ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2002 г. N 1421-П
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
Рассмотрев и обсудив проект закона Краснодарского края "О
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Краснодарском крае", Законодательное собрание Краснодарского края
постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Краснодарского края
"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в Краснодарском крае", внесенный комитетом Законодательного
собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки,
культуры, делам молодежи и спорту (прилагается).
2. Комитету Законодательного собрания Краснодарского края по
вопросам образования, науки, культуры, делам молодежи и спорту
обобщить предложения, замечания субъектов права законодательной
инициативы, с учетом поступивших поправок доработать указанный
законопроект и внести его на рассмотрение Законодательного
собрания Краснодарского края во втором чтении.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет Законодательного собрания Краснодарского края по
вопросам образования, науки, культуры, делам молодежи и спорту.
Председатель
Законодательного собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
Краснодар
27 марта 2002 года
N 1421-П
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания Краснодарского края
от 27 марта 2002 г. N 1421-П
Вносится
комитетом Законодательного собрания
Краснодарского края по вопросам образования,
науки, культуры, делам молодежи и спорту
Проект
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Настоящий Закон регулирует вопросы организации и
функционирования краевой системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае.
Статья 1. Правовая основа деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском
крае
Правовую основу деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае составляют
Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы
международного права, федеральные законы, иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, Устав Краснодарского края,
законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Краснодарском крае
1. Основными задачами деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском
крае являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений
и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и
устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах
законности, демократизма, гуманного обращения с
несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней,
индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с
соблюдением конфиденциальности полученной информации,
государственной поддержки деятельности органов местного
самоуправления и общественных объединений по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения
ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и
законных интересов несовершеннолетних.
Статья 3. Краевая и муниципальные целевые программы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Краевая целевая программа профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних разрабатывается администрацией
Краснодарского края и утверждается Законодательным собранием
Краснодарского края.
2. Органы местного самоуправления Краснодарского края
разрабатывают и реализуют муниципальные целевые программы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Краснодарского края, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
3. Финансирование краевой и муниципальных целевых программ по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Краснодарском крае осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов, а также за счет иных источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации и законодательством
Краснодарского края.
Статья 4. Органы и учреждения краевой системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В краевую систему профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, органы управления социальной защитой населения,
органы управления образованием и здравоохранением, органы опеки и
попечительства, органы по делам молодежи, а также учреждения,
созданные в этих органах в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и законодательством
Краснодарского края.
Статья 5. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав
1. Координация деятельности органов и учреждений краевой
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних возлагается на краевую комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
2. Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав, районные, городские, районные (окружные) в городах комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются и
действуют в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами
Краснодарского края.
3. Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав создается при главе администрации Краснодарского края и
действует на основании положения, утверждаемого Законодательным
собранием Краснодарского края. Численный и персональный состав
краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
определяется главой администрации Краснодарского края в
соответствии с законодательством Краснодарского края.
4. Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав:
координирует деятельность специализированных органов и
учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
осуществляет организационное и методическое руководство
деятельностью районных, городских и районных (окружных) в городах
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
разрабатывает проект и контролирует реализацию краевой целевой
программы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
принимает участие в разработке правовых актов по вопросам
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляет иные полномочия, установленные положением о
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными
нормативными правовыми актами Краснодарского края.
5. Районные, городские, районные (окружные) в городах комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются при
районных, городских, районных (окружных) в городах администрациях.
При администрациях сельских населенных пунктов, если они
расположены на значительном удалении от районных центров, также
могут создаваться сельские (поселковые) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
6. Районные, городские, районные (окружные) в городах комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются в составе
председателя (заместителя главы администрации района, города,
района (округа) в городе), заместителя председателя,
ответственного секретаря и членов комиссии. При необходимости в
состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может
быть введена должность инспектора по работе с детьми, а также
включены представители заинтересованных ведомств.
Численный и персональный состав комиссии определяется главой
администрации, при которой она создается, с учетом количества
несовершеннолетних, состояния правонарушений среди них, числа
органов, подконтрольных комиссии.
Председатель комиссии, его заместитель несут персональную
ответственность за организацию работы комиссии, законность
принимаемых постановлений (решений) комиссии и контроль за их
выполнением.
