УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РФ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
СООБЩЕНИЕ
от 15 февраля 2002 года
ВОЗИШЬ ЛЮДЕЙ - СОБЛЮДАЙ ЗАКОН
Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" предусмотрено, что оказание услуг на
территории Российской Федерации производится всеми предприятиями
(в том числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица) с обязательным применением контрольно - кассовых машин
(далее - ККМ). Правительство Российской Федерации Постановлением
от 30.07.93 г. N 745 утвердило "Перечень отдельных категорий
предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций (или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения ККМ" (далее -
Перечень).
Согласно пункту 1 данного Перечня (в редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. N 917) можно
осуществлять денежные расчеты без применения ККМ при оказании
услуг населению по перевозке общественным транспортом с выдачей
документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам,
утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по
согласованию с Государственной межведомственной экспертной
комиссией по ККМ, за исключением услуг по перевозке пассажиров
такси, в том числе маршрутными.
Исходя из вышеизложенного следует, что прием денег за оказание
услуг по перевозке в общественном транспорте может осуществляться
с применением контрольно - кассовой машины или выдачей билетов по
форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по
согласованию с Государственной межведомственной экспертной
комиссией по ККМ, в маршрутных такси должны использоваться ККМ, в
таксомоторах - таксометры.
Министерство финансов Российской Федерации по ходатайству
Министерства транспорта Российской Федерации письмом от 23.10.96
г. N 16-00-30-58 утвердило билеты на проезд в трамваях,
троллейбусах, автобусах городского, пригородного и внегородского
сообщения, которые применяются на всей территории края. Претензии
у налоговых органов края возникают к такси и транспорту,
работающему в режиме маршрутного такси, владельцы которых всеми
способами пытаются уклониться от выполнения требования
законодательства Российской Федерации.
Они полагают, что осуществление расчетов водителя
транспортного средства с пассажирами с использованием ККМ
отвлекает его от управления транспортным средством и может
негативно отразиться на безопасности дорожного движения.
Возложение на водителя транспортного средства такой обязанности,
по их мнению, противоречит ст. 8 Венской конвенции ООН от 08.11.68
г. "О дорожном движении", а также ст. 3 Федерального закона от
10.12.95 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения",
предусматривающих приоритетность жизни и здоровья граждан,
участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами
хозяйственной деятельности. Кроме того, введение ККМ на такси и
маршрутных такси и освобождение от такой обязанности иных
автотранспортных средств (автобусов) ставит хозяйствующие
субъекты, осуществляющие свою деятельность в сфере перевозок
пассажиров автобусами, в неравное положение, что противоречит
Закону Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Верховный суд Российской Федерации на заседании 01.08.2001 г.
рассмотрел заявления гражданина Ключука В.Ю. и ООО АТП
"Трансстройсервис" о признании недействительным пункта 1 Перечня в
отношении осуществления перевозок в маршрутных такси, которые
основываются на аналогичных заявлениях.
Верховный суд Российской Федерации считает, что невключение в
пункт 1 Перечня предприятий и физических лиц, оказывающих услуги
по перевозке пассажиров в такси, включая и маршрутные, требованиям
Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не
противоречит и прав последних по сравнению с законом, не нарушает,
поскольку в соответствии с названным законом все предприятия,
учреждения, организации и физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, при осуществлении денежных расчетов с населением при
оказании услуг обязаны применять ККМ. Из этого следует, что в силу
приведенного закона перевозчики пассажиров на маршрутных такси
обязаны применять ККМ при денежных расчетах с ними.
Не противоречит данное требование Федеральному закону "О
безопасности дорожного движения" и Венской конвенции, поскольку
при правильной эксплуатации транспортного средства применение
водителем ККМ при расчетах с пассажирами не может влиять на
безопасность дорожного движения.
Нельзя признать обоснованным утверждение о том, что применение
водителями ККМ может негативно отразиться на безопасности
дорожного движения, так как согласно п. 78 "Устава автомобильного
транспорта РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров
РСФСР от 08.01.69 г. N 12, на проезд в автобусе и маршрутном
таксомоторе, а также на провоз багажа каждый пассажир обязан иметь
билет.
Автотранспортное предприятие или организация обязаны
обеспечить продажу пассажиру проездного билета в порядке,
предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа
автотранспортом в РСФСР.
Правилами перевозок пассажиров и багажа (параграф 71),
утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.87 г. N 176,
предусмотрено, что билеты на проезд пассажиров в таксомоторах
городских и пригородных маршрутов продаются шоферами через кассу -
копилку, а также в других пунктах через специально уполномоченных
на то лиц. Продажа билетов в маршрутном таксомоторе производится
шоферами транспортного средства непосредственно при посадке
пассажиров в транспортное средство, т.е. до отправления
таксомоторного транспортного средства от остановочного пункта.
