных предпринимателей и адвокатов в 2002 году?
В соответствии с пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001
г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о
налогах и сборах") индивидуальные предприниматели и адвокаты
уплачивают единый социальный налог в федеральный бюджет по ставкам
19,2 и 14,0 процента соответственно.
Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
определено, что индивидуальные предприниматели и адвокаты
уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации в виде фиксированного платежа, максимальный
размер которого в расчете на месяц не может превышать 3600 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 244 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции вышеназванного закона) для исчисления суммы
налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога,
подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки
тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию,
подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации. При
этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна
вторая ставок по налогу, установленных для данной категории
налогоплательщиков пунктом 3 статьи 241 настоящего Кодекса с
учетом их изменения при применении регрессивной шкалы.
До определения Правительством РФ порядка и сроков исчисления и
уплаты в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
фиксированных платежей индивидуальные предприниматели и адвокаты
уплачивают единый социальный налог в федеральный бюджет по
установленным ставкам, а именно: 19,2 и 14,0 процента
соответственно с учетом условий применения регрессивной шкалы.
11. Облагается ли единым социальным налогом материальная
помощь, выплаченная предприятием работающим сотрудникам, а также
неработающим пенсионерам за счет прибыли, оставшейся в
распоряжении предприятия (нераспределенная прибыль прошлых лет),
если предприятие имеет льготу по налогу на прибыль?
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса
Российской Федерации в 2001 году объектом обложения единым
социальным налогом для налогоплательщиков - организаций признаны
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу
работников по всем основаниям, в том числе выплаты в виде
материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу
физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым
договором либо договором гражданско - правового характера,
предметом которого является выполнение работ (оказание услуг).
Указанные выплаты, согласно пункту 4 статьи 236 Налогового
кодекса Российской Федерации, не подлежали обложению единым
социальным налогом, если они производились за счет средств,
остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на
доходы организаций (налога на прибыль). Для применения данной
нормы необходим факт уплаты налога.
Учитывая изложенное, а также то, что предприятие фактически
налог на прибыль не уплачивало, материальная помощь, выплаченная в
2001 году предприятием сотрудникам и неработающим пенсионерам,
облагается единым социальным налогом.
С 01.01.2002, согласно пункту 1 статьи 236 Закона Российской
Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
акты Российской Федерации о налогах и сборах", объектом обложения
единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско - правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).
Пунктом 3 вышеназванной статьи 236 определено, что указанные в
пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне
зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются
объектом налогообложения, если такие выплаты не отнесены
налогоплательщиком - организацией к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном
(налоговом) периоде.
12. Следует ли исчислять с 01.01.2002, в связи с вступлением в
силу Закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о налогах и
сборах", единый социальный налог на дивиденды, полученные от
участия в деятельности предприятий?
Дивиденд - это доход, выплачиваемый держателям акций
акционерного общества из его прибыли по итогам хозяйственной
деятельности за год после уплаты соответствующих налогов на
основании решения общего собрания акционеров (Экономика. Право.
Финансы. Термины и определения. ГНС РФ, М., 1995).
Согласно пункту 1 статьи 236 Закона Российской Федерации от
31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской
Федерации о налогах и сборах", вступившего в действие с 01.01.2002
г., объектом обложения единым социальным налогом для
налогоплательщиков - организаций, производящих выплаты физическим
лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско - правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по
авторским договорам.
Выплаты дивидендов не относятся к выплатам и иным
вознаграждениям, начисляемым налогоплательщиками - организациями в
пользу физических лиц, указанным в пункте 1 статьи 236
вышеназванного закона.
Следовательно, дивиденды единым социальным налогом не
облагаются.
13. Облагаются ли единым социальным налогом выплаты за сдачу в
аренду земли, если:
крестьянско - фермерское хозяйство берет в аренду земельные
паи физических лиц;
крестьянско - фермерское хозяйство (юридическое лицо) берет в
аренду землю крестьянско - фермерского хозяйства (индивидуальный
предприниматель)?
Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации
определено, что объектом обложения единым социальным налогом
(взносом) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе
вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ
(оказание услуг).
Верховный суд Российской Федерации решением от 24.02.1999 N
ГКПИ 98-808, 809 признал сдачу имущества в аренду возмездным
оказанием услуг.
Следовательно, в течение 2001 года выплаты за сдачу в аренду
земли физическим лицам крестьянско - фермерским хозяйством
подлежали налогообложению единым социальным налогом.
Выплаты за сдачу в аренду земли крестьянско - фермерским
хозяйством (индивидуальным предпринимателем) крестьянско -
фермерскому хозяйству (юридическому лицу) как вознаграждения,
выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, единым социальным
налогом не облагались.