7. Финансовое и материально - техническое обеспечение
деятельности районных, городских, районных (окружных) в городах
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав возлагается
на органы исполнительной власти Краснодарского края и органы
местного самоуправления.
Статья 6. Образовательные учреждения в краевой системе
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В целях реализации задач профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних образовательные учреждения в
Краснодарском крае в соответствии с уставами указанных учреждений
или положениями о них:
оказывают социально - психологическую и педагогическую помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении
либо проблемы в обучении;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих
по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях,
принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего
образования;
выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и
оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
обеспечивают организацию в образовательных учреждениях
общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков,
клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществляют меры по реализации программ и методик,
направленных на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних.
Статья 7. Подразделения по делам несовершеннолетних органов
внутренних дел Краснодарского края
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних
дел Краснодарского края в соответствии с законодательством
Российской Федерации действуют в структуре главного управления
внутренних дел Краснодарского края, управлений внутренних дел
районов, городов, районов (округов) в городах.
Статья 8. Центры временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних дел Краснодарского края
1. Центры временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних дел Краснодарского края:
обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание
несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни,
здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
проводят индивидуальную профилактическую работу с
доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц,
причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний,
а также устанавливают обстоятельства, причины и условия,
способствующие их совершению, и информируют об этом
соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные
органы и учреждения;
доставляют несовершеннолетних в специальные учебно -
воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в
пределах своей компетенции другие меры по устройству
несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
2. Условия и порядок деятельности центров временной изоляции
для несовершеннолетних правонарушителей определяются федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Статья 9. Специальные учебно - воспитательные учреждения для
несовершеннолетних
1. Специальные учебно - воспитательные учреждения обеспечивают
психолого - медико - педагогическую реабилитацию и социальную
адаптацию несовершеннолетних, создают условия для получения ими
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования, начального профессионального образования.
2. Специальные учебно - воспитательные учреждения могут
создаваться органами исполнительной власти Краснодарского края в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.
3. Условия и порядок деятельности специальных учебно -
воспитательных учреждений определяются федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 10. Специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления
социальной защитой населения относятся:
социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних,
осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную
реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное
проживание и социальную реабилитации несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в
экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
предназначенные для временного содержания несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и
оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в
установленном порядке несовершеннолетние:
оставшиеся без попечения родителей или законных
представителей;
проживающие в семьях, находящихся в социально опасном
положении;
заблудившиеся или подкинутые;
самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из
образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, или других детских учреждений, за
исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно -
воспитательных учреждений;
не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств
к существованию;
оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в
социальной помощи и (или) реабилитации.
3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации:
оказывают психологическую, социальную и иную помощь семье,
содействуют возвращению детей в семью, к опекунам, попечителям;
участвуют в устройстве несовершеннолетних, обеспечивают
временное проживание безнадзорных несовершеннолетних с
предоставлением им бесплатного питания, медицинского обслуживания
ухода.
4. Специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, создаются по решению главы
администрации Краснодарского края, находятся в ведении органов
социальной защиты, по делам молодежи, образования и
здравоохранения, которые определяют виды учреждений и порядок их
деятельности, оказывают необходимую финансовую, организационно -
методическую и иную помощь.
Статья 11. Детские и молодежные общественные объединения в
системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Детские и молодежные общественные объединения участвуют в
осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних и пользуются соответствующей
информационной, организационной и материальной поддержкой органов
исполнительной власти Краснодарского края в порядке и на условиях,
определяемых законодательством Российской Федерации и
законодательством Краснодарского края.
Статья 12. Государственная поддержка благотворительных
организаций, участвующих в профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Благотворительные организации, принимающие участие в
деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, пользуются налоговыми, кредитными и иными
льготами, порядок предоставления которых определяется
законодательством Российской Федерации и законодательством
Краснодарского края.
Статья 13. Участие негосударственных некоммерческих
организаций в осуществлении мероприятий по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Участвуя в проведении мероприятий по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
негосударственные некоммерческие организации, общественные и
религиозные объединения:
осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое
воспитание и обучение несовершеннолетних;
способствуют утверждению среди несовершеннолетних здорового
образа жизни;
оказывают помощь многодетным семьям, детям - сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей;
содействуют социальной реабилитации и адаптации
несовершеннолетних, вернувшихся из мест исполнения наказания в
виде лишения свободы или специальных учебно - воспитательных
учреждений;
взаимодействуют с государственными организациями и
учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций,
участвующих в осуществлении мероприятий по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должна
соответствовать государственным социальным стандартам, которые
определяют основные требования к качеству и объемам психолого -
медико - педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их
оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья
несовершеннолетних.
