УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 10 января 2002 г. N 2.23-8-6
ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО
НАЛОГА С 1 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА
Федеральным законом от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации
о налогах и сборах" внесены дополнения и изменения в главу 24
"Единый социальный налог" НК РФ. Рассмотрим внесенные изменения и
дополнения в форме вопросов и ответов.
1. Что является объектом налогообложения единым социальным
налогом для индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения?
В соответствии с пунктом 2 статьи 236 НК РФ объектом
налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства", является валовая выручка.
Пунктом 3 Федерального закона от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" определено, что валовая
выручка исчисляется как сумма выручки, полученная от:
реализации товаров (работ, услуг),
продажной цены имущества, реализованного за отчетный период,
внереализационных доходов.
Налоговая база по единому социальному налогу для
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, определяется с учетом положений пункта 3 статьи
237 НК РФ как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
2. Облагаются ли единым социальным налогом выплаты,
производимые по договорам гражданско - правового характера,
предметом которых является переход права собственности или иных
вещных прав на имущество (имущественные права), и договорам,
связанным с передачей в пользование имущества (имущественных
прав)?
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ не относятся к объекту
налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско -
правовых договоров, предметом которых является переход права
собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные
права), а также договоров, связанных с передачей в пользование
имущества (имущественных прав).
К договорам гражданско - правового характера, предметом
которых является переход права собственности или иных вещных прав
на имущество (имущественные права), относятся, например, договоры
купли - продажи, аренды с последующим выкупом имущества.
К договорам, связанным с передачей в пользование имущества
(имущественных прав), относятся, например, договоры аренды
имущества (транспорта, квартир, земельного пая).
В то же время налоговая база для работодателей - организаций и
индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим
лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений,
начисляемых налогоплательщиками за налоговый период в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам,
предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам. Пунктом 1
статьи 237 НК РФ отмечено, что при определении налоговой базы
учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм,
указанных в статье 238 НК РФ "Налоговые льготы"), вне зависимости
от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности,
полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных
или иных прав), предназначенных для физического лица - работника
или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания,
отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по
договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых
платежей, взносов:
- по обязательному страхованию работников, осуществляемому
налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ;
- налогоплательщика по договорам добровольного личного
страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года,
предусматривающим оплату страховщикам медицинских расходов этих
застрахованных лиц;
- налогоплательщика по договорам добровольного личного
страхования работников, заключаемым исключительно на случай
наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным
лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых
обязанностей).
Таким образом, полная или частичная оплата налогоплательщиком
имущественных прав физического лица - работника или членов его
семьи (вне зависимости от формы, в которой она осуществляется)
облагается единым социальным налогом.
Справочно: круг вещных прав назван в статьях 209, 216 ГК РФ.
Помимо права собственности и прав, перечисленных в ст. 216 ГК, к
вещным относятся право залога (ст. 334 ГК), права членов семьи
собственника жилого помещения (ст. 292 ГК), право хозяйственного
ведения и оперативного управления. Отличительным признаком вещного
права является его объект - индивидуально определенное имущество.
Под индивидуально определенным имуществом понимаются как
материальные вещи, так и имущественные права. Имущественное
право - это право собственника владеть, пользоваться и
распоряжаться своим имуществом.
3. Являются ли организации (предприниматели), переведенные на
уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности, плательщиками единого социального налога?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 г.
N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных
видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 31.12.2001
г. N 198-ФЗ) с плательщиков этого налога не взимаются налоги,
предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением:
1) государственной пошлины;
2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
3) лицензионных и регистрационных сборов;
4) налога на приобретение транспортных средств;
5) налога на владельцев транспортных средств;
6) земельного налога;
7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных
документов, выраженных в иностранной валюте;
8) налога на доходы, уплачиваемые физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов,
получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в
сферах, указанных в статье 3 Федерального закона от 31.07.98 г. N
148-ФЗ;
9) удержанных сумм налога на доходы физических лиц, а также
налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в
РФ в случаях, когда законодательными актами РФ о налогах
установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат;
10) единого социального налога.
С учетом вышеизложенного, в соответствии со статьей 2
Федерального закона от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и
сборах" организации и индивидуальные предприниматели, переведенные
на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности, с 1 января 2002 года являются плательщиками единого
социального налога.
4. Признаются ли объектом налогообложения выплаты и
вознаграждения, производимые налогоплательщиком - организацией,
индивидуальным предпринимателем или физическим лицом в пользу
физических лиц, за счет нераспределенной прибыли прошлых лет или
прибыли текущего года?