С 01.01.2002 согласно пункту 1 статьи 236 Закона Российской
Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
акты Российской Федерации о налогах и сборах" не относятся к
объекту обложения единым социальным налогом выплаты, производимые
в рамках гражданско - правовых договоров, предметом которых
является переход права собственности или иных вещных прав на
имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с
передачей в пользование имущества (имущественных прав).
На Основании изложенного с 01.01.2002 г. выплаты за сдачу в
аренду земельных паев единым социальным налогом не облагаются.
14. Крестьянско - фермерское хозяйство в течение пяти лет
начиная с года регистрации в соответствии с пунктом 5 статьи 238
Налогового кодекса Российской Федерации имеет льготу по уплате
единого социального налога.
Представляются ли в данном случае хозяйством в налоговый орган
расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по единому
социальному налогу?
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в
налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые
декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если
такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и
сборах.
Крестьянско - фермерское хозяйство, являющееся в соответствии
со статьей 235 (по пункту 1 - как лицо, производящее выплаты
физическим лицам, по пункту 2 - как индивидуальный
предприниматель) Налогового кодекса Российской Федерации (в
редакции Закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о налогах и
сборах") плательщиком единого социального налога, обязано
представлять в налоговый орган по месту учета в порядке,
предусмотренном статьями 243, 244 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции вышеназванного закона от 31.12.2001 N
198-ФЗ), по итогам отчетных периодов - расчеты по авансовым
платежам, по окончании налогового периода - налоговую декларацию
по утвержденным формам.
По соответствующим кодам строк налогоплательщик указывает
объект налогообложения нарастающим итогом с начала года и суммы,
не подлежащие налогообложению, нарастающим итогом с начала года. В
целях осуществления контроля налоговым органом суммы, не
подлежащие налогообложению, должны быть расшифрованы.
15. Организация в 2002 году производит уплату взносов в
негосударственный пенсионный фонд в целях дополнительного
пенсионного обеспечения своих работников. Подлежат ли обложению
единым социальным налогом указанные суммы?
Согласно пункту 1 статьи 236 Закона Российской Федерации от
31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской
Федерации о налогах и сборах", вступившего в действие с 1 января
2002 г., объектом обложения единым социальным налогом для
налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям).
Если указанные выплаты и вознаграждения не отнесены
налогоплательщиком - организацией к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном
(налоговом) периоде, то они не признаются объектом налогообложения
(вне зависимости от формы, в которой они производятся).
В соответствии с пунктом 16 статьи 255 главы 25 "Налог на
прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации суммы
платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного
пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с
негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии,
выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации,
включаются в расходы на оплату труда и уменьшают налоговую базу на
прибыль. При этом совокупная сумма платежей (взносов)
работодателей, выплачиваемая по договорам негосударственного
пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях обложения
налогом на прибыль в размере, не превышающем 12 процентов от суммы
расходов на оплату труда.
Таким образом, сумма расходов работодателей по
негосударственному пенсионному обеспечению своих работников,
принимаемая к вычету для целей обложения налогом на прибыль,
облагается единым социальным налогом.
Пунктом 4 статьи 243 вышеназванного Закона от 31.12.2001 N
198-ФЗ определено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм
начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога,
относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому
физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
16. Производится ли возврат единого социального налога
предпринимателям, которые применяли в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную
систему налогообложения в связи с прекращением своей деятельности?
В 2001 году согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса
Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об
упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, являлись
плательщиками единого социального налога с дохода, определяемого
исходя из стоимости патента.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 главы 24
Налогового кодекса Российской федерации определено, что
индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве
работодателей, являются плательщиками единого социального налога.
В налоговый орган по месту постановки на учет он должен
представлять ежемесячно расчеты по авансовым платежам по выплатам,
начисленным наемным работникам, и по итогам года - налоговую
декларацию как работодатель, а также налоговую декларацию как
индивидуальный предприниматель по уплате налога с собственных
доходов.
При подаче заявления о прекращении деятельности
предприниматель не вносит авансовые платежи по не наступившим
срокам уплаты единого социального налога.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской
Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по
письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано
в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Если предприниматель прекратил деятельность с января 2002
года, то ему необходимо произвести уплату авансового платежа по
единому социальному налогу не позднее 15 января 2002 года и
представить налоговую декларацию по итогам 2001 года не позднее 30
апреля 2002 года.