Статья 14. Подготовка кадров для краевой системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Исполнительные органы государственной власти Краснодарского
края принимают меры по созданию учебных центров, осуществляющих
подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров и
специалистов для краевой системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, и содействуют их деятельности.
Статья 15. Обеспечение условий для организации досуга
несовершеннолетних
1. Организацию работы с несовершеннолетними по месту их
жительства осуществляет педагог (воспитатель) в соответствии с
положением, которое утверждается органом исполнительной власти
Краснодарского края.
2. Использование не по назначению молодежных и детских
центров, клубов, оздоровительных лагерей, турбаз и других
учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, зданий,
сооружений, оборудования и земельных участков этих учреждений, а
также необоснованное изъятие у указанных учреждений закрепленных
за ними или арендуемых ими зданий и помещений не допускаются.
3. Государственные учреждения культуры, физической культуры и
спорта Краснодарского края бесплатно выделяют не менее 1 процента
от реализуемых (распространяемых) ими билетов (абонементов) для
детей из неблагополучных семей.
4. Порядок обеспечения условий для организации досуга
определяется органом исполнительной власти Краснодарского края.
Статья 16. Обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних
1. В целях обеспечения занятости несовершеннолетних на предп-
риятиях, в учреждениях и организациях проводится квотирование ра-
бочих мест.
Размер квоты и порядок ее установления определяются
законодательством Российской Федерации и законодательством
Краснодарского края.
2. Перевод или переход несовершеннолетнего, не получившего
основного общего образования в общеобразовательной школе, в
вечернюю (сменную) школу, а также в учреждение начального
профессионального образования допускается в исключительных случаях
только по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и
защите их прав. При решении вопроса о переводе или переходе
несовершеннолетнего в вечернюю (сменную) школу или в учреждение
начального профессионального образования районная, городская,
районная (окружная) в городе комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав принимает меры к его трудоустройству.
3. Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок
информировать органы местного самоуправления об исключении
несовершеннолетнего.
Не допускается отказ несовершеннолетнему, получившему основное
общее образование, в получении образования следующей ступени в том
же образовательном учреждении.
4. Расторжение трудового договора с несовершеннолетним по
инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации
организации) допускается только при соблюдении общего порядка
расторжения трудового договора и с согласия соответствующей
государственной инспекции труда и комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
5. Во всех случаях подачи несовершеннолетним заявления с
просьбой об освобождении от работы по собственному желанию
администрация предприятия, учреждения, организации обязана в
трехдневный срок сообщить об этом в районную, городскую, районную
(окружную) в городе комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав, с тем чтобы комиссия в установленный законом срок могла
разобраться в действительных причинах подачи заявления об уходе и
принять меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе
или к его трудоустройству на другом предприятии, в учреждении,
организации.
Статья 17. Организация пропаганды здорового образа жизни и
социально полезного поведения среди несовершеннолетних
1. Органы исполнительной власти Краснодарского края
обеспечивают производство и распространение среди
несовершеннолетних информационных материалов, а также проведение
иных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и
социально полезное поведение несовершеннолетних.
2. Устная разъяснительная работа и иные мероприятия,
пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное
поведение несовершеннолетних, проводятся в порядке, определяемом
законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского
края, регулирующими вопросы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Статья 18. Обязанности родителей и лиц, их заменяющих, по
предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Родители (лица, их заменяющие) обязаны содержать и воспитывать
своих несовершеннолетних детей, обеспечивать получение ими
основного общего образования, а также осуществлять в целях
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
иные обязанности, возлагаемые на них законодательством Российской
Федерации и законодательством Краснодарского края.
Статья 19. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Финансовое обеспечение органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов с
учетом установленного порядка финансирования деятельности
указанных органов и учреждений. Дополнительными источниками
финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные
безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные
законодательством Российской Федерации и законодательством
Краснодарского края.
Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Ответственность граждан, должностных лиц и организаций за
нарушение настоящего Закона определяется федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Краснодарского края.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
|