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом
налогообложения для налогоплательщиков - организаций,
индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим
лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско - правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по
авторским договорам.
Для налогоплательщиков - физических лиц (не признаваемых
индивидуальными предпринимателями) и производящих выплаты
физическим лицам, объектом налогообложения являются выплаты и иные
вознаграждения по трудовым и гражданско - правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Вышеперечисленные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от
формы, в которой они производятся) не признаются объектом
налогообложения, если:
выплаты и вознаграждения не отнесены налогоплательщиком -
организацией к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на
прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде,
определенными в соответствии с главой 25 НК РФ;
выплаты и вознаграждения у налогоплательщиков - индивидуальных
предпринимателей или физических лиц не уменьшают налоговую базу по
налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом)
периоде.
5. Как определяется налоговая база по единому социальному
налогу налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых
индивидуальными предпринимателями и производящих выплаты
физическим лицам?
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 237 НК РФ налоговая
база данной категории налогоплательщиков определяется как сумма
выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 НК
РФ, за налоговый период в пользу физических лиц.
6. Как определяется налоговая база по единому социальному
налогу налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и
адвокатов?
Налоговая база согласно пункту 3 статьи 237 НК РФ определяется
как сумма доходов, полученных налогоплательщиками -
индивидуальными предпринимателями и адвокатами за налоговый период
как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской
либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов,
связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых
к вычету в целях налогообложения данной группой
налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку
определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
7. Что является отчетным периодом по единому социальному
налогу?
Статьей 240 НК РФ определено, что отчетным периодом по единому
социальному налогу является первый квартал, полугодие и девять
месяцев календарного года.
8. Как определить ставку налога, подлежащего уплате
налогоплательщиками - работодателями в федеральный бюджет?
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма налога
(авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный
бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими
за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по
страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование
(налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из
тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от
15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового
вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа
по налогу), подлежащего уплате в федеральный бюджет, начисленную
за тот же период.
Например: Для налогоплательщиков - работодателей ставка
налога, зачисляемого в федеральный бюджет, при величине налоговой
базы до 100 тыс. руб. указана в таблице 1 статьи 241 НК РФ - 28
процентов.
Статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" тариф страхового взноса при базе для начисления до 100
тыс. руб. для мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин с 1957 по
1966 г. рождения установлен 14 процентов.
Следовательно, ставка единого социального налога, зачисляемого
в федеральный бюджет, равна 14 процентам (28 процентов - 14
процентов).
9. Какие особенности применения регрессивной шкалы ставки
налога?
Пунктом 2 статьи 241 НК РФ предусмотрено, что если на момент
уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками,
производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года
величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо,
деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом
периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по
максимальной ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 241 НК РФ,
независимо от фактической величины налоговой базы на каждое
физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база
удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового
периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного
работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30
человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников,
имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с
численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в
пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру
доходы.
При расчете налоговой базы в среднем на одного работника
учитывается средняя численность работников, определяемая в
соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской
Федерации по статистике от 07.12.98 г. N 121 "Об утверждении
инструкции по заполнению организациями сведений о численности
работников и использовании рабочего времени в формах федерального
государственного статистического наблюдения".
При определении условий применения регрессивной шкалы ставки
налога принимается средняя численность работников, учитываемых при
расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
10. Как определяется дата осуществления выплаты вознаграждения
физическому лицу другим физическим лицом, не признаваемым
индивидуальным предпринимателем?
Согласно абзацу третьему части первой статьи 242 НК РФ дата
осуществления выплаты вознаграждения определяется как день выплаты
вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляется
выплата.
11. Какой порядок исчисления единого социального налога
налогоплательщиками - работодателями?
В течение отчетного периода (первый квартал, полугодие и
девять месяцев календарного года) по итогам каждого календарного
месяца налогоплательщики - работодатели производят исчисление
ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины
выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для
налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода
до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки
налога.
Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая
уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных
сумм ежемесячных авансовых платежей.
12. Какие сведения представляют налоговые органы органам ПФР
по единому социальному налогу?
Пунктом 7 статьи 243 НК РФ законодатель обязал налоговые
органы представлять в органы ПФР копии платежных поручений
налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения,
необходимые для осуществления органами ПФР обязательного
пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую
тайну.
Органы ПФР представляют в налоговые органы информацию о
доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых
для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Государственный советник
налоговой службы III ранга
С.В.ДЕРКАЧ
|