В 2002 году в связи с изменением для данной категории
налогоплательщиков объекта обложения единым социальным налогом при
прекращении деятельности необходимо по уплаченным авансовым
платежам произвести перерасчет по фактически полученной валовой
выручке на дату подачи заявления о прекращении деятельности.
17. Могут ли данные по единому социальному налогу
корректироваться годовой декларацией или налогоплательщику
необходимо представлять уточненные расчеты по авансовым платежам?
В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 31.01.2002 N БГ-3-05/45 "Об утверждении
Инструкции по заполнению налоговой декларации по единому
социальному налогу (взносу)" в случае выявления у
налогоплательщика при заполнении налоговой декларации по единому
социальному налогу ошибки, которая была допущена при заполнении
расчетов по авансовым платежам по на логу за какой-либо один или
несколько отчетных периодов, налогоплательщик обязан за указанные
отчетные периоды представить в налоговый орган уточненные расчеты
по авансовым платежам.
Представленные в налоговый орган уточненные расчеты по
авансовым платежам являются основанием для проведения в лицевой
счет налогоплательщика доначисленных (уменьшенных) сумм по дате
представления уточненного расчета по сроку уплаты авансовых
платежей за тот отчетный период, за который представляется
уточненный расчет.
18. Предприятие имеет обособленные структурные подразделения,
расположенные как в Краснодарском крае, так и на территории других
субъектов Российской Федерации. Структурные подразделения не имеют
отдельного баланса, но имеют расчетный счет, самостоятельно
начисляют заработную плату своим работникам и в течение 2001 года
уплачивали единый социальный налог от лица предприятия.
Имеет ли предприятие право уплачивать налог за все структурные
подразделения централизованно по месту своего расположения?
В соответствии со статьей 19 части I Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации,
на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена
обязанность уплачивать налоги.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные
обособленные подразделения российских организаций исполняют
обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения
этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 243 Закона Российской
Федерации от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившего в
действие с 1 января 2002 года, только те обособленные
подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и
начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц,
исполняют обязанности организации по уплате единого социального
налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по
представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту
своего нахождения.
Так как обособленные подразделения данного предприятия не
имеют отдельные балансы, то предприятие должно с 01.01.2002 г.
производить уплату единого социального налога централизованно по
месту своего нахождения.
Поскольку в 2001 г. обособленные подразделения исполняли
обязанности организации по уплате единого социального налога
самостоятельно, то согласно письму МНС России от 06.09.2001 N
СА-6-05/687 "Об отдельных вопросах осуществления налогового
контроля за соблюдением налогового законодательства в части уплаты
единого социального налога (взноса) налогоплательщиками -
работодателями, в состав которых входят обособленные
подразделения" лицевые счета обособленных подразделений по месту
их нахождения по единому социальному налогу (взносу) должны быть в
двухнедельный срок закрыты налоговыми органами по месту нахождения
обособленных подразделений. В целях обеспечения полноты
поступления единого социального налога налоговые органы по месту
нахождения обособленных подразделений одновременно с копией
решения о закрытии лицевого счета обособленного подразделения
пересылают в налоговый орган по месту постановки на учет
предприятия копии авансовых расчетов (деклараций) за
соответствующие периоды.
19. Общественная организация инвалидов, среди членов которой
инвалиды составляют 80 процентов, освобождена от уплаты единого
социального налога в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи
239 Налогового кодекса Российской Федерации. Распространяется ли
данная льгота на филиал организации, члены которого не являются
инвалидами?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового
кодекса Российской Федерации от уплаты единого социального налога
с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей
в течение налогового периода на каждого работника, освобождаются
общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды
составляют не менее 80 процентов.
Право на применение вышеуказанной льготы имеет общественная
организация инвалидов, в которой инвалиды составляют 80 процентов
от общего числа работающих в головной организации и ее филиалах.
Если это условие соблюдено, то от уплаты налога с сумм выплат и
иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение
налогового периода на каждого отдельного работника, освобождаются
и головная организация и ее филиалы.
В число работающих включаются физические лица, в отношении
которых (с учетом положений Кодекса законов о труде и Гражданского
кодекса Российской Федерации) общественная организация инвалидов
является работодателем.
20. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238
Налогового кодекса Российской Федерации при непредоставлении
документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого
помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Какой нормой возмещения расходов по найму жилого помещения при
определении налоговой базы по единому социальному налогу (взносу)
следует руководствоваться при наличии у работника подтверждающих
фактически произведенные расходы документов, а также при
отсутствии указанных документов?
Согласно подпункту 2 (абзац 10) пункта 1 статьи 238 Налогового
кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым
социальным налогом при направлении в командировку работников
организациями, являющимися плательщиками названного налога,
фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по
найму жилого помещения.