Из этого следует, что водитель обязан завершить расчеты с
пассажирами за проезд с использованием ККМ до отправления от
остановочного пункта, в связи с чем использование водителем при
расчетах с пассажирами ККМ не может каким - либо образом влиять на
безопасность дорожного движения.
В случае использования водителем ККМ при расчетах с
пассажирами в процессе дорожного движения, т.е. после отправления
транспортного средства от остановки, им допускается нарушение
положений Венской конвенции ООН и требований Федерального закона
"О безопасности дорожного движения", чего он не вправе делать.
Не может суд принять во внимание также и довод о том, что
освобождение перевозчика от применения ККМ при перевозке
пассажиров другими автотранспортными средствами нарушает равенство
хозяйствующих субъектов, поскольку никакого нарушения равенства
прав в данном случае не допускается. Как те, так и другие
перевозчики не ограничиваются в праве перевозок пассажиров, форма
же расчетов с пассажирами за проезд, включая и применение ККМ, не
может быть, по мнению суда, расценена как нарушение равенства прав
хозяйствующих субъектов по оказанию услуг, связанных с перевозками
пассажиров.
Суд при этом принимает во внимание также и то обстоятельство,
что названным выше законом Правительству Российской Федерации
предоставлено право утверждать Перечень предприятий и организаций,
которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять
расчеты с населением без применения ККМ. В силу специфики
деятельности организаций (физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица) по перевозке пассажиров маршрутными такси (отсутствие
фактически какой - либо возможности установления действенного
контроля за полученной выручкой) в отличие от перевозок пассажиров
автобусами, где имеющийся механизм такого контроля позволяет
обходиться без применения ККМ, Правительством Российской Федерации
перевозчики пассажиров маршрутными такси и не были включены в
Перечень, что в полной мере согласуется с требованиями
вышеприведенного закона.
Таким образом, суд признал правомерным требование
законодательства о применении ККМ при перевозках пассажиров
маршрутными такси.
Перевозка пассажиров на территории Краснодарского края
осуществляется в соответствии с законом Краснодарского края от
07.07.99 г. N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным
транспортом в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями от
13.03.2001 г.). В статье 3 данного закона дается понятие термина
маршрутного таксомотора и маршрутных таксомоторных перевозок:
- маршрутный таксомотор - легковой автомобиль или автобус
особо малой и малой вместимости, используемый для осуществления
маршрутных таксомоторных перевозок;
- маршрутные таксомоторные перевозки - перевозки пассажиров по
установленным маршрутам городского, пригородного и междугородного
сообщений на маршрутных таксомоторах с целью предоставления
населению транспортных услуг повышенной комфортности, в том числе
перевозка пассажиров только на местах для сидения, остановки в
пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с
соблюдением Правил дорожного движения.
Таким образом, если осуществляются услуги по перевозке
пассажиров с соблюдением следующих критериев:
- автобусы особо малой и малой вместимости;
- остановки осуществляются по требованию в любом месте
маршрута, а не строго на остановках;
- перевозка пассажиров осуществляется только на местах
сидения, т.е. автобусами повышенной комфортности;
- стоимость проезда значительно выше, чем в городских
автобусах;
- льготы в полном объеме, как это предусмотрено
законодательством в городском общественном транспорте, не
предусмотрены, - то данные услуги по перевозке пассажиров
относятся к услугам на транспорте, работающем в режиме маршрутного
такси, так как понятие "маршрутный" характеризует услугу по
перевозке пассажиров, а не транспортное средство само по себе.
В IV квартале 2001 года налоговыми органами Краснодарского
края было проведено 694 проверки порядка соблюдения Закона
Российской федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" при оказании услуг
населению по перевозке общественным транспортом. В 391 случае было
зафиксировано неприменение ККМ. По всем выявленным нарушениям
закона в соответствии со статьей 257 КоАП РФ налоговыми органами
Краснодарского края наложены штрафные санкции.
В случае несогласия с решениями налоговых органов предприятия
и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, обращаются в арбитражные суды
Краснодарского края и Северо - Кавказского округа. Арбитражным
судом Краснодарского края Северо - Кавказского округа на данный
момент рассмотрено 16 дел по данному вопросу, и все они были
удовлетворены в пользу налоговых органов.
Советник налоговой службы II ранга,
УМНС России по Краснодарскому краю
А.ДЕРЮГИН
|