Командировочные расходы без подтверждающих документов не могут
быть отнесены на затраты при формировании налоговой базы по налогу
на прибыль, так как в соответствии со статьей 270 названного
Кодекса отнесены к расходам, не уменьшающим базу по налогу на
прибыль, и поэтому согласно пункту 3 статьи 236 указанного Кодекса
не будут облагаться единым социальным налогом.
21. Как исчисляется единый социальный налог индивидуальными
предпринимателями при невозможности документального подтверждения
расходов?
Согласно пункту 3 статьи 237 Закона Российской Федерации от
31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской
Федерации о налогах и сборах" налоговая база для индивидуальных
предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими
налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в
натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом
расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов,
принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку
определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25
настоящего Кодекса.
Если налогоплательщики не в состоянии документально
подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве
индивидуальных предпринимателей, то единым социальным налогом по
ставке 22,8 процента будет облагаться в рассматриваемом случае вся
сумма полученных доходов.
22. Вправе ли отказаться от предоставленной льготы по уплате
единого социального налога общественная организация инвалидов?
Согласно пункту 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции Закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
федерации о налогах и сборах") от уплаты единого социального
налога освобождаются общественные организации инвалидов (в том
числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов),
среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные
отделения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса РФ
налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо
приостановить ее использование на один или несколько налоговых
периодов.
Учитывая вышеизложенное, общественные организации инвалидов
вправе отказаться от льготы по уплате единого социального налога
полностью или частично, а именно в отношении физических лиц,
которым необходимы отчисления в Пенсионный фонд, с сумм выплат,
начисленных налогоплательщиком в пользу указанных физических лиц,
уплачивать единый социальный налог в полном объеме.
23. Подлежат ли налогообложению единым социальным налогом
выплаты по договору пожизненного содержания с иждивением,
заключенному между предприятием и физическим лицом?
В 2001 году на основании пункта 1 статьи 236 части второй
Налогового кодекса РФ объектом обложения единым социальным
налогом для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты в
виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу
физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым
договором либо договором гражданско - правового характера,
предметом которого является выполнение работ (оказание услуг),
либо авторским или лицензионным договором, а также материальная
выгода.
Следовательно, в 2001 году суммы, потраченные предприятием на
оплату коммунальных услуг, необходимо учитывать при определении
налогооблагаемой базы по единому социальному налогу как
материальную выгоду.
Федеральным законом от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации о налогах и сборах" внесены дополнения и изменения в
главу 24 "Единый социальный налог".
С 1.01.2002 года в соответствии с пунктом 1 статьи 236
Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к объекту
налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско -
правовых договоров, предметом которых является переход права
собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные
права), а также договоров, связанных с передачей в пользование
имущества (имущественных прав).
К договорам гражданско - правового характера, предметом
которых является переход права собственности или иных вещных прав
на имущество (имущественные права), относятся, например, договоры
купли - продажи, аренды с последующим выкупом имущества, договор
пожизненного содержания с иждивением.
Согласно статье 601 Гражданского кодекса РФ по договору
пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин
передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок
или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который
обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением
гражданина.
На основании изложенного в 2002 году выплаты по договору
пожизненного содержания с иждивением не подлежат налогообложению
единым социальным налогом.
24. Каков порядок обложения единым социальным налогом выплат,
произведенных физическим лицом физическим лицам?
Согласно пункту 1 статьи 235 Закона Российской Федерации от
31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской
Федерации о налогах и сборах" плательщиками единого социального
налога признаны физические лица, не признаваемые индивидуальными
предпринимателями, производящие выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков - физических
лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 236 указанного Закона
признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско
- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 названного Закона
налоговая база для данной категории налогоплательщиков
определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных
пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, за налоговый период в
пользу физических лиц.
Согласно статье 242 вышеназванного Закона дата осуществления
выплат для налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых
индивидуальными предпринимателями, определяется как день выплаты
вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются
выплаты.
Статьей 434 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, что договор может быть заключен в любой форме,
предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров
данного вида не установлена определенная форма.
На основании изложенного, выплаты, произведенные физическим
лицом физическим лицам, облагаются единым социальным налогом в
общеустановленном порядке.
Начальник отдела
единого социального налога
УМНС России по Краснодарскому краю -
советник налоговой службы II ранга
А.В.ОДИНОКИЙ
Заместитель руководителя
УМНС России по Краснодарскому краю -
советник налоговой службы III ранга
П.В.ФИСЕНКО
|